Социальный паспорт и технологии его разработки

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Социология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИННОВАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью современного развития российского общества является возрастание роли социальной сферы. Это, в свою очередь, определяет повышение требований к качеству управления социальными процессами. Одним из условий преобразования управления социальной сферой является разработка и внедрение системы мониторинга социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях. Потребность в нём определяется тем, что наличие большого количества показателей, характеризующих социально-экономическое развитие как региона в целом, так и входящих в его состав отдельных муниципальных образований, не позволяет быстро и однозначно оценить состояние социальной сферы, выстроить иерархию проблем, требующих последовательного решения. В соответствии с этим необходимо определение и обоснование системы обобщающих (интегральных) показателей состояния социальной сферы региона, применение которой, в виде социального паспорта населения, позволит объективно оценивать, сравнивать и анализировать уровень развития, выявлять основные тенденции и закономерности, четко обозначать наиболее острые проблемы.

Система управления социальной сферой региона нуждается в совершенствовании, которое предполагает решение двух основных задач: технологизацию процесса управления и комплексное ресурсное обеспечение. Необходимой предпосылкой и условием успешной технологизации социальной сферы региона выступает её рационально организованный мониторинг.

Одним из путей устранения негативных явлений является разработка и внедрение модели социального паспорта населения, включающего в себя систему оценки состояния социальной сферы региона на основе комплексных интегральных показателей.

1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Одна из основных социальных потребностей современного общества состоит в необходимости совершенствования системы организации управления. Управление в любых его проявлениях в общественной жизни -производстве, в деятельности административных органов региона и государства в целом, должностных лиц — представляет собой воздействие одних людей управляющих (т.е. реализующих полномочия и функции управления) — на других, выступающих объектом этого воздействия. Однако, процесс управления обусловлен не только воздействием управляющей системы на управляемую, но и наоборот. В связи с этим выделим существующий феномен социального взаимодействия, которым пронизана и непосредственно интересующая нас в данном случае управленческая деятельность. Изучением социальных взаимодействий занимается одна из многочисленных отраслей социологической науки — социология управления, изучающая различные виды общественных взаимодействий и социальных феноменов.

Взаимодействие между управляющей и управляемой системами, в качестве которых нами рассматриваются система управления социальной сферой региона и, непосредственно, социальная сфера, происходит на основе постоянного обмена информацией. Чтобы предпринять какие-либо управленческие действия, управомоченный на то субъект должен, прежде всего, получить, обработать и осмыслить информацию об объекте намечаемого воздействия, в том числе и чисто социальную информацию, характеризующую качества управляемой системы. Затем управляющий субъект для решения поставленной задачи оказывает необходимое воздействие, что осуществляется с помощью информационных сигналов, которые теперь идут сверху вниз. После выдачи указания субъекту управления необходимо убедиться сначала в том, что оно получено, корректно интерпретировано тем, кому адресовано, а затем — выполняется ли оно и так ли, как нужно, что, по сути, представляется в виде мониторинга состояния управляемой системы. Следовательно, снова возникает необходимость получения информации, характеризующей процессы в социальном пространстве региона, вызванные тем или иным управленческим решением. В дальнейшем протекании управленческого воздействия циклично повторяется информационное воздействие «сверху вниз», координирующее, при необходимости, ход процесса управления. Таким образом, на всем протяжении управленческой деятельности происходит социальное взаимодействие между управляющей и управляемой системами на основе информационного обмена между ними. Различные виды информации, значительно возросшее количество информационных носителей, применение разнообразных методов хранения данных в процессе информационного обеспечения управленческой деятельности создают необходимость оптимизации действия информационной подсистемы. Социальное взаимодействие органов управления социальной сферой региона, выступающих в качестве управляющей системы и социальной сферы, можно представить в виде схемы.

Социальное взаимодействие, на наш взгляд, связывает систему, осуществляющую функции управления, включающую разные организационные образования, учреждения, занимающиеся совместно управлением одним и тем же объектом с управляемой системой. При этом фактором, обеспечивающим эффективность процесса управления, является информационная обеспеченность органов управляющей системы, предполагающая исчерпывающую характеристику состояния управляемой системы на основе мониторингового представления и интерпретирующих характеристик.

Поскольку в качестве управляемой системы нами рассматривается социальная сфера региона, отметим, что социальная сфера общества остаётся слабо регулируемой нормами права, трудно поддающейся управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. Большое внимание в представленной работе уделено понятию «социальная сфера региона», поскольку социальная паспортизация населения является технологией управления, ориентированной на решение проблем вышеозначенной сферы.

Существенное отличие социальной сферы от других сфер общественной жизни состоит в том, что в ней человек принимается как целостная личность в многообразии его потребностей и притязании. Социальная сфера ориентирована на человеческие индивидуальности и, соответственно, возникающие потребности. Другие сферы общественной жизни ориентированы на человека в унифицированных категориях, таких как: работники, граждане, физические лица и т. п.

На основании приведенного описания сущности социальной сферы региона определим, что человек в ней принимается и выступает в статусе цели, в качестве целостной личности и индивидуальности. Это еще раз подчеркивает значимость индивидуализации как подхода в современном управлении, на что направлено внедрение социального паспорта.

С другой стороны, заметим, что необходимость мониторинга, направленного на выявление основных тенденций и закономерностей социальной сферы как управляемой системы, обусловлена продолжающейся трансформацией российского общества.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ

социальный паспорт население

Социальный паспорт как элемент системы управления социальной сферой региона создает возможность для изменения неэффективного бюрократического подхода к управлению социальной сферой регионов РФ, не учитывающего индивидуальные особенности граждан как единиц социального пространства, тогда как повышение качества жизни и создание условий для реализации ресурса каждого человека декларируется главной целью любой страны в программах ООН.

Как показывает практика, главная проблема в подготовке и реализации предлагаемого проекта социальной паспортизации заключается в том, чтобы обеспечить согласованную работу всех служб, включенных в систему управления социальной сферой региона, в условиях ограниченных ресурсов. Важная роль отводится применению новых информационных технологий и систем, позволяющих добиться адресного и эффективного использования выделяемых средств. При этом открытость управления помогает установить действенный контроль за расходованием бюджетных средств и социальных дотаций со стороны государственных органов и населения.

Целью реализации проекта социальной паспортизации является внедрение нового индивидуального подхода в предоставлении социальных услуг, что будет требовать частичного реформирования систем жилищно-коммунального обслуживания, отрасли здравоохранения, лекарственного обеспечения, поддержки отдельных социально незащищенных групп населения.

Реализация проекта социальной паспортизации населения, по сути, является мониторинговым представлением региона. Социальный паспорт населения региона, на наш взгляд, должен предполагать техническую возможность социальной идентификации, т. е. включать социально значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы, позволяя отслеживать изменения данных категорий.

Внедрение социального паспорта населения региона имеет определенное значение не только для функционирующей системы управления, но и для самого населения.

Перечень основных действий при внедрении социального паспорта населения:

1. Исходные (базовые) данные поступают из статистического управления и структурных подразделений органов управления. Далее происходит обработка данной информации. Технология управления может быть представлена программным продуктом, и использование исходной информации может происходить автоматически, что является основой функционирования проекта социальной паспортизации.

2. После применения технологии управления вырабатывается управленческое решение, которое принимается органом управления.

3. Решение вносится в программу развития региона или муниципального образования, затем эта программа реализуется.

Иногда для принятия решения необходимо последовательно использовать целый комплекс различных технологий, позволяющих в полной мере решить существующие задачи.

Основу ресурсного обеспечения технологии социальной паспортизации составляют:

* информационная база исходных данных, характеризующая социальную сферу региона как в количественном, так и в качественном видах;

* экономико-математические частные модели для решения глобальных и локальных задач;

* блоки, обеспечивающие обмен информацией между частными моделями в режиме взаимодействия между руководством предприятий муниципального сектора, администрацией муниципального образования и структурами регионального управления;

* блок результатов, представляющий собой сводную базу данных, динамически изменяющуюся и постоянно обновляемую, дающую возможность руководству региона или муниципального сектора формировать представление и отслеживать наметившиеся тенденции в социальной сфере, тем самым, оценивая эффективность проводимой социальной политики.

Описанная структура технологии с функциональными связями между отдельными блоками (подсистемами) образует функциональную модель технологии управления с использованием социального паспорта населения региона. В целом, управленческая технология социальной паспортизации предполагает включение следующих элементов.

1. Функционирование управляющей подсистемы, которая представлена органами управления социальной сферой региона.

2. Деятельность управляемой подсистемы — непосредственно социальная сфера региона, определяемая нами как совокупность отраслей, предприятий, организаций и структур управления, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

3. Поле их взаимодействия.

Основой реализации описываемого проекта социальной паспортизации населения региона является информационная база, содержащая исходные данные, которые могут быть получены в результате обработки общерегиональной статистической информации. Конкретные алгоритмы получения таких агрегированных величин должны быть сформированы по мере конкретизации располагаемого статистического материала. Для объективной оценки текущего состояния социальной сферы региона не достаточно обычного набора критериев, применяемых экономической теорией, для оценки социально-экономического положения региона. Помимо показателей, характеризующих объемы производства продукции, товаров и услуг, финансовых показателей, количественных характеристик безработицы и занятости, инфляции и т. д., необходимо внедрение показателей уровня качества жизни населения, содержащих характеристики сферы культуры, образования, спорта; эффективности функционирования инфраструктуры, органов правопорядка, экологические показатели и т. д.

Дальнейшее рассмотрение описываемого проекта внедрения социального паспорта населения региона связано с представлением социальной паспортизации населения региона как многоуровневой инновационной технологии управления. Её разработка и практическое внедрение — процесс, включающий ряд инновационных элементов. Это связано с тем, что постоянные и динамичные изменения в жизни как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов в частности, а также появление новых потребностей у населения оказывают существенное влияние на региональную и муниципальную политику и приводят к необходимости модернизации, имеющей радикальный или эволюционный характер. Это требует от всех структур управления способности быстро адаптироваться и отвечать на многочисленные вызовы, перестраивать свою

работу, организационную структуру и политику. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использовании инноваций в деятельности органов власти, что формирует основания для повышения инновационного потенциала государства в целом.

Разрабатываемые инновации являются движущей силой в процессе модернизации систем управления всех уровней: муниципального, регионального и государственного. Каждый из представленных уровней, безусловно, имеет значимые особенности, по сути, формирующие его самостоятельность. Система управления в своем реальном функционировании представляется в качестве совокупности многообразных действий, выполняемых большим или меньшим количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИННОВАЦИЯ

Социальная паспортизация населения региона как инновация предполагает создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем социальные, экономические, организационные и другие изменения в социальной сфере региона.

По внутреннему содержанию следует различать инновации эволюционного и революционного порядка, радикального и частичного характера, широкого или узкого использования. Основу предлагаемой инновации — технологии социальной паспортизации населения региона — представляет деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению рутинных, излишне бюрократизированных, а соответственно, неэффективных механизмов управленческой деятельности на региональном уровне. Следовательно, её целесообразно отнести к эволюционному уровню частичного характера, поскольку внедрение социального паспорта населения региона не влечет полного изменения системы управления, а создает возможность для более эффективного использования имеющейся схемы.

Характеризуя социальную паспортизацию населения региона как инновационный проект, следует указать, что основу составляет разработка и внедрение качественно новых методов учёта и анализа характеристик состояния социальной сферы региона, позволяющих установить уровень, состояние, общие параметры изучаемого объекта, а также определить перспективы его развития и модернизации. Результатом социальной паспортизации является единая информационно-аналитическая база, содержащая широкий перечень сведений и данных, всесторонне характеризующих объект изучения.

Социальная паспортизация на региональном уровне представляет собой реорганизационное воздействие, направленное на совершенствование и оптимизацию процесса управления социальной сферой, что характеризует её как стратегическую инновацию. В итоге внедрение и использование социального паспорта позволит обеспечить прозрачность управления и адресность предоставления услуг гражданам в социальной сфере, повышение открытости, доступности и достоверности информации по социальным льготам и выплатам, интеграцию в едином месте для граждан информации о законах в области социальной сферы, регионального и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы.

Использование данных социального паспорта населения региона позволяет проводить анализ общественных проблем на основании их структуризации, т. е. разложения проблемы на составные части и отношения, что включает:

— определение структурных элементов проблемы и их характер;

— анализ взаимосвязей между элементами проблемы и их ранжирование;

— постановка основной (ключевой) проблемы;

— анализ структуры основной проблемы;

— изучение факторов и причин появления проблемы.

В самом широком смысле, социальный паспорт ориентирован на внедрение в действующую систему управления социальной сферой региона.

Построение и использование технологии социальной паспортизации населения региона повышает эффективность управления на различных этапах.

Социальный паспорт населения региона формируется также на основании результатов предшествующего анализа состояния социальной сферы региона, социологических и инновационных теорий, представляя собой упорядоченное изложение содержания основных положений социального паспорта населения региона.

Система социального паспорта населения задает многомерность в изучении состояния социальной сферы. Выделим четыре основных макросоциологических составляющих:

1. Изучение состояния ресурсов общества, определяемое нами как социальная статика или социальная анатомия.

2. Анализ протекания процесса воспроизводства общества или демографической составляющей, которой соответствует социальная динамика и социальная физиология.

3. Исследование существующей структуры общества, что представляет собой социальную дифференциацию и существование социетальных подсистем.

4. Прогнозирование состояния развития общества, позиционируемое нами как социальная генетика социальная интеграция.

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социальной сферой региона. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности региона, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед органами власти и управления стоят проблемы:

— эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение региона;

— объективной оценки происходящих в регионе изменений;

— прогнозирования развития социально-экономических процессов;

— своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций в общественной жизни.

Социальный паспорт населения в значительной мере способствует решению этих проблем, обеспечивая организацию в регионе системы мониторинга состояния социальной сферы и социально-экономического развития.

Модель социального паспорта населения региона представляет собой совокупность структур данных и операций их обработки. Ядром социального паспорта населения региона, по нашему мнению, является модель данных, содержащая информацию о состоянии социальной сферы региона. Информационная модель данных социального паспорта представляет собой множество структур данных, ограничений целостности и операций манипулирования данными. Непосредственно информация, содержащаяся в социальном паспорте, выступает в двух взаимосвязанных формах: социальной, представляющей движение знаний в общественных системах, и машинной (или автоматизированной).

Информация в процессе управления социальной сферой региона используется в виде различных данных (числовых, текстовых, визуальных и т. п.). Формирование информационной основы социального паспорта предлагается в виде иерархической системы, которая характеризуется тем, что в ней каждый подчиненный элемент данных всегда связан только с одним исходным. Это позволяет обеспечить высокую достоверность данных путем ограничения возможности дублирования информации в процессе сбора и аккумулирования в информационной базе социального паспорта населения региона. Это обеспечивается посредством того, что к каждой записи информационной базы данных существует только один (иерархический) путь от корневой записи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, необходимость социального паспорта обусловлена повышением эффективности управления социальной сферой и улучшением взаимодействия органов власти с населением, кроме того, он должен будет обеспечить индивидуализацию социальной политики региона.

В итоге внедрение и использование социального паспорта позволит обеспечить прозрачность управления и адресность предоставления услуг гражданам в социальной сфере, повышение открытости, доступности и достоверности информации по социальным льготам и выплатам, интеграцию в едином месте для граждан информации о законах в области социальной сферы, регионального и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы.

Использование социального паспорта населения региона как инновация в управлении социальной сферой охватывает различные структуры и сферы деятельности, но главными среди них являются следующие:

— стратегия развития и политика региона;

— управленческая и организационная структура региона;

— система и принципы финансирования региона;

— механизм принятия решений;

— информационная система и ресурсно-техническая база региона;

— государственные программы поддержки региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геращенко В. М. Технология социальной паспортизации населения в управлении социальной сферой региона. — Белгород, 2009.

2. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 342 с.

3. Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Изд-во Моск. гуманит. -социальн. академии: Флинта, 2003.

4. Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование социальных процессов: теоретико-методологические аспекты // Социальное развитие общества: современное состояние и перспективы, 2008.

5. Сафронова В. М. Сущность и теоретико-методологические основы прогнозирования социальных процессов. //Социальная работа: история и современность, 2009 г.

6. См.: Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. — М.: Экономика, 1989.

7. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. — М., 2000. — С. 66.

8. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1983.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой