Роль государства в обеспечении законности и правопорядка

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Тема курсовой работы: Роль государства в обеспечении законности и правопорядка.

Содержание

Введение

1. Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики

2. Правопорядок как основа социального правового государства

3. Государство — гарант законности и правопорядка

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

  • Введение

Проблемы законности и правопорядка традиционно находятся в центре внимания юриспруденции. Интерес правоведов к ним вполне объясним: должные уровни законности и правопорядка выступают в качестве необходимых условий обеспечения устойчивого и стабильного развития современных государственно-организованных обществ. Однако в освещении названных выше проблем немало «белых пятен», многие их аспекты по-прежнему относятся к числу малоисследованных или дискуссионных.

В современной научной и учебной литературе можно найти различные представления о том, что такое законность и правопорядок, каковы их природа, содержание, принципы. В литературных источниках существуют различные определения законности, и все они имеют под собой основания. Каждое из них отражает какую-то одну из важных сторон законности.

По результатам анализа основных подходов, сложившихся в юридической науке по поводу понимания феномена законности (в теории права они еще требует научного осмысления, позволяющего усилить их теоретический и практический потенциал), «законность можно определить как сложное образование, состоящее из двух разнородных, но одинаково важных частей. Первая — система принятого и существующего в государстве законодательства; вторая — поступки, действия людей, членов государства, переводящих закрепленные в законах (подзаконных актах) нормативы поведения из мира должного в мир реальный и превращающих систему законодательства в законность, в эмпирически наличный факт политической жизни государственно-организованного общества.

Постановка данного вопроса в нынешних условиях вполне назрела и объективно предопределена, а накопленные в юридической теории знания явно требуют переосмысления, анализа и систематизации на современной методологической основе.

Проблеме взаимодействия и взаимозависимости правопорядка и правомерного поведения, позволившей глубже понять содержательный аспект категории «правовой порядок», уделял внимание А. М. Васильев, отмечая, «…что-то место, которое отводится категории „правопорядок“ при изложении общей теории права, не отвечает такому ее значению. Правопорядок обычно трактуется в относительно узком плане — в плане соотношения его с законностью» Васильев, А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права [Текст].- М.: Право, 1976.- С. 180.

Законность и правопорядок как основа демократии и ее необходимые элементы, как общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры должны отвечать определенным критериям.

В связи с этим тема данного исследования является актуальной и интересной для изучения.

Объект исследования: законность и правопорядок.

Предмет исследования: обеспечение законности и правопорядка и роли государства в их обеспечении.

Цель данной работы: раскрыть законность и правопорядок, прежде всего, как особый элемент правовой системы общества, который определяет цель и фиксирует реально достигнутый результат правового регулирования.

Задачи курсовой работы:

— рассказать о понятии и сущности законности;

— описать принципы законности;

— привести понятие правопорядка;

— рассказать о гарантиях законности;

— обозначить роль государства в соблюдении законности и правопорядка.

1. Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики

Отдельное место среди принципов права занимает принцип законности.

В праве он получил конкретное содержание и определенную систему гарантий, что и послужило основанием для выделения его из общей системы принципов

Как в любой цивилизованной правовой стране, в Российской Федерации установлено правило, согласно которому любому лицу физическому или юридическому, предоставлена возможность требовать от государства оказания ему помощи по защите его прав и охраняемых законом интересов, применения к их нарушителю определенных законом мер воздействия.

Статья 15 Конституции Р Ф закрепляет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Р Ф. Суды в России являются судебной властью, наряду с законодательной и исполнительной; поэтому суды обязаны работать только на основе соблюдения законов.

Это требование Конституции Р Ф отражает суть принципа законности. Исходя из формулировки ст. 15 Конституции Р Ф, соблюдение законов -- обязанность не только судов, но и всех органов власти, должностных лиц и граждан, поэтому данный принцип -- межотраслевой. По состоянию законности в стране можно судить о жизни общества в целом, о том, исполняются ли законы, уважаются ли права граждан и могут ли они защитить свои законные интересы. Например, в статье 11 ГПК РФ указывается, что суд обязан разрешить гражданские дела на основании Конституции Р Ф, других законов Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева [Текст]. — Уфа: Знание, 2004. — С. 129.

Следует подчеркнуть, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что один нормативный правовой акт не соответствует другому, применяет норму акта, имеющего большую юридическую силу.

В содержании принципа законности необходимо различать материальную и процессуальную стороны. Материальная сторона законности означает правильность применения материального закона, например норм Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов.

Процессуальная сторона законности означает правильность применения процессуальных кодексов, в частности Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Соблюдение процессуальных норм заключается также в строгом следовании требованиям процессуальной формы судопроизводства. Верховный Суд Р Ф постоянно указывает на точное соблюдение процессуального порядка при рассмотрении гражданских дел.

К процессуальным вопросам относятся Основы права [Текст]: Учебник / З. Г. Крылова, Э. П. Гаврилов, В. И. Гуреев и др.; Под ред. З. Г. Крыловой. — М.: Высш. шк., 2009. -С. 216. :

— соблюдение сроков рассмотрения,

— истребование доказательств,

— обязательность подготовки,

— извещение заинтересованных лиц и привлечение их в судебный процесс,

— ряд других вопросов.

В настоящее время учеными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства.

Но в условиях системного кризиса, переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности.

В настоящее время признание верховенства права и закона придает проблеме законности особую актуальность. Ведь законность — важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В. С. Афанасьев и Н. Л. Гранат пишут, что законность — это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева [Текст]. — Уфа: Знание, 2004. — С. 389.

Другое определение законности сформулировал Н. В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве"Бабаев, В. К. Теория современного советского права [Текст]. — М.: Юриспруденция, 2000.- С. 523. В данном перечне к объектам, выражающим право, следует добавить и правоприменение.

Исследуя вопросы законности, В. И. Шинд раскрывает данное понятие как «определенное состояние безопасности, стабильности, „общественного здоровья“ государства» Шинд, В. И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) [Текст] // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. — М.: Юристъ, 2004. — С. 27 — 29. Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, чтобы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.

Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотторжима от общеобязательности права. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения правомерного поведения всех их участников.

Термины «законность» и «принцип законности» нередко употребляют как синонимы. Серьезных возражений это не вызывает. В то же время, как правильно подчеркивал А. Т. Боннер, «понятие законности шире понятия «принцип законности». Далее автор указывает, что принцип или идея законности входит в качестве одного из составных компонентов в более широкое понятие законностиБратусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность [Текст]. — М.: Городец, 2008. — С. 70.

Принцип законности, провозглашенный Конституцией Российской Федерации (п. 1 ст. 120), одновременно является общеправовым и межотраслевым принципом права. Поэтому он подвергается исследованию как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках Боннер, А. Т. Принцип законности в советском гражданском процессе [Текст]. — М.: Право, 1989. -С. 8.

В работах по общей теории права под законностью понимается принцип права, выражающий демократический режим жизни общества и состоящий в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами правового общения и основанных на них подзаконных актов, полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего, обоснованного и эффективного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц Алексеев, С. С. Проблемы теории права [Текст]. — М.: Норма, 2010. -С. 104.

От общего понятия законности, от общеправового принципа законности следует отличать процессуальный принцип законности, который в судопроизводстве имеет свои самостоятельные правовые гарантии и, следовательно, может рассматриваться как принцип отрасли права.

Поскольку, как уже отмечалось, принцип законности включает в себя требование точного исполнения закона, то следует учитывать, что одним изданием закона нельзя обеспечить необходимый правопорядок. Важно не только создать хороший закон, всесторонне учитывающий потребности общественного развития в той или иной области отношений, но и обеспечить правильное применение этого закона на практике, точное исполнение его всеми обязанными лицами. Поэтому, по глубокому убеждению А. Т. Боннер, сущность принципа законности в арбитражном процессе «заключается в требовании к арбитражу и другим участникам производства в процессе рассмотрения хозяйственных споров строго руководствоваться предписаниями закона и соблюдать их» Боннер, А. Т. Принцип законности в советском гражданском процессе [Текст]. — М.: Право, 1989. -С. 19.

Законность является острейшей социальной проблемой, основной задачей государственно-правового строительства. Трудно найти такой правовой акт, в котором бы не затрагивается этот аспект. Юридическая наука и практика по-разному определяют явление законности (см. Приложение А).

Законность — явление сложное, потому для понимания ее природы нужно выяснить ее основные свойства, признаки, черты. Традиционно они сводятся к следующим характеристикам.

1. Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга.

Равенство граждан перед законом. Равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.

Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

2. Единство законности (всеобщность) состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации, а законы субъектов федерации, отражая местную специфику, не должны противоречить федеральным законам.

3. Верховенство закона — важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, главенство закона в системе нормативных актов, которое закрепляется в Конституции Р Ф. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства — правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст]. — М.: Бек, 2006.- С. 132.

4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений Основы права [Текст]: Учебник / З. Г. Крылова, Э. П. Гаврилов, В. И. Гуреев и др.; Под ред. З. Г. Крыловой. — М.: Высш. шк., 2009.- С. 127.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Целесообразность есть ни что иное как соответствие законов потребностям развития общества. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т. п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

6. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. Единство права и законности вытекает из сущности права как классового регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.

2. Правопорядок — единство права и власти

Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и должно быть связано прежде всего с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни. В этой связи для отечественной юридической науки актуальной является задача преодоления противоречий между объективной потребностью общества в стабильном правопорядке и ее реальным воплощением в общественной практике. С этой точки зрения постановка и исследование вопроса о том, каким может и каким должен быть правовой порядок в тех условиях, в которых находится современное российское общество, имеют важное теоретическое и, что не менее важно, практическое значение.

Проблема правопорядка выходит далеко за рамки аксиологического подхода и требует рассмотрения на методологическом уровне его роли в формировании в российском обществе культурной, цивилизационной среды.

Идея правового порядка, воплощенная в научной теории и сконцентрированная на социальной практике, должна стать важным инструментом ее познания и совершенствования в необходимом для современного российского общества направлении Шинд, В. И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) [Текст] // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. — М.: Юристъ, 2004. — С. 12.

Порядок — это присущее биологической и социальной природе человека необходимое условие функционирования политического общества, условие всеобщей связи (коммуникации) между людьми в их целедостижении, гарант выполнения взаимных обязательств. В условиях правового государства принято говорить о правопорядке, качестве, присущем современному обществу, стремящемуся воплотить в жизнь его представления о законности. Правопорядок — ресурс, который необходим народу, нации, политическому обществу для осуществления их определенных целенаправленных действий правительства. Как порядок вообще, правопорядок включает в себя директивный, технологический и коммуникативный аспекты.

Правопорядок — разновидность порядка, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства. Говорить о законности и правопорядке возможно только в том случае, если в обществе уже сложились и успешно функционируют законодательная и исполнительная ветви государственной власти.

В различных энциклопедиях и словарях понятие «правопорядок» трактуется различно.

Так, например, правопорядок (англ. law and order) — в теории права составная часть общественного порядка, формирующегося в результате регулятивного воздействия разных социальных норм, в том числе норм права. Правопорядок возникает в результате действия правовых норм и представляет собой определенное состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений. В этом смысле понятие правопорядок близко по содержанию к понятию «режим законности» Короткова, О. И. Правопорядок как базис социального правового государства [Текст] // Российская юстиция.- 2009.- № 6. -С. 13.

Или правопорядок — одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

В словаре «Социология права Словарь специальных терминов» под редакцией В. Касьянова, В. Нечипуренко понятие правопорядка определено как объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности.

В своем научном труде «Правопорядок как экономическое благо» Ю. Кузнецов выделяет, что структура правопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка, по мнению Ю. Кузнецова, как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающимся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

С.А. Капитонов в работе «Системные качества правопорядка и специфика их проявления» делает три вывода.

Во-первых, конкретная ситуация, в которой проявляется социально значимое поведение человека, осуществляющего свой доступ к социально значимому благу, обладает отчетливо выраженными качествами системы Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева [Текст]. — Уфа: Знание, 2004. — С. 165. В связи с этим социально значимое поведение, проявляющееся и наблюдаемое в конкретной ситуации, может рассматриваться как некое системное качество. Это качество способно проявляться в системе лишь при наличии всех трех ее элементов. Исключение любого из этих элементов лишает поведение человека качеств социально значимого и способного предсказуемо изменяться в результате целенаправленного воздействия. Таким образом, введение соответствующего понятия «ситуационная система» вполне может поспособствовать выражению объективной сущности правопорядка, проявляющейся в конкретных ситуациях.

Во-вторых, элементы — норма, блага и условия, — объективно взаимодействуя между собою, обеспечивают принципиальную возможность управления правопорядком как некой совокупностью конкретных ситуаций.

В-третьих, социально значимым поведением, проявляющимся в каждой конкретной ситуации, можно управлять посредством целенаправленной коррекции условий. Система правопорядка является двухконтурной. На первом, внутреннем, контуре этой системы управляющее воздействие ориентировано на работников правоохранительных органов. На втором, внешнем, управляющее воздействие ориентировано на граждан. Применение понятия «ситуационная система» позволяет проследить и взаимодействие, существующее между ее контурами.

Проведение исследования правопорядка в настоящее время является актуальным, потому что «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности"Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст]. — М.: Бек, 2006.- С. 176.

Разработка методологии и перспектив дальнейшего изучения проблем правового порядка призывает к раскрытию обстоятельств повышающегося интереса к данным проблемам, узловых пунктов их соприкосновения с категориями общей теории права, их связей с практикой претворения в жизнь самого права в нынешнее время.

Проблема укрепления правопорядка, вырабатывания навыков правомерного поведения становится наиболее актуальной в период общественной модификации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей и интересов, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

При социальной напряженности, усложнении криминогенной обстановки, юридическом нигилизме, трудностях вхождения в рыночные отношения, противоборстве различных структур власти, коррупции и других аномалиях, эта проблема приобретает особенно обостренный характер.

Все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе выходят на изучение проблем законности и правопорядка.

Одними из актуальных задач нынешней российской государственности являются организация и правовое закрепление системного механизма обеспечения правопорядка. Он, соответственно, должен отображать многоуровневый, многофункциональный характер правопорядка и его организацию как федеральным центром, субъектами Федерации, государственно-правовыми институтами, в пределах их компетенции и с учетом разграничения предметов ведения.

Так, правопорядок как состояние правовой упорядоченности общественной жизни, как материализованный режим законности выступает одним из важнейших условий самосохранения российского общества, инструментом преодоления отрицательных тенденций Основы права [Текст]: Учебник / З. Г. Крылова, Э. П. Гаврилов, В. И. Гуреев и др.; Под ред. З. Г. Крыловой. — М.: Высш. шк., 2009. -С. 219.

Правовое строительство должно быть ориентировано на создание и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. Поэтому построение правового государства — это важнейшая и актуальнейшая практическая задача современного этапа развития России, реализация которой возможна лишь на базе прочного правового порядка.

Правопорядок призван содействовать организации благоприятных условий для конструктивной деятельности общества и его всестороннего формирования. Обеспечение этого в значительной степени зависит от того, в какой мере требования норм права воплотятся в жизнь в правомерном поведении. Правомерное поведение является одной из основ взаимодействия, сцепления всех элементов правопорядка.

В.К. Бабаев пишет, что правомерное поведение личности — это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм Бабаев, В. К. Теория современного советского права [Текст]. — М.: Юриспруденция, 2000.- С. 113. Таким образом, правомерное поведение — поведение субъектов права, которое отвечает требованиям юридических норм, гарантируется и охраняется государством. Так, правопорядок базируется на правовых нормах организации политической власти.

3. Государство — гарант законности и правопорядка

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. Укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.

Государство — важнейший элемент, необходимое условие правопорядка.

Правомерное поведение субъектов публично-правовых отношений придает необходимую соподчиненность и выступает в качестве системообразующего блока правопорядка. В этой связи можно говорить о правопорядке как самоорганизующейся системе. Именно на государство в лице его органов управления возложена задача обеспечения правового порядка.

Поэтому роль правопорядка рассматривается прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Государство применяет разнообразные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Особая роль государства заключается в том, что оно издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение. В связи с этим от соблюдения и реализации соответствующих норм зависят порядок, стабильность стержневых сфер деятельности общества Колоколов, Н. Законность и правопорядок: в поисках новых парадигм [Текст] // Мировой судья. -2009.- N 10. -С. 29.

Правовой порядок находит свое выражение в фактическом поведении субъектов общественных отношений, в результате которого реализуются надлежащие правовые нормы и упорядочиваются общественные отношения. Таким образом, обеспечение правопорядка соответствующему праву, его идеям, принципам поведения субъектов — тождественные понятия. Необходимо отметить, что поведение субъектов правопорядка может быть как правомерным, так и противоправным. Борьба с нарушениями и формирование навыков активного правомерного поведения субъектов — две стороны одной медали правопорядка. Таким образом, прослеживается взаимодействие двух процессов: с одной стороны, утверждение новых стандартов; с другой — повышение требовательности к обеспечению правопорядка, прав и свобод.

Роль и значение любой деятельности должны ратифицироваться верховенством права и строгим подзаконным ее характером.

Правопорядок не существует произвольно, он выступает как относительно самостоятельный элемент всего социального пространства, отражает качественное состояние государственно-правовой жизни общества, следовательно, на его стабильность не могут не оказывать влияния прежде всего процессы реформирования российской государственности. Поэтому поддержание правопорядка считается исключительной прерогативой государства.

В условиях стабильного правопорядка эффективно и гармонично функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций. В связи с этим правопорядок — важнейшая составная часть правовой основы государственной и общественной жизни, и он является необходимым условием существования любого общества. Однако обеспечить идеальный правопорядок, т. е. полностью подчинить деятельность субъектов общим правилам (законам), в реальной жизни невозможно Матузов, Н.И., Теория государства и права [Текст]: Учебник./ Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2004.- С. 211.

В связи с тем что обеспечение правопорядка является важнейшей функцией государства, отличающейся от иных его функций своим содержанием, сферами воздействия, кругом субъектов, посредством которых она реализуется, их компетенцией и используемыми ими формами и методами ее реализации, укрепление законности и правопорядка являются непременными условиями и средствами формирования правового государства, а сами они — его необходимыми элементами.

На основании изложенного, для достижения того, чтобы государство стало правовым и стабильным, основанным на праве и законности, необходимо уделить особое внимание задачам и анализу эмпирических и теоретических материалов относительно категории правопорядка, определению методологии, их интеграции в целостную теоретическую систему, характеристике правового порядка властеотношений в аспекте реализации принципа разделения власти, роли и значению правопорядка в обеспечении единого правового пространства России, выявить тенденции развития правопорядка, определить пути его совершенствования и укрепления, провести анализ зависимости российского правового порядка от процессов, характеризующих современный мировой правопорядок, основных параметров интеграции национального правопорядка в европейский правопорядок, что позволит реально обеспечить внедрение правовых начал в общественную жизнь.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права [Текст]/ Т. В. Кашанина.- М.: Высшая школа, 2004.- С. 230.

Законы и иные нормативно-правовые акты реализуются не автоматически. Для того чтобы они не остались на бумаге, а реально претворялись в жизнь, требуются соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспечивающих такую реализацию. Эти меры называют гарантиями законности — представляющие собой взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые государством меры, обеспечивающие процесс реализации законности.

В связи с этим значение приобретает гарантированность законности и правопорядка государством.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридические.

К неюридическим гарантиям относятся те объективно сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности.

К юридическим гарантиям относятся условия и факторы юридического характера, оказывающие непосредственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законности и правопорядка.

Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные и специальные — нормативные и организационно-правовые Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность [Текст]. — М.: Городец, 2008.- С. 112.

Главным определяющим элементом общей законности в государстве является конституционная законность, представляющая собой реально действующую систему конституционализма в стране. Структура конституционной законности включает такие элементы, как правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе страны, прямое действие на всей территории государства, а также эффективную защиту основного закона государства. В Российской Федерации ведущая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду Р Ф.

Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ. Социальные гарантии включают в себя весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т. п.

Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Политические гарантии — это совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управлении государством, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Юридические гарантии — система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений и обеспечению правовой защищенности каждого человека. К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать, исходя из интересов целесообразности.

Сюда же можно отнести: специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.

В систему юридических гарантий обеспечения правовой законности и реального правопорядка входят Матузов, Н.И., Теория государства и права [Текст]: Учебник./ Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — С. 632. :

— достаточно развитая и постоянно совершенствуемая система действующего правового законодательства;

— развитое состояние юридической науки, опирающейся на идеи и достижения юридической мысли и юридического правопонимания;

— развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров;

— высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания;

— правовая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом;

— развитые процессуально-правовые формы реализации норм права;

— эффективно действующая система защиты действующего права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности;

— развитые организационно-институциональные формы специального государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципа и требований правовой законности и реального правопорядка (различные формы общегосударственного и общественного контроля, прокурорский надзор, контроль судов общей и конституционно-правовой юрисдикции и т. д.).

Идеологические (прежде всего, нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание. Эти гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право граждан обращаться в международный суд и т. п.

Общественные гарантии законности представляют собой сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью с целью борьбы с нарушением законодательства.

В отличие от общих специально-юридические гарантии законности представляют собой способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения правонарушений. К ним, в частности, относятся Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность [Текст]. — М.: Городец, 2008.- С. 124. :

— специальные принципы;

— правовые институты и процедуры;

-закрепленные в законе средства поощрения.

Только взаимное действие всех факторов может обеспечить стабильное функционирование режима правовой законности и реального правопорядка.

Заключение

Характеризуя актуальность избранной темы исследования, степень ее научной разработанности, можно справедливо отметить, что существование значительного количества работ, авторы которых в качестве объекта своего исследования специально рассматривали законность и правопорядок, все еще не привело в российской науке к образованию той необходимой совокупности научного знания, существование которой гарантировало бы стабилизацию как законодательной политики, так и правоприменительной практики. Стремительное обновление законодательства, регламентирующего структуру российской правоохранительной системы, учреждение новых правовых институтов, активная процессуальная и не процессуальная деятельность последних, свойственные этому процессу противоречия и лакуны юридико-технического характера, наличие исключительно противоречивой судебной практики неизбежно ведут к образованию информационно емкой эмпирической базы, нуждающейся как в непрерывном ее мониторинге, так и в регулярном масштабном теоретическом освещении.

Подобный подход к проблеме позволил сделать вывод о том, что исследование текущего состояния законности и правопорядка в России на монографическом уровне еще весьма далеко от своего завершения.

Во-вторых, современное российское законодательство принципиально отличается от действовавшего, тем более в дореволюционный период, как по концептуальным основам, так и по заявленным в нем приоритетам, что в полной мере было учтено далеко не всеми исследователями, избравшими законность и правопорядок в качестве непосредственного объекта познания. Более того, на современном этапе развития отечественной правоохранительной системы законность и правопорядок рассматриваются законодателем в качестве основы обеспечения баланса законных интересов как участников производства по делу, так и государства, поэтому многие предыдущие исследования в данной области явно не соответствуют текущим реалиям жизни.

Все это позволило сделать мотивированный вывод о том, что в современной российской науке по-прежнему остаются дискуссионными вопросы:

К этому следует добавить практически полное отсутствие рекомендаций методического характера, которые позволили бы правоприменителям существенно уменьшить количество допускаемых им на этапе формирования новой законности, нового правопорядка.

Имеющийся разброс позиций и мнений по исследуемой тематике, отсутствие единого теоретического подхода к определению сути законности и правопорядка отрицательно сказывается на эффективности правоохранительной деятельности в целом, обеспечении конституционных прав личности, достижении стратегических целей судопроизводства, решении сопутствующих социально-правовых задач.

Нуждается в совершенствовании, а то и в безусловном обновлении понятийно-категориальный аппарат, обслуживающий феномены «законность», «правопорядок» как самостоятельные институты правовой системы России.

законность правопорядок регулирование общество

Глоссарий

1 Гарантии — совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

2 Гарантии законности — взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые государством меры, обеспечивающие процесс реализации законности.

3 Законность — принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения и исполнения в правотворческой и правореализующей деятельности правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми субъектами права.

4 Идеологические гарантии — благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание.

5 Конституционная законность — реально действующая система конституционализма в стране.

6 Общественные гарантии законности — сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью с целью борьбы с нарушением законодательства.

7 Политические гарантии законности — совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управлении государством, наличие правового государства.

8 Правопорядок — порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов.

9 Принципы законности — основные, исходные положения, руководящие начала, выражающие содержание законности.

10 Социально-экономические гарантии законности — установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.

11 Требования законности — то, что «требует» законность, т. е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление законным.

12 Экономические (материальные) гарантии законности — прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

13 Юридические гарантии законности — система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений и обеспечению правовой защищенности каждого человека.

Список использованных источников

1 Алексеев, С. С. Проблемы теории права [Текст]. — М.: Норма, 2010.- 560 с.- ISBN 978−5-91 768−116−0.

2 Бабаев, В. К. Теория современного советского права [Текст]. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с. — ISВN 5−84 010 071−4.

3 Боннер, А. Т. Принцип законности в советском гражданском процессе [Текст]. — М.: Право, 1989. — 256 с.

4 Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность [Текст]. — М.: Городец, 2008. — 208 с.- ISBN 5−9268−0030-.

5 Васильев, А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права [Текст].- М.: Право, 1976.- 214 с.

6 Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права [Текст]/ Т. В. Кашанина.- М.: Высшая школа, 2004.- 325 с. — ISBN 5−0600−4493−9.

7 Колоколов, Н. Законность и правопорядок: в поисках новых парадигм [Текст] // Мировой судья. -2009.- N 10. -С. 29 — 32.

8 Короткова, О. И. Правопорядок как базис социального правового государства [Текст] // Российская юстиция.- 2009.- № 6. -С. 12−17.

9 Матузов, Н.И., Теория государства и права [Текст]: Учебник./ Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — 783 с. — ISBN 5−7975−0778−9.

10 Основы права [Текст]: Учебник / З. Г. Крылова, Э. П. Гаврилов, В. И. Гуреев и др.; Под ред. З. Г. Крыловой. — М.: Высш. шк., 2009. -400 с.- ISBN 5−06−3 764−9.

11 Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст]. — М.: Бек, 2006.- 432 с. ISBN 5−94 227−018-Х.

12 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева [Текст]. — Уфа: Знание, 2004. — 368 с.- ISBN 5−7975−0269−0

13 Шинд, В. И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) [Текст] // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. — М.: Юристъ, 2004. — 164 с.- ISВN 5−84 010 071−4.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой