Джон Фаулз.
Роман «Волхв» и античность

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Зарубежная литература
Страниц:
31

1540 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Несмотря на огромное разнообразие мотивов и сюжетов античной мифологии, использованных Фаулзом в романе «Волхв», можно выделить некий общий сюжетный стержень. Николас Эрфе чаще всего оказывается искателем / путешественником / странником в поисках истины. Именно поэтому его образ прежде всего соотносится с образами Орфея, Одиссея, Тесея.
Образ Кончиса, задающего условия игры, но не сообщающего эти условия игроку (Николасу) коррелирует с образами античных божеств Зевса, Посейдона, Аида. И все его ассистенты и помощники, соответственно, обретают черты детей или помощников верховного божества (Персефона-Жюли служит Аиду, Артемида-Жюли служит Зевсу).
Таким образом вся эта «игра в бога», которую разворачивает на острове Кончис и его ассистенты, и где роли всех верховных богов играет сам Кончис, вызывает ассоциации с некими мистериями; А. А. Павлова говорит о том, что эти обряды восходят «к Элевсинским мистериям — древним таинствам, представляющим собой обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны. Подобно посвящению в таинство Элевсинских мистерий Николас Эрфе проходит обряд инициации на греческом острове, в результате чего приходит к духовному просветлению и очищению».
Как уже отмечалось в первой главе данной работы, многие исследователи рассматривают роман Фаулза «Волхв» как повествование о судьбах послевоенного поколения, о современниках Фаулза, о психологических и социальных проблемах современного общества. Однако эти утверждения не полностью отражают авторские установки Фаулза. Несомненно, речь идёт о современности (1953 год), чётко обозначены место и время действия, однако всем вопросам, затронутым в романе, придаётся универсальный характер. И одним из способов такой универсализации является, несомненно, введение в роман аллюзий и реминисценций к текстам и мифологии прошлых эпох, и к античной миологии в частности. Подобные параллели сразу же выводят сегодняшние, повседневные проблемы на уровень проблем общечеловеческих, вневременных. Именно для этого и служат греческие образы и мотивы, обильно насыщающие анализируемые роман Фаулза «Волхв»: они являются средством выражения вечных ценностей и психологических начал (архетипов), а также обогащают смысловое содержание романов, рождают множественность интерпретаций происходящего с героями, углубляют философский подтекст, расширяют пространственно-временные рамки произведений Фаулза. Ведь ни одну из аллюзий нельзя истолковать однозначно — и сам Фаулз, по его словам, не стремится к однозначности. Многозначность, недосказанность и возможность множественных трактовок — основные особенности его творческой манеры.

ПоказатьСвернуть

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

1. 1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ДЖОНА ФАУЛЗА 5

1. 2 МЕСТО РОМАНА «ВОЛХВ» В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ФАУЛЗА 7

1. 3 ПОНЯТИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ 9

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ АНТИЧНЫХ СЮЖЕТОВ И МОТИВОВ В РОМАНЕ ФАУЛЗА «ВОЛХВ» 11

2. 1 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 11

2. 2 ОБРАЗЫ ОДИССЕЯ, КАЛИПСО, ПЕНЕЛОПЫ 12

2. 3. АРИАДНА. ТЕСЕЙ. ЛАБИРИНТ 15

2. 4 ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА 17

2. 5 АПОЛЛОН. АРТЕМИДА. САТИР. НИМФА. 19

2. 6 ДРУГИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА И СООТНОСИМЫЕ С НИМИ АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ 30

Список литературы

1. Фаулз Д. Волхв. М., Независимая газета, 1998

2. Берковы В. и О. О крылатых словах // Большой словарь крылатых слов русского языка. М., 2000

3. Гальперин И. Р. С. Очерки по стилистике английского языка. М: Издательство литературы на иностранных языках, 1958

4. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М, Прогресс, 1992

5. Долинин А. «Паломничество Чарльза Смитсона» // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985

6. Дрэйзин Ч. Введение // Фаулз Д. Дневники. 1949 — 1965. М., Аст, 2007

7. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М., Высшая школа, 1984

8. Менар Р. Мифы в искусстве древнем и новом. М., Гелеос, 2007

9. Мифы народов миры. Энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1988.

10. Павлова А. А. Греция в прозе Джона Фаулза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2010

11. Пелевин В. Джон Фаулз и трагедия русского либерализма // pelevin. nov. ru/rass/pe-jon/1. html — 19k

12. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: URSS, 2002.

13. Саруханян А. П. Джон Фаулз // Английская литература 1945 — 1980. М., Наука, 1987

14. Саруханян А. Фаулз // Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.

15. Филюшкина С. Н. Средствами монтажа // Филюшкина С. Н. Современный английский роман. М., 1988.

Заполнить форму текущей работой