Театр в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди подростков

Тип работы:
Научная работа
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

http: ///

http: ///

ЧЕТВЕРТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ВАРКОПРЕСТУПНОСТИ

ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Бузулука

Специальность: 50 711 Социальная педагогика

Научная работа

«Театр в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди подростков»

АВТОР: Соколова Надежда Викторовна

Научный Руководитель: Побежимова Зоя Александровна

г. Бузулук 2008 г.

План

Введение

1. Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней

2. Аддиктивное поведение — первый шаг к наркозависимости

3. Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков

4. Методика организации школьного театра

Заключение

Глоссарий

Литература

Приложение

Рецензия на исследовательскую работу

Введение

Актуальность проблемы профилактики наркомании в России определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны.

Благодаря современным информационным технологиям человек легко становится продуктом мифологизации, где миф выступает в виде ложной мобилизующей структуры. К сожалению, современные СМИ явно и неявно действуют как средство антикатарсиса и отчуждения людей, невротизируют и стимулируют агрессивные импульсы, постепенно психопатологизируя общественное сознание. В частности, экспериментальные исследования, выполненные в нашей стране, подтверждают данные североамериканских и европейских психологов (А. Бандура, Дж. Гербнер, Е. Доннерстрейн, Д. Зиллман, В. Франкл и др.) о несомненно негативном влиянии постоянного просмотра, в первую очередь детьми и подростками, фильмов, принадлежащих к жанрам боевиков, порно и ужасов. Это же относится ко многим агрессивным компьютерным играм и Интернет-сайтам.

Современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» первой пробы, при этом особое внимание должно уделяться профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Данной проблеме посвящены работы таких ученых как Э. Я. Бабаян, В. А. Барабохина, С. В. Березина, Ю. В. Валентик, А. К. Колеченко, Г. А. Потемкин и др.

Приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. В исследования А. К. Колеченко определена основная цель первичной профилактики, которая состоит в формировании у подростков мотивации социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с жизненными затруднениями (7).

Эффективным средством формирования социально-успешной личности служит театральное творчество детей и подростков. Чему мы и посвящаем наше исследование.

1. Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней

В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человека» (здоровье, семья, профессионализм, успех, патриотизм и т. п.).

Наркомания понимается как относительно распространенное статически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсиманических средств с соответствующими последствиями (8). Очевидно, наркотики так же, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

С психологической точки зрения наркомания может выступать как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.

Обращение к психоактивным веществам, в том числе и наркотикам, может выполнять и протестные функции. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и биологические факторы, однако «уход» в наркотики — это результат социальной неустроенности, неблагополучия отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни — «экзистенциального вакуума» (14), к девиатному (в том числе и аддиктивному) поведению подростков и молодежи приводят следующие, по мнению Ю. А. Клейберга, факторы:

— культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен, и пр.) и формирующий духовный мир молодежи;

— состояние аномии (падение нравственности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов);

— осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация воспитания основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сама власть);

— неудовлетворенность социальных потребностей;

— отсутствие перспектив, в тоже время у некоторых — завышенные ожидания в материальном плане;

— плохая организация досуга;

— отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков (6).

Начиная с 2003 года, в Российской Федерации реализуется комплекс антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Одной из таких мер стало создание ФСКН России.

Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам. Усилиями органов наркоконтроля с июля 2003 года по октябрь 2007 года выявлено более 323 тыс. преступлений; пресечена деятельность свыше 36 тыс. преступных групп и сообществ; ликвидировано около 10 тыс. наркопритонов; проведено более 360 международных полицейских операций. За этот период российской наркополицией изъято из незаконного оборота 166 т. наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 7 т. героина, около 145 т. марихуаны и гашиша, почти 3 млрд. условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли (5). В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной. Об этом свидетельствуют изменения динамики роста по стране количества больных с диагнозом «наркомания». Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества наркобольных в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год — 26%, то за последние три года рост отмечался, только в десятых долях процента, т. е. негативная динамика наркоситуации не отмечается (5).

Указом Президента Р Ф «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 20 октября 2007 года образован Государственный антинаркотический комитет. Директор ФСКН России, в соответствии с Указом, является председателем Государственного антинаркотического комитета. Его заместителями определены министр здравоохранения и социального развития РФ и заместитель ФСКН России — руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета.

В состав Комитета включены помощник Президента Р Ф — начальник Контрольного управления Президента Р Ф, заместители председателей Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания РФ, руководители более 20 министерств и ведомств страны, в том числе МВД, Минкультуры, Мининформсвязи, Минобороннауки, Минтранса,

Минэкономразвития, ФСБ, ФТС, ФМС, ФСИН, Росздравнадзора, Роскультуры, Росспорта, Росфинмониторинга, заместитель секретаря Совета безопасности.

В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются: — подготовка предложений Президенту Р Ф по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

— разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере;

— участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков;

— представление ежегодных докладов Президенту Р Ф о деятельности Комитета (8).

Одновременно, в соответствии с Указом, образуется региональные антинаркотические комиссии в субъектах РФ для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Председателями региональных антинаркотических комиссий по должности являются руководители субъектов РФ, заместителями — начальники соответствующих территориальных органов ФСКН России. В состав антинаркотических комиссий включены главные федеральные инспектора по субъектам Федерации, начальники территориальных органов МВД, ФТС, ФСБ, руководители органов здравоохранения, образования. По решению председателя в состав антинаркотических комиссии могут включаться и иные должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Контроль за деятельности этих комиссий возлагается на Государственный антинаркотический комитет, которых уполномочен принимать решения, являющиеся обязательными для региональных антинаркотических комиссий.

Таким образом, обеспечивается реализация единой антинаркотической стратегии на федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами антинаркотической комиссии в субъекте РФ являются:

— участие в реализации на территории субъекта Федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах и органов власти субъекта Федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков, организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

— разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности, повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией;

— сотрудничество с органами власти других субъектов Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

— анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков;

— подготовка и представление ежегодных докладов Государственному антинаркотическому комитету о результатах деятельности комиссий (8).

Новый порядок построения работы призван существенно повысить эффективность реализации антинаркотической политики, обеспечить значительное сокращение уровня наркотизации населения, выстроить сбалансированную систему противодействия наркугрозе, сочетающую правоохранительные, контрольные, профилактические, медицинские и реабилитационные меры.

2. Аддиктивное поведение — первый шаг к наркозависимости

В последнее время все чаще в социально-педагогической литературе рассматривается понятие «аддиктивное поведение». Мы будем опираться на определение аддиктивного поведения, предложенное С. А. Кулаковым (1989). Автор трактует аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением в социальном функционировании и, как правило, сочетающееся с другими нарушениями поведения (9). Это дает возможность выделить ряд специфических характеристик аддиктивного поведения.

Особенностью аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. Медикаментозное лечение в этих случаях может быть направлено на детоксикацию, если в этом есть необходимость, а психотератерапевтические приемы используются с целью психопрофилактики. Главными же при аддиктивном поведении являются не медицинские, а воспитательные меры.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды же смены политической ориентации государства проблемы обостряются еще больше и могут стать источниками интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Если же добавить множество дополнительных факторов, привносимых сегодняшним днем в жизнь общества (безработица, преступность, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей, эпидемия наркомании и т. д.), процесс воспитания представится еще более сложным.

Большинство людей, с удовольствием употребляют крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и восточные курительные, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием наркосодержащих средств, включая алкоголь, может носить ритуальный характер. В некоторых культурах, и особенно субкультурах, потребление наркотиков (алкоголя) служит показателем определенного социального статуса (статусное, престижное потребление).

Социальная ситуация развития в подростковом периоде характеризуется тем, что ведущая учебная деятельность сменяется деятельностью, направленной на определение своего места в мире взрослых и общественных отношений, на свое социальное самоопределение. Мир психологических переживаний подростка становится пронизанным парадоксальностью: уверенность в себя сменяется робостью и застенчивостью, чрезмерная активность — пассивностью, эгоизм чередуется с альтруистичностью, коммуникабельность — с замкнутостью. Подросток начинает проявлять повышенную чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых, к мнению других о себе, становится легко возбудимым, раздражительным и в то же время, незащищенным, ранимым.

Существенные изменения происходят в сфере личностных интересов или доминант подростков. Ведущей становится, с точки зрения Л. С. Выготского, «эгоцентрическая доминанта» (3) — интерес подростка к своему физическому и психическому «Я». Это иногда вызывает интерес и влечение к запрещенному, необычному, что может быть связано с алкоголем, наркотиками, раннем началом половой жизни.

Сложные жизненные обстоятельства, не правильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих также могут стать причиной употребления наркотиков у подростка, однако далеко не все поставленные в эти условия подростки становятся наркоманами. В тоже время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуация, характера и поведения) не являются фатальными сами по себе (т.е. без сочетания с социальными факторами) и не могут стать детерминантами девиантности и аддиктивности.

Точка зрения А. К. Колеченко в отношении интерпретации детерминантности аддиктивности определяется следующими позициями:

— аддиктивность возникает как механизм компенсации личности;

— аддиктивность — это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;

— аддиктивность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности (11). Риск развития наркомании при наличии аддиктивного поведения зависит от ряда факторов:

— обостренная страсть к общению с эффектом группирования;

— тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов;

— парадоксальность характерологических реакций;

— стремление к независимости и отрыву от семьи;

— стремление к неизвестному, рискованному поведению, что часто определяет не только девиантное, но и делинквентное (асоциальное) поведение подростков;

— склонность преувеличивать степень сложности проблем;

— кризис индетичности с деперсонализацией в восприятии себя и окружающего мира;

— гедонистические установки сознания как возрастная особенность психологического развития подростков.

Таким образом, ввиду опасности формирования зависимости, особенно у детей и подростков, первичная профилактика наркозависимости приобретает приоритетное значение. Анализ литературы позволяет выделить следующие направления в профилактической работе:

— формирование у подростков четкой установки на неприятие наркотиков, организация досуга подростков (Наркомания, 2000);

— формирование мотивации социально-успешной личности (Колеченко, 2000);

— обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности (Реан, 1999);

— изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение (Концепция профилактики, 2000).

Одним из эффективных средств в организации профилактики наркомании среди подростков может быть театральное искусство, о котором мы и хотим поговорить.

3. Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков

наркомания профилактика педагогический театральный

Посещение театра — всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встречи со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волнующую силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.

Роль театра в воспитании может быть осмыслена при условии понимания природы личности. Проблема личности одна из центральных в философии, психологии, педагогике второй половины XX века.

Возможности театра и театрализации как метода художественно-эстетического образовательного творчества трудно переоценить. Именно эта форма учебно-воспитательной деятельности обладает универсальной способностью непосредственного эмоционально-рационального введения личности в культуру человечества. Социализация личности происходит по мере освоения духовного пространства культуры, гуманитарных ценностей личности. Личность входит в социум всей тройственной природой — тело, душа, дух — с доминантой самоопределения в людском мире.

Театр как синтетическое искусство наиболее полно «охватывает» все сущностные качества личности в ее отношениях к миру, людям, себе, универсально способствуя ее культурной самоидентификации. Активным способом социализации личности является игра — такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми.

При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Центральным моментом, объединяющим все стороны жизни подростка, является роль, которую берет на себя воспитанник. Именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Игра является деятельностью производящей подлинную революцию в отношении подростка к миру. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. В этой связи театр предстает как игра особого рода, как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый подростком.

В последние годы драматизация как элемент театральной педагогики исследуется многими учеными: как форма внеклассной работы (В. А. Шилов, В. Г. Ширяева), педагогически организованная игра подростков (Н. П. Аникеева, Л. М. Иванова, С. А. Шмаков), познавательная игра младших школьников (З. В. Баянкина, О. С. Газман), дидактический театр (Н. В. Сорокин-Росинский, В. А. Караковский), средство воспитания личности (Н. Е. Щуркова, С. Р. Фейгинов).

Термин «драматизация» является производным от «драма» (греч. drama — действие, точнее, переживание в действии) — один из трех основных родов художественной литературы. Отсюда драматизм -- это эстетическая категория, характеризующаяся действием, отражающем противоречия и конфликты человеческой жизни. Драматизировать — значит придавать какому-либо произведению драматическую форму. Истоки драматизации обнаруживаются в культовых праздниках и обрядах древних людей, в древнегреческом театре. Драматизация широко применяется как прикладное понятие в различных аспектах теории и практики культуры, театра, общественных наук.

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, драматизация используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия или раздела учебного процесса; как элемент более широкой технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Актуальность драматизации в системе образования обусловлена: во-первых, большим потенциалом воздействия на личность (использование драматизации способно значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности, подвижности и познавательного интереса); во-вторых, полифункциональностью (драматизация выполняет диагностическую, коррекционную, коммуникативную, творческую функции).

Группа молодых ученых под руководством профессора Н. Е. Щурковой (Е. А. Осипова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко) рассматривает драматизацию в проблемном поле прикладной педагогики как особую методическую форму целенаправленного воспитания подрастающего поколения. Драматизация — это средство воспитания личности как субъекта собственной жизни путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся перед ним игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является. Определяя драматизацию как средство воспитания личности, позволяющее вскрыть социальное значение того или иного жизненного явления, ученые подчеркивают, что игровая сюжетно-ролевая форма обостряет восприятие, обеспечивает высокий интерес и внимание, и, вовлекая в ход драматизированных событий, инициирует реальные переживания и реальную интеллектуальную активность воспитанника (16).

Достоинством драматизации является возможность в игровой ситуации почувствовать, как ведут себя люди в неизвестных ранее условиях, не связанные стандартными предрассудками и стереотипами. По законам ролевого действия, человек преодолевает трудности, вступает в конфликты, ведет внутренние диалоги с собой и другими. Говоря о театре как о наиболее распространенном виде детского творчества, Л. С. Выготский отмечал, что драма, основанная на действии, наиболее близко связывает художественное произведение с личным переживанием и всякая драматизация близка игре (3). Драматизация отражает способ разрешения конфликтной ситуации за счет творческого принятия личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и не характерны. Драматический конфликт выступает и как средство, и как способ моделирования процесса действительности, раскрывающий сущность изображаемого явления.

Окружающая среда воспитанника — это продукт социальных отношений и взаимодействий. Насыщенные социальными отношениями предметы и события, приобретают смысл и обогащают опыт воспитанника. Педагогическая драматизация как средство воспитания ставит своей задачей органическое естественное «вхождение» воспитанников в особенности обстоятельств собственной жизни, переживание их в себе, рефлексивное отражение их нравственной и чувственной нагрузки в опыте реального жизнедействия.

Педагогическая драматизация предполагает, прежде всего, совместный поиск педагога-режиссера и воспитанников именно правды жизни человека, рефлексивного переживания событий собственной и драматически реконструированной жизни других людей в предложенных обстоятельствах их реального жизнедействия.

В образовательном процессе драматизация выполняет следующие функции:

— диагностическую (самопознание в процессе игры);

— коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных качеств);

— коммуникативную (включение в информационное взаимодействие);

— творческую (реализация способностей).

Для исследования проблемы профилактики наркомании термин «драматизация» может быть использован в двух основных понятийных значениях: художественном и социально-педагогическом. В художественном значении — как форма драматического перенесения на сцену событий и явлений, межличностных отношений людей в разрезе определенной жизненной ситуации (10). Способность театра внушать и убеждать, не прибегая к нравоучениям, характерным для образовательного процесса, не подлежит сомнению. По мнению киносценариста Е. Габриловича, «зритель не должен даже подозревать, что учится. И чем меньше он помышляет об этом, тем эффективней наука» (4). Воспринимая спектакль, подросток (зритель) расширяет свой жизненный опыт, становится свидетелем пусть воображаемых режиссером, но реальных в своем чувственном бытии событий.

В социально-педагогическом значении драматизация используется как способ организации взаимодействия педагога и воспитанника в жизненно-реальных или игровых ситуациях (10). В процессе драматизации формируются очень важные умения: это умение видеть другого человека; умение демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение к окружающей действительности; умение адекватного выражения своих чувств и эмоций; находить решения сложных жизненных ситуаций. Использование драматизации в воспитательном процессе влечет за собой вариативность, отказ от жесткого, стереотипного программирования воспитательного взаимодействия, атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Из вышесказанного следует, что драматизация как элемент театральной педагогики, может выступать эффективным средством профилактики наркомании среди подростков. Ее педагогический потенциал заключается в следующем: в смене социальных и драматических ролей, в активном действии и взаимодействии, в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций, в разрешении конфликтных ситуаций.

Цель театра как средства профилактики наркомании состоит в моделировании образовательного пространства подлежащего освоению. Итак, личность как био-психо-духовное существо становящиеся в природо-социо-культурной среде в процессе образования «проигрывает» многообразные ситуации «я и мир».

4. Методика организации школьного театра

Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога — режиссера.

Организация работы над спектаклем — это сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра.

Режиссерско-педагогический замысел — это нравственный, эстетический, педагогический образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, целостного осмысления ожидаемого результата. Замысел представляет собой еще не совсем ясный пространственно-временной континуум будущего спектакля с его собственными цветовыми, звуковыми акцентами, сюжетной интригой, динамикой мизансцен, представлением о тех, кто будет воплощать его. Собственно процесс, о методике (технологии) которого идет речь, является развертыванием, уточнением, коррекцией, обогащением и реализацией замысла.

Замысел предполагает определенный драматургический материал: пьесу, отрывок, отдельные сцены; он может ориентироваться на композицию (музыкально-поэтическую, художественно-документальную, публицистическую); это могут быть сцены из той или иной исторической эпохи; инсценировки сказок, басен, загадок; нравоучительные истории из жизни и др. Сюжетная сторона замысла определяется первоначальной идеей и сопряжена с интересами подростков. Замысел школьного спектакля обладает собственной природой и спецификой. Он не является упрощением или адаптацией профессионального спектакля, но требует собственных философских и художественно-эстетических оснований, соотнесенных с педагогической целью.

Арсенал возможностей и средств школьного театра отличен от профессионального тем, что в его составе отсутствует важный компонент — мастерство профессионального актера. В арсенале педагога-режиссёра школьного спектакля место профессионального актерского мастерства и техники занимает творческая, художественная природа подростка. Режиссерские средства в этом случае из факторов, формообразующих произведение искусства (спектакль), превращаются в факторы, формирующие личность подростка, то есть в факторы педагогические. Именно поэтому мы и говорим не столько о режиссерском, сколько о режиссерско-педагогическом замысле. В этом контексте все режиссерские средства, не теряя никоим образом своей сложности и художественной природы, начинают говорить на другом языке — на языке педагогическом воспитывающим, формирующим личность.

Режиссерский замысел должен стать так же, как и другие элементы театральной системы, предметом игры, сферой игры и действия, средой, в которой эти игра и действие разворачиваются. Если замысел ярок, интересен, талантлив, то и сама эта среда игры становиться интересной, привлекательной и воспитывающей. Ее цель состоит в том, чтобы возникла иллюзия коллективного авторства: воспитанники должны быть убеждены, что они сами все это придумали.

Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Ход работы зависит от того, имеем ли мы дело с готовым авторским текстом (пьеса, прозаический или поэтический отрывок и т. п.), или сюжетом который предстоит театрализовать.

Отправной точкой работы коллектива является сценарий, драматургическая основа которого включает в себя конкретный жизненный материал в синтезе с художественными текстами искусства: поэзии, музыке, танцам, пантомимы. На этой основе формируются эпизоды, которые в свою очередь, становятся частями композиции. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, однако каждая из них имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение, идущее от иллюзии реальности действия, построенного по драматургическим законам. Сценарий как особый жанр театрализованного действия содержит основной конфликт, определяющий содержание художественного образа, создаваемого режиссером и актером. Синтез документального и художественного элементов может совершиться в органическом развитии коллективной мысли. В том случае, когда сценарий предстоит сочинить и имеется лишь его предлагаемый набросок в педагогическом замысле, задача существенно осложняется: текст еще только предстоит получить. Основная сложность заключается в том, чтобы разбудить фантазию, воображение, творческую активность подростков.

Партитура школьного спектакля. В ходе поисков выразительных средств воплощения пространственно- временного образа спектакля участники коллектива выбирают и используют возможности света, музыки, пластики, декораций, костюмов, вещей (реквизита).

Школьный театральный костюм — особая проблема, в решении которой принимают участие и преподаватели художественно-эстетического цикла и родители. К каждому спектаклю на уроках изобразительного искусства создает множество костюмерных эскизов, из которых надо избрать самый интересный, правдивый, выразительный и подходящий именно для этого спектакля. Потому что каждый спектакль — это особые костюмы.

Сценическая площадка театра — условное пространство, которое может быть организовано (так в современной практике) в любом помещении (класс, рекреация, но главное — актовый зал). Сценические законы в школьном театре интерпретированы в русле собственно-педагогических задач. Есть старинные неписаные законы: на сцене обязательна абсолютная чистота, по-особому должны подвязываться после спектакля кулисы. Следует беречь их неподвижность и во время самого спектакля, ни одно движение, ни один шорох не должны пролететь из-за них в зал: кулисы охраняют покой и волшебство театра. Закон кулис прост: «страдай, теснись в узком пространстве за кулисами, но не шелохни, не потревожь их — тем самым ты оберегаешь правду театра». И занавес имеет свои правила и «привычки»: надо проходить мимо него осторожно, чтобы не колыхнуть ненароком и не отвлечь зрителей от спектакля.

В неукоснительном соблюдении этих законов проявляется один из существенных принципов. Он состоит в том, что самые высокие мысли, самые возвышенные чувства берут свое начало в самых простых поступках, действиях. Так, постигая «простые» требования уважительного отношения к сцене, не только словесно, но и на практике, в собственном действии подростки вместе с тем учатся бережному, уважительному, любовному отношению к самому театру, к его труду.

Педагог-режиссер — особая проблема современной школы. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссером, на наш взгляд нет антитезы. Режиссер, если он увлеченно и серьезно работает, не может не быть педагогом. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций.

В театральный коллектив приходят подростки, многие из которых не знакомы руководителю. Поэтому первое занятие обычно посвящается знакомству воспитанников и педагога. Подростки проверяют свой интерес к театральной работе и к руководителю, причем не только как к человеку, обладающему определенными знаниями, но и как к личности, представляющей для них чисто человеческий интерес.

В такой тонкой, гибкой, подвижной области человеческой деятельности, как художественное творчество, очень важна психологическая атмосфера. Поэтому от руководителя требуется особая чуткость к внутреннему миру ребят, особое внимание к малейшим достижениям в их работе, осторожность в критической оценке недостатков. Очень важен индивидуальный подход к подросткам, учитывающий сложность и неповторимость путей эмоционального воздействия творческой деятельности на психическое развитие каждого подростка.

Репертуар школьного театра является отражением педагогической направленности работы театрального коллектива. По нему прослеживается последовательность постановки образовательных и воспитательных задач, их объем и содержание; он определяет степень удовлетворения эстетических запросов учащихся, уровень их знаний и общей культуры.

Для сценического воплощения в школьном театре может использоваться различный художественный и документальный материал: многоактные и одноактные пьесы, инсценировки классических и современных литературных произведений, стихотворные и прозаические отрывки для чтения, письма и различные документы. Разнообразие форм школьных спектаклей не только расширяет тематику и содержание работы театрального коллектива, но и дает необходимую смену впечатлений, внося ощущение новизны и свежести, постоянно поддерживая творческую увлеченность театральными занятиями.

Именно в репертуаре просматривается педагогическая позиция руководителя, его отношение к социальным проблемам, в том числе к проблеме профилактики наркомании. Репертуарная политика школьного театра может формироваться с учетом следующих позиций:

— пропаганда здорового образа жизни;

— показ негативного влияния наркотиков на физическое здоровье и становление личности подростка;

— показ разрешения сложных жизненных ситуаций, связанных с наркозависимостью;

— показ преимуществ творчески активного образа жизни.

Таким образом, репертуар школьного театра — особая проблема, поскольку речь идет о необходимых связях с содержанием воспитательного процесса. Руководителя должна интересовать более сложная, «глубинная» задача вхождения учащихся в конкретно-общественный тип отношений.

Параллельно с организацией спектакля идет работа над актерским мастерством, которое есть не что иное, как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Артистические занятия должны быть направлены на удовлетворение творческих потребностей подростка; постановка спектакля или композиции не является самоцелью.

Осознанная на практике коллективная природа театрального искусства заставляет учащихся одинаково ответственно и творчески относиться к любой мелкой, черновой работе, понять, что каждая работа так же важна для спектакля, требует такой же выдумки, творчества, добросовестности и трудолюбия, как и исполнение любой роли.

Широкое привлечение участников школьного театра к различным моментам постановочной работы спектакля позволяет решить и еще одну важную для воспитания проблему. Речь идет о так называемом «премьерстве» — о таком положении, когда одни исполняют главные роли, другие — занимаются технической работой, такого положения следует всячески избегать. Бывает, что ролей в спектакле оказывается меньше, чем желающих их исполнить. В таком случае совершенно необходимо назначить по два, а иногда и по три исполнителя на роль, причем при повторных показах спектакля следует придерживаться строгой очередности составов, иногда жертвуя даже качеством исполнения. Равная занятость всех участников в коллективе способствует налаживанию дружеских отношений и исключает зазнайство, тщеславие. Когда на все роли есть вторые исполнители, у ребят не возникает вредного и опасного ощущения их незаменимости.

Школьный театр как особая форма образовательной художественно-эстетической деятельности соприроден театру как виду искусства в его сущностном отношении «актер-зритель» и принадлежит художественной культуре, будучи включенный в сферу образования. Однако эти отношения в варианте школьного театра отличаются от театра профессионального как в особенностях актера, так и в характеристиках зрителя: их позиции по отношению к организму спектакля не закреплены жестко, они взаимозаменимы. Задача актера-подростка состоит не в том, чтобы убедить зрителя подростка в достоверности изображаемой жизни, но в том, чтобы увлечь его процессом творчества, пафосом самовыражения.

Школьный театр — это взаимодействие актера и зрителя. В процессе работы над спектаклем его создатели приходят к мысли, что их деятельность — это не просто развлечение или возможность проявить свои способности, но и возможность воздействия на ум и чувства зрителей, их товарищей, способ поделиться своими мыслями, высказать свое сокровенное. Серьезность отношения участников коллектива к своей работе, их высокая взыскательность к качеству любой детали спектакля, настоящая горячая увлеченность делом поднимают в глазах зрителей творческого труда товарищей до уровня общественно значимой деятельности, приносящей реально ощутимые, важные и полезные результаты. Этим школьный театр и важен в организации профилактики наркомании среди подростков.

Заключение

В результате разработки проблемы профилактики наркомании среди подростков посредством театрального искусства можно сделать следующие выводы:

1. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, понимается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а так же на предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность.) Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человека».

2. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями. Именно поэтому мы предлагаем театр как эффективное средство в профилактике наркомании. Во-первых, мы вовлекаем подростков в творческую деятельность, отвлекая их от безделья и получая возможность активно воздействовать на них. Театр — хорошая база для перевоспитания. Во-вторых, мы можем воздействовать на чувства, эмоции, сознание зрителя через репертуар, сценическую игру.

3. В методике школьного театра достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра которые в совокупности позволяют эмоционально воздействовать на подростков.

Глоссарий

Аддиктивное поведение — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением в социальном функционировании и, как правило, сочетающееся с другими нарушениями поведения.

Драматизация — это средство воспитания личности как субъекта собственной жизни путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся перед ним игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является.

Драматический конфликт — способ моделирования процесса действительности, раскрывающий сущность изображаемого явления.

Игра — прием драматизации окружающей социальной и нравственной среды человека, её проживания и миропонимания.

Конфликт — неоднозначное отношение к явлениям, идеям, событиям.

Наркомания — относительно распространенное, статически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсиманических средств с соответствующими последствиями.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ.

Сценарий — программа разрешения ситуации, вокруг которой возникает конфликт.

Сценическая площадка театра — организованное условное пространство, где происходит сценическое действие.

Литература

1. Бабаян В. А. Наркомании и токсикомании: Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — М., 1988.

2. Барабохина В. А., Савченко С. Ф. Профилактика табакокурения, токсикомании, употребления алкоголя и наркотиков // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2000.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — № 6

4. Габрилович Е. Мудрый экран. Лит. Газета, № 24. 1981.- С. 5.

5. Журнал «Наркомат» № 10 (49) Октябрь2007г. ст. 2−4.

6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М. 2001.

7. Колеченко А. К. Каменский А.М. Организация антинаркотической образовательной среды в школе. — СПб., 2001.

8. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28. 02. 2000 № 619 // Вестник образования. — 2000. — № 8.

9. Кулаков С. А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1989.

10. Побежимова З. А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007.

11. Профилактика аддиктивного поведения школьников /Под редакцией А. К. Колеченко. СПб., 2006.

12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2003.

13. Реан А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

15. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. — СПб., 2001.

16. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. — Москва, 1993.

Приложение

Актерский тренинг

1. Упражнения на регуляцию психических состояний

Луч.

Сконцентрируйте возможности своей фантазии и представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, красивого и естественного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, своей деятельностью.

Радуга чувств.

Закроем глаза и представим перед собой радугу — спектр различных цветов. Какие чувства у вас вызывает каждый цвет в отдельности? Мы переживаем каждый цвет. А теперь еще раз представьте всю радугу — яркую, полную энергии и света, направленную к вам.

2. Упражнения на установление контакта

Выражение согласия.

Все участники называют те слова, которыми они обычно пользуются для выражения согласия, одобрения того, что предложил партнер. Далее коллективно обсуждается весь предложенный материал с точки зрения адекватности, точности и стиля. Как правило, участники приходят к выводу о богатстве лексики, выражающей согласие, в языке, и о своем неумении пользоваться этим богатством. Утвердительный ответ.

Формулирование вопросов, на которые можно дать лишь утвердительный ответ. После непродолжительной подготовительной работы каждый задает партнеру ряд вопросов, на которые тот отвечает. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы отвечать можно было лишь утвердительно, например: «Ты, конечно, хочешь поскорее закончить этот неприятный разговор?» (запрещается давать намеренно неадекватные ответы). По окончании работы проводится коллективное обсуждение; выбираются наиболее удачные варианты, отвечавшие делятся своими впечатлениями.

Запрещенные слова.

Один участник задает другому вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно или же делает заведомо невыполнимые предложения. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произносить «нет» и «не». Например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?» -- «Боюсь, это шокирует присутствующих». Роли в паре меняются, каждый предлагает не менее четырех-пяти вариантов. После работы в парах проходит коллективное обсуждение, когда участники сообщают о самых лучших вариантах, анализируется самочувствие и переживания отвечающих.

3. Упражнения на снятие напряжения, мышечных зажимов и обеспечение мышечной свободы

— Разогрев мышц.

При разогреве мышц разогреваем последовательно каждую группу мышц. Начинаем с пальцев, потом идут кисти рук, затем локтевой сустав, предплечье, плечи, голова, грудь, живот, таз, голеностопный сустав и стопа.

Разогрев пальцев, кистей, локтя и предплечья. Руки подняты вверх и согнуты в локтях. Подушечками четырех пальцев попеременно касаемся подушечки большого пальца. Указательный, средний, безымянный и мизинец должны выпрямляться после прикосновения полностью. Постепенно ускоряется темп касаний. После этого начинаются вращения. Все вращения проделываются по схеме: одна рука в одну сторону, в другую сторону, другая рука в одну сторону, в другую сторону, обе руки в одну сторону, в другую сторону. Таким образом разогреваем кисть, локоть, предплечье.

После этого начинается разогрев плеча. Одно плечо вверх, вниз. Другое плечо вверх, вниз, поочередно поднимаем то одно, то другое плечо. Потом поднимаем оба плеча одновременно и также опускаем.

— Расслабление и напряжение мышц.

Марионетки.

Руки подняты вверх и по хлопку освобождаются мышцы кистей, локтей, плеч, головы, поясницы, ног, а потом в обратном порядке все «ниточками» поднимается наверх.

Повесь пиджак на вешалку (К.С. Станиславский).

Внутренне и внешне соберитесь. Весь ваш вид должен выражать силу, уверенность в себе, способность «задавать тон». Подтяните мускулатуру тела, в частности спину, позвоночник., то есть как бы «надевается» тело на позвоночник -- «повесь пиджак на вешалку», или «тело на колок».

— Растяжки мышц.

Собачка.

Наклонить корпус вперед и опереться на руки так, чтобы и руки и ноги оставались прямыми. В таком положении пройти по кругу

Кошка.

Встаем на четвереньки, фиксируем ладони и колени на месте, оттягиваем корпус назад. Представим себе воображаемую щель под забором и попытаемся в нее пролезть. При этом нужно следить за тем, чтобы ладони и колени оставались на месте, а корпус перемещался как можно ближе к полу. Упражнение выполняется на 8 счетов.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой