Систематизация законодательства: общая характеристика

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Систематизация законодательства: общая характеристика

1.1 Понятие и значение систематизации законодательства

1.2 Формы систематизации законодательства

2. Инкорпорация и кодификация как основные формы систематизации законодательства

2.1 Понятие инкорпорации

2.2 Виды инкорпорации нормативно-правовых актов

2.3 Понятие и особенности кодификации, ее технико-юридические правила

Заключение

Список использованных источников

систематизация законодательство инкорпорация кодификация

ВВЕДЕНИЕ

Правовое государство и гражданское общество основываются на подлинном понимании ценности законодательства как необходимого инструмента социального регулирования. Только в этом случае речь может идти об истинной демократии.

Законодательство по своей природе есть отражение народовластия, нравственных основ общества. Законодательство устанавливает справедливые правила взаимоотношений людей, социальных групп. Пока не сформируется уважительное отношение к закону, невозможно говорить о цивилизованном гражданском обществе.

Систематизация нормативно-правовых актов является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В современном государстве имеется значительное число нормативных актов, которые принимаются различными правотворческими органами.

Систематизация законодательства нужна для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства обеспечивает удобство использования нормативно-правовых актов при реализации права, так как позволяет оперативно находить и правильно толковать нужные нормы.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена значимостью и большим интересом к проблеме систематизации законодательства и ее формам — инкорпорации и кодификации.

Объектом исследования является систематизация законодательства и ее формы.

Предмет исследования — инкорпорация и кодификация как основные формы систематизации законодательства.

Цель работы — изучение инкорпорации и кодификации как основных форм систематизации законодательства.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

определение понятия и значения систематизации законодательства;

общая характеристика форм систематизации законодательства;

определение инкорпорации как основной формы систематизации законодательства, характеристика ее видов;

характеристика кодификации как формы упорядочения и переработки нормативно-правовых актов, обоснование ее роли и значения в систематизации законодательства.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены объект и предмет исследования, поставлены проблемы, которые необходимо решить в ходе работы.

В первой главе дается общая характеристика систематизации законодательства, в ходе которой определяются понятие и значение систематизации законодательства, выделяются ее формы — учет, консолидация, инкорпорация и кодификация, кратко описывается их суть.

Вторая глава посвящена инкорпорации и кодификации как основным формам систематизации законодательства. Здесь даются понятия инкорпорации и кодификации. Описывается проблема классификации инкорпорации по различным признакам, характеризуются наиболее значимые ее виды. В последнем пункте главы обозначены особенности кодификации, ее технико-юридические правила. Во второй части курсовой работы также перечисляются с общим описанием виды актов — результатов инкорпорации и кодификации.

Заключение подводит итоги проделанной работы, обозначает решение поставленных задач.

В ходе работы над данной темой было изучены и проанализированы ряд источников информации. Основные вопросы систематизации, инкорпорации и кодификации как форм систематизации законодательства нашли отражение в учебных пособиях по теории государства и права таких авторов, как Н. И. Матузов, И. В. Малько, В. С. Нерсесянц, А. С. Пиголкин. Обсуждению проблем российского законодательства и его систематизации посвящены статьи С. А. Боголюбова, О. В. Шопина и других авторов, опубликованные в журналах «Вопросы теории государства и права», «Журнале российского права». Теоретические аспекты и этапы кодификации и инкорпорации как основных форм систематизации законодательства были изучены также на основе электронных ресурсов, указанных в списке использованных источников.

1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Законодательство представляет собой комплекс правовых норм, действующих в государстве, регулирующих сферы общественных отношений. Состав законодательства для каждой отрасли права имеет свои особенности. Количество нормативно-правовых актов действовавших и действующих в государстве огромно, оно требует упорядочения, систематизации.

1.1 Понятие и значение систематизации законодательства

Система законодательства — это совокупность источников права, прежде всего, нормативно-правовых актов. Один и тот же источник права может иметь комплексный характер, включать нормы различных отраслей права.

Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 30

В Российской Федерации как современном цивилизованном государстве имеется значительное число нормативно-правовых актов, принимаемых правотворческими органами. Правотворчество — процесс непрерывный, находящийся в постоянном развитии, которое стимулируется динамикой социальных связей, общественных отношений, требующих правового регулирования.

Развитие правовой системы, появление новых нормативно-правовых актов, внесение в них изменений, отмена ранее действовавших правовых предписаний требуют упорядочения всего комплекса действующих нормативно-правовых актов. Систематизация законодательства предполагает деятельность по приведению нормативно-правовых актов в единую, упорядоченную систему. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. — М.: ПРИОР, 2002. — С. 330

Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве.

Систематизация законодательства нужна для приведения в порядок накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы.

Систематизация законодательства способствует удобству использования правовых предписаний Теория права и государства / Под ред. В. П. Сальниковой, В. А. Ромашова. — СПб.: Университет, 2002. — С. 55, дает возможность ориентироваться в законодательстве, оперативно находить необходимые источники права.

В настоящее время в Российской Федерации темпы правотворческой, законодательной деятельности высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативно-правовых актов, которые существенно меняют характер и основные принципы правового регулирования.

Следовательно, деятельность по упорядочению действующей нормативной базы, которая постоянно растет, является первостепенной, не требующей отлагательства и проволочек.

Систематизация законодательства является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научно-исследовательской и профессиональной деятельности специалистов юридической практики.

Таким образом, законодательство в целом представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, что обусловливает практическую потребность в систематизации законодательства. Систематизация законодательства есть деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Она необходима для правильного применения нормативных предписаний, а также для развития и совершенствования законодательства, формирования правовой культуры, правосознания общества.

1.2 Формы систематизации законодательства

Систематизация законодательства включает четыре самостоятельные формы правовой деятельности.

Во-первых, учет нормативных актов, представляющий собой сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработку и расположение по определенной системе, хранение, а также выдачу справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

Во-вторых, консолидация законодательства — подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу.

Важнейшими формами систематизации законодательства являются инкорпорация и кодификация законодательства.

Инкорпорация законодательства включает подготовку и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.

Кодификация законодательства заключается в подготовке и принятии новых актов (например, кодексов), в которые включаются оправдавшие себя нормы прежних актов и новые нормативные предписания.

Регулярно и четко налаженный учет законодательства необходим для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т. д. Особую роль играет полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов.

Строгий учет законодательства нужен для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу нормами.

Учет законодательства необходим для осуществления справочно-информационной работы, например, выдачи справок по законодательству, для составления разного рода тематических обзоров норм права, для подготовки заключений по проектам нормативных актов.

Без учета законодательства невозможно представить деятельность учебных и научных юридических учреждений, эффективного правового просвещения в обществе.

В Российской Федерации обычно подлежат обязательному учету федеральные законы, нормативные указы Президента Р Ф и Правительства Р Ф, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т. д.).

Организация учета законодательства основана на главных принципах:

Полнота учета, то есть информационный массив должен обеспечивать фиксацию и выдачу всего объема юридической нормативной справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

Достоверность информации, которая основывается на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд правовые акты;

Удобство использования, которое необходимо для оперативного и качественного поиска необходимых сведений о праве, нормах права.

Учет законодательства классифицируется по видам.

Наиболее простым видом учета законодательства является журнальный учет. Журнальный учет представляет собой фиксацию реквизитов нормативно-правовых актов в специальных журналах. Ведется по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Журнальный учет целесообразно использовать там, где информационный массив невелик и ограничен узкой проблематикой.

Более совершенным видом учета по сравнению с журнальной формой является картотечный учет — создание разного рода картотек, карточки в которых расположены по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей деятельности работают с широким, многоотраслевым массивом нормативных правовых актов и нуждаются в разноплановой и большой по объему правовой информации. На карточках картотеки фиксируются основные реквизиты акта — вид, заголовок, дата издания, источник официального опубликования, или полный текст акта. Структура картотеки разрабатывается на основе удобного рубрикатора, заранее составленного ответственным за учет специалистом. Абрамова А. И., Рахманина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. — 2003. — № 7. — С. 65

Картотечный учет удобен тем, что дает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с изменениями какого-либо акта. Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

Информационно-поисковой системой Консультант-Плюс разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации, ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его основных достоинств относится высокий уровень детальности по разделам, широкий охват регулируемых законодательством проблем, применение многоступенчатого дробления рубрик.

Самым современным видом является автоматизированный учет законодательства. Автоматизированные информационно-поисковые системы по законодательству позволяют заложить практически безграничный объем правовой информации.

В Российской Федерации автоматизированные системы по законодательству действуют в Аппарате Государственной думы, Совета Федерации, Президента Р Ф, Правительства Р Ф, в Министерстве юстиции РФ и в ряде других федеральных органов. Шапкин М. А., Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы. — М.: Эксмо, 2004. — С. 257

Большой популярностью и спросом пользуются коммерческие автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.).

С течением времени в правовой системе образуются сотни правовых актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнении.

Позволяет преодолеть подобную множественность консолидация законодательства — форма систематизации, в процессе которой десятки и сотни нормативно-правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Ревизия всего массива действующих актов выражается в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались отдельные фрагменты, в издании укрупненных актов по определенным вопросам. Задача консолидации действующих нормативно-правовых актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько действующих актов по одному вопросу, является одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.

Важной формой систематизации законодательства выступает инкорпорация — объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности.

При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию — хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты. Подразумевается только внешняя обработка законодательного акта. Также из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Кодификация как способ систематизации предполагает внутреннюю и внешнюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта — свода законов, кодекса, основ законодательства и т. д.

Таким образом, систематизация законодательства включает в себя четыре самостоятельных вида правовой деятельности — учет, консолидацию, инкорпорацию и кодификацию законодательства. Налаженный учет важен для правотворческой, правоприменительной деятельности, юридической практики, является необходимым в повседневной практике различных фирм, организаций. Консолидация позволяет объединять разрозненные акты по какому-либо одному вопросу, что способствует более полному представлению о правовой стороне определенного явления. Основными формами систематизации законодательства являются инкорпорация и кодификация, о которых речь пойдет во второй части работы.

2. ИНКОРПОРАЦИЯ И КОДИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Понятие инкорпорации

Инкорпорация законодательства — это такая форма систематизации, при которой нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Курдюкова З. Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. rusnauka. com/7_NITSB_2013/Pravo/8_129 326. doc. htm. (Дата обращения: 24. 03. 2014)

Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов. Деятельность эта проводится с целью поддерживать законодательство в действующем состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных правовых актах в их действующей редакции.

Особенностью инкорпорации является то, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов не вносятся. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: НОРМА, 2000. — С. 446 Поэтому основное свойство инкорпорации — сохранение в неизмененном виде содержания нормативного регулирования.

18 марта 2011 года Президентом Российской Федерации было подписано распоряжение об инкорпорации норм актов Советского Союза, РСФСР в законодательство Российской Федерации. Была поставлена задача — провести ревизию этих актов, многие из которых действуют до сих пор. Распоряжение было вызвано необходимостью «проанализировать огромный массив этих документов и инкорпорировать то, что необходимо, в современное законодательство или признать утратившим силу, недействующим то, что уже не отвечает жизненным реалиям». Боголюбов С. А. Концепции российского законодательства: обсуждение в парламенте // Журнал российского права. — 2011. — № 9. — С. 107

Инкорпорация связана с внешней обработкой упорядочения законодательства, в рамках которого тексты нормативно-правовых актов определенного уровня объединяются полностью или частично в разные сборники.

Инкорпорация как форма систематизации законодательства базируется на таких принципах, как:

Целесообразность — инкорпорация должна иметь практическую пользу;

Логическая стройность — обеспечение концептуальности, целостности, ясности;

Полнота и детализация — полный охват значимых вопросов сферы, логическое развитие и дополнение закрепленных принципов и положений.

Двумя основными результатами инкорпорации являются акты — Свод законов и Собрание законодательства.

В современных условиях при осуществлении инкорпорации законодательства государственные органы не выходят на уровень всей правовой системы (что имело место в историческом прошлом нашей страны), а делают это ограниченно — в рамках одной отрасли или института.

Например, современными инкорпоративными сборниками являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень международных договоров», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Министерства образования РФ», «Бюллетень трудового и социального законодательства», «Бюллетень Министерства юстиции», «Вестник образования России», различные сборники нормативных актов, выпускаемые научными учреждениями и отдельными издательствами по отраслевым вопросам.

Итак, инкорпорация как особая правовая деятельность и форма систематизации законодательства обладает важными признаками.

Предметом инкорпорации являются нормативные правовые акты и те нормативно-правовые предписания, которые их образуют.

Сущность инкорпорации, как уже отмечалось выше, заключается в упорядочении действующих нормативных правовых актов путём внешней обработки инкорпорируемых актов, расчистки от недействующих, ненормативных предписаний, без переработки содержания норм права. То есть инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов — исключение положений, утративших юридическую силу, исправление различного рода опечаток, ошибок, изложение актов в последней, исправленной редакции.

Нормативные правовые акты помещаются в единый сборник (или ряд периодических сборников) в хронологическом, тематическом или иерархическом порядке. При простой хронологической периодической инкорпорации нормативно-правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом. Матузов Н. И., Малько И. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — С. 303

Инкорпоративный сборник может являться официальной юридической основой действия для правоприменительных органов только в том случае, если правотворческий орган признал его в качестве официального сборника опубликования своих нормативных правовых актов.

Таким образом, инкорпорация является одним из первичных этапов систематизации законодательства. Инкорпорация как форма систематизации законодательства имеет цель — упростить использование законодательства. Она связана с внешней обработкой нормативных правовых актов без изменения их нормативного содержания, то есть без утраты индивидуальной юридической силы актов. Инкорпорация как форма систематизации законодательства признается всеми юристами.

2.2 Виды инкорпорации нормативно-правовых актов

Инкорпорацию как форму систематизации законодательства классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства выделяют официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Курдюкова З. Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. rusnauka. com/7_NITSB_2013/Pravo/8_129 326. doc. htm. (Дата обращения: 24. 03. 2014)

Официальная инкорпорация осуществляется от имени, по поручению или с санкции правотворческого органа, который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание или Свод законодательства. В данном случае Собрание или Свод законодательства носит официальный характер, то есть приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов. Шопина О. В. Основные критерии классификации правовых актов // Вопросы теории государства и права. — 2003. — № 4. — С. 89 На материалы Собрания или Свода можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Составление официальных Собраний, Сводов законодательства сопровождается большой подготовительной работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части. В другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы.

Официозная, или полуофициальная, инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции). В данном случае правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными или частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, то есть теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют данную деятельность по собственной инициативе. Примером тому являются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, директоров и т. д.

Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства представлены неофициальной инкорпорацией.

Собрания законодательства по расположению в них материала подразделяются на хронологические и систематические документы.

В хронологических собраниях законодательства нормативные акты располагаются последовательно по датам издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях — в «Собрании законодательства РФ», в «Российской газете», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания. В каждом разделе акты располагаются по предметному принципу — по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (например, имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т. д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри разделов акты располагаются в хронологическом порядке.

Систематические собрания являются более эффективными для правотворческой, правоприменительной и иной деятельности, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя нормативные предписания.

Инкорпорация может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. В этом случае выделяют генеральную (полную) инкорпорацию и частичную инкорпорацию.

Генеральная (полная) инкорпорация — это вид инкорпорации, при котором в собрание включается все законодательство государства или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации и т. д.

При частичной инкорпорации собрания и сборники нормативных правовых актов составляются по определенным вопросам, по определенной сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Издание Свода законов Российской Федерации является необходимой предпосылкой создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства.

6 февраля 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. — 1999. — № 11. — С. 38 В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, нормативно-правовой массив, являющийся объектом инкорпорации, может быть организован и упорядочен различными способами, зависящими от того, какой признак положен в основу инкорпорации, и какая цель при этом преследуется. Все виды инкорпорации преследуют цель — обеспечить пользование законодательством.

2.3 Понятие и особенности кодификации, ее технико-юридические правила

Кодификацию наряду с инкорпорацией считают основной формой систематизации законодательства.

Некоторые специалисты полагают, что «кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации». Кодификация и правила ее проведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. grandars. ru/college/pravovedenie/kodifikaciya-prava. html. (Дата обращения: 20. 03. 2014)

Кодификация по праву считается самым сложным видом систематизации законодательства в интеллектуальном плане. Создание каждого кодекса занимает длительный период времени, требует усилий множества высококвалифицированных специалистов.

Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др. Там же

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Кодификация отличается от других форм систематизации законодательства и имеет свои существенные признаки.

Целью кодификации является создание единого, согласованного нормативного акта. Традиционной формой кодификационного акта является кодекс. Кодекс есть фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права.

Кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки.

При кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются предметом кодификации.

Собранные правовые предписания перерабатываются, они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе, с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания.

Все правовые предписания, запланированные для включения в кодекс, необходимо увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме.

Кодификация имеет определенные ограничения:

— время существования отрасли, института, ставшими объектами кодификации (лишь накопленный, значительный нормативный массив может быть кодифицирован);

— скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например, пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);

— результаты кодификации всегда имеют официальный характер — только законодательный орган Федерации или ее субъекта, по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;

— кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;

— специальный закон имеет преимущество перед законом общим, в данном случае кодифицированный он или нет, не имеет значения. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений.

Тем не менее, кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет.

Кодификационная работа очень сложная и высоко затратная деятельность. Поэтому она начинается только тогда, когда вынесено решение государственного органа о проведении и финансировании кодификации законодательства. Только государственный орган решает вопрос о необходимости кодификации.

Создается рабочий коллектив, в который должны входить профессионалы высокого класса, разного профиля. Во-первых, это ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере, которая является объектом кодификации. Во-вторых, это политики и практики с большим опытом работы.

План деятельности рабочего коллектива разбивается на этапы с указанием приблизительных сроков выполнения работы на каждом этапе.

Между членами рабочего коллектива распределяются обязанности и определяются этапы включения их в работу.

Важнейшей ступенью процесса кодификации законодательства является сбор, отбор нормативного материала, подлежащего кодификации. Необходим предварительный анализ нормативного материала, решение вопроса о целесообразности его кодификации.

Четко проработанной должна быть структура кодекса.

Самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса и формулирование его статей. На этом этапе, как правило, отобранных и переработанных предписаний становится недостаточно, появляются пробелы в правовом регулировании данной сферы общественных отношений. Их приходится дополнять новыми нормативными предписаниями.

После всевозможных обсуждений проект кодекса проходит всестороннюю экспертизу — юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др. Все внесенные в проект кодекса замечания утверждаются комиссией по кодификации.

В кодификационном акте формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественных отношений, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли права. Кодификационный акт регулирует обширную сферу общественных отношений, например, имущественные отношения, трудовые отношения, борьба с преступностью и т. д.

Кодификационный акт — это сводный акт, упорядоченная совокупность взаимозависимых предписаний.

Кодификационные акты выражаются в таких формах, как основы законодательства, кодексы и иные виды (уставы, положения, правила).

Основы законодательства — это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, общие нормы по предмету ведения Федерации, ее субъектов. Основы законодательства стоят во главе отраслей или институтов права.

Кодекс, как уже отмечалось выше, является самым используемым видом кодификационного акта. Кодекс — это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.

Кодекс либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли права (например, Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (например, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

По характеру охвата общественных отношений кодексы бывают отраслевые и комплексные (межотраслевые).

Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. К таковым относятся Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Трудовой кодексы и т. д.

Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны не по отраслям права, а по иным основаниям (например, сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования области отношений. К таким относятся Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и др.

Иными видами кодификационных актов являются уставы, положения, правила и т. д.

Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов, организаций, сферу государственной, хозяйственной деятельности (например, Устав предприятия, Устав муниципального образования). В форме уставов определяется порядок деятельности различного рода воинских формирований. Сегодня в форме устава формулируются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов (Устав области).

Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов.

Кодификация также осуществляется непосредственно в самом процессе правотворчества. Это дало основание ряду российских ученых признать, что «кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства». Пиголкин А. С. Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — С. 211 Некоторые настаивают на том, что нельзя допускать разрыв между кодификационной и правотворческой деятельностью, несмотря на то, что кодификация не связана с текущим правотворчеством. Керимов Д. А. Законодательная техника. — М.: Норма-Инфра, 1998. — С. 84

Таким образом, кодификация — это форма систематизации законодательства, которая заключается в подготовке и принятии новых нормативных актов (кодексов), содержащих как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизация законодательства есть деятельность по упорядочению действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима для правильного уяснения и применения нормативных актов, развития и совершенствования законодательства, формирования правосознания, правовой культуры.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что в науке выделяют четыре основные формы систематизации законодательства — учет, консолидацию, инкорпорацию и кодификацию.

Кодификацию часто рассматривают как высшую форму систематизации законодательства, связанную с пересмотром какой-то значительной области законодательства и созданием нового акта, который вносит изменения в регулирование общественных отношений. В процессе кодификации создаются первичные правовые нормы, она может быть связана с коренным обновлением правового регулирования. Данное характерное качество кодификации дает основание рассматривать ее как один из видов правотворческой деятельности.

Инкорпорация не изменяет содержательной стороны действующего законодательства. При подготовке же кодификационного акта пересматривается вся система правовых норм, восполняются пробелы действующего нормативно-правового блока.

На уровне федеральных органов власти принимается большое число нормативно-правовых актов, которые касаются всех сфер жизни общества, влияют на налогообложение, торговые операции, социальные гарантии и т. д. Если правовое предписание издается, значит, его нужно исполнять. Но в первую очередь, о нем должны знать те, на кого он рассчитан, в чьем ведомстве находится регламентируемая деятельность. Этим целям и служат основные формы систематизации законодательства — инкорпорация и кодификация.

Вследствие большого массива нормативно-правовых актов законодательство зачастую является понятным только для специалистов юридической практики. Любому другому человеку разобраться в нем сложно. Тем более что сегодня не бывает редкостью тот факт, что существует масса разобщенных правовых предписаний, где одни и те же отношения предусматриваются различными нормативными актами, имеют несколько толкований своей сущности. Именно здесь особую роль играют инкорпоративные сборники, дающие целостную картину текстов нормативных правовых актов.

Инкорпорация нормативных предписаний необходима для их упорядочения и лучшей правовой информированности субъектов, для правильного, единообразного понимания и применения норм права.

Таким образом, в ходе работы исследованы процесс систематизации, рассмотрены его виды. Инкорпорация и кодификация как основные формы систематизации законодательства изучены с выделением их существенных особенностей, отличительных признаков. Указаны основные принципы инкорпорации и кодификации, рассмотрены виды актов как результатов данной деятельности.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная, правотворческая деятельность видоизменились. Увеличился массив нормативно-правовых предписаний как федерального, так и регионального уровней. Поэтому проблема систематизации законодательства во всех ее формах требует глубоко изучения, исследования, совершенствования. Ибо законность есть основа демократии, правового государства и гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абрамова А. И., Рахманина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. — 2003. — № 7. — С. 62−71

2 Боголюбов С. А. Концепции российского законодательства: обсуждение в парламенте // Журнал российского права. — 2011. — № 9. — С. 107 — 118

3 Керимов Д. А. Законодательная техника. — М.: Норма-Инфра, 1998

4 Кодификация и правила ее проведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. grandars. ru/college/pravovedenie/kodifikaciya-prava. html. (Дата обращения: 20. 03. 2014)

5 Курдюкова З. Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. rusnauka. com/7_NITSB_2013/Pravo/8_129 326. doc. htm. (Дата обращения: 24. 03. 2014)

6 Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. — 1999. — № 11. — С. 35−53

7 Матузов Н. И., Малько И. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001

8 Мухаев Р. Т. Теория государства и права. — М.: ПРИОР, 2002

9 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: НОРМА, 2000

10 Пиголкин А. С. Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998

11 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003

12 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. — 2-е изд. — М.: НОРМА, 2001

13 Теория права и государства / Под ред. В. П. Сальниковой, В. А. Ромашова. — СПб.: Университет, 2002

14 Шапкин М. А., Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы. — М.: Эксмо, 2004

15 Шопина О. В. Основные критерии классификации правовых актов // Вопросы теории государства и права. — 2003. — № 4. — С. 88−95

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой