Стандартизация технологии безопасности информационных систем

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Программирование


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Физико-математический факультет

Кафедра «Высшая и прикладная математика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Проектирование программного обеспечения»

На тему: «Стандартизация технологии безопасности информационных систем»

Выполнила:

Иванов О.А.

Проверил:

Тында А.Н.

Пенза, 2014

Содержание

Введение

1. Стандарты информационной безопасности

1.1 Понятие безопасности информации

1.2 Международный стандарт информационной безопасности

1.3 Особенности процесса стандартизации в интернете

1.4 Стандарты безопасности в интернете

1.5 Особенности российского рынка

1.6 Государственные стандарты

1.7 Практическая важность стандартов безопасности

2. Безопасность программного обеспечения и человеческий фактор. Психология программирования

2.1 Человеческий фактор

2.2 Хакеры и группы хакеров

2.3 Портрет хакера

2.4 Информационная война

2.5 Психология программирования

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема информационной компьютерной безопасности не нова — специалисты занимаются ею с того самого момента, как компьютер начал обрабатывать данные, ценность которых высока для пользователя. Однако за последние годы в связи с развитием сетей, ростом спроса на электронные услуги ситуация в сфере информационной безопасности серьезно обострилась, а вопрос стандартизации подходов к ее решению стал особенно актуальным как для разработчиков, так и для пользователей ИТ-средств.

Любой специалист по информационной безопасности проходит в своем профессиональном развитии три этапа. Первый из них — «работа руками». Новичок усиленно, с привлечением специализированных средств, ищет и ликвидирует вполне конкретные бреши в системном и прикладном ПО. Сканер, патч, порт, соединение — вот сущности, с которыми он работает на данном этапе.

Вторая ступень — «работа головой». Устав затыкать все новые и новые бреши, специалист приступает к разработке планов и методик, цель которых — упорядочить действия по повышению безопасности систем и ликвидации последствий информационных угроз. Именно на данной стадии возникает понятие «политики безопасности».

Наконец, приходит пора осмысления — на этом этапе умудренный опытом специалист понимает, что он, скорее всего, изобретает велосипед, поскольку стратегии обеспечения безопасности наверняка уже были разработаны до него. И в этом он, безусловно, прав.

Многочисленные организации по всему миру уже давно занимаются проблемой информационной безопасности, итогом их деятельности стали увесистые фолианты стандартов, положений, рекомендаций, правил и т. д. Изучать весь объем вряд ли целесообразно, однако знать основополагающие документы, конечно же, стоит.

1. Стандарты информационной безопасности

1.1 Понятие безопасности информации

Развитие информационных и телекоммуникационных систем различного назначения (в первую очередь сети Интернет), а также электронный обмен ценной информацией, нуждающейся в защите, потребовали от специалистов, работающих в этой сфере, систематизировать и упорядочить основные требования и характеристики компьютерных систем в части обеспечения безопасности. Однако перед тем, как перейти к рассмотрению сформированных стандартов, нужно определить, что же такое безопасность.

Учитывая важность понятия, попробуем сформулировать его расширенное определение, в котором будут учтены последние международные и отечественные наработки в этой области. Итак, безопасность информации — это состояние устойчивости данных к случайным или преднамеренным воздействиям, исключающее недопустимые риски их уничтожения, искажения и раскрытия, которые приводят к материальному ущербу владельца или пользователя. Такое определение наиболее полно учитывает главное назначение коммерческой информационной компьютерной системы — минимизация финансовых потерь, получение максимальной прибыли в условии реальных рисков.

Это положение особенно актуально для так называемых открытых систем общего пользования, которые обрабатывают закрытую информацию ограниченного доступа, не содержащую государственную тайну. Сегодня системы такого типа стремительно развиваются и в мире, и у нас в стране.

1.2 Международный стандарт информационной безопасности

Общеизвестно, что стандартизация является основой всевозможных методик определения качества продукции и услуг. Одним из главных результатов подобной деятельности в сфере систематизации требований и характеристик защищенных информационных комплексов стала Система международных и национальных стандартов безопасности информации, которая насчитывает более сотни различных документов. В качестве примера можно привести стандарт ISO 15 408, известный как «Common Criteria».

Принятый в 1998 году базовый стандарт информационной безопасности ISO 15 408, безусловно, очень важен для российских разработчиков. Тем более что в текущем, 2001 году Госстандарт планирует подготовить гармонизованный вариант этого документа. Международная организация по стандартизации (ISO) приступила к разработке Международного стандарта по критериям оценки безопасности информационных технологий для общего использования «Common Criteria» («Общие критерии оценки безопасности ИТ») в 1990 году. В его создании участвовали: Национальный институт стандартов и технологии и Агентство национальной безопасности (США), Учреждение безопасности коммуникаций (Канада), Агентство информационной безопасности (Германия), Агентство национальной безопасности коммуникаций (Голландия), органы исполнения Программы безопасности и сертификации ИТ (Англия), Центр обеспечения безопасности систем (Франция). После окончательного утверждения стандарта ему был присвоен номер ISO 15 408.

Общие критерии (ОК) созданы для взаимного признания результатов оценки безопасности ИТ в мировом масштабе и представляют собой ее основу. Они позволяют сравнить результаты независимых оценок информационной безопасности и допустимых рисков на основе множества общих требований к функциям безопасности средств и систем ИТ, а также гарантий, применяемых к ним в процессе тестирования.

Главные преимущества ОК — полнота требований к информационной безопасности, гибкость в применении и открытость для последующего развития с учетом новейших достижений науки и техники. Критерии разработаны таким образом, чтобы удовлетворить потребности всех трех групп пользователей (потребителей, разработчиков и оценщиков) при исследовании свойств безопасности средства или системы ИТ (объекта оценки). Этот стандарт полезен в качестве руководства при разработке функций безопасности ИТ, а также при приобретении коммерческих продуктов с подобными свойствами. Основное направление оценки — это угрозы, появляющиеся при злоумышленных действиях человека, но ОК также могут использоваться и при оценке угроз, вызванных другими факторами. В будущем ожидается создание специализированных требований для коммерческой кредитно-финансовой сферы. Напомним, что прежние отечественные и зарубежные документы такого типа были привязаны к условиям правительственной или военной системы, обрабатывающей секретную информацию, в которой может содержаться государственная тайна.

Выпуск и внедрение этого стандарта за рубежом сопровождается разработкой новой, стандартизуемой архитектуры, которая призвана обеспечить информационную безопасность вычислительных систем. Иными словами, создаются технические и программные средства ЭВМ, отвечающие Общим критериям. Например, международная организация «Open Group», объединяющая около 200 ведущих фирм-производителей вычислительной техники и телекоммуникаций из различных стран мира, выпустила новую архитектуру безопасности информации для коммерческих автоматизированных систем с учетом указанных критериев. Кроме того, «Open Group» создает учебные программы, способствующие быстрому и качественному внедрению документов по стандартизации.

1.3 Особенности процесса стандартизации в Интернете

В Глобальной сети уже давно существует целый ряд комитетов, которые занимаются стандартизацией всех интернет-технологий. Эти организации, составляющие основную часть Рабочей группы инженеров Интернета (Internet Engineering Task Force, IETF), уже стандартизировали нескольких важных протоколов, тем самым ускорив их внедрение в сети. Семейство протоколов для передачи данных TCP/IP, SMTP и POP для электронной почты, а так же SNMP (Simple Network Management Protocol) для управления сетью — результаты деятельности IETF.

За несколько последних лет сетевой рынок стал свидетелем так называемого фрагментированного влияния на формирование стандартов. По мере того, как Интернет ширился и обретал черты потребительского и коммерческого рынка, некоторые фирмы стали искать пути влияния на стандартизацию, создав подобие конкурентной борьбы. Давление почувствовали даже неформальные органы, такие как IETF. По мере развития рынков, связанных с Интернетом, предприниматели начали объединяться в специальные группы или консорциумы для продвижения своих собственных стандартов. В качестве примеров можно упомянуть OMG (Object Management Group), VRML (Virtual Reality Markup Language) Forum и Java Development Connection. Порой стандарты де-факто задают своими покупками или заказами серьезные потребители интернет-услуг.

Одна из причин появления различных групп по стандартизации состоит в противоречии между постоянно возрастающими темпами развития технологий и длительным циклом создания стандартов.

1.4 Стандарты безопасности в Интернете

В качестве средств обеспечения безопасности в сети Интернет популярны протоколы защищенной передачи данных, а именно SSL (TLS), SET, IP v. 6. Они появились сравнительно недавно, и сразу стали стандартами де-факто.

SSL (TLS) — Наиболее популярный сейчас сетевой протокол шифрования данных для безопасной передачи по сети представляет собой набор криптографических алгоритмов, методов и правил их применения. Позволяет устанавливать защищенное соединение, производить контроль целостности данных и решать различные сопутствующие задачи.

SET (Security Electronics Transaction) — перспективный протокол, обеспечивающий безопасные электронные транзакции в Интернете. Он основан на использовании цифровых сертификатов по стандарту Х. 509 и предназначен для организации электронной торговли через сеть.

Данный протокол является стандартом, разработанным компаниями «MasterCard» и «Visa» при участии «IBM», «GlobeSet» и других партнеров. С его помощью покупатели могут приобретать товары через Интернет, используя самый защищенный на сегодняшний день механизм выполнения платежей. SET — это открытый стандартный многосторонний протокол для проведения платежей в Интернете с использованием пластиковых карточек. Он обеспечивает кросс-аутентификацию счета держателя карты, продавца и банка продавца для проверки готовности оплаты, а также целостность и секретность сообщения, шифрование ценных и уязвимых данных. SET можно считать стандартной технологией или системой протоколов выполнения безопасных платежей на основе пластиковых карт через Интернет.

IPSec — Спецификация IPSec входит в стандарт IP v. 6 и является дополнительной по отношению к текущей версии протоколов TCP/IP. Она разрабатывается Рабочей группой IP Security IETF. В настоящее время IPSec включает три алгоритмо-независимых базовых спецификации, представляющих соответствующие RFC-стандарты.

Протокол IPSec обеспечивает стандартный способ шифрования трафика на сетевом (третьем) уровне IP и защищает информацию на основе сквозного шифрования: независимо от работающего приложения, шифруется каждый пакет данных, проходящий по каналу. Это позволяет организациям создавать в Интернете виртуальные частные сети. IPSec работает поверх обычных протоколов связи, поддерживая DES, MD5 и ряд других криптографических алгоритмов.

Обеспечение информационной безопасности на сетевом уровне с помощью IPSec включает:

· поддержку немодифицированных конечных систем;

· поддержку транспортных протоколов, отличных от ТСР;

· поддержку виртуальных сетей в незащищенных сетях;

· защиту заголовка транспортного уровня от перехвата (предохранение от несанкционированного анализа трафика);

· защиту от атак типа «отказ в обслуживании».

Кроме того, IPSec имеет два важных преимущества:

1. его применение не требует изменений в промежуточных устройствах сети;

2. рабочие места и серверы не обязательно должны поддерживать IPSec.

1.5 Особенности российского рынка

Исторически сложилось, что в России проблемы безопасности ИТ изучались и своевременно решались только в сфере охраны государственной тайны. Аналогичные, но имеющие собственную специфику задачи коммерческого сектора экономики долгое время не находили соответствующих решений. Данный факт до сих пор существенно замедляет появление и развитие безопасных ИТ-средств на отечественном рынке, который интегрируется с мировой системой. Тем более что у защиты информации в коммерческой автоматизированной системе есть свои особенности, которые просто необходимо учитывать, ведь они оказывают серьезное влияние на технологию информационной безопасности. Перечислим основные из них:

Приоритет экономических факторов. Для коммерческой автоматизированной системы очень важно снизить либо исключить финансовые потери и обеспечить получение прибыли владельцем и пользователями данного инструментария в условиях реальных рисков. Важным условием при этом, в частности, является минимизация типично банковских рисков (например, потерь за счет ошибочных направлений платежей, фальсификации платежных документов и т. п.);

Открытость проектирования, предусматривающая создание подсистемы защиты информации из средств, широко доступных на рынке и работающих в открытых системах;

Юридическая значимость коммерческой информации, которую можно определить как свойство безопасной информации, позволяющее обеспечить юридическую силу электронным документам или информационным процессам в соответствии с правовым режимом информационных ресурсов, установленным законодательством Российской Федерации. Это условие в последнее время приобретает все большую значимость в нашей стране наряду с созданием нормативно-правовой базы безопасности ИТ (особенно при взаимодействии автоматизированных систем разных юридических лиц).

Очевидно, что создание безопасных ИТ, обрабатывающих конфиденциальную информацию, не содержащую государственной тайны, исключительно важно для экономико-финансовой жизни современной России. Применение в России гармонизированного стандарта ISO 15 408 («Common Criteria»), отражающего новейшие мировые достижения оценки информационной безопасности, позволит:

· приобщить российские ИТ к современным международным требованиям по информационной безопасности, что упростит, например, применение зарубежной продукции и экспорт собственной;

· облегчить разработку соответствующих российских специализированных нормативно-методических материалов для испытаний, оценки (контроля) и сертификации средств и систем безопасных банковских и других ИТ;

· создать основу для качественной и количественной оценки информационных рисков, необходимую при страховании автоматизированных систем;

· снизить общие расходы на поддержание режима информационной безопасности в банках и корпорациях за счет типизации и унификации методов, мер и средств защиты информации.

1.6 Государственные стандарты

Среди различных стандартов по безопасности информационных технологий, существующих в нашей стране, следует выделить ряд документов, регламентирующих защиту взаимосвязи открытых систем (Таблица 1, строки 1−3). К ним можно добавить нормативные документы по средствам, системам и критериям оценки защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных систем (cм. Таблицу 1, строки 4−8). Последняя группа документов, также как и многие ранее созданные зарубежные стандарты, ориентирована преимущественно на защиту государственной тайны.

Таблица 1. Нормативные документы, регламентирующие оценку защищенности ИТ.

№ п/п

Номер документа

Описание

1

ГОСТ Р ИСО 7498−2-99

Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 2. Архитектура защиты информации

2

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594−8-98

Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Справочник. Часть 8. Основы аутентификации

3

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594−9-95

Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Справочник. Часть 9. Дублирование

4

-

Руководящий документ Гостехкоммиссии «РД. СВТ. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации» (Гостехкомиссия России, 1997)

5

ГОСТ Р 50 739−95

«Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования»

6

ГОСТ 28 147–89

Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования

7

ГОСТ Р 34. 10−94

Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма

8

ГОСТ Р 34. 11−94

Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования

1.7 Практическая важность стандартов безопасности

Чтобы продемонстрировать практическую важность перечисленных положений, приведем перечень стандартов безопасности, применяющихся в комплексе реализации электронных банковских услуг InterBank

Протокол SSL (TLS) может использоваться в качестве защиты канала обмена информацией в системах RS-Portal и «Интернет-Клиент». Стандарты ГОСТ 28 147–89, ГОСТ Р 34. 10−94 и ГОСТ Р 34. 11−94, регламентирующие шифрование данных и механизм электронно-цифровой подписи, реализованы во всех системах криптозащиты подсистем типа «клиент-банк» («Клиент DOS», «Клиент Windows», «Интернет-Клиент»).

С помощью протокола IPSec можно прозрачно защитить любой канал обмена информацией между клиентом и банком, использующий сетевой протокол IP. Это относится как к интернет-системам (RS-Portal и «Интернет-Клиент»), так и к системе электронной почты RS-Mail, поддерживающей работу по IP.

Надеемся, что приведенная в статье информация поможет вам оценить надежность ваших систем, а силы и время разработчиков будут направлены на создание действительно лучших средств, которые станут новой ступенью на пути развития технологии информационной безопасности.

2. Безопасность программного обеспечения и человеческий фактор. Психология программирования

2.1 Человеческий фактор

Преднамеренные и непреднамеренные нарушения безопасности программного обеспечения безопасности компьютерных систем большинство отечественных и зарубежных специалистов связывают с деятельностью человека. При этом технические сбои аппаратных средств КС, ошибки программного обеспечения и т. п. часто рассматриваются лишь как второстепенные факторы, связанные с проявлением угроз безопасности.

С некоторой степенью условности злоумышленников в данном случае можно разделить на два основных класса:

· злоумышленники-любители (будем называть их хакерами);

· злоумышленники-профессионалы.

Хакеры — это люди, увлеченные компьютерной и телекоммуникационной техникой, имеющие хорошие навыки в программировании и довольно любознательные. Их деятельность в большинстве случаев не приносит особого вреда компьютерным системам. Ко второму классу можно отнести отечественные, зарубежные и международные криминальные сообщества и группы, а также правительственные организации и службы, которые осуществляют свою деятельность в рамках концепции «информационной войны». К этому же классу можно отнести и сотрудников самих предприятий и фирм, ведущих разработку или эксплуатацию программного обеспечения.

2.2 Хакеры и группы хакеров

Хакеры часто образуют небольшие группы. Иногда эти группы периодически собираются, а в больших городах хакеры и группы хакеров встречаются регулярно. Но основная форма взаимодействия осуществляется через Интернет, а ранее — через электронные доски BBS. Как правило, каждая группа хакеров имеет свой определенный (часто критический) взгляд на другие группы. Хакеры часто прячут свои изобретения от хакеров других групп и даже от соперников в своей группе.

Существуют несколько типов хакеров. Это хакеры, которые:

· стремятся проникнуть во множество различных компьютерных систем (маловероятно, что такой хакер объявится снова после успешного проникновения в систему);

· получают удовольствие, оставляя явный след того, что он проник в систему;

· желают воспользоваться оборудованием, к которому ему запрещен доступ;

· охотятся за конфиденциальной информацией;

· собираются модифицировать определенный элемент данных, например баланс банка, криминальную запись или экзаменационные оценки;

· пытаются нанести ущерб «вскрытой» (обезоруженной) системе.

Группы хакеров, с некоторой степенью условности, можно разделить на следующие:

· группы хакеров, которые получают удовольствие от вторжения и исследования больших ЭВМ, а также ЭВМ, которые используются в различных государственных учреждениях;

· группы хакеров, которые специализируются на телефонной системе;

· группы хакеров — коллекционеров кодов — это хакеры, запускающие перехватчики кода, которые ищут карту вызовов (calling card) и номера PBX (private branch exchange — частная телефонная станция с выходом в общую сеть);

· группы хакеров, которые специализируются на вычислениях. Они используют компьютеры для кражи денег, вычисления номеров кредитных карточек и другой ценной информации, а затем продают свои услуги и методы другим, включая членов организованной преступности. Эти хакеры могут скупать у коллекционеров кодов номера PBX и продавать их за 200−500 $, и подобно другим видам информации неоднократно. Архивы кредитных бюро, информационные срезы баз данных уголовного архива ФБР и баз данных других государственных учреждений также представляют для них большой интерес. Хакеры в этих группах, как правило, не находят взаимопонимания с другими хакерами;

· группы хакеров, которые специализируются на сборе и торговле пиратским программным обеспечением.

2.3 Типовой потрет хакера

стандартизация безопасность программирование хакер

Ниже приводится два обобщенных портрета хакера, один характеризует скорее зарубежных хакеров-любителей, в то время как второй — это обобщенный портрет отечественного злонамеренного хакера, составленный Экспертно-криминалистическим центром МВД России.

В первом случае отмечается, что многие хакеры обладают следующими особенностями:

· мужчина: большинство хакеров — мужчины, как и большинство программистов;

· молодой: большинству хакеров от 14 до 21 года, и они учатся в институте или колледже. Когда хакеры выходят в деловой мир в качестве программистов, их программные проекты источают большую часть их излишней энергии, и корпоративная обстановка начинает менять их жизненную позицию. Возраст компьютерных преступников показан на рис. 1;

· сообразительный: хакеры часто имеют коэффициент интеллекта выше среднего. Несмотря на свой своеобразный талант, большинство из них в школе или колледже не были хорошими учениками. Например, большинство программистов пишут плохую документацию и плохо владеют языком;

· концентрирован на понимании, предсказании и управлении: эти три условия составляет основу компетенции, мастерства и самооценки и стремительные технологические сдвиги и рост разнообразного аппаратного и программного обеспечения всегда будут вызовом для хакеров;

Рис. 1. Возрастное распределение обнаруженных компьютерных преступников

· увлечен компьютерами: для многих пользователей компьютер — это необходимый рабочий инструмент. Для хакера же — это «удивительная игрушка» и объект интенсивного исследования и понимания;

· отсутствие преступных намерений: лишь в 10% рассмотренных случаев компьютерной преступности нарушения, совершаемые хакерами, привели к разрушению данных компьютерных систем. В связи с этим можно предположить, что менее 1% всех хакеров являются злоумышленниками.

Обобщенный портрет отечественного хакера выглядит следующим образом: это мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, либо имеющий многолетний опыт работы на компьютере, либо почти не обладающий таким опытом; в прошлом к уголовной ответственности не привлекался; является яркой, мыслящей личностью, способной принимать ответственные решения; хороший, добросовестный работник; по характеру нетерпимый к насмешкам и к потере своего социального статуса в рамках окружающей его группы людей; любит уединенную работу; приходит на службу первым и уходит последним; часто задерживается на работе после окончании рабочего дня и очень редко использует отпуска и отгулы.

2.4 Информационная война

В настоящее время за рубежом в рамках создания новейших оборонных технологий и видов оружия активно проводятся работы по созданию так называемых средств не летального воздействия. Эти средства позволяют без нанесения разрушающих ударов (например, современным оружием массового поражения) по живой силе и технике вероятного противника выводить из строя и/или блокировать его вооружение и военную технику, а также нарушать заданные стратегии управления войсками.

Одним из новых видов оружия не летального воздействия является информационное оружие, представляющее собой совокупность средств поражающего воздействия на информационный ресурс противника. Воздействию информационным оружием могут быть подвержены прежде всего компьютерные и телекоммуникационные системы противника. При этом центральными объектами воздействия являются программное обеспечение, структуры данных, средства вычислительной техники и обработки информации, а также каналы связи.

Появление информационного оружия приводит к изменению сущности и характера современных войн и появлению нового вида вооруженного конфликта — информационная война.

Несомненным является то, что информационная война, включающая информационную борьбу в мирное и военное время, изменит и характер военной доктрины ведущих государств мира. Многими зарубежными странами привносится в доктрину концепция выигрывать войны, сохраняя жизни своих солдат, за счет технического превосходства.

Ввиду того, что в мировой практике нет прецедента ведения широкомасштабной информационной войны, а имеются лишь некоторые прогнозы и зафиксированы отдельные случаи применения информационного оружия в ходе вооруженных конфликтов и деятельности крупных коммерческих организаций, анализ содержания информационной войны за рубежом возможен по отдельным публикациям, т.к. по некоторым данным информация по этой проблеме за рубежом строго засекречена.

Анализ современных методов ведения информационной борьбы позволяет сделать вывод о том, что к прогнозируемым формам информационной войны можно отнести следующие:

· глобальная информационная война;

· информационные операции;

· преднамеренное изменение замысла стратегической и тактической операции;

· дезорганизация жизненно важных для страны систем;

· нарушение телекоммуникационных систем;

· обнуление счетов в международной банковской системе;

· уничтожение (искажение) баз данных и знаний важнейших государственных и военных объектов.

К методам и средствам информационной борьбы в настоящее время относят:

· воздействие боевых компьютерных вирусов и преднамеренных дефектов диверсионного типа;

· несанкционированный доступ к информации;

· проявление непреднамеренных ошибок ПО и операторов компьютерных систем;

· использование средств информационно-психологического воздействия на личный состав;

· воздействие радиоэлектронными излучениями;

· физические разрушения систем обработки информации.

Таблица 2.

Год

События, цифры, факты

1985

Разведслужбой ФРГ с засекреченного объекта в пригороде Франкфурта успешно проведена операция «Project RAHAB» по проникновению в ИВС и базы данных государственных учреждений и промышленных компаний Великобритании, Италии, СССР, США, Франции и Японии.

1985

Спецподразделение LAKAM разведслужбы Израиля МОССАД осуществило НСД к ИВС Центра по обеспечению разведывательных операций ВМС США (US Naval Intelligence Support Center — NISC).

1988

Матиас Шпеер из Ганновера осуществил НСД к информации о программе СОИ и разработках ядерного, химического и биологического оружия из секретных электронных досье Пентагона.

Декабрь 1988

В Ливерморской лаборатории США (Lawrence Livermore National Laboratories — LLNL), занимающейся разработкой ядерного оружия, было зафиксировано 10 попыток НСД через каналы связи с INTERNET.

1989

Во Франции зарегистрированы попытки НСД в информационные банки данных военного арсенала в Шербуре.

Конец 80-х

Группа компьютерных взломщиков из ГДР (Д. Бржезинский, П. Карл, М. Хесс и К. Кох) овладели паролями и кодами доступа к военным и исследовательским компьютерам в США, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, Японии.

1995

В космическом центре NASA им. Джонсона (Johnson Space Center) регистрировалось 3−4 попытки НСД в сутки (на 50% больше чем в 1994 г.), 349.2 часов затрачено на восстановление функционирования сети.

1995

Центр информационной борьбы ВВС (Air Force Information Warfare Center) за первых 3 недели после создания зарегистрировал более 150 попыток НСД только к одному сетевому узлу.

Январь 1997

Через Internet выведена из строя главная машина для хранения информационного архива по проекту FreeBSD (freefall. freebsd. org).

Таким образом, в большинстве развитых стран мира в рамках концепции информационной войны разрабатывается совокупность разнородных средств, которые можно отнести к информационному оружию. Такие средства могут использоваться в совокупности с другими боевыми средствами во всех возможных формах ведения информационной войны. Кроме существовавших ранее средств поражающего воздействия в настоящее время разрабатываются принципиально новые средства информационной борьбы, а именно бое вые компьютерные вирусы и преднамеренные программные дефекты диверсионного типа.

2.5 Психология программирования

При создании высокоэффективных и надежных программ (программных комплексов), отвечающих самым современным требованиям к их разработке, эксплуатации и модернизации необходимо не только умело пользоваться предоставляемой вычислительной и программной базой современных компьютеров, но и учитывать интуицию и опыт разработчиков языков программирования и прикладных систем. Помимо этого, целесообразно дополнять процесс разработки программ экспериментальными исследованиями, которые основываются на применении концепции психологии мышления при исследовании проблем вычислительной математики и информатики. Такой союз вычислительных, информационных систем и программирования принято называть психологией программирования.

Психология программирования — это наука о действиях человека, имеющего дело с вычислительными и информационными ресурсами автоматизированных систем, в которой знания о возможностях и способностях человека как разработчика данных систем могут быть углублены с помощью методов экспериментальной психологии, анализа процессов мышления и восприятия, методов социальной, индивидуальной и производственной психологии.

К целям психологии программирования наряду с улучшением использования компьютера, основанного на глубоком знании свойств мышления человека, относится и определение, как правило, экспериментальным путем, склонностей и способностей программиста как личности. Особенности личности играют критическую роль в определении (исследовании) рабочего стиля отдельного программиста, а также особенностей его поведения в коллективе разработчиков программного обеспечения. Ниже приводится список характеристик личности и их предполагаемых связей с программированием. При этом особое внимание уделяется тем личным качествам программиста, которые могут, в той или иной степени, оказать влияние на надежность и безопасность разрабатываемого им программного обеспечения.

Внутренняя/внешняя управляемость. Личности с выраженной внутренней управляемостью стараются подчинять себе обстоятельства и убеждены в способности сделать это, а также в способности повлиять на свое окружение и управлять событиями. Личности с внешней управляемостью (наиболее уязвимы с точки зрения обеспечения безопасности программного обеспечения) чувствуют себя жертвами не зависящих от них обстоятельств и легко позволяют другим доминировать над ними.

Высокая/низкая мотивация. Личности с высокой степенью мотивации способны разрабатывать очень сложные и сравнительно надежные программы. Руководители, способные повысить уровень мотивации, в то же время, могут стимулировать своих сотрудников к созданию программ с высоким уровнем их безопасности.

Умение быть точным. На завершающих этапах составления программ необходимо особое внимание уделять подробностям и готовности проверить и учесть каждую деталь. Это позволит повысить вероятность обнаружения программных дефектов как привнесенных в программу самим программистом (когда нарушитель может ими воспользоваться в своих целях), так и другими программистами (в случае, если некоторые из них могут быть нарушителями) при создании сложных программных комплексов коллективом разработчиков.

Кроме того, психология программирования изучает, с точки зрения особенностей создания безопасного программного обеспечения, такие характеристики качества личности как исполнительность, терпимость к неопределенности, эгоизм, степень увлеченности, склонность к риску, самооценку программиста и личные отношения в коллективе.

Корпоративная этика

Особый психологический настрой и моральные стимулы программисту может создать особые корпоративные условия его деятельности, в частности различные моральные обязательства, оформленные в виде кодексов чести. Ниже приводится «Кодекс чести пользователя компьютера».

· Обещаю не использовать компьютер в ущерб другим людям.

· Обещаю не вмешиваться в работу компьютера других людей.

· Обещаю «не совать нос» в компьютерные файлы других людей.

· Обещаю не использовать компьютер для воровства.

· Обещаю не использовать компьютер для лжесвидетельства.

· Обещаю не копировать и не использовать чужие программы, которые были оплачены не мною.

· Обещаю не использовать компьютерные ресурсы других людей без разрешения и соответствующей компенсации.

· Обещаю не присваивать результаты интеллектуального труда других людей.

· Обещаю думать об общественных последствиях разрабатываемых мною программ или систем.

· Обещаю всегда использовать компьютер с наибольшей пользой для живущих ныне и будущих поколений.

Заключение

Количество и уровень деструктивности угроз безопасности для программных комплексов компьютерных систем как со стороны внешних, так и со стороны внутренних источников угроз постоянно возрастает. Это объясняется стремительным развитием компьютерных и телекоммуникационных средств, глобальных информационных систем, необходимостью разработки для них сложного программного обеспечения с применение современных средств автоматизации процесса проектирования программ. Кроме того, это объясняется значительным или даже резким повышением в последнее время активности деятельности хакеров и групп хакеров, атакующих компьютерные системы, криминальных групп компьютерных взломщиков, различных специальных подразделений и служб, осуществляющих свою деятельность в области создания средств воздействия на критически уязвимые объекты информатизации.

В данной работе излагаются научно-практические основы обеспечения безопасности программного обеспечения компьютерных систем. Значительная часть материала посвящена выявлению и анализу угроз безопасности программного обеспечения, рассмотрению основ формирования моделей угроз и их вербальному описанию, методов и средств обеспечения технологической и эксплуатационной безопасности программ.

Необходимой составляющей проблемы обеспечения информационной безопасности программного обеспечения является общегосударственная система стандартов и других нормативных и методических документов по безопасности информации, а также международные стандарты и рекомендации по управлению качеством программного обеспечения, которые позволяет предъявить к создаваемым и эксплуатируемым программных комплексам требуемый уровень реализации защитных функций.

Список используемой литературы

1. Абрамов С. А. Элементы анализа программ. Частичные функции на множестве состояний. — М.: Наука, 1986

2. Беневольский С. В., Бетанов В. В. Контроль правильности расчета параметров траектории сложных динамических объектов на основе алгоритмической избыточности// Вопросы защиты информации. — 1996.- № 2.- С. 66−69.

3. ГОСТ 28 147–89. Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования.

4. ГОСТ Р 34. 10−94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма.

5. ГОСТ Р 34. 11−94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой