Стимулирование малого бизнеса и его роль в экономике

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Стимулирование малого бизнеса и его роль в экономике

Содержание

  • Введение
  • 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
  • 1.1 Характеристика малого бизнеса
  • 1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
  • 1.3 Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
  • 2. Анализ эффективности функционирования малого бизнеса в Украине
  • 2.1 Развитие малого бизнеса в Украине
  • 2.2 Анализ проблемных зон развития
  • 2.3 Анализ реализации государственных программ в поддержку малого бизнеса
  • 3. Рекомендации по стимулированию малого бизнеса в экономике Украины
  • 3.1 Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса
  • 3.2 Рекомендации по стимулированию малого предпринимательства в период кризиса (SWOT-анализ)
  • Резюме
  • Литература

Введение

Одним из приоритетных направлений развития экономик развитых стран является развитие малого и среднего бизнеса. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более двух трети общей добавленной стоимости, и занятого в нем населения более 50%. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, внедрение большими компаниями новых технологий и улучшения эффективности производства. Малые предприятия этих стран являются базисом экономики, — эффективность всей экономики ЕС зависит от успеха деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главной целью которой является сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, повышения конкурентоспособности малого бизнеса.

Общие параметры развития малого предпринимательства в Украине не соответствуют возможностям и потребностям украинской экономики. По количеству малых предприятий, их вкладом в общий объем производства, занятостью работников и другими показателям Украина значительно отстает от развитых стран мира. Потенциал малого бизнеса как фактора развития экономики не реализован. Актуальной является проблема разработки и усовершенствования системной стратегии развития малого предпринимательства, — она должна строиться на основе анализа текущего состояния малых предприятий и их насущных проблем. Недостаточно изученными являются потенциальные возможности внутреннего стратегического планирования малых предприятий с целью оптимизации деятельности в переменных внешних условиях ведения хозяйственной деятельности.

малый бизнес украина рыночный

Уровень развития малого предпринимательства должен способствовать созданию положительного имиджа Украины, обеспечению эффективной рыночной экономики с целью ее интеграции в европейскую и мировую экономические системы.

Проблемы и перспективы деятельности малого предпринимательства находятся в поле зрения таких украинских ученых, как Р. В. Рудик, А. В. Гринюк, В. К. Збарский, Т. В. Греджева, С. И. Румянцева, И. А. Максименко, Т. Бережной, О. С. Варналий, В. Вишневский, А. Крысоватый, В. Кобылко, Т. Меркулова и др.

Целью курсовой работы является системный анализ современного финансово-экономического состояния малых предприятий в Украине, в том числе в производственной сфере, а также анализ эффективности государственной политики в сфере его поддержки.

Задачами исследования являются анализ и оценка основных показателей развития малых предприятий, их структуры по видам экономической деятельности; тенденций развития; финансовых результатов их деятельности; анализ развития в условиях кризиса; обобщение причин замедленности и диспропорциональности развития малого предпринимательства и определение путей их преодоления.

1. Малый бизнес в современной рыночной экономике

1.1 Характеристика малого бизнеса

Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В странах с рыночной системой малые предприятия являются самой массовой, самой динамической и самой гибкой формой деловой жизни. Малый бизнес является одним из наиболее эффективных инструментов снижения социальной напряженности в стране, путем обеспечения занятости населения, создания класса эффективных собственников, а также предоставлением населению услуг и продукции, необходимость в которой обусловлена региональной спецификой.

На сегодня в Украине колоссальный потенциал малого бизнеса в значительной степени не раскрыт. Это обстоятельство является большим препятствием для обеспечения в стране экономической стабильности, особенно в период кризиса, которое может вызвать достаточно большой спад в различных отраслях и значительный рост безработицы. Именно поэтому насущной проблемой сегодняшнего дня является системное исследование закономерностей развития малого бизнеса в условиях переходной экономики нашей страны.

Согласно украинскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях, на основе любой формы собственности, осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные действующим законодательством, и которые соответствуют целям, предусмотренным в уставе предприятия. Следует отметить, что малые предприятия могут образовываться и функционировать и как отдельные, вполне самостоятельные субъекты хозяйствования, и во взаимодействии с крупными и средними предприятиями. Критерии отнесения предприятий к той или иной категории (малые, средние и крупные) сформулированы в Хозяйственном Кодексе Украины, к ним относятся среднеучетная численность работников и объем дохода. В 2008 году параметры этих критериев были изменены, согласно Закону Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питать регулювання підприємницької діяльності» (18. 09. 2008 № 523 — VI) малые предприятия трактуются как юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы хозяйствования со средней численностью работающих, не превышающей 50 человек, и объемом валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год до 70 млн. грн. [1]. Сравнения параметров разделения предприятий на малые, средние и крупные представлено в таблице 1.1., основные показатели их деятельности (за 2009 г.) — в таблице 1.2 [2].

Таблица 1. 1

Параметры разделения предприятий на малые, средние и крупные

Вид

Критерий

Хозяйственный Кодекс Украины

До изменения 7. 10. 2008 г.

После изменения

Малые

Среднеучетная

численность

работников

Не более 50 человек за

отчетный (финансовый) год

Не более 50 человек за

отчетный (финансовый)

год

Объем дохода

Валовой доход от реализации

продукции (работ, услуг) за

отчетный финансовый год не

более 500 тыс. евро, по

среднегодовому курсу НБУ

(на тот период около 3,75 млн. грн)

Валовой доход от

реализации продукции

(работ, услуг) за отчетный

финансовый год не более

70 000 000 грн. (на тот период около 10 млн евро)

Средние

Среднеучетная

численность

работников

От 50 до 1000 человек за

отчетный (финансовый) год

От 50 до 250 человек за

отчетный (финансовый)

год

Объем дохода

Валовой доход от реализации

продукции (работ, услуг) за

отчетный финансовый год

составляет от 500 тыс. евро до

5 млн евро, по

среднегодовому курсу НБУ (от

3,75 до 37,5 млн. грн)

Валовой доход от

реализации продукции

(работ, услуг) за отчетный

финансовый год

составляет от 70 000 000 до

100 000 000 грн.

Крупные

Среднеучетная

численность

работников

Более 1000 человек за

отчетный (финансовый) год

Более 250 человек за

отчетный (финансовый)

год

Объем дохода

Валовой доход от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный финансовый год не более 5 млн евро, по

среднегодовому курсу НБУ

(около 37,5 млн. грн)

Валовой доход от

реализации продукции

(работ, услуг) за отчетный

финансовый год не более

100 000 000 грн.

Таблица 1. 2

Основные показатели деятельности предприятий — субъектов хозяйствования по размерам* в 2009 году

Большие предприятия

Средние предприятия

Малые предприятия

Количество предприятий на 10 тыс. человек наличного населения, единиц

0

5

75

Удельный вес количества предприятий соответствующего размера к общему количеству, %

0,5

5,8

93,7

Количество занятых работников (штатные, внештатные и неоплачиваемые работники), тыс. чел.

3278,7

2844,1

2152,0

в % к общему количеству занятых работников

39,6

34,4

26,0

Количество наёмных работников (штатные и внештатные работники), тыс. чел.

3278,6

2843,1

2067,8

в % к общему количеству наёмных работников

40,0

34,7

25,3

Среднемесячная заработная плата наёмных работников, грн.

2476,95

1484,83

1117,35

Фонд оплати труда, млн. грн.

97 451,9

50 658,2

27 725,4

Объем реализованной продукции (работ, услуг), млн. грн.

1 249 361,4

1 034 749,3

456 667,8

в % к общему объему реализованной продукции (работ, услуг)

45,6

37,7

16,7

На конец 2009 г. в Украине общее количество субъектов предпринимательства составило 1 млн 291 тыс. 916 ед., в структуре их общего количества, предприятия составили 15,8%, а физические лица-предприниматели — 84,2%. В структуре предприятий наибольшую долю занимают малые — 93,7% (191,3 тыс. единиц), на средние приходится 5,8% (11,8 тыс. единиц), а на большие — лишь 0,5% (1021 предприятие) (рис. 1. 1) [2].

Рыночные трансформационные процессы в экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период c 1992 г. по 2009 г. их доля с государственной формой собственности сократилась с 14 до 1,1%. В структуре негосударственной формы _________________

* Данные приведены без учета результатов деятельности банков, фермерских хозяйств и бюджетных учреждений.

собственности частица коллективной формы выросла с 51 до 61,4%, а частной — c 34,9% до 37,5% [2].

Рисунок 1.1 — Доля малых предприятий в общей структуре предприятий

Наибольшее количество субъектов предпринимательства зарегистрировано в г. Киеве — 248 тыс. 572 ед., Днепропетровской обл. — 103 тыс. 501 ед., Донецкой — 94 тыс. 345 ед., Одесской — 77 тыс. 125 ед.

Динамика темпов прироста субъектов предпринимательства Украины свидетельствует о том, что, начиная с 1991 г., этот сектор экономики количественно вырос почти в 7 раз. Однако, несмотря на устойчивую тенденцию к росту, абсолютные значения темпов прироста, в зависимости от периодов, являются неоднозначными, этот момент будет рассмотрен в соответствующем разделе курсовой работы.

1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе

Формирование экономики рыночного типа объективно требует становления малого предпринимательства как полноценного субъекта рынка и укрепление его позиций в условиях конкурентной среды. Потребность в создании эффективной системы финансовой поддержки малого предпринимательства и совершенствования существующей законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, обусловлено ролью этого сектора экономики в обеспечении социально-экономического развития страны.

С развитием данного сектора экономики предоставляется возможность решения ряда важных проблем общегосударственного и регионального значения. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей, и одновременно — выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения.

Многие экономисты занимались исследованием роли и места малого бизнеса в экономике и все они сходились на том, что именно малый бизнес определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП; осуществляет структурную перестройку экономики, свободу рыночного выбора, насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса; обеспечивает реализацию инноваций; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников; способствует ослаблению монополизма, развитию конкуренции. В частности такие рассуждения можно найти в трудах А. П. Гнатовского [3 с. 17−19. ], А. А. Заикина [4, с. 31; 5, с. 47−51].

Возможности малых предприятий обусловлены следующими преимуществами [29]:

1.) Мобильность, способность к быстрому реагированию на изменения конъюнктуры рынка;

2.) Оперативность освоения новой продукции и изменения объемов производства в пределах производственных возможностей;

3.) Мелкосерийное производство, возможность повышения эффективности за счет узкой специализации, технологическая гибкость производственных процессов.

4.) Низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость вложений, невысокие эксплуатационные и накладные расходы предприятия.

5.) Способность к наиболее полной мобилизации доступных ресурсов, включая оперативное использование достижений научно-технического прогресса (в технической, экономической, организационной, информационной сферах.

6.) Рациональная организация предприятия, определяемая максимальным сближением менеджмента, маркетинга и производственного процесса.

7.) Оптимальные возможности для реализации мотивов и склонностей к предпринимательской деятельности.

Известный украинский экономист В. Г. Подвысоцкий [6, с. 236] пишет, что малый бизнес должен стать главной опорой для ведущих стран, выполняя роль главного работодателя и став принципиальным источником экономического роста. Использование преимуществ предприятий малого бизнеса может дать положительный эффект непосредственно уже в условиях нынешнего этапа экономической реформы. Эти предприятия более гибкие, они быстро реагируют на происходящие изменения на рынке, именно небольшие предприятия оказываются наиболее мобильными к внедрению прогрессивных методов хозяйствования. Они могут быстро и без негативных последствий изменить свои производственные программы, освоить производство высокорентабельных товаров, пользующихся спросом, отказаться от выпуска нерентабельной продукции. Значительное преимущество малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на любые изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь малому бизнесу занимает особое место. Небольшие предприятия хорошо реагируют на любые изменения в экономике, на спад или повышение нормы прибыли в отраслях. В таких условиях крупные компании экспортируют капитал, мелкие же фирмы, как правило, не имеют такой возможности, для выживания мелкие фирмы вынуждены пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те, которые сумели приспособиться — выжили, другие — просто разорились. Таким образом, развитие малых предприятий стало важным средством для оздоровления экономики [7, с. 9].

В странах с хорошо развитой экономикой, в частности в США, в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, в Японии — 71,7%, в странах ЕС, на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономик этих стран. Об эффективности этих фирм говорит и тот факт, что на 1 доллар США внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупными предприятиями, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия [9, c. 19].

В контексте экономических реформ Украины, не вызывает сомнений необходимость всестороннего развития малого предпринимательства. Становление сектора малых предприятий — это не самоцель, а необходимое условие трансформации всей экономики, эффективной реструктуризации производства, разрешения проблемы занятости и роста благосостояния населения. Здоровая экономическая среда может быть создана только на базе функционирования широкой прослойки малых предпринимательских структур, которые способны стимулировать конкуренцию, содействовать стабильности общества, формировать основу развитой социально ориентированной экономики путем создания среднего класса.

1.3 Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

По мере становления малого бизнеса, увеличения количества малых предприятий и достижения ими некоторой критической массы, взаимодействие предпринимательских структур становится все более частым и типичным явлением в развитых странах мира. Взаимодействие крупного и малого бизнеса позволяет реализовать экономический потенциал малых предприятий, повысить эффективность их финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности, тем самым улучшая динамику количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности.

В условиях экономической интеграции взаимодействие предприятий малого бизнеса с крупным вступает в фазу активного развития. Такого рода взаимодействия стабилизируют хозяйственные и экономические связи малых предприятий, позволяют занять определенную нишу рынка, обеспечивают их выход на траекторию устойчивого развития. Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить, что на базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм (рис. 1. 2) [14]:

1) Интрапренерство - создание небольшого, часто временного коллектива, для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия;

2) Инкубаторство — «выращивание» малой фирмы, предоставляя разную помощь на этапах ее становления;

3) Сателлитная форма - организация малых фирм-сателлитов — разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры.

Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, как интрапренерство и инкубаторство, в украинских условиях пока не получили надлежащего развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, в результате реструктуризации предприятий, т. е. путем выделения малой фирмы из большого предприятия. Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура [14]:

а) Дипольная - пара предприятий с доминированием большого;

б) Атомарная - множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой структуре как к «ядру»;

в) Сетевая - сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое производство;

г) Корпоративная - взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т. д.

Рисунок 1.2 — Основные формы и разновидности взаимодействия малых и больших предприятий

В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др. Малые и большие предприятия дополняют друг друга, о чем свидетельствует практика наибольших корпораций США, таких как Дюпон, Эксон, Форд, Дженерал электрик, Геркулес, Зингер и т. д. [15].

Примером дипольной структуры является взаимодействие малого и крупного предприятия в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме. Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий).

Атомарные структуры чаще всего возникают в результате развития франчайзинга, или как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий.

Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие — один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Эффективно развивается партнерство между большими и малыми предприятиями также в рамках бизнес-инкубаторства. Значительная часть крупных предприятий и производственных объединений, не зависимо от формы собственности, испытывают трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией произведенной продукции. У малого бизнеса проблемы другого характера: отсутствие помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, консалтинговой, информационной и инфраструктурной поддержки. Для решения таких проблем необходимо на базе больших предприятий, с их непосредственным участием, создавать бизнес-инкубаторы (производственно-технологические центры), в которых будут развиваться малые предприятия [15]. Отношения между малыми и крупными предприятиями в процессе создания и деятельности бизнес-инкубатора могут выполнять такие задачи:

распределять и минимизировать риски, связанные с внедрением инноваций;

создавать новые производственные возможности;

эффективнее использовать опыт и ресурсы обеих сторон;

быстрее и эффективнее достигать целей.

Такое сотрудничество привлекательно и в финансовом плане. Для крупных предприятий — это эффективный способ увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение за собой возможностей принимать решение относительно будущих проектов на более поздних стадиях их развития.

Таким образом, в результате взаимодействия малых и больших предприятий всем участникам будут даны возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утрачены и нереальны.

2. Анализ эффективности функционирования малого бизнеса в Украине

2.1 Развитие малого бизнеса в Украине

Анализ деятельности субъектов малого предпринимательства в Украине свидетельствует о наличии положительных сдвигов в развитии этого сектора, а следовательно и повышении его роли в решении проблем занятости, роста доходов населения и активизации деловой активности в стране (табл. 2. 1).

Таблица 2.1 [2]

Показатели развития малого предпринимательства в Украине*

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006**

2007**

2008**

2009**

Кол-во предприятий на 10 тыс. Человек населения, единиц

44

48

53

57

60

63

72

76

72

75

Прирост кол-ва предприятий на 10 тыс. человек населения по сравнению с предыдущим годом, %

9,1

8,3

9,4

7

5

4,8

12,5

5,3

-5,6

4

Кол-во занятых работников (штатные, внештатные и неоплачиваемые работники), тыс. чел.

1730,4

1818,7

1932,1

2052,2

1978,8

1890,4

2232,3

2231,5

2237,4

2152,0

Кол-во наёмных работников (штатные и внештатные работники), тыс. чел.

1709,8

1807,6

1918,5

2034,2

1928,0

1834,2

2158,5

2154,3

2156,8

2067,8

Удельный вес наёмных работников малых предприятий к их общему количеству, %

15,1

17,1

18,9

20,9

20,2

19,6

23,5

23,7

24,3

25,3

Удельный вес объемам реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий к общему объему реализации, %

8,1

7,1

6,7

6,6

5,3

5,5

18,8

18,1

16,3

16,7

Удельный вес прибыли от обычной деятельности до налогообложения малых предприятий к общему объему прибыли, %

12,9

9,1

9,3

9,1

8,2

7,9

17,2

14,0

16,5

22,9

Удельный вес убытков от обычной деятельности до налогообложения малых предприятий к общему объему убытков, %

16,3

17,6

18,8

20,6

25,4

30,6

40,2

42,2

37,6

29,0

Удельный вес предприятий, которые получили убытки, к общему количеству малых предприятий, %

36,6

38,1

38,2

37,1

35,5

35,2

33,7

32,8

37,3

39,9

*Данные приведены без учета результатов деятельности банков, фермерских хозяйств и бюджетных учреждений.

**Данные сформированы с учетом изменений соответственно к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» от 18. 09. 2008 года № 523-VI.

Одним из основных показателей, характеризующих процесс становления малого предпринимательства, является динамика изменения количества действующих субъектов малого предпринимательства. Как свидетельствуют статистические данные, до 2007 года количество субъектов малого предпринимательства в Украине имело динамику роста, после — начался небольшой спад. По состоянию на 1 января 2009 года, показатели все еще были меньше уровня 2007 года. В расчете на 10 тыс. человек населения, в Украине к 2009 году за десять лет количество малых предприятий увеличилось на 41% и составило 75 единиц (рис. 2. 2).

Данные сформированы с учетом изменений соответственно к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» от 18. 09. 2008 года № 523-VI.

Рисунок 2.2 — Динамика количества малых предприятий на 10 тыс. населения [17]

Анализ тенденций развития отечественных малых предприятий свидетельствует, что за период 1991—2009 гг. их общее количество в Украине выросло почти в 7 раз. Среднегодовой прирост общего количества малых предприятий за этот период составил 22,4% (рис. 2. 3).

Рисунок 2.3 — Количество действующих малых предприятий в Украине [17]

На малых предприятиях занят каждый четвертый украинский наемный работник: 23,7% - в 2007 г, 24,3% - в 2008 г. и 25,2% - в 2009 г., и реализуется одна шестая всего объема продукции, работ и услуг: 18,1% в 2007 г., 16,3% - в 2008 г., и 16,6% в 2009 году. По меркам западноевропейских стран эти показатели являются недостаточными [24, c. 74]. В кризисном 2008 году отечественное малое предпринимательство пережило потерю рабочих мест на уровне 4% по сравнению с 2007 годом, однако удельный вес наемных работников к их общему количеству увеличился на 0,6%, — это говорит об увеличении безработицы по стране; падение производства по сравнению с 2007 годом было отмечено на уровне 9,95%.

Довольно существенной дифференциацией характеризуется развитие малого предпринимательства по регионам. Из общего количества малых предприятий около 50% было сосредоточено лишь в шести регионах Украины: Киеве (16,1%), Донецкой (9,5), Днепропетровской (6,8), Харьковской (6,2), Львовской (5,7) областях и А Р Крым (5,1%). На малых предприятиях названных регионов работает 45% работников всех малых предприятий.

В 2009 г. на малых предприятиях было занято 2152,0 тыс. человек, что на 3,8% меньше, чем в предыдущем году (рис. 2. 4). За 2009 г. ими было произведено продукции и предоставлено услуг на сумму более 113 млрд. грн.

Рисунок 2.4 — Количество занятых на малых предприятиях, тыс. человек [2]

Несмотря на количественный рост малого предпринимательства, с 2000 по 2005 год, доля их продукции в ВВП имела отрицательную динамику (Рис. 2. 5). В 2006 году произошел резкий рост доли продукции малых предприятий, ее уровень более чем втрое превысил показатель 2005 года, однако в дальнейшем стало происходить постепенное ее сокращение — до 16,7% в 2009 году. Несмотря на количественное увеличение малого предпринимательства, его позиции остаются довольно шаткими.

Рисунок 2.5 — Динамика части продукции МП в ВВП [2]

В структуре активов предприятий малого бизнеса преобладает доля оборотных средств (на конец 2008 г. — 56,2%), причем на крупных предприятиях доля необоротных активов (56,9%) больше, чем на малых (44,8%). Это немного странно, поскольку промышленность является отраслью капиталоемкой, во многом зависит от состояния и развития необоротных активов.

В структуре источников финансирования заимствованные источники преобладают над собственными, что свидетельствует о невозможности автономного существования предприятия и о его зависимости от внешних источников финансирования. Такое положение характерно как для малых предприятий Украины, так и для крупных, причем в течение 2008 г. положение ухудшилось, но у предприятий малого бизнеса проблема недостаточности собственного капитала все же возникает более остро. Совокупная кредиторская задолженность предприятий малого бизнеса Украины на конец 2008 г. (382 688 700 000 грн.) практически равна совокупной кредиторской задолженности крупных предприятий страны (383 461,2 млн. грн.). Как у предприятий малого бизнеса, так и в крупных львиную долю кредиторской задолженности составляет задолженность за товары, работы и услуги, что свидетельствует о трудности в расчетах между предприятиями.

Общие параметры развития малого предпринимательства не соответствуют возможностям и потребностям украинской экономики. По количеству малых предприятий (в том числе из расчета на 10 тыс. населения), вкладом малого предпринимательства в общем объеме производства, количеством занятых работников и другим показателям Украина все еще значительно отстает от развитых стран мира.

2.2 Анализ проблемных зон развития

В качественном отношении малое предпринимательство в Украине еще не играет той стратегической роли, какая ему отводится в развитых странах. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП Украины, по данным статистического сборника за 2009 год, составляет всего 16,6% (в России — 31%, Армении — 43%, в странах Евросоюза — 50%, в Китае — 60% [29, с. 7]). По данным Госкомстата, в 2009 г. уровень занятости на малых предприятиях Украины составлял всего 25,4%, заметно различаясь по регионам. Для сравнения: в образцовой стране социальной рыночной экономики — ФРГ малые и средние предприятия (к ним немецкая статистика относит те, где занято 100 — 500 человек) уже в начале 2000-х годов производили 57% ВВП и обеспечивали работой 70% занятого населения [28, с. 26].

К негативным сторонам развития украинского бизнеса следует отнести:

Структуру предпринимательства. Среди его субъектов абсолютно преобладают физические лица — предприниматели: в 2009 г. их доля составляла 84. 2% (1088 тыс. ед.); доля предприятий — субъектов предпринимательской деятельности составляла всего 14,2% (183 452 ед.), а доля зарегистрированных хозяйств — 1,6% (20 671 ед.) [30, с. 56]. До 2011 года, когда был принят Новый налоговый кодекс, среди многих предприятия была распространена схема, когда они оформлены не как юридическое лицо, а как десятки или сотни физических лиц — предпринимателей. Разница в налогообложении прибылей колоссальна. При новом налоговом кодексе эта схема делается невозможной, так как критерии отнесения того или иного субъекта предпринимательской деятельности к «упрощенцам» стало намного жестче.

Направленность экономической деятельности предпринимателей. Российский исследователь А. Савиных справедливо отмечает, что если в развитых странах «кустари» заняты преимущественно в обрабатывающей промышленности, то в России 54% малого бизнеса сосредоточены в оптовой и розничной торговле, 16% занимаются операциями с недвижимостью и имуществом, и только 6% занято в обрабатывающих производствах [30, с. 7]. В Украине распределение удельного веса малых предприятий по видам экономической деятельности выглядит так (рис. 2. 88): 32% - в сфере торговли, ремонта автомобилей и бытовых товаров; 23% - операции с недвижимостью, арендой, инжиниринг; 5,1% малых предприятий — в сфере транспорта; 5% - отели, рестораны; 3,2% - коммунальные услуги, культура, спорт; 1,4% - финансовая деятельность; 1,3% - охрана здоровья и социальная помощь; образование — 0,6% [30, с. 25].

Рисунок 2.6 — Отраслевая структура малых предприятий Украины в 2008 г. (% от общего количества) [17]

Образно говоря, каждое третье предприятие занимается торговлей, и каждое пятое — недвижимостью. Рост удельного веса именно этих отраслей свидетельствует о непродуктивности развития структуры малого предпринимательства. При этом доля малых предприятий в промышленности составляет лишь 14%, в сельском хозяйстве — 5%, транспорте — 5%.

Экономика Украины, построенная на советских принципах ведения хозяйства, абсолютно избегает мировых тенденций по использованию новейших технологий для сохранения ресурсов, не говоря уже о производствах полного цикла с коэффициентом полезного действия близким к 100%. Это происходит из-за неблагоприятной налоговой и законодательной базы для процессов обновления промышленности. Таким образом, инвестировать средства в сельское хозяйство или промышленность не выгодно и предприниматели вкладывают свои активы в торговлю или недвижимость. Для экономики страны это не является положительным фактором, так как сокращается собственное производство, что во-первых, сокращает количество рабочих мест, и во-вторых лишний раз делает страну от кого-то зависимой.

Теневая экономика. Отсутствие надлежащего внутреннего контроля вместе с недостаточным контролем за соблюдением требований законодательства со стороны государства создали благоприятные условия для укрывательства части доходов малых предприятий. По оценкам экспертов, каждое четвертое малое предприятие в Украине является фиктивным. «Тенизация» малого бизнеса приобретает разные формы, наиболее распространенным являются: укрывательство оборота, укрывательства доходов, снижения размеров заработной платы, уклонения от налогообложения. Так, оплата труда на малых предприятиях в 2009 году составила лишь 4,9% операционных расходов, тогда как на промышленных предприятиях — 9,3% (рис. 2. 2).

Социальные отчисления для малых предприятий составили в 2009 году 1,6% операционных расходов, для сравнения: на промышленных предприятиях социальные отчисления в 2009 году были более чем вдвое выше — 3,6% операционных расходов (рис. 2. 3).

Таблица 2. 2

Доля оплаты труда и социальных обчислений (% в операционных расходах предприятий)

Предприятия

Малые

Промышленные

2008

2009

2008

2009

Оплата труда

5,1

4,9

9,0

9,3

Социальные отчисления

1,7

1,6

3,4

3,6

Таблица 2. 3

Среднемесячная номинальная зарплата

Среднемесячная номинальная зарплата (грн.)

2008

2009

Малые предприятия

970

915

Промышленные предприятия

1817

1909

Средняя по стране

1806

1906

Таблица 2. 4

Социальные отчисления на одного работающего

Социальные отчисления (грн. /год)

2008

2009

Малые предприятия

3907

3641

Промышленные предприятия

8322

8806

Как видно в таблице 2. 4, в кризисный 2009 год доля зарплаты и социальных отчислений в операционных расходах на малых предприятиях сократилась, а на промышленных — возросла. Социальные отчисления на одного работающего — в 2,5 раза ниже, чем на промышленных предприятиях. Средняя зарплата — вдвое меньше, следовательно, пропорционально меньше платится и подоходного налога. Наличие 25% наемных работников страны, занятых в сфере малого бизнеса, у которых заработная плата вдвое меньше среднего значения выглядит странно. Падение в 2009 году по сравнению с 2008 годом номинальной «белой» зарплаты на малых предприятиях на 6%, а реальной — с учетом индекса инфляции 115,9% - на 19,6% не поколебало эту привлекательность. Это лишнее свидетельство в пользу наличия необлагаемых материальных стимулов для работников малых предприятий.

Износ основных фондов. Трудности, препятствующие стабильной деятельности и развития малых предприятий, в конечном счете связаны с большим износом основных фондов (особенно для промышленных предприятий), и недостаточностью финансовых ресурсов для обновления основных фондов и пополнение оборотных средств.

Нерациональное производство. Главной причиной является низкий уровень переработки, высокая ресурсозатратность, устаревший парк и высокая стоимость импортного оборудования. Все это приводит к отсутствию возможности наладить прибыльное производство.

По результатам опроса, проведенного специалистами Международной финансовой корпорации, основными препятствиями в деятельности малых предприятий (рис. 2. 7) являются высокие ставки налога и большое их количество [3 c. 17−19].

Рисунок 2.7 — Препятствия деятельности малого предпринимательства

Согласно Национальной программе содействия развитию малых предприятий, в Украине главными барьерами, которые мешают развитию малого предпринимательства, также считаются [30]:

1.) Отсутствие четко сформулированной системы правовых актов государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства;

2.) Увеличение административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регуляции арендных отношений);

3.) Отсутствие действенных механизмов финансово-кредитной поддержки;

4.) Обременительная система отчетности;

5.) Неуверенность предпринимателей в стабильности условий ведения бизнеса;

6.) Избыточное вмешательство органов государственной власти.

Итоги проведенного анализа свидетельствуют о том, что положение малых предприятий в Украине не является удовлетворительным: большое количество субъектов малого бизнеса балансирует на грани свертывания деятельности.

2.3 Анализ реализации государственных программ в поддержку малого бизнеса

В Украине малые предприятия регулируются и поддерживаются такими организациями и институтами, как Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, созданная при нем Общественная коллегия, институт Уполномоченных по вопросам поддержки предпринимательства, Советом предпринимателей при Кабинете министров, множеством других государственных и общественных структур, сформированных как на общегосударственном, так и на региональных уровнях. В целом «есть все и вся», однако показатели уровня развития МП свидетельствуют о крайне низкой полезности работы вышеперечисленных структур [6, c. 58−60].

Институциональные рамки государственной политики поддержки малого предпринимательства в Украине регламентируются двумя основными Законами: «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства».

Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» № 2063-III от 19. 10. 2000 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины № 523-VI от 18. 09. 2008 г., определены следующие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1.) Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;

2.) Установление системы льгот для субъектов малого предпринимательства;

3.) Внедрение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

4.) Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;

5.) Привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществление поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных потребностей.

Для реализации государственной поддержки малого предпринимательства разработана Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства. Основными направлениями программы является [13]:

1.) Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности, направлено на упрощение юридических процедур в правовых отношениях «государство-предприниматель «;

2.) Формирование единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности с целью обеспечения системности, последовательности и согласованности действий с разработка и внедрения регуляторных актов с учетом предложений общественности;

3.) Активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого

предпринимательства путем построения небанковского финансово-кредитного сектора, направленного исключительно на малый бизнес;

4.) Содействие созданию инфраструктуры развития малого предпринимательства, а именно: системы информационного и консультационного обслуживания малого предпринимательства, бизнес-центров и центров развития малых предприятий, учебных центров для подготовки специалистов для работы на малых предприятиях и т. д. ;

5.) Внедрение региональной политики содействия развитию малого предпринимательства, направленной на решение проблем развития малого предпринимательства в пределах полномочий местных органов власти и органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет Государственного бюджета Украины. Государственным бюджетом Украины на 2007 — 2010 г. г. на мероприятия по поддержке малого бизнеса предусмотрены расходы, приведенные в табл.6.

Таблица 2. 5

Расходы на поддержку малого бизнеса, запланированные в Государственном бюджете Украины, млн. грн.

Наименование расходов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Частичное возмещение процентных ставок по кредитам, которые предоставляются предприятиям малого и среднего бизнеса на реализацию инвестиционных проектов

27

32

0

0

Мероприятия по реализации Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства

1,8

2

0,4

0,7

Таким образом, на меры по поддержке малого предпринимательства в 2009 г. направлено 0,4% от ВВП. В США на эти же цели в 2009 г. направлено 10 млрд долл., что составляет 0,07% от ВВП (рассчитано по данным статистики [23, c. 74−75. ]).

В результате, на поддержку малого бизнеса в Украине направляется почти в 2000 раз меньше средств по сравнению с США. Такое ограниченное финансирование исключает комплексное решение проблем в этой сфере, тормозит инновационную направленность малого предпринимательства.

Анализ структуры финансирования региональных программ за 2007 год показывает основные направления использования выделенных средств, — это субсидирование или компенсация части стоимости банковских кредитов для субъектов малого бизнеса за счет бюджетных средств (почти 70% от всех направленных на поддержку финансовых ресурсов); предоставление информационной помощи, организация семинаров, конференций, обеспечение участия предпринимателей в выставках и других мероприятиях; льготное кредитование инвестиционных проектов, финансирование их на возвратной и безвозвратной основе (9,66% средств региональных бюджетов, направленных на реализацию программ); создание новых и обеспечение функционирования уже существующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

По состоянию на 2007 год в сфере финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Украине функционировало 176 филиальных сетей, которые образовывали 1369 действующий филиал и 1740 небанковских финансово-кредитных учреждений, в том числе 1441 кредитный союз.

Значительным стимулом для развития малого бизнеса в Украине является упрощенная система налогообложения. Однако анализ эффективности использования упрощенной системы налогообложения показывает, что положительной она является только для сравнительно небольшой группы субъектов, а именно для малых предприятий торговли и сферы услуг, в стоимости продукции которых достаточно высока доля добавленной стоимости. Для большинства других предприятий малого бизнеса и особенно таких важных с точки зрения развития экономики отраслей, как промышленность, с финансовой точки зрения упрощенная система налогообложения неприемлема. Таким образом, действующие законы в области малого предпринимательства, призванные стимулировать развитие малого бизнеса, практически не выполняют своей задачи, стимулируя, главным образом, малые предприятия в сфере торговли, что подтверждается данными статистики.

3. Рекомендации по стимулированию малого бизнеса в экономике Украины

3.1 Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса

В мировой практике при решении финансово-кредитных проблем малого предпринимательства главная роль отводится государству, основная задача которого — способствовать развитию предпринимательства, стимулируя различные формы и методы государственной и негосударственной поддержки.

Проблемы построения эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства достаточно активно обсуждаются как в отечественной научной литературе, так и за рубежом. Исследованию институциональных проблем участия государства в процессах развития предпринимательства посвящены труды российских ученых Г. Б. Клейнера, В. Л. Тамбовцева, Л.А. Колесни-ковой, Э. М. Бухвальда, А. В. Виленского, Э. Г. Ясина и др. Среди последних отечественных публикаций на эту тему следует отметить Национальный доклад «О состоянии и перспективах развития предпринимательства в Украине», написанный ведущими украинскими учеными и экономистами-практиками, осуществляющими реализацию государственной политики в области предпринимательства [13].

В Украине малые предприятия пока еще не могут самостоятельно заниматься инновационной деятельностью из-за отсутствия достаточной финансовой базы для этих целей, — такая деятельность по плечу только крупным фирмам и корпорациям. Весомая часть малых и средних предприятий в Украине занята в сфере спекулятивной оптовой и розничной торговли, основная цель которых максимизация прибыли. Данные предприятия не заинтересованы в каком-либо инновационном развитии. Поэтому любые законодательные инициативы в сфере поддержки предпринимательской деятельности на сегодняшний день не принесут позитивного результата для экономики страны в целом. Для развития малого предпринимательства, повышения конкурентоспособности и роста необходимо проводить политику стимулирования хозяйственной деятельности. Для этих целей предлагаются следующие меры:

1.) предоставление льотного налогообложения, как вновь созданным так и действующим предприятиям, задействованным в сфере производства продукции и предоставления услуг;

2.) введение практики кооперации малых фирм с крупными предприятиями и корпорациями для организации и стимулирования инновационного производства продукции при государственной поддержке таких программ;

3.) оптимизация размещения и размеров малых предприятий потребительского рынка товаров и услуг с учетом сегментов рыночного пространства (для более полного удовлетворения потребностей населения территорий, чем достигается социальная направленность бизнеса);

4.) организация и ведение реестра субъектов малого предпринимательства по видам деятельности.

Данные мероприятия позволят органам местного самоуправления упорядочить взаимоотношения с малыми комерческими структурами; определять приоритетные направления деятельности предприятий; эффективно управлять и контролировать каналы поступления налогов, что в свою очередь повысит эффективность прогнозирования и собираемость налогов. Важное значение здесь имеет соответствие целей и направлений деятельности малых предприятий (бизнес-планов) государственным (муниципальным) целевым программам социально-экономического развития, сбалансированность взаимных интересов государства (местного самоуправления) и малого бизнеса.

В сфере инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства в Украине будет целесообразным:

1.) Стимулировать развитие консалтинговой деятельности, направленной на предоставление правового и методического содействия образованию малых предприятий, индивидуальной предпринимательской деятельности, составлению инвестиционных планов, программ и комплексное сопровождение малых предприятий в течение двух-трех первых лет с момента основания;

2.) Обеспечить формирование общенациональной информационной сети специальных институтов, аудиторских, консалтинговых фирм, которая могла бы выступать источником достоверной информации об инвестиционных возможностях предприятий, отраслей и регионов, инвестиционные перспективы, условия деятельности иностранных капиталов на территории Украины, положение на рынках, производственный потенциал украинских предприятий, статистику, правовую среду и т. д. ;

3.) Создать целостную структуру сбора и аналитической обработки информации о состоянии конъюнктуры на внутренних и внешних рынках, прогнозирование перспектив экономической динамики и выработки соответствующих рекомендаций по рационализации поведения органов государственного управления и субъектов хозяйствования;

4.) Поощрять сотрудничество соответствующих украинских институций по европейским информационным сетями и базами данных в предпринимательской сфере с целью встречного информационного обмена;

5.) Обеспечить создание сети бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства для подготовки специалистов;

6.) Стимулировать разработку и реализацию негосударственных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства, а также программ дистанционного обучения кадров основам предпринимательской деятельности;

7.) Осуществлять поддержку малых предприятий путем проведения информационных кампаний, научно-практических семинаров для специалистов, «круглых столов», издание информационной литературы, организации конференций, семинаров и выставок. Разработать и осуществлять с широким привлечением объединений предпринимателей комплекс мероприятий, направленных на формирование положительных отношений предпринимательства в Украине.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой