Развитие творческого экспериментирования у младших дошкольников

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Дошкольная педагогика
Страниц:
81

6050 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Заключение
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвигаемую гипотезу.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных программах позволил выявить тот факт, что во многих недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны — реализовывать стандарт.
Среди возможных средств развития творческого экспериментирования младших дошкольников особого внимания заслуживает нетрадиционные виды рисования.
Анализ исследований показывает, что развитие творческого экспериментирования будет более эффективным в процессе интересной привлекательной содержательной деятельности, одной из которых является нетрадиционное рисование.
Недостаточная методическая разработанность данной идеи определила цель исследования выявить возможности развития творческого экспериментирования у детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Анализ экспериментальных данных не показал взаимосвязь развития экспериментирования развития изобразительной деятельности, возможно, это связанно с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Были выявлены недостатки в организации детской деятельности и развитии исследовательской активности. Недостаточная компетентность воспитателя тормозит развитие у детей таких умений как видение проблем, выдвижение гипотез, поиск рациональных способов решения задач, стремление к комбинаторному перебору вариантов решения и самостоятельному осуществлению деятельности.
Результаты корреляционного анализа, проведённого посредством компьютерных средств, не показал наличие значимых связей.
Выявлено, что причинами данных особенностей развития экспериментирования могут являться особые педагогические условия. Представления педагогов по проблеме исследования адекватны. Но проявляется несколько формальное, не всегда адекватное планирование работы по направлению, создание адекватной, но не всегда востребованной среды.
Обнаружено, что большинство детей могут принимать задачу, выдвигать гипотезу, способы решения. Однако, выдвигаемая гипотеза носит шаблонный характер (на основе имеющихся знаний), решение носит манипулятивный характер или используется метод «проб и ошибок». Только небольшое число детей умеют обобщать результаты, поясняют связи.
Согласно выявленным особенностям были намечены направления работы:
Наша система работы по развитию творческих способностей представляет собой систему занятий по ознакомлению с нетрадиционными способами рисования.
Содержание системы работы представлено в разделах: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Птицы», «Цветы», «Сказки».
Логика изложения…

ПоказатьСвернуть

Содержание

Введение 3

Глава 1. 3

1.1. Психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста 3

1.2. Проблема развития экспериментирования 3

1.3. Экспериментирование 3

Выделяют следующую структуру эксперимента: 3

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность, направленная на формирование творческого экспериментирования детей младшего дошкольного возраста 3

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 3

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 3

2.2. Формирование предпосылок творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования 3

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 3

Заключение 3

Список литературы 3

Список литературы

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004 г.

2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», — М., 1998 г.

3. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.

4. Архарова Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. — Мосальск, «Воспитатель года», 2006. — 30 с.

5. Архип И. А. Изобразительная деятельность как средство коррекционной педагогики // Эстетическое воспитание дошкольников: Сборник научных трудов. — Мурманск: МГПИ, 1993. — С. 82−85.

6. Ахтямова А. А. и др. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 3. — Тверь: ТГУ, 1996. — С. 47−54.

7. Байкина Л. Г. Повышение творческой активности учащихся средствами цветовых решений в рисовании // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и школьного возраста: Сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — С. 117−122.

8. Бачерикова Л. Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы: Автореф. дис. … канд. биол. наук. — М., 1979. — 18 с.

9. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.М., «Советская Энциклопедия», 1987.

10. Возрастная психология: Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н. В. Лаврова. — М.: Просвещение, 1965. -295с.

11. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 41−43.

12. Водянская М. С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование № 11 (83) июнь 2002, С. 22−23.

13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

14. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

15. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

16. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: Скрипторий, 2003. — 80 с.

17. Зебзеева, В. А. Теории и технологии дошкольного образования / В. А. Зебзеева. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009.

18. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. // Мир растений. — М.: Т Ц Сфера, 2004. — 240 с.

19. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: Т Ц Сфера, 2004. — 56 с.

20. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.

21. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек. / А. И. Иванова. — М.: Сфера, 2005.

22. Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. — Т Ц Сфера. — 2006.

23. Идом, Х. Домашняя лаборатория: Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами / Х. Идом, К. Вудворд. — М.: Сфера. — 2000.

24. Иванникова С. В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 112−113.

25. Иванова О. Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. — Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997. — С. 33.

26. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. — М.: Гном и Дом, 2004.

27. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1985.

28. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

29. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1982.

30. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.

31. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

32. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» — Ярославль, 2007 г.

33. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2−7 лет «Цветные ладошки"/ И. А. Лыкова. — М.: «Карапуз — дидактика», 2006.- 144 с.

34. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково — познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. № 8. С. 60−64.

35. Лыкова И. А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Т. Кудрявцев, Л. А. Парамонова. — М.: Аванти, 2000. — С. 157−158.

36. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С. 12−16.

37. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.- 240 с.

38. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. — 320 с.

39. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПБ.: КАРО, 2008.- 90 с.

40. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О. А. Новиковская. — СПб.: Детство-Пресс. — 2010.

41. От педагогики повседневности — к педагогике развития// Журнал Дошкольное воспитание. № 11/2004.

42. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 64 с.

43. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996.

44. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. № 1. с. 6.

45. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: Аркти, 2008.

46. Познаем, исследуем, развиваемся / под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир: ВОИУУ, 2002. — 304 с.

47. Пантиков В. А. Учимся рисовать — учимся творить. — Красноярск, 1993.

48. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. — М. — Рига, 2000. — 160 с.

49. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. — М., 1985.

50. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: Т Ц Сфера, 2005. — 64 с.

51. ТРИЗ в изодеятельности.- г. Набережные Челны, 2007 г.

52. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.

53. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3−7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.

54. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

55. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.

56. Фомина О. Н. Дети рисуют сказку // Ребенок в детском саду № 6 2005, с. 60−65.

57. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г. В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

58. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. № 6. С. 13

59. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2006. — 144 с.

60. Юхименко Н. В каждой каракуле, кляксе видеть звезды, облака // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 4. — С. 4−5.

61. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, № 6, 1985.

Заполнить форму текущей работой