Сравнительный анализ Я-концепции в различных подростковых группах (старшеклассники обычной школы и дети, лишенные родителей)

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Психология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

[Введите текст]

Министерство образования РФ

Белгородский государственный университет

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии.

Курсовая работа

Сравнительный анализ Я-концепции в различных подростковых группах (старшеклассники обычной школы и дети, лишенные родителей)

Белгород-2002

Введение

Понятие «Я», впервые сформулированное в психологии Уильямом Джеймсом, является центральным образованием характера. [7].

У. Джеймс выделял две базовые составляющие, одна из которых фиксировала содержание жизненного опыта (я-как-объект), а другая обозначала процесс осознания человеком этого опыта (я-сознающее).

Бернс Р. смотрел на проблему Я-концепции и ее развития по другому [3,29]. Он считал, что в структуре Я-концепции объединяются две тенденции: «я-каким-меня-видят-другие» и «я-каким-я-сам-себя-вижу».

Образ Я выступает регулятором практически всех личностных, и, в первую очередь, характерологических процессов, проявляясь в самых разнообразных формах поведения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом образе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе — используя технику рисования. Рисунки в наиболее наглядной форме дают психологу информацию как об особенностях психических процессов, так и о специфике личностных характеристик. Соединение процесса изображения с процессом конструирования, реализованное в методе конструктивных рисунков, позволяет производить формализованную оценку исследуемых индивидуально-типологических различий. [7,197].

Какова же структура Я-концепции и как она формируется в течении жизни? Какие условия влияют на её становление и развитие в подростковом возрасте? Какие существенные отличия в структуре Я-концепции с помощью сравнительного анализа можно выделить у подростков из обычной школы и лишенных родителей?

На эти и многие другие вопросы еще нет окончательных и исчерпывающих ответов как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В психологии еще очень мало работ, посвященных разработке проблем самосознания и Я-концепции личности.

Так, например, И. С. Кон считал Я-концепцию важной составляющей подросткового возраста, когда она интенсивно развивается и формируется, на основе чего подросток строит свои взаимоотношения с окружающей средой и самим собой.

Отечественный психолог, С. Р. Пантилеев, рассматривал проблему самосознания личности на основе такого её компонента как самоотношение, базирующегося на самоуважении, аутосимпатии и самоуничижении. Исходя из этого им была создана методика исследования самоотношения (МИС).

Итак, проблема Я-концепции только начинает разрабатываться и развиваться в русле экспериментальной и социальной психологии.

Объект исследования — самосознание учащихся 9 «Б» класса средней школы № 4 и учащихся 9 класса Детского дома (лишенные родителей).

Предмет исследования — Я-концепция (Я-реальное, Я-идеальное, самооценка).

Цель исследования — с помощью отобранных методик провести сравнительный анализ Я-концепции в различных подростковых группах (учащиеся 9-х классов обычной школы и лишенных родителей).

Проблема — формирование и развитие Я-концепции в подростковом возрасте и ее влияние на уровень социальной адаптации.

Задачи исследования:

Провести экспериментальное исследование Я-концепции на учащихся 9 «Б» класса общеобразовательной школы № 4.

Провести экспериментальное исследование Я-концепции на учащихся 9-го класса, лишенных родителей (детский дом).

Сделать сравнительный анализ Я-концепции между двумя подростковыми группами и определить роль ее влияния на уровень социальной адаптации (опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу).

Экспериментальная гипотеза — неразвитая Я-концепция влияет на уровень социальной адаптации. У подростков из обычной школы Я-концепция будет более сформированной, чем у подростков, лишенных родителей.

1. Теоретическая часть

1. 1 Определение, структура и функции Я-концепции

В психологии существует много различных определений Я-концепции. Так, например, Карс Роджерс создатель центрированной-на-клиенте психотерапии, дает такое определение Я-концепции: «представления о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром; представления о целях и идеях, имеющих позитивную или негативную направленность».

Р. Берис под Я-концепцией понимает «эмоционально-оценочную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и взаимодействует с другими людьми» [3].

В словаре по психологии под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского имеется следующее определение Я-концепции — это «относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [2 стр. 475].

Таким образом, Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и к окружающим.

Я-концепция, как целостный образ, имеет собственную структуру, состоящую из следующих компонентов: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д. (самооценка); оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. [3].

Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Формирование Я-концепции является результатом физического развития, влияющего на формирование образа тела (физическое Я), когнитивного и эмоционального развития (психическое Я), а так же формирования навыков социального взаимодействия, возникающих в результате проигрывания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я) [7].

Таким образом, физическое «Я» — представление о своей внешности; социальное «Я» — социальная роль и статус, их оценка; духовное «Я» — представление о добре и зле, о развитости эмоциональной сферы: инструментальное «Я» — представление о своих способностей, что могу в плане деятельности.

Существуют и другие составляющие Я-концепции [7]:

Я-реальное — представление о себе в настоящем времени, познается человеком всю жизнь. Человек оценивает свои возможности, качества и т. д.

Я-идеальное — то, каким субъект, по его мнению, должен быть, ориентируясь на моральные нормы и ценности, т. е. то, что он хотел бы иметь в себе в будущем. Система ценностей субъекта, формируемая культурой, может служить примером неустойчивого во многих отношениях симптомокомплекса, отражая роль подверженных влиянию общественного мнения поведенческих моделей и шаблонов, которые индивидуальность использует в качестве системы координат.

Я-воображаемое — то, что субъект воображает относительно себя. В подростковом возрасте подменяет комплекс собственной неполноценности, неудовлетворенность своей внешностью.

Я-динамическое — то, каким субъект намерен стать в ближайшем будущем.

Я-желаемое — то, каким видит себя субъект в будущем, т. е. к чему человек реально стремится и что хочет изменить в себе.

Я-фантастическое — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным. это способ психологической защиты, человек формирует фантастический образ относительно самого себя, от чего получает положительные эмоции, хотя сам знает, что этого не будет.

Итак, Я-концепция — это фильтр, который пропускает информацию, и если она не согласуется с его мнением о себе, он ее не принимает, а исключает. Я-концепция является важнейшим структурным элементом психического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом [7].

Согласно Бернсу Р. Я-концепция выполняет следующие функции [3]:

Функция самотождественности (Я — это я) — при нарушениях самотождественности у человека могут наблюдаться следующие отклонения:

а) непонимание того, где кончается «Я» и где начинается социальная среда, т. е. потеря контактной границы между собой и окружающими людьми, человек не может отличить где «Я», где «Они», а все обозначает одним словом «Мы». Это называется невротическим слиянием;

б) человек воспринимает информацию из окружающей среды без критической обработки и считает ее исходящей от самого себя. Это инроекция;

в) приписывание другим людям своих собственных мотивов, чувств, намерений — проекция;

г) направление на себя тех действий, которые хочется направить на других — ретрофлексия.

Функция регуляции, целенаправленности и последовательности поведения.

Функция самовыражения себя как индивидуальности.

Психологическая защита личности — информация не соответствует Я-концепции, таким образом, образуются механизмы психологической защиты для избежания боли, перенапряжения, стыда, понижения самоуважения.

Таким образом, Я-концепция — это целостная система представлений индивида о самом себе и отношение к себе на основе этих представлений;

— составляющие компоненты Я-концепции (Я-реальное, Я-идеальное, Я-воображаемое, Я-динамическое, Я-желаемое, Я-фантастическое);

— Я-концепция выполняет следующие функции: самотождественность, регуляция и направленность поведения, самовыражение, психологическая защита личности;

— формирование адекватной Я-концепции, прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

1.2 Особенности формирования и развития Я-концепции в подростковом возрасте

Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста. Каковы движущие силы этого процесса? Как формируется индивидуальность и ее осознание? Из каких компонентов складываются юношеские представления о себе? От чего зависит уровень самоуважения и как он влияет на поведение подростков?

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоление за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению [1].

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?» [6].

Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звука музыки.

Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но она вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Я в своем представлении — это два существа: «внешнее» что ли и «внутреннее». «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего — внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом [4].

Юношеское «Я» еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить, отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т. е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми [3].

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего.

Временная перспектива чрезвычайно существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного «Я».

Вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?

Как преломляется развитие личности в Я-концепции подростка (его самооценке и представлении о себе)? Остаются они устойчивыми или изменяются? Экспериментальные данные на сей счет противоречивы.

Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждает, что переходный возраст, особенно 12−14 лет, сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я-концепции.

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12−14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей [3].

Часто в подростковом возрасте может быть переоценка степени устойчивости образа «Я». В большинстве психологических исследований подросткам и юношам предлагали описывать только свое наличное «Я», между тем важнейшие сдвиги в этой сфере затрагивают не столько его, сколько будущее «Я», оценку своих потенциальных возможностей и перспектив. Важно учитывать появление у подростков новых вопросов (представление о будущем «Я»), а не только ответов на старые вопросы (наличное «Я»).

Любые самооценки и самоописания предполагают какой-то отбор качеств, критерии которого с возрастом меняются, соответственно меняются и «предметные» компоненты Я-концепции, в частности соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я». Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Например, для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу маскулинности или фемининности. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен [3].

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказывается большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». Психологические тесты и шкала самоуважения М. Розенберга, С. Куперсмита, Ф. Розенберга и Р. Симмонс и др. измеряют более или менее устойчивую степень положительности отношения индивида к самому себе. Самоуважение — это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе [С. Куперсмит, 1965]. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое — с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения — это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе» (Г. Каплан, 1980).

Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают их социальную активность. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности и т. д. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Люди, лидирующие в своих группах, обычно обладают более высоким самоуважением и чувством уверенности в себе, чем рядовые участники. Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Имеются также интересные: хотя и не вполне однозначные данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным, недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям [3].

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.

Расхождение реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта.

У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, т теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

То же — у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетается с недовольством собой, повышенной ранимостью [Р. Катц и Е. Зиглер, 1967].

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие Я-концепции в подростковом возрасте — это сложный и болезненный процесс, включающий в себя половое созревание и формирование идентичности; искание нового «Я» и проблема самовыявления; самооценка и саморазвитие личности подростка.

2. Практическая часть

2.1 Планирование эксперимента

В данном эксперименте участвовали учащиеся 9 класса обычной школы и лишенные родителей (дети из детского дома). Выборка составляет 30 человек: 15 испытуемых из общеобразовательной школы и 15 — из детского дома. Две подгруппы примерно уравнены по половому и возрастному признаку. Первая серия исследований проводилась на учащихся 9 «Б» класса средней школы № 4 г. Нового Оскола 22 мая 2002 г. Вторая серия проводилась на учащихся 9 класса Новооскольского Детского дома 25 мая 2002 г. Полученные данные были проанализированы и интерпретированы.

Методики исследования. Для сравнительного анализа Я-концепции в различных подростковых группах и проведения данного эксперимента были использованы следующие три методики: МИС (методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р.); методика самооценки личности и проективная методика: «Я-реальное, Я-идеальное».

1) МИС (методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева).

Преимущество данной методики состоит в том, что она имеет высокую валидность, надежность и достоверность, а так же очень удобна и проста в применении, занимает немного времени в проведении и обработке полученных результатов.

За основу данной методики взят русскоязычный набор из 60 пунктов, включенных В. В. Столиным в опросник самоотношения [Пантилеев, Стопин, 1988]. Испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» — «не согласен», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов.

С помощью факторного анализа было получено 9 шкал (факторов): закрытость-открытость, самоуверенность, саморуководство, самоотношение к себе (отраженное), самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

В результате факторизации из девяти шкал было выделено 3 значимых фактора:

первый фактор — самоуважение. Сюда входят следующие шкалы: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Этот фактор выражает оценку собственного «Я» индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т. д.

второй фактор — аутосимпатия, его составляют такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность и самоценность. Он отражает собственные чувства и переживания индивида в адрес своего «Я».

Третий фактор — самоуничижение. Он включает шкалы внутренней конфликтности и самообвинения. Субъект здесь выступает в качестве «объекта», который снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая их на других. Высокие показатели по этому фактору свидетельствуют о не развитой Я-концепции, затрудненном процессе адоптации и социализации в обществе.

Шкальные значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки — «стены».

Затем подсчитывается суммарное значение для каждого фактора, на основе чего делается дальнейшая интерпретация полученных результатов. Интерпретация проводится путем анализа профиля трех показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.

Методика самооценки личности.

Преимущество этой методики в том, что она доступна и проста в применении, занимает мало времени. Полученные результаты, представленные в виде таблицы, очень легко обрабатываются и дают наглядную картину изучаемой характеристики, что позволяет быстро и легко их проинтерпретировать. Данная методика состоит из четырех наборов положительных качеств, окружающих межличностные отношения и общение; поведение; переживания и чувства; деятельность. Испытуемому предлагается разделить лист бумаги на 4 части и из предложенных качеств выбрать те, которые для нег наиболее ценны и значимы, которым отдается большее предпочтение, чем другим. А затем из выписанных в 4 столбика качеств надо выбрать и обвести кружком те, которыми, по его мнению, он обладает реально. Затем подсчитывается количество реальных качеств (Р). Подсчитывается количество идеальных качеств (И) и вычисляется их процентное соотношение, где:

концепция подросток самооценка методика

Р

П = ----- 100%

И

Результаты сопоставляются с оценочной шкалой, позволяющей определить уровень и адекватность самооценки личности испытуемого.

Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки

Неадекв. низкий

Низкий

Ниже Среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекв. Высокий

Вариант 1

Муж

0−10

11−34

35−45

46−54

55−63

64−66

67

Жен

0−15

16−37

38−46

47−56

57−65

66−68

69

Проективная методика «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Данная методика позволяет определить такие структурные элементы Я-концепции как «Я-реальное» (т.е. каков я есть на самом деле, как я себя оцениваю), и «Я-идеальное» (каким я хотел бы быть в будущем, что хотел бы в себе изменить). Ее достоинство в том, что она позволяет исследовать образ «Я», зафиксированный в бессознательной сфере психики, а так же отношение самого индивида к этому образу, как в настоящий момент, так и в будущем. Преимущество проективной методики состоит в том, что она представляет собой свободный вариант тестирования, не имеет ограничений во времени и требует от исследования профессиональных умений и навыков.

Методы обработки полученных данных.

При обработке полученных данных был использован статистический метод — средняя арифметическая (М), позволяющий выявить наиболее часто используемый показатель центральной тенденции.

Формула вычисления средней арифметической:

сумма всех значений данных? x1+x2+…+xn

М = --------------------------------------- = ----------------------------

число этих данных nx

2. 2 Протокол эксперимента и обработка результатов

После проведения двух серий экспериментов были получены следующие данные, занесенные в таблицы и подвергнутые первичной обработке.

1. Результаты исследования по методике МИС.

Таблица 1 — Сырые данные по двум группам испытуемых

Шкалы

Испытуемые

Учащиеся 9 «Б» класса с/ш № 4

Учащиеся 9 класса детского дома

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

1

4

11

9

3

10

6

8

6

8

4

9

6

5

9

6

8

7

5

2

7

10

8

6

9

4

6

4

1

5

3

5

6

4

5

3

4

6

3

6

5

8

3

7

5

5

12

9

4

6

3

5

4

4

5

8

7

4

10

8

9

6

9

8

10

5

2

4

5

4

4

3

6

7

9

10

5

7

4

5

6

8

4

5

11

8

3

4

4

7

4

6

8

14

8

6

7

7

7

7

6

10

9

10

7

7

4

4

5

3

5

6

9

8

7

7

10

8

5

9

8

9

10

4

6

2

6

4

7

6

6

9

10

8

7

8

5

5

10

10

7

13

8

5

7

4

6

6

7

9

14

10

9

8

8

7

4

8

8

8

14

6

3

4

3

7

7

4

4

10

7

10

8

10

6

5

6

3

4

3

2

6

8

7

9

5

3

4

8

9

11

7

7

8

6

9

9

8

6

5

4

5

5

5

4

5

7

14

7

12

5

5

5

3

4

6

8

7

8

4

6

6

4

6

4

4

10

6

13

7

10

8

7

10

11

9

10

6

5

3

7

5

4

4

5

8

6

14

5

5

7

5

6

8

6

8

6

3

4

4

5

6

3

4

7

8

15

5

7

6

6

9

7

7

4

5

4

5

4

6

7

6

3

8

10

Сырые данные переводим в стандартные значения с помощью таблицы сырых результатов в стены и получаем следующую таблицу.

Таблица 2 — Стандартные значения и средние значения по двум группам испытуемых

Шкалы

Испытуемые

Учащиеся 9 «Б» класса с/ш № 4

Учащиеся 9 класса детского дома

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

1

5

7

8

4

7

5

7

5

7

5

5

5

5

7

5

7

5

5

2

6

6

7

6

7

3

6

4

2

5

3

4

6

4

4

4

4

6

3

6

4

7

4

5

4

5

7

8

5

4

3

5

4

3

5

6

6

4

9

5

8

6

7

6

9

5

3

5

4

4

4

3

5

7

6

9

5

6

3

4

6

6

3

5

7

7

4

3

4

6

4

5

7

9

7

6

6

5

6

6

5

8

8

6

6

6

3

4

5

3

4

6

6

7

7

6

6

7

5

7

6

8

6

4

6

2

5

4

5

5

6

6

9

8

6

5

4

5

7

8

7

8

7

5

5

4

6

5

5

8

9

9

9

7

5

6

4

6

6

7

9

6

4

3

3

6

5

3

5

6

6

10

7

6

5

5

5

3

5

4

3

6

5

6

8

4

3

5

6

8

11

6

5

7

6

7

7

7

5

5

5

4

4

5

4

4

7

9

6

12

5

4

4

4

4

5

7

5

7

5

4

5

4

5

3

5

6

6

13

6

6

7

6

7

9

8

6

6

5

3

6

5

4

3

5

6

6

14

5

4

6

5

5

6

6

6

6

4

3

3

5

5

3

5

5

7

15

5

5

5

6

7

5

7

4

5

5

4

3

6

5

5

4

6

9

Средняя арифметическая (М)

6,1

5,1

6,1

5,2

6,1

5,6

6,8

5,8

5,5

5,0

3,7

4,2

5,3

4,5

4,0

5,7

6,4

7,1

Данные по девяти шкалам группируются и получается таблица трех значимых факторов:

самоуважение;

аутосимпатия;

самоуничижения.

Таблица 3 — Самоотношения по результатам факторного анализа

Учащиеся 9 «Б» класса с/ш № 4

Учащиеся 9-го класса д. дома

Значимые факторы

Самоуважение

Аутосимпатия

Самоуничижение

Самоуважение

Аутосимпатия

Самоуничижение

Шкалы

1, 2, 3, 4

5, 6, 7

8, 9

1, 2, 3, 4

5, 6, 7

8, 9

Суммарное значение шкал

22, 5

18,5

11,3

18,2

15,2

13,5

Результаты исследования по методике самооценки.

Таблица 4 — Психодиагностическая шкала уровней самооценки

Учащиеся 9 «Б» класса с/ш № 4

Учащиеся 9-го класса д. дома

Испытуемые

Идеальные

качества (И)

Реальные

качества (Р)

Процентное отношение (П %)

Уровень самооценки

Идеальные качества (И)

Реальные

качетва (Р)

Процентное отношение (П %)

Уровень самооценки

1

25

16

60

Выше среднего

49

24

49

средний

2

25

22

88

неадекватно высокий

28

18

64

высокий

3

37

19

51

средний

24

13

54

средний

4

51

36

71

неадекватно высокий

58

14

24

низкий

5

32

27

84

неадекват-

но высокий

25

8

32

низкий

6

43

22

51

средний

47

15

32

низкий

7

44

32

73

неадекватно высокий

26

14

54

средний

8

51

39

77

неадекватно высокий

38

21

54

средний

9

28

22

79

неадекватно высокий

17

4

24

низкий

10

30

24

80

неадекватно высокий

44

16

36

ниже

среднего

11

38

24

63

выше среднего

37

11

30

низкий

12

31

20

65

высокий

28

9

32

низкий

13

31

19

61

выше среднего

54

26

48

средний

14

30

16

53

средний

32

12

38

ниже среднего

15

29

13

45

средний

41

18

44

ниже

среднего

Таким образом, среди учащихся из обычной школы большинство имеют завышенную и неадекватно высокую самооценку, а подростки, лишенные родителей — заниженную и ниже среднего уровня, редко адекватную самооценку.

Результаты исследования по проективной методике «Я-реальное, Я-идеальное».

У подростков из обычной школы преобладает тенденция к ассоциации себя с цветком и кактусом, «Я-реальное» не очень сильно отличается от «Я-идеального». Они точно осознают себя как в настоящем времени (т.е. в данный момент), так и в будущем; ясно видят то, какими они хотели бы быть и что хотели бы в себе изменить и почему. К выполнению задания приступили с интересом, работали активно и плодотворно, справились с ним быстро.

У детей, лишенных родителей, рисунки очень простые, состоящие, как правило, из одного объекта уменьшенной формы.

У них присутствует трудность в нарисовании «Я-идеального», нет представления о себе в будущем. «Я-идеальное» здесь является не продолжением «Я-реального», а составляет нечто неопределенное оторванное от действительности.

Таким образом, рисунки детей из обычной школы очень сильно отличаются от рисунков детей, лишенных родителей (из детского дома), как по содержанию, так и по смыслу.

2.3 Интерпретация результатов исследования

1. Интерпретация данных по методике МИС.

Проанализировав полученные данные по девяти шкалам и сгруппировав их, получили результаты по трем главным факторам (самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение).

У учащихся 9 «Б» класса средней школы № 4 средняя арифметическая по всем шкалам колеблется от 5,1 до 6,7, т. е. имеет среднее значение, что свидетельствует об идеальном и слегка завышенном самоотношении.

Результаты по первому и второму факторам составили 22,5 и 18,5, что выше среднего значения. Это говорит о полном принятии себя и положительном отношении к своей личности (самоценность и самопринятие). Данные по третьему фактору равны 11,3, что свидетельствует о частичном приуменьшении и недооценивании некоторых своих возможностей и способностей.

Большинство поодростков из обычной школы обладает комфорным поведением и закрытостью от окружающих, к себе относятся как к уверенной и самостоятельной личности, умеют сами руководить собой и понимают, что основным источником активности являются они сами. Считают, что их личность, характер, деятельность способны вызвать уважительное отношение и симпатию у других. Они принимают себя такими, какие есть и относятся к себе с симпатией и привязанностью, имея при этом потребность в саморазвитии и самосовершенствовании (личностный рост). В сфере рефлексии и плане самораскрытия многие учащиеся не имеют существенных проблем и затруднений.

Таким образом, у подростков из общеобразовательной школы, по сравнению с детьми, лишенными родителей, такие факторы как самоуважение и аутосимпатия имеют значение выше среднего, а фактор самоуничижения — среднее, что свидетельствует о наличие данной тенденции, но не о преобладании.

У учащихся из детского дома суммарное значение по первым 4-м шкалам равно 18,2, что намного ниже, чем у детей из обычной школы, что говорит о недостаточно развитом самоуважении к своей личности, а также о критическом и порой негативном отношении к себе, неудовлетворенности своей личностью, что отрицательно сказывается на социальной приспособляемости. Подростки из детского дома, часто переносят ответственность за что-либо на других. Они не задумываются о развитии своей личности и им не интересен свой внутренний мир, т.к. он остается для них чем-то непонятным и недоступным. Результаты по второму фактору (аутосиматия) составили 15,2. Это свидетельствует о том, что большинству из них тяжело принимать себя таким, каков есть, но несмотря на это, нет желания и стремления к личностному росту и самосовершенствованию. Это является признаком ригидности и несформированности Я-концепции. Данные третьего фактора — 13,5 что выше среднего значения. Исходя из этого, семь человек из десяти имеют внутреннюю конфликтность и тенденцию к самообвинению и самоуничижению. Они недооценивают и принижают свои реальные способности и возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самоотношение и самопринятие у подростков из обычной школы носят более положительный характер, чем у детей из детского дома, что говорит о развитой и сложившейся Я-концепции у первой группы, нежели это можно сказать о второй.

2. Интерпретация данных по методике самооценки.

Сравнивая данные между учащимися из общеобразовательной школы и учащимися из детского дома, можно сказать, что среди подростков обычной школы преобладает неадекватно завышенная или высокая самооценка, что свидетельствует о неправильном представлении о себе, идеализированном образе своей личности и своих возможностях, своей ценности для окружающих и для общего дела. Рациональное зерно оценки выпадает полностью, в Я-концепции преобладает «Я-идеальное», нежели «Я-реальное». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Но если же высокая самоценка пластична, то это способствует развитию личности и формированию Я-концепции, а так же положительно влияет на уровень социальной адаптации (общительность, уверенность в себе, раскрепощенность и т. д.).

У подростков из детского дома преобладает средний и заниженный уровень самооценки. Учащиеся с оптимальным уровнем правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Это свидетельствует о хорошо сформировавшейся Я-концепции и преобладании в ней «Я-реального» но с частичным выпаданием «Я-идеальное» и «Я-воображаемого», т.к. очень мало эталонов для подражания. Подростки с заниженной самооценкой (60%) оценивают себя и свои возможности ниже реальных, т. е. имеющихся у них. Это говорит о неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои способности, что приводит к недоразвитию и несформированности Я-концепции, а порой к возникновению негативного отношения к себе.

Так как самооценка — это составляющая Я-концепции, ее эмоционально-оценочный компонент, то она непосредственно связана с одной центральной потребностью человека — потребность в самоутверждении, т. е. стремление найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценка складывается под влиянием окружающих в следствии общения, поведения, деятельности личности в обществе. Как и предполагалось в гипотезе, уровень самооценки выше у подростков из обычной школы, чем из детского дома, что влияет на формирование и развитие у них Я-концепции.

Таким образом, в первом случае Я-концепция будет более сформированной, чем во втором, что сказывается на уровне социальной адаптации в обществе, т. е. дети из детского дома будут менее адаптировны, чем ученики обычной школы.

3. Интерпретация результатов по проективной методике.

Проанализировав все рисунки, можно проследить одну очень важную тенденцию: у подростков из обычной школы они эмоционально окрашенные и насыщенные многочисленными деталями и дополнительными элементами. У них ясное представление о себе как в настоящий момент, так и в будущем. Небольшой разрыв (различие) между «Я-реальным» и «Я-идеальным» свидетельствует об удовлетворенности собой, т. е. принятие себя таким, каков есть, а также о желании что-то изменить, усовершенствовать и развить в себе в ближайшем будущем. В данном случае «Я-идеальное» носит немного идеализированный, преувеличенный характер, но не отождествляется с «Я-фантастическим» и «Я-воображаемым».

У подростков, лишенных родителей, рисунки схематичны, бедны эмоциями и детализированы. Была трудность в изображении «Я-идеального», что говорит о неопределенности и неосознаваемости себя в будущем, а это все является следствием несформированной Я-концепции. У них нет четкого представления о себе в настоящий момент, а также они не видят себя в будущем, не знают, какими хотят стать, что изменить или развить в себе, как личности. Единственное, чего им хочется — это свободы, независимости и самостоятельности.

Самоуважение, аутосимпатия и самоприятие у детей из обычной школы более развиты, чем у детей из детского дома;

у подростков, лишенных родителей, как правило, заниженный уровень самооценки, редко — средний. У подростков же из обычной школычаще преобладает неадекватно высокая и завышенная самооценка;

у детей из детского дома «Я-идеальное» — это нечто размытое и неопределенное, а дети из общеобразовательной школы № 4 ясно видят, кем бы они хотели быть и почему.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась; Я-концепция более сформирована и развита у детей не лишенных родителей. Она имеет свою полную структуру и целостность, что положительно влияет на уровень социальной адаптации. У детей из детского дома Я-концепция имеет недостаточно сформированный характер и происходит «выпадение» такого структурного ее звена как «Я-идеальное», что мешает нормальной социализации и адаптации в обществе.

Заключение

Исследуя Я-концепцию и проведя ее сравнительный анализ в различных подростковых группах (старшеклассники обычной школы и лишенные родителей), можно сделать вывод, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась, т. е. Я-концепция у детей из обычной школы более сформирована, чем у учащихся из детского дома, а так же выяснилось то, что неразвитая Я-концепция отрицательно влияет на уровень социальной адаптации и социализации.

Изучив проблему Я-концепции в различных подростковых группах, условиями, влияющими на ее формирование и развитие, можно считать следующие:

ближайшее окружение ребенка (есть ли семья; полная она или не полная; благополучная или не благополучная; каков личностный статус в ней ребенка и т. д.);

социальное окружение и статус ребенка в нем (имеются ли друзья, где учится, с кем проводит свой досуг и как, есть ли значимые люди и какое влияние они оказывают, есть ли образцы для подражания и много ли их);

пластичность и адекватность самооценки (каков уровень оценки себя ребенком, адекватен ли он имеющимся у него реальным возможностям, способностям и качествам, насколько данная самооценка пластична).

В результате проведенного исследования Я-концепции выяснилось, что самоотношение и самопринятие у подростков из обычной школы носят более положительный характер, чем у детей, лишенных родителей. Сомоуничижение и недооценивание значимости своей личности в большей мере присуще второй подростковой группе, нежели первой. Наблюдаются также существенные различия в уровне и адекватности самооценки как эмоционально-оценочного компонента Я-концепции. У учащихся 9 «Б» класса общеобразовательной школы № 4 преобладает адекватно завышенный уровень самооценки. У подростков из детского дома самооценка носит неадекватно заниженный и редко средний уровень, что мешает их адоптации и развитию личности.

Таким образом, у подростков из общеобразовательной школы № 4 более развито самоуважение, самопринятие, самопривязанность и аутосимпатия. Самооценка в большинстве случаев имеет неадекватно завышенный или высокий уровень, а представление об «Я-реальном» и «Я-идеальном» четкое, конкретное и целостное, что способствует более успешной социализации и адаптации в обществе.

Подросткам из детского дома недостаточно самоуважения и аутосимпатии к своей личности как таковой, у них не развито полное и целостное представление о себе и своих способностях, чертах характера, умениях и навыках, уровень их самооценки, как правило, ниже среднего; а такая структурная единица Я-концепции как «Я-идеальное» не всегда и не совсем полностью ими осознается.

Список используемой литературы

1. Абрамова Г. С. Социальная психология детства. — М., 2000.

2. Берн Э. Я-конценция и ее воспитание. — М., 1993.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

4. Волков К. Н. Психология о педагогических проблемах. — М., 1981.

5. Донцов И. А. Самосовершенствование личности. — Р.Д.: РГУ, 1997.

6. Коломенский Я. Л. Познай самого себя. — Минск, 981.

7. Кон И. С. В поисках себя (личность и ее самосознание). — М., 1984.

8. Кон И. С. Психология ранней юности, — М., 1989.

9. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 2000.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. — Воронеж, 1995.

11. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.

12. Рабочая книга практического психолога./ М., 2001.

13. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

14. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Монография / Бодалев А. А. — М., 1997.

15. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПб; 2000.

17. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Владос, 1999.

18. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. — М., 1996.

Приложение

9 шкал из методики МИС

Шкала 1: закрытость-открытость (14 пунктов) — определяет преобладание одной из двух тенденций: 1) критичность — глубокое осознание себя, внутреннее честность и открытость. 2) конфликтность, мотивация одобрения — поверхностное проникновение в себя, защитное отношение к себе.

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов) — определяет отношение к себе как уверенной, самостоятельной, волевой и надежной личности.

Высокие значения — самоуверенность, низкие — неудовлетворенность, ощущение своей слабости, социальная приспособляемость.

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов) — отражает представление о том, что основным источником активности является сам человек.

Шкала 4: самоотношение к себе (отраженное) (11 пунктов) — отражает представление человека о том, что его личность, характер, деятельность способы вызвать уважительную симпатию у других и наоборот.

Шкала 5: самоценность (14 пунктов) — ощущение ценности собственной личности, эмоциональная оценка себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызвать у других глубокое чувство.

Шкала 6: самопринятие (12 пунктов) — отражает чувство симпатии к себе, принятие себя таким, какой есть, одобрение своих поступков, планов, желаний и принятие недостатков.

Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов) — определяет желание и нежелание меняться по отношению к собственному состоянию, отражает ригидность «Я-концепции».

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов) — отражает внутренние конфликты, сомнения, несогласие с собой, тенденция к самокопанию и рефлексии на общем негативном фоне.

Шкала 9: самообвинение (10 пунктов) — отражает интропонятийность, отрицательные эмоции к своему образу «Я».

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой