Содержание и методика проведения занятия по теме "Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе "Технология современного производства

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство Образования Московской Области

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Московский Государственный Областной Университет (МГОУ)

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра «Основы производства и машиноведение»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

специальность 50 502. 65

на тему:

«Содержание и методика проведения занятия по теме «Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе «Технология современного производства» для студентов ФТП»

Выполнил студент 5 курса д/о

Косов Иван Игоревич

Научный руководитель:

д.т.н., проф. Гуляев А. А.

.

Москва 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы учебного процесса в вузе и его организация

1.1 Психолого-педагогические основы обучения студентов в вузе

1.2 Формирование и развитие познавательных способностей студентов

1.3 Профессионально значимые качества личности студента факультета «Технологии и предпринимательства» МГОУ

Глава 2. Содержание занятия по теме «Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе „Технология современного производства“ для студентов ФТП»

2.1 Общая характеристика места и роли лесного комплекса в экономике России

2.2 Рынок лесобумажной продукции

2.3 Проблемы в лесном комплексе России

2.4 Современные направления развития производства и обработки древесины

2.5 Инерционный и инновационный сценарии развития лесного комплекса

2.6 Цели и мероприятия, обеспечивающие развитие лесного комплекса в соответствии со стратегией его развития

2.7 Основные направления развития современных технологий в лесной отрасли

Глава 3. Методика проведения занятия по теме «Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе «Технология современного производства» для студентов ФТП

3.1 Организационные формы обучения в вузе

3.2 Анализ программы по технологии современного производства для студентов факультета технологии и предпринимательства

3.3 Методические рекомендации по проведению занятия по теме «Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе «Технология современного производства» для студентов ФТП

Заключение

Литература

Введение

Социальный и научно-технический прогресс требует повышения уровня общеобразовательной, трудовой и политехнической подготовки. Это определяется задачами воспитания всесторонне-развитой личности и подготовке к труду в сфере современного производства. Возможность формирования политехнических умений связана прежде всего с тем, что в основе наук и умений которые необходимы для производственного труда, лежит одна научная база. Педагогическая задача состоит в том, чтобы учащиеся оказались готовыми к переносу знаний умений в новые ситуации.

Одним из важных моментов является то, что знания, полученные в высшем учебном заведении, были в последствии переданы учащимся в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, а также в соответствии с программой данного учебного заведения.

Высшее образование как любой социальный институт общества, постоянно изменяется в процессе развития науки и техники, развития социальных отношений и ценностных ориентаций людей. Студент получает объём знаний, который формирует определённый уровень мировоззрения. Фундаментальные знания по предметам, изучаемым на факультете технологии и предпринимательства, позволяют эффективно осваивать технические дисциплины, относящиеся к изучению принципа действия и устройства технических объектов, а также технологических процессов.

Целью изучения общетехнических дисциплин является формирование у будущего учителя технологии знаний и умений, необходимых для сознательного и глубокого изучения практически всех предметов машиноведческого и технологического цикла.

Одной из ведущих технических дисциплин при подготовке учителя технологии является технология современного производства. Эта дисциплина изучает основные виды получения энергии и материалов, структуру современного национального хозяйства, основные промышленные комплексы и т. д.

В результате изучения указанной дисциплины студенты должны знать современные способы производства тепловой, гидравлической и атомной энергии, способы производства и обработки металлических и неметаллических материалов.

Одним из основных типов неметаллических материалов является древесина. Производство и обработка полученной древесины является одним из наиболее важных в современной индустрии и недостаточно подробно изучается в существующих учебных курсах. В связи с этим рассмотрение этих вопросов представляется актуальным и является целью данной дипломной работы. Полученные знания помогут студентам ФТП в их будущей профессиональной деятельности.

Глава 1. Психолого-педагогические вопросы формирования познавательных интересов студентов в процессе обучения

1.1 Психолого-педагогические основы обучения студентов в вузе

Одной из важных проблем дидактики технологического обучения является задача взаимосвязи содержания и методики трудового обучения с теоретическими аспектами обучения. В условиях научно-технической революции не только существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом, но и изменяется внутренняя структура этих основных видов общественного труда, происходит их органическое соединение и взаимопроникновение во все большем числе профессий.

Комплексная механизация и автоматизация производства ведут к повышению в содержании труда рабочих роли сложных функций, связанных с умственными, творческими усилиями.

Насыщение труда высококвалифицированными рабочими, с интеллектуальным содержанием, сближает их деятельность по характеру и содержанию с инженерно-техническими работниками, вызывает коренные сдвиги во взаимодействии человека с техникой.

Учителю технологии и предпринимательства надо не только знать отдельные станки, но и иметь управлять машинами, техническими комплексами и системами применяемыми для обучения школьников на уроках технологии, учитывать и целенаправленно использовать бурно растущий информационный поток. К его обучению надо подходить с учетом требований не только настоящего, но и будущего, в котором будут усиливаться тенденции механизации, автоматизации, компьютеризации и роботизации производства.

В условии научно-технического прогресса значительно меняется социально -психологический «портрет» современного рабочего, структура его личностных качеств: специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращается в образовательные условия труда.

Принцип активности и сознательности в обучении, является важным принципом педагогики, рассматривающим процесс обучения и усвоения знаний как активную познавательную деятельность учащихся, осуществляемую под руководством преподавателя.

Активизация процесса обучения предполагает самостоятельное творческое решение учащимися учебных задач, направленное на повышение качества обучения.

Важной задачей подготовки будущих педагогов является вооружение их необходимыми знаниями и формирование у них умений и навыков, необходимых для их будущей преподавательской деятельности.

Теоретическое обучение позволяет дать студентам систему знаний и сведений, необходимых для сознательного, творческого выполнения будущей профессиональной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися, являются важной предпосылкой высокой квалификации и формирования профессионального мастерства.

Основными задачами теоретического и лабораторно-практического обучения студентов являются: формирование системы знаний в области техники и технологии; методики трудового обучения, педагогики и психологии; развитие мышления студентов; выработка у студентов навыков сознательного, творческого применения полученных знаний на практике для наиболее профессионального ведения учебного процесса; воспитание у учащихся моральных качеств.

Технологические дисциплины показывают студентам основы современных производственных процессов. В процессе их изучения рассматриваются общие законы, лежащие в основе работы технических устройств, физико-технические свойства материалов используемых в производственных процессах.

В процессе теоретического обучения, наряду с изучением естественнонаучных, общетехнических основ техники и технологии, формируется обобщенная система теоретических знаний в области технологии.

Технологические аспекты проведения лабораторных занятий по изучению средств и методов контроля параметров окружающей среды способствуют усвоению законов лежащих в основе работы различных технических устройств.

Содержание изучаемого раздела курса «Технологии современного производства» должно быть тесно связано с профессиональной деятельностью учителя технологии. Таким образом, в процессе рассмотрения теоретических вопросов основ техники и технологии формируется обобщенная система знаний в области избранной профессии. Положительное влияние на успешное формирование системы знаний оказывает то положение, что одновременно с изучением теоретических основ производятся лабораторные и практические занятия по рассматриваемым темам.

В процессе проведения лабораторных занятий студенты убеждаются в объективности изученных положений, принципов работы технических устройств.

Содержанием технического мышления является решение различных задач, связанных, с одной стороны, непосредственно с анализом устройства, работы и эксплуатации оборудования и инструментов, т. е. с применяемыми техническими объектами, с другой стороны, с выбором рациональной последовательности выполнения различных работ.

Теоретическое и практическое обучение, при должном его осуществлении, должно способствовать успешному формированию технического мышления учащихся. Возможности теоретического и лабораторного обучения сами по себе не могут обеспечить успешного формирования технического мышления учащихся. Необходимо применение соответствующих методических приемов. Особенно важное значение имеет использование на занятиях теоретического и технологического обучения таких методических приемов, как проблемное обучение, применение наглядных материалов, самостоятельная работа учащихся.

Разносторонний анализ изучаемых явлений, объектов, процессов способствует выработке у учащихся навыков сознательного использования полученных знаний, в конкретных условиях, для успешного осуществления производственной деятельности.

Формирование мировоззренческих понятий предполагает раскрытие перед учащимися законов природы, возможностей использования их в конкретных жизненных условиях, обучения их методом познания, овладение которыми позволит самостоятельно приобретать новые и расширять имеющиеся знания и применять их в соответствии с возникающими перед студентами задачами.

Наряду с формированием системы специальных знаний, по избранной профессии, теоретическое обучение должно соответствовать расширению кругозора студентов, развитию у них рационализаторской деятельности и систематическому совершенствованию профессионального мастерства.

Активизация учащихся, в процессе обучения, предполагает самостоятельное и творческое решение учащимися учебных задач, осуществляемое под руководством преподавателя, направленное на повышение качества подготовки. Будущий преподаватель, в процессе обучения оперирует учебным материалом, применяет различные методы, приемы, дидактические средства и формы организации, контроля и оценки труда учащихся.

Успешное решение задач активизации учащихся, в процессе обучения, реализуется при выполнении ряда педагогических условий. Педагогические условия это совокупность объективных возможностей содержащие обучение, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи.

Для формирования прочных знаний необходимо научить учащихся находить существенные признаки понятий и явлений. Многостороннее изучение вопросов, связанных с подготовкой учащихся в различных областях знаний и осуществление на этой основе межпредметных связей в обучении является педагогическим условием активности учащихся. Практическая направленность обучения, взаимосвязь теории и практики способствует формированию у учащихся теоретико-практической системы знаний. Целенаправленное формирование технического мышления, в процессе решения технических задач, выполнение различных учебных заданий на лабораторных работах является важным педагогическим условием активизации студентов в процессе обучения.

Повышение умственной деятельности студентов обеспечивается не только содержанием учебного материала, но и соответствующими методами, приемами, дидактическими средствами и организационными формами обучения.

Рассмотрим студента как субъекта учебной деятельности.

Студенческий возраст (18−25 лет) представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития (Выготский Л. С. Детская психология / собрание сочинений: в 6 т. — М, 1984 г. -т. 4, с. 255).

Заслуга самой постановки вопроса студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Исследованиями, наблюдениями, экспериментами и теоретическим обобщением по этой проблеме занимались также Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Реан, Е. И. Степанова, а также П. А. Простецкий, Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин, В. А. Якунин.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в 11−12 вв. студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, правильностью профессионального выбора, адекватностью и полнотой представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем меньше положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в Вузе.

Полученные исследователями школы Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. «Мнемологическое ядро интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием „пиков“ или „оптимумов“ то с одной, то с другой из входящих в это ядро функций». (Ананьев Б. Г. Педагогическое приложение современной психологии/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. — М, 1981 г. — с. 346). Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной. Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии. (А.А. Вербицкий, Т. А. Платонова. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986 г.).

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18−20% лекционного материала). Так, по данным В. Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студентов, вести спор 18,6%, давать аналитическую оценку проблем 16,3%. На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37. 5% студентов стремились хорошо учиться, 53. 6% не всегда старались, а 8% не стремились вообще к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67. 2% случаев учеба не шла хорошо (В.Т. Лисовский. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978 г.). При изменении в последнее время количественных показателей этих умении и отношения к учебе в целом общая картина их неполной сформированности остается.

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель. Его влияние на формирование новых ценностных ориентации студента, его мотивацию и такое индивидуальное свойство, как тревожность, неоценимо.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.

Рассмотрим возрастные особенности студентов.

По международной классификации завершение юности и начало взрослости начинается в 20−21 год. В этот период завершаются главные фазы биологического и личностного развития. Завершено половое созревание, формирование основных черт и особенностей характера и личности студента, как правило, тоже завершается. Между тем развитие организма и личности студента характеризуется рядом существенных противоречий. В процессе его жизни возникают и как-то преодолеваются противоречия между наследственностью и средой, между различными регуляторами его жизнедеятельности. Наступление физической, гражданской, умственной и трудовой зрелости во времени не совпадают. Если физическая зрелость уже в главном завершена, то остальные виды зрелости, особенно умственной и трудовой, еще далеки от завершения. Что касается гражданской зрелости, то по данным Центра социологических исследований МГУ, только 10% молодых людей в возрасте 17−24 лет что-то понимают в политике и регулярно обсуждают ее с друзьями. Ничтожный процент студентов участвуют в политической деятельности, и бывает на разных митингах и демонстрациях. По данным Государственного комитета РФ по делам молодежи, студенты составляют не более 2% от общего числа участников партий и движений.

В период студенчества особенно интенсивно формируются личностные особенности студентов. Наиболее интенсивное становление личности происходит в период перехода от юности к взрослости. Здесь получают большую определенность особенности темперамента и характера человека, общая направленность личности. Преподаватель Вуза в своих взаимоотношениях с отдельными студентами (на экзаменах, зачетах, консультациях и т. д.) должен уметь распознавать и учитывать их личностные особенности. Важно создать в Вузе такую обстановку, такие традиции, которые способствовали бы становлению хороших, добрых нравственных качеств личности студентов и сглаживанию, очеловечиванию недобрых (от природы) их особенностей. Особое внимание следует уделить развитию общих и профессиональных способностей студентов.

Личность студента характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Познавательный (гносеологический) потенциал определяется объемом и качеством знаний и информации, которыми располагает личность. Он складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самосознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Ценностный (аксиологический) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Этот потенциал проявляется в единстве личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и миро устремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда социально- организаторской и критической деятельности. В этот потенциал входит и уровень творческой инициативы, которую проявляет личность при решении стоящих перед ней задач.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей, которые принимает личность в окружающей среде.

Художественный потенциал (эстетический) определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности человека. Она проявляется в его впечатлительности, т. е. в силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Темперамент сказывается на эмоциональной возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой охватывает личность, в устойчивости, с которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждения, скоростью, с которой она овладевает моторной сферой и переходит в действие, устойчивостью, с которой она сохраняет свою действенную силу.

Темперамент ни в коем случае не определяет способностей и одаренности человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент владеет человеком, управляет его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания и самовоспитания характера человека.

Характер есть совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых, прежде всего, зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, можно предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует от него ждать. Если же человек лишен внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то о нем говорят, как о «бесхарактерном» человеке.

Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Два студента могут преследовать одну и ту же цель и выполнять одну и ту же работу, но один будет работать с энтузиазмом, творчески, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь сознанием необходимости, и это различие нередко определяется различием в их характерах. Характер, прежде всего, определяет отношение человека к миру, другим людям, своему делу и, наконец, к самому себе.

Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определенных черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ стать дисциплинированным — всегда и везде поступать дисциплинированно.

Нет такого характера, который нельзя было бы переделать, и осуществить это может лишь сам обладатель характера. Окружающие люди и объективные условия жизни могут только помогать ему в этом, поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.

Способностями называются такие индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения им какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те временные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Уровень развития способностей зависит от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, воли), от большей или меньшей тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов, и, наконец, от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое, а главное, от воспитания и самовоспитания.

Своеобразным видом способностей является обучаемость, от которой зависит быстрота и легкость, с которой индивид овладевает знаниями, умениями и способами учебной деятельности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует интенсивному умственному развитию, однако высокое умственное развитие может быть достигнуто и при низкой обучаемости за счет большой трудоспособности. Следует иметь в ввиду, что высокая обучаемость не определяет высокой способности к определенной деятельности.

Профессиональные способности — это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания и обучения, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая обеспечивает успешность обучения определенной трудовой или умственной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.

Пригодность к конкретной деятельности обусловливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности: 1) положительного отношения к данной деятельности, интереса к ней, переходящих на высоком уровне развития в страстную увлеченность; 2) наличие трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, а также устойчивых чувств удовлетворения от напряженной работы, радости творчества, открытия нового и т. д.; 3) определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области некоторых других условий (заинтересованности, благоприятной обстановки, в которой выполняется эта деятельность и т. д.).

Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей. То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения данной деятельности, называется одаренностью к данной деятельности. Человек, обладающий одаренностью к некоторой деятельности, явно выделяется среди лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант — это способность к определенной деятельности, проявляющаяся как творчество в этой деятельности. Те свойства личности, которые определяют талант. Одновременно являются чертами характера, так что талант сближает способности с характером.

Гениальность — высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

1.2 Формирование и развитие познавательных способностей студентов

Основой содержания обучения курсу «Технология современного производства» в вузе является система общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков. Процесс обучения студентов должен проводиться таким образом, чтобы избежать формализма в усвоении специальных знаний. Эти знания должны стать основой для формирования у студентов личностных взглядов и убеждений, целостного научного мировоззрения.

Формируемые специальные знания и умения должны быть основой для решения практических задач в исследовательской деятельности. Для этого процесс обучения должен иметь проблемный характер, когда знания даются студентам не в готовом виде. Студенты овладевают ими в процессе разрешения поставленных проблем, а также в процессе решения системы упражнений и специальных задач.

Деятельность студентов по овладению системой знаний, умений и навыков по курсу «Технология современного производства» должна носить технический характер и формировать у них творческую инициативу, направленные на поиск или на наиболее эффективное решение сложных учебных задач.

Обучение в Вузе только тогда можно считать эффективным, когда знания и умения и навыки, которыми овладевают студенты, являются для них личностно-значимыми.

Данный курс «Технология современного производства» направлен на развитие технического мышления, студенты приобретают знания, умения и навыки по использованию теоретического материала.

Творчество определяется как деятельность создания нового и ценного. Студент, нашедший новый способ решения какой-то задачи, решение которой уже известно, проявил личностное творчество. Если же это новое является новым и для людей, то личностное творчество субъекта приобретает общественную значимость, т. е. объективную новизну. Именно общественное творчество определяет прогресс общества.

Исследования показали самую непосредственную связь уровня творческой инициативы с нравственными качествами личности. Важным является тот факт, что на низком уровне творческой инициативы лица с различными умственными способностями и прекрасными знаниями в своей области, которые избегают каких-либо неудач в работе.

Наоборот, лица креативного и отчасти эвристического склада мышления проявляют в своей деятельности глубокий внутренний интерес, они осознают и весьма озабочены общественной значимостью производимой работы. Главное для них не материальные блага, которые дает эта работа, а сам процесс деятельности, ее роль в общественном прогрессе.

Вот почему так важно воспитание творческой личности студента ФТП, а не только развитие их умственных способностей, воспитание у них глубокого понимания нравственной и общественной роли их будущей педагогической деятельности.

Проектирование содержания высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для развития творческой самостоятельности, — стратегическое направление обновления и усиления общенаучной, профессионально-технической и специальной подготовки будущих специалистов.

При разработке содержания высшего профессионального образования используется методологический принцип рационального планирования, организация и контроль самостоятельной работы студентов, обеспечение способности содержания общенаучной, профессионально-технической и специальной подготовки специалистов, эффективно формируются следующие умения:

сформулировать гипотезу и проверить ее в дальнейшем;

четко сформулировать основные цели выполняемой работы;

учитывать новые данные и ставить новые вопросы или проблемы в традиционной ситуации;

вести альтернативный поиск средств и способов решения, широко варьировать способы действия, подчинять направление поиска решения задачи, отбрасывая принятые ходы мыслей;

сравнивать между собой различные данные; абстрагировать и выделять существенное;

стимулировать фантазию;

широко мыслить;

выделять существенно общие черты в различных явлениях;

замечать существенное различие в сходных объектах;

гибко приспосабливаться к фактам;

отбрасывать не существенное и второстепенное;

синтезировать и анализировать ситуацию.

Необходимой предпосылкой освоения будущими специалистами творческих исследовательских умений является приобщение их к научному стилю мышления, которое в процессе проектирования содержания высшего профессионального образования может быть достигнуто путем включения в профессиональные образовательные программы по всем дисциплинам подготовку аналитических материалов, выполнение лабораторных работ исследовательского и экспериментального характера; по обще профессиональным и специальным дисциплинам — расчетно-экспериментальных работ с элементами аналитических исследований; реальных курсовых и дипломных работ и проектов и т. п.

Кроме того, эти умения базового уровня, имеющие межпредметный (обобщенный) характер, например:

программировать;

систематизировать и записывать результаты наблюдений и экспериментов;

группировать данные;

определять статистические характеристики результата, его надежность;

представлять результаты в табличной и графической форме и выбирать из них предпочтительную;

выполнять простейший расчет;

пользоваться методом размерностей;

проводить численный анализ и графическое решение задачи;

проводить статистическое планирование эксперимента;

оформлять результат в виде реферата или доклада (статьи).

Умения самообразовательной деятельности, т. е. осуществлять общие приемы самообразовательной работы: уяснения содержания учебного материала из устных и письменных сообщений (составление плана, резюме, конспекта) на основе анализа, выведения, сравнения, обобщения и других операций; отработки и закрепления знаний и умений методами произвольного и непроизвольного, опосредованного и не опосредованного запоминания и постепенной интериоризации в действиях.

Кроме того, это умения:

планировать самостоятельную работу;

владеть методами использования современного справочно-библиотечного аппарата, библиографическими и источниковедческими справочниками для осуществления поиска необходимой учебной и научной информации в органах ее хранения, в том числе и в компьютерных банках данных;

владеть методикой ознакомительного чтения и скорочтения;

конспектировать лекции, доклады и отдельные литературные источники;

составлять рефераты;

составлять литературные обзоры изученных источников;

владеть основными методиками решения профессиональных учебно-исследовательских задач;

составлять планы, конспекты и тексты публичных выступлений; выступать перед аудиторией;

вести полемику и участвовать в дискуссиях;

осуществлять самоконтроль за самостоятельной работой и оценивать ее результаты;

пользоваться основами физиологии и гигиены умственного труда.

К вопросу о сущности познавательной деятельности учащейся молодежи существуют 2 подхода:

1. философский и социально-экономический подход, когда познавательная деятельность рассматривается как изучение чего-то нового, отличающегося от уже существующего, т. е. такая деятельность, которая связана с изучением нового объекта. При этом познание измеряется такими категориями:

наблюдение

исследование

восприятие

2. психолого-педагогический подход, когда педагог имеет дело с процессом создания новых для данного субъекта ценностей в виде получения новых знаний, умений и т. д., а познавательная деятельность способствует открытию или созданию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Основные средства этого подхода:

2.1 интуитивное мышление

2.2 творческое воображение

2.3 логические законы и правила (овладение операциями анализа, синтеза, наблюдения, сравнения).

Рассмотрим организационные формы обучения студентов.

Лекция используется для преподавания в старших классах школы, в техникумах, вузах, в системе повышения квалификации.

Учитель на лекции выступает в нескольких ролях:

— ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующего их;

педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность, отношение к делу и пользующегося современными методами преподавания;

— оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей;

— психолога, чувствующего аудиторию целиком и каждого слушателя в отдельности.

Лекция — многогранное явление. Нужно учитывать композицию, отбор содержания, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция выполняет 3 функции:

— информационную (дает необходимые сведения);

— стимулирующую (пробуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники);

— воспитывающую и развивающую (дает оценки явлениям, вырабатывает мышление).

Учитель обязан четко представлять основные стороны лекции.

организационный уровень.

Решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.

дидактический уровень.

Разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции (вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки аудитории.

методический уровень.

Разработка отдельных лекций, постановка учебных и воспитательных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработка методики демонстраций эксперимента, использование наглядности, технических средств, введение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях и практических работах.

Ясное представление о логическо-педагогических уровнях работы над лекцией поможет учителю в выборе оптимальных методов преподавания.

Отдельные лекции тщательно планируются, как правило, они состоят из трех частей:

вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы. Даются ответы на вопросы.

Задача преподавателя — сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Конспект лекций должен содержать:

тему (точно сформулированную);

цель и задачи;

список литературы обязательной и дополнительной;

текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

изучение программы и учебников;

составление списка литературы;

изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;

выбор типа композиции;

написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции;

подбор наглядности (смет, таблиц, произведений изобразительного искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, открыток, фотографий, диапозитивов или кинолент и других технических средств киноаппарат, проекционная аппаратура, магнитофон и др.).

Форма подачи лекции:

голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

мимика и жесты;

репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.

Организация аудитории и методика чтения лекции:

До начала:

проверить состояние классной комнаты (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества мест для студентов и др.);

написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т. д. ;

разместить наглядные пособия и технические средства.

После начала лекции:

устно сообщить тему и мотивировать ее значение;

четко выделить цель и задачи лекции;

помочь студентам записать в тетрадях тему, план и литературу.

При чтении лекции учесть ряд правил:

читать по плану;

с дифференцированием (подробнее и помедленнее то, что плохо освещено в учебниках);

с выделением интонационно каждого вопроса;

в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенного (для иллюстраций), интересное и неинтересное (изложить увлекательно), трудное и простое (изложить значимо);

снайперская точность формулировок;

термины четко проговаривать и расшифровывать и записывать на доске;

доводить каждую истину до убеждения каждого студента, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;

чувствовать и понимать реакцию аудитории;

использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции. В ходе лекции часто необходимо продемонстрировать какую-то деталь, чертежи, фотографию, схему, образцы материалов и т. д. Плоскостные пособия не только раскрывают особенности объекта, представленного в изображении, и на конкретных примерах дают знания политехнического применения того или иного механизма или процесса, но и показывают, как данное явление используется в различных областях науки и практики. Вот некоторые рекомендации по использованию наглядности в ходе лекции:

Название

Назначение

Недостатки

Применение

1

Плакаты и

макеты,

статичные и

действующие

Иллюстрация,

включение зрения в

процесс усвоения

Неэффективность

при изучении

и взаимосвязи,

ограниченность показа

В качестве наглядной

Иллюстрации при изучении и контроле

Несложных процессов и

явлений.

2

Эпидиаскопы,

диафильмоскопы, слайдоскопы

Крупное изображение

на экране, статичное

Необходимость затемнения, неудобство обслуживания, потеря контакта с аудиторией при большом количестве слушателей

Для демонстрации

Иллюстраций

из книг, журналов,

схем и т. п.

3

Немой

учебный

кинофрагмент

Крупное динамическое

Изображение на экране

-

Для Демонстрации действующих

машин и агрегатов в

работе

4

Магнитофонная

запись

При частой повто-

ряемости учебной

информации

Не работают

зрительные

рецепторы

В небольших

аудиториях

5

Звуковой

фильм

Крупное

динамическое

изображение

Сильно отвлека-

ющие воздейст-

вия, длительность,

необходимость

обслуживания

В больших

аудиториях

показа в

действии

связей машин

1.3 Профессионально значимые качества личности студента факультета «Технологии и предпринимательства» МГОУ

Структурно-содержательное представление конечного результата формирования педагогического профессионализма возможно в своеобразной рабочей модели и определенных профессиональных стандартах. Такой моделью и педагогическими ориентирами могут служить стандарты общепедагогического профессионализма и профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК), скорректированные на специализацию факультета 30 600 — технология и предпринимательство. Они выступают как инструмент совершенствования управления процессом профессиональной подготовки будущих учителей (Деулина. Л. Д. Интегративные процессы профессиональной подготовки будущего учителя. — М.: Народный учитель, 2000 г. — с. 51−53).

Стандарты общего педагогического профессионализма — это строго установленные единые государственные требования к педагогическому профессионализму выпускника педагогического Вуза.

Состав стандартов:

рефлексивные: 1.1 знание своих ПЗЛК; 1.2 владение интроспекцией педагогического профессионализма; 1.3 самооценка по трехфазной модели (авторитет, превосходство в знаниях и опыте, успех делового партнерства, власть);

профессионально-деятельностные: 2.1 владение базовыми понятиями и парадигмами педагогической науки; 2.2 владение технологией диагностики развития школьника; 2.3 владение технологией целеполагания и планирования педагогической деятельности; 2.4 владение технологией формулирования и решения педагогических задач всех классов (СПЗ, ФПЗ); 2.5 владение технологией организации учебной и внеучебной развивающей деятельности; 2.6 владение технологией педагогического творчества, методикой преподавания;2.7 владение технологией сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса; 2.8 знание социальных проблем России, своего места в их решении.

стандарты социальной и психологической самозащиты: 3.1 профессионально-правовая осведомленность; 3.2 осведомленность о профессиональных педагогических стрессах, путях предупреждения и преодоления стрессовых состояний.

Глава 2. Содержание занятия по теме «Современное производство древесины (лесной комплекс России) в курсе „Технология современного производства“ для студентов ФТП»

2.1 Общая характеристика места и роли лесного комплекса в экономике России

Учитывая, что на планете почти 30% ее территории заняты лесами, поставляющими ценнейший продукт для многих отраслей экономики — древесину, лесному комплексу всегда уделялось большое внимание. Особенно это относится к России — стране с наибольшими запасами древесины в мире.

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России — один из важнейших возобновляемых природных ресурсов составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. м3, в том числе спелых и перестойных насаждений — 44,3 млрд. м3. На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Расчетная лесосека составляет 635 млн. м3, а годичный прирост древесины в лесах России — 994 млн. м3. Использование расчетной лесосеки составило в 2007 г. 29,4%. На долю России приходится 22% мировых лесных ресурсов — 770 млн. га или 45% всей территории страны. Общий запас древесины в России достигает 82 млрд. кубометров, что в 4 раза больше, чем в США и в 16 раз — чем в Финляндии. В расчете на 1 жителя запасы древесины в России составляют 560 кубометров, в то время как в Финляндии — 370 кубометров, а в США — 80 кубометров. Годичный прирост древесины в стране составляет около 1 млрд. кубометров.

В лесном фонде Европейско-Уральской части Российской Федерации сосредоточено 22,9 млрд. м3 или 28% общих запасов древесины и 313,6 млн. м3 или 49,4% расчетной лесосеки. В Азиатской части России сосредоточено 59,2 млрд. м3 или 72% общего запаса и 321,4 млн. м3 или 50,6% расчетной лесосеки.

На Европейско-Уральской части основные запасы древесины располагаются в Северо-Западном федеральном округе — 10,0 млрд. м3. Преобладающая часть этих запасов сосредоточена в спелых и перестойных насаждениях — 6,0 млрд. м3, в составе которых 4,6 млрд. м3 или 77% лесные насаждения с преобладанием хвойных пород.

В Азиатской части Российской Федерации в Сибирском федеральном округе общий запас древесины составляет более 33,3 млрд. м3. В спелых и перестойных насаждениях здесь сосредоточено 19,2 млрд. м3 или 57% общего запаса. В составе запасов спелой и перестойной древесины 81% составляют хвойные породы.

Большие запасы, в том числе хвойной древесины, имеются в Дальневосточном федеральном округе — 20,6 млрд. м3, или 57% которого сосредоточено в спелых и перестойных насаждениях.

Основными лесообразующими породами Европейско-Уральской части являются ель — 32%, сосна — 28%, береза — 24%, осина — 7%.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой