Роль страховых компаний в кредитной системе

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование

1. 1 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства

1. 2 Становление и развитие кредитной системы России

1. 3 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ

1.4 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ

Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России

2.1 Особенности регулирования современной кредитной политики России

2.2 Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц

2.3 Принципы системы страхования вкладов физических лиц

Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития

3.1 Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции

3.2 Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы

3.3 Перспективы развития перестраховочной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Вопрос, связанный со страхованием в системе финансово-кредитных отношений актуален в настоящее время. С каждым годом всё больше возрастает потребность в страховании, так как общество растет, развивается спрос среди всех категорий населения, пользующихся услугами страховых компаний.

На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья.

Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.

Развитие страхового рынка, сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты, прежде всего для работника, противодействуют возможности изменения его социального и материального положения в определенных ситуациях.

Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что страхование является системой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, которая должна стать необходимым элементом в свете происходящих экономических, социальных и политических преобразований в России.

Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования.

Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.

В данной курсовой работе представлено комплексное исследование теоретических и практических проблем нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы России в условиях глобализации мировой экономики.

Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование

1. 1 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства

Кредитная система государства во многом определяется уровнем развития производственных отношений, господствующими формами собственности и той экономической ситуацией, в которой находится страна. Современное понятие кредитной системы может быть истолковано двояким образом

1. Сеть финансово-кредитных учреждений, организующих кредитные отношения, представлена центральными и коммерческими (универсальными и специализированными).

2. Совокупность кредитных и расчётных отношений, представлена различными формами кредита, методами кредитования, а также формами безналичных расчётов.

Роль и значение кредитной системы определяются её способностью мобилизовать свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения и превращать их в ссудный капитал и в последующем передавать в различных формах кредита заемщикам. В этой связи, чем шире сеть финансово-кредитных учреждений и чем выше уровень их развития, тем больше масштабы концентрации и централизации капитала, тем больше возможности решения проблем производства и реализации товаров и услуг посредством банковского кредита. Кроме того, кредитная система в значительной степени способствует увеличению объёмов международной торговли, одновременно создавая условия для развития производства.

Значение кредитной системы в развитии экономики определил академик С. Г. Струмилин, образно сравнив её с «кровеносной системой, по которой распределяются питательные соки народного хозяйства, устремляясь туда, где они всего нужнее в данный момент» Струмилин С. Г. Избранные произведения.

Внедрение в практику хозяйственной деятельности кредитных и расчётных отношений возлагается на финансово-кредитные институты. Современная институциональная структура кредитной системы экономически развитых государств состоит, как правило, из трех звеньев и имеет следующий вид.

Несмотря на определённую идентичность структуры кредитной системы экономически развитых государств, каждая из них имеет свои отличительные национальные особенности. Наиболее развитой кредитной системой обладает США. В странах Западной Европы и Японии недостаточно развиты отдельные элементы специализированных небанковских учреждений. Это объясняется более низким, чем в США, уровнем развития рынка ценных бумаг и более высоким качеством государственного регулирования кредитной системы.

Большинство развивающихся стран обладают двухзвенной кредитной системой, представленной национальными центральными банками и банковским сектором, хотя кредитные системы отдельных стран приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. К ним можно отнести Индию, Сингапур, Турцию, Южную Корею, Аргентину, Мексику и др.

Развитие всех звеньев кредитной системы усиливает конкуренцию между финансово-кредитными учреждениями в борьбе за сферы привлечения и приложения капитала, при этом меняются формы и методы борьбы. Конкурентная борьба ведётся между однотипными кредитные учреждениями, между разными типами, но внутри одного и того же звена и между всевозможными звеньями кредитной системы.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию. В условиях стабильной экономики возможности ценовой конкуренции значительно ограничены, так как установление процентных ставок коммерческими банками ориентировано на учётную ставку Центрального банка. В этих условиях широкое распространение получают неценовые методы конкуренции (новые виды банковских и страховых услуг, выгодные условия контрактов, гибкие условия страхования полисов и т. д.). Для повышения конкурентоспособности крупные финансово-кредитные учреждения в большинстве случаев используют достижения научно-технического прогресса, что не в состоянии осуществить средние и мелкие. Это позволяет им существенно снижать издержки, связанные с оказанием услуг, и тем самым достигать удешевления массовых операций, что, в конечном счете, ведёт к созданию условий для централизации капитала.

На становление и развитие кредитной системы основное влияние оказывает государство, регулируя деятельность финансово-кредитных учреждений.

Основные направления государственного регулирования:

1. Политика Центрального банка по отношению к финансово-кредитным учреждениям;

2. Участие государства в деятельности кредитных учреждений;

3. Налоговая политика государства на всех уровнях власти;

4. Законодательное регулирование деятельности учреждений кредитной системы.

Все направления регулирования со стороны государства деятельности кредитных учреждений взаимосвязаны. На определенных этапах государство может усиливать влияние отдельных направлений на кредитную систему общества.

Формы политики центрального банка:

1. Учётная политика. Она состоит в учёте и переучёте коммерческих векселей, передаваемых банковским сектором в Центральный банк, который в свою очередь получает их от хозяйствующих субъектов и населения в качестве обеспечения выданных кредитов. Центральный банк выдает кредиты на оплату полученных векселей и устанавливает официальную учётную ставку — процент, который взимается при их переучете. Учётная политика направлена на установление лимита кредитов для каждого кредитного учреждения банковского сектора. Все остальные процентные ставки по всем формам кредитов являются производными от учётной ставки.

2. Изменение нормы обязательных резервов. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить часть своих ресурсов на беспроцентном счете в Центральном банке. При этом преследуется основная цель-осуществлять регулирование ресурсов банков, направляемых на кредитование субъектов хозяйствования и населения, и тем самым оказывать влияние на совокупную денежную массу. Увеличение нормы резервов ведет к ограничению кредитных вложений банков, а их снижение, наоборот — к их росту.

3. Операции на открытом рынке. Распространяются на государственные ценные бумаги. Их реализация Центральным банком сокращает объёмы денежных ресурсов у кредитных учреждений, тем самым снижаются объёмы кредитных вложений банков и наоборот, для активизации деятельности банков на кредитном рынке он скупает ценные бумаги, высвобождая при этом денежные ресурсы для их последующего вложения в экономику.

4. Прямое государственное воздействие. Деятельность кредитных учреждений регулируется путём выдачи лицензий, прямых предписаний в форме инструкций, директив, осуществления контроля за их исполнением и в случае их нарушения — применения санкций.

Налоговая политика заключается в изменении налоговых ставок прибыли кредитных учреждений. Их увеличение способствует уменьшению объёма кредитных операций и повышению процентных ставок, а снижение ведёт к расширению таких операций и снижению процентных ставок. Кроме того, для претворения в жизнь отдельных государственных программ кредитным учреждениям, принимающим участие в их осуществлении, могут быть предоставлены налоговые льготы на государственном и местном уровнях.

В отдельных случаях регулирование кредитной системы государством может осуществляться через механизм его вмешательства в кредитную систему.

Участие государства в деятельности кредитных учреждений выражается:

· в превращении частных и смешанных кредитных учреждений в государственные путём их национализации;

· в долевом участии государства в уставном капитале кредитных учреждений путём приобретения части акций;

· в организации новых государственных кредитных учреждений как дополнение к частным.

Наличие государственных смешанных и негосударственных кредитных учреждений оказывает влияние на спрос и предложение ссудного капитала, размеры его рынка и ссудный процент.

Законодательное регулирование деятельности кредитных учреждений проводится центральным правительством, местными органами и законодательной властью путём разработки законов, подзаконных актов, инструкций и т. д. Основными регулирующими органами являются Центральный банк и Министерство финансов, а также парламент.

Таким образом, государственное регулирование кредитной системы в состоянии способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения. При этом цена за пользование кредитными ресурсами может быть чрезмерно уменьшена, что может оказать влияние на обесценивание денег. Поэтому большое значение имеет определение пределов денежно-кредитного регулирования деятельности кредитных учреждений, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие всего народнохозяйственного комплекса.

1.2 Становление и развитие кредитной системы России

Зарождение кредитных организаций в России началось с момента предоставления права осуществлять кредитные операции монетной конторе. Это произошло в 1733 году. С тех пор в стране стали создаваться государственные банковские учреждения, среди которых ведущую роль играли Монетная контора, Дворянский банк, Государственный земельный банк, Купеческий банк и другие, основными задачами которых были кредитование дворян, купцов и осуществление депозитных операций.

Утверждение капиталистического способа производства потребовало проведения преобразований в кредитной системе. В 1860 г. был создан Государственный банк Российской империи, за которым впоследствии была закреплена эмиссионная функция. Кроме того, стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки, общества взаимного кредита, ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские, городские, сельские, волостные банки, кредитные союзы. В целом во второй половине XIX века и в период до начала 1-й мировой войны в России кредитная система развивалась так же, как и в других капиталистических государствах, и была представлена всеми перечисленными выше звеньями.

Развитие кредитной системы России было прервано 1-й мировой войной и революцией 1917 года. За период с 1917 по 1932 г. были национализированы частные кредитные учреждения и создана однозвенная банковская система, представленная Госбанком СССР, специализированными банками финансирования и краткосрочного кредитования (Сельхозбанк и Цекомбанк- упразднены в 1959 г., Промбанк и Торгбанк в том же году объединены во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений -- Стройбанк СССР). Самостоятельный статус сохранил Внешторгбанк. Разветвлённая система сберегательных касс была присоединена в 1960 г. к Госбанку СССР. Небанковский сектор был представлен Госстрахом и Ингосстрахом.

Очередные преобразования в кредитной системе, основой которой является банковская, произошли в 1988 г. в связи с перестройкой экономических отношений. Отдельные функции Госбанка СССР были переданы специализированным государственным банкам. При этом он сохранил за собой статус главного банка страны и единого эмиссионного Центра.

Банк внешней торговли был преобразован во Внешэкономбанк, обслуживающий внешнеэкономическую деятельность, а Стройбанк — в Промстройбанк, который обслуживал предприятия промышленности, транспорта, связи и Госснаб СССР. Кроме того, для предприятий и организаций агропромышленного сектора были созданы Агропромбанк СССР, для непроизводственной сферы и кооперативных предприятий -- Жилсоцбанк. Самостоятельный статус получили сберегательные кассы, преобразованные в Сбербанк СССР.

Именно с этого периода началось формирование современное банковской системы России, соответствующей потребностям рыночной экономики, когда в стране было разрешено создание региональных, отраслевых, кооперативных и иных банков на паевых и акционерных началах, которые стали прообразом настоящей и будущей банковской системы России и на которых отрабатывались принципы и методы банковской деятельности применительно к рыночным отношениям.

Многочисленное количество банков создало конкуренцию между ними как за сферы привлечения, так и за направления приложения капитала.

1. 3 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ

Кредитная система является неотъемлемой и важной частью экономики любой страны, так как от ее функционирования зависит форма и динамика развития страны, и в первую очередь в экономическом плане.

Кредитную систему можно рассматривать в двух аспектах проявления:

· во-первых, кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм, способов и типов кредитования;

· во-вторых, кредитная система как совокупность банковских и иных кредитных организаций, работающих в правовом поле, определенном законодательными актами.

Субъектами отношений могут выступать коммерческие организации, население, государство, сами банки.

В кредитных отношениях каждый субъект рынка может выступать в двух лицах, как кредитор и как заемщик.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке кредита.

Кредитные организации взаимосвязаны между собой и реализуют потребности участников рыночных отношений — коммерческих организаций, физических лиц, институтов государства в денежных средствах или услугах связанных с финансами и денежным оборотом.

Кредитная система состоит из банковской и небанковской части.

Банковская часть — основная составляющая кредитной системы, так как через ее составляющие проходит основная масса денежных средств участвующих в денежном обороте, и именно банки оказывают подавляющую массу услуг на финансовом рынке.

Небанковская часть — состоит из учреждений, которые оказывают специфические услуги, или меньший спектр услуг, чем банки (почтово-сберегательные учреждения, ломбарды).

Банки — кредитные учреждения, целью деятельности которых является получение прибыли за счет перераспределения и максимально эффективного использования денежных средств, как собственных, так и привлеченных со стороны. Банк на основании лицензии ЦБ привлекает и затем размещает от своего имени денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности, а также осуществляет расчетно-кассовые и другие банковские операции.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе Р Ф «О банках и банковской деятельности в РФ» № 17-ФЗ от 03. 02. 96 г. В соответствии с этим законом:

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Таким образом, банки являются регуляторами денежного оборота страны.

Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала.

Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита.

Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась в денежной форме.

Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя.

Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду.

По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор. Банки — это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.

В настоящее время банки осуществляют большинство кредитно-финансовых услуг.

Основными операциями банков являются привлечение денежных средств аккумулирование — (вклады, расчетные счета) и предоставление средств в ссуду.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:

а) выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

по признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме выплаты, доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей.

Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

по методам размещения займы делятся на:

а) добровольные;

б) размещаемые по подписке;

в) принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России. В настоящее время государственный кредит регулируется Законом Р Ф от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». По этому Закону государственный внутренний долг РФ — долговые обязательства Правительства Р Ф, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Р Ф.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

· кредитов, полученных Правительством Р Ф;

· государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Р Ф;

· других долговых обязательств, гарантированных Правительством Р Ф.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством Р Ф, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования — наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.

Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно выигрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата являются только физические лица, а депозитного — только юридические лица. Сертификат — ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Валютная рента. Минимальная сумма вклада — 100 тысяч долларов. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Согласно ст. 27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

1. 4 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ

В России формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

· Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

· специальные законы по страховой деятельности;

· нормативные акты правительства и министерств по страховому делу.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгоду приобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на основе законов.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, т. е. собственно страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением имущества и финансового благополучия, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены. Но ил утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качества собственной жизни при утрате трудоспособности или качества жизни близких в случае смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для Расчета страховой суммы при страховании жизни и личном страховании.

Отметим, что нормативная база по страхованию, регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающая несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, достаточно часто изменяется. Положения отдельных законов не полностью соответствуют современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат быстро меняющейся экономической ситуации в России. Поэтому достаточно часто эти законы приходится пересматривать.

Основными законодательными актами о страховании являются гл. 48 ГК РФ и уже известный Закон о страховании.

Основное содержание гл. 48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие отношения страхователя и страховщика по договорам страхования. ГК РФ требует письменного оформления договоров страхования. Он определяет понятие обязательного страхования как за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование), так и за счет указанных в законе лиц, в том числе и самих страхователей. В ГК РФ указываются интересы, страхование которых не допускается.

Закон о страховании дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Отношения в страховом деле регулируются также федеральными законами, указами Президента Р Ф, постановлениями Правительства Р Ф, принятыми в соответствии с Законом о страховании.

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы.

Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

В современных условиях изменились взаимоотношения между страховыми компаниями и государством, что связано с кардинальными преобразованиями всей системы страхования на рыночных основах и отказом от государственной монополии на страховое дело.

В основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998—2000 годах, утвержденных Постановлением Правительства Р Ф от 1 октября 1998 года*, главной целью государства в данной сфере провозглашено создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Достижение названной цели позволит обеспечить:

· реальную компенсацию убытков, причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

· формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;

· максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения указанных целей государству необходимо решить следующие задачи: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг; повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности; развивать сотрудничество с международным страховым рынком; совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

· выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

· ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

· осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

· устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;

· разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;

· обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии. Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования:

· личного страхования, включающего: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

· имущественного страхования, включающего: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;

· страхования ответственности, включающего: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственности;

· перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

Помимо лицензирования Министерство финансов Российской Федерации утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

· государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;

· векселя банков;

· акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;

· инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

· доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

· недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

· депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

· дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

· денежная наличность в рублях;

· денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;

· слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г.

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков.

Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:

· на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;

· осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;

· при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостановить или ограничить действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство. На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации. В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством страны 27 ноября 1998 года было принято соответствующее Постановление, согласно которому при Министерстве финансов РФ образуется государственное учреждение — Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Его главными задачами являются:

· содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования;

· решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;

· управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва;

· выполнение контрольных задач.

В соответствии с названным Постановлением принято решение об образовании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.

Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе: с правоохранительными — в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков.

Для координации деятельности страховщиков, защиты их интересов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятельностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских страховых организаций. Страховой союз — межрегиональное профессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участвует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководящими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнительная дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха. Страховое законодательство России предусматривает и возможность создания страхового пула (соглашения), понятие которого дается в Положении о страховом пуле, утвержденном приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02−02/13. Страховой пул — добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.

В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему государству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.

Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России

2. 1 Особенности регулирования современной кредитной политики России

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор — это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

Банковская система России сегодня представлена двумя уровнями. В юридическом плане она опирается на принятые 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальные законы: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России»), а также новой редакции Закона Р Ф «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

Данные российские законы внесли значительные изменения в существовавшую на тот момент кредитно-банковскую систему страны, этим положив начало качественно новому этапу в формировании этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России появилась возможность создание банка на основе практически любой формы собственности, это и положило начало устранению государственной монополии на банковскую деятельность.

В редакции Закона Р Ф «О банках и банковской деятельности», которая была принята в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

· размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

· покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

· привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;

· финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Небанковская кредитная организация? кредитная организация, обладающая правом осуществлять некоторые банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Возможное сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций определяется Банком России. Следствием принятия и введения в действие вышеуказанных законов явилось то, что кредитно-банковская система России приобрела следующий вид:

· Центральный банк РФ (Банк России);

· Сберегательный банк;

· коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития;

· банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

· иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

· союзы и ассоциации банков;

· иные кредитные учреждения.

Новое банковское законодательство внесло практически радикальные изменения не только в структуру кредитно-банковской системы, но и в принципы построения и управления данной системой. Банковская система России обрела двухуровневое построение. В данном случае критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, определенное отношениями субординации. Так, например, Центральный банк находится на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т. е. осуществлять функцию управления всей системой. А коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой