Взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Психология
Страниц:
92

6600 Купить готовую работу
Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Интеллектуальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста связано с навыками овладения разных видов мышления: мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия и реализовывать их в продуктивной или игровой деятельности. Формирование и совершенствование наглядно-образного мышления — узловой момент в умственном развитии каждого дошкольника. Способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка — развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности. Интеллектуальные процессы тесно связаны с формированием и развитием психических феноменов, в том числе, эмоций.
Было определено, что проявление эмоциональных явлений зависит от самоконтроля, от умения детей сопереживать, сочувствовать. Сознательное восприятие эмоционального состояния связано с воспоминаниями, причинно-следственными выводами, четкими представлениями, как реагировать в ситуации с учетом социального контекста. Детскому мозгу приходится работать больше, интенсивнее, чем взрослому, особенно в тех ситуациях, когда надо регулировать дисциплину, поведение, то есть регулировать свои эмоции. К 5−6 годам дошкольники осваивают сложные стратегии — происходит интерпретация смысла событий, явлений для управления эмоциональными суждениями. Однако способность управлять эмоциями приводит к скрытию своих истинных чувств, что приводит к двойной жизни в подростковом возрасте.
Для выявления взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и эмоционального развития в дошкольном возрасте нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В эксперименте принимали участие дошкольники 5−6 лет, в количестве 50 человек. Были сформированы две группы по 25 человек — экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная работа имела две части: вначале был исследован уровень интеллектуального развития старших дошкольников, затем — эмо-циональная сфера детей. Исследование проводилось в индивидуальной и коллективной формах. На основе диагностики выяснилось, что дошкольники имеют в основном средний уровень развития интеллектуальных способностей, имеют повышенный уровень тревожности, несколько заниженную самооценку, низкие эмоциональные взаимосвязи со сверстниками, быстро меняющийся эмоциональный фон с проявлениями агрессивности, капризности, тревожности, страхов.
Корреляционный анализ данных показал, что интеллектуальное развитие детей тесно взаимосвязано с их эмоциональным состоянием. Чем выше тревожность детей, чем больше выражен негативный эмоциональный фон, чем ниже самооценка детей и чем хуже развиты эмоциональные связи со сверстниками, тем ниже уровень интеллектуального развития старших дошкольников. По результатам первичного исследования была составлена программакоррекции эмоциональных состояний детей и развития их эмоциональной сферы.
Контрольное исследование доказало, что реализованная программа имела результативность. Мыслительные процессы…

ПоказатьСвернуть

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 7

1.1 Особенности развития психических феноменов у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста 11

1.3 Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 17

1.4 Проблема взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 25

Выводы по главе 1 28

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 29

2.1 Организация и методики исследования интеллектуальной и эмоциональной сферы развития детей дошкольного возраста 29

2.2 Определение уровня интеллектуального развития у дошкольников 37

2.3 Определение уровня эмоционального развития у дошкольников 42

2.4 Статистический анализ результатов исследования 46

Выводы главе 2 54

Глава 3. Психолого-педагогические условия для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер у старших дошкольников в ДОУ 55

3.1 Коррекционно — развивающая программа эмоциональной сферы старших дошкольников 55

3.2 Эффективность реализации проекта программы по эмоциональному развитию дошкольников 76

Выводы по главе 3 83

Заключение 84

Список литературы 86

Приложение 91

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М., 2009. — 80с.

2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 2005. — № 6. — С. 45−48.

3. Акимова Н. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. — СПб., 2008. — 106с.

4. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь, 2012. — 224с.

5. Алексеева Е. О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. — М., 2002. — 80с.

6. Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. Истоки: Примерная ос-новная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Сфера, 2013. — 320 с.

7. Амодт С. Тайны мозга вашего ребенка / С. Амодт, С. Вонг; пер. с англ. К. Савельева. — М.: Эксмо, 2012. — 480с.

8. Антонова О. В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О. В. Антонова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 135с.

9. Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.

10. Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись играя: тренировка интеллекта. — Харьков, 2007. — 98с.

11. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

12. Бурков Ф. М. О психическом развитии ребёнка. — М., 2008. — 89с.

13. Васильченко Л. В. Воспитание и развитие дошкольников / Л. В. Васильченко. — М, 2000. — 180с.

14. Велиева С. В. Развитие представлений дошкольников о психических состояниях // Психология психических состояний. Вып. 2 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 1999. С. 183−197.

15. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 2008. — 335с.

16. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — Дошкольное воспитание — 2012. — № 7.

17. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способно-стей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., 2009.

18. Виилма Л. Главная книга о воспитании детей, или о том, как помочь ребенку стать счастливым. — М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. — 318.

19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М. В. Матюхиной — М.: Педагогика, 2001.- 272с.

20. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб., 2004.

21. Гегенкамп К. Феномен Индиго: Дети нового поколения / перев. с англ. — М.: ООО Издательство София, 2012. — 288с.

22. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности / Дошкольное воспитание. — 2009. — № 11.

23. Глушенкова М. Юный мыслитель / Мой ребенок. — М.: Изд. дом Бурда, 2012. — № 1. — С. 74−76.

24. ГодфруаЖ. Что такое психология / Ж. Годфруа. — М.: Мир, т. 1, 2002. — 420с.

25. Детская практическая психология. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М., 2004. — 258с.

26. Детская практическая психология: Учебник//Под. ред Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2005. — 225 с.

27. Детская психология / Под ред. Я. Л. Копошинского, Е. А. Панько — Минск, 2008. — 280с.

28. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гуревич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 237 с.

29. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. — М., 2007. — 230с.

30. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. — М.: Московский психолого-социальный, 2001. — 290с.

31. Зак А. З. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.

32. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. — М., 2006. — 260с.

33. Изард К. Эмоции человека. — М., 1999. — 340с.

34. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова. — М.: Академия, 2004. — 283 с.

35. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2009. — 109 с.

36. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

37. Кошелева, А. Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.: Академия, 2003. — 166 с.

38. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В. Г. Крысько. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. — 480с.

39. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М., 2007. — 240 с.

40. Логвинова В. И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. институтов / В. И. Логвинова, П. Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 2011. — 270с.

41. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.

42. Никитина Т. Б. Как развивать память у детей. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 320с.

43. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л. Ф. Обухова. — М., 2009. — 140с.

44. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. — М., 2010. — 230с.

45. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 304 с.

46. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Возрастная и педагогическая психология / Н. Н. Поддьяков. — М., 2002.

47. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие / Я.А. По-номарев. — М., 2008. — 89с.

48. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002. — 370с.

49. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. Ф. Проскура. — Киев, 2011.

50. ПрохоровА.О., ВелиеваС.В. Психическиесостояниядетей дошкольноговозраста//Вопросыпсихологии. -2003.- № 5.- с. 56−66.

51. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 24 — 35.

52. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М., 2008. — 380с.

53. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Гавриловой. — М., 2004.

54. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: «Издательство Гном и Д», 2010 — 96 с.

55. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 651с. (Большая университетская библиотека).

56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2004.

57. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач / Дошкольное воспитание. — 1996. — № 8.

58. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М., 2004.

59. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуаль-ного развития современного ребенка. // Детский сад от, А до Я. — 2009. — № 1.

60. Холл С. Дети: Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения / перев. с англ. Предисловие Н. Д. Виноградова. — М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. — 450с.

61. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — СПб., 2008. — 138с.

62. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 362 с.

Заполнить форму текущей работой