Ревизия и аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита отраслей народного хозяйства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Ревизия и аудит в строительстве

на тему: Ревизия и аудит расчетов с персоналом по оплате труда

МИНСК 2013

Содержание

Введение

1. Цель и задачи ревизии, аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки

1.2 Информационное обеспечение проверки расчетов с персоналом по оплате труда

1.3 Органы, осуществляющие проверку расчетов с персоналом по оплате труда

1.4 Приемы и способы, применяемые при проверке расчетов с персоналом по оплате труда

2. Организация и методика ревизии, аудита расчетов с персоналом по оплате труда

2.1 Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда

2.2 Проверка организации аналитического и синтетического учета расчетов с персоналом по оплате труда

2.3 Особенности проверки отчетности расчетов с персоналом по оплате труда

2.4 Типичные ошибки, выявленные при проверке расчетов с персоналом по оплате труда

Заключение

Список использованных источников

Реферат

РЕВИЗИЯ, АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Объект исследования — организация и методика учета и ревизии по оплате труда в строительных организациях Республики Беларусь.

Предмет исследования — организация и методика проведения ревизии, аудита расчетов по оплате труда в строительных организациях Республики Беларусь на примере ООО «Пролайт Групп».

Цель работы — изучение методики организации и проведения ревизии, аудита расчетов по оплате труда в строительных организациях, применение теоретических и практических знаний на примере отрасли строительства.

При написании курсовой работы изучены и применены действующие нормативные и законодательные акты, литература отечественных авторов для теоретического обоснования сущности ревизии, аудита расчетов с персоналом по оплате труда в строительных организациях.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Введение

Экономические преобразования последних лет оказали заметное влияние на сферу труда и заработной платы в Республике Беларусь. Воздействие государственных органов на трудовые отношения существенно снизилось, с появлением частной и акционерной собственности на большинстве предприятий прекратило свое существование централизованное административное регулирование оплаты труда. В ходе экономических реформ появились новые источники денежных доходов населения — средства от предпринимательской деятельности, собственности, участия в прибылях организаций. Однако основным источником денежных доходов в Республике Беларусь для большинства работающих остается заработная плата.

Размер получаемой заработной платы не только источник удовлетворения жизненных потребностей работников, это для большинства членов общества основа их благополучия. Через заработную плату формируются представления о социальной справедливости общественного устройства.

Международными рекомендациями заработная плата определяется как всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд. По форме заработная плата при сравнении ее с потребительской корзиной и потребительским бюджетом позволяет выявить степень доступности того или иного уровня материальных благ.

Перед предприятиями, получившими широкую самостоятельность в новых условиях, стоит задача обеспечить обоснованную дифференциацию тарифных ставок и окладов в зависимости от сложности выполняемой работы, заинтересованность работников в максимальном использовании своего потенциала и достижении высоких результатов деятельности. При этом система оплаты и стимулирования труда должна быть гибкой и постоянно приспосабливаемой к динамично меняющейся рыночной конъюнктуре, которая ставит перед предприятиями все более новые и сложные задачи.

Исходя из вышесказанного, для организации современной системы оплаты труда на предприятии наряду с системой учета, анализа и планирования, финансовый контроль стал одной из основных функций управления. Для большинства предприятий в Республике Беларусь основной формой финансового контроля является аудит.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на это лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия требованиям законодательства, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов хозяйствования. Аудит также включает и другие виды работ: консультирование, постановка, ведение и восстановление учета предприятий. Другими словами, в современном понимании, аудит- это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству.

Ревизия — всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что аудиторская проверка расчетов по оплате труда позволяет установить соответствие применяемой в организации методики учета операций по расчетам с персоналом нормативно-законодательной базе Республики Беларусь, выявить имеющиеся ошибки или нарушения, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Целью исследования, проведенного в соответствии с темой работы, стало изучение методики организации и проведения ревизии, аудита расчетов по оплате труда в ООО «Пролайт Групп». Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

— рассмотрена экономическая сущность заработной платы и значение контроля расчетов по оплате труда;

— изучено нормативно-правовое обеспечение контроля труда и заработной платы;

— проанализированы приемы документального и фактического контроля расчетов с персоналом, применяемые при аудиторской проверке;

— рассмотрен порядок проведения аудита начисления заработной платы (надбавок) и прочих выплат стимулирующего характера и аудита своевременности и полноты удержаний из заработной платы;

— изучен порядок оформления результатов проверки расчетов по оплате труда с персоналом в ООО «Пролайт Групп».

Предметом исследования стала утвердившаяся на предприятии система оплаты труда, ее концепция, принципы и формы, методика учета и ревизии.

Период исследования с 01. 01. 2010 г. по 01. 11. 2013 г. Запись о проведенных проверках делается в книге учета проверок (приложение 1).

Общество с ограниченной ответственностью «Пролайт Групп», именуемое в дальнейшем ООО «Пролайт Групп», создано на основании решения Совета Учредителей, зарегистрировано решением № 236 от 04. 02. 2010 г. Минским Горисполкомом.

Учредителями ООО «Пролайт Групп» являются физические лица, граждане Республики Беларусь.

Форма собственности ООО «Пролайт Групп" — частная. Величина Уставного фонда 500 000 рублей, на момент написания работы уставный фонд сформирован в полном объеме и остался без изменения.

ООО «Пролайт Групп» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Местонахождение ООО «Пролайт Групп»: 220 030 г. Минск, ул. Лещинского, д. 8, корп. 2, пом. 302.

Основным видом хозяйственной деятельности ООО «Пролайт Групп» является электромонтажные работы. Характеристика работ: разметка трасс прокладки внутренних и наружных осветительных сетей, основных осей мест установки конструкций и электрооборудования. Прокладка и испытания трубопроводов, проводок, тросовых прокладок и силового электрооборудования во взрывоопасных зонах, проверка и регулировка этого оборудования. Зарядка и установка уникальных светильников. Монтаж электрооборудования и труб блоками массой до 1 т. Установка распределительных щитов станций управления (в том числе и на полупроводниках), шкафов с высоковольтным оборудованием, электрофильтров. Монтаж открытых шинопроводов и троллеев сечением до 1200 кв. мм. Монтаж ошиновки электролизных ванн. Переборка и монтаж ртутных, кремниевых и других выпрямителей и относящегося к ним электрооборудования и форвакуумных насосов. Выполнение замеров и составление эскизов сложных трубных разводок, монтажа особо сложных силовых проводок, приборов, аппаратов и отдельных узлов электрооборудования, также другие виды деятельности, предусмотренные Уставом.

В организации сотрудники согласно рабочей инструкции должны знать: конструкцию распределительных щитов, пультов, щитов управления и защиты, узлов станций; правила чтения сложных электрических схем; методы проверки и регулирования электрооборудования; способы монтажа осветительных проводок всех типов; технические характеристики трансформаторов; устройство электротехнических установок; правила выполнения работ во взрывоопасных зонах; общие сведения о релейной защите (приложение Б).

Имущество ООО «Пролайт Групп» составляют оборотные средства, внеоборотные активы, фонды, а также иные ценности, стоимость которых отражаются на балансе предприятия.

Чистая (после уплаты всех налогов и других обязательных платежей) прибыль, образующаяся из собственных доходов ООО «Пролайт Групп» остается в его распоряжении и распределяется в соответствии с решениями Совета Учредителей.

Управление ООО «Пролайт Групп» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом на основе сочетания прав и интересов работников предприятия и его Учредителей.

Внешний контроль за деятельностью ООО «Пролайт Групп» осуществляется при помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которая проводится по инициативе Учредителей, а также при помощи иных контрольно-ревизионных мероприятий, которые проводятся уполномоченными на то органами (налоговые органы и др.).

Внутренний контроль над финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Пролайт Групп» осуществляется при помощи организованной в соответствии с действующим законодательством системой бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на предприятии организован в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями). Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета в ООО «Пролайт Групп» закреплен приказом об учетной политике, приложением к которой является рабочий план счетов (Приложение 2).

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

1. Цель и задачи ревизии, аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими расчеты с персоналом по оплате труда, являются:

1) Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» от 27. 03. 1999 г. № 10 (с изменениями от 23. 01. 2009 N 2).

2) Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16. 10. 2009 № 510 (с изменениями от 26. 07. 2012 № 332).

3) Директива Президента Республики «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11. 03. 2004 № 1.

4) Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15. 06. 2006 № 125−3(с изменениями от 04. 01. 2010 N 100−3).

5) Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29. 02. 1996 № 138-XIII (с изменениями от 06. 01. 2009 N 6−3).

6) Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17. 04. 1992 № 1596-XII (с изменениями от 28. 12. 2009 N 78−3).

7) Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29. 12. 2012 N 7-З.

8) Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» от 30. 09. 1997 N 1290.

9) Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)» от 01. 02. 2010 № 131 (с изменениями от 03. 10. 2012 № 905).

10) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций» от 02. 05. 2012 № 56.

11) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении» от 31. 12. 2009 № 161 [19].

12) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления» от 09. 03. 2004 № 25.

13) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь «Рекомендации о материальном и моральном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов» от 22. 02. 2012 № 27/13.

14) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по построению систем оплаты труда и грейдирования» от 25. 02. 2013 № 20.

15) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов» от 30. 09. 2011 № 102.

16) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности» от 31. 10. 2011 № 111.

17) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета» от 29. 06. 2011 № 50.

18) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Инструкция по инвентаризации активов и обязательств» от 30. 11. 2007 № 180 (с изменениями от 22. 04. 2010 № 50).

19) Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной приказом от 04. 01. 2010 № 1 [12].

В Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций» от 02. 05. 2012 № 56 изложены основные принципы и условия применения коллективных систем оплаты труда; определен примерный перечень показателей, которые могут быть установлены для оценки результатов коллективного труда; изложены методы формирования и распределения коллективного фонда заработной платы.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по построению систем оплаты труда и грейдирования» от 25. 02. 2013 № 20 разработано по результатам изучения зарубежного опыта построения систем оплаты труда в организациях на основе оценки сложности труда и грейдирования. Рекомендации предназначены для оказания методической помощи коммерческим организациям всех форм собственности в разработке гибких систем оплаты труда. Основное назначение системы оплаты труда, построенной на основе оценки сложности труда и грейдирования, заключается в обеспечении обоснованности дифференциации заработной платы работников организации в зависимости от сложности труда; повышении мотивации работников к напряженному труду; придании гибкости системе оплаты труда путем адаптации ее к изменениям, происходящим вне и внутри организации.

В Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении» от 31. 12. 2009 № 161. установлено, что основным методом осуществления контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении является проведение проверки на предмет соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о пенсионном обеспечении, выполнения уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данному вопросу.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления» от 09. 03. 2004 № 25. Данные Рекомендации предназначены для проведения работы по оптимизации структуры аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, распределения его работников по уровням управления, установления рациональных соотношений между различными квалификационными категориями служащих, планирования их численности и других целей.

Исходя из вышеизложенного следует, что существуют основные нормативные правовые акты, регулирующие расчеты с персоналом по оплате труда, которые являются неотъемлемой частью ревизии, аудита.

1.2 Информационное обеспечение проверки расчетов с персоналом по оплате труда

В ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда используют следующие источники информации:

1) отчетность:

a) бухгалтерская отчетность — форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 4), форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» (приложение 5).

b) статистическая отчетность — форма 12-Т «Отчет по труду», форма 12-Т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», форма 6-Т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат», форма 4-фонд «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (приложение 6), форма 4-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (приложение 21), 4-Т (руководители) «Отчет о заработной плате руководителей», форма 1-Т (фонд времени) «Отчет об использовании календарного фонда времени»;

c) налоговая отчетность: налоговая декларация;

d) управленческая отчетность — различные отчеты, которые составляются по распоряжению руководителя организации;

2) регистры бухгалтерского учета — Главная книга (приложение 16), журналы-ордера № 10, 10/1; расчетные или расчетно-платежные ведомости (приложение 11, 18), аналитические и синтетические данные по счету 70 «Расчеты с персоналом» (приложение 12, 17) и другие учетные регистры;

3) первичные учетные документы:

— штатное расписание;

— трудовой договор;

— положение по оплате труда (приложение 7);

— положение по премированию;

— приказы по личному составу;

— контракты с работниками;

— должностные инструкции (приложение 2);

— лицевые счета по заработной плате;

— первичные документы по учету выработки и начислению заработной платы: табели учета рабочего времен (приложение 9) и, наряды (приложение 13), маршрутные листы и т. д. ;

— листки о временной нетрудоспособности [4].

4) другие документы:

— устав проверяемой организации (приложение 8);

— учетная политика.

В форме 12-Т «Отчет по труду» приводятся данные о среднесписочной численности работников, фонде заработной платы работников списочного и несписочного состава, среднемесячной зарплате, числе отработанных человеко-часов, размерах тарифной ставки I разряда, фактически сложившихся в организации для всего персонала. В форме 12-Т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» показывается сумма просроченной задолженности по зарплате и численность работников, которым не выплачена заработной платы. Форма 6-Т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат» составляется 1 раз в 2 года. В I разделе этого отчета показывается численность работников, отработанное и оплаченное время. Во II разделе показывается профессиональное обучение работников за год по их категориям. «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» формы 4-фонд представляют работодатели, являющиеся плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Форму 4-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» представляют страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отчете формы 4-Т (руководители) «Отчет о заработной плате руководителей» отражаются данные о среднесписочной численности и заработной плате руководителя юридического лица, его заместителей, главного бухгалтера, главного экономиста и главного инженера. Данные о среднесписочной численности и заработной плате руководителей обособленных подразделений юридического лица в отчет не включаются.

В форме 1-Т (фонд времени) «Отчет об использовании календарного фонда времени» показывается число человеко-дней, явок и неявок на работу, в том числе отработанное время, выходные и праздничные дни, неявки по уважительным причинам, потери рабочего времени по их видам и другие данные.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы провести ревизию, аудит расчетов с персоналом по оплате труда необходимо информационное обеспечение.

1.3 Органы, осуществляющие проверку расчетов с персоналом по оплате труда

К органам, осуществляющим проверку расчетов с персоналом по оплате труда относятся:

1) Министерство по налогам и сборам (инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах). В данной курсовой работе описывается выездная проверка, которая была проведена ИМНС № 2 по Фрунзенскому району в части расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Пролайт Групп».

2) Министерство труда и социальной защиты:

a) Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы

b) Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения.

3) Министерство финансов (территориальные органы Министерства финансов).

4) Местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы и Минский горисполком) [2].

Сферой надзора Министерства по налогам и сборам (инспекций Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах) является:

— контроль за соблюдением законодательства по вопросам бухгалтерского и налогового учета.

Сферой надзора Министерства труда и социальной защиты является:

— контроль за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении

— контроль за соблюдением законодательства о занятости населения

— надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Сферой надзора Фонда социальной защиты населения и его территориальных органов является:

— контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Сферой контроля Департамента государственной инспекции труда и его территориальных подразделений является:

— надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Сферой контроля Министерства финансов (территориальных органов Министерства финансов) является:

— надзор за соблюдением требований о страховании.

Сферой контроля Местных исполнительных и распорядительных органов (облисполкомов и Минского горисполкома) является:

— надзор за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда.

— надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

— контроль за соблюдением законодательства об оплате труда.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что существуют определенные органы, которые осуществляют проверку в части расчетов с персоналом по оплате труда, которые выполняют определенные функции и имеют определенную сферу надзора.

1.4 Приемы и способы, применяемые при проверке расчетов с персоналом по оплате труда

Финансовый контроль как наука ра сполагает значительным арсеналом специальных методов и приемов исследования результатов функционирования контролируемых объектов. Переход на новые прогрессивные методы хозяйствования требует дальнейшего развития теории, методологии, методики и организации финансового контроля, совершенствование его фор, методов и инструментария. В связи с этим очень важным является изучение и применение наиболее оптимальных контрольных действий [3].

Методы и способы осуществления проверок — контрольные (проверочные) действия, мероприятия и приемы, выполняемые (применяемые) проверяющими или по поручению (указанию, требованию) должностных лиц органов Комитета государственного контроля и иными лицами в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

Прием-это отдельное контрольное действие.

Способ-это совокупность действий, применяемых в ходе изучения документов и хозяйственных операций.

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок определены в Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной приказом № 1 от 04. 01. 2010 г.

В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.

Цель документального контроля — выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Среди них можно выделить: формальную проверку; арифметическую; экспертную; логическую; встречную, нормативно-правовую; оценку документов по данным корреспондирующих счетов; оценку (аналитическую) проверку отчетности и т. д.

При проведении аудита расчетов с персоналом по оплате труда можно выделить несколько приемов документального контроля, получивших широкое распространение.

При формальной проверке определяются подлинность документов и соответствия их формам документов, применяемых в хозяйственной практике и в период за который проводится аудит. Документы должны содержать реквизиты: название документа, код, номер, дата, адрес, УНП, перечень реквизитов, подписи руководителя и главного бухгалтера или других ответственных лиц, печать организации. Значение этой проверки: удостоверить полноту заполнения всех требуемых реквизитов, наличие данных по совершенным хозяйственным операциях, сумме операции. При ней определяется также отсутствие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей соответствующих должностных лиц на основе их сверки с образцами подписей и с данными других документов, содержащихся в отделе кадров.

При формальной проверке документов по расчетам по оплате труда аудитор проверяет правильность оформления платежных и расчетных ведомостей, расчетных листов, листков по временной нетрудоспособности, также устанавливается подлинность подписей работников в платежной ведомости на выплату заработной платы.

Арифметическая проверка документов включает исследование правильности произведенных вычислений и таксировок, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов. Например, подсчет итогов в журналах-ордерах, оборотно-сальдовых ведомостях. При аудиторской проверке расчетов по оплате труда аудитор проверяет правильность начисления заработной платы, надбавок, доплат, расчета пособия по временной нетрудоспособности, правильность подсчетов итогов по расчетно-платежным ведомостям, правильность расчетов при применении ставок и тарифов. Проверяется правильность расчета среднего заработка, правильность и законность удержаний из заработной платы.

Нормативно-правовая проверка — проверка, в процессе которой определяется соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующим нормативным правовым актам (например, данные по расчетно-платежной ведомости) с установленными нормативами (штатное расписание) с целью определения их соблюдения [11]. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению с целью установления причин возникновения и предотвращению образования отклонений в будущем. При проведении проверки расчетов с персоналом по оплате труда на основании расчетно-платежной ведомости контролируются суммы удержаний из заработной платы работника (подоходный налог; отчисления в Фонд социальной защиты населения; аванс, выданный в счет оплаты труда; суммы по исполнительным листам).

Оценка законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета. При применении оценки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, а в ряде случаев — злоупотребления. Нарушения могут выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в необоснованных документами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

Логическая проверка представляет собой способ изучения хозяйственных операций процессов посредством сопоставлений взаимосвязанных финансовых и производственных операций. Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция в указанном объеме. Данный прием позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости.

Например, сопоставляя данные о командировках работников с табелями учета рабочего времени выявляется несоответствие, что может свидетельствовать о необоснованно отраженных произведенных организацией расходов.

Посредством аналитической проверки отчетности изучается обоснованность показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах. Этот прием в сочетании с другими приемами контроля позволяет изучить состояние расчетов по платежам налогов и сборов в бюджет.

Так, аудитор сопоставляет данные расчетно-платежной ведомости, расчетных листков, с данными регистров синтетического и аналитического учета; показатели статистической отчетности по формам 4-Фонд «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», 4-страховаие (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» между собой и с данными, отраженными по расчетно-платежной ведомости; остатки по синтетическому счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» со строкой 635 «Кредиторская задолженность по расчетам с персоналом по оплате труда» формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на начало и конец отчетного периода. Встречной проверкой документальных данных вскрываются случаи хищения, которые нередко вуалируются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных, фальсифицированных документов и замены ими настоящих, подлинных, правильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Приемы фактического контроля помогают установить действенность, реальность, количественное и качественное состояние контролируемого объекта. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливается с помощью приемов фактического контроля. Поэтому проверка, основанная на использовании только приемов документального контроля, по существу сводилась бы к проверке бухгалтерских документов и учетных регистров, а не к всестороннему изучению всей хозяйственной деятельности предприятия. Однако фактический контроль не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывного характера хозяйственных процессов и быстро меняющихся хозяйственных ситуаций. Поэтому документальный и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. Иногда за безукоризненно оформленными документами и записями скрываются хищения и другие злоупотребления. Методические приемы фактического контроля служат для установления реального состояния проверяемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах.

Кроме различных видов документальных проверок, одним из самых действенных видов являются фактические проверки. К ним относятся инвентаризация, контрольный запуск материалов в производство, контрольное взвешивание при отпуске продукции покупателям, лабораторный анализ отдельных партий продукции. При аудите расчетов по оплате труда фактическому контролю могут быть подвергнуты нормы выработки, как правило, такого рода проверка получила на практике название «фотография рабочего дня».

В условиях большого потока документации возникает необходимость в выборочном изучении документов. При аудиторской проверке возможны различные варианты несплошной проверки: проверка части документов за изучаемый период, проверка однородных операций за несколько месяцев, за последний месяц каждого квартала, за последний квартал или даже за последние два месяца. Наиболее приемлемым является первый вариант, так как в этом случае риск сводится к минимуму, и вероятность ошибки может оказаться незначительной.

В случае обнаружения ошибок в процессе выборочной проверки, ставится вопрос о расширении интервала выборки либо проведении сплошной проверки.

Устный опрос — означает фактическую проверку объектов контроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Например, устный опрос (может быть и письменным) сотрудников с целью установления полноты и своевременности выплаты заработной платы и других сумм.

На основании изложенного в данной части исследования можно сделать следующие выводы, что совокупность методов, которые могут использоваться ревизорами, аудиторами в ходе проверки расчетов по оплате труда включает: формальную проверку; арифметическую; экспертную; логическую; встречную, нормативно-правовую; оценку документов по данным корреспондирующих счетов.

Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв и цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т. п. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа.

Следует сделать вывод, что при проведении проверки расчетов по оплате труда в ООО «Пролайт Групп» применяются определенные приемы и способы, которые позволяют выявить несоответствия, установить законность, целесообразность и экономически обосновать хозяйственные операции, связанные с расчетом по оплате труда.

2. Организация и методика ревизии, аудита расчетов с персоналом по оплате труда

2.1 Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда

Бухгалтерский учет -- упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении.

Одной из основных функций бухгалтерского учёта является его защитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществления финансового контроля. Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это -- внутренний контроль.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

При разработке эффективной системы внутреннего контроля администрация предприятия ставит следующие цели:

— обеспечение бизнеса надёжной информацией,

— обеспечение сохранности активов,

— обеспечение защиты информации,

— обеспечение эффективности хозяйственной деятельности,

— обеспечение соответствия учёта принятой учётной политике,

— обеспечение соблюдения правил составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности [2].

Внутренний контроль на предприятии состоит из трёх элементов:

— контрольная среда,

— учётная система,

— контрольные процедуры.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Учетной политикой предприятия и Рабочим планом счетов.

График представления в бухгалтерию первичных документов от других лиц отсутствует, а это негативно сказывается на своевременности получения информации для нужд управления, эффективности постановки бухгалтерского учета, ведь график документооборота является важнейшим организационным документом, который обеспечивает создание четкой системы организации бухгалтерского учета.

При выборе и проверке методики ведения бухгалтерского учета необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» [6], Инструкцией по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» [9].

Основным источником проверки методики ведения бухгалтерского учета является учетная политика, разработанная главным бухгалтером на 2013 год и формы бухгалтерской отчетности, первичные и другие документы.

При ознакомлении с учетной политикой организации необходимо помнить, что в ней должны быть определены способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством предусмотрено несколько вариантов, а организация самостоятельно выбирает один из этих вариантов. Нецелесообразно закреплять в учетной политике те аспекты, по которым законодательством предусмотрен один вариант.

К учетной политике в качестве приложения подшит рабочий план счетов ООО «Пролайт Групп». В общем, он соответствует перечню счетов, предложенному в Типовом плане счетов, но, как и в любой другой организации, введены субсчета (приложение 3), которые наиболее полно соответствуют специфике деятельности организации. В организации используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с применением пакета бухгалтерских программ «1С: Бухгалтерия».

Внутренний контроль осуществляется силами самой организации. Любой организации необходим ответственный исполнитель, который разбирается во всей внутренней отчетности организации, документообороте, системе хранения документов, разделении обязанностей между сотрудниками. Этот исполнитель должен быть знаком с основными внутренними инструкциями налоговых органов о порядке проведения документальных проверок, обладать знаниями в области налогового законодательства. В крупной организации такие функции могут быть возложены на службу внутреннего аудита или бухгалтерию, в небольших — выбор невелик — обычно это главный бухгалтер. Однако на него возложена вся текущая работа, которая также весьма трудоемкая, а поэтому заниматься контрольной деятельностью ему зачастую просто некогда, да и качество поверки собственной работы будет невысоким.

Руководство ООО «Пролайт Групп», при разработке эффективной системы внутреннего контроля, старается учитывать самые разные обстоятельства, так же обстоятельства, которые входят в задачу ревизора, аудитора по оценке системы внутреннего контроля предприятия. Управленческий учет на предприятии требует разной информации обо всех сторонах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский учет, о котором аудитор представляет аудиторское заключение руководству предприятия, ограничен правовыми рамками Законов и Положений, которые содержат требования о целях, системе, методах, сроках и формах бухгалтерской отчетности предприятия.

Разрабатывая эффективную систему внутреннего контроля руководство ООО «Пролайт Групп» преследует следующие цели:

— обеспечение надежной информацией руководства предприятия и принятие наиболее эффективных и своевременных управленческих решений;

— обеспечение эффективности хозяйственной деятельности.

Отчетность заполняется правильно: с наличием всех предусмотренных показателей и подписей, без подчисток и помарок, в полном объеме, согласно Правилам составления и представления бухгалтерской отчетности и Инструкции о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

В результате проведенной оценки организации и методики бухгалтерского учета и составления отчетности можно сделать следующие выводы:

— в целом все положения учетной политики соблюдаются, принятая методика отражения операций в учете соответствует, а особенности рабочего плана счетов не противоречат действующему законодательству;

— выявленными нарушениями являются отсутствие учетной политики в целях налогового учета на 2010 г. и графика документооборота, что отрицательно сказывается на оценке организации и методики бухгалтерского учета и составления отчетности.

С целью оценки системы внутреннего контроля проверяемой организации изучают:

— порядок подписи ведомостей на выплату заработной платы, выплат стимулирующего и социального характера и пособий,

— перечень лиц, имеющих право на социальные льготы, выплаты компенсирующего характера, пособия,

— состояние табельного учета на предприятии.

С целью оценки системы организации бухгалтерского учета изучается организационная структура проверяемого субъекта и учетная политика, в том числе:

— график документооборота;

— система первичного учета затрат труда и его оплаты,

— порядок сводки и группировки первичных документов,

— рабочий план счетов;

— применяемые субсчета и счета аналитического учета и др.

В соответствии с целями проверки выделяют следующие задачи и направления проверки [1]:

1) соблюдение действующего законодательства о труде при приеме, перемещении и увольнении работников;

2) соблюдение штатно-сметной дисциплины;

3) состояние учета персонала и использования рабочего времени;

4) правильность начисления заработной платы;

5) обоснованность оформления и начисления доплат и различных выплат, предусмотренных действующим законодательством;

6) обоснованность и правильность исчисления и оплаты трудовых и социальных отпусков;

7) правильность и законность удержаний из заработной платы;

8) реальность задолженности по расчетам с персоналом;

9) своевременность и полнота расчетов с персоналом;

10) полнота, своевременность и правильность расчетов с Фондом социальной защиты населения;

11) правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда;

12) соответствие данных учета требованиям к составлению отчетности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что важным моментом в ООО «Пролайт Групп» является организация бухгалтерского учета, а также внутреннего контроля. Вцелом можно отметить, что в ООО «Пролайт Групп» достаточно эффективна организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Один раз в год проводится аудит. Бухгалтерский учет автоматизирован с помощью программы «1С: Бухгалтерия» версия 7. 7, что позволяет сделать вывод о надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, снижает аудиторский риск. В ходе аудиторской проверки проведено соответствие организации системы бухгалтерского учета предприятия действующим нормативным документам. Система регистрации хозяйственных операций пригодна в качестве основы для составления бухгалтерской отчетности.

Комплекс применяемых бухгалтерских регистров обеспечивает возможность сверки данных синтетического и аналитического учета.

Учет хозяйственных операций ведется в денежной единице, эмитируемой Национальным банком Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.

При оценке надежности контрольной среды проанализированы стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение ответственности и полномочий, кадровая политика, соблюдение требований законодательства. При аудите за 2012 г. не выявлены факты, свидетельствующие о склонности руководства к высоким рискам при осуществлении деятельности.

Организационная структура ООО «Пролайт Групп» вполне соответствует масштабам и характеру деятельности. Отсутствует текучесть управленческих кадров.

При аудите за 2013 г. надежность системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля оценили как среднюю.

2.2 Проверка организации аналитического и синтетического учета расчетов с персоналом по оплате труда

Проверка операций по расчетам с работниками по оплате труда, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, аудиторами и специалистами ведомственного контроля.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок проведения проверок, является Указ «О совершенствовании контрольно-ревизионной деятельности» № 510.

Условно ревизионную работу можно разделить на следующие этапы [2]:

1) планирование и подготовка к ревизии;

2) организация и проведение ревизии непосредственно в организации;

3) оформление результатов ревизии;

4) реализация материалов ревизии;

5) контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Контроль за заработной платой имеет важное значение при реализации финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций.

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, ревизор (аудитор) в первую очередь должен выяснить:

— какие формы и системы оплаты труда применяются в организации;

— имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор;

— списочный и среднесписочный состав работников;

— как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризован ли данный участок работы и т. д.).

При проведении проверки проверяющему требуется выяснить состояние нормативной базы и учета по соответствующим вопросам, ознакомиться со штатным расписанием, приказами о зачислении сотрудников на должность с назначенным окладом, заключенными контрактами, положением об оплате труда, премировании, состоянии табельного учета, оформлением расчетно-платежных и платежных ведомостей, трудовыми соглашениями, договорам подряда и другими документами, связанными с оплатой труда и регламентирующими ее.

Важными источниками информации для проведения проверки также являются плановые показатели численности работников, производительности труда, средней заработной платы, объема выполненных работ, оказанных услуг и т. д.

В ходе проверки используют следующие источники информации:

— устав проверяемой организации (приложение 8);

— учетная политика;

— бухгалтерский баланс (приложение 4);

— штатное расписание;

— трудовой договор;

— положение по оплате труда (приложение 7);

— положение по премированию;

— приказы по личному составу;

— контракты с работниками;

— табели учета рабочего времени (приложение 9);

— лицевые счета по заработной плате (приложение 10);

— расчетные (приложение 11) или расчетно-платежные ведомости и др.

— аналитические и синтетические данные по счету 70 «Расчеты с персоналом» (приложение 12);

— первичные документы по учету выработки и начислению заработной платы: табели учета рабочего времени, наряды (приложение П), маршрутные листы и т. д. ;

— листки о временной нетрудоспособности;

— нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции.

В ООО «Пролайт Групп» была проведена проверка ИМНС № 2 по Фрунзенскому району за период с 04. 02. 2010 по 31. 08. 2013. Нарушения, выявленные в ходе проверки, отражены в акте проверки (приложение 14). По итогу выездной проверки составляется и предоставляется решение (приложение 15).

Как показывает контрольно-ревизионная практика, наибольшее количество фактов хищений, злоупотреблений и незаконного расходования средств наблюдается в расходах по заработной плате.

Следовательно, контроль за заработной платой имеет важное значение при ревизии финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций.

В процессе проверки расчетов с персоналом по оплате труда проверяющее лицо должно проверить следующие вопросы:

— соблюдение нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда и социальных выплат;

— рациональность организации труда;

— правильность и обоснованность произведенных расчетов;

— использование рабочего времени;

— обоснованность численности работников, роста производительности труда, средней заработной платы;

— эффективность использования фонда заработной платы и трудовых ресурсов;

— правильность применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок;

— правильность ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;

— соблюдение штатной дисциплины.

Порядок проверки заработной платы определяется конкретными условиями работы строительной организации.

Проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными документами и Уставом.

Проверка начинается с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.

Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на 1-е число месяца в Главной книге (приложение 16, 17) и в балансе с итоговой суммой (суммой к выдаче) в расчетно-платежной ведомости (приложение 18).

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой