Стиль

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Литературоведение


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Реферат

по литературоведении

Стиль

Содержание

Глава 1. Теория стиля

1.1 Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение)

1.2 Определения стиля

1.3 Целостность стиля

1.4 Основные признаки стиля

1.5 Ступени стиля

Глава 2. Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов

2.1 Концепция А. Н. Соколова

2.2 Концепция В. М. Жирмунского

2.3 Концепция Г. Н. Поспелова

2.4 Трактовка категория пафоса по В.И. Тюпа

2.5 Концепция М. М. Бахтина

2.6 Проблема художественного стиля по А.Ф. Лосеву

2.7 Типология стилевых категорий

Литература

стиль литературоведение пафос

Глава 1. Теория стиля

Стиль — это одно из самых традиционных и в то же время актуальных литературоведческих понятий.

Стиль — одна из проблематических, дискуссионных категорий литературоведения. В своей книге «Теория стиля» А. Н. Соколов пишет: «Что только не называют стилем!» Ему вторит В. В. Виноградов: «В области искусствоведения, литературоведения, лингвистики трудно найти термин более многозначный и неопределенный, чем стиль».

Категория «стиля» начала осваиваться еще в античности. Само слово греческого происхождения, по-гречески означало «палочка для письма». В античности термин «стиль» употреблялся в значении «почерк, особенности письма». Много говорилось о стиле в одну из самых литературных эпох, когда были разработаны многие литературоведческие категории, — в эпоху классицизм: термин стиль использовали для характеристики изобразительно-выразительных возможностей того или иного вида речи (теория 3 стилей Ломоносова).

1. 1 Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение)

В 1764 году в труде И. Винкельмана «История искусства древности» было впервые обосновано искусствоведческое понимание С., а на границе 19 и 20 веков это понятие становится одним из центральных в литературоведении и культурологии.

Словом «стиль» оперирует и лингвистика, филологическая наука, тесно связанная с литературоведением, но имеющая свой предмет. В языкознании под стилем понимается функциональная разновидность речи, выделяемая в зависимости от экстралингвистических (внешних) факторов: от сферы и цели общения, адресата и от лингвистических (внутренних) факторов: от типа речи. Лингвистическое определение стиля: «Стиль — это разновидность речи, обусловленная разными сторонами жизни общества». В лингвистике выделяют деловой, научный, публицистический, разговорный и художественный стили.

Слово «стиль» встречается и в обиходной речи в значении «приём, подход, образ жизни, манера, метод работы»: весьма часты выражения «стиль поведения», «стиль общения», «стиль жизни», «стиль одежды» и т. д.

В литературоведении термин «стиль» имеет множество аспектов и толкований. Дискуссионным до сих пор остается вопрос о том, что считать предметом стиля: только то, что относится к зоне языка, или то, что относится к сфере содержания, иначе говоря, где проявляет себя С. — в категории формы или и в категории содержания тоже. Часть литературоведов понимают С. как совокупность формальных моментов (к форме относятся жанр, композиция, язык). Так, формалисты считали, что литературна только форма, и С. — одна из важнейших ее категорий. Другая часть литературоведов считает, что С. — это не только категория формы, но и содержания тоже. С. проявляет себя в теме, в предметной стороне произведения, он определяется интересом к определенным сюжетам, конфликтам, пафосу. У писателя есть свой тип героя, своя концепция мира. Так, в стиле Достоевского — интерес к детективной фабуле, насыщенность действия перипетиями, внимание к теме «маленького человека», к теме города, к теме обезбоженного сознания, в образной системе он тяготеет к излюбленному им типу героя-интеллектуала, «сверхчеловека», выстраивая систему двойников и антиподов, к трагическому пафосу. Для языковой манеры Достоевского характерны экспрессивность, страстность, монологический и диалогический принцип построения повествования. По этим стилевым признакам можно «опознать» писателя. Для Гончарова характерен интерес к бытовой стороне жизни, к изображению конфликта «созерцательного» типа героя с практиком, а в области формы — плавность, эпичность, описательность, детальность в стиле Гомера. Тургенев любит обращаться к образу нового человека, к особому типу женщины, названному впоследствии «тургеневской». Круг тем, проблем, конфликтов представляет творческое лицо писателя.

1. 2 Определения стиля

Существует около 40 определений стиля. Вот некоторые из них:

М.М. Бахтин: «Стиль — это реализация творческого метода в конкретно-исторических условиях, требующая определенного единства приемов оформления и создания текста, обработки материала». Бахтин указывает на связь метода и стиля. Стиль — это конкретное проявления творческого метода, а метод, напомним, это общие установки познания действительности, отбор ее явлений.

«Стиль — это такое состояние текста, которое рассматривается либо как отклонение от нормы, либо как результат выбора определённых способов из возможных способов создания текста» Данное определение указывает на обязательное условие оригинальности текста.

Определение, данное в ЛЭСе (1987): «Стиль — это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, принципов построения произведения, способов изображения, проявляющаяся в склонности к определенному кругу тем, идей, проблем, конфликтов, характеризующих своеобразие писателя, направления, метода, эпохи».

«Стиль — это единство — основных идейно — художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателей, направлений».

«Стиль — это система языковых средств и художественных приемов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя или направления.

В данных определениях стиль включает в себя содержательные категории. В определении В. В. Виноградова под стилем подразумевается только словесная, языковая сущность стиля: «Стиль — это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения».

В определении А. Б. Есина также озвучены только формальные признаки стиля: «Стиль — это эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность».

Для понимания С. существенно то, что нашло выражение во всех формулировках: стиль — явление глубоко оригинальное. Стиль возникает там, где мы, с одной стороны, чувствуем типовые, повторяющиеся внутренние закономерности в сфере композиции, выбора художественных средств, определенных тем, конфликтов и пр. Иначе говоря, само представление о стилевой форме — это результат обобщения некоторых характерных признаков, повторяющихся в нескольких произведениях. Так, в произведениях классицизма повторялся конфликт между долгом и чувством, ставший типовым, в произведениях Тургенева рисовался портрет «тургеневской девушки», черты которой получали в каждом произведении более чёткие контуры. С другой стороны, С. существует там, где проявляется неповторимое, индивидуальное, глубоко оригинальное. Стиль ощущается, когда у писателя есть что-то своё, особенное. Таким образом, С. включает и типовые и индивидуальные формы. Он возникает на основе опыта, собственного, практического и опыта уже существующего в практике других писателей. Но в этот опыт обязательно привносится своё. В свою очередь, индивидуальный С. может стать источником новых типовых форм стиля — стиля направлений, школ. Например, некрасовский стиль повторился в опыте поэтов некрасовской школы, стал типовым. Типовой стиль перерастает в национальный, ибо он несёт в себе обобщение.

Стиль представляет собой эстетическую, а следовательно, оценочную категорию. Когда мы говорим, что произведение обладает стилем, мы подразумеваем, что в нем художественная форма достигла известного эстетического совершенства. В этом смысле, С. противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (отсутствию всякого эстетического значения, эстетической невыразительности художественной формы), а с другой — эпигонской стилизации (простое повторение уже найденных художественных эффектов).

Эстетическое воздействие художественного произведения на читателя обусловлено наличием стиля. Как всякое эстетически значимое явление, стиль может вызывать эстетическую полемику; говоря проще, стиль может нравиться или не нравиться. Этот процесс происходит на уровне первичного читательского восприятия. Эстетическая оценка определяется как объективными свойствами С., так и особенностями воспринимающего сознания — реципиента, которые, в свою очередь, обусловлены самыми разными факторами: психологическими и даже биологическими свойствами личности, воспитанием, предшествующим эстетическим опытом и т. п. Вследствие этого различные свойства стиля возбуждают в читателе либо положительную, либо отрицательную эстетическую эмоцию: кому-то нравится стиль гармонический и не нравится дисгармония, кто-то предпочитает яркость и красочность, а кто-то -- спокойную сдержанность, кому-то нравится в стиле простота и прозрачность, кому-то наоборот, сложность и даже запутанность. Подобного рода эстетические оценки на уровне первичного восприятия естественны и законны, но для постижения стиля недостаточны. Надо учитывать, что любой стиль, независимо от того, нравится он нам или нет, обладает объективной эстетической значимостью. Научное постижение стиля и призвано в первую очередь эту значимость раскрыть, выявить; показать неповторимую красоту самых разных стилей. Развитое эстетическое сознание отличается от неразвитого в первую очередь тем, что способно оценить красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений (что, разумеется, не исключает наличия индивидуальных стилевых предпочтений).

С. связан с мировоззрением. Новый С. появляется у Гёте, Шиллера, когда они переходят к романтизму. Стиль — явление динамичное, меняющееся. Романтика Пушкина характеризует яркий, образный, «романтический» язык, Пушкин-прозаик, реалист пишет иначе, освобождая прозу от всякой экспрессии.

С. есть выражение эстетической целостности произведения. Это предполагает подчинение всех элементов формы единой закономерности, наличие организующего принципа С., который пронизывает всю структуру формы. Так, в «Войне и мире» стилевым принципом становится антитеза, реализующаяся в каждой клеточке произведения и воплощающаяся в парности образов — духовного и телесного, войны и мира, русских и французов, Москвы и Петербурга, Наташи и Элен, Кутузова и Наполеона. Другой стилевой принцип Толстого — внимание к телесной портретной детали (маленькие руки Андрея Болконского, лучистые глаза княжны Марьи).

Поскольку С. является не отдельным, локализованным элементом, а как бы разлит во всей структуре формы, постольку каждая точка текста, каждый его фрагмент несёт отпечаток целого. Благодаря этому С. опознается по отдельному эпизоду: опытному читателю, хорошо знакомому с тем или иным автором, достаточно прочитать небольшой отрывок, чтобы определить автора. Стиль узнаваем и может быть воспроизведен на основе подражаний, стилизаций, пародий.

1. 3 Целостность стиля

Целостность С. с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант, с выделения и анализа которых следует начинать анализ С. Стилевая доминанта — это наиболее яркий стилевой признак, характеристики, определяющие художественное своеобразие, неповторимость данного произведения или направления. Стилевыми доминантами становятся наиболее общие свойства формы: в области изображенного мира это сюжетность (внимание к событийности, фабульность), описательность, психологизм и др., в области речи — монологизм и разноречие, стих и проза, номинативность и риторичность, в области композиции — простой и сложный типы (точка зрения Есина). Так, доминантой «Мертвых душ» является описательность, поэтому все элементы подчинены этой доминанте — преобладает детализация вещного мира и портрета, психологизм сводится к минимуму, что характерно для описательности, ослаблена сюжетность, характер образности — жизнеподобие, наблюдается повтор деталей — Гоголь ставил задачу создать образ многого, типического, воссоздать национальный характер, уклад. Стилевые доминанты Достоевского — сюжетность, психологизм, полифонизм. Стилевые доминанты Толстого — «диалектика души», антитеза. Существуют языковые доминанты. Языковая доминанта стиля Толстого — длинная, с обилием эпитетов и подробностей фраза. Доминанта стиля критического реализма — жизнеподобие, критицизм. Доминанта национального русского стиля — широта, антиномия. Доминанта Пушкина — лаконизм, точность словоупотребления, неслыханная простота, номинативность, что производит впечатление легкости. Доминанта лермонтовского стиля — напряженность, экспрессивность, риторичность. Одни писатели могут писать в одном стиле (Лесков, Чехов, Достоевский), другие обнаруживают разные стилевые тенденции (Горький, Пушкин).

Как и любая категория формы, С. — это содержательная категория. «Стиль, — писал А. Н. Соколов, — категория не только эстетическая, но и идеологическая. Художественная закономерность С. основывается на закономерности идейной». Сами стилевые доминанты возникают потому, что именно их требуют содержательные задачи. Так, принцип контраста в романе Толстого обусловлен стремлением противопоставить истинное и ложное. Появление описательности как доминанты стиля Гоголя объясняется тем, что автор ставил задачу нарисовать картину культурно-бытового уклада России. Психологизм и полифонизм Достоевского связан с проблематикой, которая предполагает поиск личностной истины с иными точками зрения на мир.

1. 4 Основные признаки стиля

Различными современными определениями С. чаще всего выделяются и по-разному сочетаются следующие основные признаки: 1) единство многообразия; 2) выражение индивидуальности, индивидуального своеобразия; 3) особая словесная организация или — шире — закономерная организованность элементов художественной формы; 4) эстетическое совершенство.

Наиболее общепризнанной является первая характеристика: со С. неизменно соотносятся какие-то объединяющие начала в организации различных элементов, различных уровней, различных масштабов, так сказать, от слога до бога. Характерно, что современный акцент на фундаментальной роли множественности в постмодернизме связывается не с новыми С., а с полистилистикой.

Что касается состава этого единства многообразия, то здесь согласие часто заменяется столкновением различных позиций. С одной стороны, С. понимается как единство содержания и формы литературного произведения, как выражение своеобразия индивидуального писательского творчества, а с другой, — в С. видят общие закономерности организации художественной формы, присущие определенному литературному направлению (барокко, классицизму, романтизму и т. п.).

Вместе с тем в современных трактовках С. преобладающим становится акцент на единстве и взаимопереходах всеобщего, особенного и индивидуально-неповторимого в противовес их различного рода разрывам и противостояниям. С. раскрывает внутренне противоречивую, исторически развивающуюся взаимосвязь общечеловеческого родового содержания, которое сосредотачивается в памяти и языке искусства, и индивидуально-неповторимого человеческого творчества.

Таким образом. С. — это организующий закон и в то же время непосредственно воспринимаемое единство всех элементов художественной формы, в создании и эстетическом совершенстве которой проявляет себя творческая индивидуальность.

1. 5 Ступени стиля

Существуют ступени стиля. На этих ступенях выделяют маленькие и большие стили. К маленьким стилям относится стиль писателя, идиостиль. Индивидуальный стиль — это система характерных для писателя творческих особенностей, что зависит от его художественного видения и осмысления мира, от свойств личности и таланта, от его оценок и пристрастий, от характера самой жизни — от множества факторов, эстетических и внеэстетических. Стиль писателя это то неповторимое, индивидуальное, что отличает его от других. Творчество должно быть своеобразно, оригинально. Индивидуальный стиль — показатель художественного мастерства писателя. Он получает наиболее зрелое оригинальное выражение в творчестве крупных мастеров-новаторов, его оригинальность выступает на фоне других стилевых форм в искусстве. Оригинальность очевидна при учете тех норм, на которые опирался художник, поэтому в индивидуальном стиле сочетается индивидуальное и типовое. Типовое в стиле писателя — это то, что есть у писателя от больших, типовых, стилей — стиля жанра, стиля направления, национального стиля. Индивидуальный стиль легко опознаваем.

Вот пушкинский шедевр «Я вас любил…». С первого взгляда мы можем сказать, что он пушкинский -- такие эстетические свойства его стиля, как легкость, прозрачность, «неслыханная простота», по выражению Б. Пастернака, бросаются в глаза даже при первом чтении. Через восприятие пушкинского стиля мы проникаемся гармоническим мироощущением, составляющим важнейшую содержательную черту творчества Пушкина. Углубляясь в анализ, можно выявить более конкретные черты поэтики, свойственные Пушкину. Во-первых, обращает на себя внимание краткость, малый объем и, как следствие, цельность переживания, причем отнюдь не простого по своей сути. Один из принципов пушкинской поэтики -- даже о сложном говорить просто и коротко, художественно экономно. Далее поражает удивительная простота и даже бесхитростность в организации художественной речи: Пушкин не пользуется никакими изобразительно-выразительными средствами -- нет ни сравнения, ни тропов, (если и есть метафора «любовь угасла», то общеязыковая, стершаяся -- катахреза), стилистика номинативна, что и производит в конечном итоге впечатление легкости и простоты. Согласно этой стилевой доминанте центр тяжести в стихотворении переносится на эпитеты, которые, не уступая тропам в точности, более экономны художественно. Ритмико-интонационный строй тоже своеобразен: обращение к пятистопному ямбу вместо более привычного четырехстопного и наличие частых пиррихиев создают интонацию раздумчивую, спокойную, умиротворенную; внутреннее напряжение уже пережито, осталось позади, и даже темпоритмом своего послания лирический герой «не хочет печалить» любимую женщину. Интересны и не сразу заметны особенности построения изображенного мира: в стихотворении нет ни одной внешней, изобразительной детали -- ни пейзажа, ни мира вещей, ни примет внешности. Лирический минимонолог представляет собой чистое выражение душевного состояния, переживания, что также создает ощущение легкости и простоты. Проста и композиция, представляющая собой спокойное, полого восходящее развитие темы к опорной точке в последней строке, которая звучит неожиданно (но в то же время логично) и поэтому естественно выполняет роль лирической кульминации. В композиции нет никаких приемов, усиливающих напряжение, -- ни антитезы, ни монтажа; даже повтор мягок и ненавязчив. Композицию, как и темпоритм, можно охарактеризовать словами «спокойная», «умиротворенная». Все эти черты, вместе взятые, и создают исключительную цельность пушкинского стиля, выражающую такую же цельность лирического содержания.

Другая ступень стиля — жанровый стиль. Существует стиль элегии, стиль оды, стиль жития, стиль буколического романа. Особенно жёстким этот стиль был в древнерусской литературе, где вообще не было индивидуального стиля, а существовало только жанровое мышление. За жанром закреплялся определенный набор художественных средств, определенный лексикон. Древний писатель садился писать оду, воинскую повесть. Регламент жанра был строгим и в классицизме, не допускалось смешение стилей. Нормативные правила сдерживали проявление индивидуального стиля. И только жанровое мышление новаторов было более гибким, выходившим за пределы норм. Такими писателями новаторами были автор «Слова о полку Игореве», Иван Грозный, Аввакум, а в 18 веке — Державин, Богданович.

Следующая ступень стиля — стиль направления, характеризующийся определенным, общим для писателей одного направления углом зрения на идейные и литературные проблемы. Так, для романтизма характерен интерес к внутреннему миру обычного человека, особая чувствительность, обращение к эпистолярным жанрам, Для романтизма характерен интерес к проблемам личности, определенным жанрам — балладе, посланию, элегии, к экстремальным ситуациям, яркому, выразительному языку. При этом поэт должен обладать еще и индивидуальным стилем. Много общего у писателей одного направления и сходного пафоса — Гоголя и Салтыкова-Щедрина, при этом имеются еще и стилевые отличия — едкий смех у последнего и смех сквозь слезы у первого.

Далее следует ступень стиля исторического, или стиля эпохи. Весьма часты выражения «в стиле 20 века», «в стиле 18 века» — выражения, являющиеся общими понятиями культуры. Произведения, созданные в одну эпоху, несут в себе сходство. Наиболее общие признаки синхронных направлений дают понятие стиля эпохи. Так, например, для современной эпохи характерны ориентации на национальные мифологемы, обращение к подсознательному.

Наконец, еще одна ступень — национальный стиль, явление, относящееся к культуре вообще, ко всем видам духовного творчества. Национальный стиль выявляет родовую, ментальную, характерную для данной нации специфику, черты психологического склада народа. Черты национального стиля выражены в конкретном произведении в большей или меньшей степени. У Пушкина и Есенина в большей степени (поэтому о них говорят, что они поэты, олицетворяющие Россию), у Мандельштама и Маяковского они выражены меньше.

Между ступенями стиля нет непроходимых границ. Так, индивидуальный стиль может стать источником формирования типового стиля — стиля направления, даже национального стиля. Элементы ушедшего стиля могут быть творчески переосмыслены, возрождены в практике новых поэтов (классицизм — неоклассицизм).

Подражание какому-либо стилю носит название стилизации. Стилизовать — значит использовать арсенал внешних форм того или иного стиля. Подражать можно индивидуальному стилю, стилю жанра.

Глава 2. Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов

В литературоведении выдвинуто достаточное количество разнообразных теорий, каждая из которых по-своему объясняет процессы художественного творчества. Главным объектом пристального аналитического изучения для литературоведения, лингвистики, эстетики, искусствознания выступает конечный результат всякой творческой деятельности -- эстетический объект, созерцаемый как целостный и завершенный [Хализев 1999, с. 16−18]. Именно категория стиля, связывающая объективную и субъективную стороны художественного произведения, позволяет объяснить его художественность, то есть целостность.

В отечественном литературоведении представлен целый ряд работ, содержащих теоретическую разработку проблемы стиля. Исследования В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, А. Н. Соколова, Г. Н. Поспелова, А. В. Чичерина, Ю. И. Минералова, А. Б. Есина и др. составляют концептуально обоснованную теорию стиля и отвечают современным потребностям изучения художественной литературы. Для того чтобы получить первоначальное представление о современном уровне и основных проблемах изучения стиля в отечественном литературоведении, приведем ряд определений этой категории из теоретических работ.

«Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого» [Соколов 1968, с. 130].

«Литературный стиль < …> -- целостное единство всех принципов художественной изобразительности и выразительности (предметной, композиционной, словесной), вполне соответствующее особенностям идейного содержания произведений, закономерно исторически возникающего в национальной литературе определенной эпохи ее развития и могущее повториться в творчестве одного или нескольких писателей того или иного течения» [Поспелов 1970, с. 123].

«Стиль -- эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью» [Есин 2001, стб. 1031].

Во всех предложенных определениях в качестве обязательной характеристики подчеркивается признак единства, цельности. Вопрос о составе этого единства, о границах стиля в пределах произведения, решается неоднозначно. В литературоведении можно выделить две противоположные позиции на проблему границ стиля. Одни ученые (А.Н. Соколов, Г. Н. Поспелов, В. В. Курилов, М. М. Гиршман, А. Б. Есин и др.) видят в стиле свойство художественной формы, другие (Л. Тимофеев, Л. Новиченко и др.) включают в состав стиля содержание и форму литературных произведений.

Чаще всего придерживаются позиции, в соответствии с которой стиль является свойством художественной формы, а содержание не может входить в стиль, выступая по отношению к форме определяющей стороной.

Рассмотрим несколько концепций (трактовок) стиля, предложенных отечественными литературоведами.

2. 1 Концепция А.Н. Соколова

Так, А. Н. Соколов четко разграничивает стилеообразующие факторы и собственно «носители стиля», которые «выражая закономерность стиля, < …> приобретают «стилевуюхарактерность» [Соколов 1968, с. 68]. К «носителям стиля» ученый относит: 1. Внешнюю, или языковую, форму (она один из важнейших носителей стиля). 2. Композицию. 3. Родовые и видовые формы. Поскольку форма произведений есть выражение художественного содержания, то факторами стиля в пределах произведения служат все стороны его содержания. Проблема типологии и состава художественного содержания разработана в литературоведении.

В концепции А. Н. Соколова «носители стиля» определяются множественными стилевыми факторами, образующими иерархическую структуру: ведущим стилеобразующим фактором является предметно-образное содержание, дальнейшее место в иерархии принадлежит художественному методу, заключают перечень родовая и видовая формы, они находятся в сложном отношении содержанием и методом произведения [Соколов 1968, с. 126]. С нахождением точек пересечения отдельных стилеообразующих факторов связывается в теории осознание стиля: определить их «равнодействующую» -- «значит понять стиль данного художественного целого, точнее -- понять художественный смысл стиля» [там же, с. 129]. Опираясь на предложенные теоретические посылки, ученый предлагает дефиницию стиля: «Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого» [там же, с. 130]. Стиль связывает воедино содержание с формой, выражаемое с выражением, становясь «смыслом формы». С этой позиции закономерно снимается проблема связи структуры текста со стилем. Стиль и структура художественного произведения -- системы перекрещивающиеся, в основе которых различные принципы. Статика, устойчивость являются признаками структуры, в то время как для стиля характерна динамика, «эволюция». Стиль придает художественному целому «эстетический облик», целостность [там же, с. 91].

2. 2 Концепция В.М. Жирмунского

В работе В. М. Жирмунского «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» (1977) определяющим является понимание стиля как системы изобразительно — выразительных средств, подчиняющейся объединяющему принципу, художественному заданию произведения. Одним из существенных аспектов для стиля ученый считает его принципиальную возможность «эволюционировать».

Среди факторов, обусловливающих стиль, отмечены: мироощущение эпохи, эстетические навыки и вкусы, художественное задание. «Эволюция стиля как системы художественно-выразительных средств и приемов тесно связана с изменением общего художественного задания, эстетических навыков и вкусов, но также -- всего мироощущения эпохи»,-- пишет литературовед, указывая на зависимость стиля от этих факторов, однако в дефиницию стиля не вводит [Жирмунский 1977, с. 38].

2. 3 Концепция Г. Н. Поспелова

Г. Н. Поспелов в работе «Проблемы литературного стиля» (1970) расширяет систему стилеобразующих факторов. Ученый отмечает следующие факторы: 1. Тематика. 2. Проблематика. 3. Разновидности жанрового содержания. 4. Пафос. Главенствующая позиция в иерархии факторов принадлежит проблематике, определяющей другие стороны содержания. «Именно она (проблематикавытекает из идеологического „миросозерцания“ писателей, из их общественных идеалов, определяя собой другие конкретные стороны содержания» [Поспелов 1970, с. 62]. Непосредственная связь «миросозерцания» и проблематики придает последней характер «неповторимости», «невоспроизводимости» за пределами определенной историко-литературной эпохи. Еще В. Г. Белинский, рассматривая эволюцию жанров, подчеркивал: «…если есть идеи времени, то есть и формы времени» [Белинский 1976, Т. 1, с. 154]. При анализе произведения следует видеть в проблематике не только «конкретно-историческое», продиктованное временем, но и «вечное». В соответствии с предложенным делением проблематики, к «вечному» в концепции Г. Н. Поспелова мы можем отнести «разновидности жанрового содержания произведений», которые понимаются как «< …> некоторые общие, исторически повторяющиеся особенности проблематики» [Поспелов 1970, с. 65]. Ученый предлагает различать следующие разновидности: мифологическую, национально-историческую, нравоописательную («этологическую») и романическую.

Есин продолжает этот список, обосновывал философскую разновидность: «Философская проблематика статична, занята установлением, „констатированием“ существующих устойчивых закономерностей» [Есин 1999, с. 53].

2. 4 Трактовка категория пафоса по В.И. Тюпа

Требует уточнения и отнесение пафоса как стилеобразующего фактора к субъективной стороне художественного произведения. Согласно современной трактовке категории пафоса, предложенной В. И. Тюпой в работе «Аналитика художественного текста» (2001), пафос, или художественная модальность / модус, по своей природе изначально заложен в художественную систему произведения, исторически устойчив. «Однако с не меньшим основанием,-- замечает литературовед,-- можно вести речь о трагическом, комическом, идиллическом и т. п. типах ситуаций или героев, или „коцепированных“ читателей (соответствующих эстетических установках воспринимающего сознания)» [Тюпа 1999, с. 469]. Поэтому «модус художественности» принимает черты «всеобъемлющей характеристики художественного целого», определяющей, помимо типа героя и ситуации, авторской позиции и концепции читателя, «внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику»: хронотоп, систему мотивов, уровень глоссализации, ритмико-интонационный строй [там же, с. 469].

2. 5 Концепция М.М. Бахтина

Еще М. М. Бахтин говорил о героизации, юморе, трагедийности и комедийности как об «архитектонических формах» эстетического объекта, или «архитектонических заданиях» художественной целостности. [Бахтин 1979, с. 46]. Учитывая, что предметом художественного знания является специфическая онтологическая целостность («я-в-мире»), то именно это «ядро» целого обосновывает эстетическую позицию автора, героя, реакцию читателя. Уникальность сотворенного художественного мира, развертывание в нем «диады» «я-в-мире» направляется по границам, установленным «архитектоническим заданием», или модусом художественности. Таким образом, эстетический пафос нам представляется «двуслойным»: пафос как «архитектоническая форма» (объективная сторона) и пафос как индивидуально-авторская эмоциональность, экспрессивность (субъективная сторона эстетического объекта).

Перечень стилеобразующих факторов дополняется в концепции М. М. Бахтина, который, учитывая диалогическое начало творчества, существенную роль отводит адресату. Адресат является третьей конститутивной особенностью, определяющей композиционно-стилистическое своеобразие высказывания. Развивая тезис о высказывании как отдельном звене речевого общения, литературовед акцентирует внимание на связи не только с предшествующим, «чужим высказыванием», но и на отношениях с последующими в этой цепи. «Все высказывание строится как бы навстречу этому ответу. < …> Кому адресовано высказывание, как говорящий (или пишущий) ощущает и представляет себе своих адресатов, какова сила их влияния на высказывание, -- пишет М. Бахтин,-- от этого зависит и композиция и в особенности стиль высказывания» [там же, с. 275].

Далее М. Бахтин выдвигает идею создания «концепции адресата»: «Для каждой эпохи, для каждого литературного направления и литературно- художественного стиля, для каждого литературного жанра в пределах эпохи и направления характерны свои особые концепции адресата литературного произведения, особое ощущение и понимание своего читателя, слушателя, публики, народа» [там же, с. 279]. Подводя итог, отметим, что адресованность, «концепция адресата» -- конститутивная особенность высказывания наряду с замыслом и экспрессией; под влиянием предполагаемого ответа и производится отбор всех языковых средств.

2. 6 Проблема художественного стиля по А.Ф. Лосеву

В книге А. Ф. Лосева «Проблема художественного стиля» содержится две части: «Некоторые вопросы из истории учений о стиле» и «Теория художественного стиля». В первой автор дает сравнительный анализ теории стилей, разработанных учеными прошлых лет, во второй — дается классификация первичных моделей художественного стиля и примеры современных классификаций художественных стилей. Вторую часть автор предлагает начать с четкого отграничения художественного стиля от всех близких к нему искусствоведческих и литературоведческих категорий. Методом исключения всех близких к художественному стилю литературных и искусствоведческих категорий помогла составить представление о стиле. Стиль не сводится только к образу, идеи, форме, содержанию или к их совокупности. В противном случае, стилем можно считать что угодно на свете, ибо нет объекта, который не имеет этих качеств. «Стиль оказывается диалектическим внутреннего и внешнего. Стиль есть основа, обуславливающая организацию формы, и сама эта организация. Стиль проявляется, а проявляющееся рождает стиль, поэтому отдельную деталь невозможно оценивать без ее связи со всеми остальными». Стиль — единство внутреннего и внешнего. Рассматривая что-нибудь внутреннее, начинаем это внутреннее видеть внешне, это значит, что изучаемое нами внутреннее получило для себя свое выражение. И если мы, рассматривая что-нибудь внешнее, изучаем при этом то, что для данного предмета является его внутренним содержанием, это значит, что наше внешнее стало выражением внутреннего, стало выразительным. Из этого следует стиль, как выражение.

А.Ф. Лосев говорит о возможности исторических стилей (с позиции культурно-социальных отношений), индивидуальных, стилей материала (каменный, мраморный и т. д. стили), психологически — настроительных, идеологических и других. А так же он выступает со своим собственным определением: «Стиль — соотнесение художественного образа с тем, что не является им самим, с тем, что является для него только инобытием».

2. 7 Типология стилевых категорий

Итак, стиль -- это структурная закономерность художественной формы, создающая ее своеобразие и целостность. Они проявляются с большей отчетливостью в системе стилевых категорий. По определению А. Н. Соколова, стилевые категории -- это «те наиболее общие понятия, при помощи которых понимается, осмысливается стиль того или иного художественного целого» [Соколов 1968, с. 93]. Ученый предлагает следующую типологию стилевых категорий: 1. Соотношение объективного и субъективного в искусстве. 2. Изображение и выражение (экспрессия). 3. Соотношение общего и единичного в настоящее время, как полагает Барт, на смену Автору пришел Скриптор (т.е. пищущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает письмо, не знающее остановки» [Барт 1989, с. 376]. Р. Барт «выворачивает наизнанку» бахтинскую коммуникативную связь «автор -- читатель», наделяя последнего безграничной активностью и полной независимостью от создателя произведения в изображении объекта. 4. Наличие / отсутствие условности. 5. Тяготение искусства к строгим или свободным формам. 6. Простота / сложность. 7. Симметричность / асимметричность. 8. Величина, масштаб. 9. Соотношение статики и динамики.

По мнению А. Б. Есина, эта типология -- одна из наиболее обоснованных попыток систематизировать стилевые свойства, но в то же время ее общеэстетический характер требует корректировки применительно к литературоведению [Есин 2001, стб. 1032]. Литературовед предлагает типологию стилевых доминант, учитывающую данные обстоятельства. Для характеристики художественного мира произведения предлагаются: описательность, сюжетность, психологизм; в зависимости от типа художественной условности -- жизнеподобие, фантастика; в области художественной речи три пары стилевых доминант -- стих / проза, номинативность / риторичность, монологизм / разноречие (аналогично «полифонизму» М. Бахтина); для художественной композиции -- простота / сложность [там же, стб. 1032−1033]. При анализе художественного текста выделяется несколько доминант, которые не носят абсолютного характера и проявляют себя как тенденции стилеобразования.

Исходя из вышеизложенного мы можем выделить следующие основные признаки категории стиля: а) единство многообразия, б) выражение индивидуальности, в) общие принципы и закономерная организация элементо художественной формы. При неизменности первого, второй и третий признаки во многих трактовках альтернативно противопоставлены. В качестве базового определения категории стиля мы избираем общее определение, предложенное А. Б. Есиным: «Стиль -- эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью» [там же, стб. 1031]. Данное понимание стиля позволяет его противопоставить эстетической невыразительности и стилистической эклектике.

Литература

1. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.1. -- М., 1976. -- С. 154.

2. Бахтин М. Н. Эстетика словесного творчества. -- М.: Искусство, 1979. -- 424 с.

3. Борев Ю. Б. Марксистско-ленинская эстетика. М., 1983.

4. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. -- М., 1961.

5. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003.

6. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. -- М. ,

7. 1999. -- 248 с.

8. Есин А. Б. Стиль // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.

9. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам

10. РАН. -- М., 2001. -- Стб. 1031−1033. [Есин 2001]

11. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -- Л., 1977.

12. Курилов В. В. Стиль как художественно-литературная категория. Автореферат

13. дисс. … к. филол. н. -- М., 1972. -- 23 с.

14. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев, 1994. С. 231−232

15. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М., 1975.

16. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. -- М., 1970.

17. Соколов А. Н. Теория стиля. -- М., 1968.

18. Тюпа В. И. Аналитика художественного текста. -- М., 2001

19. Тюпа В. И. Художественность // Введение в литературоведение.

20. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред.

21. Л. В. Черенц. -- М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999. -- С. 463-

22. 482.

23. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. -- М.: Высш. шк., 1999. -- 398 с.

24. Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля.

25. Повествовательная проза и лирика. -- М., 1977. -- 445с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой