Система оплаты труда в ГУЗ "Городская туберкулезная больница №2"

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Менеджмент


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

При переходе к рыночной экономике законодательство России устанавливает для наемных работников принцип вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимума. Этот принцип закреплен в статье 37 Конституции Р Ф и отражает основные начала оплаты труда в стране. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.

Оплата труда, будучи обусловленной характером общественного производства, предопределяет правовой механизм распределения продукта труда между работником и работодателем. Это распределение характеризуется следующими моментами. Во-первых, часть продукта распределяется в соответствии с величиной труда, отданного работником в процессе производства. Это обеспечивает заинтересованность трудящихся в наиболее полном, интенсивном и производительном использовании своего рабочего времени. Во-вторых, труд более высокой квалификации оплачивается выше по сравнению с неквалифицированным при одинаковых затратах рабочего времени, что заинтересовывает трудящихся в повышении квалификации, общеобразовательного уровня и профессионального мастерства. В-третьих, труд в тяжелых и вредных условиях поощряется материально в более высоких размерах по сравнению с трудом в обычных (нормальных) условиях. Это обеспечивает материальную компенсацию дополнительных затрат труда.

Объектом исследования дипломного проекта является «Городская туберкулезная больница № 2» (ГТБ-2), которая является государственным учреждением, и находиться на полном финансировании бюджета города Санкт-Петербурга. ГТБ-2 оказывает услуги населению по лечению туберкулеза по социальной программе Правительства Р Ф, проводит обследование и диагностики по направлением. В целях социальной программы больница бесплатно снабжается медикаментами согласно расходам сметы, утвержденным председателем комитета по здравоохранению.

Оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда работников государственных учреждений регулируется Законом № 22-ФЗ. До 01. 01. 2005 действие Закона № 22-ФЗ распространялось на заработную плату всех работников организаций бюджетной сферы деятельности.

Также Федеральным законом от 22. 08. 2004 № 122-ФЗ в ст. 143 ТК РФ внесены изменения. Теперь органы государственной власти субъектов РФ сами устанавливают систему оплату труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения.

Статьей 135 ТК РФ и Законом № 22-ФЗ предусмотрена тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Оплата труда работников ГТБ-2 складывается из двух частей: постоянную (рассчитывается исходя из тарифной сетки согласно отработанного времени) и переменную (премиальная часть).

Премиальная часть выделяется из бюджета согласно сметам расходов и распределяется пропорционально заработной плате.

Тема дипломного проекта «Проект мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда персонала в учреждении «Городская туберкулезная больница № 2».

Актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами: разработка системы премирования и распределения, выделяемой бюджетом премии — необходимое условие, чтобы заинтересовать и мотивировать работников организации.

Целью дипломной работы является разработка системы премирования в учреждении, направленное на повышение заинтересованности в оплате труда. Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере конкретного государственного учреждения — «Городская туберкулезная больница № 2» — необходимо реализовать следующие задачи:

— проанализировать состояние объекта исследования и оценить его экономические показатели,

— проанализировать средства, поступающие на финансирование объекта исследования,

— определить пути повышения оплаты труда работников бюджетных сфер, путем государственных программ,

— разработать систему премирования, которая смогла бы повысить заинтересованность в работе и в оплате труда за нее.

1. Теоретическая часть

1.1 Система оплаты труда: виды, формы и порядок ее начисления

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) дает различные определения терминов «оплата труда» и «заработная плата».

Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Как видно, понятие «оплата труда» значительно шире понятия «заработная плата». Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.

Системы оплаты труда, размеры окладов и отдельных выплат устанавливаются следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ):

— в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

— в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности), — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

— в отношении работников других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Трудовое законодательство, в соответствии с общепризнанными международными нормами, закрепляет два основных принципа регламентации оплаты труда. В первую очередь, это положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.

В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст. 37 Конституции Р Ф провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.

При установлении любой системы заработной платы за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, т. е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация.

Вторым принципом правового регулирования оплаты труда выступает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. ТК РФ также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством Р Ф; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Единая тарифная сетка, установленная постановлением Правительства Р Ф от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», имеет 18 разрядов:

— для рабочих — с 1-го по 8-й;

— для служащих — со 2-го по 18-й.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату по соответствующей должности определяют умножением ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент.

Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.

Для ведущих профессий в отраслях Правительством Р Ф установлены вилки в оплате труда. Должностные оклады заместителей руководителя устанавливаются на 10−20% ниже окладов руководителей. По перечням, утвержденным отраслевыми министерствами и ведомствами и Минтруда России, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться ставки и оклады исходя из 9−12-го разрядов Единой тарифной сетки.

При аттестации и тарификации работников бюджетной сферы используют Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, требования которого увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.

Бюджетные организации наряду с основной могут заниматься предпринимательской деятельностью. В этом случае, часть работников организации оплачивается по формам и системам оплаты труда, применяемым в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Основными видами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые два вида оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременной оплате оплата производиться за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. Заработок других категорий работников определяют следующим образом: если эти работники отработали все рабочие дни месяца, то их оплату составят установленные для них оклады; если же они отработали неполное число рабочих дней, то их заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на количество оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели.

При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной им продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.

Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т. п.)

При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы.

При косвенно-сдельной системе оплата труда прочих рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Труд некоторых работников иногда оплачивается и по сдельной, и по временной оплате труда, например оплата труда руководителя небольшого коллектива, который совмещает руководство коллективом (повременная оплата) с непосредственной производственной деятельностью, оплачиваемой по сдельным расценкам.

Аккордная оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется по документам о выработке.

Для более полного учета трудового вклада каждого рабочего в результаты труда бригады с согласия ее членов могут использоваться коэффициенты трудового участия (КТУ).

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют следующими документами:

— дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, — нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак (например, яркая черта по диагонали);

— отклонения от нормальных условий работы — листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину и виновника доплат и расценку.

Размеры доплат и условия их выплаты организации устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном или трудовом договоре;

— простои не по вине рабочих — листком учета простоев, в котором указывают время начала, окончания и длительности простоя, причины и виновников простоя и причитающуюся рабочим за простой сумму оплаты. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей среднего заработка работника. Простои по вине рабочих не оплачивают и документами не оформляют.

Оплата часов ночной работы (с 22 до 6 ч). Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором организации, но не ниже размеров, установленных законодательством. Продолжительность ночной работы (смены) сокращается на 1 ч.

Оплата часов сверхурочной работы. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течении двух дней подряд и 120 ч. в год.

К сверхурочным работам и к работе в ночное время не допускаются беременные женщины, работники моложе 18 лет, работники других категорий, установленных законодательством.

Оплата работы в выходные и праздничные дни. Работа в выходные и праздничные дни компенсируется работнику предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере:

а) сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

б) оплачиваемым по часовым (дневным) ставкам — в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки;

в) получающим месячный оклад — в размере не менее одной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если работа проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой (дневной) ставки сверх оклада, если проводилась сверх месячной нормы.

Оплата очередных отпусков. Право на отпуск работникам предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы на данной предприятии. За работником, находящимся в отпуске сохраняют его средний заработок.

Оплата перерывов в работе кормящих матерей. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, установлены дополнительные перерывы. Время этих перерывов засчитывается в счет рабочего времени и подлежит оплате в размере среднего заработка.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование. Основанием для выплаты пособий являются больничные листы, выдаваемые лечебными учреждениями и подписанные профсоюзным органом. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и его среднего заработка:

— при непрерывном стаже работы до пяти лет — 60%;

— от пяти до восьми лет — 80%;

— от восьми лет и более — 100% заработка.

Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100%:

— вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

— работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам приравненным по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны;

— лицам, имеющим на своем иждивении трех детей и более, не достигших 16 лет (учащиеся — 18 лет);

— по беременности и родам.

1.2 Порядок оплаты труда работников медицинских учреждений

Сначала отметим, что к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития от 07. 10. 2005 № 627.

Порядок оплаты труда медицинских работников установлен:

— Приказом Минздравсоцразвития России от 16. 07. 2004 № 31 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы»;

— Приказ Минздрава России от 15. 10. 1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (далее — Положение об оплате труда) в соответствии с ТК РФ.

Рассмотрим, какими нормативными документами и в каком порядке регулируется оплата труда федеральных государственных служащих аппарата Минздравсоцразвития России.

В целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда установлено денежное содержание, которое включает:

— должностной оклад;

— надбавку за особые условия государственной службы;

— надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд;

— надбавку за выслугу лет к должностному окладу;

— премии по результатам работы;

— иные выплаты.

Отметим, что порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, а также премий по результатам работы устанавливается министром здравоохранения и социального развития РФ.

Выплата служащим центрального аппарата Минздравсоцразвития России должностных окладов, ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы, к должностному окладу за квалификационный разряд, за выслугу лет, ежемесячных денежных поощрений производится в размерах, установленных Приказом № 31.

Вместе с тем на основании п. 3 Приказа № 31 и Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденного Указом Президента Р Ф от 01. 02. 2005 № 113, надбавка за квалификационный разряд федеральному государственному служащему выплачивается в случае установления ему соответствующего разряда.

Стаж государственной службы определяется в соответствии с Указом Президента Р Ф от 03. 09. 1997 № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».

Отразим в таблице соответствие стажа и процентов к должностному окладу (таблица 1).

Таблица 1. Соответствие стажа и процентов к должностному окладу

Стаж государственной службы

Проценты к должностному окладу

От 1 до 5 лет

10%

Свыше 5 лет до 10 лет

15%

Свыше 10 лет до 15 лет

20%

Свыше 15 лет

30%

В соответствии с п. 7 Приказа № 31 при утверждении Правительством Р Ф фондов оплаты труда работников центрального аппарата Минздравсоцразвития России сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, были предусмотрены следующие средства на выплату (в расчете на год):

— ежемесячной надбавки за квалификационный разряд — в размере 4 должностных окладов;

— ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы — в размере 14 должностных окладов;

— ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;

— ежемесячного денежного поощрения — в размере 42 должностных окладов;

— премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;

— материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.

Далее рассмотрим оплату труда на основании Единой тарифной сетки (ЕТС).

С 01. 01. 2005 Положение об оплате труда установило единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на основании ЕТС и порядок формирования тарифных окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ. До указанного периода Положение об оплате труда действовало для всех работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней.

Изменение произошло в связи с принятием Федеральным законом от 22. 08. 2004 № 122-ФЗ «О внесении в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Согласно ст. 113 Закона № 122-ФЗ оплата труда медицинских работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, регулируется Федеральным законом от 04. 02. 1999 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников бюджетных учреждений». В соответствии со ст. 135 Закона № 122-ФЗ тарифная система оплаты труда работников медицинских учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а тарифная система оплаты труда медицинских работников муниципальных учреждений и порядок ее применения — органами местного самоуправления. Кроме того, на основании данной статьи Российская трехсторонняя комиссия ежегодно утверждает Единые рекомендации системы оплаты труда. Они призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы при осуществлении мер по организации труда работников бюджетных учреждений.

Комиссией установлены единые принципы по оплате труда, в соответствии с которыми должны быть разработаны нормативные правовые акты в области оплаты труда.

1. Зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

2. Систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях.

3. Единые подходы к исчислению стажа работы.

4. Использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы преимущественно за счет применения надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы.

5. Сохранение единого порядка аттестации и квалификационных категорий работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп.

6. Тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

7. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31. 12. 2004.

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ.

Помимо тарифных окладов работникам учреждений здравоохранения производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

— повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда;

— доплата за совмещение профессий;

— доплата за работу в ночное время;

— доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

— другие выплаты.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

— премии и вознаграждения;

— надбавки за стаж непрерывной работы;

— надбавки за сложность и напряженность труда;

— надбавки за присвоение ученой степени;

— надбавки за звание «Заслуженный врач» и «Народный врач» и другие выплаты.

Размеры и порядок постоянных выплат устанавливаются законодательными и нормативными актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с коллективными договорами и соглашениями медицинские учреждения могут устанавливать иные стимулирующие выплаты, размеры и порядок выплат которых также определяется указанными договорами и соглашениями.

Немало вопросов возникает об оплате труда работников здравоохранения, занятых в сельской местности, в отличие от оплаты труда специалистов, выполняющих эту же работу в городских условиях. Согласно п. 2.3 Положения об оплате труда работникам учреждений здравоохранения, занятым в сельской местности, оклад устанавливается на 25% выше по сравнению с тарифным окладом для медицинских работников, выполняющих свою работу в городских условиях. Однако на основании Письма Минздравсоцразвития России от 24. 02. 2005 № 449−4 работники учреждений здравоохранения в сельской местности, которым до 01. 01. 2005 были установлены повышенные оклады, должны и далее получать их. Работники, принятые с 01. 01. 2005, оснований для получения повышенных окладов за работу в сельской местности не имеют.

Возвращаясь к Положению об оплате труда, отметим, что его п. 2.4 определено, что оклады заместителей руководителя медицинского учреждения устанавливается на 10 — 20% ниже, чем у руководителя, с учетом квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Вместе с тем в Постановлении Правительства Р Ф № 609 определено, что размеры окладов заместителей руководителя устанавливаются на один — два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

На основании ст. 132 ТК РФ заработная плата работников здравоохранения зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Должностные оклады медицинских работников могут повышаться в зависимости от условий труда. Например, за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях. Методы повышения окладов будут рассмотрены далее.

Помимо основных обязанностей работники могут выполнять и другие должностные обязанности (совместительство, замещение должности на условиях неполного рабочего дня и др.). Порядок оплаты за совмещение предусмотрен ст. 151 ТК РФ. В случаях совмещения (замещения) расчет заработной платы производится пропорционально отработанному времени исходя из установленного должностного оклада. Такая работа в обязательном порядке оформляется приказом руководителя медицинского учреждения с указанием совмещаемой (замещаемой) должности, объема дополнительной работы, размера доплаты и срока совмещения (замещения).

Пунктом 2.7 Положения об оплате труда предусмотрено изменение размеров окладов и надбавок за продолжительность непрерывной работы в следующие сроки:

— при изменении разряда оплаты труда — согласно дате приказа учреждения;

— при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» — со дня присвоения почетного звания;

— при присвоении квалификационной категории — согласно дате приказа учреждения, при котором создана аттестационная комиссия;

— при присуждении ученой степени — с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени;

— при изменении стажа непрерывной работы — со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.

Ученая степень доктора наук присуждается решением президиума Высшей аттестационной комиссии. Присуждение ученой степени кандидата наук производится принятием решения Высшей аттестационной комиссии о выдаче диплома кандидата наук.

Разряды оплаты труда устанавливаются в зависимости от категории медицинских работников.

1. Младший медицинский персонал (санитарка, младшая медицинская сестра) — 2 — 4 разряды.

2. Средний медицинский персонал (медицинский регистратор, медицинская сестра, фельдшер, зубной врач) — 4 — 12 разряды.

3. Врачебный персонал (врач-интерн, врач-стажер, врач-специалист, старший врач станций скорой медицинской помощи) — 9 — 16 разряды.

4. Персонал аптечных учреждений (санитарка-мойщица, фасовщица, продавец оптики, фармацевт, провизор, старший провизор) — 2 — 15 разряды.

5. Руководители учреждений здравоохранения (главный врач, заведующий аптечным учреждением, заведующий молочной кухней, главная медицинская сестра, директор больницы) — 7 — 18 разряды. Стоит отметить, что главному бухгалтеру учреждения здравоохранения должностной оклад устанавливается на один-два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

6. Специалисты с высшим профессиональным образованием учреждений здравоохранения (медицинский психолог, биолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, химик-эксперт) — 9 — 14 разряды.

7. Прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждении здравоохранения (инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий) — 4 — 8 разряды.

Положением об оплате труда предусмотрено повышение тарификационных разрядов по отдельным должностям:

— фельдшерам и др. персоналу согласно п. 3.2.5 Положения об оплате труда (часть первая), а также зубным врачам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения или их структурных подразделений, — на один разряд при наличии в учреждении до 6 должностей и на два разряда при наличии 7 и более должностей. В соответствующем порядке производится оплата труда старших медсестер и старших акушерок, вводимых в штат учреждения вместо должностей главных медицинских сестер;

— руководителям отделов, отделений и других структурных подразделений из числа врачебного и фармацевтического персонала разряды повышаются так же, как фельдшерам и др. персоналу (см. предыдущий пункт);

— заведующим производством учреждений зубопротезирования по отношению к разряду зубного техника выше на 1 разряд при наличии в учреждении до 20 зубных техников и на 2 разряда при наличии 21 и более зубных техников;

— главному бухгалтеру учреждения здравоохранения — на 10 — 20% ниже оклада руководителя учреждения.

Кроме того, предусмотрено повышение тарификационных разрядов при присвоении соответствующей квалификационной категории, ученой степени и почетных званий, например:

— врачам и провизорам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения, главным медицинским сестрам, акушеркам, фельдшерам, которым в результате аттестации присваивается первая квалификационная категория, — на один разряд или высшая квалификационная категория — на два разряда;

— врачам, имеющим звание «Заслуженный врач», — на один разряд;

— врачам, имеющим почетное звание «Народный врач», — на два разряда.

При наличии у работника двух почетных званий «Народный врач» и «Заслуженный врач» увеличение разрядов оплаты труда производится по одному из оснований п. 3. 12 Положения об оплате труда.

Пунктом 3. 11 Положения об оплате труда предусмотрено, что оклады руководителей, определенные по 18-му разряду ЕТС, увеличиваются по вышеуказанным основаниям соответственно на 10 и 20%.

Квалификационная категория учитывается при отнесении к разрядам оплаты труда ЕТС работы медицинских работников, по которым им присвоена квалификационная категория.

1. У врачей — руководителей структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.

2. У главной медицинской сестры, руководителей (со средним медицинским образованием): молочной кухни, хосписа, больницы сестринского ухода — квалификационная категория учитывается по любой специальности среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения.

В соответствии с п. 3. 13 Положения об оплате труда разряды по ЕТС устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа о присвоении соответствующей категории.

Если срок действия категории заканчивается, то работник не позднее чем за три месяца до окончания действия квалификационной категории может обратиться в аттестационную комиссию для прохождения переаттестации.

Труд медицинских работников нельзя назвать легким. Им приходится работать в самых разных условиях. Это может быть работа в тяжелых и опасных условиях труда, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др. За такой труд медицинским работникам полагаются дополнительные выплаты.

Размеры надбавок и доплат следует отражать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

Как уже упоминалось, оплата труда работников здравоохранения, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, оплачивается в повышенном размере по сравнению с тарифными окладами, установленными для нормального режима работы (данный порядок установлен ст. 147 ТК РФ).

Оклады работников медицинских учреждений, предназначенных для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, психически больных и других учреждений, повышаются на 15, 25, 30, 45 и 60%. В Приложении № 2 к Положению об оплате труда утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными условиями труда.

Помимо увеличения окладов за опасные для здоровья условия труда предусмотрены и другие условия, при выполнении которых оклады работников здравоохранения подлежат увеличению. Например:

— у работников госпиталей для ветеранов войн оклады увеличиваются на:

а) 15% (если это медицинские и фармацевтические работники);

б) 10% (у всех остальных работников);

— у работников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот оклады подлежат увеличению на 20%;

— у медицинских и фармацевтических работников лесопунктов и приравненных к ним иных предприятий оклады увеличиваются на 15%;

— у медицинских и фармацевтических работников, обслуживающих строителей железных дорог, магистральных трубопроводов и других, — на 15%.

Регионы имеют право самостоятельно определять условия и размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из регионального бюджета, но для дотационных территорий размер оплаты труда не может превышать размеров оплаты труда работников организаций, финансирующихся из федерального бюджета. Аналогично органы местного самоуправления самостоятельны в определении условий и размеров оплаты труда муниципальных учреждений, но для городов и районов, получающих дотации из региональных бюджетов, заработная плата бюджетников не может превышать размеров зарплаты государственных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта Федерации.

2. Аналитическая часть

2.1 Характеристика объекта исследования

Объектом исследования данного дипломного проекта является: Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Городская туберкулезная больница № 2».

Городская туберкулезная больница № 2 (ГТБ-2), имеет статус государственного учреждения, создана по постановлению Правительства от 10 февраля 1967 года № 870 и Минздрава СССР от 26 марта 1967 года № 88/467. Больница расположена на проспекте Мориса Тореза города Санкт-Петербурга.

ГТБ-2 является некоммерческой лечебной организацией. Являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета в органах Федерального казначейства Российской федерации и текущие рублевые счета в банковских учреждениях, имеет гербовую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и обозначением своего полного наименования на русском языке, штампы, бланки и другие реквизиты.

ГТБ-2 в своей деятельности руководствуется действующим Законодательством Российской Федерации, уставными документами ГУЗСПб ГТБ-2 и Уставом.

ГТБ-2 владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в Санкт-Петербургской собственности и переданным ему в установленном порядке в оперативное управление, а также имуществом, приобретенным за счет средств по другим не запрещенным законом основаниям.

ГТБ-2 несет ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации, за результаты своей финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, бюджетом, банками и другим юридическими и физическими лицами.

ГТБ-2 отвечает за качество проводимых исследований и лечения, за создание условий для максимальной реализации творческих возможностей коллектива и отчитывается в своей работе перед Главным комитетом социального развития и здравоохранения Санкт-Петербурга.

Деятельность «Городской туберкулезной больницы № 2» подлежит регулярной, не реже одного раза в 5 лет проверки и лицензированию.

Среди социально-значимых заболеваний туберкулез занимает ведущее место и превышает аналогичные показатели среди населения региона в 40−50 раз.

Наиболее высокий уровень заболеваемости туберкулезом наблюдается в учреждениях Управления исправительных служб по северо-западному федеральному округу (УИС СЗФО). В Учреждениях УИС СЗФО на начало 2003 года содержалось 8500 больных туберкулезом, из них 6100 с активной формой. 60% больных туберкулезом выявляются в первые дни поступления в следственные изоляторы, 80% из них впервые узнают о наличии у них активного туберкулеза легких.

Уровень заболеваемости в местах лишения свободы по основным социально-значимым заболеваниям (туберкулез, ВИЧ, наркомания) является зеркальным отражением эпидемических процессов, происходящих в обществе. В соответствии с общими тенденциями снижения указанных выше заболеваний в округе, в учреждениях наблюдается некоторое снижение или стабилизация уровня заболеваемости на достаточно высоком уровне, в десятки раз выше, чем среди гражданского населения.

Наиболее высокий уровень заболеваемости туберкулезом наблюдается в УИС СЗФО в Архангельской области (таблица 2).

Таблица 2. Заболеваемость туберкулезом среди заключенных (на 100 тыс.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

СПб и ЛО

3198,8

1861,6

1982,9

Архангельск

3987

2233

2305,3

Вологда

Нет данных

2323,9

1534,6

Калининград

3336,3

1915,2

1661,8

Карелия

2092,5

1528,2

1698,2

Коми

1011

1033

871

Мурманск

2011,6

1170,8

688,9

Новгород

2173,4

1396

1494,8

Псков

1105

968

926,2

В структуре смертности в учреждениях УИС туберкулез занимает ведущее место. Наиболее высокая смертность от туберкулеза зарегистрирована в республике Карелия (таблица 3)

Таблица 3. Смертность от туберкулеза (на 100 тыс.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

СПб и ЛО

147,4

78,9

124,5

Архангельск

336

222

168,4

Вологда

110

10

60

Калининград

19,1

75,5

66,3

Карелия

528,6

298,9

263,2

Коми

36

40

37

Мурманск

100,5

16,2

39,9

Новгород

398

211,1

168,7

Псков

0,39

0,39

0,21

Среди основных проблем в этой сфере следует выделить отсутствие положительной мотивации осужденных продолжать лечение после освобождения в муниципальных противотуберкулезных диспансерах, отсутствие в законодательстве правовых основ принудительного лечения туберкулеза, законодательно определенного перечня социально-значимых заболеваний и комплекса мероприятий по снижению их уровня, отсутствие эпидемиологического мониторинга вызывают накопление в обществе большого% лиц, незаинтересованных в излечении.

Заболеваемость туберкулезом в пенитенциарных учреждениях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 1997 года возросла в более, чем в 3 раза и достигла уровня 1950,9 на 100 тыс. населения, что превышает показатель заболеваемости туберкулезом среди гражданского населения г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказывает наличие большого резервуара туберкулезной инфекции в пенитенциарных учреждениях нашего региона.

Необходимо отметить, что из города и области нашего региона в места лишения свободы поступает большое количество больных с хроническим течением туберкулезного процесса, осложненного бацилловыделением.

В учреждениях УИС не хватает 1500 стационарных фтизиатрических коек и 2200 мест в противотуберкулезных лечебно-исправительных учреждениях.

ГУИН принимает участие в пилотном проекте с Йельским Университетом (США), Биомедицинским Центром (СПб), и Городским противотуберкулезным центром СПб по сопровождению больных туберкулезом, освободившихся из мест лишения свободы до окончания лечения, в городские противотуберкулезные учреждения.

Городская туберкулезная больница № 2 г. Санкт-Петербурга оказывает услуги населению по лечению туберкулеза по социальной программе Правительства Р Ф, проводит обследование и диагностики по направлением. В целях социальной программы больница бесплатно снабжается медикаментами согласно расходам сметы, утвержденным председателем комитета по здравоохранению.

Больница рассчитана на 500 штатных койка-мест. При этом количество пролеченных и выписанных больных за год составляет 600−800 человек.

2.2 Организационная структура управления

ГТБ-2 работает по линейной структуре управления. Эта структура основана на вертикальном разделении управленческого труда.

В целом линейные структуры имеют четко выраженные линии подчинения, предполагают прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий, на объект управления.

Это обеспечивает оперативность и точность управленческих реакций, исключает получение исполнителями противоречивых заданий, возлагает полную ответственность за все на первое лицо.

Преимущества построения органов управления:

— путем централизации на высшем уровне важнейших решений обеспечивается стратегическая направленность управленческого процесса, облегчается интеграция текущих и перспективных задач;

— в результате исключается дублирование управленческой функции и тем самым достигается экономия затрат;

— за счет четкости и надежности коммуникаций появляется возможность без задержек доводить до исполнителей и реализовывать управленческие решения;

— на основе концентрации высококвалифицированных специалистов, занятых подготовкой решений, поддерживаются высокие стандарты деятельности.

В тоже время линейная структура управления обладает рядом существенных недостатков:

— сохраняется основной порок линейного подхода к управлению, когда все решения принимаются первым лицом независимо от того, насколько они важны. Поэтому его перегрузка остается прежней, просто снимается необходимость быть глубоким специалистом во многих областях;

— в результате запаздывания информации решения зачастую оказываются несвоевременными;

— из-за отсутствия горизонтальных связей затрудняется координация деятельности подразделений, синхронизации их работы, возникают дополнительные конфликты.

Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях управления устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

Структура обеспечивает своевременность принятия решений в конкретной производственной ситуации. Также она должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

В структуре исключены ситуации получения подчиненными от руководителей взаимоисключающих или противоречивых указаний.

Экономический эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий персонал.

Устойчивость структуры управления состоит в следующем:

— каждый работник должен выполнить определенные обязанности и обладать правами, обеспечивающими возможность выполнения этих обязанностей;

— не допускается дублирование ответственности.

Управляет ГТБ-2 — главный врач. Вести бухгалтерский учет лично руководитель учреждения не вправе. Не пользуются учреждения и услугами специализированных организаций, бухгалтерский учет осуществляется отдельным подразделением — бухгалтерия. Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Штат бухгалтерии определен согласно штатного расписания и утвержден руководителем учреждения, в количестве 3 человек, не считая главного бухгалтера.

Бухгалтерия осуществляет обработку данных учетной информации с использованием программного обеспечения. На рабочих местах, не имеющих подключения к автоматизированной системе, учет документов ведется вручную.

Вся документация оформляется на типовых формах первичных учетных документах, отраженных в Приложении № 2 Инструкции № 70н и регистрах бюджетного учета в соответствии с Приложением № 3 к Инструкции № 70н.

Учет операций ведется в соответствии с типовой корреспонденцией счетов (Приложение).

Согласно, штатного расписания в структуре управления учреждением имеется экономист, специалист по кадрам.

Главный врач имеет двух заместителе:

— заместитель главного врача по лечебной административной работе;

— заместитель главного врача по хозяйственным работам.

Заместитель главного врача по лечебно-административной работе возглавляет 6 отделений.

В приложении 2 представлена организационная структура управления «Городской туберкулезной больницы № 2». Структура «Отделения № 1» общая для всех других отделений городской больницы.

2.3 Учет финансирования в бюджетных организациях

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных организациях является точный учет и контроль расходов, осуществляемых организациями. Бухгалтерский учет бюджетных структур — это прежде всего учет исполнения смет расходов. Расходы по бюджету в учреждениях учитывают в соответствии со структурной бюджетной классификации Российской Федерации. Производимые расходы считаются действительными при наличии подтверждающих и других правильно оформленных документов.

Расходы, производимые учреждениями на мероприятия, предусмотренные по сметам доходов и расходов, финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также осуществляемым за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, являются фактическими расходами учреждения, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате и др.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами исключительно через лицевые счета, открываемые ему в соответствии с положениями БК РФ и бюджетной сметой, составленной на основании БК РФ.

Заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. При этом нарушения, допущенные бюджетным учреждением при заключении договоров, являются основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, обеспечивается в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Субвенции, субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Также они не имеют права получать кредиты (займы).

Содержание бюджетных учреждений включает:

— оплату труда работников бюджетных учреждений, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

— оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения деятельности бюджетного учреждения;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

— возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности.

Бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств. Согласно законопроекту об изменении БК РФ он наделяется следующими полномочиями:

— оказывает государственные (муниципальные) услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;

— составляет и исполняет бюджетную смету;

— принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

— вносит предложения главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств по изменению бюджетной росписи;

— ведет бюджетный учет и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

— исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно законопроекту об изменении БК РФ наиболее важными поправками в бюджетном законодательстве являются:

— переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ — формированию бюджетов на трехлетний период;

— четкая взаимосвязь бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий, создание условий для образования организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

— упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса составления, рассмотрения и утверждения, исполнения и составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;

— планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств (утвержденных в установленном порядке программ и проектов) и принимаемых обязательств (предлагаемых к утверждению программ и объектов) с отражением каждой программы и объекта в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета;

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой