Стратегическое управление

Тип работы:
Отчет
Предмет:
Менеджмент


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Отчёт

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Миссия и иерархия целей предприятия

2. Бизнес-планы, их использование в процессе планирования на предприятии. Цели и структура бизнес-планов

3. Структура управления и процедура принятия решений на предприятии

4. Маркетинг и его место в системе управления предприятием

5. Менеджмент качества на предприятии

6. Инновационный менеджмент на предприятии

7. Анализ и оценка управления сбытом (продажами) на предприятии

8. Финансовый менеджмент на предприятии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сегодня малые предприятия — это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть.

Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

По количественным показателям развития малого бизнеса российская экономика отстает от ведущих стран мира. Стоит отметить, что проблемы и недостатки в развитии малого бизнеса определяются не только внешними условиями их функционирования, но и внутренними причинами, среди которых важнейшее место занимает неэффективное управление.

Итак, значимость малого бизнеса в экономике страны велика. Однако больше половины малых предприятий не доживают до двух лет. Встает вопрос о правильном управлении предприятием, которое обеспечит ему устойчивое развитие.

Преддипломную практику я проходила в организации ИП «Климас А. И». В ходе практики передо мной стояла задача приобрести навыки по диагностике системы управления предприятием, оценке конкурентных преимуществ и стратегических перспектив исследуемого предприятия, а именно изучить миссию и иерархию целей предприятия, стратегическое управление, бизнес-планы, организационную структуру управления, маркетинг, менеджмент качества, инновационный менеджмент, производство, сбыт, персонал и финансовый менеджмент. Для этого со стороны предприятия, мне были созданы все условия для успешного сбора и анализа данного материала.

Во время прохождения практики я приобрела не только теоретические знания и собрала информацию о работе, деятельности предприятия и его функциональных служб, но и увидела практическую реализацию теоретических аспектов менеджмента на данном предприятии.

1. МИССИЯ И ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Объектом проектирования в данной работе является индивидуальный предприниматель Климас Александр Иванович, являющийся владельцем розничного магазина «Ромашка».

В городе Марксе преобладают частные дома с земельными участками, поэтому спрос на семена очень высок. Магазин семян «Ромашка» был открыт в 1999 году. «Ромашка» стал первым специализированным магазином семян в городе Марксе.

Магазин реализует большой ассортимент товаров для любителей и профессионалов. С каждым годом всё активнее развивается рынок травосмесей и семян газонных трав. Предлагается продукция производства России, Сербии, Голландии, Японии в фасовках от 30 грамм до 20 килограмм.

Основной вид деятельности ИП Климас А. И. — розничная торговля. Основные номенклатурные позиции: семена; луковичные растения; цветочная рассада (петуния, гацания, бархатцы, георгины, лобелия, виола, вербена и т. д.); грунты; удобрения; ядохимикаты.

Юридический адрес организации: 413 090, Российская Федерация, Саратовская область, г. Маркс Проспект Ленина 72-а.

Организация не может успешно существовать в конкурентной среде, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится. Правильно сформулированная миссия помогает компании добиваться успеха.

Для того, что бы выделить основные цели организации нужно знать, в чем заключается миссия. Миссия организации заключается в следующем:

1) Удовлетворение потребностей покупателей;

2) Поддержка конкурентных преимуществ;

3) Обеспечение достойной оплаты работникам.

Миссией данной организации является предоставления полного ассортимента товаров, необходимых покупателю в удобном месте, с качественным обслуживанием по доступным ценам, а также быть эталоном качества обслуживания, удобства и быстроты совершения покупки.

В соответствии с миссией организации перед организацией поставлены следующие стратегические цели:

— Расширение ассортимента продукции;

— Увеличение прибыли на 30%;

— В области качества продукции полностью соответствовать системе стандартов;

— Поддерживать среднюю заработную плату на уровне, превышающем среднюю заработную плату в г. Марксе.

С помощью PEEST анализа фирма может оценить готовность к изменениям факторов внешней среды. Этот анализ рассматривает влияние на деятельность предприятия политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических и экологических факторов. Рассмотрим эти факторы в табл. 1

Таблица 1 PEEST (STEEP) — анализ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ:

— Государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса

— Налоговая политика и законодательство в данной сфере, этот фактор может отрицательно повлиять на развитие предприятия в случае усиления налогового бремени, а может и положительно;

— Государственное регулирование конкуренции;

— Финансирование, гранты и инициативы (дополнительный доход на развитие организации).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

— Уровень инфляции.

Этот фактор действует отрицательно, что проявляется в увеличении издержек;

— Курс национальной валюты может повлиять на организацию как положительно, так и отрицательно, т.к. организация сотрудничает с зарубежными поставщиками;

— Экономическая стабильность потребителей дает возможность стабильного роста организации;

— Изменение цен у поставщиков

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ:

— Демографическая структура населения этот фактор показывает занятость населения;

— Изменение стиля и уровня жизни;

— Отношение к труду и отдыху;

-Потребительские предпочтения;

— Репутация компании.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ:

— Развитие технологий позволяет улучшить качество продукции и увеличить конкурентоспособность;

- Новые продукты (скорость обновления, источники идей);

— Потенциал инноваций

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ:

— Изменение погодно — климатических условий может повлиять на спрос семян и сопутствующих товаров.

Большое число заинтересованных групп в деятельности организации создает сложности в управлении, связанные с тем, что каждая группа использует собственные критерии оценки функционирования организации и оценивает ее с точки зрения своих интересов.

2. БИЗНЕС-ПЛАНЫ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЦЕЛИ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНОВ

К сожалению, информация о бизнес-планах ИП «Климас А.И.» была мне не доступна, т.к. является конфиденциальной и полностью не раскрывается.

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является прогрессивная форма бизнес-плана.

Из понятия «бизнес-план» следует, что он призван заранее обозначить желаемую и практически осуществимую систему предпринимательских действий, которые обеспечат достижение поставленной цели в виде получения прибыли. Итак, бизнес-план -- это обоснование программы проведения бизнес — операции, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата.

Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.

Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита, в других ответственных случаях.

Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой, программный. А формулирование плана в терминах направленных действий, с одной конкретной целью -- получение прибыли, существенно приближает его к целевой программе.

Перечисленные признаки позволяют рассматривать бизнес-план как систему расчетов и обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение максимально возможной прибыли путем осуществления конкретной предпринимательской операции.

Производственный бизнес — план.

Он необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка.

Производственный бизнес-план в наиболее развернутом виде может включать следующие разделы (самостоятельные планы):

— План маркетинга и объем продаж;

— План технического развития и совершенствования организации производства (план оргтехмероприятий);

— Технико-экономические нормы и нормативы

— План материально-технического обеспечения производства;

— Труд и трудовые доходы работников;

— План капитальных вложений (инвестиций);

— Финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли;

— Риски предприятия;

— План социального развития коллектива;

— Юридический план;

— План внешнеэкономической деятельности;

— План охраны природы.

Начинается разработка производственного бизнес-плана с разработки одновременно первых трех разделов.

Так как на предприятии по итогам анализа финансовых показателей наблюдается нарушение финансовой нестабильности и увеличение финансовой зависимости предприятия от внешних кредиторов, то актуальным для предприятия является бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия.

3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯИИ.

Рассматриваемая организация является небольшой. Рассмотрим организационную структуру исследуемой организации на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура ИП Климас А. И.

Трудовые ресурсы играют очень важную роль в деятельности исследуемого предприятия, поскольку деятельность является трудоемкой. В настоящее время численность персонала составляет 12 человек. Из них: директор, 3 продавца, заведующий складом, 1 кладовщик, 3 грузчика, 2 охранника и уборщица.

Штат работников магазина «Ромашка» небольшой — 12 человек, поэтому структура управления является очень простой. Данная организационная структура управления предприятием является линейной. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.

Директор (руководитель). Основными функциями руководителя коллектива являются административно-производственная и социально-воспитательная. Так, административно-производственная функция заключается в умении руководителя эффективно организовывать производство и создать комфортные условия работы для членов коллектива. В практике данная функция хорошо реализовывается руководителем, если он сам ранее работал непосредственно на данном или похожем производстве и знает изнутри, как может работаться его работникам при изменении тех или иных условий. Социально-воспитательная функция основывается на отношении руководителя к делу, которое показывает пример коллективу, создает в нем благоприятный психологический климат. Руководитель должен создать условия, которые способствовали бы созданию творческой атмосферы, проявлению инициативы, подъему сознательной дисциплины. Руководитель следит за всей работой проходящей на его предприятии.

Товаровед определяет требования к материальным ресурсам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, а также заключенным договорам. Принимает участие в определении соответствия проектов планов материально-технического обеспечения предприятия, учреждения, организации планам производства, в контроле за выполнением договорных обязательств, поступлением и реализацией сырья, материалов, топлива, оборудования и готовой продукции, в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товарно-материальных ценностей и ответов на претензии заказчиков. Контролирует наличие материальных ресурсов и готовой продукции на складах. Осуществляет связь с поставщиками и потребителями и оформляет документы на отгрузку продукции. Участвует в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции, организации транспортировки и хранения сырья, материалов, топлива, оборудования и готовых изделий. Ведет оперативный учёт поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контролирует своевременность отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях ведет розыск не поступивших грузов. Участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к отправке потребителям, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленным формам.

Старший продавец. Основными задачами старшего продавца являются: организация и ведение розничной торговли на торговой точке, управление персоналом торговой точки и оперативное руководство торговым процессом.

На должность старшего продавца назначено лицо, имеющее образование не ниже среднего, обладающее хорошими организаторскими способностями, и имеет стаж работы продавцом (старшим продавцом) не менее полугода.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Организация и ведение торгового процесса:

· оперативное руководство коллективом торговой точки: решать текущие задачи, следить за точным выполнением служебных обязанностей и соблюдением трудовой дисциплины подчиненными, разрешать возникающие конфликтные ситуации (предупреждать появление новых);

· оперативное реагирование на информацию, поступающую от подчиненных сотрудников торговых точек и покупателей, и доведение ее до сведения менеджера (управляющего розничной торговой сетью), а при невозможности этого, начальнику отдела розничных продаж;

· корректировать работу подчиненных и обучать их эффективным приемам и формам работы, а также, по согласованию руководства, участвовать в организации или организовывать их обучение;

· оптимизировать деятельность торговых точек с целью улучшения работы и увеличения прибыли за счет снижения затратной составляющей;

· изучение и обучение персонала работе с новыми моделями товара, поступившими в продажу, их назначению, характеристикам, особенностям;

· выполнять все обязанности продавца в случае его отсутствия, а также, когда того требует сложившаяся ситуация.

составлять заявки на заказ товара на торговую точку;

· сбор рыночной информации о конкурентах и участие в выработке предложений по ценовой политике;

· предоставление отчетов по итогам в работы в соответствии с регламентом работы отдела и Фирмы.

Продавец является сотрудником магазина, подчиняется непосредственно директору магазина и товароведу, подотчетен и подконтролен им. В своей деятельности руководствуется: настоящей должностной инструкцией, правилами торговли, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации магазина. Продавец должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, нормы производственной санитарии и гигиены.

Цель работы продавца — обеспечение максимального объема продаж посредством создания оптимальных условий покупателям для выбора и оплаты товара.

Основные обязанности.

1. Расстановка и пополнение товара на стеллажах.

2. Обеспечение сохранности товара в торговом зале.

3. Помощь покупателям при выборе товара.

4. Стимулирование продаж заданных администрацией видов товара.

5. Приемка и расстановка принятого товара.

6. Наклейка ценников на товар.

7. Участие в инвентаризации.

8. Контроль сроков реализации товара.

9. Обслуживание клиентов на кассе и ведение кассовых документов.

Продавец несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.

Кроме того, продавец несет ответственность за:

— качество и своевременность выкладки товара;

— наличие ценников на товар;

— наличие на стеллажах товаров только с допустимыми сроками реализации;

— правильное оформление приходных и расходных документов;

— своевременное пополнение запасов расходных материалов на кассе, сохранность пломбиратора;

— корректное и вежливое отношение к покупателям;

— соблюдение трудовой дисциплины согласно Трудовому кодексу РФ и Трудовому договору (Контракту);

— выполнение всех устных и письменных указаний и распоряжений администрации, касающихся работы магазина;

— выполнение других требований настоящей должностной инструкции.

В случае нарушения настоящей должностной инструкции к продавцу применяются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

Заведующий складом -- это специалист, который руководит работой склада и лично несет ответственность за его функционирование. Без заведующего складом в принципе невозможна грамотная организация складского хозяйства. К обязанностям заведующего склада относятся: постановка, организация и полное руководство работой склада, включая обеспечение необходимых санитарно-гигиенических, технологических и иных условий хранения товарно-материальных ценностей.

Кладовщик осуществляет прием, размещение на складе и отпуск товарно-материальных ценностей. Также к обязанностям кладовщика относятся: проверка принимаемых на склад и отпускаемых со склада ценностей на соответствие их товарно-сопроводительным документам по количеству, ассортименту, качеству, комплектности, а также по иным характеристикам, в зависимости от конкретных ценностей; соблюдение режимов хранения, предотвращающих порчу и потери товарно-материальных ценностей; обеспечение контроля над нахождением посторонних лиц в складских помещениях; ведение складского хозяйства, поддержание складских помещений, складского оборудования, инструментов и инвентаря в надлежащем и работоспособном состоянии.

Грузчик выполняет следующие функциональные обязанности: осуществляет погрузку, выгрузку и внутрискладскую переработку грузов — сортировку, укладку, переноску, перевеску, фасовку и т. д. вручную с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки (тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов).

Заработная плата устанавливается в зависимости от объема выполняемых работ. Для того чтобы мотивировать работников организации, руководство устраивает корпоративные вечеринки в честь 23 февраля, 8 марта, нового года, руководитель торжественно поздравляет работников и дарит ценные подарки. Также в организации разработаны премии за хорошо выполненную работу.

Основным документом работника о его трудовой деятельности является трудовая книжка, которая заполняется на любого проработавшего более 5 дней. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливается правительством РФ. Все документы на предприятии составляются согласно требованиям государственных стандартов на унифицированные системы документирования. При составлении документов соблюдается структура, состоящая из реквизитов, установленных ГОСТом.

В целом же система управления линейно — централизована. Все подразделения подчиняются директору.

Таким образом, на основе рассмотренных факторов можно провести более подробный управленческий анализ, используя систему McKincey.

Система McKincey рассмотрена на рис. 2.

сбыт инновационный бизнес план

/

Рис. 2 Система McKincey

4. МАРКЕТИНГ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Маркетинг — это совокупность всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям, а также изучение положения, предпочтений и установок потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых потребительских товаров и услуг.

Маркетинг влияет на все этапы формирования прибыли и, в конечном счете, на общую эффективность предприятия.

Рассмотрим, чем занимается система управления маркетингом на предприятии и как ее деятельность влияет на повышении эффективности фирмы.

Во-первых, маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования. Во-вторых, маркетинговые службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на рынке.

Предприятие в современном мире добивается успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального объема требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.

Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Выявление потребностей — одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара. Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара.

К мотивационным факторам причисляются:

— мотив выгоды (желание человека разбогатеть);

— мотив снижения риска (потребность в безопасности);

— мотив признания (потребность в статусе, престиже);

— мотив комфорта (стремление скрасить свое существование);

— мотив свободы (потребность в независимости);

— мотив познания (потребность в развитии).

Важную роль в маркетинге играет изучение структуры рынка.

Первый этап — исследование конкурентов, т. е. оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно проведенном исследовании, возможно, установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии, несомненно, скажется на прибыли и развитии фирмы. Маркетинговая политика предприятия может включать в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. По такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа — продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.

Реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого магазина, он должен убедиться в правдивости всех обещаний. Также всегда нужно помнить о том, что количество товара должно соответствовать ожиданиям от рекламной кампании.

Существует несколько видов рекламы:

1) Реклама в периодической печати (газеты, журналы);

2) Радио;

3) Телевидение;

4) Реклама в интернете

ИП Климас А. И. пользуется рекламой на щите в центре города Маркса.

Предприятия розничной торговли в борьбе за покупателя используют различные элементы маркетинговой политики, в том числе всевозможные скидки. В своей работе торговые организации используют различные системы скидок как элемент маркетинговой политики. Система скидок и способов их предоставления очень многообразна.

Существует множество видов скидок, рассмотрим некоторые из них.

Скидка за объем покупаемого товара — соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большие количества аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в процентах к общей стоимости или единичной цене установленного объема поставки, например, 10% скидки при заказе свыше 1000 штук.

Скидка за оборот, бонусная скидка, предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности.

Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы.

Скидка за внесезонную покупку — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товары сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены. Цель использования скидок за внесезонную закупку состоит в том, чтобы побудить покупателей приобрести эти товары до начала очередного сезона, в самом его начале, либо вообще вне сезона.

Скидки для поощрения продаж нового товара. Такие скидки можно рассматривать как дополнение к плановым скидкам, которые содействуют продвижению на рынок нового товара.

При установлении скидок необходимо руководствоваться следующими принципами:

Применение скидки должно обеспечивать положительный эффект, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении положительных экономических показателей.

Размер предоставляемой скидки должен учитывать как интересы покупателя, так и интересы продавца.

При установлении скидок должен учитываться характер эластичности спроса на реализуемую продукцию, поскольку снижение цен не всегда может привести к увеличению объемов продаж, так как многие товары относятся к группе не эластичных.

5. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Система управления качеством представляет собой согласованную структуру, действующую на предприятии и включающую эффективные технические, управленческие и организационные методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее полное взаимодействие всех подсистем предприятия, в том числе людей, машин и информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество.

Система управления качеством включает в себя 3 ключевых принципа, которые лежат в основе технических, управленческих и организационных методов, обеспечивающих функционирование и развитие системы качества:

-Обеспечение качества;

— Управление качеством;

— Улучшение качества.

Под обеспечением качества понимаются все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также действия по предоставлению доказательств качества, необходимые для создания у потребителя достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять требования к качеству. К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. К ним могут относиться работы по контролю качества продукции, организация труда персонала направленная на повышение качества и т. д.

Обеспечение качества реализует как внутренние, так и внешние цели обеспечения качества. Внутренние цели обеспечения качества в рамках организации создает уверенность у руководства, в том, что требования заказчиков будут выполнены. Внешние цели обеспечения качества — в контрактных или других ситуациях создает уверенность у потребителей или других лиц, что требования контракта будут выполнены.

Управление качеством — к нему относятся методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности направленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования подразделений предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции для достижения экономической эффективности.

Улучшение качества — это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование системы управления предприятия и производства, а также системы качества.

Объектом процесса улучшения качеством может стать любой элемент производства или системы управления предприятием. Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене.

Зона управления качеством определяется условиями реализации тех или иных процессов предприятия в рамках существующих технологий.

В результате улучшения качества предприятие становится в состоянии обеспечивать качество выпускаемой продукции на более высоком уровне, значительно сократив потери. Зона управления качеством после совершенствования технологий определяется настройкой конкретных процессов в новых условиях.

6. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Инновация (от английского, «innovation») означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инновации принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно-технологические, модификации продуктов и услуг.

Инновационная стратегия -- одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:

· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

· повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

· повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления -- инновационно-инвестиционный проект;

· усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;

· усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

Источники финансирования инновационных преобразований

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.

Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитии инновационных процессов.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Международные частные инвестиции являются достаточно активными на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие иностранные частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено даже без использования последних достижений научно-технического прогресса.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет короткой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств.

Как показывает мировая практика, 80--90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях.

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно-привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и др.

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений.

7. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ (ПРОДАЖАМИ) НА ПРЕДПРИЯТИИ

В отрасли преобладает двухуровневый канал сбыта, т.к. существует оптовик и продавец розничной торговли между производителем и потребителем. Вид канала сбыта — прямая продажа непосредственным покупателям и потребителям продукта через розничный магазин.

Исследуемое предприятие реализует широкую гамму продукции. Обобщенно продукция предприятия представлена в табл. 2.

Таблица 2 Ассортимент магазина «Ромашка» ИП Климас А. И.

Наименование реализуемой продукции

Назначение (основные группы потребителей)

Доля рынка, %

1

2

3

Семена

Розничные покупатели

30

Цветочная рассада

Розничные покупатели и организации

45

Луковичные растения

Розничные покупатели

28

Грунты

Розничные покупатели

20

Удобрения

Розничные покупатели

35

Ядохимикаты

Розничные покупатели

25

Очень важно понять, какие факторы определяют изменения отрасли, в каком направлении она развивается, и какие неожиданности могут ее подстерегать. Здесь необходим глубокий анализ факторов макро- и микросреды, а источниками информации о тенденциях в отрасли являются специализированные издания. Говоря о тенденциях развития отрасли семян, можно сказать, что главной тенденцией является внедрение новых сортов овощных и цветочных культур, а также развитие международных бизнес — отношений.

Ключевыми факторами успеха для организации являются следующие факторы:

1) Широкий ассортимент и высокое качество продукции;

2) Большой ценовой диапазон;

3) Наличие сопутствующего товара (удобрения, грунты, стимуляторы роста и т. д.);

4) Возможность заказать товар заранее.

Выше перечисленные основные факторы успеха в отрасли являются подходами к стратегическим действиям, в которых компания должна быть компетентна, обладать конкурентными возможностями, чтобы добиваться конкурентного и финансового успеха

Основная идея концепции совершенствования товара состоит в ориентации потребителей на те, или иные товары или услуги, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а, следовательно, и цены.

Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.

8. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движениями и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Одним из эффективных методов является применение теста Хаскеля, позволяющего в короткие сроки выявить слабые стороны в финансовом менеджменте.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика -- это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи финансового менеджмента:

1. Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2. Оптимизация денежного оборота.

3. Оптимизация расходов.

4. Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6. Обеспечение рентабельности предприятия.

7. Задачи в области антикризисного управления.

8. Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

1. Финансовая самостоятельность предприятия.

2. Самофинансирование предприятия.

3. Материальная заинтересованность предприятия.

4. Материальная ответственность.

5. Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приёмов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приёмам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

· системы расчетов и их формы;

· кредитование и его формы;

· депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);

· операции с валютой;

· страхование (включая хеджирование);

· текущая аренда;

· франчайзинг;

· бухгалтерский учет.

Большая часть потребителей в магазине «Ромашка» являются люди пенсионного возраста с достаточно невысоким уровнем дохода. Для пенсионеров очень важен фактор цены, поэтому целесообразно организовать 5% скидку для пенсионеров.

Для того, чтобы организовать систему скидок необходимо рассчитать затраты и затем просчитать эффект и эффективность предложенного мероприятия.

Для организации системы скидок пенсионерам организации ИП Климас А. И. нужно будет произвести затраты на оповещение потребителей о введении скидки. Предлагается поместить информацию на рекламном щите, которая проинформирует потребителей о нововведениях в магазине «Ромашка». Для этого необходима помощь рекламного агентства. Стоимость разработки рекламы составляет 4500 рублей, стоимость рекламы на щите 12 000 рублей за 2 месяца.

Отразим затраты на реализацию предложенного мероприятия в табл. 3.

Таблица 3. Затраты на информирование потребителей о введении скидки

Виды затрат

Сумма затрат (в рублях)

Разработка рекламы

4500

Реклама на щите

12 000

Общая сумма затрат = 4500+12 000=16500

В настоящее время магазин, посещают примерно 100 покупателей в день из них примерно 50%, являются люди пенсионного возраста. При введении 5% скидки пенсионерам планируется увеличение количества посещений на 10%. Таким образом, количество посетителей станет 110 человек в день, из них 60 человек пенсионного возраста. При этом средняя сумма покупки составляет 150 руб. Объемы продаж должны увеличится за счет предоставляемой скидки, а также высокого качества обслуживания.

Рассчитаем объем продаж за месяц до и после введения скидки.

Выручка до введения скидки = кол-во покупателей в магазине за день*средняя сумма покупки*30 дней

100*150*30=450 000 рублей в месяц.

Выручка после введения скидки = (кол-во покупателей в магазине не пенсионного возраста за день*средняя сумма покупки*30 дней) + ((кол-во покупателей пенсионного возраста за день* средняя сумма покупки*30 дней)-5%)

(50*150*30)+((60*150*30)-5%)=225 000+256500=481 500 рублей в месяц.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели краткую историю организации ИП Климас А. И., отразили основные цели и миссию.

В ходе практики передо мной стояла задача приобрести навыки по диагностике системы управления предприятием, оценке конкурентных преимуществ и стратегических перспектив исследуемого предприятия, а именно изучить миссию и иерархию целей предприятия, стратегическое управление, организационную структуру управления, маркетинг, менеджмент качества, инновационный менеджмент, производство, сбыт, персонал и финансовый менеджмент.

Итак, малый бизнес играет важную роль в экономике современного развитого государства. Однако важным вопросом является осуществление грамотного управления малыми предприятиями.

Среди принципов управления малым предприятием можно выделить следующие основные:

1. В своей деятельности руководитель должен ориентироваться, прежде всего, на результат работы. Руководителю необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на работу предприятия.

2. Главным требованием к управлению малым предприятием является обеспечение его гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям рынка.

3. Важным элементом управления малым предприятием являются отношения сотрудников между собой, а также отношения руководителя и сотрудников.

Подводя итог можно сделать вывод, что организация ИП Климас А. И. является хорошо успевающим и перспективным. Она занимает одну из лидирующих позиций на рынке розничной продажи семян и сопутствующих товаров в городе Марксе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. Изд. 6-е / И. Ансофф; пер. с англ. Е. Н. Леонтьевой, Е. Н. Сторганова, Е. В. Вышинской и др., под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 2001. С. 519.

2. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 112.

3. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М.: Юристь, 2002. С. 416.

4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие. — М.: Новое знание, 2005. С. 89.

5. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. — М: Финансы и статистика. 2006, С. 250.

6. Максимцова, М. М. Менеджмент малого бизнеса. — М.: Вузовский учебник, 2004. — С. 67.

7. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2009. С. 140.

8. Хорин, А. Н. Стратегический анализ: учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. М.: Эксмо, 2006. С. 288.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой