Способы формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения младших школьников

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ СПО «Новозыбковский профессиональный педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Способы формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения младших школьников

Семенченко Татьяна Викторовна

Специальность 50 709

Преподавание в начальных классах

IV курс, 41 группа

Научный руководитель:

Шаповалова Татьяна Александровна

Новозыбков, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции в начальной школе

1.1. Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода

1.2. Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

1.3. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Глава 2. Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции младших школьников

2.1. Из опыта работы учителей начальных классов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников в учебном процессе

2.2. Методика развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность работы определяется тем, что современная система школьного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея создания оптимальных условий развития личности младшего школьника, формирование его активности. Младший школьник должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение [6].

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М. И. Лисиной [14]. Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.). В нормативных документах начальной школы указано, что необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.

Опираясь на идеи Л. С. Выготского о том, что главным условием развития и воспитания детей является общение, в своей работе мы отмечаем, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция [6]. Коммуникативная компетенция как одна из важнейших характеристик личности проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика — актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Таким образом, тема нашей ВКР актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.

Объектом исследования выступает процесс обучения в начальной школе в условиях реализации компетентностного подхода.

Предметом исследования являются способы формирования и развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения.

Цель исследования — изучить и описать теоретические и методические аспекты формирования и развития коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) описать особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода;

2) раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция», ее содержание и компоненты;

3) обобщить опыт работы учителей начальных классов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников в учебном процессе

4) описать методические основы развития коммуникативной компетенции у младших школьников в учебном процессе.

В процесс работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого — педагогической и методической литературы, синтез, анкетирование, изучение педагогического опыта, обобщение и систематизация.

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции в начальной школе

1.1 Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода

В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе — компетентностный подход — как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей обучения, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностным подходом в процессе обучения можно назвать подход, соответствующий следующим особенностям:

смысл процесса обучения заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

смысл организации процесса обучения заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней обученности и образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Поэтому цель современной школы — формирование компетентностей, в основу которых входит формирование определенного набора компетенций.

Все исследователи проблемы организации компетентностного подхода в процессе обучения особенно подчеркивают, что компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает Б. Д. Эльконин, «мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т. е. сведений) [6, 10].

Следуя этому, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

в познании и объяснении действительности;

при освоении техники и технологии;

во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

* при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия «компетенция» и «компетентность». В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность».

Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией — кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) — компетентный, правомочный. Competens (лат.) — соответствующий, способный. Competere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) — способность (компетенция) [19].

Профессор Эдинбургского университета доктор Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [16].

В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие — выделяют его как самостоятельную структуру.

Авторы толкового словаря под редакцией Ушакова Д. Н. впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность — осведомлённость, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [18].

Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [21]. Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Также он выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции» [20].

Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно — деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной [10].

Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер — от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно применяется данная компетенция в жизни).

Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно для того, чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.

Компетенции выполняют определенные функции, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

— отражать социальную востребованность молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

— быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

— задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

— задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

— быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

— соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

— представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

1) ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Акцентируем внимание на понятии «ключевые компетенции» [20]. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях. Перечень ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций:

— ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом;

— общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно — досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;

— учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;

— информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио — видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

— социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

— компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности;

— коммуникативные компетенции.

Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Перечень ключевых компетенций представлен в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Среди рассмотренных ключевых компетенций наибольший интерес вызывает коммуникативная компетенция. На наш взгляд, она является одной из наиболее значимых, поскольку общение является определяющим фактором развития личности младшего школьника и определяет его социокультурную жизнь.

1.2 Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

коммуникативный компетенция учебный школьник

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Любое общение -- это, прежде всего, коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Само понятие «коммуникация» (от лат. communication — сообщение, связь, путь сообщения, а это слово в свою очередь, произошло от соmmunicо -- делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

Французский ученый А. Н. Перре-Клемон характеризует коммуникацию как общее понимание связей индивидуальных действий относительно коллективного продукта и последующая реализация этих связей в структуре нового совместного действия, обеспечивающее опосредствование субъект — объектных отношений за счет возникающих субъект — субъектных отношений. Коммуникация включает в себя следующие этапы:

1) планирование;

2) установление контакта;

3) обмен информацией;

4) рефлексия [2].

Исследователи И. Н. Горелов, В. Р. Житников, Л. А. Шкатова определяют коммуникацию как акт общения (или коммуникативный акт). По мнению педагогов, коммуникация включает в себя следующие компоненты:

1) коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек);

2) действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т. п.);

3) содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом:

5) канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный);

6) мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения) [2].

Сами коммуникативные акты ученые рассматривают по их типам и выделяют следующие разновидности:

1) по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т. д.);

2) по форме контактирования (прямые, опосредованные);

3) по типу связи (двунаправленные, однонаправленные);

4) по степени взаимосоответсвтвия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная);

5) по результатам (от негативного к позитивному) [2].

Исследователи М. Я. Демьяненко, К. А. Лазаренко выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:

1) ситуация общения;

2) отправитель речи;

3) получатель речи;

4) условия протекания речевого действия;

5) речевое сообщение [15].

Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи.

Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник — свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации [3].

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность.

Коммуникативность — это мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования [13].

Коммуникативность — это связь общения со всеми другими видами деятельности ученика — общественной, спортивной, художественной и т. п. [4].

Коммуникативность — это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного, когда ни одна фраза не должна повторяться в том же виде даже дважды [8].

Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г. М. Андреевой, выделяют комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.

Выделяет следующие виды умений:

1) межличностной коммуникации;

2) межличностного взаимодействия;

3) межличностного восприятия [3].

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [3].

По мнению Алифановой Е. М., «компетенция — это набор знакомых знаний, умений, навыков, а компетентность — это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности» [2]. Компетенции могут быть ключевыми, т. е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Коммуникативная компетенция включает следующие структурные элементы:

· знание способов взаимодействия с окружающими;

· умение и навыки использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;

· практическое овладение диалогической и монологической речью;

· овладение культурой устной и письменной речи;

· владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

· владение навыками работы в группе, коллективе;

· способность к осуществлению учебного сотрудничества;

· владение различными социальными ролями;

· умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности; предполагает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; формирует навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей — Ю. М. Жуков, Л. А. Петровский, П. В. Растянников и др.

А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера [2].

В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров определял коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит должны быть определены методы и средства формирования [15].

1.3 Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит должны быть определены методы и средства формирования [15].

Наиболее четко и полно осознать процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников помогает моделирование.

Основаниями для разработки модели формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются особенности начального общего образования: содержание образовательного заказа, включающего федеральный государственный образовательный стандарт и структура коммуникативной компетенции.

Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков (см. Рис. 1).

Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, теоретико-методологическим содержательным, организационным, результативным.

Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является:

· формирование культуры устной и письменной речи;

· овладение видами речевой деятельности;

· овладение различными социальными ролями;

· формирование навыков работы в группе (коллективе);

Организация работы по формированию коммуникативной компетенции начинается с целевого блока, который включает в себя цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников; и задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе).

Теоретико-методический блок предполагает совокупность подходов:

1. Личностно-деятельностный подход. Он опирается на следующие принципы:

— принцип гуманизации четко определяет гуманистическую основу взаимодействия педагога и ученика. Сущность принципа — очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей;

Целевой блок К К Цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе)

Теоретико-методологический блок К К Подходы и принципы: 1. Личностно-деятельностный подход; 2. Системный подход; 3. Компетентностный подход.

Содержательный блок К К Компоненты КК: эмоциональный, когнитивный, поведенческий

Организационный блок К К Методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная;

Средства обучения: наглядные, технические;

Технологии обучения: групповые, проектные, информационные, проблемные, коммуникационные;

Результативный блок К К Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий); критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навыками, умением решать конфликтные ситуации;

сформированность навыков работы в группе; умение представить себя); показатели.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников

— принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома»;

— принцип дифференцированного обучения заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников.

2. Системный подход. Он включает следующий принцип:

— принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

3. Компетентностный подход. Данный подход включает:

— принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и школьников. Содержанием этого процесса является обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Следующий блок коммуникативной компетенции — организационный-содержит: методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.

Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

• по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (лабораторные опыты, упражнения);

• по логике передачи и восприятия учебной информации: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные;

• по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемные, проблемно-поисковые, эвристические;

• по характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, работа под руководством учителя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

• стимулирование интереса к учению: познавательные игры, элементы учебных дискуссий, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха;

• стимулирование долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрение и порицание.

Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный контроль и самоконтроль; письменный контроль и самоконтроль и др. 1].

Названные методы способствуют формированию формально-логического и диалектического мышления, умения аргументировать свои ответы и предложения, доказывать и защищать собственные положения и идеи, сосредотачиваться на выявлении главного и существенного, тем самым способствуя формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

• фронтальная (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе с общими задачами);

• групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах);

• индивидуальная (взаимодействие учителя с одним учеником);

• коллективная.

Средства формирования и развития коммуникативной компетенции: технические средства; видеоматериалы; учебники; справочники; научно-популярная литература; упражнения и др.

Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции: групповые; информационные; проблемные; проектные; коммуникационные и др.

В результативном компоненте мы выделили три уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся: высокий, средний и низкий. Уровень выступает основным критерием оценки эффективности процесса активизации учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе общеобразовательной подготовки.

Учитывая направленность процесса активизации учебно-познавательной компетенции, мы выделили следующие критерии оценки коммуникативной компетенции учащихся начальной школы:

· эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;

· владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;

· сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;

· умение представить себя.

Таким образом, модель формирования коммуникативной компетенции представляется в качестве пятикомпонентной процессуальной системы, содержащей:

-целевой блок, включающий в себя целевые установки по воспитанию младшего школьника;

-теоретико-методологический, характеризующий подходы и принципы коммуникативной компетенции;

-содержательный, описывающий компоненты коммуникативной компетенции;

-организационный, содержащий методы, формы, средства, технологии обучения, используемые для формирования коммуникативной компетенции;

-результативный, включающий в себя уровни, критерии, показатели сформированности коммуникативной компетенции.

Итак, разработанная нами модель позволит, на наш взгляд, осуществить поэтапное формирование коммуникативной компетенции в начальной школе.

Глава 2. Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции младших школьников

2.1 Из опыта работы учителей начальных классов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников в учебном процессе

Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции.

В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетенции и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуникативной компетенции в начальной школе. В данном пункте опишем опыт учителей начальных классов в формировании и развитии данной компетенции.

Коммуникативная компетенция не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются на уроках уже в начальной школе.

Интересен опыт учителя начальных классов Шаркаевой Инны Михайловны [22]. В своей статье «Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников» она называет основную задачу учителя: воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.

Шаркаева И. М. считает, что в формировании коммуникативной компетенции особую роль играют специально организованные упражнения, ситуации на уроках литературного чтения, так как наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов [2].

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Для создания эмоционально — благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

— игровые приёмы, например, в сказке С. Аксакова «Аленький цветочек», возможно проведение литературно — познавательной игры «Красавица и чудовище», где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке и получить подарки (см. Приложение 1);

— задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица» (рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; повествование от имени предмета, например, от имени «Аленького цветочка»);

2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу — несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем);

3. «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой колдун «и сочинить новую сказку);

4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки, рассказа).

Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т. д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Таким образом, одно из главных условий организации диалога — это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх [3].

В результате можно сделать вывод: основные формы учебной коммуникации, формируемые при изучении сказки, в том числе сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», — монологические и диалогические формы.

Семёнова Ирина Ивановна, учитель инстранного языка, считает что, если мы хотим научить ребенка общаться на иностранном языке, то нам необходимо организовать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения [17]. В этом и состоит коммуникативность, которая является основным направлением современного обучения иностранным языкам. Реализация данного направления позволяет формировать коммуникативную компетенцию у учащихся начальной школы.

В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути:

а) изучение языка на основе правила при пользовании сокращенной коммуникацией;

б) освоение языковых явлений главным образом на основе коммуникации.

Второй путь изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычной речью, увеличивала сроки изучения иностранного языка.

Процесс коммуникативного иноязычного образования (урок) строится как модель реального общения, но организуется так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а не подвергался бы обучению.

Но поскольку способности и возможности школьников и условия обучения разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. Труднее всего этого добиться применительно к устной речи (аудированию, говорению) и письму, т.к. объем продуктивного словаря и объем продуктивной речевой практики в существующих условиях обучения недостаточен. Школьник как минимум должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и в чтении, а именно:

— в процессе говорения — устанавливать и поддерживать контакт в разговоре, сообщать и запрашивать информацию, выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;

— в процессе аудирования должны формироваться умения понимать литературно-разговорную речь носителя языка, умения в условиях опосредственного восприятия сообщения понимать основное содержание аудиотекста;

— письмо — заполнить простую анкету, написать поздравительную открытку зарубежному сверстнику к празднику;

— чтение — умение читать несложные адаптированные тексты разного характера и типа, а также легкие публицистические, художественные, научно-популярные тексты.

Таким образом, конечная цель обучения — формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Дроздова Алёна Климентьевна в своей работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках музыки, поставила для себя две задачи: совершенствование речевого развития у детей через использование музыкальной терапии и арттерапевтических методов; применение современных педагогических технологий (личностно — ориентированных, игровых, ИКТ, здоровьесберегающих), способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции [9].

Для решения первой задачи на своих уроках применяет различные составляющие музыкальной терапии, такие, как: вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания по системе А. Стрельниковой, скороговорки, музыкально — двигательные упражнения. Например, при знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, проводит на уроках такие игры, как: «Весёлая песенка», «Что шумит, кто звучит?», «Шумит, поёт, играет». В этих играх она пользуется карточками с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. Когда предметы определены, игроки с карточками в руках могут спеть весёлую песенку в соответствии с тем или иным изображением по «цепочке» (см. Приложение 2).

Для развития певческого дыхания, необходимого при исполнении песен, использует на уроках упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос» (см. Приложение 2). Они воспринимаются на уроке как игра и способствуют быстрому снятию мышечного и психологического напряжения у детей, а главное, они укрепляют голосовые связки, нормализуют процесс дыхания, что, безусловно, положительно сказывается на качестве исполнения песен и формировании правильной певческой позиции.

Для развития артикуляционного аппарата у детей на своих уроках она применяет различные упражнения, например, «Страшная сказка»:

Содержание: произношение гласных звуков У — О — А — Э — Ы — И.

Описание упражнения: нужно произнести все эти гласные звуки так, словно ты находишься в ночном лесу или заколдованном месте и слышишь их там. Очень важно выполнять всё эмоционально.

Упражнение «Злая кошка».

Содержание: произношение звуков К, Г, Ж, Ш.

Описание упражнения: мимикой и жестами показать поведение «злой» кошки, озвучивая её поведение соответствующими звуками. Каждый звук надо произнести не менее 4 раз. При этом хорошо сочетать звуки с движениями пальцев рук. Можно сжимать и разжимать пальчики на руках, имитируя «коготки у кошки».

Огромную помощь в речевом развитии младших школьников играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Работу со скороговорками А. Стрельникова проводит следующим образом: вначале произносит текст медленно сама, затем разбивает его на несколько частей (для разучивания) и произносит его с группами школьников (по рядам), затем скороговорка произносится всем классом, по жесту руки постепенно ускоряя темп (см. Приложение 2).

Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Дроздова А. К. в своей практике применяет на уроках музыки исполнение песен с движениями в характере музыки, проводит на уроках небольшие музыкальные физкультминутки, придумывает вместе с учениками небольшие музыкальноритмические номера на песни с ярким, образным содержанием.

Галиакбирова Резеда Рафиковна предлагает разнообразие форм и методов создания условий для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках в начальных классах [7].

1. Использование физкультминуток на уроках. Элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его, обязательно произнося соответствующий к ним текст (см. Приложение 3).

2. Работа в группах и мини-группах. При работе в группах и мини-группах учащиеся класса делятся на группы при выполнении задания по познанию мира, литературе, самопознанию, трудовому обучению. «Спикером» группы становятся все учащиеся по очереди. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся отстаивать своё мнение, представлять работу группы, дискутировать, слушать внимательно друг друга, задавать вопросы, выслушивать другого.

3. Игровые технологии. Игровые технологии позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Определение рода имени прилагательного» в 3 классе учитель бросает мяч учащимся в произвольном порядке, называя при этом существительное (в ед. ч или мн. ч), ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав образованное прилагательное, определив число и род (если это возможно). Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой