Современный российский политический спектр.
Идеологическое кредо партии

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Политология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Современный российский политический спектр. Идеологическое кредо партии

Введение

В политологическом словаре термин политический спектр используется довольно широко. При этом точные определения данного понятия не даны, а из контекста можно заключить, что под политическим спектром понимается просто множественность политических партий (или их аналогов). Обычно имеет место единственная характеристика внутренней структуры политического спектра, а именно, позиционирование партий на шкале «правый-левый». Очевидно, что такой дихотомической характеристики недостаточно для более-менее полного описания политического пространства. Кроме того, используемые иногда понятия левый (правый) центр, более левый (правый) и т. п. не могут претендовать на точное описание местоположения политических партий даже на простейшей, упомянутой выше шкале.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х гг. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.

Реализация нынешней партийной реформы началась в 2001 году с принятием федерального закона «О политических партиях» (от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ О внесении изменений). Там рассматриваются положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.

«Политическая партия, — говорится в Законе, — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст. 3. 1).

Основные цели политической партии: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе (ст. 3. 4).

Законом предусмотрены правила внутреннего устройства партии (Гл. 5); права и обязанности политической партии (Гл. 5); государственная поддержка политических партий (Гл. 6); государственное финансирование политических партий (Гл. 7).

Политический спектр России

К декабрю 2002 г. в стране насчитывалось около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса «политическая партия». Таким образом, в России формируется многопартийная система.

Количество официально зарегистрированных в России партий, начиная с 31 декабря 2008 года до 2 апреля этого года, уменьшилось с 15 до семи.

О прекращении деятельности политических партий внесены соответствующие изменения в единый государственный реестр государственных лиц. «В связи с ликвидацией или реорганизацией прекращена деятельность семи политических партий, в том числе партии «Союз правых сил», «Гражданская сила», «Партия социальной справедливости», «Аграрная партия», «Народный союз», партия «Зеленые», партия Мира и Единства, «Демократическая партия России», — сказал представитель ведомства. Таким образом, в России официально зарегистрировано семь политических партий — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», партия «Яблоко», «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь» и «Правое дело».

Современная политология выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по самым различным признакам:

1. по характеру функционирования: кадровые и массовые;

2. по характеру политического поведения в обществе: демократические и тоталитарные;

3. по месту в политической системе: правящие и оппозиционные;

4. по взглядам на характер развития общества: эволюционные, реформистские, радикалистские;

5. по идеологическим направлениям: правые (консерваторы, либералы и др. и левые (социалисты, коммунисты и др.).

Политический спектр России можно представить следующим образом.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

ЛЕВЫЕ

ПРАВЫЕ

крайне левые (левые

радикалы)

умеренные левые

ЦЕНТРИСТЫ

правые

крайне правые (правые

радикалы)

левый центр

правый центр

К центристским партиям относятся:

К правому центру — Всероссийская партия «Единство и Отечество» — Единая Россия. Данная партия была создана (2001 г.) в результате объединения «Единства», «Отечества», а затем «Вся Россия», которые принадлежали к одному — центристскому направлению. В ноябре 2002 г. председателем Высшего совета партии был избран Б. Грызлов.

«Единая Россия» и ее союзники по правоцентристскому блоку — думские депутатские группы — «Народный депутат», «Регионы России (электорат — ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства Р Ф. Руководство «Единой России» намерено объявить себя партией власти. Прием весьма упрощен: чтобы вступить в «ЕР» достаточно заполнить анкету, приложить фотографию и отправить в Москву. Там стоит специальная машина, со скоростью 100 тыс. штук «пекущая» партбилеты нового образца.

К левому центру — партии социалистического, социал-демократического толка. Их лидеров можно назвать социально-ориентированными умеренными реформаторами. Ряды левоцентристов пополняются, главным образом, за счет «отпочкования» от Национального патриотического фронта, возглавляемого КПРФ, т. е. идет процесс «поправения» некоторых организаций (например, социалистическая партия «Россия» — лидер Г. Селезнев, «Аграрная партия России» — лидер Лапшин). Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.

Все партии, находящиеся левее и правее центра — это партии в той или иной степени оппозиционные по отношению к политическому режиму.

Крайне левые — ВКПБ (Нина Андреева), РКРП (В. Тюлькин), Национально-державная партия России (С. Терехов), КПТР (В. Анпилов) и др. Указанные партии резко отрицательно относятся к существующей власти. На митингах они призывают к радикальному изменению общественно-государственного строя в стране. Судя по тому, что никто из них не в состоянии преодолеть 5% барьер на выборах в Госдуму, электоральная база у них слабая. (Это преимущественно маргинальные слои населения.)

К умеренным левым относятся КПРФ (Г. Зюганов) и ее союзники по национально-патриотическому фронту. Электоральная база у них значительная и устойчивая — до 30%. Социальная опора у КПРФ — часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, пенсионеры.

Отношение к существующему режиму в стране выражено в Программе следующими словами: «В стране утвердился режим национальной измены, который разрушает отечественную экономику, духовность, государственность, ведет к утрате национальной безопасности России, превращается в национальный придаток мирового капитала».

Правый фланг российского политического спектра в настоящее время представлен следующими либеральными политическими силами: движение «Выбор России», Демократическая партия России (ДПР) (лидер М.Н. Прусак), Партия экономической свободы (ПЭС) (лидер Боровой), партия «Развитие предпринимательства» (лидер И. Грачев), Республиканская партия России (РПР), «Либеральная Россия» (сопредседатели: С. Юшенков, В. Похмелкин, Б. Золотухин, Г. Сартан), Союз правых сил (СПС) (председатель — Б. Немцов, сопредседатели: И. Хакамада, С. Кириенко, Е. Гайдар, А. Чубайс), Российская демократическая партия «Яблоко» (РДП «Яблоко») и др. Из них наиболее крупными и влиятельными политическими силами являются СПС и РДП «Яблоко».

Социальную базу России российского либерализма составляют два различных слоя: во-первых, «старый» (советский) средний класс — слой научной и технической интеллигенции: врачи, учителя; во-вторых, «новый» средний слой, связанный с частным сектором экономики — крупные и средние бизнесмены, директорский корпус, крупная столичная интеллигенция и творческая элита.

Электоральная база либерального крыла — ок. 15%.

Крайне правые позиции занимают политические организации, ориентирующиеся на явно прозападный курс развития России (например, Демократический Союз — В. Новодворская). Отношение к политическому режиму, как, впрочем, и у крайне левых, резко отрицательное.

Из ныне существующих партийных образований России можно выделить следующие основные:

I. «Парламентские» партии (в основном проходившие 5% барьер и / или прошедшие в ГосДуму по партийным спискам в 1999 г. и / или прошедшие в 2003 г.): «партия власти», КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, СПС, «Родина».

II. «Непарламентские» партии — никогда не проходящие в ГосДуму по пропорциональной системе — почти никогда не проходящие 5% барьер, а также не участвующие в выборах — различные карликовые и / или маргинальные образования (ДС, НБП, ЛР, АПР, различные «альтернативные» коммунистические и националистические группы).

В целом, российская партийная система еще не стала полноценной, характерной для демократических стран. В РФ происходит трансформация и ее партийная система находится еще на этапе становления, что во многом обусловлено состоянием самого общества (отсутствие четко понимаемых и структурированных интересов различных социальных групп, что могло бы отразиться в структуре партийной системы). Кроме того, сам российский транзит носит неопределенный характер. Вектор его был направлен в сторону правовой демократии лишь в его начале. Затем он стал менее определен. И в последнее время общий вектор российского транзита направлен на сворачивание демократических достижений (свободы СМИ, честности выборных процедур, независимости судебной системы, парламентского контроля за исполнительной ветвью власти, и т. д.) Это также не способствует формированию выраженной партийной структуры.

Еще одна, очень важная особенность политического спектра нынешней российской системы, это наличие т.н. «партий власти», сменяющих название и действующих лиц, но характеризующихся полной поддержкой ныне существующего режима, «прагматизмом» — т. е. отсутствием внятной идеологии, кроме всемерной поддержки существующей власти.

Это «Выбор России» (1993−95 гг.), «НДР» (1995 г.), «Единство» и «Отечество — Вся Россия» (1999 г.), затем, после слияния двух последних — «Единая Россия». Эти «партии» строятся по принципу лояльности существующему на момент режиму. «Единая Россия» декларирует «деидеологизированность», что представляется нонсенсом для политической партии. Но «политическими партиями» они являются только условно, т. к. выражают интересы не каких бы то ни было групп населения, а выражают интересы существующей власти, точнее бюрократической корпорации, называющей себя «государством».

«Парламентские» партии можно условно разделить на организованные «снизу», имеющие реальную поддержку определенных слоев общества и «партии-проекты» политтехнологов Кремля, которые, в результате PR-кампаний получают поддержку определенных групп общества, но существуют только до тех пор, как этот проект продолжает существовать на экранах российского телевидения.

1. К первой группе можно отнести КПРФ и «Яблоко»

2. Вторая группа, «партии-проекты» кремлевских или околокремлевских структур: «партия власти», ЛДПР, СПС, «Родина» и т. п.

Идеологическое кредо партий

Главнейшей областью приложения сил политических партий является идеология, кредо, т. е. создание проектов общественного развития. От того, какую программу сможет предложить та или иная партия, зависит и все остальное: удастся ли ей реализовать свои претензии на роль выразителя политических интересов определенной социальной группы, удастся ли ей рекрутировать достаточное число представителей активной части населения, чтобы образовать сколько-нибудь дееспособную организационную структуру и т. д. Если удастся, она станет полноценной политической организацией, если нет — останется политическим маргиналом, обреченным на существование в лучшем случае в статусе клуба или секты.

Из этого следует и шесть различных идеологий:

1 — Левые радикалы. Стремление к созданию равенства как можно скорее и в как можно более глобальном масштабе. Здесь наблюдается абсолютное доминирование общественного над индивидуальным. Исключительно революционный вариант развития. Идея реформирования отрицается как на практическом, так и на теоретическом уровнях.

2 — Умеренные левые. Могут называться коммунистами парламентского типа, социалистами или демократическими левыми. Их объединяет признание возможности революции в теории. Но у большинства революция рассматривается как возможный, но наименее желательный путь развития. Установка — на приход к власти через демократические выборы. Отдается предпочтение парламентской работе.

3 — Левый центр. Идея равенства уменьшается. Это социал-реформисты. Могут называться социалистами, правыми социалистами. Отрицание революционного пути развития как такового. Революции просто не должно быть. Процесс преобразований должен занять около 10 лет. Главная задача — обеспечить высокий уровень жизни. В условиях высоко развитой экономики действует принцип перераспределения доходов. Идея рабочего контроля на производстве. Коллективная форма собственности — кооператив.

4 — Правый центр. Либералы. Могут быть неолибералы, либерал-демократы. Истоки идеологии — Западная Европа периода Нового Времени. Идеологи: Дж. Локк (каждый должен быть уверен в сохранении своих естественных прав — на жизнь, на свободу, на имущество). Человек должен поступать с другими так, как хочет, чтобы поступали с ним самим. Но это не предполагает безграничности прав. Позднее эти идеи развивали Кант, А. Смит, Дж. Ст. Миль, Кейнс, Дж. Дьюи. От Канта идет идея о государственном регулировании прав и свобод человека. В центре внимания находится идея человека и его защита от негативного влияния. Незначительный приоритет свободы над равенством. Здесь же развиваются идеи государства всеобщего благоденствия. Оно базируется на вкладе каждого человека во всеобщее благо. Отчасти это реализовано в американском варианте.

5 — Умеренные правые. Элемент индивидуализма присутствует еще больше, чем в предыдущей идеологии. Представители данной идеологической мысли могут называться консерваторами, неоконсерваторами. Представители нашей политики предпочитают называть себя радикальными либералами. Здесь наблюдается идея природного неравенства людей. (XVIII в. — Э. Берг «Размышления о революции во Франции») Абсолютное неприятие революционных преобразований. Обществам изначально присуще неравенство (в физической, экономической и интеллектуальной сферах). Признается идея формального равенства всех перед законом.

Концепция современного консерватизма — общество двух третей. (Процветающая часть 2/3 и неблагополучная одна треть общества). Формальное равенство всех перед законом, выдвигается идея равенства стартовых возможностей (заканчивающаяся неравенством в результатах). Те, кто попадает в неудачный третий сегмент — неудачники, которых процветающая часть не будет на себе тащить. Социальные пособия предусматриваются, но по минимуму. В этой идеологии наблюдается снижение вмешательства государства в экономику (снижение социальных льгот, налогообложения).

6 — Правые радикалы. Идея неравенства возведена в абсолют. Свобода для сильного. Ответвление от консерватизма. Такие идеологи как Ницше «Доктрина фашизма», Гитлер «Национал-социализм». Присутствует идея расизма. Сейчас представители данной идеологии любят называть себя «новыми правыми».

Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы. Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.

1. Главные ценности.

· «Единая Россия»: свобода, закон, справедливость и согласие (однако, в дальнейшем понятие «свобода» как бы «исчезает» из Программы).

· КПРФ: народовластие, справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека, социализм и в будущем коммунизм.

· Демократы: свобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика и др.

2. Отношение к государству.

· «Единая Россия» — «сильное государство». Первым приоритетом в данной сфере названа «сильная президентская власть». Весьма показательны также формулировки о «сотрудничестве всех ветвей власти» и о «повышении политической ответственности депутатов всех уровней». Слово «демократия» не употребляется, напротив, авторитаризма и тоталитаризма.

· КПРФ — на смену действующего правительства должно прийти правительство национального спасения. В последующем, с приходом к власти образовать правительство народного доверия подотчётное высшим представительным органам власти страны (Советам).

Демократы — демократизация политической системы, т. е. при наличии необходимой общественной поддержки партии должны возможность проводить соответствующий политический и социально-экономический курс. Возможность наличия правящей партии (как на Западе).

3. Экономический раздел.

· «Единая Россия» — подчёркивается роль государства в обеспечении законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет — высокотехнологичной отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания о частной собственности! Раздел слабый.

· КПРФ — государственное регулирование экономическими процессами. Восстановление общенародной, либо коллективной собственности. Недопущение частной собственности на землю. Монополия внешней торговли на стратегически важные товары.

Демократы — частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Среди либералов есть разногласия: СПС ориентирована на ортодоксальный либерализм XIX века, отрицающий какую-либо роль государства в экономике и не имеющий в числе своих целей социальное государство; «Яблоко» ориентировано на обновлённый либерализм XXI века, признающий ответственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение «провалов рынка»; один из приоритетов «Яблока» — социальное государство.

4. Социальный раздел.

· «Единая Россия» — сильная социальная политика, высокая степень социальной защиты, эффективная система социальных гарантий. Но на первом месте среди приоритетов фигурирует вполне либеральный: «формирование условий, в которых большинства населения будет способно самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы». (Т.е. отказ от излишеств государственного патернализма.)

· КПРФ — принятия законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума; возврат гражданам гарантированные социально-экономические права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспеченную старость; стабилизация и снижение цен на основные виды товаров и услуг и т. д.

· Демократы — здесь позиции СПС и «Яблока» значительно расходятся. В политической декларации СПС в качестве одной из главных угроз «новому российскому капитализму» обозначается «социальное иждивенчество — несовместимое со свободой». Согласно декларации, «государство обязано поддерживать слабых — стариков, обездоленных, детей, инвалидов, жертв воин, природных и техногенных катастроф. Этот список исчерпывающий». Характерно, что в этом списке нет больных, безработных, беременных женщин, матерей-одиночек и т. д. Получается, что СПС отказывает в этом праве системам обязательного социального страхования (кстати, существующим во всём цивилизованном мире).

«Яблоко» считает, что такая политика ведёт к перемещению за черту бедности огромной части российского общества. «Яблочники» — огородники современных европейских либералов, для которых фундамент свободного общества не может быть построен без создания механизмов социальной поддержки для тех, кто лишён доступа к рыночному распределению благ.

Таким образом, если СПС является сторонником «американской», то «Яблоко» — «европейской» моделей социально-экономического развития.

Заключение

Перспективы у партийной системы РФ, в целом, — достоверно не прогнозируемы, т. к. это будет зависеть от развития всей политической системы РФ. Т. е. это будет определяться характером дальнейшего транзита.

Два крайних из возможных вариантов:

1.) Переход к откровенному авторитарному режиму, когда существование системных партий потеряет всякий смысл (на сегодняшний день — более вероятный вариант развития событий).

2.) Отстранение нынешней «бюрократической корпорации» от власти и дальнейший транзит в сторону реальной демократии. В этом случае очевидно исчезновение «партий власти» и «партий-проектов». Партии, имеющие реальную поддержку в обществе, станут определять дальнейшее политическое развитие общества. Из ныне существующих это — КПРФ и «Яблоко», которые возможно, по разным причинам, сменят название. КПРФ — в связи с переходом к социал-демократической идеологии, «Яблоко» — для более четкого позиционирования себя в политическом спектре.

Список литературы

политический спектр кредо партия

1. Богомолов А., Число зарегистрированных в РФ партий с конца 2008 года сократилось с 15 до 7 // Газета. - 10. 04. 2009.

2. Мелехин В. Избирательный наркоз. // Политическая спектроскопия. — 20. 11. 2006.

3. Коргунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М.: Фонд ИНДЕМ, 1996

4. Сулакшин С. С., Бабченко О. С., Строганова С. М., Политический спектр как инструмент прогнозирования развития. // Журнал «Власть». — 2006. — № 11.

5. Федеральный Закон «О политических партиях» от 11. 07. 2001 г. (от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ О внесении изменений).

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой