Адаптационные характеристики и успешность обучения младших школьников

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Психология
Страниц:
71

6050 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Исходя из цели исследования, гипотезы, а также объекта и предмета, в работе были поставлены следующие задачи:
 Провести теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к социально-психологической адаптации личности;
 Определить структурно-содержательные характеристики феномена социально-психологической адаптации;
 Представить анализ современных исследований факторов социально-психологической адаптации личности;
 Изучить проблему интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации;
 Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязиадаптационных характеристик личности и успешности обучения младших школьников;
 Проследить динамику успешности обучения младших школьников и адаптационных характеристик личности.
2. Анализ психологической литературы показал, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в отечественной науке оченьмало исследований, посвященных рассмотрению проблемам адаптации личности и связи ее с успеваемостью в школе. В теоретической части данной работы мы значительное место уделили проблемам изучения социально-психологической адаптации личности, ее структурно-содержательным характеристикам, связи личностных особенностей и адаптационных возможностей личности.
3. Как показал анализ литературы, под социально-психологической адаптацией личности понимают такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мереидет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет кней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения исвободного выражения своих творческих способностей.
4. Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
5. В процессе эмпирического исследования был проведен сравнительный…

ПоказатьСвернуть

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ 7

1.1. Развитие представлений о социально-психологической адаптации личности 7

1.2. Современные теоретические представления о социально-психологической адаптации личности 16

1.3. Анализ современных исследований факторов социально-психологической адаптации личности 23

Глава 2. Психолого-педагогическая специфика связи адаптационных характеристик личности и успешности обучения младших школьников 29

2.1. Психологические особенности младших школьников 29

2.2. Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации 40

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи адаптационных характеристик и успешности обучения младших школьников 48

3.1. Методы и организация исследования 48

3.2. Результаты исследования 52

Заключение 65

Список литературы 67

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология М., 2003. — 415 с.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр «Академия», Раритет. — 2001. — 704 с.

3. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. — Барнаул.: АлтГПА, 2012. — 381 с.

4. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2002 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск. КГПУ. 2002. — 320 с.

5. Альманах Института коррекционной педагогики РАО 2005 № 09. Научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО. 2005. — 168 с. Главный редактор — Н. Н. Малофеев.

6. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. — М.: Аспект-Пресс, 2003. -357с.

7. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. — М.: Аспект-Пресс, 2003. -357 с.

8. Андриенко Е. В., Социальная психология. М.: Издательский дом «Академия», 2010 — 312 с.

9. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2004. — 112 с

10. Архиреева Т. В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В. И. Тютюнник. — Великий Новгород: НРЦРО, 2000. — 116 с.

11. Асмолов Л. Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000. -456с.

12. Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\ Педагогика и психология. -2008. № 10. С. 36−38.

13. Берберян А. С., Дорошина И. Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25−26 апреля 2011 года. — Пенза — Шадринск — Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. — 176 с.

14. Беребин М. А. (ред.) Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 155 с.

15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 352с.

16. Борытко Н. М. Педагогические технологии. Учебник для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 59 с.

17. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001. -396с.

18. Гордеева, Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. — 2005. — № 4. — С. 3−27.

19. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 47−102.

20. Горянина В. А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002. -390с.

21. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000. -479с.

22. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. — Ростов — на — Дону, 2003. -368с.

23. Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 2006. -368с.

24. Немов Р. С. Психология в 3-х Т. — М.: Просвещение, 2005. -347с.

25. Обухова Л. Ф. Возрастная психология Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России. — 2001. -368с.

26. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Т Ц Сфера, 2006. — 240с.

27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 2003. -394с.

28. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. — М: ТЦ «Сфера», -2000. — 528с.

29. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Пузырея. М. :Наука. 2002. -450с.

30. Психология развивающейся личности. / Под ред. Маркова А. Н. М.: Эйдос, 2004. -380с.

31. Психология развивающейся личности. / Под ред. Маркова А. Н. М.: Эйдос, 2004. — 380 с.

32. Психология. Учеб. для студ. высш. учеб. завед. /под ред. Дружинина В. М. — СПб: Питер Ком, 2010. — 561 с.

33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. М.: Питер, 2000. -349с.

34. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. — СПб., 2006. — 254 с.

35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — кн. 1: система работы психолога с детьми разного возраста. -384с.

36. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 333 с.

37. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Издательство «Наука» Новосибирск, 2002 — 173 с.

38. Рубинштейн А. Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком., 2003. -397с.

39. Сабитов Р. А., Основы научных исследований. Учебное пособие. / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. — 330 с.

40. Смотрова Т. Н. (ред.). Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Балашов: Николаев, 2010. — 160 с.

41. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум, Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. -380с.

42. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум, Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. — 380 с.

43. Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. — № 7. С. 21−24.

44. Фельдштейн Д. И. Психология младшего подростка. — М.: Просвещение. 2004. -357с.

45. Хрестоматия по педагогической психологии, Учебное пособие для студентов, Сост. И вступ. Очерки А. Красило и А. Новгородцевой. — М.: Международная пед. академия, 2005. -390с.

46. Цукерман Г. И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. — № 5. С. 19−35.

Заполнить форму текущей работой