Составление и проектирование продольного профиля подъездной автодороги

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Геология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

http: ///

http: ///

Содержание

Введение

1. Угловые и линейные измерения по трассе

1.1 Измерение углов поворота трассы

1.2 Измерение сторон трассы, разбивка пикетажа

1.3 Разбивка поперечников

1.4 Закрепление трассы

1.5 Пикетажный журнал

2. Нивелирование трассы

2.1 Геометрическое нивелирование по пикетажу трассы

2.2 Нивелирование крутых скатов

2.3 Нивелирование поперечников

3. Горизонтальная круговая кривая

3.1 Элементы круговой кривой

3.2 Вычисление пикетажных значений

3.3 Разбивка на местности главных точек закругления

4. Составление и проектирование продольного профиля трассы

4.1 Построение продольного профиля трассы

4.2 Проектирование продольной оси

4.3 Ведомость прямых и кривых

5. Составление поперечных профилей

Заключение

Литература

Введение

С появлением автомобиля особое внимание стало уделяться дорогам. Именно они начали способствовать осуществлению коммуникаций во всём мире. Поэтому, сегодня большим спросом пользуются дорожные работы, в область которых входит устройство дорожного полотна, дорожные постройки, строительство скоростных автомобильных дорог и т. д.

Для того чтобы дорожные работы прошли успешно, необходима тщательная подготовка. В первую очередь геодезическая съёмка, которая позволяет получить важную информацию о местности, в которой будут проходить работы. Геодезические работы так же предназначены для обеспечения систематического контроля за производством земляных работ, соответствием фактических форм земляного полотна и конструкций дорожной одежды проектным.

Основной задачей геодезических работ при изысканиях сооружений линейного типа является определение на местности планового и высотного положения оси сооружения.

Выбор оптимального варианта трассы, отвечающей всем техническим требованиям, вначале осуществляется на карте (камеральное трассирование). После согласования выбранного направления с заинтересованными ведомствами и организациями трассу выносят на местность по координатам главных пунктов или по данным привязки к местным предметам (полевое трассирование).

1. Угловые и линейные измерения по трассе

1. 1 Измерение углов поворота трассы

После определения и закрепления на местности положения углов поворота трассы и створных точек выполняется измерение углов и длин линий.

При трассировании измеряют правые по ходу углы одним приемом с точностью 0,5ґ, то есть теодолитом типа Т30.

Угол поворота цобразуется продолжением предыдущего и нового направлений трассы. В зависимости от положения угла относительно продолжения предыдущего направления трассы различают угол поворота вправо и угол поворота влево (рис. 1). Для контроля угловых измерений одновременно определяют по буссоли магнитные азимуты сторон трассы.

Рис. 1. Определение углов поворота по трассе

Углы поворота вычисляются по формулам 1:

ц,(1)

ц.

Трасса должна быть привязана к пунктам государственной геодезической сети. Угловая невязка трассы вычисляется по формуле 2:

ѓв = ?впрак — ?втеор (2)

Теоретическая сумма рассчитывается по формулам 3:

?в теор = бкон — бнач — 180°х n — для левых углов, (3)

?втеор = бнач — бкон — 180°х n — для правых углов,

Допустимая угловая невязка вычисляется по формуле 4:

fвпред=±1. 5t (4)

где t — точность отсчетного приспособления теодолита

1.2 Измерение сторон трассы, разбивка пикетажа

Расстояния между вершинами углов поворота и створными точками измеряют мерной лентой, рулеткой или дальномерами с предельной относительной погрешностью 1/1000… 1/2000. На участках трассы с наклоном более 2° в непосредственно измеренные длины вводят поправки за наклон со знаком плюс. По результатам измерений углов и линий и данным плановой привязки трассы к пунктам геодезической основы вычисляют координаты вершин углов поворота.

Пикетаж разбивают обычно при помощи стальной ленты со шпильками. Горизонтальное проложение расстояния между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий -- 40 или 50 м. Вообще же это расстояние принимают в зависимости от того, насколько подробно необходимо изучить рельеф по трассе и изобразить его на продольном профиле трассы.

Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля и продолжают ее до конца трассы. Каждая пикетная точка обозначается двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землей забивают колышек длиной 10--12 см и ставят на него рейку при нивелировании; рядом с точкой забивают сторожок -- кол высотой 20--25 см; он забивается на 7з высоты и служит для отыскания «точки». На сторожке подписывают карандашом номер пикета.

Промежуточные точки, подлежащие нивелированию для дополнительной характеристики рельефа местности, обозначают только сторожками, на каждом из которых подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки, например ПК 26+43. Поэтому эти точки называют плюсовыми (рис. 2).

На поперечниках точки обозначают только сторожками и подписывают на них номер поперечника и расстояние от трассы, сопровождаемое указанием, в какую сторону от трассы расположена данная точка, например «Попер. 17+право 20 м».

Если трасса проходит по поверхности, покрытой бетоном, асфальтом или камнем, то пикеты и другие точки обозначают краской или мелом с дополнительными пометками на ближайшем заборе, строениях и т. д. для облегчения отыскания точек при нивелировании.

рис. 2 План разбивки трассы

Результаты съемки фиксируют в пикетажном журнале, в котором трасса изображается условно в выпрямленном виде, а углы поворота обозначаются стрелками. В пикетажный журнал выписывают также номера всех реперов, поперечных профилей и данные элементов кривых. В местах поворота трассы ее сложные участки сопрягаются кривыми, чаще всего круговыми, т. е. дугами окружностей определенного радиуса R.

1. 3 Разбивка поперечников

Если пересекающая трассу линия местности в поперечном направлении, имеет уклон, необходимо разбить поперечники. Поперечники разбиваются одновременно с разбивкой пикетажа, длина поперечника зависит от категории дороги, но чаще всего составляет 20−25 м.

Разбивка состоит в обозначении на местности всех характерных точек полотна дороги.

На прямолинейном участке поперечники разбивают через 20−30 м, а также на перегибах местности. Для этого в створе оси трассы разбивают плюсовые точки, осевые точки поперечников (рис. 3). Разбивают поперечники вправо и влево от осевых точек.

Рисунок 3 — Разбивка поперечников

На круговых кривых (закруглениях трассы) поперечники разбивают через 10−20 метров в зависимости от радиуса кривой (рис. 4). Поперечники должны располагаться по направлению центральной кривой, т. е. перпендикулярно касательной к кривой в точке поперечника.

Рисунок 4 — Определение направления поперечного профиля на кривой

В осевой точке кривой измеряют угол g между хордами, соединяющими эту точку с двумя соседними. Делят угол g на две части и строят биссектрису. На этой биссектрисе разбивают поперечник.

1.4 Закрепление трассы

Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом. На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе — схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.

Между соседними створными столбами должна быть взаимная видимость. Такие же столбы устанавливают вне зоны будущих земляных работ на продолжениях сторон магистрали и на внешней части биссектрисы (точки Д1, Д2; и Д3) (рис. 5)

Рисунок 5.

Через каждые 15−25 км трассы вне зоны будущих земляных работ закрепляют грунтовые репера постоянного типа; кроме того, их устанавливают в местах пересечений с уже существующими магистралями, вблизи переходов через реки, в населенных пунктах, на крупных станциях. При наличии в 20−30 ш от трассы капитальных сооружений закладывают в них стенные репера в виде марки. Временные репера в виде зарытого в землю деревянного столба, в верхнюю часть которого вбивают гвоздь со сферической головкой и устанавливают через каждые 1,5 — 2 км. Временными реперами могут служить пни спиленных деревьев и устойчивы местные предметы (цоколи зданий, опоры мостов и т д).

Все установленные знаки (плановые и высотные) привязываются номерами к пикетажу трассы и к местным предметам; положение каждого знака показывают на специально составляемом абрисе.

1.5 Пикетажный журнал

нивелирование пикетаж трасса поперечник

Результаты измерений заносят в специальный пикетажный журнал (рис. 6), изготовленный из миллиметровой бумаги, вдоль середины каждой страницы которого проведена красная линия, изображающая условную выпрямленную ось трассы. Повороты трассы отмечает стрелками с надписями величин элементов закруглений. На трассе в пикетажном журнале также показывают пикеты и их номера, плюсовые точки, номера и пикетажное положение вершин углов, притрассовые реперы. Кроме того, отмечают: границы угодий, ручьи, реки, овраги, болота, железные и автомобильные дороги, пересекаемые коммуникации, здания и сооружения и другие отдельные строения и объекты и т. д. Стрелками показывают направление поверхностного стока. Ситуацию в журнале зарисовывают схематично, указывая расстояния от оси трассы до предметов и габариты строений.

Рис. 4. Пикетажный журнал.

2. Нивелирование трассы

2.1 Геометрическое нивелирование по пикетажу трассы

Вслед за пикетажем ведется нивелирование трассы. Желательно нивелирование начинать от постоянного репера, абсолютная отметка которого известна.

Нивелирование ведут в абсолютных отметках. Если вблизи от начала трассы нет постоянного репера, должен быть установлен временный репер с какой-либо условной отметкой. Нивелир при изысканиях можно применять любого типа, но вполне исправный и не имеющий дефектов, которые не могли бы быть исправлены обычной юстировкой. Нивелирование обычно ведут в два нивелира: первый -- основной и второй -- контрольный. Первый нивелировщик ведет нивелирование по основному ходу, по всем пикетажным и промежуточным плюсовым точкам, установленным на всех переломах продольного уклона. Если характерная точка пропущена пикетажистом, нивелировщик обязан выставить точку, установив ее пикетаж. Во избежание возможных ошибок при нивелировании следует, как правило, устанавливать нивелир на равных расстояниях от связующих точек. Предельное расстояние от нивелира до рейки на связующей точке обычно принимают 100 м. Все реперы на трассе должны быть пронивелированы как связующие точки.

Порядок нивелирования следующий: 1) Нивелировщик устанавливает инструмент и записывает в журнал связующие и все находящиеся между ними промежуточные точки, добавляя, если нужно, пропущенные пикетажистом; 2) нивелировщик производит отсчеты на заднюю и переднюю связующие точки, перекладывают трубу и вновь делает отсчеты с точностью до 1 мм, сразу записывая их в журнал, выводя средние отсчеты и подсчитывая отметки; 3) задний реечник по сигналу нивелировщика идет по всем промежуточным точкам. Нивелировщик делает отсчеты и записывает их в журнал; 4) дойдя до переднего реечника, который все время стоит на передней точке, не снимая рейки, задний реечник идет на следующую точку и становится перед ним; 5) нивелировщик подсчитывает отметки и идет на следующую стоянку, где устанавливает инструмент, после чего цикл работы повторяется.

Второй нивелировщик ведет работу независимо от первого. Он нивелирует все связующие точки, принятые первым нивелировщиком, в том же порядке и с той же точностью. Второй нивелировщик нивелирует так же все поперечники как на косогорных местах, так и по тальвегам. При нивелировании поперечников по существующим дорогам с твердой одеждой проезжей части должны быть пронивелированы точки: по оси дороги, по кромкам дорожной одежды, по бровкам дорожного полотна, по бермам, по дну резервов или кюветов и на обрезах на поверхности земли. Записи ведут в журнале специальной формы, в котором обязательно фиксируют расстояния от оси трассы до точек вправо и влево.

Километровые пикеты (кратные десяти) всегда должны быть связующими. Реперы, расположенные в стороне от трассы, нивелируют отдельным ходом от трассы с возвращением к той же связующей точке и также обязательно двумя нивелирами.

Нивелирный журнал. Контроль работ на станции.

Результаты измерений записывают в полевой журнал (см. приложение Б). Обработку журнала выполнить в указанной ниже последовательности.

1. Вычислить пятки реек; превышение связующих точек (графа 6); расхождение не должно превышать 5 мм

2. Вычислить среднее превышение (графа 7)

3. Произвести постраничный контроль, для чего найти на каждой станции сумму всех задних отсчетов? З, сумму передних отсчетов? П, сумму превышений? h и сумму средних превышений? h ср. При правильных вычислениях должно быть выполнено тождество

?З -?П =?h;

?h /2 = ?h ср

4. Определить невязку в превышениях по формуле 5

fh= ?h ср — (Нкн)(5)

где ?h ср — сумма средних превышений,

Нк — отметка конечного репера (репера № 2),

Нн — отметка начального репера (репера № 1).

5. Вычислить предельную невязку по формулам 6

fhпред= ±50 мм (мм), (6)

где L — длина хода, выраженная в километрах.

6. Увязать превышения связующих точек (распределить невязку поровну на все превышения, но с таким расчетом, чтобы исправленные превышения округлились до целых миллиметров).

7. По заданной отметке репера № 1 вычислить отметки связующих точек (кроме иксовых). В конце должны получить отметку репера № 2.

8. Вычислить горизонт прибора ГП для тех станций, с которых нивелировались промежуточные точки по формуле 7

ГП=Н + а (7)

где Н — отметка связующей точки; а — отсчет по черной стороне рейки, установленной на этой точке.

9. Вычислить отметки промежуточных точек по правилу: отметка точки равна горизонту прибора минус отсчет на эту точку (8)

Н = ГП — b (8)

где Н — отметка промежуточной точки; ГП — горизонт прибора; b — отсчет по черной стороне рейки установленной на промежуточной точке.

2.2 Нивелирование крутых скатов

При нивелировании крутых скатов взять отсчеты по рейкам, поставленным на пикетные точки, с одной постановки (станции) нивелира нельзя; в этом случае берут добавочные связующие точки, называемые «иксовыми».

Иксовые точки могут быть выбраны в любом удобном для нивелирования месте необязательно на трассе. Рейка на иксовой точке может быть поставлена на колышек, забитый в землю, или на нивелирный башмак. В качестве иксовой точки может быть взят пень, валун или другой предмет, плотно лежащий на земле. Если на крутых скатах, на перегибах рельефа намечены плюсовые точки, их можно также использовать как связующие вместо иксовых. Но во всех случаях ставить рейку на землю запрещается (рис. 5).

Рис. 5. Нивелирование крутых скатов.

2.3 Нивелирование поперечников

После контроля вычисления превышений по черной и красной сторонам реек, расхождения между которыми не должны превышать 3--4 мм, заднюю рейку поочередно ставят на все видимые с нивелирной станции промежуточные точки -- плюсовые, точки поперечников, главные точки кривой -- и берут отсчеты по ее черной стороне; передняя рейка все время остается на месте.

Если промежуточные точки (например, точки поперечников) из-за большой разницы высот нельзя отнивелировать с основной станции, то их нивелируют с добавочной нивелирной станции.

3. Горизонтальная круговая кривая

3.1 Элементы круговой кривой

При обходе препятствия изменяют направление трассы, образуя углы поворота с вписыванием в них круговой кривой. Угол поворота и круговая кривая определяются следующими элементами (рис. 6): ВУ -- вершина угла поворота трассы; ц-- угол поворота трассы, отсчитываемый от продолжения направления трассы до нового направления, угол поворота может быть вправо и влево; R -- радиус круговой кривой, назначаемый в зависимости от категории дороги и условий местности; НК--начало кривой; КК--конец кривой; СК -- середина кривой; К -- длина кривой от НК до КК; Т -- тангенс, расстояние от вершины угла до начала или конца кривой по касательной линии; Б -- биссектриса, расстояние от вершины угла до середины кривой; Д -- домер, разница в длине трассы между НК и КК, проходящей по прямым через вершину угла и по кривой.

1) тангенс Т

(10)

2) кривая (длина кривой) К

ц (11)

3) биссектриса Б

4) домер Д

(13)

Рис. 6. Элементы горизонтальной круговой кривой

3.2 Вычисление пикетажных значений главных точек круговой кривой

Пикетажное значение главных точек кривой вычисляют по формулам 14:

НК = ВУ — Т

КК = НК + К (14)

СК = НК+К/2

контрольными формулами являются:

КК = ВУ + Т — Д

КК = НК + 2 Т — Д (15)

СК = КК — К/2

Для данных курсового проекта:

ВУ1 ПК1 + 80,00 ц1=38?32ґ

Т 1+ 48,55 R=425 м

НК ПК0 + 31,45 Т=148,55 м

К 2 + 85,68 К=285,68 м

КК ПК3 + 17,13 Д=11,43 м

Б=25,21 м

НК ПК0 + 31,45

К/2 1 + 42,84

СК ПК2 + 91,39

Контроль:

ВУ1 ПК1 + 80,00

Т 1 + 48,55

Д 11,43

КК ПК3 + 17,13

ВУ2 ПК6 + 30,00 ц1=18?14ґ

Т 52,95 R=330 м

НК ПК5 + 77,05 Т=52,95 м

К 1 + 04,96 К=104,96 м

КК ПК6 + 82,01 Д=0,95 м

Б=4,22 м

НК ПК5 + 77,05

К/2 52,48

СК ПК6 + 29,53

Контроль:

ВУ2 ПК6 + 30,00

Т 52,95

Д 0,95

КК ПК6 + 82,00

3.3 Разбивка на местности главных точек закругления

При проложении трассы на местности фиксируются главные точки кривой. Для этого находят положение вершины угла и вычисляют его пикетажное значение. От вершины угла по его сторонам откладывают значение длины тангенсов и находят положение точек начала и конца кривой (точка НК также может быть найдена по ее пикетажному значению промером от ближайшего закрепленного пикета). Чтобы точку КК можно было найти по ее пикетажному значению, производят учет домера, при разбивке пикетажа. Первая шпилька уложенной после вершины угла мерной ленты смещается вперед на величину домера. По направлению биссектрисы угла откладывают отрезок, равный длине биссектрисы и находят положение середины кривой.

Начало круговой кривой (НК) определяют на местности отложением величины тангенса Т от вершины угла в сторону начала трассы, а при отложении тангенса по направлению трассы получим конец круговой кривой (КК).

При отложении по биссектрисе измеренного угла величины Б получим на местности середину круговой кривой (СК).

Вычисление пикетажных значений главных точек кривых начинают с вычисления пикетажа вершин углов поворота (ПК ВУ):

Начало кривой на местности можно найти либо путем отложения от ближайшего закрепленного пикета расстояния, вычисленного по пикетажу либо путем отложения от ВУ в обратном направлении величины тангенса Т.

Середину кривой находят на местности, откладывая расстояние равное биссектрисе Б по направлению половины угла хода.

При разбивке на местности конца круговой кривой от вершины угла в сторону продолжения трассы откладывают величину домера Д и считая, что конец домера имеет пикетажное значение вершины угла продолжают дальнейшую разбивку целых пикетов.

В этом случае местоположение конца круговой кривой (КК) определяют от ближайшего пикета или отложив от вершины угла по направлению трассы величину тангенса Т (Рис. 7).

Рис. 7 Схема разбивки главных точек закругления

4. Составление и проектирование продольного профиля трассы

4.1 Построение продольного профиля трассы

Продольный профиль (рис. 10) дороги составляют на миллиметровой бумаге в горизонтальном масштабе 1: 2000−1:10 000, вертикальный масштаб обычно в 10 раз крупнее горизонтального.

Построение профиля рекомендуется выполнять в такой последовательности:

1. На листе миллиметровой бумаги вычерчивают сетку профиля в соответствии с приведенным образцом; ширина каждой графы сетки указана в миллиметрах. Линия условного горизонта (У.Г.) проводится на расстоянии 15 см от нижнего края листа с таким расчетом, чтобы она совпала с утолщенной линией миллиметровой бумаги. Начало трассы (ПК0) также выбирают на утолщенной линии на расстоянии 5−6 см от левого края листа.

2. От линии условного горизонта на расстоянии 5 мм влево от нулевого пикета восстанавливают вверх перпендикуляр, на котором строят шкалу высот. Условный горизонт (отметку верхней линий сетки профиля) выбирают кратным 10 м с таким расчетом, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не менее чем на 4 см.

3. Пользуясь данными журнала технического нивелирования, заполняют графу «Горизонтальные расстояния». Так как расстояние между соседними пикетами равно 100 м, то пикеты располагаются в 5 см друг от друга.

4. Взятые из журнала технического нивелирования отметки всех точек профиля округляют до сантиметров и выписывают в графу «Отметки земли по оси дороги». От линии У.Г. против каждой точки трассы восстанавливают перпендикуляры (ординаты) и, пользуясь шкалой высот, откладывают на них в масштабе 1: 200 соответствующие отметки земли. Так, например, чтобы построить отметку 101,81 (ПК0) от деления 101 шкалы высот откладывают на соответствующей ординате 4 мм, на соседней ординате 101,49 м — 2 мм от того же деления и т. д. Концы смежных ординат соединяют прямыми линиями.

5. Пользуясь данными пикетажного журнала заполняют графы «Развернутый план трассы» и «Грунты».

6. По вычисленным пикетным обозначениям начала и конца кривых строят эти точки в графе «Кривые». Так, например, чтобы построить первую кривую, от пикета 1 откладывают вдоль линии пикетов отрезок 10,09 м в масштабе 1: 2000 (5 мм) и из его конца опускают перпендикуляр длиной 1,5 см. Такой же перпендикуляр строят из точки, отстоящей на расстояние 44,60 м от пикета 2. На перпендикулярах записывают расстояния между главными точками кривой и ближайшими пикетами, расположенными за ее пределами (10,09 и 55,40); концы перпендикуляров соединяют горизонтальными линиями соответственно с началом трассы и началом второй кривой.

Над серединами этих линий, называемых прямыми вставками, выписывают их длины. Например, длина второй прямой вставки в нашем примере равна 55,40 м+200,00 м+81,86 м= 337,26 м. Сами кривые изображают условными знаками шириной 5 мм, при правых углах поворота кривая обращена выпуклостью вверх, при левых — вниз; внутри кривых выписывают их элементы.

Для контроля вычисления графы «Кривые» складывают длины прямых вставок и кривых; их сумма должна равняться общей длине трассы с точностью 1−2 см.

7. Задавшись исходным дирекционным углом прямой вставки, находят дирекционные углы остальных по формулам

бn=бn-1+цп

где цп и цл — соответственно правый и левый углы поворота трассы.

Рис. 8. Продольный профиль трассы

4.2 Проектирование продольной оси

На профиле проектируется высотное положение, будущего линейного сооружения. Этот процесс называется проектированием продольной оси. Выполняется он с учетом следующих главных условий:

1. Уклон проектной линии и ее положение по высоте должны находиться в пределах, удовлетворяющих техническим требованиям к сооружению.

2. Обеспечение минимального объема земляных работ, объем насыпей и выемок должен быть примерно одинаковым, а перемещение земляных масс при строительстве по возможности минимальным.

3. Переход от положительных уклонов к отрицательным и наоборот должен сопровождаться горизонтальной площадкой.

4. Полотно дороги должно подниматься над окружающей местностью на нужную высоты (обычно 40−60 см); должен обеспечиваться сток весенних и дождевых вод с дорог и у их полотна.

5. Высотное положение конца и начала проектной линии должно быть определено с учетом связи с окружающей местностью, сооружениями и др. При этом руководствуются отметками фиксированных точек.

К фиксированным точкам относятся, например, установленные техническими расчетами отметки мостовых переходов, от стояние от будущего сооружения от проводов высоковольтных линий в точках их пересечения и т. д.

После того, как определены все секции, начинают заполнять графу «Проектные отметки». Из графы «Отметки земли по оси дороги» переписывают отметки начала и конца всех секций. По этим отметкам, рассчитывают уклоны для каждой секции по формуле 16:

i = (Нк-Нн)/S (16)

Где:

Нк — отметка конца секции

Нн — отметка начала секции

S — длина секции

Затем вычисляют проектные отметки всех пикетов и плюсовых точек на данной секции по формуле 17:

Нn = Нn-1+i*S (17)

Где:

Нn-1 — отметка предыдущей точки

i — уклон секции

S — расстояние между точками

После этого, заполняют графу «Проектные уклоны». В точках начала и конца всех секций ставят черточки. В полученных прямоугольниках строят косые линии в зависимости от уклона секций.

Если секция имеет отрицательный уклон, то косую проводят из левого верхнего угла в правый нижний. Если секция с положительным уклоном, то косую проводят из левого нижнего в правый верхний угол. А если секция имеет нулевой уклон, то она изображается прямой линией. В этой же графе над косыми пишут уклон, а под ними длину секций.

Имея все фактические и проектные отметки, для дальнейшего расчета объемов земляных работ, приступают к вычислению рабочих отметок по формуле 18:

h = Нф — Нпр (18)

Где:

Нф — фактическая отметка

Нпр — проектная отметка

На продольном профиле рабочие отметки записывают под секцией, если они имеют знак «+» и над ней, если имеют знак «-». Если знак «-», то производят выемку, если «+» — насыпь.

Точки, в которых запроектированные секции пересекаются с профилем земли, называются точками нулевых работ. До этих точек вычисляют расстояния.

4.3 Ведомость прямых и кривых

После составления продольного профиля составляют «Ведомость прямых и кривых», а которую записывают все элементы трассы. Прямые вставки вычисляют как разность пикетажных значений начала кривой последующего угла поворота и конца кривой предыдущего угла поворота. Расстояние между вершинами углов получают по разности пикетажных значений соседних вершин с прибавлением домера предыдущей кривой.

Контролем правильности составления ведомости является следующее:

1. Разность между удвоенной суммой тангенсов и суммой кривых должна равняться сумме домеров, т. е.

2?Т — ?К = ?Д. (19)

2. Разность между суммой правых и суммой левых углов поворота должна равняться разности дирекционных углов конечной и начальной сторон трассы

?цпр — ?цлев = бn — б1(20)

3. Сумма прямых вставок Р плюс сумма кривых К должна равняться длине трассы b (разности пикетажных значений конечной и начальной точек трассы). Этой же длине должна равняться разность между сумой расстояний s между вершинами углов поворота и суммой домеров Д:

?P+?K=?s-?Д=L (21)

5. Составление поперечных профилей

Для получения информации о рельефе в перпендикулярном к трассе направлении, при изыскании трассы разбиваются поперечные профили, а при нивелировании определяются высоты характерных точек поперечного профиля.

При выполнении расчетно-графической работы поперечные профили вычерчиваются справа от чертежа продольного профиля.

При построении поперечного профиля горизонтальный масштаб принимается равный 1: 1000, а вертикальный — 1: 100.

Построение поперечных профилей производят в следующей последовательности:

1. Вычерчивается сетка, состоящая из двух строк: нижняя — строка расстояний, верхняя — строка высот

2. По центру сетки подписывается пикетажное значение точки, на которой разбит поперечный профиль.

3. В нижней строке сетки записывают расстояния между точками поперечного профиля.

4. Из журнала нивелирования трассы выбираются высоты характерных точек поперечного профиля с округлением до сантиметров и записываются в верхнюю строку сетки.

Верхняя линия верхней графы служит основанием или линией условного горизонта поперечного профиля, около которой подписывается отметка условного горизонта. Отметка условного горизонта определяется кратной одному метру с таким расчетом, чтобы самая нижняя точка профиля располагалась не ближе 5 см. к линии условного горизонта.

На перпендикулярах, проведенных от основания профиля из точек поперечного профиля, в масштабе 1: 100 откладываются отрезки, равные разностям отметок точек и отметки условного горизонта.

Данные для составления поперечных профилей: а=2м.; в=6м.; i1=150/00 i2=350/00 1: m = 1: 1,5

Заключение

В результате проделанной работы в ходе курсового проекта, я закрепил собственные знания о процессе составления продольного профиля автодороги, о выполнении всех необходимых для этого вычислениях, а так же закрепил умения в выполнении продольного профиля на бумаге с учетом требований и правил. Более подробно изучил требования к автодорогам, а так же к проектированию, и научился применять эти требования на практике.

Литература

1. Инженерно-геодезические работы для проектирования и строительства энергетических объектов. А. А. Карлсон, Л. И. Пик, О. А. Пономарев и другие, М. Недра, 1986 г.

2. Практикум по инженерной геодезии. В. Е. Новак, М. Недра, 198? г.

3. Инженерная геодезия, А. А. Соломонов, Высшая школа, 1983 г.

Сайты в интернете:

1. www. izyskatel. ru

2. www. geodeziy. ru

3. www. geoservis. by

4. www. beldorogi. by

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой