Статус судьи в Российской Федерации.
Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

кафедра Организации судебной и правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Выполнила:

Студентка 1 курса

заочной формы обучения

Дата предоставления работы:

Москва 2009 г.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение 3
  • 1. Статус судьи 5
    • 1.1 Понятие статуса судьи и его составные элементы. 5
    • 1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. 8
  • 2. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. 15
    • 2.1 Основания и порядок приостановления полномочий судьи. 15
    • 2.2 Основания и порядок прекращения полномочий судьи. 18
  • Заключение 28
  • Список литературы 30

Введение

Центральной фигурой в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи, возлагаемые на этих лиц весьма серьезны, от них могут зависеть судьбы людей и страны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи.

Правовой статус судьи в РФ регулирует, прежде всего, Конституция Р Ф, закон «О судебной системе РФ» и закон «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы. В них неоднократно вносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний день статус судьи — как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих пор окончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется ряд упущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статуса судьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение в юридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждается на Всероссийском съезде судей.

Интерес к заявленной теме настоящей курсовой работы обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой — необходимостью совершенствования действующего законодательства и повышения эффективности его применения.

Целью настоящей курсовой работы является изучение правового статуса судей в Российской Федерации и организационно-правовых основ их деятельности. Однако объем работы не позволяет остановиться на всех элементах правового статуса судьи, и будут рассмотрены лишь некоторые.

Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности. Видится возможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумя путями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшими кадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должность судьи и второй путь — это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитет судебной власти. Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементы статуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и основания приостановления и прекращения деятельности судей.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

· исследование определения и составных элементов статуса судьи в юридической литературе;

· выявление требований, предъявляемых к кандидатам в судьи и порядка формирования судейского корпуса;

· определение и изучение оснований и порядка приостановления и прекращения деятельности судей;

· определение основных направлений и актуальных перспектив совершенствования законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания и порядок прекращения (приостановления) полномочий действующего судьи.

статус судья полномочие юридическое

1. Статус судьи

1. 1 Понятие статуса судьи и его составные элементы

Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status — правовое положение). Статус — правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина или юридического лица и др" Тихомирова Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под. Ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 426. Исходя из такого понимания этого термина в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, предприятия, депутата и др., и, естественно, судьи. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словами «конституционный» или «правовой». Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е. Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования — назначение или избрание; второй элемент — порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок и способы их реализации; четвертый элемент — особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов — носителей государственной власти См.: Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. М., 2002. С. 76.

В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи — это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты» Большая юридическая энциклопедия. М., 2005. С. 567.

В.С. Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи — обусловленная профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей См. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. Изд. 4-е, перер. и доп. М.: ЭКСМО, 2009, С. 79. К. Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд. 9-е., перераб. и доп. М. :ЗЕРЦАЛО-М, 2009. С. 257.

М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Издательство «Норма», 2008. С. 16.

Из приведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет за основу, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи. Видится возможным, дать следующее определение. Статус судьи — это совокупность прав и обязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителя судебной власти. Исходя из данного определения можно выделить следующие элементы статуса судей:

· Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями);

· Права и обязанности судей, направленные на осуществление ими объективного, независимого и беспристрастного правосудия (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, запрет на вмешательство в деятельность судьи, неприкосновенностью судьи и т. п.);

· Права и обязанности судей по осуществлению ими своей компетенции (характеризуются процессуальным законодательством);

· Права и обязанности судей, которые определяют его особое положение в обществе (материальные и социальные гарантии).

Необходимо отметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементов статуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положения Конституции Р Ф (ст. 10, 119−122 и 124), которая закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом.

Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» с последующими изменениями и дополнениями и Законом Р Ф от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации».

Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.

Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей.

Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда Р Ф определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей — также и законами субъектов РФ.

1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции Р Ф, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4−6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции Р Ф. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции Р Ф указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда Р Ф — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права).

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон Р Ф «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон Р Ф «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе Р Ф «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Р Ф и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции Р Ф. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование -- наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца.

Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование Р Ф Письмо Минобразования Р Ф от 1 сентября 2003 г. N 14−52−1018ин/15 «О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра"// www. consultant. ru полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества Разъяснение Высшей квалификационной коллегии судей от 18 марта 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. N 6. России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе Р Ф «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям (например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).

Ни Конституция Р Ф, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Во-вторых, в этом механизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должность судьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидат или нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должность судьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда Российской Федерации провел специальное исследование и эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследование прошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатами в судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидаты высказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости, что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство. Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что у этих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость, эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т. п. Полная информация о результатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18%), соответствует в основном — 89 человек (39,9%), соответствует частично (группа риска) — 69 человек (30,9%), не соответствует — 24 кандидата (10,8%) Антонова И.А., Зябкин В. М. Организационные и нравственные вопросы отбора кандидатов на должность судей //Российский судья, 2008, № 10, С. 46−48. Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своим постановлением Постановление Президиума Совета Судей от 26 июля 2002 «О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе» // www. lawmix. ru от 26 июля 2002 г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестирование кандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности в Приморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центра психодиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанных методик.

Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // www. ssrf. ru». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.

В-третьих, в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любого конкурса -- определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса -- также официально нигде не определяется.

В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.

Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

2. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

2.1 Основания и порядок приостановления полномочий судьи

В ч.2 ст. 121 Конституции Р Ф закреплена действенная гарантия о неправомерном приостановлении или прекращении полномочий судьи: «Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря».

То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» (ст. 13 и 14), так и Федеральным конституционном законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 17 и 18).

Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Р Ф, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей (как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи) при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. 13 Закона Р Ф «О статусе судей в РФ» Закон Р Ф от 26 июня1992. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта 2007 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Р Ф. 1992. № 30, ст. 1792:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти муниципального образования.

По данному вопросу Конституционный Суд Р Ф в определении Определение Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 191-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевой Александры Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав статьей 13 Закона Р Ф «О статусе судей в Российской Федерации» // www. consultant. ru от 18 июля 2006 г. № 191-О указал, что избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти муниципального образования как основания приостановления полномочий судьи Закон прямо не определяет, но и не исключает. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом (ч.1 и ч.2 ст. 19 Конституции РФ), которые гарантируют одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, в данном случае для судей, избранных в органы публичной власти различного уровня, при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи в связи с избранием его депутатом.

Представляется, что в Закон о статусе судей (и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах) необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных (представительных) органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.

В отношении судей Конституционного Суда Р Ф Закон «О конституционном суде РФ» в ст. 17 устанавливает, что полномочия судьи Конституционного Суда Р Ф могут быть приостановлены исключительно по решению самого Конституционного суда РФ (как и их восстановление после отпадения оснований их приостановления), принимаемому не позднее одного месяца со дня выявления таких оснований, как:

А) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

Б) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда — по решению этого Суда.

Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения (за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу), не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное (по приостановлению полномочий) решение. Судья Конституционного Суда Р Ф, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию.

2.2 Основания и порядок прекращения полномочий судьи

Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе.

Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и (или) в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.

Полномочия судьи федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда РФ) и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей (ККС) по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (но в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся заработной платы);

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п. 1 ст. 121 Закона о статусе судей понимает нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке.

Основания прекращения полномочий судей Конституционного Суда Р Ф несколько отличаются от перечисленных выше:

· нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Р Ф;

· достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

· личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

· утрата судьей гражданства РФ;

· вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

· совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

· продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Р Ф, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;

· неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Р Ф или уклонение от голосования свыше двух раз подряд при без уважительных причин;

· признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

· неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах Закон республики Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» // www. gov. karelia. ru. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции (устава) субъекта РФ.

Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Р Ф. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда Р Ф, которое направляется Президенту Р Ф, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения:

1. прекращение полномочий ввиду нарушения порядка назначения на должность производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Р Ф;

2. прекращение полномочий ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Р Ф, принятому не менее двух третей общего числа судей.

Полномочия судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке — на уровне региональных властей.

Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда Р Ф процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, т. е. эти вопросы там урегулированы весьма детально.

Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Полномочия судьи прекращаются:

· в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен в законе;

· в последний день месяца, в котором он достиг 70-летнего возраста;

· на следующий день после вступления в силу решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком (при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано), как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность.

Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий:

1. по так называемым компрометирующим основаниям (например, вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи) — исключает возможность удаления судьи в отставку;

2. по уважительным причинам (например, достижение предельного возраста) — означает возможность именно почетного ухода или удаления судьи в отставку.

Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т. п.

Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Издательство «Норма», 2008. С. 144.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. по июнь 2008 г. досрочно прекращены полномочия 278 Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // www. ssrf. ru судей и руководителей судов, в т. ч. в 2005 г. — 49 судей, 2006 г. — 73 судей, в 2007 г. — 75 судей, в 2008 г. — 81 Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Издательство «Норма», 2008. С. 161. судья.

По смыслу ст. 12 Закона «О статусе судей в РФ» под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочное прекращение полномочий судьи следует понимать нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие — в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т. д. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п. 2 ст.3 Закона о статусе судей: «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности Закон Р Ф от 26 июня1992. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп.) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Р Ф. 1992. № 30, ст. 1792 «. Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики — акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера.

С принятием Пленумом Верховного Суда Р Ф постановления от 31 мая 2007 г. № 27 Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» // Бюллетень Верховного Суда Р Ф. 2007. № 5. понятие дисциплинарного проступка расширено. Под ним следует понимать «…и нарушение общепринятых норм морали, обязанности при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности». При этом указано, что при наложении взыскания учитывается характер правонарушения и его последствия, тяжесть дисциплинарного проступка, степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, данные о профессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства

После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т. д. группах весьма различны.

Конституционный Суд Р Ф в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П определил, что «…основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья, и лишь на основе принципа соразмерности Постановление Конституционного Суда Р Ф от 28 февраля 2008 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, Х. Б. Саркитова, С. В. Семак и А.А. Филатовой"// www. consultant. ru». Исходя из представленных нормативных актов выделим следующие критерии для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи:

· нарушение требований Закона и положений Кодекса судейской этики;

· действия, несовместимые с высоким званием судьи, явно противоречащие социальному предназначению судебной власти;

· тяжесть дисциплинарного проступка;

· степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в результате действий судьи;

· данные о профессиональных и моральных качествах судьи и т. п.

Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // www. ssrf. ru.

В литературе В.И. Руднев Некомпетентность судьи как основание для его отвода и прекращения полномочий // Журнал российского права, 2003, № 7, С. 9−11; Е.В. Сапунова Юридическая ответственность судей // Российская юстиция, 2007, № 1, С. 52−53. предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним — некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией.

Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении).

Конституционный Суд Р Ф в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П определил, что «…судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей Постановление Конституционного Суда Р Ф от 28 февраля 2008 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, Х. Б. Саркитова, С. В. Семак и А.А. Филатовой"// www. consultant. ru». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судья самостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, в частности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучать юридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т. п. А если судья этого не делает, разве нельзя рассматривать этот факт как нарушение требований Кодекса судейской этики?

Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены (изменения) вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т. д.

Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе.

В любом случае, прежде чем решить — привлекать или не привлекать к ответственности за судейские ошибки видится необходимым сначала определить насколько это соответствует законодательству? а в случае положительного ответа на данный вопрос определить основания и порядок привлечения к ответственности, т. е. ответить на следующие вопросы:

· кто будет проверять наличие ошибок;

· как будет производиться оценка причин и последствий ошибок;

· какими процедурами будет осуществляться проверка;

· кто будет привлекать к ответственности и прочее.

Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования.

Заключение

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи — это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.

В действующий механизм отбора кандидатов следует внести некоторые поправки:

· Законодательно решить вопрос двойного гражданства кандидата на должность судьи, а также степень квалификации, необходимой кандидату;

· Предусмотреть возможность проверки прошлого кандидата на наличие компрометирующих сведений с целью недопущения в судейские ряды недостойных;

· Ввести обязательное проведение психодиагностического обследования кандидатов в судьи;

· Четкое определение критериев выбора победителя в конкурсе на должность судьи среди кандидатов;

· Введение специальной профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи.

Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус.

При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

Также видится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейские ошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебной власти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширение оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можно рассматривать как противоречащее действующему законодательству.

С другой стороны, нельзя оставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийных судебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленного запрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение норм законодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляет авторитет судебной власти.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.)// СЗ РФ, 1997. 6 января. № 1, ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)// СЗ РФ 1994, № 13, ст. 1447.

4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации"// Российская газета. 1999. 29 июня.

5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998, № 51, ст. 6270.

6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп. от 21июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня 2001 г., 29 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г, 22 августа 2004 г.)// Российская газета. 1996. 26 апреля.

7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ. «Об органах судейского сообщества в РФ» (с изм. и доп. от 14 августа 2004 г., от 05 апреля 2005 г., от 25 декабря 2008 г.)//Российская газета. 2004. 25августа.

8. Закон Р Ф от 26 июня1992. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта 2007 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Р Ф. 1992. № 30, ст. 1792

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой