Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и психической депривацией

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Логопедия
Страниц:
89

6050 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы


Многие учёные (Г.А. Волкова [7], М. Я. Ярмакович [7], Н. М. Дворянцева [13], И. А. Залысина [15], Е. Ю. Смирнова [15], Л. В. Боханова [6], Г. М. Землянухина [16], М. И. Лисина [16], М. А. Илюк [18], Л. В. Лопатина [28], Е. В. Бордовская [28] и др.) отмечают особенности развития речи детей в условия психической депривации. У детей в условиях депривации отмечается недоразвитие всех компонентов речевой системы [6]. У детей, которые воспитываются в детских домах, имеются нервно-психические заболевания, детей наблюдаются множественные речевые отклонения [13]. М. И. Лисина, Т. М. Землянухина, говоря об особенностях общения детей, обучающихся в детских домах, отмечают резкое снижение их познавательной активности и стойкую задержку всех психических функций [16].
Цель исследования: выявить уровень сформированности лексики у детей с общим недоразвитием речи и психической депривацией.
Объект исследования: словарь дошкольников 5−6 лет с общим недоразвитием речи и психической депривацией.
Предмет исследования: особенности лексики у дошкольников 5−6 лет с общим недоразвитием речи и психической депривацией.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ специальной психологической, педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования лексики у дошкольников
3. Проведение констатирующего эксперимента.
4. Сравнительный анализ результатов эксперимента.
Гипотеза: учитывая специфику социальных условий, в которых воспитываются дети с психической депривацией, можно предположить, что формирование лексикона дошкольников с ОНР, воспитывающихся в детском доме, будет иметь количественные отличия и качественное своеобразие по сравнению как с нормально развивающимися дошкольниками, так и детьми с ОНР, воспитывающимися в семье.

ПоказатьСвернуть

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с нарушенным развитием 6

1.1. Понятие лексики в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Развитие лексики детей в онтогенезе 7

1.3. Характеристика общего недоразвития речи у детей 13

1.4. Нарушения лексики у дошкольников с ОНР 16

1.5. Особенности речевого развития детей с психической депривацией 21

Выводы по главе 1 23

Глава 2. Методика и организация исследования 25

2.1. Цель и задачи исследования 25

2.2. Методика исследования 25

2.3. Организация исследования 31

Глава 3. Особенности нарушений лексики у дошкольников с ОНР и психической депривацией 33

3.1. Особенности нарушения лексики детей с нормальным речевым развитием 33

3.2. Особенности нарушения лексики детей с ОНР, воспитывающихся в семье 42

3.3. Особенности нарушения лексики детей с психической депривацией 51

3.4. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием, ОНР и у детей с психической депривацией 61

Заключение 72

Список литературы 74

Приложение 79

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000. — 243 с.

2. Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой — М., 1990. — 24 с.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. — М., 2004. — 264 с.

4. Барменкова Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1995. — 17 с.

5. Божович Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 464 с.

6. Боханова Л. В. О развитии речи старших дошкольников детского дома // Дефектология. 1992. № 2−3.- С. 36 — 43

7. Волкова Г. А., Ярмакович М. Я. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых / Под ред. Г. А. Волковой. — Л., 1987. — С. 7

8. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2004. — 144 с.

9. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников — М., 2002. — 256 с.

10. Воронова А. П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1993. — № 1. — С. 47 — 54.

11. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. — С. 51.

12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 2007. — 472 с.

13. Дворянцева Н. М. О состоянии здоровья детей-воспитанников семейных детских домов // Актуальные проблемы современного детства. — М., 1992. — С. 72 — 85

14. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. — 320 с.

15. Залысина И. А, Смирнова Е. Ю. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. № 4. -т С. 31 — 37.

16. Землянухина Г. М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1992. — С. 36 — 59

17. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1989. — 286 с.

18. Илюк М. А. К проблеме воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в дошкольном детском доме // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. — Л., — С. 153 — 155

19. Илюк М. А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. — М., 2008. — 210 с.

20. Илюк М. А. Методика логопедической работы с детьми дошкольного возраста в детском доме // Нарушения речи, методы изучения и коррекция. — СПб., 1993. — С. 72

21. Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук. — СПб., 2007. — 36 с.

22. Кроткова А. В., Дроздова Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 — № 1. — С. 26 — 34.

23. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — СПб., 2004. — 224 с.

24. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. — М., 2005. — 222 с.

25. Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие: В 2 т. — Т. II — М., 1997. — С. 23 — 32.

26. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. — М, 1967. С. 314 — 370

27. Логинова В. И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. — М., 2000. — С. 226 — 236.

28. Лопатина Л. В., Бордовская Е. В. Особенности формирования лексики детей в условиях психической депривации // Онтогенез речевой деятельности. — М., 1999. — С. 432 — 436

29. Лурия А. Р. Развитие значения слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. — М., 2000. — С. 195 — 199.

30. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000. — С. 40 — 49

31. Ляховская Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2000. — С. 223 — 226.

32. Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи // Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 5 — 12.

33. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с ОНР// Логопед — 2005 — № 2 — С. 34.

34. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., 2004. — 528 с.

35. Парамонова Л. Г., Лебедева Г. А. Накопление словарного запаса детьми дошкольного возраста. — М., 2004. — 208 с.

36. Переслени Л. И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 15 — 22.

37. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., 1973. — 272 с.

38. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов — М., 1985. — 357 с.

39. Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., 2002. — 232 с.

40. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции — М., 2003. — 160 с.

41. Спирова Л. Ф. Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования речи детей /Под ред. Чиркиной Г. В. — М., 2005 — С. 35.

42. Тимофеева Г. С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста //Логопед — 2005 — № 2 — С. 75.

43. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1988. — 124 с.

44. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. — М., — 2001. — 107 с.

45. Усанова О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. — 1993. — № 2. — С. 3 — 12.

46. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984. — 240 с.

47. Филичева Т. Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.- 128 с.

48. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2005. — 224 с.

49. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. — М., 1993. — 103 с.

50. Фишман М. Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 3 — 9.

51. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 1994. — № 2. — С. 9 — 14.

52. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2000. — 240 с.

53. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание, 2006-№ 11 — С. 65 — 75.

54. Чистякова И. А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб., 2005. — 96 с.

55. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М., 2003. — 240 с.

56. Шипицина Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. — 1999. — № 5. — С. 3 — 10

57. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969. — 115 с.

Заполнить форму текущей работой