Ставка рефинансирования в РБ

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Реферат

Денежно-кредитная политика, процентная политика, ставка рефинансирования, ликвидность, межбанковский кредит, инфляция, динамика, центральный банк

Объект исследования — денежно-кредитная политика центрального банка.

Предмет исследования — инструмент денежно-кредитной политики — ставка рефинансирования.

Цель работы: рассмотрение сущности, функций, принципов и проблем, анализ динамики ставки рефинансирования в Республике Беларусь.

Методы исследования: описание, сбор фактов, сравнительный анализ, экономико-математические.

В результате данной курсовой работы выявлены сущность и роль ставки рефинансирования в денежно-кредитной политике, проведен анализ изменений ставки рефинансирования за предыдущие годы, обозначены пути регулирования ставкой рефинансирования Национальным банком Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты ставки рефинансирования

1.1 Сущность ставки рефинансирования

1.2 Ставка рефинансирования в РБ

2. Динамика ставки рефинансирования в РБ

3. Пути совершенствования управления ставкой рефинансирования Национальным банком РБ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Основным критерием эффективности денежно-кредитного регулирования является обеспечение экономики денежной массой, которая по количественным и качественным параметрам соответствует реальному спросу на деньги. Баланс спроса и предложения денег регулирует центральный банк, используя систему методов и инструментов монетарного регулирования. Выделяют различные методы воздействия на экономику страны в зависимости от роли центрального банка и сущности операции.

Важнейшим рычагом реализации денежно-кредитной политики центрального банка выступает процентная политика. Ее целью явлвяется поддержание процентных ставок в экономике на уровне, способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития, включая защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. При этом реализуются принципы, обеспечивающие стимулирование привлечения средств субъектов экономики в банковские депозиты при расширении доступности кредитов юридическим и физическим лицам, то есть поддержание баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Основой процентных ставок является официальная ставка центрального банка — ставка рефинансирования. При принятии конкретных решений об изменении ставки рефинансирования необходимо использовать подход, основанный на комплексном анализе факторов, воздействующих на процентные ставки, и учитывающий оценки влияния ставки рефинансирования на денежные и общеэкономические процессы.

Актуальность темы обусловлена необходимостью развития эффективного использования ставки рефинансирования, как важнейшего инструмента процентной политики, действующего на предложение денег через объемы кредитов и денежную базу.

Целью курсовой работы является определение сущности, функций и принципов ставки рефинансирования, анализ изменений ставки рефинансирования и выявление особенностей применения в Республике Беларусь.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

· определить понятие «ставка рефинансирования», ее функции и принципы;

· проанализировать изменения ставки рефинансирования в Республике Беларусь;

· показать современное направление управления ставкой рефинансирования в Республике Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является денежно-кредитная политика центрального банка, определяющая денежную массу.

Предметом курсовой работы выступает инструмент денежно-кредитного регулирования — ставка рефинансирования.

Методологическую основукурсовой работы составляют общенаучные диалектические методы — сравнительный анализ, описание, обобщение, индукция, дедукция, системность и комплектность.

В первой главе раскрывается сущность и роль ставки рефинансирования центрального банка в денежно-кредитном регулировании.

Вторая глава посвящена динамике ставки рефинансирования по данным Национального банка Республики Беларусь.

В третьей главе рассмотрим пути современного управления инструмента процентной политики Национального банка Республики Беларусь.

При написании работы были использованы «Банковский кодекс Республики Беларусь», Указ Президента Р Б, Постановления Совета директоров Национального банка, учебники и учебные пособия белорусских ученых-экономистов, а также статьи из журналов «Белорусский экономический журнал», «Банковский вестник», электронные ресурсы.

1. Теоретические аспекты ставки рефинансирования

1.1 Сущность ставки рефинансирования

Доверие к центральному банку и его политике можно определить, как уверенность частного сектора в том, что денежные власти успешно достигнут поставленные перед ним цели. Центральный банк с низким доверием со стороны общества вынужден проводить более рестриктивную денежно-кредитную политику. Кроме того, денежные власти, обладающие высоким доверием, более гибко реагируют на макроэкономические шоки [8,с. 372].

Центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, использует различные методы воздействия, которые позволяют ему достичь поставленных целей. Процентная политика является одним из таких методов. Путем изменения стоимости предоставляемых банкам кредитов она дает возможность центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т. д. 9, с. 101].

Для осуществления процентной политики необходимо использовать инструменты денежно-кредитной политики направленные на снижение уровня инфляции и обеспечения устойчивости официальной денежной единицы. Главным инструментом выступает ставка рефинансирования. Принятие решения о ее изменении базируется на совокупности таких факторов как: фактический и прогнозируемый уровень инфляции; ситуация на внутреннем валютном рынке; состояние торгового платежного баланса и уровень золото-валютных резервов государства; ситуация на кредитном и депозитном рынках; динамика обменных курсов национальной валюты к иностранным; мировые тенденции на финансовых рынках, а также возможные последствия для экономики и финансовой сферы. Для реализации эффективной процентной политики обеспечивается оперативное реагирование на изменяющиеся условия в экономике, на финансовом рынке[16, с. 5].

В отечественной и зарубежной литературе существует множество вариантов понятия «ставка рефинансирования», для выявления экономической сущности рассмотрим некоторые из них.

В экономической литературе можно выделить три основные концепции ставки рефинансирования, определяющих ее как:

— процентная ставка по предоставляемым ресурсам центральным банком в ходе реализации им функции связанной с регулированием ликвидности банков;

— ориентир цены заемных средств на финансовом рынке;

— индикатор средней стоимости денег в экономике.

Большинство научных деятелей определяют ставку рефинансирования как процентную ставку по предоставляемым ресурсам центральным банком государства другим банкам. При этом ставка рефинансирование банков представляется одним из ключевых инструментов реализации денежно-кредитной политики центрального банка в целях обеспечения стабильности функционирования банковского сектора [4,с. 20].

Так, по мнению Г. И. Кравцовой, «ставка рефинансирования — уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые центральным банком другим банкам (небанковским финансово-кредитным организациям)»; «…базовый инструмент для процентного регулирования"[5,с. 412].

С.С. Ткачук, О. И. Румянцева говорят о нескольких официальных (базовых) ставках среди которых «ставка рефинансирования (кредитования) для банков характеризуется наличием так называемого «сигнального эффекта», отражающего как динамику инфляции, так и направления денежно-кредитной политики центрального банка"[21,с. 130].

Отметим, что к ставке рефинансирования рядом экономистов (В.И. Рыбина, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Е. П. Жарковская, В. И. Тарасов и др.) приравнивается термин «учетная ставка"[10,15,27,28].

Так, В. И. Тарасов считает, что «…установленной официальной учетной ставкой центральный банк определяет цену привлекаемых банками ресурсов, с ростом учетной ставки повышается цена рефинансирования банковских операций и наоборот…"[28,с. 289].

Однако стоит заметить, что в настоящее время термин «учетная ставка» не используется в практике большей части центральных банков, в том числе и Национального банка Республики Беларусь. Это связано с отсутствием вексельного обращения в политике центрального банка. На сегодняшний день, как правило, центральные банки придерживаются политики высоколиквидного обеспечения по проводимым ими операциям рефинансирования в виде других ценных бумаг.

С точки зрения Г. Н. Белоглазовой, «регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, — его официальной ставкой. Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям — дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. «[2,с. 237]. О. И. Лаврушин также выделяет рефинансирование банков в рамках реализации дисконтной (учетной) и залоговой политики центрального банка[14,с. 282].

Наряду с этим существует мнение, что ставка рефинансирования — ориентир цены заемных ресурсов на рынке. При этом любое ее изменение влечет за собой колебание процентных ставок финансового рынка.

Так, «ставка рефинансирования Банка России играет роль базовой ставки и используется Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке"[7,с. 414].

В таблице 1 представлены ставки рефинансирования центральных банков с кратким содержанием их экономической сущности.

Наиболее общим подходом является то, что ставка рефинансирования, отражая среднюю стоимость денег, необходима для понимания стоимости денег в рыночной экономике.

Таблица 1 — Центральные банки с действующими ставками рефинансирования

Центральный банк

Ставка рефинансирования

Экономическое значение

Банк России

Кредиты «овернайт»

Ставка, по которой выдаются кредиты для поддержания ликвидности в банковской системе в связи с временной нехваткой денежных ресурсов. Таким образом, Банк России влияет на уровень денежной массы, а также на процентные ставки по ссудам, сбережениям и ипотеке

Федеральная резервная система США (ФРС)

1. Discount rate

Это процент, под который ФРС сама кредитует банки в рамках системы «дисконтное окно»; устанавливается ФРС напрямую

2. Ставка по федеральным фондам TargetFedFundRate — по кредитам «овернайт»

Устанавливается ФРС косвенно через операции на открытом рынке. Это целевая (таргетируемая) ставка, под которую банки предоставляют свои избыточные резервы, находящиеся на счетах ФРС, другим банкам

Европейский центральный банк (ЕЦБ)

Refinancing Tender — европейскийаналог Federal Funds Rate

Процентная ставка является минимально возможной для заявок на привлечение средств в тендере ЕЦБ, который проводится каждые две недели; минимальная ставка, по которой ЕЦБ совершает сделки на открытом рынке

Банк Англии, Риксбанк, Резервный банк Индии, Южно-Африканский резервный банк

Reporate (по сделкам РЕПО)

Ставка, по которой центробанки покупают у банков ценные бумаги с условием продажи их тем же банкам через установленный срок. Таким образом, оказывается влияние на уровень денежной массы, а также на процентные ставки по кредитам, сбережениям и ипотеке

Банк Японии

Overnight call rate target

Процентная ставка по займам oovernight; ориентир средней процентной ставки на рынке краткосрочных депозитов

Национальный банк Республики Казахстан

Официальная ставка рефинансирования (единая)

Применяется по заемным операциям; официальная ставка вознаграждения по операциям обратного РЕПО, СВОП и краткосрочным займам

Источник — [16, с. 7, таблица 1].

Так как рефинансирование, в общем, есть процесс предоставления ресурсов, то ставка рефинансирования призвана отражать стоимость предоставляемых ресурсов, и выражена в процентах годовых. У некоторых центральных банков стоимость определенного инструмента системы рефинансирования банковского сектора действительно соответствует ставке рефинансирования.

Таким образом, в одних странах ставка рефинансирования центрального банка — это ставка по кредитам «овернайт», в других — по сделкам РЕПО на открытом рынке. При этом ставка рефинансирования является базовой процентной ставкой центрального банка, которая оказывает самой непосредственное влияние на денежный рынок. При малейшем изменении ставки рефинансирования в развитых странах проявляются «волнения» и ожидание существенных экономических изменений среди участников финансового рынка.

Стоит отметить, что у ряда государств ставка рефинансирования не принимает прямого участия в операциях рефинансирования центрального банка по регулированию ликвидности банковского сектора. Так, например, в Украине ставка рефинансирования является базовым индикатором для оценки стоимости привлеченных и размещенных денежных ресурсов для банков [17]. В Республике Беларусь ставка рефинансирования выступает инструментом денежно-кредитной политики, посредством которого центральный банк воздействует на процентные ставки на различных сегментах денежного рынка[22].

Общепринятое мнение, что с помощью ставки рефинансирования центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым кредитными организациями[22,30]. При этом процентные ставки устанавливаются банками в соответствии с законодательством самостоятельно, исходя из условий рынка кредитных ресурсов, и формируются учитывая следующие факторы: стоимости привлекаемых ресурсов из доступных источников, а именно средства клиентов, средства внутреннего межбанковского рынка, средства центрального банка и средства, заимствованные на внешних финансовых рынках с учетом операционных расходов, соотношения спроса и предложения на рынке кредитных услуг, факторов риска и др.

1.2 Савка рефинансирования в Республике Беларусь

Главным звеном банковской системы Республики Беларусь выступает Национальный банк. Как центральный банк страны, он является: эмиссионным центром, банком-кредитором в последней инстанции для коммерческих банков и правительства, главным расчетным центром страны, органом надзора, органом регулирования денежно-кредитных отношений[29,с. 309]. Денежно-кредитное регулирование проводится Национальным банком с помощью многих методов, но важнейшим выделяют процентную политику.

Правовой основой для осуществления национальным банком процентной политики являются: Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и другие нормативные правовые акты.

Процентная политика Национального банка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике, и является частью денежно-кредитной политики, осуществляемой в русле общеэкономической политики государства[9,с. 284]. Основной целью является формирование условий для обеспечения внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. Для достижения этой цели Национальный банк придерживается базовых принципов:

· обеспечение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях на уровне, как правило, превышающем уровень инфляции, т. е. поддержание ставок на положительном уровне в реальном выражении;

· достижение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях, превышающей доходность от вложения средств в основные иностранные валюты, с учетом темпов изменения валютных курсов и доходности по инструментам сбережения в этих валютах;

· формирование ставок по кредитным операциям банков на уровне, обеспечивающем доступность этих кредитов для юридических и физических лиц[9,с. 285].

Главным инструментом процентной политики является установление ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Данный инструмент оказывает прямое влияние на уровень процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, а через них, косвенно, на прочие ставки (ставки по кредитам и депозитам населения и предприятий) денежного рынка. Вместе с тем, Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях — предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц [1, ст. 31].

Стоит отметить, что ставка рефинансирования в Республике Беларусь не является процентной ставкой по какому-либо инструменту рефинансирования банков Национальным банком Республики Беларусь. При этом ставки по операциям на открытом рынке по предоставлению ликвидности устанавливаются не выше ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности и не ниже ставки рефинансирования; соответственно, ставки по операциям изъятия ликвидности — не ниже ставок по депозитам «овернайт» и не выше ставки рефинансирования. Исходя из этого можно опредилить ставку рефинансирования как минимальную процентную ставку по предоставлению ресурсов центральным банком и максимальную по их изъятию в рамках регулирования ликвидности банковского сектора Национальным банком Республики Беларусь[16,с. 4]. С этой точки зрения, можно опредилить ставку рефинансирования как индикатор состояния экономики, задавая общую тенденцию ее развития.

В соответствии с Принципами регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь операционной целью Национального банка является обеспечение динамики средней процентной ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях на уровне, близком к ставке рефинансирования[19]. Исходя из этого, ставка рефинансирования выступает ориентиром цены денег на рынке.

Так можно выделить, что ставка рефинансирования оказывает влияние на важнейшие макроэкономические переменные:

· уровень сбережений и инвестиций в экономике;

· уровень инфляции;

· цены на финансовые активы;

· стоимость заимствования бюджета и др.

Регулирование денежно-кредитной политики с помощью ставки рефинансирования имеет «пассивный характер» и может меньше воздействовать, чем изменение резервных требований или операции на открытом рынке. Количество получения кредитов у центрального банка относительно не велико, а иногда и ограничено. Именно операции на открытом рынке побуждают нередко коммерческие банки брать кредиты у центральных банков. Получение кредитов от центрального банка зависит от инициативы коммерческих банков. Если ставка рефинансирования понижена, а банки не склонны брать кредит у центрального банка, то даже более низкая ставка окажет слабое воздействие на денежное предложение, систему кредитных отношений [5,с. 412].

Ставка рефинансирование имеет особенность изменяться относительно часто, «…больше с целью приведения ее в соответствии с другими процентными ставками, чем с целью вызвать резкие перемены в кредитно-денежной политике"[5, с 412]. Однако, ввиду инфляционных и девальвационных ожиданий, а также наличия определенных рисков во внешнем секторе, не всегда Национальный банк может установить экономически достаточно обоснованный уровень ставки рефинансирования, который мог бы активно стимулировать экономическую деятельность всех субъектов хозяйствования.

В целом проводимая Национальным банком Республики Беларусь процентная политика должна быть взвешенной, направленной в первую очередь на обеспечение экономической стабильности и сбалансированного развития экономики. Необходимо также учитывать интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

ставка рефинансирование кредитный управление

2. Динамика ставки рефинансирования в РБ

Для наглядного представления об изменении ставки рефинансирования ниже представлена таблица 2 и рисунок 2.1 за период с 2001 по 2012 годы.

Таблица 2 — Изменение средней ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (Рассчитана по календарному количеству дней)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Январь

80

57,9

38

28

17

11

10

10

13,5

13,5

10,5

45

Февраль

78,6

66

38

27,6

17

11

11

10

14

13,29

10,5

43,97

Март

73,2

62,7

37,6

26

16,3

11

11

10

14

13

11,27

38

Апрель

69,3

57,3

36,3

24,1

15,2

11

11

10

14

12,8

12,37

36,07

Май

66,6

53,2

34,6

22,5

14,1

11

11

10

14

12,18

13,45

34,97

Июнь

58,7

48,1

33,7

21,1

13

10,5

11

10

14

12

16,6

33,27

Июль

51,3

45,2

32

19,6

12,6

10,5

10,75

10,25

14

11,71

19,23

31,55

Август

50

43,2

30,5

18,7

12

10,5

10,5

10,4

14

11,27

20,97

30,73

Сентябрь

49,3

41,2

29,7

17,6

12

10,5

10,25

10,5

14

10,73

28,7

30,18

Октябрь

48

39,6

28,7

17

12

10,5

10

10,64

14

10,5

32,9

30

Ноябрь

48

38,7

28

17

11,8

10,5

10

10,91

14

10,5

38,33

30

Декабрь

48

38

28

17

11

10

10

11,48

13,5

10,5

43,23

30

Январь-Декабрь

60

49,2

32,9

21,3

13,6

10,7

10,5

10,35

13,9

11,82

21,57

34,45

Примечание — Источник: [23].

Рисунок 2.1 — Динамика средней ставки рефинансирования с 2001—2012 гг.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных таблицы 2.

Главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы рыночных реформ была борьба с гиперинфляцией и девальвацией, когда цена на товары и валюту значительно повышались по два раза в месяц в период 1992—1993 года. С этой целью ставка рефинансирования Национального банка РБ поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции. Самый высокий уровень ставки рефинансирования был объявлен 20 декабря 1994 года на уровне 480%, затем резко снижен до уровня 300%. Это связано с включением Национальным банком Республики Беларусь жесткой монетарной политики, что помогло на этом этапе снизить уровень гиперинфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 131,3% годовых в 1993 году, 390% в 1994 году, 157,2% в 1995 году и 45% в 1996 году (см. Приложение А). К концу 1996 года она снизилась до 35%.

Однако наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентных ставок не получила дальнейшее развитие. Очередной скачок ставки рефинансирования произошел в 1999—2000 годах. Как поясняли в Национальном банке, «последовательное повышение ставки рефинансирования предусмотрено Концепцией денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь на четвертый квартал 1999 года и 2000 год. Это необходимая мера, чтобы вывести процентные ставки, на положительный выше темпов инфляции, уровень (инфляции за десять месяцев 1999 года составляла 105,2%), привлечение во вклады и на депозиты сбережений населения в белорусских рублях и их защите от обесценения"[11].

Исходя из рисунка 2. 1, виден низкий и стабильный уровень ставки рефинансирования с 2005 по 2010 год. Однако, по мнению ряда финансовых аналитиков, такой уровень ставки рефинансирования «не является показателем ни экономической стабильности, ни правильной политики регулятора"[12]. Это объясняется тем, что Национальный банк проводил неответственную политику, т. е. при нехватке средств, проводилась бесконтрольная эмиссия. При этом не происходило значительных перемен, т.к. курс валюты устанавливался административно, вплоть до сентября 2011 года. В этот период значение ставки рефинансирования в реальном выражении было отрицательным — она находилась ниже уровня инфляции, и как следствие низкий уровень рублевых депозитов, что приводит к обесцениванию национальной валюты.

В общем, за время деятельности Национального банка Республики Беларусь наибольший уровень ставки рефинансирования был установлен в конце 1994 года -- 480 процентов годовых. Наименьшее же значение -- 10 процентов годовых -- Национальный банк объявлял дважды: с 1 декабря 2006 года и 1 октября 2007 года (см. Приложение А). В общей сложности на такой минимальной отметке ставка продержалась 11 месяцев. Наибольший скачок ставки рефинансирования был зафиксирован в 1994--1995 годах, когда экономика развивалась в условиях гиперинфляции. Тогда этотпоказатель вначале повысили на 180 процентных пунктов, а спустя несколько месяцев на столько же снизили.

Рисунок 2.2 — Количество изменений ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [23].

Наименьшие же колебания происходили в 2007--2008 годах, когда показатель изменяли даже на 0,25 процентных пункта. Рост ставки рефинансирования в 2011 году достиг максимальной отметки в 45%, она была объявлена Национальным банком 12 декабря 2011 года. Целых 12 раз приходилось изменять учётную ставку. Как видим из рисунка 2. 2, это максимальное количество изменений за всю историю Республики Беларуси.

Такие колебания ставки рефинансирования в 2011 году обусловлены макроэкономической несбалансированностью. Как отмечает Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь Н. А. Ермакова: «Активно стимулируя рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, нам не удалось своевременно адаптировать экономику к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновение дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов"[13,с. 3].

Для решения этих проблем была проведена жесткая монетарная политика: выход на единый курс белорусского рубля, прекращение Национальным банком эмиссионного кредитования государственных проектов, повышение процентных ставок, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченном объеме, увеличение нормативов фонда обязательного резервирования. Эти меры направленны на недопущение избыточного роста денег в экономике и обеспечения баланса в развитии экономики.

В 2012 году ставка рефинансирования также изменялась в сторону уменьшения, в связи с улучшением экономического атмосферы в стране: замедлились инфляционные процессы, поддерживалась внешняя и внутренняя сбалансированность национальной экономики. Кроме того, сохранен уровень золотовалютных резервов, обеспечивалось своевременное погашение внутренних и внешних валютных обязательств Правительства и Национального банка, устойчивость банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Однако ставка рефинансирования не опускается ниже уровня 30% с 12 сентября 2012 года. Как объясняет председатель правления Национального банка Республики Беларусь Н. А. Ермакова: «Национальный банк Беларуси не видит смысла в изменении ставки рефинансирования в краткосрочной перспективе. Дальнейшая динамика ставки рефинансирования будет определяться прежде всего интенсивностью инфляционных процессов и ситуацией в экономике и денежно-кредитной сфере. Национальный банк проводит постепенное снижение уровня процентных ставок на фоне укрепления положительных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере. Так, устойчиво замедляются инфляционные процессы, наблюдается стабильный рост рублевых депозитов населения, улучшается состояние внешней торговли. Сегодня такая ситуация, что нет возможности идти на ее снижение. Ситуация не позволяет, поэтому мы ее пока не уменьшаем, но и не увеличиваем"[3].

Как видим, процентная политика Национального банка Республики Беларусь выступает в качестве основного антиинфляционного инструмента, который с помощью ставки рефинансирования формирует динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов, а также обеспечивает высокую доходность и сохранность сбережений. Успешно проведенная, денежно-кредитная политика гарантирует стабильное экономическое развитие страны в средне- и долгосрочном периоде.

3. Пути совершенствования управления ставкой рефинансирования Национальным банком РБ

Итоги выполнения Основных направлений денежно кредитной политики Республики Беларусь и задачи банковской системы по их реализации обсуждаются ежегодно на расширенном заседании Правления Национального банка. Последнее прошло 24 января 2013 года. На нем были рассмотрены итоги реализации денежно-кредитной политики и задачи на 2013 год.

Как отмечалось на заседании, действия Национального банка в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирования условий для сбалансированного развития экономики[23].

Главным результатом проводимой денежно-кредитной политики стало существенное замедление инфляционных процессов. За прошлый год потребительские цены выросли на 21,79 процента против 108,7 процента за 2011 год (см. Приложение Б).

С учетом замедления инфляционных процессов осуществлено постепенное снижение ставки рефинансирования. На сегодняшний день она составляет 30%. Такой уровень ставки рефинансирования соответствует складывающейся экономической ситуации, позволяет поддерживать устойчивое состояние денежно-кредитной сферы и обеспечивать финансирование банками экономики.

Изменение ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности, а также ситуация с ликвидностью в банковском секторе в основном определяли динамику ставки по межбанковским кредитам и ставок депозитно-кредитного рынка (см. Приложение В).

Поддержание привлекательных процентных ставок на денежном рынке обеспечило существенный рост рублевых вкладов населения. В результате за 2012 год срочные рублевые депозиты физических лиц увеличились на 5,8 трлн. рублей, или на 62,3 процента.

В 2012 году проводилась конструктивная работа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС и МВФ, в ходе взаимодействия с которыми вырабатывались совместные стабилизационные меры для экономики Республики Беларусь. В 2013 году продолжится активная работа с Антикризисным фондом Евразийского банка развития и Международным валютным фондом. Успешное взаимодействие с международными организациями важно не только с точки зрения выработки совместных стабилизационных мер и получения займов. Оно также позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность страны.

Достигнутые в 2012 году результаты являются последовательным шагом в обеспечении ценовой стабильности и создании финансовых условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь.

Актуальные вопросы совершенствования практических механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 г. обсуждены на заседании Консультативного совета при Национальном банке Республики Беларусь, которое состоялось 12 декабря 2012 г. в г. Минске под руководством Председателя Правления Национального банка Надежды Ермаковой.

В работе Совета приняли участие известные в стране ученые, представители депутатского корпуса, бизнес — сообщества, Ассоциации белорусских банков, Министерства финансов, Министерства экономики, руководители ряда банков страны, независимые эксперты, а также сотрудники Национального банка.

В ходе заседания отмечалось, что в 2013 г. продолжится проведение монетарной политики, главной целью которой будет снижение инфляции. Сохранение покупательной способности национальной валюты является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Для достижения этой цели Национальный банк будет задействовать все свои инструменты совместно с мерами экономической политики Правительства Республики Беларусь.

Также на заседании Совета был рассмотрен мировой опыт макропруденциального регулирования и участия в нем центральных банков. Специалисты ознакомились также с подходами к среднесрочному прогнозированию макроэкономических показателей.

В нынешнем году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Главная ее цель — ограничение прироста потребительских цен до 12 процентов. На это, как отмечалось на заседании, должны быть направлены все денежно-кредитные инструменты, применяемые Национальным банком, а решения по их использованию приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий[24].

При этом останутся жесткими подходы Национального банка в решении ряда вопросов. Динамика ставки рефинансирования в течение этого года будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации, в первую очередь — во внешней торговле и на валютном рынке. При закреплении положительных тенденций в экономике ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13 — 15 процентов годовых. В то же время для обеспечения макроэкономической стабильности может потребоваться установление ставки рефинансирования на более высоком уровне[25].

Аукционные операции Национального банка будут направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования[18].

В 2013 г. должна повыситься роль ставки рефинансирования как ключевой ставки, определяющей стоимость денежных ресурсов и формирующей динамику ставки однодневного рынка межбанковских кредитов и в конечном итоге ставок кредитного и депозитного рынков. На это делает упор, как Консультативный совет, так и Президент Республики Беларусь.

В связи с этим процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом важно учитывать сохраняющиеся высокие инфляционные и девальвационные ожидания, а также наличие определенных рисков во внешнем секторе, поэтому не следует ожидать быстрого снижения номинальных процентных ставок в экономике. Основные прогнозные показатели банковской системы на 2013 год (таблица 3) прописаны в Указе Президента Республики Беларусь № 419 от 25 сентября 2012 года «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год».

Таблица 3 — Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2014 г.

Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США

0,3 — 0,7

Сатвка рефинансирования на конец года, в процентах

13 — 15

Прирост требований банков к экономике, в процентах

17 — 20

Примечание — Источник: [18].

Правительство считает важным продемонстрировать в 2013 году последовательность в реализации сбалансированной макроэкономической политики, основанной на принципах бюджетной дисциплины, соблюдения жесткой денежно-кредитной политики, постепенного устранения дисбалансов в экономике[20,с. 6].

Безусловно, необходима полная отдача каждого звена банковской системы, от того насколько добросовестно и качественно каждый решит поставленные задачи, будет зависеть устойчивость этой системы, стабильность белорусского рубля и достижение высокого уровня развития в Республике Беларусь. Учитывая все принципы и методы, проведение монетарной политики Национальным банком Республики Беларусь приведет не только к сохранению, но и укреплению экономического потенциала страны в долгосрочной перспективе.

Заключение

Регулирование текущей ликвидности центральным банком включает в себя согласованное проведение процентной и эмиссионной политики. При реализации монетарной политики банк отдает приоритет процентной ставке как основному инструменту воздействия на денежную сферу. Основой процентной ставки является ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования играет важную роль в денежно-кредитной политике государства, так как ее главными целями являются отражение антиинфляционной политики, привлечение банковских ресурсов и наоборот, показатель средней стоимости денег, уровень стоимости предоставленных кредитов.

В общем, ставка рефинансирования — это базовый инструмент центрального банка, с помощью которого банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке, регулирует уровень ликвидности банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.

В Республике Беларусь ставка рефинансирования — это минимально возможная стоимость ресурсов Национального банка по операциям рефинансирования банков с привязкой к ней всей системы процентных ставок финансового рынка всей страны.

Ставка рефинансирования выступает как элемент стимулирования активности составляющих экономики, поэтому имеет тенденцию к частому изменению. Однако, не всегда это своевременное и необходимое решение. В связи с этим Национальным банком проводятся заседания Консультативного совета и Правления Национального банка.

Снижение процентных ставок в условиях снижения инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции, стабилизация и последующее укрепление валютного курса белорусского рубля являются прямыми свидетельствами того, что проводимая в этом периоде Национальным банком денежно-кредитная политика не была мягкой, а денежное предложение не было избыточным.

Поэтому среди ключевых задач на ближайшее время — недопущение смягчения монетарной политики, а при необходимости — ее ужесточение. В настоящее время необходимо обеспечить снижение девальвационных и инфляционных ожиданий, поддерживать золотовалютные резервы государства на уровне, достаточном для экономической безопасности, обеспечивать устойчивое функционирование банковской системы, эффективную и надежную работу платежной системы. На это должны быть направлены усилия не только Национального банка, но и банков.

В этой связи Национальным банком будет максимально ограничена поддержка текущей ликвидности банков. Соответственно банкам необходимо особое внимание уделить вопросам ликвидности, не допуская ухудшения ее состояния.

Важно обеспечить реальный приток рублевых сбережений населения и предприятий, что требует разработки более привлекательных условий по банковским продуктам. Банкам следует принимать действенные меры по увеличению безналичных расчетов по розничным платежам и сокращению наличного денежного обращения. Для этого ставка рефинансирования и основные ставки по срочным рублевым инструментам пока находиться на высоком как номинальном, так и реальном уровне. В результате обеспечивается сохранение высокой доходности по предлагаемым банками рублевым вкладам населения, существенно превышающей доходность по депозитам в иностранной валюте и ожидаемый уровень инфляции.

Действующий в настоящее время уровень ставок соответствует складывающейся экономической ситуации, позволяет поддерживать устойчивое состояние денежно-кредитной сферы и обеспечивать финансирование банками экономиких.

Однако, это не исключает изменение ставки рефинансирования в нынешнем году, так как денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. При улучшении экономической ситуации в стране и закреплении этих тенденций, будет проводится постепенное снижение ставки рефинансирования. В тоже время для востановления макроэкономической обстановки может потребоваться и повышение ставки рефинансирования.

В ближайшие годы перед экономикой стоят масштабные задачи по формированию сбалансированного экономического роста и обеспечение устойчивого развития банков. Ведущую роль в данном вопросе должна сыграть банковская система.

Таким образом, ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь, имеет ставка рефинансирования. Изменения ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке Национальным банком общего направления изменения инфляционной ситуации и, таким образом, воздействуют на ожидания экономических агентов и процентные ставки в экономике. Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь является своего рода границей процентных ставок на денежном рынке, что оказывает косвенное влияние на их динамику. Национальный банк воздействует на уровни и структуру процентных ставок на денежном рынке также через установление процентных ставок по проводимым им кредитным и депозитным операциям.

Список использованных источников

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 411-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08. 07. 2008 г., № 372-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 09. 01. 2013.

2. Белоглазова Г. Н. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. Н. Белоглазова. -- Москва: Юрайт, 2006. -- 620 с.

3. БЕЛТА Нацбанк Беларуси не видит смысла в изменении ставки рефинансирования в краткосрочной перспективе // Новости — 2012.

4. Васильева Н. М., Горячева, М. В. Вопросы рефинансирования //Деньги и кредит. -- 2007. --№ 2. -- с. 63.

5. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др. ]; под ред. проф. Г. И. Кравцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2007. — 444 с.

6. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / О. Ю. Свиридов [и др. ]; под ред. О. Ю. Свиридова. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 480с.

7. Деньги, кредит, банки: учебник / В. В. Иванов [и др. ]; под общ. ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. -- 2-е изд. -- Москва: Проспект, 2009. --848 с.

8. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие / С. Р. Моисеев [и др. ]; под ред. С. Р. Моисеева.- М.: Экономистъ, 2005. — 652с.

9. Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие / О. И. Румянцева [и др. ]; под ред. О. И. Румянцевой. — Минск: БГЭУ, 2011. — 461 с.

10. Жарковская, Е. П. Банковское дело / Е. П. Жарковская. -- 4-е изд. -- Москва: Омега-Л, 2005. -- 452 с.

11. Интерфакс Национальный банк Беларуси внес предложение об увеличении ставки рефинансирования до 140% // Новости экономики — 1999.

12. Иосуб В. П. Как ставка рефинансирования взмывала до 480% и падала до 10% / В.П. Иосуб// Все о финансах в Беларуси — 2012.

13. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год и задачи банковской системы по их реализации в 2012 году/ Доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Н. А. Ермаковой на расширенном заседании Правления// Банковский вестник — 2012. — № 4(549). — с.3 — 7.

14. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки / О. И. Лаврушин. -- 9-е изд. -- Москва: Кнорус, 2010. -- 560 с.

15. Леонтьев Н. П. Финансы, деньги, кредит и банки: учеб. пособие / Н. П. Леонтьев, Н. П. Радковская. -- Санкт-Петербург: Знание, 2003. --

384 с.

16. Мамонович П. А. О ставке рефинансирования центрального банка / П. А. Мамонович //Банковский вестник. — 2011 — № 16(525). — с.5 -10.

17. Нацiональний банк України //Процентнi ставки --2013.

18. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь, 25 сентября 2012 г., № 419 //Официальный сайт Национального банка РБ — 2013.

19. Об утверждении Положения о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь, 05. 03. 2008 № 64 //Информационный портал Беларуси — 2010.

20. О проекте бюджета на 2013 год / Тезисы выступления министра финансов А. М. Харковца на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей //Финансы учет аудит — 2012. — № 10. — с. 6−8.

21. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие / С. С. Ткачук [и др. ]; под общ. ред. С. С. Ткачука, О. И. Румянцевой. --Минск: БГЭУ, 2006. -- 295 с.

22. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // Метаданные. -- 2013.

23. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // Статистика — 2013

24. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // Публикации — 2013.

25. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // Пресс-релизы — 2013.

26. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. // Пресс-релиз об оценке индекса потребительских цен — 2013.

27. Рыбин В. И. Национальные банковские системы: учебник / В. И. Рыбин, Е. В. Павлова, К. Н. Темникова; под общ. ред. В. И. Рыбина. --Москва: Инфра-М, 2009. -- 528 с.

28. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / В. И. Тарасов. -- 2-е изд. -- Минск: Мисанта, 2005. -- 512 с.

29. Финансы и кредит: учеб. пособие для подгот. к экзаменам / Л. Г. Колпина [и др. ]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: Современная школа, 2011 — 352 с. (398−310)

30. South African Reserve Bank. The role the prime rate and prime-repurchase rate in the South African banking system //Publications -- 2011.

Приложение А

Динамика ставки рефинансирования в Республике Беларусь

Таблица А.1 — Изменение среднегодовой ставки рефинансирования в Республике Беларусь

Год

Среднегодовая ставка рефинансирования, в % годовых

2012

34,9

2011

24,3

2010

11,8

2009

13,8

2008

12,5

2007

18,7

2006

10,5

2005

13,5

2004

21,4

2003

32,1

2002

48,0

2001

61,3

2000

120,0

1999

92,4

1998

44,0

1997

39,0

1996

45,0

1995

157,2

1994

390,0

1993

131,3

1992

25,0

1991

12,0

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [23].

Таблица А.2 — Ставка рефинансирования Республики Беларусь

Дата начала действия*

Размер ставки рефинансирования, в % годовых

Дата начала действия*

Размер ставки рефинансирования, в % годовых

2012

2007

12. 09. 2012

30**

01. 10. 2007

10

15. 08. 2012

30,5

01. 09. 2007

10,25

18. 07. 2012

31

01. 08. 2007

10,5

20. 06. 2012

32

01. 07. 2007

10,75

16. 05. 2012

34

01. 02. 2007

11

02. 04. 2012

36

2006

01. 03. 2012

38

01. 12. 2006

10

15. 02. 2012

43

01. 06. 2006

10,5

2011

2005

12. 12. 2011

45

25. 11. 2005

11

11. 11. 2011

40

20. 07. 2005

12

14. 10. 2011

35

01. 06. 2005

13

14. 09. 2011

30

05. 05. 2005

14

01. 09. 2011

27

06. 04. 2005

15

17. 08. 2011

22

10. 03. 2005

16

13. 07. 2011

20

2004

22. 06. 2011

18

20. 09. 2004

17

01. 06. 2011

16

23. 08. 2004

18

18. 05. 2011

14

19. 07. 2004

19

20. 04. 2011

13

17. 06. 2004

20

16. 03. 2011

12

17. 05. 2004

22

2010

17. 04. 2004

23

15. 09. 2010

10,5

17. 03. 2004

25

18. 08. 2010

11

17. 02. 2004

27

14. 07. 2010

11,5

2003

12. 05. 2010

12

22. 10. 2003

28

19. 04. 2010

12,5

22. 09. 2003

29

17. 02. 2010

13

18. 08. 2003

30

2009

17. 07. 2003

31

01. 12. 2009

13,5

23. 06. 2003

33

08. 01. 2009

14

21. 05. 2003

34

2008

21. 04. 2003

35

17. 12. 2008

12

21. 03. 2003

37

12. 11. 2008

11

15. 10. 2008

10,75

13. 08. 2008

10,5

01. 07. 2008

10,25

2002

1998

21. 11. 2002

38

01. 12. 1998

48

21. 10. 2002

39

01. 08. 1998

38

19. 09. 2002

40

07. 05. 1998

40

19. 08. 2002

42

01. 04. 1998

44

19. 07. 2002

44

19. 02. 1998

50

17. 06. 2002

46

1997

21. 05. 2002

50

01. 12. 1997

40

15. 04. 2002

55

20. 09. 1997

36

15. 03. 2002

60

20. 08. 1997

38

15. 01. 2002

66

25. 02. 1997

42

2001

1996

21. 09. 2001

48

02. 09. 1996

35

09. 07. 2001

50

21. 03. 1996

55

21. 06. 2001

55

1995

04. 06. 2001

60

21. 08. 1995

66

21. 05. 2001

64

21. 06. 1995

96

21. 04. 2001

68

22. 05. 1995

144

21. 03. 2001

70

05. 05. 1995

180

21. 02. 2001

75

21. 02. 1995

300

2000

1994

01. 12. 2000

80

20. 12. 1994

480

14. 09. 2000

85

10. 10. 1994

300

22. 06. 2000

90

1993

22. 05. 2000

100

10. 11. 1993

210

20. 04. 2000

110

15. 10. 1993

180

28. 03. 2000

130

12. 08. 1993

170

15. 03. 2000

150

20. 07. 1993

140

21. 02. 2000

175

10. 07. 1993

120

25. 01. 2000

150

01. 06. 1993

100

10. 01. 2000

130

20. 04. 1993

70

1999

10. 03. 1993

60

14. 12. 1999

120

1992

25. 11. 1999

110

15. 06. 1992

30

01. 04. 1999

90

28. 01. 1992

20

02. 03. 1999

82

1991

20. 01. 1999

60

01. 07. 1991

12

* Последующая ставка отменяет предыдущую

** Действует в настоящее время

Примечание — Источник: [23].

Рисунок А.1 — Динамика уровня ставки рефинансирования в Республике Беларусь, 1992−2012 годы

Примечание — Источник: [12].

Приложение Б

Индекс потребительских цен РБ

Таблица Б — Изменение индекса потребительских цен по Республике Беларусь с 2009 по 2013 годы на все товары и услуги (в % к декабрю предыдущего года)

2009

2010

2011

2012

2013

Я нварь

4,12

0,79

1,42

1,93

3,1

Февраль

5,4

1,32

4,15

3,5

-

Март

6,07

2,45

6,12

5,1

-

Апрель

6,53

3,14

10,85

6,81

-

Май

6,87

3,95

25,42

8,5

-

Июнь

7,33

4,14

36,23

10,47

-

Июль

7,74

4,44

41,01

11,95

-

Август

7,5

5,08

53,6

14,56

-

Сентябрь

7,85

6,77

74,47

16,05

-

Октябрь

8,31

7,89

88,72

18,12

-

Ноябрь

8,66

8,86

104,03

20,12

-

Декабрь

10,11

9,92

108,68

21,79

-

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [26].

Рисунок Б — Динамика индекса потребительских цен

Примечание — Источник: собственная разработка на основе таблицы Б.

Приложение В

Динамика средних процентных ставок финансового рынка Республики Беларусь (в процентах годовых)

Таблица В — Средние процентные ставки финансового рынка РБ (в%)

Показатели

Годы

Январь-декабрь

1. Средние процентные ставки однодневного межбанковского рынка

в национальной валюте

2011

33,3

2012

37,8

в свободно конвертируемой валюте (СКВ)

2011

0,8

2012

0,3

2. Средние процентные ставки по обязательствам банков в национальной валюте

2.1. По обязательствам банков

2011

14,0

2012

22,0

2.2. Поновым банквским вкладам (депозитам)

2011

30,9

2012

32,7

юридических лиц

2011

31,0

2012

31,7

физических лиц

2011

30,0

2012

39,1

3. Средние процентные ставки по срочным банковским по срочным банковским вкладам (депозитам) в национальной валюте

3.1. По срочным банковским вкладам (депозитам)

2011

19,9

2012

30,7

юридических лиц

2011

17,6

2012

27,0

физических лиц

2011

27,3

2012

39,4

3.2. По новым срочным банковским вкладам

2011

30,9

2012

32,8

юридических лиц

2011

30,9

2012

31,8

физических лиц

2011

30,6

2012

39,7

4. Средние процентные ставки по обязательствам банков в СКВ

4.1. По обязательствам банков

2011

6,0

2012

5,5

4.2. По новым банковским вкладам (депозитам)

2011

7,0

2012

4,4

юридических лиц

2011

5,6

2012

3,0

физических лиц

2011

7,9

2012

6,1

5. Средние процентные ставки по срочным банковским вкладам (депозитам) в СКВ

5.1. По срочным банковским вкладам (депозитам)

2011

8,1

2012

6,6

юридических лиц

2011

7,8

2012

6,1

физических лиц

2011

8,2

2012

6,9

5.2. По новым срочным банковским вкладам (депозитам)

2011

7,0

2012

4,5

юридических лиц

2011

5,6

2012

3,0

физических лиц

2011

8,0

2012

6,2

6. Средние полные процентные ставки по кредитам банков в национальной валюте

6.1. По кредитам банков (с межбанковскими кредитами (МБК))

2011

14,3

2012

19,7

6.2. По кредитам банков (без МБК)

2011

14,0

2012

19,4

6.3. По новым кредитам банков (без МБК)

2011

24,2

2012

34,8

юридических лиц

2011

25,6

2012

36,2

физических лиц

2011

16,6

2012

26,8

7. Средние полные процентные ставки по кредитам банков в СКВ

7.1. По кредитам банков (с МБК)

2011

8,9

2012

8,7

7.2. По кредитам банков (без МБК)

2011

9,1

2012

9,0

7.3. По новым кредитам банков (без МБК)

2011

9,3

2012

9,0

юридических лиц

2011

9,3

2012

9,0

физических лиц

2011

-

2012

-

Примечание — Источник: [23].

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой