Региональная социальная политика в отношении детства

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Социология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Теоретическое исследование социальной политики в отношении детства
    • 1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления
    • 1.2 Общая оценка детства в России
    • 1.3 Социальная политика в отношении детей
    • 1.4 Реализация социальной программы «Дети России» в Калининградской области
    • Глава 2. Эмпирическое исследование региональной социальной политики в отношении детства
    • 2.1 Ход исследования
    • 2.2 Интерпретация результатов исследования
    • Заключение
    • Библиография
    • Приложение № 1
    • Приложение № 2

Введение

Защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов — все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Существование детей все больше определяется состоянием, которое политологи и социологи обозначают как «общество риска», «всеобщего риска». По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Социальную политику детства можно определить как комплексную систему социально-политической деятельности, предоставляющая детям все социальные гарантии, цель которых — обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития детей в интересах личности и общества. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

В современной России содержание государственной политики по защите детей находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране: дети все чаще становятся жертвами переживаемых страной перемен и переоценок.

Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, государственная политика в отношении детства оказывается крайне неэффективной.

Актуальность проблем детства связана с возросшими рисками этой категории в условиях экономического кризиса, обусловившего возможность сокращения финансирования социальных программ, направленных на реализацию социальной политики государства.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения проблем детства в рамках социальной политики этого направления, могут оказаться полезными при планировании социальной политики в отношении детства на региональном уровне, стать основой для учета слабых сторон программы «Дети России» и ее совершенствовании.

Целью нашего исследования является: изучить основы региональной социальной политики в отношении детства, и оценить эффективность ее реализации на практике.

Объект: социальная политика в отношении детства

Предмет: особенности реализации региональной социальной политики в отношении детства

Гипотеза: уровень реализации социальной политика в отношении детства (в частности программы «Дети России») в нашем регионе находится на среднем уровне.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1) выяснить сущность социальной политики;

2) охарактеризовать категорию детства в России;

3) выявить особенности федеральной и региональной социальной политики в отношении детства;

4) выяснить, как реализуется социальная программа «Дети России», оценив эффективность ее внедрения в Калининградской области с помощью анкетирования.

Для решения поставленных задач нами были использован следующий методы исследования:

Анализ учебной литературы

Опрос (анкетирование)

Обработка полученных данных

Выборкой служили студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17−19 лет (40 человек).

Глава 1. Теоретическое исследование социальной политики в отношении детства

1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления

Прежде чем перейти к проблеме социальной политики в отношении детства, мы рассмотрим сущность самого понятия социальная политика.

Наша страна — это обширная территория с многонациональным населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем и противоречий в обществе. Роль государства здесь в том, что оно призвано решать эти проблемы и, вообще, стараться не допускать их возникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действия государства по осуществлению данной задачи принято называть социальной политикой.

Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т. д.

Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Прежде всего, — это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. [28, с. 54]

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

Политика — это:

отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;

система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др. ;

практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;

искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные, и иные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.

Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. [27, с. 49].

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

гуманизм, социальная справедливость;

системность, непрерывность, преемственность;

сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);

демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

прогностическая;

социальная защита населения;

управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. [22, с. 15]

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока: а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан; б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) [21, с. 345].

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Также можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.

В.М. Капицин, к числу основных направлений социальной политики относит:

1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;

2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства;

3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4) поддержку престарелых и инвалидов;

5) социальное обслуживание населения;

6) охрану окружающей природной среды;

7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [24, с. 234−235].

Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере. [23, с. 38]

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению. [12, с. 293]

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. [5, с. 35].

Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства. Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть «государством всеобщего благосостояния».

Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и, прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [2, с. 54 — 55].

Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

Социальная политика современного периода должна предусматривать механизмы социальной защиты тех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи).

Необходимой является социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. [3, с. 240]

Рассмотрим наиболее важные стороны социальной жизни населения, наиболее нуждающиеся в реформировании.

Система образования.

Необходимо реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. [28, с. 55]

Система здравоохранения.

В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны.

С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации. [28, с. 55]

Совершенствование пенсионной системы в России.

Произошедшие в ходе реформирования пенсионной системы ощутимые изменения — переход от распределительной к смешанной распределительно-накопительной пенсионной системе, обеспечение возможности выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений, как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.

В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

1. Завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы.

2. Разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. [28, с. 56]

Формирование рынка доступного жилья.

Целью политики в сфере формирования в России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Для решения задач по обеспечению граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». На первом этапе реализации (2006−2007 годы) было выделено четыре приоритета:

увеличение объемов долгосрочного ипотечного кредитования, населению на базе развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов;

повышение доступности жилья, включая бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям и молодым специалистам на селе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;

увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры с целью обеспечения условий для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;

выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан путем обеспечения возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. [28, с. 55−56]

В социальной политике нашего государства особое место занимает семейная политика, к рассмотрению которой мы приступаем.

Семейная политика — составная часть социальной политики, целенаправленная деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций. [19, с. 582]

«Острие социальной политики государства, — справедливо считает М. С. Мацковский, — должно быть направлено на семью. Социальная политика должна стать семейной». И, прежде всего, по следующим причинам: в семьях проживает подавляющее большинство населения России; экономические и моральные проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на ее жизнедеятельности; семья выполняет исключительную по своей значимости для общества функцию по рождению и воспитанию, социализации детей; наконец, семья берет на себя основную часть забот о престарелых и инвалидах.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни.

Можно выделить две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Это проблемы, связанные с функционированием макроэкономической и макросоциальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости.

Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих специфических проблем и составляет предмет семейной политики.

Мы дифференцируем также семейную политику и политики в отношении детей и женщин. При самой тесной объективной взаимосвязи они являются самостоятельными направлениями социальной политики. В предмет же семейной политики включаются только специфические семейные проблемы жизнедеятельности детей и женщин. При сопоставлении семейной и демографической политик следует иметь в виду, что репродуктивная функция является только одной из функций семьи. [40]

В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. [40]

Основные направления государственной семейной политики:

Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;

в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;

г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;

ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.

Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов.

Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;

з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей;

и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;

к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья.

Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья.

Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма. [40]

Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;

б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;

е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью. [40]

Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:

а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;

в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи.

Укрепление службы планирования семьи.

Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. [40]

Усиление помощи семье в воспитании детей путем:

а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. [40]

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

2008 год стал периодом формирования более ясной и понятной семейной политики, способствовал координации усилий органов власти, бизнеса и общественности по повышению статуса женщины-матери в обществе, укреплению социального института семьи, защите материнства и детства. В семейной политике ориентация дается на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах.

В семейной политике ориентация дается на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций. [40]

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Итак, подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики.

Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений.

1.2 Общая оценка детства в России

Рассмотрев понятие социальной политики, мы переходим к оценке детства в России.

Детство изучается различными научными дисциплинами; его исследование имеет междисциплинарный характер.

С точки зрения социальной антропологии, детство — одно из универсальных антропологических состояний в жизни людей, которое проживают и переживают все люди, но по-особенному в зависимости от культурных традиций и обычаев, сложившегося типа семьи.

С точки зрения возрастной психологии, под детством понимается начальный возрастной период жизни человека, когда складывается характер и индивидуальные особенности поведения.

Социология рассматривает детство как структурный элемент общества, выполняющий, прежде всего, функции первичной социализации с помощью семьи и других социальных институтов.

В политологии детство рассматривается как область, на которую направлена социальная политика, как один из приоритетов последней, неразрывно связанный с семьей, опекой и попечительством, социальной защитой. Политология исследует причины кризисов социальной политики в отношении детей и ведет поиск выходов из критических состояний. В то же время детство начинает интересовать политологов и как возрастная когорта, связанная с первичной политической социализацией, подготавливающей будущих взрослых членов общества к дальнейшей социально-политической жизни. [15, с. 25]

Один из вопросов изучения детства — его сроки, рамки перехода от детства к взрослой жизни, дифференциация возрастных состояний внутри периода детства. Причем за этим вопросом скрываются серьезные проблемы социальной, культурной и правовой политики.

Детство — это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

Дети — одна из самых представительных демографических и социальных групп населения, которую составляют лица в возрасте до 18 лет.д. ля нее характерны определенные психофизиологические, социальные, правовые особенности.

Численность детей в России составляет 35,9 млн., или 24,5% от общей численности населения страны. Однако значение этой группы населения определяется не только масштабами, сколько социальной ролью, которую она играет в жизни общества.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируется ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. [29, с. 276]

Государство принимает определенные меры в защиту детей. 10 лет назад в Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., разработаны федеральные программы «Дети России», «Национальный план действий в интересах детей», принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.

Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них — здоровье, образование, отношение к детям в семье, их материальное благосостояние.

В России проблемы детей и детства многочисленные и не нашли достойного решения. Многие дети находятся в сложных и даже чрезвычайных обстоятельствах. Все это сказывается на современном молодом поколении детей в целом и, безусловно, отразиться на будущих поколениях.

Одним из важнейших показателей обеспеченности детей должной помощью и заботой общества и государства является состояние их здоровья, которое оценивается различными показателями, включая показатели детской смертности, в том числе младенческой; заболеваемости, уровня их физического развития и т. д. [26, с. 416]

Рассмотрев данные статистики, можно сделать вывод о критическом состоянии нынешнего здоровья детей, масштабности хронических больных и необходимости государства в усилении мер по улучшению данного показателя жизнедеятельности детей.

В настоящее время здоровье детей среди школьников младших классов составляет 10−12%, средних — 8%, старших — 5%. [30]

Согласно 43 статьи Конституции Р Ф, каждый имеет право на образование.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. Сегодня возросла конкуренция в образовании, появились элитарные учебные учреждения, доступные только детям из семей с высокими доходами.

И все-таки одной из целей развития нашего государства является «обеспечение к 2015 г. того, что все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. [3, с. 75]

Очевидно, что система внешкольного воспитания в кризисном состоянии и нуждается в серьезной поддержке всех уровней власти. Вместе с тем большинство подростков считают, что такие организации нужны. Именно об этом свидетельствует набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций и многое другие.

Особые проблемы возникают в подростковом возрасте — периоде в жизни человека от 12 до 16 лет. Основные проблемы подростков, связанные с их здоровьем, образованием, взаимоотношениями в семье, возможностями проведения досуга, материального положения обусловлены общими для всех возрастных групп детей причинами.

Подростки являются одной из наиболее криминально активных частей населения.

По данным статистики, мы можем зафиксировать возрастание числа подростков, вовлеченных в преступные группировки взрослыми, вышедших из благополучных семей и также омоложение преступников.

Бедой, захлестнувшей Россию, стали беспризорность и безнадзорность детей. К настоящему времени, по данным Генеральной Прокуратуры Р Ф, численность таких детей достигла 2 млн. человек. Но проблема не только в ее масштабности. По мнению экспертов, это постоянно разрастающийся слой общества, являющийся серьезной угрозой национальной и социальной безопасности. [1, с. 33]

Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей — в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое значение для решения их проблем имеет реформирование сложившейся в России системы социальной защиты населения и его отдельных категорий. Для детей с позиции социальной защиты, представляется важным обратить внимание на такие аспекты, с которыми во многом будет связана социализация, решение профессиональной судьбы, интеграция этих детей в общество.

Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. [3, с. 74−75]

На основе вышеизложенного очевидно, что в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми отодвинуто во времени, а забота и экономическая поддержка закреплены законодательно.

Значительная роль в судьбе детей принадлежит родителям, а также социальным институтам.

С юридической точки зрения для детей установлены возрастные ограничения в разных жизненных ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве на военную службу, получении избирательного права, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Для той или иной ситуации действующим законодательством определены возрастные границы.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [16, ст. 8].

К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. [16, ст. 121]

Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. [30]

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также — права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого рода против России также уже подаются.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Все это может служить не только мерой защиты, но при определенных обстоятельствах становится способом ущемления интересов детей, что также следует учитывать при реализации мер в сфере реальной социальной политики. К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая.

Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).

Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков: обуславливающих мертворождение и патологические роды; голодание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и беспризорность; экономическую и сексуальную эксплуатацию; пристрастие к вредным привычкам; отрицательное психологическое воздействие; дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям; вовлечение в политическую активность; проживание в экологически неблагополучной среде; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного воспитания; формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране; развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей; охране труда подростков; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей. [3, с. 78]

Рассмотрев данную проблему, мы можем сделать вывод, что дети в нынешний этап развития нашего государства наиболее подвержены риску подрыва их физического и психологического здоровья, материального положения и благополучия. Государство должно обратить внимание на проблемы детей, способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности.

На решение этих проблем направлена социальная политика нашего государства, наиболее ярко выраженная в социальной программе «Дети России».

1.3 Социальная политика в отношении детей

Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования — социальной политике в отношении детей.

На наш взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей.

Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 25 миллионам детей России.

Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.

Политика государства по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т. д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства. [31]

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой