Современный ВУЗ как открытая образовательная система

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство образования РФ

Ставропольский государственный университет

РЕФЕРАТ

по педагогике

на тему: «Современный ВУЗ как открытая образовательная система»

Выполнила: Чаплина Галина

Ставрополь, 2003

План

  • Введение 3
    • 1. Понятие открытой системы, ее свойства 4
    • 2. Внутренняя структура ВУЗа 7
    • 3. Внешняя структура ВУЗа 9
    • 4. Информационные технологии в открытых образовательных системах 11
    • Заключение 13
    • Литература 14
    • Введение
    • Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами [3, c. 3]:
    • · Повышение самостоятельности вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования, а в правовом плане — появлением нормативных актов (Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), создающих правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных преобразований;
    • · Изменение запроса на образовательные и научно — исследовательские услуги и работы.
    • В перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.
    • На современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее целей, задач и структуры.

1. Понятие открытой системы, ее свойства

В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный [7, 22].

Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, С. В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.

Ситуационный подход (М. Альберт, С. Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М. Х. Мескон, Т. Питерс, Р. Уотерман, Ф. Хедоури и др.) есть управление образовательным учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П. К. Анохин, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржевский, В. А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [1, c. 6].

Различают закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы считаются открытыми, когда между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит. Под вводом подразумевается все, что поступает в систему извне. Речь в этом случае может идти о материалах, энергии и информации. Путем переработки материала, поступившего в систему, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [7, c. 58]. Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека» [1, c. 7].

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т. п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе.

Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.

Под внутренними границами могут подразумеваться, например, границы между администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками и т. д.

Под внешними границами имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального общества.

Относительная открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. В рамках образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.

ВУЗ, имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не участвует в обмене опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.

Образовательная структура открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с внешним миром.

2. Внутренняя структура ВУЗа

Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы управления высшим учебным заведением с позиций менеджмента представляется целесообразным говорить о многоуровневом образовательном менеджменте. Охарактеризуем кратко основные «этажи» этого управления [4, c. 15].

Ректорат вырабатывает стратегию развития вуза и концептуальные принципы его деятельности, опираясь на которые организует, руководит работой по подготовке специалистов. Именно на этом управленческом уровне формируются философия и идеология образовательного учреждения на основе общечеловеческих ценностей и принятых в обществе норм морали, по аналогии с философией любой стремящейся к успеху организации.

Учебно-методическое управление — уровень, на котором обеспечивается организация учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами путем координации деятельности кафедр и деканатов. Одной из главных задач работы управления является задача распространения философии и идеологии вуза. На этом же управленческом уровне функционируют научно-исследовательский сектор, структура по международным контактам и другие подразделения.

Деканат осуществляет административно-организационную работу, как со студентами, так и с профессорско-преподавательским составом кафедр. И этот управленческий уровень опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно важно в процессе работе со студентами. Здесь же, наряду с учебной работой, имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по работе с иностранными студентами.

Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра организует и координирует работу группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, например, социально-гуманитарных дисциплин. Кафедра строит свою работу, исходя из концептуальных основ идеологии вуза.

Преподаватель обеспечивает управление и организацию на уровне непосредственного проведения занятий — лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторного общения. Помимо занятий он ведет, как правило, научно-исследовательскую работу, поэтому должен быть компетентен в вопросах воспитания, социально-экономической, политической и культурной жизни общества, владеть социальной психологией и навыками управления коллективом, поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение жизненных норм, философии и идеологии образовательного учреждения.

3. Внешняя структура ВУЗа

Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.

К числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития, уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по двум параметрам:

* степень сложности внешнего окружения;

* степень динамизма внешнего окружения [3, c. 4].

Ситуация низкой неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности организации, в том числе и оргструктуры.

Все другие ситуации, особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и самой организации достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии поведения организаций в позициях достаточно высокого динамизма или сложности окружающей среды.

1. Усложнение структуры самой организации, выделение в ней специализированных отделов и служб, чьей задачей является преодоление сложности окружающей среды. Так, сложность рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных органов, призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и организациями; в вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб, а также появлению вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ) целого ряда руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и т. д.

2. Другая стратегия носит принципиально другой характер: преодоление сложности происходит путем распределения полномочий и делегирования ответственности. Данная стратегия строится на признании того факта, что неопределенность окружающей среды наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне организации.

Действующее законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.

В соответствии со ст. 7 Закона «Об образовании» (1992) образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т. ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях [2, с. 29].

В принятом в 1996 г. ФЗ от 22. 08. 96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п. 2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п. 3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.

4. Информационные технологии в открытых образовательных системах

В последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях.

Если использовать системный подход и рассматривать вуз как открытую образовательную систему, то можно выделить пять подсистем информационной системы [6, с. 15]:

— систему обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам (ворота в мир информации);

— систему удаленного доступа;

— образовательную систему;

— административную систему;

— транспортную систему.

Рис. 1. Вуз как открытая образовательная система

Основное назначение системы обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам — подключение вуза на программном уровне к глобальным информационным ресурсам. Система удаленного доступа обеспечивает, в свою очередь, аппаратное подключение вуза к глобальным информационным ресурсам.

Образовательная система предназначена для управления образовательными процессами в вузе. Административная система управляет управленческими процессами в вузе. А транспортная система обеспечивает транспорт для информационных потоков внутри вуза.

Для эффективного функционирования этих систем необходимо разработать и внедрить аппаратно-программные средства, обеспечивающие информационную поддержку и корректную передачу информации, являющуюся результатом работы системы, между системами.

К компонентам информационных технологий, используемым в настоящее время в вузах, относятся:

— научно-образовательные порталы, обеспечивающие доступ как глобальным информационным ресурсам со стороны вуза, так и доступ к внутренним информационным ресурсам вуза;

— системы дистанционного обучения, обеспечивающих экспорт образовательных процессов во внешний мир;

— системы автоматизации документооборота вуза, предназначенные для управления административной информации;

— сетевые технологии, обеспечивающие доступ на аппаратном уровне к глобальным информационным ресурсам и транспортную систему для внутренней информации вуза.

Для эффективного функционирования этих компонент необходимо использовать три уровня администрирования:

— нижний уровень — сетевое администрирование;

— средний уровень — администрирование системы дистанционного обучения и администрирование системы документооборота;

— верхний уровень — администрирование научно-образовательного портала.

Заключение

Произошедшие в последнее десятилетие преобразования, попытки проведения экономических реформ, инволюция административно-командной системы — все это и многое другое явилось предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту управления.

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется синтезом и развитием разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также разработкой новых представлений об управлении, на основе взаимодействия трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного, согласно которому любая организация есть открытая система, взаимодействующая со средой.

Мы рассмотрели характеристики ВУЗа как открытой образовательной системы, а также внешнюю и внутреннюю структуру ВУЗа.

Интенсивному развитию ВУЗа как открытой образовательной системы в современных условиях способствует широкое внедрение информационных технологий.

Литература

1. Дендерина В. И. Педагогические теории, системы, технологии. — Ставрополь: СГУ, 1999. — 138 с.

2. Елисеева Л. Б. Структурные подразделения вуза: правовые аспекты // Университетское управление: практика и анализ. — 1999. — № 3−4. — С. 27−31.

3. Клюев А. К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. — 1999. — № 3−4. — С. 3−9.

4. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное образование. — 2002. — № 2. — С. 14−16.

5. Соколова И. Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 83 с.

6. Солдаткин В. И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 4. — С. 14−17.

7. Третьяков П. И. Адаптивное управление педагогическими системами. — М.: Академия, 2003. — 368 с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой