Совершенствование и ведение системы управления и функционирования государственного образовательного учреждения

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Менеджмент


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Совершенствование и ведение системы управления и функционирования государственного образовательного учреждения

Содержание

Введение

1. Система управления образовательным учреждением

1.1 Структурные подразделения колледжа

1.2 Правила внутреннего распорядка

2. Политика и стратегия колледжа в области качества образования

2.1 Миссия

2.2 Качество

2.3 Краткое описание принципов системы управления качеством в образовательном учреждении

2.4 Политика и стратегия

3. Современное состояние и проблемы развития образования в колледже

3.1 Материально-техническая база

3.2 Структура подготовки специалистов

3.3 Сведенья о трудоустройстве выпускников

3.4 Воспитательная работа

3.5 Кадры

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В условиях рыночной экономики управление предприятиями значительно усложняется по сравнению с централизованной командно-административной системой. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, которые самостоятельно ставит и решает организация.

Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных экономических отношений его роль будет рости, поскольку менеджмент — это мощный двигатель и ускоритель общественного развития. В словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Менеджмент определяется также как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ей путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс менеджмента предполагает выполнение функций, планирования, организации, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это ещё и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Все это значительно увеличивает роль отделов и служб предприятия -отделов кадровой службы. Именно от того, насколько эффективно организованна работа этой службы, насколько грамотно сформирована система управления и функционирования, от поставленных целей и задач перед организацией, от наличия, размещения и использования персонала зависит успешная деятельность организации.

Целью моей работы является знакомство с деятельностью данного учреждения, а также рассмотреть процесс управления и функционирования ГОУ СПО ЛПК.

Задачи, которые я поставила перед собой достижения поставленной цели, конкретно познакомиться с формой управления, рассмотреть должностные обязанности работников.

После окончания Гражданской войны Лысьвенский металлургический завод остро нуждался в специалистах среднего звена, в квалифицированных рабочих. Было принято решение создать в городе техникум для подготовки собственных кадров для завода. Распоряжением по Управлению Лысьвенскими заводами от 8 июля 1929 г. № 145 предписывалось приступить к подготовительной работе по организации техникума, а учебный год начать не позднее 15 сентября.

Особую инициативу в создании техникума проявил Шапиро Лев Григорьевич, прибывший на завод из Москвы с группой партийных работников. Он был назначен первым директором техникума

Первый набор формировался из числа грамотных рабочих и служащих завода, желающих получить среднее техническое образование.

Первый выпуск специалистов Лысьвенского механико-металлургического техникума состоялся в 1932 году, диплом получили 58 человек.

После окончания Великой Отечественной войны существенно вырос контингент учащихся на дневном и вечернем отделениях, открылись новые специальности. В 1947 году техникум был переименован в металлургический.

С 1960 года началась реконструкция Лысьвенского турбогенераторного завода, потребовались местные квалифицированные кадры электромашиностроителей. Постановлением Совета народного хозяйства Западно-Уральского экономического района от 22. 01. 64 г. № 2 металлургический техникум был переименован в электромашиностроительный и перешел в ведение Минэлектротяжмаша.

Прошли годы, изменилась жизнь в стране, и приказом Министерства электротехнической промышленности и приборостроения СССР от 12. 11. 91 г. № 239 на базе Лысьвенского электромашиностроительного техникума был создан политехнический колледж. Осуществлялся переход на многоуровневую и многопрофильную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ведущих предприятий города.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 92 г. № 100 Лысьвенский политехнический колледж передан из Департамента электротехнической промышленности в Министерство образования Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации за № 1177 колледж в августе 1996 года перешел в ведение Минобразования России.

В марте 2012 года Лысьвенский политехнический колледж успешно повторно прошел лицензирование и аттестацию на право ведения образовательной деятельности.

Лысьвенский политехнический колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, и имеет статус юридического лица. Колледж осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, нормативными актами Минобразования России, Уставом колледжа.

1. Система управления образовательным учреждением

В структуру колледжа входят отделения: очное, заочное и дополнительного образования, учебная часть, учебно-производственные мастерские, учебно-вычислительный центр, кабинеты и лаборатории, библиотека с читальным залом, спортивный зал и административно-хозяйственные подразделения, столовая, общежитие.

Работа структурных подразделений колледжа регламентируется локальными актами (Положениями: «О педагогическом совете», «О библиотеке», «О предметно-цикловой комиссии» и другие), утвержденными директором.

Управление колледжем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледжа. Общее руководство колледжем осуществляет Совет колледжа, председателем совета колледжа является директор. Непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения осуществляет директор.

Вопросы образовательного процесса решает педагогический совет, председателем которого является директор колледжа. В начале каждого учебного года определяются основные задачи педагогического коллектива на учебный год, а на последнем заседании подводятся итоги работы за год.

На заседаниях анализируется работа приемной комиссии и результаты профориентационной работы, обсуждаются итоги комплектования контингента обучающихся, анализируется административно-хозяйственная и финансовая деятельность.

В колледже с целью совершенствования качества обучения и воспитания студентов, повышения педагогического мастерства преподавателей работает научно-методический совет под председательством заместителя директора по учебной работе.

Научно-методический совет является совещательным и консультативным органом, занимающимся разработкой актуальных для коллектива колледжа проблем, направляющим и координирующим работу цикловых комиссий и творческих групп, организующим изучение и распространение передового опыта учебно-воспитательной деятельности в школах повышения педагогического мастерства, педагогических чтениях, научно-практических конференциях и других формах.

Целью совета является разработка новых или улучшение принятых методов работы студентов и преподавателей, совершенствование управления учебно-воспитательным процессом, создание других средств, направленных на обеспечение воспитания достойного гражданина и подготовку квалифицированного специалиста.

В состав научно-методического совета входят:

— заместители директора по учебной, воспитательной, учебно-производственной работе и по дополнительному образованию;

— председатели цикловых комиссий;

— методист;

— руководители творческих групп;

— заведующие отделениями.

Работу преподавателей координируют и направляют цикловые комиссии.

Цикловые комиссии в своей работе руководствуются Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 10. 94 № 1168, Уставом образовательного учреждения, государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям, по которым в образовательном учреждении ведется обучение, примерной учебно-программной документацией по этим специальностям, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27. 10. 95 № 10, нормативными документами по промежуточной и итоговой государственной аттестации, производственной (профессиональной) практике, курсовому и дипломному проектированию, а также собственным положением о цикловой комиссии.

Цикловая комиссия формируется в количестве не менее 5 человек из числа преподавателей, старших преподавателей, преподавателей-методистов и научных работников, работающих в данном образовательном учреждении, как на очном, так и на заочном (вечернем) отделениях, в том числе по совместительству.

Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора. Работа в течение года проводится на основании общего плана методической работы и планов работы цикловых комиссий.

В колледже для оказания помощи в решении вопросов учебно-воспитательной работы действует Совет классных руководителей, Совет профилактики, Студенческий совет общежития, Студенческая профсоюзная организация и др.

В колледже имеются Устав, локальные акты и другие организационно-правовые документы, позволяющие колледжу вести образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования в соответствии с установленными при лицензировании контрольными показателями.

По системе управления образовательным учреждением в колледже согласно типового положения о среднем профессиональном учебном заведении имеются все необходимые документы:

— приказ об открытии колледжа; приказы о смене названий колледжа; уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ.

— документация о лицензировании, аттестации и аккредитации колледжа;

— Устав государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Лысьвенский политехнический колледж;

— структурная схема колледжа;

— программа развития колледжа на период до 2007 года;

— положения о структурных подразделениях колледжа;

Организация управления колледжем в целом соответствует установленным требованиям. Согласно Уставу колледж самостоятелен в реализации основных профессиональных образовательных программ, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, определенной Законодательством Российской Федерации.

Разработана система управления колледжем. Непосредственное руководство колледжем осуществляется директором, назначенным в установленном порядке учредителем на основании срочного трудового договора.

1.1 Структурные подразделения колледжа

Структура колледжа включает в себя следующие подразделения:

1) Структурные подразделения, находящиеся в подчинении директора (Бухгалтерия, отдел кадров, автотранспортная служба, канцелярия, служба ГО и охраны труда, психолого-педагогическая служба) (см. Приложение, А рисунок 1);

2) Структурные подразделения, находящиеся в подчинении зам. директора по учебной работе (методический кабинет, библиотека, предметно-цикловые комиссии, учебный вычислительный центр, учебная часть, дневное отделение) (см. Приложение, А рисунок 2);

3) Структурные подразделения, находящиеся в подчинении зам. директора по учебно-воспитательной работе (профком студентов, научное общество студентов, музей, медицинский кабинет, столовая) (см. Приложение, А рисунок 3);

4) Структурные подразделения, находящиеся в подчинении зам. директора по учебно-производственной деятельности (учебно-производственные мастерские, административно-хозяйственная часть) (см. Приложение, А рисунок 4);

5) Структурные подразделения, находящиеся в подчинении зам. директора по дополнительному образованию (заочное отделение, отделение дополнительного образования, дистанционное отделение, экстернат, представительство ПГСХА) (см. Приложение, А рисунок 5).

Весь документооборот в колледже ведется согласно утвержденной Номенклатуре дел. Разработанная в колледже организационно-нормативная документация (Устав колледжа, положения о структурных подразделениях) соответствует действующему законодательству, четко разграничивает уровни полномочий и ответственности каждого подразделения, служит основанием функционирования системы управления качеством на всех этапах профессиональной подготовки специалиста.

Существующая система управления колледжем соответствует требованиям «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования РФ» и позволяет решать основные задачи колледжа по подготовке специалистов, научно — педагогических кадров, развития информационной и материально- технической базы колледжа в современных условиях.

В тоже время система управления колледжем требует дальнейшего совершенствования в части приведения в соответствие с законодательством России нормативных актов (написание положений, составление номенклатуры дел, должностных инструкций), повышать оперативность и согласованность во взаимодействии всех структурных подразделений.

1.2 Правила внутреннего распорядка

Вопросы найма и гарантии занятости

1) Заключение трудового договора (ст. 58 ТК РФ) работника с работодателем производится в соответствии с действующим законодательством.

2) Условия трудового договора не должен ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим коллективным договором.

3) Администрация, ПК признают, что гарантированная занятость работников — важное условие их благополучия и будет принимать все необходимые меры по сохранению гарантированной законом «Об образовании» и внесенными в него изменениями и дополнениями, годовой учебной нагрузки, рассмотренной на ПЦК, рабочих мест, соблюдению трудовых договоров.

4) При сокращении объема учебной нагрузки, в связи с сокращением приема студентов администрация ПК будут проводить мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников:

— приостановление найма новых работников на имеющиеся вакантные рабочие места;

— предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы;

— сокращение объемов нагрузки у преподавателей с большими объемами учебной нагрузки с целью ее перераспределения штатным преподавателям;

— открытие платных услуг населению;

— обучение рабочим профессиям через отдел занятости населения;

— заключение договоров с предприятиями и учреждениями с целью переобучения и повышения квалификации работающих.

5) В случае увольнения работника из колледжа по причине сокращения численности или штата, ему гарантируются все льготы, предусмотренные законодательством, а также:

— преимущественное право трудоустройства в колледж имеют лица, уволенные из колледжа по сокращению численности или штата, а также члены семей работающих в колледже;

— работникам, увольняемых из колледжа по сокращению численности или штата, предоставляется 4 часа в неделю для поиска работы с оплатой в размере среднего заработка в период предупреждения о предстоящем увольнении.

Основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Работник обязан выполнять трудовые функции, определенные в трудовом договоре, отвечать за свои действия в особо строгом порядке: имеет право на своевременное информирование трудовой деятельности, своевременное оплату труда в соответствии с трудовым договором, отдых и т. д.

Режим труда и отдыха

1) Режим труда и отдыха, порядок работы в праздничные дни регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности работы и ТК РФ.

2) Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется преподавателям не менее 56 календарных дней, а другим работникам не менее 28 календарных дней. Порядок исчисления продолжительности ежегодного отпуска определяется нормативными документами.

3) Всем работникам ПК очередные отпуска предоставлять, как правило, в летнее время, в период летних каникул студентов.

4) Оплату ежегодного отпуска производить из расчета среднего заработка за три месяца, предшествующих уходу в отпуск, порядок расчета среднего заработка определяется нормативными документами.

5) При необходимости администрация ПК имеет право разрешить отдельным работникам альтернативный (индивидуальный) график работы с учетом интересов производства.

Меры поощрения и взыскания

Разрабатывая премиальную систему, нужно предусматривать следующие параметры: показатели и условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.

Чтобы обеспечить стимулирующее воздействие премиальной системы на материальную заинтересованность работника, при ее построении необходимо соблюдать определенные требования. Показатели премирования должны соответствовать задачам производства в конкретном подразделении, на предприятии и, кроме того, должны реально зависеть от трудовых усилий данного коллектива или данного работника.

Возможны выплаты премий за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, а также взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

Правила приема и увольнения

Прием на работу оформляется приказом работодателя, который издается на основании заключения трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключаемого договора.

По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащее заверенную копию данного приказа. При заключении трудового договора может быть испытание в течение определенного срока. При несоответствии требованиям, работник может расторгнуть трудовой договор, предупредив в письменной форме не позднее, чем за 3 дня до подачи заявления по инициативе работника, с указанием причин. Срок испытания не может превышать 3 — х месяцев

Правила увольнения основывается на основании заявления. Увольнение может быть как по личному желанию работника, так и по инициативе работодателя.

В случае увольнения работника из колледжа по причине сокращения численности или штата, ему гарантируются все льготы, предусмотренные законодательством, а также:

— преимущественное право трудоустройства в колледж имеют лица, уволенные из колледжа по сокращению численности или штата, а также члены семей работающих в колледже;

— работникам, увольняемых из колледжа по сокращению численности или штата, предоставляется 4 часа в неделю для поиска работы с оплатой в размере среднего заработка в период предупреждения о предстоящем увольнении. [2]

Защита персональных данных в кадровой службе

В статье 87 ТК РФ сказано, что порядок хранения и использования персональных данных работника устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов.

Сведенья о работниках организации хранятся на бумажных носителях в помещении отдела кадров. Также они могут хранится на электронных носителях, доступ к которым ограничен паролем.

Доступ к персональным данным работников без специального разрешения имеют право: генеральный директор, главный бухгалтер, работники отдела кадров, юрисконсульт.

В связи с изменениями, внесенными в ст, 81 ТК Р Ф Федеральным законом, впервые появилось такое основание прекращения трудового договора по инициативе работодателя, как разглашение работником персональных данных другого работника, ставших ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей.

2. Политика и стратегия колледжа в области качества образования

2.1 Миссия

Миссия любого предприятия представляет собой предназначение в условиях постоянно мешающейся внешней среды.

Миссия организации влияет на действия предприятия, при разработке миссий исследуются внешняя, внутренняя среда организации, слабые и сильные стороны.

Внутри — коллектив преподавателей, сотрудников и студентов.

Снаружи — внешняя среда — конкуренты, социальные партнеры, демографический спад и т. д.

Основными принципами формирования образовательной стратегии 21 века, по решениям 30 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, являются: доступность, качество, мобильность. То есть главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования.

2.2 Качество

Качество — это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности.

Важнейшей составляющей всей системы качества является — «качество услуг».

Качество можно представить в виде пирамиды:

Качество

— всеохватывающий тотальный менеджмент качества

Качество фирмы

— качество руководства и управления

Качество работы

— непосредственно связано с указанием услуг

Качество продукции или услуги

— это следствие качества работы

Качество это «зеркало» работы предприятия и образовательного учреждения, в котором объективно отражаются: уровень применяемых технологий обучения, уровень управления.

Совокупность взаимосвязанных видов деятельности образовательного учреждения представляет собой образовательный процесс. Результатом образовательного процесса является (специфическая продукция) — образовательная услуга.

Образовательные услуги — это комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний, умений и формирования навыков с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Качество образования рассматривается в двух аспектах:

1) Качество результата образовательного процесса, т. е. соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандарта СПО.

2) Характеристики системы обеспечения качества:

— содержание образования;

— уровень подготовки абитуриентов;

— преподавательские кадры;

— информационное обеспечение;

— материально — техническое обеспечение;

— используемые образовательные технологии;

— научная деятельность.

Для обеспечения качества образования, качества образовательных услуг и должна быть разработана система менеджмента качества (СМК).

Необходимость разработки и внедрения такой СМК объясняется постоянно растущими требованиями потребителей — предприятий и других заинтересованных сторон: государства, общества, личности.

Эта СМК для руководства и управления образовательным учреждением, для разработки политики в области образовательных услуг.

2.3 Краткое описание принципов системы управления качеством в образовательном учреждении

На основе международных стандартов ИСО 9000: 2000, спроецированных на совершенствовании образовательных услуг, образовательного процесса учреждения необходимо обеспечить реализацию восьми ключевых принципов системы управления качеством:

1) Ориентация на потребителя, т. е ориентируется на растущее требования к уровню подготовки специалистов- предприятиями, максимально удовлетворять их требования, совершенствуя учебный процесс.

2) Роль руководителя, т. е руководитель- директор должен быть лидером и должен создавать все условия для успешной реализации всех принципов системы управления колледжа.

3) Вовлечение работников — педагогического коллектива, т. е каждый работник должен быть вовлечен в деятельность УК. это постоянный интеллектуальный рост, внедрение новых технологий.

4) Процессный подход — т. е. все виды деятельности должны быть упорядоченные, взаимосвязанные между собой.

5) Системный подход к управлению — системный подход к менеджменту, т. е. координация всех видов деятельности и достижение поставленных целей.

6) Постоянное улучшение т. е совершенствование личных и профессиональных качеств преподавателей, создание доброжелательной атмосферы, улучшение организации и условий труда и т. д.

7) Принятие решений основанных на фактах- этот принцип позволяет исключить принятие необоснованных волевых решений.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками, т. е. со школами, лицеями, училищами города. Эти отношения могут быть реализованы при проведении проф. ориентационной работы, «дней открытых дверей», выставок, ярмарок образовательных услуг.

2.4 Политика и стратегия

Политика — организационная и регулятивно — контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Стратегия — общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Элементами стратегии являются: система целей, приоритеты распределения ресурсов, правила осуществления управленческих действия.

Существуют три основные стратегии развития учебного заведения, когда оно в инновационном режиме осваивает любую новую тему: стратегия локальных, модульных и системных изменений. В работе над этой темой выбор стратегии приобретает особое значение, поскольку речь идет о процессе, где только часть результирующих параметров управляема, часть трудно управляема, а в ряде случаев вообще определить точно нельзя.

Стратегическое планирование — процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование развитие организации в будущем.

3. Современное состояние и проблемы развития образования в колледже

колледж кадровый трудовой распорядок

В 2007 году в Лысьвенском политехническом колледже осуществляется обучение по 9 специальностям:

— 80 110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

— 80 501 Менеджмент (по отраслям)

— 80 504 Государственное и муниципальное управление

— 140 613 Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

— 150 106 Обработка металлов давлением

— 151 001 Технология машиностроения

— 230 106 Техническая эксплуатация средств вычислительной техники и компьютерных сетей

— 240 503 Производство изделий и покрытий из полимерных материалов

— 190 604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Выбор специальностей обусловлен потребностями рынка труда в городе и удовлетворением потребностей молодёжи в получении среднего профессионального образования.

Подготовку специалистов по профессиональным образовательным программам разработанным с учетом требований ГОС СПО колледж осуществляет по всем специальностям очной и заочной формам обучения с 1997 года. Для организации образовательного процесса по каждой из программ специальности сформирован пакет нормативных и учебно-методических документов.

Они содержат необходимые нормативные документы: примерные учебные планы и программы, требования ГОС СПО к минимуму содержания, предъявляемого к уровню подготовки выпускников данной специальности. На их основе разработана учебно-методическая документация, основу которой составляют рабочие учебные планы и программы.

Образовательный процесс ориентирован на практическую деятельность выпускников. В соответствии с рабочими учебными планами и рабочими программами в колледже предусмотрено проведение практических работ, объем времени на проведение, которых составляет от 30 до 50 процентов от общего объема аудиторной нагрузки студентов.

Для обеспечения образовательного процесса в учебном заведении созданы комплекты методических материалов для всех профессиональных образовательных программ.

3.1 Материально-техническая база

Колледж располагает учебным зданием, учебно-производственным корпусом, общежитием. Вся площадь колледжа находится в оперативном управлении. Площадь земельного участка отведенного под учебный корпус, общежитие, комплекс спортивных площадок и вспомогательные сооружения учебного заведения передан учебному заведению в бессрочное пользование.

Кабинеты и лаборатории имеют перспективные планы развития, предусматривающие совершенствование материально-технической и методической базы учебного процесса, в том числе обновление ТСО, наглядных и методических пособий и оборудования. Большинство кабинетов эстетически хорошо оформлено. Кабинеты и лаборатории оснащены в соответствии с требованиями к профессиональным образовательным программам. В них имеется учебно-методическая литература, технические средства обучения, необходимые приборы, установки, измерительная техника, наглядные пособия, лабораторное оборудование, плакаты, а также необходимый дидактический материал обучающего и контролирующего характера и образцы оформления курсовых и дипломных проектов.

Оснащение лабораторий колледжа позволяет проводить практически все необходимые лабораторно-практические занятия.

Администрацией колледжа уделяется достаточное внимание развитию учебной материальной базы. Ее состояние обеспечивает возможность проведения образовательного процесса с учетом задач и специфики реализуемых профессиональных образовательных программ, позволяет педагогическому коллективу вести подготовку специалистов в соответствии с современными требованиями ГОС СПО.

3.2 Структура подготовки специалистов

Подготовка специалистов осуществляется по государственным образовательным стандартам второго поколения по очной и заочной формам обучения, образовательный уровень подготовки специалистов — базовый и повышенный.

Ежегодно для поступления в колледж на все формы обучения подают заявления от 500 до 700 выпускников школ и учреждений НПО.

Приемная комиссия осуществляет организацию и проведения вступительных испытаний на очную и заочную форму обучения в соответствии с правилами приема, разработанными с учетом общих правил приема, утвержденных Министерством образования Российской Федерации.

В колледже сложилась система по профориентационной работе с учащимися выпускных классов школ города и района, выпускниками учреждений НПО. Традиционными стали такие предприятия как: дни открытых дверей для учащихся 9-х, 11-х классов и их родителей; ежегодное участие в городской ярмарке рабочих мест «Шанс»; ежегодное участие в региональных ярмарках учебных мест «Перспектива», «Образование и карьера»; организация подготовительных курсов, на которых ежегодно обучаются до 250 слушателей; организация и проведения аттестационного тестирования выпускников 9-х классов.

Все проводимые колледжем мероприятия способствуют тому, что ежегодно колледж выполняет государственный план приема, несмотря на демографическую ситуацию в городе и районе.

Современное производство предъявляет новые требования к содержанию подготовки специалистов среднего звена. Повышается значимость личностных качеств специалистов: высокой культуры общения, дисциплинированности, самостоятельности, ответственности за свои действия. От специалиста требуется широкая профессиональная подготовка, готовность к переходу к новым производственным процессам, постоянному совершенствованию, поэтому необходимы знания в области экономики, управления, владения информационными технологиями.

По всем реализуемым специальностям имеются Государственные образовательные стандарты, на основе которых разработаны профессиональные образовательные программы.

Кроме приема на бюджетные места ежегодно принимаются студенты на обучение на коммерческой основе.

Работа по привлечению выпускников школ и ПТУ к поступлению в колледж ориентируется на региональные потребности — на предприятия города и региона требуются рабочие кадры.

За последние три года изменились приоритеты абитуриентов: все большее количество выпускников выбирают технические специальности.

Колледж имеет постоянную связь с районным отделом государственной службы занятости населения, который информирует образовательное учреждение о поставленных на учет выпускниках и об изменениях потребности рынка труда в специалистах.

Рисунок 1 — Трудоустройство выпускников колледжа по специальности менеджмент

Рисунок 2 — Трудоустройство выпускников колледжа по специальности Технология машиностроения

Рисунок 3 — Трудоустройство выпускников колледжа по специальности Государственное и муниципальное управление

Рисунок 4 — Трудоустройство выпускников колледжа по специальности экономика и бухгалтерский учет

Информация из Центра занятости населения представлена в виде графиков (указаны специальности по которым выпускники обратились в ЦЗН). Как видно из графиков, за последние два года выпускникам, обратившимся в ЦЗН, статус безработного не присвоен, выпускники сразу же были трудоустроены.

3.3 Сведения о трудоустройстве выпускников

Если проанализировать эту таблицу (см. приложение Б) можно сделать следующие выводы: за последние годы востребованность на региональном рынке труда выпускников экономических специальностей снизилась. Это объективно связано в частности с тем, что конкуренция на рынке труда по этим специальностям с каждым годом усиливается из-за того, что их подготовка в г. Лысьве ведется во всех профессиональных учебных заведениях. Вместе с тем со стороны основных потребителей выпускников высказываются пожелания преподавателям обратить внимание на привитие у студентов навыков общения, умения решать производственные ситуации, улучшение умений работы с компьютером и знание современного делопроизводства. Очень маленький процент выпускников по специальности 230 106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей работают по специальности, в данном случае это связано с тем, что спрос на рынке труда данной профессии превышает предложение. Считаю, что наборы абитуриентов дальше следует проводить ориентируясь на технические направления: ОМД, ТМ, Сварка, Автомобили. Предлагаю открыть специальность для подготовки лесотехников, станочников.

3.4 Воспитательная работа

Главная цель Государственного образовательного стандарта РФ — формирование модели специалиста на основе единых требований к минимуму содержания и уровню знаний, умений и навыков выпускников. В связи с этим главная задача воспитательной работы Лысьвенского политехнического колледжа — создание благоприятных условий для развития личности будущего специалиста, сочетающего в себе глубокие теоретические знания и практические навыки по специальности с активной жизненной позицией, здоровым образом жизни, высокой нравственной культурой (см. рисунок 5).

Рисунок 5 — Модель выпускника

3.5 Кадры

Профессиональный уровень и педагогическая квалификация педагогического персонала колледжа соответствует содержанию подготовки по каждой из специальностей представленных на аттестацию, что подтверждается наличием диплома об образовании, общим педагогическим стажем работы, опытом практической работы по специальности, повышением квалификации и участием в методической работе.

Общая численность педагогического персонала на период аттестации составляет 103 человека. В колледже работает 37 штатных преподавателей (35,9%), 25 человек внутренних совместителей (24,3%) и 41 человек внешних совместителей (39,8%).

Рисунок 6 — Классификация преподавателей по основному месту работы

ШТАТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Рисунок 7. — Классификация штатных преподавателей по категориям

Если обратить внимание на проценты штатных преподавателей и совместителей, то можно сделать определенные выводы: преподавателей совместителей значительно больше, чем штатных преподавателей, а именно 62,6% и 37,4% соответственно. В этом можно найти свои плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что преподаватели совместители — как правило приходят с производства и у них больше навыков по практике. Но в тоже время у них нет специального педагогического образования, что негативно влияет на качество образования.

Штатные преподаватели теснее общаются со студентами, многие преподают у них не один год и не по одной дисциплине. Они имеют большее количество консультаций. Однако по сравнению с совместителями штатные преподаватели в меньшей степени учитывают особенности производств, т.к. меньше с ними связаны.

Большинство преподавателей-совместителей специальных и общепрофессиональных дисциплин имеют стаж работы по специальности в бухгалтерско-экономических службах предприятий, торговых фирмах, вычислительных центрах, что позволяет им тесно увязывать теоретический материал и практические задачи с конкретными производственными ситуациями.

Цикловые комиссии укомплектованы штатными преподавателями, большая часть которых имеет высшую, первую и вторую категорию. В составе цикловых комиссий наряду с опытными преподавателями работают преподаватели, имеющие небольшой педагогический стаж (1−2 года). (См. Приложение В).

Заключение

В заключении можно сказать, что я добилась поставленных целей: познакомилась с деятельностью организации, рассмотрела процесс управления и функционирование колледжа.

Однако в колледже есть ряд серьёзных проблем, обусловленных нестабильностью социально-экономической ситуации в обществе, отсутствием прогноза развития экономики города и района, промышленных предприятий. Сложно формируется подготовка специалистов, ориентированных на местный рынок труда. Затруднено трудоустройство выпускников. Нарушаются традиционные связи колледжа с потребителями кадров. Недостаточное бюджетное финансирование создаёт условие «выживания» учебного заведения, затрудняет создание современной материально-технической базы, не привлекает молодые преподавательские кадры.

Не осуществляется студенческое самоуправление.

Ряд кабинетов необходимо обновить и пополнить недостающими и современными плакатами, наглядными пособиями, образцами, техническими средствами обучения.

Для устранения недостатков и для улучшения учебно-методического и воспитательного процесса предлагаю провести ряд мероприятий:

-Обеспечить качество образования и подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда;

-Развивать многопрофильность колледжа в системе непрерывного образования;

-Создать новое поколение учебно-методического обеспечения специальностей в соответствии с требованиями ГОС;

-Расширять применение информационных систем, внедрить новые педагогические технологии в образовательный процесс;

-Улучшить обеспечение специальностей педагогическими кадрами, повысить образовательный и профессиональный уровень преподавателей, обновлять преподавательский состав молодыми специалистами;

-Развивать воспитательную работу в направлении гражданского воспитания, профессионального и творческого самоопределения личности;

-Повысить процент внебюджетного финансирования, развить материально-техническую базу специальностей, расширить экономическую и социальную поддержку студентов и работников колледжа;

-Укрепить связи колледжа с работодателями и целью повышения эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства;

-Улучшить удовлетворение потребностей молодежи, работающего и неработающего населения в образовании различных уровней.

— Ориентировать работу студ. совета на мотивацию к учебе;

— Привлечь спонсоров для улучшения материально — технической базы;

— Вовлечение самого студента в процесс своего образования;

СИВ: как можно использовать сильные стороны колледжа для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.

СЛВ: как за счет появившихся возможностей можно преодолеть имеющиеся в колледже слабости.

СИУ: как надо использовать сильные стороны колледжа для устранения угроз внешней среды.

СЛУ: как избавиться от слабых сторон и предотвратить нависшие с внешней стороны угрозы.

Список использованных источников

В. А. Кузнецов «Управление персоналом», Пермь, ПОИПКРО, 2010, 79 стр.

2 Коллективный договор колледжа, 2013−2014 гг.

3 Пустозерова В. М. Комментарии к Трудовому Кодексу Р Ф, М. :ПРИОР, 2002.

4 Е. А. Степанов «Управление персоналом», М., Форум, 2010, 187 стр.

5 Справка о самообследовании Лысьвенского политехнического колледжа, 2008 г.

6 Трудовой кодекс Российской Федерации ОМЕГА-Л Москва, 2011

Приложение А

Рисунок 1 — Службы директора

Рисунок 2 — Структурная схема заместителя директора по учебной работе

Рисунок 3 — Структурная схема заместителя директора по учебно — воспитательной работе

Рисунок 4 — Структурная схема заместителя директора по учебно-производственной деятельности

Рисунок 5 — Структурная схема заместителя директора по дополнительному образованию

Приложение Б

Сведения о трудоустройстве специалистов

Приложение В

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой