Роль интерактивного обучения в системе раннего языкового образования

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет иностранных языков

Специальность 31 201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Кафедра методики преподавания иностранных языков

Очная форма обучения

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

«Роль интерактивного обучения в системе раннего языкового образования»

Выполнила

студентка 5 курса

Сопина Ксения Викторовна

Научный руководитель:

доцент кафедры методики

преподавания иностранных языков

Королева Наталия Михайловна

Курск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы интерактивного обучения в современном языковом образовании

1.1. Роль интерактивного обучения в современном языковом образовании

1.2. Интерактивное общение как механизм и основа образовательного процесса

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание и организация обучения иностранному языку в условиях интерактивного обучения

2.1. Технологии интерактивного обучения

2.2. Ролевые игры как методический прием интерактивного обучения иностранным языкам

2.3. Организация интерактивного обучения на уроках английского языка

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

языковое образование интерактивное общение

Введение

Поиск новых форм и приемов обучения — необходимое условие успешного современного образования, которое должно быть направлено на формирование разносторонне-развитой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Поэтому в методике преподавания иностранных языков особенное внимание уделяется поиску активных методов и форм обучения, с помощью которых достигался бы высокий уровень активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получила распространение технология интерактивного обучения, которая основывается не на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме самостоятельного поиска знаний, результатом которого становиться развитие личности каждого ученика. Обучение с использованием интерактивных методов это создание таких условий учебной деятельности, в которых учащийся стремится получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно может их использовать в своей практической деятельности.

Особенно это касается изучения иностранных языков, поскольку основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры. Однако сегодня можно констатировать, что возможности реализации интерактивных методов на уроках английского языка используются недостаточно. Часто учителя проводят уроки по традиционной методике, где главным действующим лицом является сам учитель, а учащиеся — пассивные участники учебного процесса.

Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов, и недостаточностью их использования в практике обучения иностранному языку в начальной школе.

Объектом исследования являются интерактивные технологии обучения иностранному языку в условиях современной школы.

Предмет исследования — процесс организации интерактивного обучения иностранному языку в системе раннего языкового образования.

Цель данного исследования — теоретическое обоснование эффективности использования интерактивных методов в обучении иностранному языку младших школьников, учитывая их психо-физиологические особенности.

Основные задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

— рассмотреть сущность интерактивного обучения;

— проанализировать интерактивные методы обучения иностранному языку;

— изучить влияние интерактивных технологий на мотивацию обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста;

— изучить возможность использования ролевой игры как интерактивного приема при организации процесса обучения иностранному языку на начальном этапе.

Гипотеза исследования. Использование интерактивных методов способствует повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— конкретизации содержания понятий «интерактивное обучение», «интерактивное общение» и «интерактивная технология», их взаимосвязь в процессе организации занятия по иностранному языку.

— теоретическом обосновании эффективности обучения иноязычному общению в младших классах на основе интерактивного подхода.

— определение роли ролевой игры как метода интерактивного обучения для формирования речевых навыков и умений во всех аспектах речи: в лексическом, фонетическом и грамматическом.

Практическая значимость исследования состоит в том в том, что сформулированные в работе теоретические положения и методические приемы могут повысить эффективность процесса обучения иноязычному общению, а также могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий.

Новизна исследования заключается в попытке заменить традиционную систему обучения иностранному языку на интерактивную, в условиях которой ученик принимает активное участие в образовательном процессе.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили учащиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского творчества». Количество задействованных лиц — 26.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы интерактивного обучения в современном языковом образовании

1.1 Роль интерактивного обучения в современном языковом образовании

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость инновационных форм обучения, направленных на усовершенствование процесса обучения иностранным языкам. Это сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные формы обучения уступили место инновационным, к числу которых мы относим интерактивные технологии.

Психолого-педагогический обзор традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе господствует репродуктивность при восприятии и овладении иностранным языком. Традиционные формы, методы, средства обучения предполагают в основном деятельность преподавателя в процессе передачи языковых знаний. Педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Как в плане, так и на самом занятии учитель «…является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся [Цвык 2010: 22].

В такой обстановке довольно легко определить позицию учащегося на занятии — эта позиция пассивного слушателя, которому изредка выпадает вероятность вербализовать свои знания, хотя удачное овладение учебным материалом зависит от мыслительной деятельности самого ученика. Попытки ввести элементы активизации учащихся, скажем, при помощи проблемного обучения, зачастую ограничиваются постановкой преподавателем в процессе проведения урока определенной задачи и раскрытию им же самим поднятого вопроса.

Совершенно другую, противоположную позицию ученик занимает при интерактивных методах обучения, где проявляются субъектные отношения между преподавателем и учащимся. В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников, как с преподавателем, так и друг с другом, на доминирование активности детей в процессе обучения [Толстых 2013: 45].

Для того, чтобы применять интерактивные методы в процессе языкового образования, необходимо осознавать суть самого понятия интеракции и интерактивного общения.

Так, Жук А. И. пишет, что понятие интеракция возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем — либо. Интерактивное обучение — это целенаправленное усиление взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [Жук 2004: 71].

По мнению Вербицкого А. А., интерактивность — это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [Вербицкий 2007: 58]. Как считает Кашлев С. С., процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданы комфортные условия для обучения [Кашлев 2005: 135].

Абрамова И.Г. раскрывает дополнительное понимание сущности интерактивного обучения. Анализ, проведенных ею исследований позволяет выделить такие свойства интерактивного обучения как:

* Интерактивное обучение является взаимодействующим;

* Оно основано на опыте реальной жизни;

* Интерактивизм включает обмен мнениями среди учащихся и между учащимися и учителями.

* Интерактивная форма проведения урока позволяет критически анализировать организационные и системные причины возникновения проблем.

«Цель интерактивного обучения состоит не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится» [Абрамова 2008: 103].

С психологической точки зрения, интерактивное обучение — это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы обучения на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом [Бадмаев 2007: 82].

Следующее определение интерактивного обучения дает нам педагогический терминологический словарь: интерактивное обучение — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску [Словарь… 2006: 23].

В своем исследовании я считаю необходимым дать определение понятию «интерактивные методы», рассматривая возможность использования данных методов в практике обучения иностранным языкам. Интерактивные методы — это методы, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом [Григальчик 2003: 78].

Это определение можно дополнить мнением Иоффе А. Н., который считает, что интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения [Иоффе 2000: 382].

Суммировать все выше сказанное можно словами Кашлева С. С.: «Успешное применение интерактивных методов заключается в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность — основа познавательной деятельности человека, основа развития мышления» [Кашлев 2005: 66].

Таким образом, интерактивные методы наиболее соответствуют личностно — ориентированному подходу, так как они полагают независимое обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем роль субъекта учебного процесса отводится учащемуся. Основу интерактивного обучения составляет принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, потому что множество интерактивных упражнений обращается к навыку самого учащегося, причем, не только учебному. Новые познания формируются на основе личного опыта. Помимо того, в обычной системе педагог планирует учебный процесс, опираясь на сильного ученика, так как он стремительней «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Занятия, при проведении которых используется интерактивный режим, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечивают всем ученикам посильное участие в решении проблем, в итоге слабые обретают некоторую убежденность в собственных силах, сильные чувствуют свою значимость, пользу, помогая товарищам осознать материал. При выполнении интерактивных заданий преобладание какого-либо участника учебного процесса либо какой-либо идеи исключено.

Основная задача педагога заключается в организации совместного поиска решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель режиссирует тот мини-спектакль, который зарождается непосредственно в классе. Согласно новым условиям обучения, учитель должен уметь выслушать всех желающих по каждому вопросу, приняв каждый ответ, понять позицию каждого отвечающего, вникнуть в логику его рассуждения и обнаружить выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, исследовать результаты, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. То есть, роль преподавателя на интерактивных занятиях заключается в направлении деятельности учащихся на достижение целей занятия. Учитель разрабатывает план занятия (традиционно, это интерактивные упражнения и задания), во время выполнения которых ребенок постигает материал. Цель заключается в создании удобных условий обучения, при которых учащиеся осознают свою успешность, свою умственную состоятельность.

Занятия, при организации которых за основу были взяты интерактивные методы обучения предлагают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учениками в группе, и от того, какими будут эти взаимоотношения, существенно зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может послужить сильным фактором возрастания интереса к учебной деятельности в целом.

Таким образом, преимущества интерактивного обучения очевидны:

— в работе задействованы все учащиеся;

— дети обучаются работать в команде;

— формируется доброжелательное и уважительное отношение к оппоненту;

— навыки толерантного общения;

— каждый ребенок имеет право голоса;

— создается «ситуация успеха»;

— за короткое время усваивается большой объем учебного материала;

— вырабатывается умение аргументировать свои мысли, находить альтернативное решение проблем.

Интерактивные методы обучения успешно используются при изучении различных образовательных дисциплин. Не исключением является их применение и на уроках английского языка. Несомненно, актуальность проблемы овладения иностранным языком в период всемирной глобализации очевидна. Чтобы стать успешным, человек сегодня должен знать хотя бы один иностранный язык. Однако традиционные «школьные» методы обучения часто не приносят значительного результата, максимум, чего можно достичь таким образом — усвоение основ. Вероятность того, что после такого обучения человек сможет свободно общаться на иностранном зыке, очень мала.

Причиной этого является недостаточность применения языковых возможностей человека в реальном общении. Только при ежедневном систематическом нахождении в языковом пространстве допустимо полновесное овладение иностранным языком и языковой культурой. Но для этого совсем не обязательно посещать страну носителей изучаемого языка. Оказать помощь может применение новейших методологий обучения, которые уже были опробованы на практике передовыми педагогами.

Одним из таких методов является интерактивное обучение, в рамках иноязычного образования. Следует отметить, что интерактивное обучение предполагает не только речевое, но и неречевое взаимодействие учащихся в учебном процессе.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

— диалогическое взаимодействие — непосредственный речевой контакт, который предполагает всегда зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, а также акустическое восприятие всей интонационной стороны речи [Выготский 1984: 44].

— работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Сотрудничество — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей) [Васильева 2013: 18].

— активно-ролевую (игровую) организацию обучения. Ролевая игра — это интерактивный метод, который, позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованных сценариев ролевой игры, которая сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, и при желании апробировать иную стратегию поведения и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации [Рычина 2012: 103].

— тренинговую организацию учебного процесса. Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Это форма работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок. Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия [Парфирьева 2013: 35].

Обучение, в котором преобладающая роль отводится взаимодействию учеников в группах, вначале вызывает трудности плане организации и в психологическом восприятии, однако его преимущества очевидны:

— активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией;

— комфортность: работая в малой группе, учащиеся держатся более свободно, уверенно, мнение каждого принимаются и ценятся группой;

— развитие личностных качеств и повышение самооценки: все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника группового решения, строить конструктивную коммуникацию;

— развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса;

— более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения [Материалы … 2007].

Исходя из всего сказанного, можно предположить, что интерактивное обучение, основанное на межличностной коммуникации, специально организованных ситуациях общения и требования достаточно высокого уровня владения английским языком более приемлемо для старшего этапа обучения. Однако, в работе с младшими школьниками можно довольно успешно использовать формы интерактивной организации занятий, учитывая психолого-педагогические особенности этого возраста. Так как обучение в начальной школе предполагает овладение существенным объёмом знаний, данные знания нужно преподнести школьникам не только в виде теоретической информации, но и отработать различные умения и навыки. В современном образовании возникает необходимость создания таких условий на уроке, которые способствовали бы возникновению интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и реализации познавательной деятельности.

1.2 Интерактивное общение как механизм и основа образовательного процесса

В развитии идеи интерактивного обучения особая роль принадлежит общению. Общение? это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимного понимания друг друга» [Парыгин 1971: 178].

Общение -- «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [Словарь… 2011: 85].

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [Абульханова-Славская, 1981: 213].

Благодаря общению присутствующем в каждом виде деятельности, происходит целенаправленное осмысление ребенком окружающего мира и собственного «Я».

Общение — это межпредметная категория. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологи, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его связи с задачами и спецификой своей области знаний.

Б.Г Мещеряков определяет общение как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. в обмене знаниями или эмоциями.

Категория общения относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З. Д. Поповой и И. А. Стернина, — «самые общие коммуникативные понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления».

С позиции педагогики общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение — целостная система социально — психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности. Несмотря на то, что в методике общение, как отдельная категория, не рассматривается, специалисты утверждают, что одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на родном и иностранном языках является общение. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса — проблема сложная и неоднозначно решаемая. Естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Традиционный метод обучения «учитель — ученик», необходимо заменять более инновационными формами организации занятий.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter — взаимный, act — действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышение качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения.

— информативную (обмен информацией);

— интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

— перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга) [Соколов 2002: 122].

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны. Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности как — устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются «провалы» и «сомнительные места» (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя. Психические механизмы проявляются в процессе совместной деятельности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении.

Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой. В первых двух случаях построение аналогичное (учитель — ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа, как форма коллективной учебной деятельности, является способом организации совместных усилий учащихся для решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

— конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

— коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

— социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации учащихся в сообществе.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая преследует вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей — создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала должна быть организованна таким образом, чтобы каждый вносил в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, чтобы был возможен обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходить это должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит не только получать новые знания, но и способствовать развитию познавательной деятельности, переводить ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Таким образом, мы видим, что интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В интерактивном общении важно учитывать психологические характеристики детей данного возраста. В возрастной периодизации детей Д. Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость Общения со сверстниками является очень важным видом деятельности для детей младшего школьного возраста лет, поскольку дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности. Задача учителя сделать процесс получения знаний интересным и увлекательным для детей этой возрастной категории [Эльконин 2007: 158].

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В данном параграфе будут рассмотрены психофизиологические особенности младшего школьного возраста, благодаря которым становится возможным интеллектуальное развитие и формирование языковых и речевых навыков в рамках интерактивного обучения.

Младший школьный возраст — это особый период жизни, в который ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью [Давыдов 1997: 81].

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада его жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, хотя основными видами деятельности продолжают оставаться игра, конструирование, рисование, учебная деятельность еще только развивается. Особенностью развития психики ребенка этого возраста является большая познавательная активность.

Поэтому младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. Ребенок до 10 лет — специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием импринтинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации) [Гальскова 2004: 240]. В рекомендациях семинара при совете Европы отмечено, что раннее изучение иностранного языка в начальной школе предпочтительно начинать с 6 лет [Language… 1998].

К.Д. Ушинский считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста. К этому времени система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself» [Пальмер 1917: 13].

Многие исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей [Лукьянчикова 2001: 59].

Как было показано выше, на этом возрастном этапе учебная деятельность становится доминирующей. Она соответствующим образом обуславливает преобразования в психике ребенка, среди которых выделяют следующие:

— повышенная эмоциональность в восприятии и запоминании новой информации под влиянием эмоциональных впечатлений, что требует обеспечение учебного процесса наглядностью, которая будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала;

— согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление. Обычно младшие школьники мыслят конкретными категориями. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», -- напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Но постепенно идёт переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. Со 2 класса мышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается интенсивно. От доминирования наглядно-действенного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. Учителю необходимо помнить, что несбалансированность аналитико-синтетической деятельности, превалирование конкретного наглядно-образного мышления не позволяет использовать задания, требующие сложных аналитических действий, не свойственных ученикам младших классов;

— мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас родного языка увеличивается до 7 тысяч слов, но именно в этом возрасте еще мало языковых штампов, поэтому легко перестроить свои мысли на новые конструкции, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Раннее изучение языка не только способствует более крепкому и свободному овладению языком, но и несет в себе большой интеллектуальный потенциал. Кроме того, способность к копированию речи, характерная для этого возраста, дает возможность без труда заучивать наизусть несложные автентические речевые образцы, которые не имеют кальки в родном языке;

— восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время, остротой и «созерцательной любознательностью». Наиболее характерная черта восприятия — его малая дифференцированность. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Однако не следует думать, что учащиеся первых и вторых классов вообще не способны к анализу и вычленению признаков, деталей. Порой младшие школьники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого. Педагоги, которые знают эту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения;

— внимание недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети младшего школьного возраста уже способны сконцентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому им тяжело сосредоточиться на однообразной и малоинтересной деятельности, их внимание быстро отключается. Это защитная реакция организма на переутомление. Эта особенность внимания требует от учителя использования игровых технологий и частой смены деятельности. По мнению многих физиологов, без достаточной сформированности произвольного внимания процесс обучения невозможен. Поэтому, учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточенности.

Управление вниманием младших школьников возможно благодаря:

— использованию материала, интересного в содержательном плане;

— пониманию/осознанию смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

— знанию способа выполнения упражнений;

— созданию обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, ответственной за успех учебной деятельности. Причем мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы связаны с положительной самооценкой школьников. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают частично. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, потому что именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования [Маркова 1990: 192].

На практике формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшее саморазвития им своей мотивационной сферы.

Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Для формирования мотивации учения, стимулирования познавательной активности учащихся необходимо использовать:

* дидактические игры и упражнения;

* внеклассные мероприятия по предметам;

* творческие работы учащихся по разным предметам;

* проведение предметных олимпиад;

* использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

* интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания, память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Но, в отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. В дальнейшем обучение строится с опорой на произвольную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. Также развиваются другие виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Способность к запоминанию в этом возрасте пока еще не осознанной информации дает возможность объяснять грамматические категории иностранного языка, которые целесообразнее запоминать на уровне лексических единиц, не анализируя их структуру;

Воображение в своём развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — творческое (продуктивное).

В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Развивается творческое воображение.

Дети в этом возрасте склонны фантазировать. Психологи называют его возрастом сказок, где ребёнок «может представить окружающую жизнь независимо от себя, от своей жизни, поэтому возможно мысленное участие ребёнка в описываемых событиях.

Этим способностям духовной жизни ребёнка в возрасте сказок больше всего отвечает фантазия, она так бурно развивается в описываемый период детства" [Кириллова 1971: 55]. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, то есть наделение животных, предметов, отвлечённых понятий человеческими качествами и свойствами, что и используют с успехом учителя, создавая на уроке игровые ситуации, требующие перевоплощения ребенка.

Немаловажное значение в успешном овладении иностранным языком имеют иноязычные способности. С точки зрения А. А. Леонтьева за этим понятием стоит:

1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);

2) индивидуальные развития в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т. п. ;

3) различие в личностных особенностях, связанных с процессом общения (толерантность, раскованность и др.) [Очерки … 1977: 93].

Таким образом, учитывая психолого-физиологические особенности младшего школьного возраста, процесс обучения иностранному языку на основе интерактивного обучения будет способствовать:

— стимулированию речевого и общего развития детей, повышению общеобразовательной ценности начального обучения, как фундамента общего образования;

— приобщению детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;

— созданию благоприятной исходной базы для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1−11 лет;

— возможности более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;

— совершенствованию общих умений (умение работать с книгой, справочной литературой);

— формированию специальных учебных умений (умение работать с двуязычным словарем) [Васильева 1988: 48].

Выводы по главе 1

В настоящий момент происходят существенными изменениями в теории и практике организации учебно-воспитательного процесса. Традиционные формы обучения иностранным языкам уступили место инновационным средствам обучения, в числе которых интерактивные технологии.

Овладение необходимыми языковыми знаниями привело к возникновению нового вида образования — инновационного. Обучение иностранным языкам должно строиться таким образом, чтобы все учащиеся могли овладевать знаниями и активно участвовать в образовательном процессе. Одним из вариантов организации учебного процесса — использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Основная цель интерактивного обучения — создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием интерактивного обучения от традиционной системы образования. Занятия, построенные в интерактивном режиме, позволяют обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблемы, в результате формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое неординарное мышление.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

— развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

— обеспечивает снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смену форм деятельности.

Для достижения образовательных целей учитель должен обладать большим мастерством, усвоить проблемно-поисковые методы, успешно организовать творческо-исследовательскую деятельность учащихся, тем самым, организуя интерактивное обучение. При этом для максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда не устает от работы, которая отвечает его интересам и жизненным потребностям.

Кроме того, необходимо кардинально изменить отношение к ребенку. При оценке работы группы необходимо обращать внимание не столько на ученические, сколько на человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. На каждом уроке важна ситуация успеха, для создания которой на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

— все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

— ученики должны знать, что учитель верит в них;

— учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

— важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

При условии регулярного использования на занятиях интерактивных методов обучения у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх допустить ошибку и высказать неправильное предположение. Это значит, что такая организация учебно-воспитательного процесса способствует формированию нового человека, уверенного в себе.

Глава 2. Содержание и организация обучения иностранному языку в условиях интерактивного обучения

2.1 Технологии интерактивного обучения

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются интерактивные технологии, поскольку они приближают речевую деятельность к естественной коммуникативной ситуации, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения, помогают исключить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса в школе.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [Пидкасистый 1996: 268].

Виды интерактивных технологий:

1) Работа в парах.

2) Ротационные (сменные) тройки.

3) Карусель.

4) Работа в малых группах.

5) Аквариум.

6) Незаконченное предложение.

7) Мозговой штурм.

8) Броуновское движение.

9) Дерево решений.

10) Суд от своего имени.

11) Гражданские слушания.

12) Ролевая (деловая) игра.

13) Метод пресс.

14) Займи позицию.

15) Дискуссия.

16) Дебаты.

Каждый учитель способен самостоятельно придумать новые формы сотрудничества с учениками. Одна из самых частых технологий, которая используется на уроках — работа в парах, когда дети общаются, задают друг другу вопросы и придумывают ответы на них [Мильруд 1987: 90].

Принцип работы такой технологии, как Карусель — это образование двух колец, внутреннего и внешнего. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внешнее — ученики, которые через каждые 30 секунд чередуются. Так они могут обсудить за несколько минут не одну тему и попробовать убедить в своей правоте собеседника [Сопова 2013: 42].

Технология Аквариум заключается в театрализации ситуации одними учениками и анализе ситуации, разыгранной в круге, другими.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по заданной теме.

Дерево решений — класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа должна обсудить вопрос и сделать записи на своем «дереве» (лист ватмана), после этого группы меняются местами и дописывают свои идеи на деревьях соседей.

Часто используют и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». По желанию они могут объяснить свою позицию.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой