Современные особенности налогообложения в РФ

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

В настоящее время, для реформируемой России, более чем актуальна мысль, редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах».

Действительно, 62,8% доходов федерального бюджета России в 2006 г. формировался за счёт налоговых поступлений. Все перечисленные К. Марксом современные представители общественных сословий «съедают» более 50% расходов части бюджета и постоянно «выторговывают» для себя налоговые послабления.

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбирается в их экономическом содержании, природном и социальном назначении.

Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы, обуславливается тем, что налог — понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское.

На каждом этапе развития общества, понятие «налог» всё больше уточняется, дополняется новыми характеристиками. Принятие каждого налогового закона в Госдуме сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп. Так было и при принятии закона «О налогах на прибыль» (гл. 25, часть 2 НК), в котором явно преобладает интерес топливного комплекса.

1. Теоретические системы налогообложения

Налог — индивидуальное, безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При том налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости к плательщику и достижения увеличения эффективности взимания налогов. Налоги также являются эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального предложения уровня налоговых изъятий, индивидуальных для каждой страны.

Содержание налогов определяется 3 факторами:

1. экономическим строем общества

2. социальной политикой государства

3. конкретными целями стратегии развития государства.

Признаки налога:

· императивность

· смена формы собственности

· не являются целевыми отношениями

· безвозвратность и безвозмездность.

Сущность, функции и виды налогов.

Согласно НКРФ, под налогами понимается — обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образовний.

Налогообложение базируется на определённых принципах:

1. прежде всего укажем принципы которые так или иначе касаются прав и обязанностей личности, необходимость уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, всеобщность и равенство налогообложения, учёт фактических возможностей плательщика, исключение практики ведения дифференцирования ставок и льгот в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала, неправомерность, дискриминации, исходя из расовых, национальных, религиозных, социальных и иных критериев подобного рода, недопустимость введения налогов, препятствующих реализации гражданам своих конституционных прав.

2. вторую группу составляют принципы, реализующие здравый смысл в экономический подход к налогообложению. Во главу угла здесь следует поставить требование экономической обоснованности налогов и сборов, а также не допустимость введения налогов разрушающих единое экономическое пространство страны, ограничивающих свободу перемещения по её территории товаров, работ и услуг, финансовых средств, рабочей силы.

3. в заключительную группу входят все остальные принципы. Сюда относятся требования прав устанавливать налог. Федеральные налоги и сборы вводятся и изменяются только НК РФ, республиканские и местные налоги — соответственно законам субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Весьма важен принцип недопустимости взимания налогов, не предусмотренных НК и соответствующим законодательством.

Особняком стоит поставить два заключающих принципа:

4. акты законодательства должны давать точные, ясные указания какие налоги, когда и в каком порядке должен вносить налогоплательщик

5. все не устранённые сомнения, противоречия, неясности законодательства трактуются в пользу плательщика.

Сущность налогов проявляется через их функции:

1. фискальная — обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства путём перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и о внебюджетные фонды

2. перераспределительная — позволяет за счёт налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией

3. социальные функции налогов — предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими и фиксированными доходами, инвалидов и других

4. регулирующая — реализует косвенное и экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим.

5. контрольная — позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Разнообразие налогов требует их классификации:

Формирование налогового механизма:

Налоги (объективная экономическая категория)

v

Налоговая теория

v

Внешние факторы > Налоговая политика < Внутренние факторы

v

Налоговая система

v

Налогообложение (налоговый процесс)

v

Налоговый механизм

v

Налоговые инструменты

Рис. 2

Элементы налогов и основная налоговая терминология

Элементы налогов — отражают социально-экономическую сущность налогов, его родственные признаки. Характеристика элементов налогов используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налога, его администрирование.

Налогообложение -- это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

Налогоплательщик (субъект налога) — юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность по уплате налога в бюджет соответствующего государственного образования.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающие оклад налога субъекту налога, а не государству.

Объект налога (налогообложения) — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика в соответствии с законодательством о налогах и сборах возникают обязанности по уплате налогов и сборов.

Источник налога — резерв, используемый для уплаты налога. Существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал налогоплательщика. Например, объектом налога с транспортных средств является право собственности на транспортное средство, а предметом — конкретное транспортное средство. Источником этого налога может быть либо доход, полученный от использования транспортного средства, иной доход налогоплательщика, средства, вырученные от продажи этого транспортного средства или другого имущества. Налог может быть уплачен и из заемных средств, однако заем погашается тж. за счет либо дохода, либо выручки от реализации имущества. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то в конце концов капитал иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или войны в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следовательно, и возможности получения доходов в будущем.

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджет.

Налоговая квота — доля оклада налога в источнике налога, которая отражает тяжесть налогового бремени и показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый в отдельности или все налоги в совокупности.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогообложения, направленный на достижение целей пополнения бюджета государства.

Налоговый кадастр — перечень объектов налога с указанием их доходности.

Налоговая система — совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговое бремя — обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства или отдельных налогоплательщиков.

Налоговое обязательство — экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государства в праве требовать от налогоплательщика исполнение этого обязательства.

Физическое лицо — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации.

Юридическое лицо — организация, выступающая в качестве субъекта гражданства, в том числе хозяйственных прав и обязанностей, имеющая самостоятельный баланс, печать, расчетный счет в банке, другую символику и действующая на основании устава (положения).

Лицо, действующее в данном государстве, но постоянно проживающее в другом.

Налоговый резидент — физическое лицо, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Нерезидент — юридическое лицо, действующие в данном государстве, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другом, или физическое лицо, действующие в данном государстве, но постоянно проживающее в другом.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. «Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ под общей редакцией А. Г. Грязновой, — М.: финансы и статистика, 2002 г. — 1168с.

2. Современные особенности налогообложения и налоговая система РФ

2. 1 Налогообложение юридических лиц

Основы налогообложения юридических лиц (ООО) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в Российской Федерации

В этом разделе мы рассмотрим основные принципы налогообложения и ставки налогов, которыми облагаются юридические лица в Российской Федерации. Данный раздел поможет Вам определиться с тем, какую организационно-правовую форму (ОПФ) выбрать для Вашей организации. В конце раздела приводится сравнение рассмотренных вариантов и рекомендации по выбору ОПФ.

ООО на ОСН (или как говорят, на НДС)

Это, пожалуй, самая распространенная организационно-правовая форма -- общество с ограниченной ответственностью с применением обычной системе налогообложения. Данную систему по умолчанию применяют все регистрируемые ООО и ИП, поэтому если Вы хотите использовать упрощенную систему налогообложения, при регистрации нужно обязательно подать заявление о переходе на нее. В противном случае, Вы сможете сделать это только в следующем году, подав соответстующее заявление до 30 ноября текущего года.

НДС (налог на добавленную стоимость)

Итак, начнем с самого главного налога в ОСН -- налога на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС на текущий момент составляет 18%, расчет и уплата НДС осуществляется ежеквартально с возможностью рассрочки уплаты на 3 месяца (то есть, если Ваш НДС в первом квартале 2009 года составил 30 000 рублей, то Вы можете оплатить всю сумму сразу, а можете оплачивать по 10 000 рублей в течение трех месяцев). Оплата каждой трети НДС должна осуществляться не позднее 20 числа соответствующего месяца.

Соответственно, во всех выставляемых Вами счетах и первичных бухгалтерских документах, Вы должны выделять сумму налога на добавленную стоимость, а общая сумма НДС в выставленных Вами документах за квартал, называется «исходящим НДС». Из этой суммы, вы должны вычесть так называемый, «входящий НДС», т. е. общую сумму НДС в документах, представленных Вашими поставщиками (если таковые имеются). Важно отметить, что не все Ваши поставщики являются плательщиками НДС, так как они могут применять УСН, при которой НДС не платится. Для подтверждения сумм налога на добавленную стоимость используются счета-фактуры.

Резюмируя, чтобы рассчитать размер НДС к уплате в налоговую инспекцию, рассчитайте свой исходящий НДС и вычтите из него входящий НДС. Рассмотрим пример, который сразу все расставит на свои места. Пусть Ваша организация в первом квартале 2009 года оказала услуги только одному клиенту на сумму 100 000 рублей (включая НДС). В этом случае, стоимость услуг без НДС составила 100 000/1. 18 = 84 745 рублей 76 копеек, а исходящий НДС составил 100 000*0. 18/1. 18 = 15 254 рубля 24 копейки.

Также, пусть Вы в этом же квартале арендовали офис у поставщика А, работающего на ОСН, за сумму 30 000 рублей и заказали услуги ведения бухгалтерского учета у поставщика Б, работающего на УСН, на 10 000 рублей. В этом случае, Ваш входящий НДС составит только 30 000*0. 18/1. 18 = 4 576 рублей 27 копеек, так как поставщик Б не является плательщиком НДС. Таким образом, Вы должны будете оплатить НДС в размере 15 254 рубля 24 копейки минус 4 576 рублей 27 копеек = 10 677 рублей 97 копеек. Если бы поставшик Б работал на общей системе налогообложения (и при этом его услуги стоили бы столько же), то Вы бы заплатили меньший НДС. Отсюда следует очень простое, но достаточно важное утверждение.

Догма 1. Тем организациям, которые работают на ОСН, при прочих равных условиях, невыгодно работать с организациями на упрощенке.

Важно отметить, что все крупные компании работают на ОСН, так как для применения упрощенной системы налогообложения в соответствии со статьей 346. 12 Налогового Кодекса Р Ф, существует ограничение по размеру доходов (на данный момент не более 15 миллионов рублей за первые 9 месяцев года). Поэтому очень может быть, что крупные организации (да, в общем-то и средние тоже, так как оборот в 15 миллионов рублей в наше время никого не удивит), захотят работать с Вами только если вы будете работать на общей системе налогообложения, а не как ИП или ООО на УСН.

Примечание: так как статья является обзорной, то намеренно не рассматриваются тонкости вроде авансов по НДС, ставок НДС, отличных от 18% и т. д. В 99% всех случаев расчет НДС будет происходить именно так, как приводится в примере выше. Также важно понимать, что расходов будет в большинстве случаев много и разных, основные моменты рассмотрены в статье Типовые расходы малого бизнеса.

ЕСН (единый социальный налог)

Единый социальный налог (ЕСН) представляет собой группу обязательных отчислений в федеральный бюджет (ФБ) и в следующие фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС).

ЕСН разбивается на следующие отчисления:

ЕСН в ФБ (6% от ФОТ);

ЕСН в ФСС (2. 9% от ФОТ);

ЕСН в федеральный ФОМС (1. 1% от ФОТ);

ЕСН в территориальный ФОМС (2% от ФОТ);

Взнос в ПФ -- страховая часть пенсии (8% от ФОТ);

Взнос в ПФ -- накопительная часть пенсии (6% от ФОТ);

Взнос в ФСС -- страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), в случае вида деятельности по ОКВЭД 72. 40 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов) обычно 0. 2% от ФОТ.

Таким образом, общая ставка ЕСН составляет 26. 2% от ФОТ (фонда оплаты труда). Таким образом, если в нашем примере в нашей организации работает ровно один сотрудник с официальной начисляемой зарплатой в 10 000 рублей в месяц, то суммарно мы должны заплатить ЕСН в размере 2 620 рублей в месяц, что за квартал составит ровно 7 860 рублей. Отсюда следует ее одно достаточно важное утверждение.

Догма 2. Крайне невыгодно платить полностью «белую зарплату» в организациях на обычной системе налогообложения.

Примечание: также как и в случае с расчетом НДС, для наглядности не учитывается регрессионная шкала ЕСН, так как размеры ФОТ, при которых имеет место существенная регрессия, на мой взгляд, не вписывается в понятие малого бизнеса.

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13% от ФОТ и вычитается из начисленной зарплаты. Таким образом, возвращаясь к нашему примеру, сотрудник, официальная начисленная зарплата которого составляла 10 000 рублей в месяц, на руки «чистыми» получает 8 700 рублей, а 1 300 рублей ежемесячно уплачиваются в качестве НДФЛ. Я намеренно отделил НДФЛ и ЕСН друг от друга, хотя и тот и другой являются зарплатными налогами, но в бухгалтерии принято оперировать именно размером начисленной заработной платы, сверх которого платится ЕСН, и из которого вычитается НДФЛ. Наличие НДФЛ еще более усугубляет утверждение, содержащееся в догме 2.

Важно отметить, что наемный сотрудник не является в данном случае налоговым агентом и обязанности по уплате НДФЛ полностью лежат на организации, в которой он работает. Итак, дополнительно к ЕСН, мы должны будем еще заплатить НДФЛ в размере 3 900 рублей. Оплата как ЕСН, так и НДФЛ, должна осуществляться не позднее 15 числа следующего месяца.

Налог на имущество организаций

Ставка налога составляет 2. 2% и уплачивается исходя из среднегодовой стоимости имущества, находящегося на балансе организации. Обычно, это не слишком большие деньги, если организация владеет 2−3 компьютерами, или же вообще по документам у организации нет никакого имущества. Для простоты будем считать, что именно так и есть, и налог на имущество организаций в нашем примере отсутствует.

Налог на прибыль организаций

Ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года составляет 20%, из которых 2% платится в федеральный бюджет, а 18% -- в региональный бюджет. Давайте посчитаем размер налога на прибыль в нашем примере. Имеем: 100 000 минус 30 000 (поставщик А) минус 10 000 (поставщик Б) минус 10 677 рублей 97 копеек (НДС) минус 7 860 рублей (ЕСН) минус 3 900 рублей (НДФЛ) минус 26 100 (зарплата сотрудника) = 11 462 рубля 03 копейки. Таким образом, размер налога на прибыль составит 2 292 рубля 41 копейку.

Чистая прибыль Вашей организации после уплаты всех налогов составила 9 169 рублей 62 копейки. При этом на налоги мы потратили 24 730 рублей 38 копеек. На многовато ли? Все зависит от конкретных соотношений в данной конкретной организации, но, в целом, при работе в сфере услуг, а не в сфере торговли, основная система налогообложения не является оптимальной.

Важно добавить, что указанную чистую прибыль Вы не сможете просто так положить себе в карман. Она останется на расчетном счете организации и Вы можете выдать из этих денег дивиденды учредителям ООО. При этом придется заплатить еще НДФЛ, ставка которого в этом случае составит 9%.

ООО на УСН (с объектом налогобложения «доходы»)

В случае, если общество с ограниченной ответственностью работает на упрощенной системе налогообложения, оно не является плательщиком НДС, налога на прибыль, не является плательщиком ЕСН, но уплачивает взносы в Пенсионный фонд и оплачивает в ФСС страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также уплачивает Единый налог в размере 6% от всех полученных доходов.

Рассмотрим на том же примере, какие бы налоги пришлось заплатить нашей организации. Для начала, Единый налог -- 6% от полученных доходов, то есть 6 000 рублей. Так как Вы не являетесь плательщиком НДС, то теперь Вам совершенно все равно, какую систему налогообложения используют Ваши поставщики. Зарплатные налоги придется оплатить -- взнос в Пенсионный фонд в размере 1 400 рублей в месяц, а также страхование от НС и ПЗ в размере 20 рублей в месяц. Также придется оплатить тот же НДФЛ в размере 1 300 рублей в месяц, тот же налог на имущество (в случае наличия имущества на балансе организации), а налога на прибыль на данной системе налогообложения нет.

Считаем чистую прибыль: 100 000 минус 30 000 (поставщик А) минус 10 000 (поставщик Б) минус 6 000 рублей (Единый налог) минус 4 260 рублей (Пенсионный фонд + ФСС) минус 3 900 рублей (НДФЛ) минус 26 100 (зарплата сотрудника) = 19 740 рублей. При этом на налоги мы потратили 14 160 рублей. Экономия налицо, но на этом мы не остановимся.

Так как знание законов освобождает от ответственности, то уточняем, что на самом деле размер Единого налога можно уменьшить на сумму отчислений в Пенсионный фонд, если эта сумма составляет не более 50% от суммы Единого налога. В нашем случае сумма Единого налога составляет 6 000 рублей, в Пенсионный фонд мы оплатили 4 200 рублей, поэтому уменьшить сумму Единого налога м сможем лишь на 50%, т. е. на 3 000 рублей.

Еще раз считаем чистую прибыль: 100 000 минус 30 000 (поставщик А) минус 10 000 (поставщик Б) минус 3 000 рублей (Единый налог) минус 4 260 рублей (Пенсионный фонд + ФСС) минус 3 900 рублей (НДФЛ) минус 26 100 (зарплата сотрудника) = 22 740 рублей. При этом на налоги мы потратили 11 160 рублей. Отсюда следует еще одна догма.

Догма 3. Если Вы работаете в сфере услуг, то для Вашей организации в большинстве случаев более выгодным режимом налогообложения будет УСН.

Важно: если при работе на УСН Вы по глупости или по недосмотру выставили клиенту первичные документы с выделением в них НДС, Вам придется этот НДС оплатить несмотря на то, что Вы не являетесь плательщиком этого налога.

ИП на УСН (с объектом налогобложения «доходы»)

Самый удобный вариант работы в том случае, если Вы не планируете нанимать сотрудников и Ваших клиентов не смутит то, что Вы не ООО, а «всего лишь» индивидуальный предприниматель (такое, к сожалению, тоже бывает, хотя никаких реальных предпосылок для этого нет, ИП точно также как и ООО подписывает договоры и выдает все первичные бухгалтерские документы).

ИП является плательщиком только Единого налога, а также фиксированного платежа в Пенсионный фонд, размер которого в 2009 году составляет 7 274 рубля (за весь год), причем эту сумму можно опять же зачесть для уменьшения суммы Единого налога. Таким образом, если считать в предыдущем примере, что тем самым единственным сотрудником и были Вы, то чистая прибыль составит 100 000 минус 30 000 (поставщик А) минус 10 000 (поставщик Б) минус (6 000 рублей -- 1 818 рублей 50 копеек) (Единый налог) минус 1 818 рублей 50 копеек (квартальный платеж в ПФ) = 54 000 рублей. Причем это уже Ваши собственные деньги как физического лица, дополнительно платить с них НДФЛ не нужно! Таким образом, очевидно, что для малого бизнеса, оптимальной организационно-правовой формой является ИП. (Для честного сравнения систем налогообложения, из этой суммы стоит вычесть 26 100 рублей, которые являлись заработной платой сотрудника в двух предыдущих схемах).

Примечание: в том случае, если ИП принимает на работу сотрудников, схема налогообложения такая же, как и в случае ООО на УСН.

Что выбрать?

Ответ на этот вопрос, как всегда, неоднозначен. Если Вы работаете один, а Ваших клиентов не смущает Ваш статус ИП, то регистрируйтесь и работайте именно как ИП. В этом случае Вы заплатите минимум налогов, а также всегда будете иметь в кармане наличные деньги (что не получится в случае с ООО). Также если Вы занимаетесь какими либо дополнительными формами заработка (например, сдаете квартиру в аренду), Вы можете также вести этот бизнес как ИП и вместо НДФЛ в размере 13% платить всего лишь 6% единого налога.

В случае, если у Вас большие обороты и много сотрудников, УСН применять не получится и придется работать как старое доброе ООО на НДС. Если же Вы где-то посередине и работаете в сфере услуг, то Ваш выбор -- ООО на УСН. Также никто не мешает Вам зарегистрировать несколько организаций и распределять финансовые потоки наиболее выгодным способом.

3. Совершенствование системы налогообложения в условиях дефицитного бюджета

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах 25 мая 2009 года

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2010—2012 годах.

Задачи, поставленные в предыдущем бюджетном послании, в целом последовательно реализовываются.

Политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.

Но бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса.

В 2009 году ожидается значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

Резкое падение государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса заставило нас скорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

Кризис заставляет нас извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.

Учет данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения наших долгосрочных целей.

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях необходимо решение следующих основных задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач — модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать — умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут- при прочих равных условиях — к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2009—2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта. налогообложение дефицитный бюджет терминология

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

во-первых, в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов. При этом для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, целесообразно установить срок амортизации два года.

Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер.

Первое. Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

Второе. Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.

Третье. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Российской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении приоритет должен быть отдан не поощрительным выплатам руководству компаний, а выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.

Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:

инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

Заключение

В заключении подчеркнём, что за последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающим рост налогов. Доходы в значительной степени определяются благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Однако, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ должно в большей степени определяться факторами обусловленными проводимой налоговой реформой, включая расширенные налоговые базы за счёт отмены неэффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения, развития наметившихся тенденций сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения. Поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику для обеспечения благоприятных условий для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы РФ в долгосрочной перспективе, являющих формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.

Список литературы

1. Вещунова Н. Л. «Налоги Российской Федерации» — СПб.; Питер, 2006 г.

2. Годин А. М, Горегляд В. П., Подпорина И. В. «Бюджетная система Российской федерации»: учебник. — 7-е издание, исправленное и дополненное. — Москва.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г. — 628с.

3. Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Маукуляка И. Д. «Государственные и муниципальные финансы», учебник, изд. 2-е дополненное и переработанное. — Москва.: издательство «РАГС», 2007 г. — 640с.

4. Под редакцией Романовского М. В., Врублёвской О. В. «Налоги и налогообложение»; 6-е издание. — СПб.; Питер, 2007 г. — 496с.

5. Graffity studio [Официалный сайт]: URL: http: //www. graffity. biz/kb/taxes_russia (дата обращения: 17. 09. 2010).

6. Министерство экономического развития Российской федерации [Официалный сайт]: URL: http: //www. economy. gov. ru/minec/main (дата обращения: 22. 09. 2010).

7. Президент России [Официалный сайт]: URL: http: //archive. kremlin. ru/appears/2009/05/25/1400_type63373_216 772. shtml (дата обращения: 17. 09. 2010).

8. Стрижова С. В. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: URL: http: //www. kgau. ru/distance/00_cdo_old/demo_res/nalog/0104. html (дата обращения: 17. 09. 2010).

9. Факультет Информационных Технологий РМЦПК ПГТУ [Электронный ресурс]: URL: http: //dit. perm. ru/articles/nalog/data/30 801. htm (дата обращения: 17. 09. 2010).

10. Федеральная налоговая служба [Официалный сайт]: URL: http: //www. nalog. ru/ (дата обращения: 22. 09. 2010).

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой