Специальные способности в структуре одарённости (социальная одарённость)

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Психология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет психологии, заочное отделение, группа- 044 (ПП- 44)

Контрольная работа

По курсу «Психология одарённости»

Тема: «Специальные способности в структуре одарённости (социальная одарённость)»

Выполнила: Сахончик О. И.

Проверила: Мнишкур Е. С.

Минск 2008

Содержание

одарённость интеллект социальная компетенция

Введение

1. Виды одарённости

2. Интеллект как фактор социальной одарённости

3. Социальная одарённость (социальная компетенция)

Заключение

Список используемой литературы

Введение

«Одарённость — есть проявление творческого потенциала человека» А.М. Матюшкин

Психология как наука сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология — это наша жизни, она с нами везде и всюду. Поэтому по каждому вопросу этой науки, как это не странно, существует если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких то моментах. Так, и тема одарённости в психологии не обошла стороной:

Еще несколько десятков лет С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одарённости посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда.

Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались." По прошествии многих лет появилось несколько теорий по данному актуальному в нашей жизни вопросу.

Актуальность темы и необходимость изучения заключается в том, что работать с одарёнными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми», надо немедленно развивать их способности, чтобы они не изжили себя.

Очень точно актуальность проблемы одарённости детей выразил П. В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась».

1. Виды одарённости

Дифференциация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одарённости выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одарённости. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одарённости, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одарённости: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей.

В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одарённости предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одарённости в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одарённости позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Дифференциация видов одарённости определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одарённости предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одарённости можно назвать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

2) степень сформированности одарённости;

3) форма ее проявления;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития. Рассмотрим их подробнее.

1. По первому критерию классификация типов одарённости осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

Сферы психики представлены:

· интеллектуальной,

· эмоциональной,

· мотивационно — волевой.

В рамках интеллектуальной сферы различают:

· сенсомоторный,

· пространственно — визуальный,

· понятийно-логический уровни;

В эмоциональной сфере:

· эмоционального реагирования

· эмоционального переживания;

В мотивационно — волевой сфере:

· побуждения,

· целеобразования,

· смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одарённости.

В практической деятельности:

· одарённость в ремеслах,

· спортивная и организационная;

В познавательной:

· интеллектуальная различных видов;

В художественно-эстетической:

· хореографическая,

· сценическая,

· литературно-поэтическая,

· изобразительная и музыкальная;

В коммуникативной:

· лидерская,

· аттрактивная.

В духовно-ценностной деятельности:

· одарённость в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одарённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одарённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на передний план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда перед нами виртуоз), либо эмоционально — экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.).

Каждый вид одарённости по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), в познавательном (интерпретации), в коммуникативном (коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), в духовно-ценностном (придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания природы детской одарённости. Оценка одарённости по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления о ней как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одарённости как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации.

Следовательно, одарённость выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одарённости может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку те или иные ее компоненты у разных индивидуумов могут быть выражены в различной степени. Одарённость может состояться только в том случае, если резервы способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одарённость или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Получившее широкое распространение во второй половине прошлого века рассмотрение «творческой одарённости» как ее самостоятельного вида базируется на ряде исходных противоречий в самой природе способностей, которые находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими способностями может не быть творческим и, наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный является творческим.

Вместе с тем возможен другой подход к интерпретации указанной феноменологии, который не прибегает к понятию творческой одарённости как объяснительному принципу, поскольку в рамках его рассматривается механизм искомого феномена (самого явления).

Различный вклад ведущих компонентов в структуру одарённости может давать парадоксальную картину, когда не совпадают в своем проявлении успешность в овладении деятельностью (успеваемость), ум (сообразительность) и креативность. Факты такого расхождения в проявлении одарённости не говорят однозначно в пользу разведения ее видов (на академическую, интеллектуальную и творческую), а напротив, позволяют как в срезе увидеть роль и место этих компонентов в структуре одарённости и объяснить вышеназванный парадокс человеческой психики без привлечения особого вида одарённости — творческой.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т. е. ученик готовит уроки только для того, чтобы его не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одарённости, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт значительно превышает первоначальный замысел, поэтому можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Если последнее происходит по инициативе самого ребенка, то это и есть творчество.

В таком контексте понятия «одарённость» и «творческая одарённость» выступают как синонимы и второе не рассматривается в качестве особого, самостоятельного вида одарённости, не является отдельной модальностью, а характерно для любого вида труда. Условно говоря, «творческая одарённость» — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: занимаясь развитием одарённости, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения за счет их усложнения и т. д. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта.

2. По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одарённость.

Первая — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных составляют талантливые дети, которые достигают результатов, отвечающих требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как соответствующий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одарённость — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать их в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться из-за неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и т. д.).

Выявление потенциальной одарённости требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок.

Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. В соответствии с критерием «форма проявления» различаются явная и скрытая одарённость. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка очевидны, и специалист может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с ним.

Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений о ее отсутствии. Ребенка могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие дети добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одарённости во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы их проявления. Скрытые формы одарённости — это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований такого ребенка весьма трудно оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т. п.).

Выявление детей со скрытой одарённостью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.

4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) и специальную одарённость. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Ее психологическим ядром выступают умственные (общие познавательные) способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одарённость определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Общая одарённость связана со специальными видами одарённости. Так, под влиянием первой (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т. д.) проявления специальной одарённости выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т. д.). В свою очередь, специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одарённость. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда предопределяют высокие достижения в более старшем возрасте. Вместе с тем их отсутствие в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одарённости являются дети, которых называют «вундеркиндами».

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором обнаруживается одарённость, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее — в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Выше уже отмечалось, что различия в одарённости могут быть связаны как с мерой проявления их признаков, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одарённости по данному основанию, несмотря на его условность, происходит путем сравнения различных показателей со средней возрастной нормой.

Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, однако в незначительной мере. Их одарённость далеко не всегда бросается в глаза. Однако они имеют, тем не менее, ее основные отличительные признаки и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

Другие проявляют весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие склонности. Их одарённость, как правило, очевидна для окружающих.

Наконец, существуют дети, которые настолько превосходят по своим способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одарённости. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Вместе с тем они часто составляют «группу риска», поскольку имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Итак, любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации ее видов. Одарённость оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие таланта конкретного ребенка.

2. Интеллект как фактор социальной одарённости

В психологической литературе существует множество определений интеллекта, но до сих пор не было достигнуто единого мнения относительно этого явления. Так, некоторые авторы, подразумевают под интеллектом всю познавательную деятельность, другие же говорят о нем как о наиболее обобщенном понятии, характеризующем сферу умственных способностей человека.

Ж. Пиаже, В. Штерн и другие психологи понимали интеллект как возможность биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Согласно другой точке зрения, интеллект трактуется лишь как способ приобретения знаний.

Можно предложить два наиболее часто встречаемых подхода к определению интеллекта. Согласно одному, интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями. Согласно другому, интеллект выступает в приспосабливаемости к новым ситуациям, использовании приобретенного опыта, т. е. в основном отождествляется со способностями к обучению.

На протяжении долгого времени, одарённость отождествлялась лишь с интеллектуальными способностями. Но интеллект не представляет собой чего-то изолированного в человеке. Так, Векслер впервые разработал батареи тестов, позволяющих выделить «факторы интеллекта неинтеллектуального плана». В отечественной психологии против так называемого «узкого интеллектуализма» выступали и С. Л. Рубинштейн, понимавший под общей одарённостью всю совокупность особенностей личности, Б. М. Теплов, отмечавший, что умственная деятельность есть единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Многими авторами подчеркивается неоднородность умственной одарённости, при этом акцент делается на комплексном и синтетическом характере этого понятия. Современные научные исследования в большей степени разворачиваются вокруг понятий интеллекта, креативности и обучаемости. Существуют также традиционные классификации одарённости по видам деятельности (математическая, музыкальная, языковая и другие).

В последнее время появился термин «социальная одарённость». Многими исследователями используются термины «лидерская одарённость», «социальный интеллект», «организаторские способности». Одно из определений социальной одарённости гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одарённости, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.

Социальная одарённость выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Понятие социальной одарённости охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одарённость отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего. Некоторыми психологами выделяется характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении (например, их занятость в различных общественных мероприятиях, восприятие их как арбитров или как «определителей политики» в группе, они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т. п.). Этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения.

Некоторые исследователи рассматривают лидерскую одарённость как одно из проявлений социальной одарённости. Так, анализируя понятие «социальная одарённость», К. Эбромс выделяет следующие основные аспекты: социальное познание, просоциальное поведение, моральные суждения и лидерство (Abroms, 1985).

Существует множество определений лидерской одарённости, в которых можно выделить общие черты. Почти всеми исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Богатый материал по проблеме лидерства накоплен в социальной психологии. Существует по крайней мере 3 подхода:

· «Теория черт» (лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств, предаваемых по наследственности),

· ситуационная теория лидерства (решающую роль играют дополнительные ситуационные факторы, которые включают в себя потребности и личные качества окружающих, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у человека информацию),

· подход, объясняющий зависимость проявления лидерских качеств от структуры выполняемой деятельности.

Исследователями отмечается, что проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников и младших школьников. Таким образом, можно выдвинуть еще одну гипотезу о том, что в школьном коллективе лидерство может обеспечиваться не только ребенком, но и формальным лидером — учителем.

Уровень интеллектуального развития диагностируется при помощи прогрессивных матриц Равена, а исследование структуры группы, т. е. выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, при помощи социометрической методики.

В социометрии используются три критерия. Деловой — «С кем бы я стал украшать класс», эмоциональный — «С кем бы я хотел поиграть в интересную игру» и эмоционально-деловой — «Кому бы я написал записку».

В третьем классе, дети с высокими интеллектуальными показателями, по результатам социометрии, попали в группу так называемых аутсайдеров. Лидирующие позиции занимают ученики с не очень высоким уровнем интеллектуального развития, с довольно низкими показателями. Среди второклассников наблюдается примерно такая же картина, т. е. лишь один ребенок получил максимальное количество баллов как по результатам социометрии (по всем трем критериям), так и по результатам диагностики интеллекта. Остальные испытуемые имеют высокие показатели либо интеллектуального развития, либо социальной компетентности при этом их популярность варьируется в зависимости от ситуации выбора. Испытуемые со средними показателями интеллекта попадают как в группы предпочитаемых, так и в группы отвергаемых, в зависимости от социометрического критерия.

Таким образом, явление интеллектуально-социальной диссинхронии у одаренных детей, суть, которой в том, что высокий уровень интеллектуального развития не всегда обеспечивает столь же высокий уровень развития социальных способностей и успешность в общении в целом. В младшем школьном возрасте одним из ведущих факторов при выборе партнера по общению для детей является эмоциональное отношение учителя к ученику.

3. Социальная одарённость (социальная компетенция)

Социальная компетенция — это «способность вступать в коммуникативные отношения другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» [3].

Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить:

· область знаний (языковых и социальных);

· область умений (речевых и социальных);

· область способностей и личностных характеристик.

К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т. п.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий человека с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми.

Всю работу с социально одарёнными детьми можно условно разделить на два направления [12]:

Заключение

Исследуя тему, развития социальной одарённости детей стало известно, что лидерская одарённость или социальный интеллект развивается до 17−18 лет.

Социальная одарённость: это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Элементы социальной одарённости:

* социальная чувствительность,

* просоциальное поведение,

* нравственные суждения,

* организаторские умения и пр.

Социальная одарённость предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

Есть дети, одарённость которых трудно заметить из-за низкой успеваемости, физических недостатков, поведенческих трудностей, агрессивности, эмоциональной нестабильности, низкого социально-экономического уровня семьи.

Чем раньше одарённость будет выявлена, и с ребенком начнут заниматься целенаправленно, тем лучше. Особо отмечается важность возрастного периода от 2-х до 7 лет в психосоциальном и познавательном развитии. Познавательное развитие у одаренных детей опережает таковое у сверстников, они любопытны, им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. У одаренных детей отличная память, раннее языковое развитие.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли, они могут долго концентрировать внимание, решать задачи, не имеющие практического значения, увлеченность ребенка просто поражает. Но не все у них получается, поэтому они нуждаются в помощи и поддержке.

Важным аспектом одарённости является психосоциальная чувствительность, у таких детей обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим, такие дети чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Список литературы

1. Журнал «Одарённый ребенок»: № 3, 2002.

2. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. 315 с.

3. Матюшкин А. М. Загадка одарённости. М: Школа-Пресс. 1993.

4. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1972

5. Аверин, Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

6. Матюшкин А. М. Загадка одарённости. М: Школа-Пресс. 1993.

7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность, — М.: Прометен, 1993

8. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии. — СПб.: 1998.

9. Статья В. М. Слуцкого «Одарённые дети»

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой