Методика нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Педагогика
Страниц:
39

1540 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение
Актуальность. В настоящее время актуализировалась проблема нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов. В Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года президент отметил, что «нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить сирот — их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе» [37].
Результаты общероссийских мониторингов выявили низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум молодых людей из числа подростков- сирот. Они «поставляют» значительное количество безработных, правонарушителей, становятся источником новой волны социального сиротства и т. д.
В отечественной психологии в рамках эмпирических исследований достаточно полно изучены проблемы личностного развития подростков институциональной системы воспитания. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых рассматривают проблемы взросления подростков — сирот с позиции «социальных вывихов». Они справедливо отмечают, что нарушение с самого раннего возраста условий, необходимых для полноценного психического и социального развития ребенка, препятствует формированию у него способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. Пассивность жизненной позиции, безразличие установок по отношению к своему статусу, иждивенчество, несформированность социальных умений и навыков отрицательно сказываются на процессе взросления [27]. А. М. Махонько и Н. А. Иванюк, выделяя следовые признаки переживаний психотравмирующих событий подростками — сиротами, замечают, что их «вливание» в открытое общество сопряжено с рядом трудностей, которые обусловлены асоциальной мотивацией, уклонениями от исполнения социальных ролей, дефектами в системе общения, социального контроля и т. д.
Переживание собственной «социальной исключительности» затрудняет их интеграцию в общество и зачастую не позволяет воспользоваться теми льготами, которые предоставляет им государство в отношении образования и социальной поддержки.
Инновационные модели и технологии сопровождения подростков-сирот с проблемами переживаний психотравмирующих событий остаются малодоступными для многих специалистов. Практические работники постоянно жалуются на дефицит научно — методических разработок, раскрывающих конкретные модели и технологии помощи лицам из числа детей-сирот.
Объект исследования — процесс сопровождения переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов.
Предмет исследования — методика нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов
Цель исследования — изучение связи процесса сопровождения с методикой нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов.
Задачи:
— представить социально-психологическую характеристику подростками воспитанниками школ-интернатов;
— определить особенности формирования переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов;
— представить опыт работы педагогов школ-интернатов по нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками.

ПоказатьСвернуть

Содержание

Введение 5

Глава 1. Теоретические основы переживаний психотравмирующих событий подростками воспитанниками школ-интернатов 7

1.1. Социально-психологическая характеристика подростков воспитанников школ-интернатов 7

1.2. Особенности формирования переживаний психотравмирующих событий у подростков воспитанников школ-интернатов 12

Глава 2. Этапы нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками — сиротами 18

2.1. Первый этап нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками — сиротами 18

2.2. Второй этап нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками — сиротами 21

2.3. Третий этап нейтрализации переживаний психотравмирующих событий подростками — сиротами 31

Заключение

Список литературы 38

Список литературы

1. Абабков В. А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004. 166 с.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Т Ц Сфера, 2008. — 665 с.

3. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк — Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. — М., 2000, — 296 с.

4. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. — М.: ЭКСМО, 2002. — 352 с.

5. Бизюк А. П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): Методические рекомендации. СПб., 2003.- 96 с.

6. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007, 30 с.

7. Боулби Дж. Детям любовь и заботу. М. :Просвещение, 1991. С. 144−154.

8. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростка до престарелых. — М. 2001.- 246 с.

9. Васильева Н. Л. Программа сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков // Вестник Поморского Университета. 2007, № 1. -с. 65−72.

10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Эксмо, 2005.- 284с.

11. Волков Б. С. Психология подростка. М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2005. — 205 с.

12. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: Знание, 2008.- 268 с.

13. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.

14. Гринбергер Д., Падески К. Управление настроением: методы и упражнения — Спб.: Питер, 2008.- 246 с.

15. Евмененко Е. В., Хорошилова Н. Ю. Организация и содержание деятельности психолога интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Хорошилова — Ставрополь: Издательство ГОУ ВПО СГПИ, 2009. — 90 с.

16. Елисеев В. В. Психосоматические заболевания. Справочник.- М., 2003.- 344 с.

17. Ильин Е. П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — Вып. 5.

18. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 144 с.

19. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. — 292 с.

20. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. — Белгород, 2002.- 200 с.

21. Манько Ю. В. Огаян К.М. Социология молодежи. — СПб.: ИД «Петрополис», 2008. — 316с.

22. Матяш Н. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа. — М.: Пед. об-во России, 2010.- 242 с.

23. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: монография / В. Д. Менделевич. — Издательство «Речь», 2006. — 445 с.

24. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. Под ред. Ю. М. Жукова. — М.: Аспект Пресс, 2004.- 238 с.

25. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1−11 классов» (методическое пособие): / М. Ю. Михайлова, Криволапова Е. Л., Михайлов И. С., Ткаченко И. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007 — 344 с.

26. Осипова И. И. Звено системы по защите прав ребенка / И. И. Осипова // Детский дом. — АНО «Детский дом».- 2009, № 2, с. 4−11.

27. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков, — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, — 304 с.

28. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 168 с.

29. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. Монография. Спб: «Речь», 2003.- 312 с.

30. Сагайдачная А. П. Природа страха, тревоги, тревожности. Пути преодоления. http: //www. centrnadejda. ru/messages/blog/543

31. Соколова Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М.: Изд. МГУ, 2009.- 268 с.

32. Тхостов А. Ш. Психология телесности: учебное пособие. — М.: Смысл, 2002.- 288 с.

33. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания: учебное пособие.- М., 2001.- 328 с.

34. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. — Минск, 1999. — С. 48−49.

35. Хорошилова Н. Ю. Влияние психологического сопровождения на процесс социализации воспитанников детского дома. Монография / Н. Ю. Хорошилова. — Ставрополь, 2010. — 120 с.

36. Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: дис. … кандидата психологических наук / Светлана Васильевна Чебарыкова.- М., 2005.- 189 с.

37. Шпорт С. В. Особенности формирования психических расстройств у беженцев / С. В. Шпорт // Вопросы клинической психологии. II Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. — Казань, 2014, с. 14−18.

38. Шудегова О. И. Педагогические условия эффективной реабилитации детей и подростков «группы риска». Москва, ИТИП, 2006. — 242 с.

Заполнить форму текущей работой