Религия, государство и право

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Духовная Академия «Благодать»

Российской Церкви христиан веры евангельской

Дипломная работа

На тему: «Религия, государство и право»

Выполнила: студент 3-го курса

Заочного отделения бакалавратуры

Мирханова Нодира Миршухратуллаевна

Научный руководитель:

Цвор Сергей Павлович

г. Москва

2008 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Экономический аспект Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

1.1 Передача имущества религиозного назначения

1.2 Земельные участки

1.3 Распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения и иная деятельность религиозных организаций

1.4 Сельскохозяйственная деятельность религиозных организаций

1.5 Использование лесов для осуществления религиозной деятельности

1.6 Льготы по налогообложению религиозных организаций

Глава 2. Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций

2.1 Оценка проекта новой редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

2.2 Правовые проблемы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность

2.3 Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

2.4 Правовые проблемы налогообложения религиозных организаций

2.5 Правовые проблемы пенсионного обеспечения работников религиозных организаций

2.6 Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Глава 3. Религиозные права в Евросуде

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

закон религиозный собственность евросуд

Анализируя прошедшие десять лет возрождения церковной жизни в условиях действия федерального закона от 26. 09. 97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», важно отметить, что закон закрепил базовые положения, позицию государства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Конкретное же воплощение она получила в действующей системе законодательных и правовых актов.

Рассмотрение данной темы считаю актуальным в наши дни, так как многие церкви вне зависимости от того, к какой конфессии они принадлежат, сталкиваются с многими проблемами, связанными с легализацией той или иной религиозной деятельности. Причины возникновения этих проблем различны, но в основном они возникают из-за отсутствия законодательства, которое в полной мере рассматривало бы все аспекты религиозной деятельности. Еще причиной иногда бывает отсутствие правовой грамотности у представителей религиозных объединений, так как юристы не уделяют должного внимания религиозному законодательству и фактически не практикуют его. Считаю, что религиозное законодательство не в достаточной мере изучено и раскрыто для общего использования.

Целью моей работы является в полной мере раскрыть и сделать доступным для понимания человека, даже не имеющего юридическое образование, законодательство, регулирующее религиозную деятельность.

Задачами моей работы являются раскрыть экономический аспект Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций и религиозные права в Евросуде.

Глава 1. Экономический аспект Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

1.1 Передача имущества религиозного назначения

Глава III Федерального закона от 26. 09. 97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон) закрепляет права религиозных организаций иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Различают недвижимое имущество религиозного назначения — здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования, и движимое имущество религиозного назначения — предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей.

К сожалению, четкости понятий, связанных с имуществом религиозных организаций, нет. В самом Законе есть разночтения, в Налоговом кодексе и других законодательных документах используются различные формулировки.

Важнейшим фактом является закрепленное Законом положение о том, что передача (как в пользование, так и в собственность) религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Порядок передачи федерального имущества утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 06. 2001 № 490 (Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»). На практике имущество религиозного назначения передавалось религиозным организациям главным образом в безвозмездное пользование.

В марте 2007 года была подготовлена концепция проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Концепция предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов по обращению религиозных организаций передавать им имущество религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование[1]. Согласно концепции, религиозные организации смогут переоформить в свою собственность находящиеся сейчас в их безвозмездном пользовании культовые здания и внутреннее убранство церквей, включая богослужебную утварь. Не могут быть переданы в собственность только особо ценные объекты — памятники и ансамбли, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и музейные предметы, поскольку это пока запрещают иные законы. Нет запрета передавать музейные предметы в пользование. Концепция не предусматривает обязанности религиозных организаций взять все имущество религиозного назначения в собственность: по желанию они вправе использовать и режим безвозмездного пользования.

При желании религиозных организаций безвозмездно получить «непрофильные» объекты храмового комплекса необходимо будет обосновать их связь (функциональную, территориальную, архитектурную) с объектами религиозного назначения.

1.2 Земельные участки

Согласно Земельному кодексу РФ (далее ЗК РФ), религиозные организации могут оформить на земельные участки вид права, соответствующий виду права на имущество, расположенное на этих участках. Так, если здания и сооружения находятся в собственности религиозных организаций, то и участки, на которых они расположены, должны быть предоставлены им в собственность бесплатно. Если здания и сооружения находятся на праве безвозмездного пользования, то и земельные участки — на праве безвозмездного срочного пользования на срок пользования этими зданиями, строениями, сооружениями (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

В настоящее время религиозные организации, руководствуясь поправками, внесенными в конце 2005 года в п. 1 ст. 20 Вводного закона к Земельному кодексу РФ (от 25. 10. 01 № 137-ФЗ), заняты переоформлением имеющегося у них права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования. Срок окончания такого переоформления прав — 1 января 2008 года (продлевался уже дважды).

Религиозным организациям, оформившим право безвозмездного срочного пользования на земельные участки, после принятия в свою собственность храмов придется столкнуться с дополнительными хлопотами по переоформлению связанного с ним земельного участка в собственность.

Получив же имущество в собственность, а не в безвозмездное пользование, религиозная организация становится полноценным хозяйствующим субъектом.

Органами государственной власти и местного самоуправления земельные участки предоставляются религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — на срок строительства (п. 3 ст. 30 ЗК РФ). После окончания строительства здание, строение или сооружение оформляется в собственность религиозной организации, после чего земельный участок передается собственнику бесплатно.

1.3 Распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения и иная деятельность религиозных организаций

Законом установлено, что «религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения» (п. 1 ст. 17). Однако Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы нормативно был зафиксирован постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 03. 2001 № 251 только лишь в целях освобождения от налога на добавленную стоимость. Вопрос установления полного перечня предметов религиозного назначения (по предложениям религиозных организаций) является на сегодняшний день открытым.

В соответствии с Законом «религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения» (п. 2 ст. 17).

«Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации» (ст. 23).

1.4 Сельскохозяйственная деятельность религиозных организаций

Для религиозных организаций (прежде всего монастырей), ведущих сельскохозяйственную деятельность, важен правовой режим принадлежащих религиозным организациям земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Федеральный закон от 24. 07. 02 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций (п. 4 ст. 10). Ряд религиозных организаций поспешили переоформить право постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственной землей (которым они пользовались ранее) на право долгосрочной аренды без возможности выкупа. К сожалению, право бесплатной передачи религиозным организациям арендуемых ими сельскохозяйственных земель действующим земельным законодательством не предусмотрено. Однако те религиозные организации, которые еще не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной землей на право аренды, имеют возможность получить эту землю в собственность бесплатно (п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

1.5 Использование лесов для осуществления религиозной деятельности

С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность предоставления религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование лесных участков для осуществления религиозной деятельности.

Согласно ст. 47, леса «могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с федеральным законом „О свободе совести и о религиозных объединениях“. На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения».

1.6 Льготы по налогообложению религиозных организаций

Закон зафиксировал важное положение о том, что «государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот» (п. 3 ст. 4). Налогами, соответствующими перечисленным в Уставе религиозной организации видам деятельности, являются:

— налог на прибыль;

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на имущество;

— транспортный налог;

— земельный налог;

— налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

— единый социальный налог (ЕСН).

Рассмотрим, в каких случаях могут возникать у религиозных организаций обязанности в отношении указанных налогов.

Налог на прибыль. Налогоплательщиками являются все российские организации, в том числе и религиозные (ст. 246 НК РФ). Для некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, не ведущих предпринимательской деятельности, не возникает обязательств по уплате налога (ст. 289 НК РФ). Объект налогообложения налогом на прибыль возникает у религиозных организаций при предпринимательской деятельности, а также в случае начисления банком процентов по депозитным вкладам или по остаткам на счетах (внереализационные доходы)[2]. Целевые поступления, как известно, в случае их расходования по целевому назначению доходом не являются и обложению налогом на прибыль не подлежат (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость. Религиозные организации наряду с другими организациями определены как налогоплательщики НДС (ст. 143 НК РФ), но освобождаются от обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последних календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 млн. рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ). Освобождаются от налогообложения операции, предусмотренные ст. 149 НК РФ, в частности, реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы (пп. 1 п. 3 ст. 149) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Р Ф от 31. 03. 01 № 251. Следует особо отметить, что, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и подлежит налогообложению. Также операцией, имеющей следствием налогообложение НДС, является, в частности, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на имущество. Согласно федеральному законодательству, религиозные организации являются плательщиками налога (ст. 373 НК РФ), но освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ). В рамках положений статьи 381 НК ранее действовала льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяла, в частности, освободить религиозные организации от уплаты налога на имущество за объекты, относимые к указанной сфере. Утратила силу с 1 января 2006 года. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 376 НК РФ). Для этого необходимо сделать расчет налоговой базы по первоначальной стоимости имущества (так как в религиозных организациях, не ведущих предпринимательской деятельности, начисляется не амортизация, а износ), а потом, воспользовавшись льготой, произвести соответствующий вычет по имуществу, используемому для осуществления религиозной деятельности. Следует отметить, что налог на имущество является региональным налогом, и многие субъекты Российской Федерации своими законами установили для религиозных организаций дополнительные льготы, а некоторые вообще освободили их от уплаты налога на имущество.

Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Земельный налог. Религиозные организации в зависимости от вида их права на земельный участок или вообще не являются налогоплательщиками, или являются налогоплательщиками, но при наличии объектов религиозного и благотворительного назначения на земельных участках могут быть освобождены от налогообложения. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Однако далее п. 4 ст. 395 НК РФ освобождает от налогообложения религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь принадлежащий религиозной организации земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения (письмо Минфина России от 24. 05. 2005 № 03−06−02−02/41). Религиозная организация должна представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие ее право на налоговые льготы. Совсем иная ситуация с земельным налогом у религиозных организаций, имеющих земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования. Они вообще не признаются налогоплательщиками земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ). Если земельный участок находится у религиозной организации на праве аренды, то она уплачивает не земельный налог, а арендную плату согласно договору аренды.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица (ст. 207 НК РФ). Религиозная организация выполняет роль налогового агента, обязанного по поручению физического лица исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.

Единый социальный налог. Налогоплательщиками ЕСН являются организации, производящие выплаты физическим лицам (ст. 235 НК РФ). Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда (Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ, территориального фонда ОМС).

В целом базовые положения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон), касающиеся регулирования имущественного положения и хозяйственной деятельности религиозных организаций, реализованы в правовом поле современного законодательства. В таблице приведены сведения о том, как отдельные положения Закона реализованы в действующих на сегодняшний день правовых актах.

Вместе с тем можно наметить ряд моментов, нерешенность которых затрудняет деятельность религиозных организаций как хозяйствующих субъектов.

Во-первых, требует конкретизации понятие «основные формы деятельности» религиозных организаций (ст. 10). Полностью отсутствует в Законе упоминание о миссионерской деятельности. Это послужило основой неправильного понимания ситуации законодательными собраниями субъектов РФ: вместо того чтобы принимать законы субъектов РФ с учетом региональных особенностей, во многих субъектах со ссылками на закон № 125-ФЗ отменены ранее принятые законы о миссионерской деятельности.

Без разъяснений и с разночтениями употребляются в Законе понятия «культовая и иная религиозная деятельность» (ст. 13), «деятельность религиозного объединения» (ст. 14), «богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» (п. 3 ст. 16).

Такое положение также приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом религиозных организаций.

Также требуют четкого формулирования понятия «имущество богослужебного назначения» (п. 4 ст. 21) и «имущество религиозного назначения» (п. 2 ст. 22). До сих пор нет предусмотренного Законом перечня, утвержденного Правительством Р Ф.

Во-вторых, необходимо внести ясность с применением налоговых льгот, декларированных Законом. Нечеткость понятий, указанная в п. 1 и 2, на практике порождает вопросы, связанные с льготными режимами для религиозных организаций. Так, в НК РФ в целях установления для религиозных организаций льгот по налогообложению введены понятия:

— имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 главы «Налог на имущество» НК РФ);

— земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 главы «Земельный налог» НК РФ).

Термины «религиозная деятельность», «здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения» не определены ни в Законе, ни в НК РФ. Гражданское, трудовое, уголовное законодательство также не использует понятие «религиозная деятельность».

От ответа на вопрос, как определять назначение имущества религиозной организации, зависит, надо платить налог или нет с того конкретного имущества, которое имеется у конкретной религиозной организации.

В-третьих, Закон определяет объем специальной правоспособности религиозных организаций и имеет для них приоритетное значение перед общим законодательством. Именно в этом законе должны быть в сводном виде отражены те особенности и льготы, которые имеют религиозные организации по сравнению с другими юридическими лицами, в частности некоммерческими организациями: налоговые льготы, особенности трудового законодательства, особенности бухгалтерского учета и отчетности и др.

Решением этой проблемы могло бы стать перенесение в Закон ряда положений некоторых федеральных законов, некоторые понятия надо конкретизировать, другие добавить (например, налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь религиозным организациям).

В-четвертых, требует отдельного решения вопрос об особенностях имущества религиозного назначения, которое, подобно музейным ценностям, не теряет свою стоимость со временем, а, наоборот, увеличивает.

Глава 2. Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций

2.1 Оценка проекта новой редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Проект новой редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», разработанный рабочей группой под руководством А. Е. Себенцова, заслуживает серьезной критики в связи с наличием в нем норм, способствующих созданию и активизации деятельности тех религиозных объединений, которые не являются составной частью исторического и культурного наследия народов России.

Во-первых, проект существенно изменяет предусмотренный действующей редакцией ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» порядок создания и государственной регистрации религиозных объединений (например, отменяется 15-летний срок существования на территории РФ в качестве условия для государственной регистрации религиозного объединения; снято требование об уведомительном порядке создания религиозных групп, претендующих на приобретение впоследствии статуса религиозных организаций).

Во-вторых, проект открывает широкий простор для миссионерской деятельности иностранных граждан на территории РФ вследствие предложения авторов проекта рассматривать местную религиозную организацию как объединение граждан, независимо от их гражданства и оснований проживания на территории РФ; проект предоставляет религиозным организациям исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической и миссионерской деятельностью без учета установленной действующим законодательством квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, квоты на выдачу им приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Вместе с тем, проект уклоняется от решения насущных проблем правового обеспечения деятельности традиционных для России конфессий. Так, фактически не решен вопрос о предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательных учреждений отсрочки от призыва на военную службу. Нормы проекта в этой части содержат отсылку к положениям законодательства о воинской обязанности и военной службе. Однако указанное законодательство не регулирует вопросы предоставления отсрочки указанным категориям граждан.

Проект не решает проблем правового обеспечения имущественных прав религиозных организаций. В частности, отсутствуют нормы, определяющие понятие и перечень имущества религиозного назначения; не определен порядок передачи указанного имущества в собственность и безвозмездное пользование религиозных организаций. В проекте содержится сомнительное предложение о наделении религиозных организаций благотворительным статусом. В результате на религиозные организации предполагается распространить такие нормы законодательства о благотворительности, которые запрещают капитализацию целевых пожертвований в денежной форме; ужесточают контроль налоговых органов за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций; устанавливают публичность отчетов религиозных организаций.

Проект игнорирует правовые проблемы взаимодействия религиозных организаций с государственной (муниципальной) системой образования: в проекте отсутствует определение светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; не урегулирована возможность изучения в данных образовательных учреждениях религиоведческих и религиозно-культурологических курсов. В проекте отсутствуют нормы, обеспечивающие интеграцию образовательных учреждений религиозных организаций, в том числе духовных образовательных учреждений, в национальную систему образования. В частности, проект не предоставляет духовным образовательным учреждениям возможность реализовывать образовательные программы профессионального образования по подготовке специалистов на основе государственных стандартов, а также право на государственную аккредитацию в части данных программ.

2.2 Правовые проблемы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность

Механизм передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения регулируется Федеральными законами «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; указами Президента Р Ф от 30. 11. 92 № 1487; от 26. 11. 94 № 2121; от 5. 05. 97 № 452; постановлением Правительства Р Ф от 30. 06. 01 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», а также распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 9 ноября 2001 г. № 3236-р «О делегировании полномочий Министерства имущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».

В ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иных федеральных законах отсутствует правовое определение имущества религиозного назначения, хотя сам термин используется. Примерный перечень находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества религиозного назначения предусмотрен постановлением Правительства Р Ф от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». К такому имуществу относятся: недвижимое имущество (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и культовые комплексы), созданное или предназначенное для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также для профессионального религиозного образования; движимое имущество (в том числе предметы внутреннего убранства зданий и сооружений), созданное либо предназначенное для богослужебных и иных религиозных целей. Представляется, что правовое определение и примерный перечень объектов религиозного назначения должны быть закреплены на уровне федерального закона. Согласно п. 5 ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такого имущества устанавливается Правительством Р Ф по предложениям религиозных организаций. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства Р Ф не принято и перечень богослужебного имущества, не подлежащего взысканию по претензиям кредиторов, отсутствует.

Действующее законодательство предусматривает особый порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность. Такое имущество передается религиозным организациям безвозмездно в собственность или в безвозмездное пользование. Целью и основанием передачи является функциональное назначение соответствующего имущества -- оно должно быть использовано по религиозному назначению.

Большинство религиозных организаций Русской православной церкви (РПЦ) обладают имуществом религиозного назначения на праве безвозмездного пользования. Приобрести указанное имущество в собственность религиозные организации, как правило, не могут в силу следующих причин.

Во-первых, большинство объектов, переданных в безвозмездное пользование религиозных организаций, составляют исключительную федеральную собственность. К их числу относятся: памятники истории и культуры федерального значения; особо ценные объекты; музейные предметы и коллекции, включенные в государственную часть Музейного фонда или в государственную часть Архивного фонда; недвижимое и относящееся к нему движимое имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями (государственными учреждениями).

Во-вторых, многие религиозные организации в силу испытываемых ими финансовых трудностей не в состоянии самостоятельно нести бремя собственника (коммунальные и страховые платежи, расходы на охрану и сохранение объекта и др.).

В-третьих, отсутствуют надлежащие правовые основания для безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций находящегося в государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения. Прежде всего, до сих пор не принят закон о разграничении государственной собственности на собственность РФ и собственность ее субъектов. В этих условиях на практике между государственными органами возникают споры о праве собственности на соответствующий объект религиозного назначения. В результате бывает неясно, какой именно государственный орган уполномочен решать вопрос о передаче объекта в собственность религиозных организаций. Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ порядок безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения должен определяться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует и определение механизма безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций соответствующего имущества отдано на откуп подзаконным актам.

В свою очередь предусмотренный этими подзаконными актами механизм передачи религиозным организациям находящегося в государственной (муниципальной) собственности имущества религиозного назначения недостаточно отработан. К числу наиболее острых проблем правового обеспечения данного механизма относится отсутствие: примерных форм договора о безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, составляющего государственную собственность; договора безвозмездного пользования указанным имуществом; договора о совместном с государственными унитарными предприятиями (государственными учреждениями) использовании имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности; обязательства по сохранению объектов культурного наследия. Важно подчеркнуть, что в нормах ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствуют требования о государственной регистрации договора о безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения и обязательства по сохранению объектов культурного наследия. Между тем, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. В этой связи очевидна ненадежность приобретаемого религиозными организациями права собственности на недвижимое имущество религиозного назначения.

В конце 2003 г. Министерство имущественных отношений РФ, воспользовавшись пробелами в действующих нормативных правовых актах, предприняло волюнтаристскую попытку навязать религиозным организациям неприемлемые для них условия использования имущества религиозного назначения. В территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ была разослана, не согласованная с РПЦ и другими конфессиями, примерная форма договора безвозмездного пользования, предусматривающая, в частности, широкие основания досрочного прекращения такого договора по инициативе территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ; право упомянутых органов расторгнуть договор в одностороннем порядке; возложение на религиозные организации коммунальных и страховых платежей в полном объеме. Несомненно, подобную практику необходимо пресечь, рекомендовав Правительству Р Ф разработать и согласовать с религиозными организациями взаимоприемлемый механизм передачи религиозным организациям находящегося в государственной (муниципальной) собственности имущества религиозного назначения; следует разработать и необходимые в рамках этого механизма формы документов.

2.3 Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Права религиозных организаций на землю регулируются Земельным кодексом РФ, а также ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

До вступления в силу ЗК РФ находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земельные участки предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое осуществлялось безвозмездно. Однако п. 1 ст. 20 ЗК РФ существенно ограничил субъектный состав этого права. В число бессрочных пользователей землей включены теперь лишь государственные и муниципальные юридические лица. Религиозные организации в этот перечень не вошли. В силу ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее -- ЗК РФ) «они обязаны к 1. 01. 06. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Таким образом, срок постоянного (бессрочного) права пользования землей на безвозмездной основе истекает к 1. 01. 06.

Указанное требование ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подлежит отмене, поскольку вступает в противоречие с п. 3 ст. 20 ЗК РФ, согласно которому «право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется».

Кроме того, предусмотренные земельным законодательством виды прав негосударственных юридических лиц на землю (право аренды и право собственности) неприемлемы для подавляющего большинства религиозных организаций по следующим причинам. Аренда представляет собой возмездное пользование земельным участком, что затруднительно для религиозных организаций в связи с достаточно высокой ставкой арендной платы и постоянным ее возрастанием. Что касается приобретения земельных участков в собственность, то в большинстве случаев религиозные организации лишены такой возможности. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Как известно находящиеся в пользовании религиозных организаций культовые здания, строения и сооружения, в том числе являющиеся памятниками истории и культуры, примерно на 99% являются исключительной собственностью государства. Таким образом, согласно указанной норме религиозные организации не могут получить в собственность земельные участки, на которых находятся культовые объекты, поскольку и земельные участки, и эти объекты принадлежат одному лицу- государству.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций (п. 5 ст. 10 ФЗ). При этом закон не учитывает положение п. 3 ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому передача в собственность религиозных организаций относящихся к культовым зданиям и сооружениям земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляется безвозмездно. Перечисленные пробелы в действующем земельном законодательстве призван устранить проект ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ», ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который в настоящее время готовится к третьему чтению. Данный законопроект безусловно заслуживает поддержки. Серьезное беспокойство вызывают и те положения ЗК РФ, которые определяют особый режим использования земель историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, согласно 2 и 4 ст. 99 ЗК РФ эти земли должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Особый правовой режим использования земель историко-культурного назначения запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Таким образом, если исходить из того, что основной целью использования земель историко-культурного назначения являются меры по их сохранности и иные научно-культурные действия, то, очевидно, что уставная деятельность религиозных организаций, проводимая ими в храмах, монастырях и иных объектах религиозного назначения, являющихся памятниками истории и культуры, преследует цели иного характера. В этой связи есть серьезные опасения, что Богослужения, монашеский быт, занятия в воскресных школах и в духовных учебных заведениях, паломничество, а также иная религиозная деятельность могут быть признаны несоответствующими основной цели использования земель историко-культурного назначения. Такое положение вряд ли приемлемо.

2.4 Правовые проблемы налогообложения религиозных организаций

Религиозные организации, являясь разновидностью некоммерческих организаций, не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Поэтому в состав доходов религиозных организаций, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, не включены доходы от реализации, которые направлены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. Вместе с тем, в соответствии с гл. 25 НК РФ религиозные организации признаются плательщиками налога на прибыль в части внереализационных доходов. Согласно п. 6 ст. 246 НК РФ внереализационными доходами религиозной организации, в частности, признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Внереализационные доходы религиозных организаций, так же как и прочие полученные ими доходы, направляются на уставные цели религиозных организаций. В этой связи представляется не вполне логичной позиция законодателя, согласно которой религиозные организации освобождены от уплаты налога на прибыль в одной части и принуждены уплачивать этот налог в другой части, а именно в части внереализационных доходов.

Нормы НК РФ, устанавливающие обязанность религиозных организаций платить налог на прибыль в части внереализационных доходов, способны оказать негативное воздействие на жизнедеятельность религиозных организаций. Прежде всего, данные нормы препятствуют реализации духовно-попечительских, благотворительных, социальных и иных общественно значимых программ религиозных организаций. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в подп. 11 п. 2 ст. 251 и п. 1 ст. 265 НК РФ, исключив из налоговой базы по налогу на прибыль религиозных организаций внереализационные доходы, направленные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Согласно гл. 25 НК РФ религиозные организации, являясь плательщиками налога на прибыль, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации, независимо от наличия у них объекта налогообложения. В налоговой декларации должны быть зафиксированы, в частности, все пожертвования; имущество (включая денежные средства), которое получено религиозными организациями на ведение уставной деятельности; имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов (церемоний), а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Это означает, что религиозные организации должны фиксировать все пожертвования, полученные при исполнении религиозных обрядов (богослужений, таинств, треб) и отчитываться об их использовании по назначению. Однако в большинстве случаев определить направления использования тех пожертвований, которые незначительны по сумме и не имеют целевого назначения (например, пожертвований продуктами, кружечных сборов, пожертвований на поминовение усопших), практически невозможно. В этой связи следует закрепить за религиозными организациями лишь обязанность отчета за те пожертвования, которые переданы религиозным организациям с определением цели (целевые пожертвования) и срока их использования, а также за средства бюджетного финансирования и средства, поступившие в порядке наследования и дарения.

В 2003 г. была принята гл. 30 НК РФ, посвященная налогу на имущество. Согласно ст. 381 НК РФ религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения; объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования и социального обеспечения. Таким образом, все прочие объекты, принадлежащие религиозным организациям, подлежат налогообложению. В число таких объектов входят здания епархиальных управлений, дома причта, хозяйственные комплексы, гостиницы для паломников, транспорт, техника, инвентарь и т. д. Налог на имущество организаций относится к разряду региональных налогов, поэтому субъекты РФ вправе принять законодательные акты, освобождающие религиозные организации от уплаты налога на все принадлежащее им имущество, независимо от его функционального назначения. Соответствующий закон принят в г. Москве. Однако в других регионах ситуация складывается неоднозначно. Далеко не везде законодательные органы выражают готовность оказать помощь и содействие религиозным организациям. Так, инспекция МНС г. Курска требует от Курского епархиального управления «в возможно короткий срок» уплатить налог на имущество под угрозой приостановки движения денежных средств по расчетному счету епархиального управления.

Как известно, налоговое законодательство, действовавшее в РФ до принятия гл. 30 НК РФ, освобождало религиозные организации от уплаты налога на все принадлежащее им имущество, независимо от его функциональных целей. Представляется, что в гл. 30 НК РФ необходимо внести соответствующие поправки, сохраняющие прежний льготный режим налогообложения религиозных организаций.

В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Законопроект дополняет Налоговый кодекс главой 32 «Земельный налог», в которой содержится норма п. 2 ст. 404, освобождающая от налогообложения «религиозные организации в части принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений».

Данная норма законопроекта поставит религиозные организации на грань выживания, что приведет к существенному ограничению социальной, просветительской и благотворительной деятельности религиозных организаций. Дело в том, что в налоговую базу по земельному налогу входят такие принадлежащие религиозным организациям земельные участки, которые заняты объектами социального, просветительского и благотворительного назначения, а также объектами, предназначенными для управленческих целей, для ведения подсобного хозяйства и образовательной деятельности, земли сельскохозяйственного назначения. В этой связи п. 2 ст. 404 проекта гл. 32 НК РФ необходимо изложить в иной редакции, предусматривающей освобождение религиозных организаций от земельного налога в части принадлежащих им земельных участков, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.

2.5 Правовые проблемы пенсионного обеспечения работников религиозных организаций

Согласно новому пенсионному законодательству России, время служения священнослужителей религиозных объединений, а также диаконов, алтарников, псаломщиков и чтецов Русской православной церкви до 1991 года не включается в их страховой стаж. Фактически данная категория граждан лишена права на получение трудовой пенсии и может рассчитывать при достижении пенсионного возраста лишь на получение социальной пенсии.

Очевидно, такое положение является дискриминационным, нарушающим конституционный принцип равенства граждан независимо от их религиозных убеждений и профессии. Подобное положение нельзя признать справедливым. Если в советский период, когда религиозные организации подвергались жестоким гонениям, подобная дискриминация была введена в ранг закона, то для демократической России дискриминационный подход к указанной категории граждан совершенно неприемлем. Следует отметить, что священнослужители, а также религиозный персонал (в частности, диаконы, алтарники, псаломщики и чтецы), работавшие в религиозных организациях до 1991 года, как в то время, так и сегодня, ведут общеполезную деятельность, связанную не только с отправлением богослужений, но и с деятельностью в социальной и образовательной сферах.

В этой связи в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимо внести нормы, предусматривающие зачет в страховой стаж священнослужителей, а также религиозного персонала время их трудовой деятельности в религиозных организациях до 1991 года.

В РПЦ общее количество указанных лиц составляет менее пяти тысяч человек.

2.6 Вопросы правового обеспечения религиозного образования

В действующем Законе Р Ф «Об образовании» отсутствуют нормы о религиозном образовании. Более того, сам термин «религиозное образование» в Законе не упоминается. Между тем, с правовой точки зрения религиозное образование представляет собой особый вид образования. В этой связи на него должны распространяться нормы законодательства об образовании. Действительно, в целом ряде зарубежных государств нормы о религиозном образовании помещены в законах, регулирующих образовательную деятельность. Например, во Франции нормы о религиозном образовании содержатся в Кодексе образования; в Германии (в Земле Северный Рейн-Вестфалия) нормы о религиозном образовании помещены в Закон о школьном уставе.

Что касается России, то на сегодняшний день нормы о религиозном образовании содержатся в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Однако ни действующая редакция этого Закона, ни проект его новой редакции не раскрывают понятие религиозного образования, которое, согласно международным актам, представляет собой образование, осуществляемое на основе религиозного мировоззрения непосредственно религиозными организациями, с их участием или во взаимодействии с ними.

Основные особенности религиозного образования заключаются в следующем. Во-первых, религиозное образование не может быть общеобязательным; оно осуществляется на добровольной основе. В этой связи п. 1 ст. 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Во-вторых, религиозное образование несовершеннолетних должно осуществляться с учетом преимущественного права родителей воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями. Необходимые гарантии соблюдения этого права предусмотрены п. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей (лиц, их заменяющих); в силу п. 4 ст. 5 Закона обучение религии несовершеннолетних учащихся государственных школ осуществляется по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия самих учащихся. В-третьих, характерным признаком религиозного образования является его осуществление в тесном взаимодействии с религиозными организациями, что отражено в нормах зарубежного законодательства. В частности, в Германии, согласно Конституции Земли Северный Рейн-Вестфалия разработка учебных планов и учебников по религии должна согласовываться с церковным или религиозным обществом. Представляется, что ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» должен содержать нормы, посвященные вопросам взаимодействия государственной (муниципальной) системы образования с религиозными организациями. Это взаимодействие может осуществляться, в частности, в формах соучредительства образовательных учреждений, в том числе образовательных учреждений религиозных организаций; совместной разработки и реализации образовательных программ по изучению религий и (или) религиозной культуры; подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Являясь составным элементом права на свободу совести, право на религиозное образование осуществляется с соблюдением тех ограничений, которые установлены в отношении самого права на свободу совести. Многие ограничения связаны с принципом светского характера государства Российская Федерация, который закреплен в ст. 14 Конституции Р Ф. Как известно, данный конституционный принцип конкретизирован применительно к государственной и муниципальной системам образования. Согласно п. 4 ст. 2 Закона об образовании и п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер. Иногда это положение называют конституционным, что неверно, поскольку в действующей Конституции Р Ф оно отсутствует.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой