Система аудита основных средств на предприятии ООО "Славрис"

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Учет операций с основными средствами на предприятии

1.1 Экономическая сущность основных средств

1.2 Нормативно-правовая база и документирование учёта основных средств

1.3 Организация бухгалтерского учёта в ООО «Славрис»

1.4 Синтетический и аналитический учёт основных средств

1.5 Проблемы учёта операций с основными средствами

2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Славрис»

2.1 Краткая характеристика ООО «Славрис»

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Славрис»

2.3 Анализ наличия, состояния и движения основных средств в ООО «Славрис»

2.4 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Славрис»

3 Аудит системы учёта и системы внутреннего контроля операций с основными средствами в ООО «Славрис»

3.1 Аудит операций с основными средствами

3.2 Аудит состояния бухгалтерского учёта и системы внутреннего

контроля операций с основными средствами

3.3 Аудит учётной политики

3.4 Предложения по совершенствованию системы учёта и внутреннего контроля операций с основными средствами. Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО"Славрис"

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

аудит учет основной средство

Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определённых средств и источников. Основные средства, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основной деятельностью фирмы. Без их наличия вряд ли могло что-либо осуществится. Средства труда (машины, аппараты, оборудование, производственные здания, сооружения, силовые установки, т. д.) представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств производства и обслуживают большее число производственных циклов в течение длительного времени, постепенно изнашиваясь в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию, сохраняя при этом натуральную форму. Эта особенность основных средств делает необходимым их максимально эффективное использование.

Одна из главных задач предприятий — повышение эффективности и использования общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений при помощи основных средств, являющихся материальной базой производства и важнейшей составной частью производительных сил страны. Численный рост и качественное улучшение средств труда на основе непрерывного научно-технического прогресса — это решающая предпосылка неуклонного роста производительности труда.

В условиях быстрого технического прогресса происходит постоянное совершенствование техники, создаются новые, более высокопроизводительные виды механизмов и аппаратов, заменяющих старую технику. Срок использования основных средств в производственном процессе приобретает всё большее значение, как с точки зрения технического процесса, так и с точки зрения более правильного высокоэффективного использования тех капитальных вложений, которые затрачиваются на создание новых основных средств.

Стоимость основных средств часто составляют существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации, в течение длительного периода времени, оказывают влияние на финансовые результаты деятельности.

Основные средства предприятия являются наиболее значимой частью внеоборотных активов. Неправильный учет и оценка основных средств может привести к неверному исчислению ряда основных экономических показателей: себестоимости, рентабельности, соотношения основных и оборотных средств, фондоотдачи и других. Поэтому важно организовать своевременный и точный бухгалтерский учет движения основных средств, исчисления износа.

Целью дипломной работы является изучение состояния и организации бухгалтерского учета основных средств, а также проведение аудиторской проверки и анализа основных показателей деятельности ООО «Славрис» Славянского района Краснодарского края. А также целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию методов бухгалтерского учета, внутреннего контроля, экономического анализа и мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.

Работа построена на основании данных бухгалтерской отчетности и магнитных носителей по учету основных средств в ООО «Славрис» за 2008 — 2010 годы, а для анализа общих условий хозяйствования и уровня экономического развития организации был использован бухгалтерский баланс и прочие типовые и специализированные формы годовой бухгалтерской отчетности предприятий.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по учету и анализу основных средств, а также действующие в настоящее время законодательно-нормативные акты в области учета основных средств;

2. Рассмотреть порядок ведения учета основных средств на конкретной организации, в том числе организацию первичного, синтетического и аналитического учета, учет износа, ремонта, аренды основных средств, автоматизации учета и проведение инвентаризации основных средств;

3. Выявить недостатки при ведении бухгалтерского учета и соответствие их нормативным;

4. Внести предложения по устранению недостатков и по совершенствованию учета основных средств в организации.

Рациональное и экономное использование основных средств является первоочередной задачей предприятия. В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы, касающиеся основных средств, как технический уровень, качество, надёжность продукции, что целиком зависит от качественного состояния техники и эффективного её использование. Улучшение технических качеств средств труда и оснащенности работников ими обеспечивают основную часть роста эффективности производственного процесса. Поэтому необходимо рассмотреть сущность, состав, структуру основных средств. Провести анализ основных технико-экономических показателей, в том числе и по основным средствам. Проанализировать состав, наличие и движение основных средств. Изучить аудит учетной политики, аудит операций с основными средствами и состояние внутреннего контроля по операциям с основными средствами. И в заключительной части рассмотреть такие вопросы как пути улучшения использования основных средств, проблемы учета, мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Славрис». Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производственных сил и производственных отношений. Орудие труда, является важным звеном в научно-техническом процессе, подчиняют себе не только процесс производства, но и его технологию и организацию.

1 УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Экономическая сущность основных средств

Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые материальные условия и средства труда, так как они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском финансовом учёте средства труда выделены в отдельный объект учёта, именуемый основными средствами предприятий.

Основные средства — это средства производства, которые участвуют в процессе производства многократно и частями по мере износа переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 26н утверждена новая редакция положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01). Положение введено в действие в бухгалтерской отчётности 2005 году. Начиная с бухгалтерской отчётности за 2006 год и при оформлении учётной политики на 2007 год организации должны учитывать изменения, внесённые в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» приказом Министерства финансов от 18 мая 2006 года № 45н.

Объекты основных средств организаций учитываются на счёте

01 «Основные средства». При этом предметы, числящиеся как готовые предметы на складах организаций — производителей должны учитываться как готовая продукция (счёт 43) или как товары в организациях, осуществляющих торговую деятельность (счёт 41). Кроме того, не относятся к основным средствам объекты, предназначенные для сдачи в монтаж, они учитываются на счёте 07. Предприятия нередко арендуют у других организаций основные средства, которые не должны в текущем учёте смешиваться с основными средствами, принадлежащими предприятию, и учитываются отдельно как арендованные. В рамках исполнения Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности начиная с 1 января 2005 года, единственным критерием отнесения имущества к основным средствам принимается срок полезного использования. Единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект.

Одним из важнейших организационных моментов, предопределяющих правильность и точность учёта основных средств, является применение чёткой и обоснованной их классификации. Общероссийским классификатором основных средств предусмотрено несколько критериев классификации основных средств.

1. Основные средства группируются по отраслям народного хозяйства на:

— основные средства сельского хозяйства;

— основные средства сельского хозяйства;

-основные средства промышленности;

— основные средства транспорта;

— основные средства строительства и так далее.

2. По характеру участия в процессе производства на:

-производственные (здания, сооружения, приборы, инвентарь, транспортные средства, промышленно-производственные фонды, фонды строительства, торговли и общественного питания).

-непроизводственные (бытовое обслуживание, просвещение, культура и искусство, здравоохранение, спорта).

3. По натурально — вещественному составу в зависимости от целей использования и выполняемым функциям группируются на: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудования, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие основные средства.

4. В зависимости от степени использования основные средства, находящиеся:

— в эксплуатации — средства, которые непосредственно учувствуют в процессе производства;

— в запасе — средства, хранящиеся в организации, момент использования которых не наступил;

— в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

5. В зависимости от имеющихся прав на объекты выделяются объекты основных средств:

— принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

— находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении у организации;

— полученные организацией в аренду.

6. Основные средства подразделяются на активные и пассивные.

— активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт, определяют масштабы его производства и уровень производительности труда.

— пассивная часть основных фондов охватывает те из них, которые создают необходимые условия для процесса труда.

Соотношение между активной и пассивной частями основных фондов зависит от особенностей технологического процесса в отдельных отраслях народного хозяйства и уровня их технической оснащенности. Деление основных средств на активные и пассивные в определенной мере условно и зависит от специфики функций выполняемых отраслью. Принадлежность основных средств к той или иной учётной группе определяют по данным паспортов, инструкций, описаний и другой технической документации.

Принимаются к бухгалтерскому по первоначальной стоимости, поэтому по мере продолжительности эксплуатации их рыночная стоимость постоянно уменьшается. Во всех случаях объекты основных средств принимаются к учёту в сумме фактических затрат на их приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.

В бухгалтерском учёте основных средств используются четыре вида

оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется при их поступлении в организацию и зависит от формы и варианта приобретения. Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретённых за плату, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). К фактическим затратам относятся: таможенные пошлины и сборы, невозмещаемые налоги, государственные пошлины. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнения обязательств не денежными средствами, признаётся стоимость ценностей, переданных или подлежащих передачи организацией, устанавливается исходя из цены, по которым организация определяет стоимость аналогичных ценностей. Если объекты основных средств приобретаются за иностранную валюту, их оценка в соответствии с п. 16ПБУ 6/01 производится в рублях путём пересчёта суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ. В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 увеличение первоначальной стоимости основных средств могут быть отнесены только проценты, начисленные до принятия объектов основныхсредств к учёту.

Восстановительная стоимость объекта основных средств — это стомость воспроизводства эксплуатируемых основных средств, исходящая из современных цен и условий изготовления аналогичных объектов на определённую дату. Для экономических расчётов допустимо принимать восстановительную стоимость на уровне стоимости основных средств в результате переоценки, кроме того, она соответствует понятию рыночной стоимости. Переоценка означает, что первоначальная стоимость доводится до новой рыночной стоимости на дату переоценки, или иными словами первоначальной стоимости основных средств переводится в восстановительную в результате переоценки. Она производится организацией не чаще одного раза в год, путём индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При переоценке основных средств должна быть перечислена и сумма начисленной по этому объекту амортизации. Переоценка производится по группам однородных объектов основных средств.

Под остаточной стоимостью объектов основных средств понимается их реальная стоимость на определенную дату; первоначальная или восстановительная стоимость объектов основных средств за минусом сумм начисленного износа. Она исчисляется путём вычитания из первоначальной или восстановительной стоимости суммы его износа за период эксплуатации. Именно по остаточной стоимости основных средств отражаются в бухгалтерской отчётности организации.

Балансовая стоимость — это стоимость, по которой объекты основных средств отражены в бухгалтерском балансе. В настоящее время — это остаточная стоимость, рассчитанная на основе восстановительной с учётом проведённых переоценок.

Под ликвидной стоимостью понимается стоимость полезных отходов, полученных после ликвидации или реализации объектов принятых к учёту по рыночным ценам. Представляет собой сумму недоамортизированной части ликвидируемых основных средств, увеличенную на сумму расходов по ликвидации и уменьшенную на суммы стоимости материалов, полученных от ликвидации. Ликвидационная стоимость реально может быть определена только на основании данных о фактически произведённых затратах и стоимости оприходованного имущества. В ряде случаев для оценки эффективности проектов, связанных с реконструкцией или переоборудованием, допускается расчётное определение ликвидационной стоимости в целях оценки эффективности разрабатываемого проекта. Под влиянием времени, воздействия сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются. Они утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, снижаются их технико-эксплуатационные возможности — в результате уменьшается их реальная первоначальная стоимость. Различают физический и моральный износ основных средств. При физическом износе происходит утрата основными средствами их потребительской стоимости, то есть ухудшение технико-экономических и социальных характеристик под воздействием процесса труда, сил природы, а также вследствие не использования основных средств. Физический износ частично компенсируется ремонтами, реконструкцией и модернизацией. Однако со временем затраты на эти работы не окупаются и становятся бесполезными. Моральный износ обычно наступает раньше физического износа, то есть основные средства, которые ещё могут быть использованы, уже экономически не эффективны. Моральный износ является следствием отставания объектов основных средств по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию от современных аналогов. Возникает необходимость их замены на новые, более современные объекты. Моральный износ бывает двух видов. Моральный износ первого вида — это потеря части стоимости машин без соответствующего физического износа в результате удешевления изготовления этих машин в новых условиях. Моральный износ второго вида — это сокращение продолжительности действия наличных машин, оборудования, обусловленное не уменьшением их производительности или мощности, а тем, что дальнейшая эксплуатация старых машин по сравнению с новыми приводит к большим издержкам производства.

Стоимость объектов основных средств погашается путём начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ6/01. Начисление амортизации производится по объектам основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Амортизация представляет собой стоимость основных средств, постепенно переносимую в затраты на определённый вид деятельности. Для учёта амортизации основных средств в организациях всех форм собственности предусмотрен пассивный счёт 02 «Амортизация основных средств». Согласно п. 17 ПБУ 6/01 и Методическим указаниям по учёту амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств: объектам внешнего благоустройства; продуктивному скоту; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; фильмофонду, сценически — постановочным средствам, экспонатам животного мира в зоопарках и т. д.

По вновь поступившим объектам амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учёту, а по выбывшим объектам основных средств амортизация заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списанием этих объектов с бухгалтерского учёта.

В соответствии с пунктом 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации по основных средств производится одним из следующих способов:

1. Линейным — исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования;

2. Способом уменьшенного остатка — исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроками полезного использования объекта и коэффициента ускорения;

3. Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока службы, в знаменателе срок службы объекта основных средств

4. Способом списания стоимости пропорционально объёму производимой продукции — исходя из натурального показателя объёма продукции в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и прилагаемого объёма продукции за весь срок полезного использования.

1.2 Нормативно-правовая база и документирование учета основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств, поэтому организации данные операции оформляют следующими формами первичными учетной документации:

— на поступление;

— на внутрихозяйственное перемещение;

— на модернизацию и ремонт;

— на выбытие (списание и продажу).

Операции по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление, аренда, лизинг, и так далее. Поступившие основные средства принимает комиссия, из числа соответствующих специалистов назначенная руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладно) приёмки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составить лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В акте указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи). На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки, после чего техническую документацию предают в технический или другой отделы организации. Акт утверждается руководителем организации. При передаче основных средств другой организации акт составляется в двух экземплярах (для организации, сдающей, и принимающей основные средства). Инвентарную карточку применяют для по объектного учёта всех видов основных средств, а также для группового учёта однотипных объектов, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющий одно и тоже производственно — хозяйственное назначение. Карточка заполняется в одном экземпляре на основании документа о принятии объекта к бухгалтерскому учёту. При групповом учёте карточка заполняется способом линейной записи. Краткая характеристика при групповом учёте основных средств производится в целом по всей группе, учитываемой в инвентарной карточке. Информация о модернизации и капитальном ремонте объектов основных средств, приводящих к изменениям в технических характеристиках объекта, записывается в инвентарную карточку. В тех случаях, когда в карточку не возможно занести новые характеристики, необходимо завести новую карточку, а старую сохранить как справочный материал. Для учёта наличия основных средств по месту нахождения применяются инвентарные списки, которые ведутся на основании актов. Акт приемки-передичи при вводе объекта к эксплуатации заполняется в одном экземпляре, при внутреннем перемещении — в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке,

а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру. Передачу оборудования в монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют акт приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Данный акт сдаётся в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем. Если работы выполняются собственными силами, акт составляется в одном экземпляре; если подрядчиком — в двух. В технический паспорт объекта вносятся изменения. В акте указывают изменения в технической характеристики и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией

(стоимость выполненных работ — по договору и фактически). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), проводящего реконструкцию и модернизации, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной книги по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Для списания объекта основных средств с бухгалтерского учёта организации, за исключением автомобильного (грузового или легкового, прицепа или полуприцепа) транспорта, применяется акт списания основных средств. Акт заполняется в двух экземплярах: первый остаётся в бухгалтерии, второй хранится у должностного лица. Подписывается акт членами комиссии, утверждается руководителем. Для списания автотранспортных средств (грузового или легкового, прицепа или полуприцепа) используют акт на списание автотранспортных средств. Акты на списание основных средств комиссия составляет отдельно на каждый объект. Ликвидация инвентарных объектов полностью или частично оформляется актом о ликвидации основных средств. Назначение данного акта: зафиксировать факт выбытия основных средств, показать результаты этой операции. В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и тому подобное), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

Переоценка и перегруппировка объекта оформляются актом о переоценке, составляемым в двух экземплярах. На основании акта вносятся соответствующие данные в инвентарные карточки.

К основным нормативным документам учета основных средств относятся:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года

№ 129-ФЗ (принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года, одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 26н (зарегистрировано в Министерстве юстиций Российской Федерации 28 апреля 2005 года, регистрационный номер 2689, в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2009 года № 147н).

3. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2007 года № 91н.

4. Документ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2007 года № 7 (по заключению Министерства юстиций Российской Федерации данный документ в государственной регистрации не нуждается — письмо Министерства юстиций Российской Федерации от 27 февраля 2007 года № 07/1891-ЮД).

5. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2006 года № 1 (Собрание законодательства Российской Федерации 2006 года № 1 (ч. 2), ст. 52; 2007 год, «28, ст. 2940).

6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 97н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» (зарегистрировано Министерством юстиций Российской Федерации 25 декабря 2005 года, регистрационный № 3123).

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н (в редакции приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 24 марта 200 года № 31н).

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 года № 49.

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н (в редакции Министерства финансов Российской Федерации от 07 мая 2007 года № 38н). 10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. — М.; Проспект, 1998 год.

11. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств народного хозяйства СССР. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1990 года № 1072.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05 августа 2000 года № 117 — ФЗ (с последними изменениями и дополнениями).

13. «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценки основных средств». Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 627.

14. «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций жилищно-коммунальном хозяйстве». Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 1993 года № 118.

15. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавочную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и

сборам от 20 декабря 2000 года № БГ — 3 — 03/447.

16. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» (подакцизные товары) части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 года № БГ — 3 — 03/440.

17. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 года № 15.

18. Общероссийский классификатор основных средств. Утвержден Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1998 года № 339.

19. Указания о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных средств по состоянию на 01 января 1996 года. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 1995 года № 130.

20. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Утверждено приказом

Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2007 года № 67н.

21. Методические рекомендации о порядки формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждено приказом

Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 60н.

1.3 Организация бухгалтерского учета ООО «Славрис»

Учет основных средств в ООО «Славрис» ведется в соответствии с ПБУ 6/01. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляются на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Предприятие имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановленной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В ООО «Славрис» амортизация начисляется линейным способом согласно учётной политике организации. Амортизация по объектам основных средств производится линейным способом, исходя из сроков полезного использования. На предприятии, ежегодно приказом директора назначается комиссия, которая в течение года определяет срок полезного использования основных средств, присваивает код ОКОФ, занимается переоценкой и инвентаризацией основных средств. Посту-

пившие основные средства принимаются к учету в программе 1С документом

«поступление основных средств», которые заполняется на основании первичных документов на приобретение основных средств и протокола комиссии. Бухгалтер в программе 1С заполняет наименование объекта, код ОКОФ, срок эксплуатации, стоимость с выделением НДС, краткую характеристику объекта, присваивается инвентарный номер, так же в справочнике сотрудников бухгалтер выбирает материально ответственных лиц, и при этом автоматически формируются проводки: Дт08 Кт60 — для основных средств, не требующих монтажа; Дт07Кт60 — основных средств к установке. Печатной формой данного регистрационного документа является — «акт приемки передачи основных средств» форма ОС-1, инвентарная карточка форма ОС-6, при этом одновременно заполняется инвентарная книга и ведомость начисления амортизации. Форма ОС-1 подписывается материально-ответственным лицом, гл. бухгалтером и утверждается директором. Инвентарная карточка ОС-6 содержит все сведения об основном средстве, о его движении на предприятии, подписывается бухгалтером и в печатной форме хранится в бухгалтерии. Инвентарная карточка обновляется после каждого изменения параметра учета основного средства: изменение стоимости после переоценки; перемещение внутри предприятия; изменение материально ответственного лица; модернизации или ремонта основного средства. При ремонте основных средств, на основании документов подрядчика, или заключения комиссии заполняется документ форма ОС-3, в котором отражена сумма, потраченная на ремонт или модернизацию. В программе 1С начисление амортизации по основным средствам бухгалтер производит в конце месяца при проведении документа «закрытие месяца», при этом формируются следующие проводки: Дт20 Кт02, Дт23 Кт02, Дт26 Кт02. Ведомость начисления амортизации формируется и распечатывается бухгалтером за каждый месяц, подшивается в единый сшив в конце года. Выбытие основных средств происходит при списании основных средств, оформляющееся на основании заключения комиссии. При списании заполняется «Акт на списание основных средств» форма ОС-4.

На основании этого документа бухгалтер заполняет соответствующую форму в программе 1С, где автоматически формируются проводки: Дт01.1 Кт01, Дт02 Кт01.1. В конце года на предприятии проводят инвентаризацию основных средств. Комиссия составляет инвентаризационные описи. Для ввода в информационную базу по инвентаризации предназначен документ «Инвентаризация основных средств». В табличную часть вносятся автоматически сведения о наличии основных средств по данным бухгалтерского учета, а данные по инвентаризации бухгалтер заносит в ручную.

Учет заработной платы в ООО «Славрис» ведется в программе 1С «бухгалтерия и кадры». Эта программа предусматривает разделение обязанностей между отделом кадров и бухгалтерией при вводе всех первичных

документов. Отдел кадров вводит в базу табеля учета рабочего времени всех подразделений, приказы на отпуска, увольнения, прием на работу, на кадровые перемещения, так же вносит в программу изменения в штатном расписании. Бухгалтер по заработной плате в программе 1С выполняет операции в следующем порядке: на основании приказа рассчитывает отпускные; на основании больничных листов пособие по временной нетрудоспособности; заносит все данные по начислению заработной платы, поступившие от подразделений; формирует документ-«Начисление заработной платы», где одновременно рассчитывается НДФЛ; формирует документ — «Расчет ЕСН»; формирует проводки документом «отражение зарплаты в регламентируемом учете»; распечатывает лицевые счета по каждому человеку и платежные ведомости по подразделениям.

В ООО «Славрис» по дебету счета 90 «Продажи» в течение года отражают плановую себестоимость продукции (работ, услуг). По итогам года определяется разница между фактической и плановой себестоимостью проданной продукции выполненных работ, оказанных услуг. Суммы разниц отражают по дебету счета 90 «Продажи» или сторнируют, если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 23 «Вспомогательные производства» при выполнении работ, оказании услуг. По кредиту счета 90 «Продажи» отражают признанные в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом НДС. Суммы этих налогов, не принадлежащих организации, учитывают на дебете счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В ООО «Славрис» бухгалтер по учету реализации ведет и учет готовой продукции. Продукция поступает с поля на мехтока отделений по бункерному весу. На мехтоках зерно подсушивается, провеивается, происходит его утряска и вес уменьшается. После мехтоков зерно принимают на склад уже чистым

весом. Готовая продукция по видам приходуется бухгалтером на основании материального отчета поступающего от каждого отделения. В программе составляется документ- «накладная на передачу готовой продукции на хранение». При этом автоматически составляется проводка: Дт43 Кт20. Учет продукции в течение года ведется по плановым ценам.

Учет кассовых операций ООО «Славрис» осуществляет кассир, который под расписку ознакомлен с правилами ведения кассовых операций. Предприятие хранит денежные средства в банке, а для приема, хранения и расходования наличных денег на предприятии имеется касса. ЦБ РФ письмом от 14 мая 1997 г. № 02−14/213 сообщил, что «всем юридическим лицам Российской Федерации надлежит руководствоваться „Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации“, утвержденным решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. и доведенным до Главных управлений (Национальных банков) Банка России письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18». Максимальная сумма, которая находится в кассе, определяется лимитом. Лимит устанавливается банком по согласованию с предприятием. Наличный оборот денежных средств в ООО «Славрис» осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденной Центробанком Р Ф. Размер наличных денег в кассе ограничен кассовым лимитом, который равен 7500 руб. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России, унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций:

1. «Приходный кассовый ордер» — применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации; 2. «Расходный кассовый ордер» — применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации;

3. «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» — применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых

ордеров или заменяющих их документов;

4. «Кассовая книга» — применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе;

5. «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств» — применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим

кассирам. Контроль, за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. Для учета кассовых операций служит счет 50. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету — суммы поступившие наличными в кассу, а по Кредиту — суммы выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 «Касса» и отражаются в журнале-ордере № 1. Все денежные поступления в кассу от физических и юридических лицами ведутся с использованием кассового аппарата Меркурий — 130 °F.

Основное движение денежных средств ООО «Славрис» проходит безналично через банки. ООО «Славрис» имеет расчетные счета в филиалах следующих банков — Краснодарском Р Ф ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» и ЮГО-ЗАПАДНОМ Банке Сбербанка Р Ф. Для учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете предусмотрен счет 51 «Расчетные счета». Списываются денежные средства предприятия с расчетного счета по следующим хозяйственным операциям — оплата поставщику — Дт60 Кт 51, возврат денежных средств покупателю — Дт62 Кт51, перечисление налогов Дт68 Кт51, Дт69 Кт51, расчеты по кредитам и займам Дт66 Кт51, прочие расчеты с контрагентами Дт76 Кт51, и др. Поступают денежные средства на расчётный счет предприятия в основном от покупателей — Дт51 Кт62 — по платежным поручениям от покупателя на основании счетов-фактур или счетов выставленных фирмой, а также по платежным требованиям, которые выставляет фирма на основании договора поставки. Платежное поручение составляется в трех экземплярах. Два экземпляра (для банка и поставщика или покупателя) подписываются директором и главным бухгалтером, на них ставится печать предприятия, третий экземпляр с отметкой банка подкладывается к выписки. При расчете с поставщиками или прочими контрагентами основанием для выписки бухгалтером платежного поручения является счет или счет-фактура. Счет об оплате подписывает директор и он действителен в течении 10 дней.

ООО «Славрис» ведет расчеты с различными подрядчиками и контрагентами, которые оказывают ей услуги как производственного, так и непроизводственного характера. Все эти хозяйственные операции, подтверждаются документами — актом выполненных работ и счет-фактурой. Полученные документы бухгалтер проверяет на правильность заполнения и вносит в базу данных номенклатуру выполненных работ или оказанных услуг, ставку НДС (если он есть), сумму и корреспондирующий счет. Программа автоматически выделяет НДС и заносит полученную сумму в книгу покупок, проставляет проводки — Дт20 Кт60, Дт26 Кт60 или Дт23 Кт60, Дт19 Кт60, Д68 Кт19. В конце месяца бухгалтер формирует журнал-ордер по кредиту счета 60, оборотно — сальдовую ведомость по счету 60 в разрезе всех поставщиков и подрядчиков. Оборотно-сальдовая ведомость отражает по дебету оплату за предоставленные товары и услуги, а по кредиту сумму поступивших товаров и оказанных услуг. По окончании каждого квартала бухгалтер составляет акты сверок с каждым контрагентом и подтверждает их подписью и печатью со стороны поставщика. Так же за каждый месяц бухгалтер формирует и распечатывает книгу покупок, подкладывает к ней ксерокопии всех входящих счет-фактур, нумерует листы и сшивает в отдельную книгу. В конце года все книги продаж за двенадцать месяцев сшиваются вместе и скрепляются подписями директора, главного бухгалтера и печатью. В ООО «Славрис» приказом директора пределен круг подотчетных лиц.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется, автоматизировано в программе 1С. Подотчетное лицо сдает в бухгалтерию оправдательные документы по расходу подотчетных средств по реестру. Затем бухгалтер составляет в программе авансовый отчет, при этом он выбирает из базы данных расходный ордер, по которому подотчетник получал денежные средства и заносит каждый документ отдельно с указанием суммы, корреспондирующего счета и аналитики.

Программа автоматически рассчитывает сальдо по подотчету данного лица и выдает унифицированную печатную форму авансового отчета. К авансовому отчету подкладываются оправдательные документы, он подписывается подотчетным лицом, главным бухгалтером, бухгалтером и утверждается директором. В конце месяца составляется журнал-ордер по счету 71, и оборотно-сальдовая ведомость по всему списку подотчетных лиц за месяц. Все расчеты с организациями и индивидуальными предпринимателями за полученные МПЗ и оказанные услуги осуществляются согласно с заключенными договорами. В договорах указывают: наименование материалов (услуг), количество, срок поставки или выполнения подряда, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за нарушение условий договора и т. д.

ООО «Славрис» имеет свои склады — склад ТМЦ, склад продукции, склад семян. Кладовщик лицо материально ответственное. Учет на складе ведется по количеству. Поступление ТМЦ, продукции, семян подтверждается:

1. внутрихозяйственной накладной в случае перемещения уже числящихся МПЗ;

2. приходным ордером, на вновь поступившие МПЗ;

3. накладной на передачу готовой продукции на хранение, которая оформляются в центральной бухгалтерии.

Выдача материальных ценностей со склада оформляется накладными:

1. внутрихозяйственной накладной, которая выписывается на основании распоряжения руководства (служебная записка, дефектная ведомость, лимитно — заборная ведомость, реестр распределения). 2. накладной отпуска на сторону, которая оформляется в центральной бухгалтерии.

Все накладные подписывает директор, главный бухгалтер, кладовщик и получатель. Учет МПЗ на складе ведется в книге складского учета, а т также по каждому виду материальных ценностей заведены карточки складского учета, в которых отражается их поступление и выбытие. Каждые пять дней кладовщик составляет материальный отчет в 2-х экземплярах, где отражаются все поступление и выбытие МПЗ. Подкладывает к одному экземпляру отчета все накладные и сдает его в центральную бухгалтерию. Второй экземпляр оставляет у себя.

1.4 Синтетический и аналитический учёт основных средств

Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Министерством финансов Российской Федерации или разработанных другими ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии организации по классификационным группам, а внутри групп — по инвентарным объектам в инвентарных карточках №ОС — 6 и местонахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность в инвентарном списке или другом соответствующем документе, инвентарном номере объекта и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, срок полезного использования, способ начисления амортизации. Освобождение от начисления амортизации (если она есть). Так же применяется форма №ОС — 6а — инвентарная карточка группового учета и форма №ОС — 6б — инвентарная книга учета объектов основных средств — для объектов основных средств малых предприятий.

Заполнение инвентарных карточек или книг производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объектов основных средств, а так же списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся обособлено от других карточек.

Инвентарные карточки регистрируются в описях, которые ведутся в одном экземпляре. В описи приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства) заводят отдельные описи инвентарных карточек. При незначительном количестве инвентарных объектов можно составлять одну опись, но с разбивкой их по классификационным

группам. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

На арендованные (при текущей аренде) основные средства карточек не открывают. Регистром аналитического учета в этом случае становится копия инвентарной карточки арендодателя, следовательно, основные средства значатся под инвентарным номером, присвоенным арендодателем.

Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформлено движение основных средств, и в регистрах аналитического учета основных средств

При использовании программ ЭВМ карточки заменяются ведомостью движения основных средств.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределении площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на счетах:

01 — «Основные средства»;

02 — «Амортизация основных средств»;

03 — «Доходные вложения в материальные ценности»;

91 — «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств»;

001 — «Арендованные основные средства»;
010 — «Износ основных средств»;

011 — «Основные средства, сданные в аренду».

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, учитывается каждой организацией на счете 01 «Основные средства», в соответствующей доле. У организаций-застройщиков затраты по приобретению оборудования, требующего монтажа, предварительно учитываются на счете 07 «Оборудование к установке», а при сдаче этого оборудования в монтаж списываются на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства».

Операции по приобретению объектов основных средств за платеж отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1. На сумму стоимости приобретенного объекта основных средств (без учета НДС).

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».

2. Учтена сумма НДС со стоимости объекта основных средств. Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

3. Перечислены деньги поставщикам в сумме стоимости объекта основных средств.

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

4. Оприходован объект основных средств по первоначальной стоимости.

Дебет счета 01 «Основные средства».

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».

5. Списывается сумма НДС на расчеты с бюджетом после оплаты и оприходования объекта основных средств.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».

В бухгалтерском учете операции по поступлению объекта основных средств в счет вклада в уставной капитал организации оформляют записями.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой