Роль индикативного планирования в современной экономике

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

Индикативное планирование развития национальной экономики и его роль

Зарубежный опыт индикативного планирования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Индикативное планирование в современной экономике собой представляет деятельность государства по целенаправленному воздействию на экономическую систему страны в целях получения желаемых, запланированных результатов.

Индикативное планирование (на уровне страны) по своему содержанию является одним из основных компонентов процесса разработки комплексного плана макроэкономического развития. Индикативное планирование обладает рекомендательным характером. Оно характеризуется доведением до участников процесса показателей, контролем за их выполнением, стимулированием агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана и т. д.

Индикативный план является основным документом для выработки и претворения в жизнь макроэкономической политики в масштабах национальной экономики.

Индикативное планирование получило наиболее значительное развитие в послевоенный период в ряде развитых стран (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония), доказав свою эффективность в качестве одного из могущественных средств государственного регулирования экономики.

Суть индикативного планирования состоит в определении основных приоритетов развития экономической системы.

Основным достоинствами индикативного планирования можно считать сведение к минимуму фактора неопределенности при принятии решений, минимизацию риска и увеличение стабильности в экономической системе.

Индикативное планирование развития национальной экономики и его роль

Планирование является как специализированным видом управленческой деятельности, так и своеобразным искусством. Алгоритм управления состоит из восьми основных функций (1−8), а также пяти дополнительных (вспомогательных).

Таким образом, к основным восьми функциям управления следует отнести:

1. Анализ.

2. Прогноз.

3. Целеполагание.

4. Стратегическое планирование.

5. Планирование, которое можно в свою очередь подразделить на: перспективное, среднесрочное, текущее, тактическое, оперативное.

6. Регулирование.

7. Контроль.

8. Учет, который подразделяется, в свою очередь, на: административный, финансовый, производственный.

К дополнительным функциям управления следует отнести, в первую очередь, создание благоприятного психологического и творческого климата, а также корпоративного духа, социальной обеспеченности, сплоченности и целеустремленности коллектива http: //www. grandars. ru.

Роль планирования, несмотря на переход к рыночным отношениям, тем не менее только возрастает, принимая несколько иные оттенки.

Усиление значения планирования как на макро-, так и на микроуровне объясняется целым рядом объективных причин:

-- ростом численности управленческих кадров что несколько усиливает требования к уровню их подготовки, а также организации работы;

-- увеличение масштабов все более высокотехнологичного производства (усложнение и расширение границ экономической деятельности немыслимо без повышения эффективности координации процессов внедрения достижений научно-технического прогресса в производстве);

-- расширение диапазона международных связей требует совершенствования валютных отношений;

-- изменение методов ведения экономической деятельности, развитие рынка подразумевает развитие системы индикативного планирования на всех уровнях управления;

-- развитие НТП неразрывно связано с его включением в процессы планирования.

Планирование классифицируют на директивное и индикативное.

Директивное планирование собой представляет процесс принятия решений, которые носят обязательный характер.

Индикативное планирование — это наиболее распространенная в мире форму государственного планирования на макроуровне. Индикативное планирование является антиподом директивного, поскольку не является обязательным к исполнению.

Индикативный план, в принципе, может содержать и обязательные задания, однако число их является весьма ограниченным. В целом же пункты индикативного плана обладают направляющим, рекомендательным характером.

В качестве инструмента управления, чаще всего индикативное планирование используется на макроуровне.

Компоненты индикативного плана, его задания, принято называть индикаторами. Данные индикаторы являются параметрами, которые характеризуют текущее состояние, а также основные направления развития экономики.

Данные направления вырабатываются органами государственными органами в процессе разработки социально-экономической политики. Также устанавливаются меры воздействия государства на экономические процессы с целью достижения заданных параметров индикативного планирования.

Как правило, в роли индикаторов применяются показатели, которые характеризуют структуру, динамику, а также эффективность экономики, состояние денежного обращения, государственных финансов, фондового рынка, движение цен, уровень занятости, уровень инфляции, дефицит бюджета и другие основные макроэкономические параметры.

Таким образом, основной задачей индикативного плана является не столько количественная оценка вышеперечисленных показателей, сколько, обеспечение их гармонизации и сбалансированности. Другими словами, основная роль индикативного плана заключается в выявлении определенных параметров (индикаторов) экономического развития, которые могут быть в ряде случаев скорректированы государством если вдруг экономическое развитие пойдет по неблагоприятному сценарию. Из этого следует, что индикативное планирование придает не только определенности, но также и гибкости экономическому развитию.

По своему содержанию процесс индикативного планирования несколько напоминает процесс консультирования. Это связано с тем, что основные функции индикативного планирования — это информирование, стимулирование и ориентация. В отличие от директивного, индикативное планирование, предполагает равноправное взаимодействие субъектов хозяйствования, а также их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой.

Зарубежный опыт индикативного планирования

Мировой практике построения индикативных планов уже более полувека. Ещё в первые годы XX века были уже предприняты первые попытки выявления экономических индикаторов. К примеры, Дж. Брукмайер уже в 1911 году объединил в качестве индикатора три хронологических ряда следующих показателей: индекс цен акций, индекс банковских кредитов, индекс общей экономической активности.

Именно в развитых зарубежных странах индикативное планирование и получило наиболее значительный импульс к развитию.

В различных странах в процессе исследования практики применения индикативного планирования было выявлено, что его целесообразно внедрять либо в период кризиса с целью его преодоления, либо же в целях достижения определенного уровня экономического роста. Пионером разработки индикативных планов следует считать Японию, поскольку в этой стране некоторые элементы индикативного планирования применялись еще с конца XIX века http: //cyberleninka. ru.

Характерной особенностью японского общегосударственного планирования и прогнозирования является использование системы социально-экономических прогнозов, научно-технологических программ и планов в качестве инструмента государственного регулирования рыночной экономики. Таким образом, в целом японское общегосударственное планирование носит ярко выраженный индикативный характер [2, с. 26].

Разрабатываемые индикативные планы не являются формально законами, представляя собой государственные программы, которые ориентированы на мобилизацию отдельных звеньев экономической системы в общенациональных интересах.

Францию можно считать по праву европейским лидером индикативного планирования, поскольку именно в этой стране в конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, который дал возможность координировать интересы частного бизнеса и государства.

Французская система индикативного планирования, широко известная как «государственный дирижизм», нашла в условиях рыночной экономики целый ряд новых дополнительных подходов к проблеме государственного планирования.

индикативное планирование прогнозирование

Заключение

Индикативное планирование собой представляет организованную деятельность, которая осуществляется планирующими органами для проведения мероприятий и подготовки решений, которые оптимизируют экономическое развитие страны.

Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как:

— выработка целей социального и экономического развития;

— обоснование макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития;

— расчет оптимальной отраслевой, социальной и территориальной структуры общественного производства;

— контроль за ходом реализации данных задач при помощи данных индикаторов.

Эффективная деятельность государства в данной области может быть обеспечена только при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования экономики.

Использование системы индикативного планирования, в общем, решается по принципу: рынок — насколько возможно, план — насколько необходимо. При этом существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления, включающих законодательно оформленные процедуры планирования, выбор приоритетов национального социально-экономического развития, механизмы их реализации.

Список использованных источников

1. Кисленко А. Н. Прогнозирование и планирование. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011.

2. Прогнозирование и планирование экономики: уч. пос. /под ред.В. И. Борисевича, Г. А Кандауровой. М.: 2012.

3. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2.

4. Анализ экономических сиетем: основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики /под общ. ред АЩюллера и Х. -Г. Крю сельберга. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011.

5. Питерский Д. Территориальное планирование в Германии // Вопросы оценки недвижимости и регулирования земельных отношений: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2012.

6. Герасимов Б. И., Тишина Л. С., Зенчева Н. В. Организационно-экономический механизм формирования региональных программ социально-экономического развития (на примере Тамбовской об лас — ти) / под науч. ред. д-ра экой наук проф. Б. П Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.

7. Швецов А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения //Российский экономический журнал. 2009. № 5.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой