Теоретические основы информатики

Тип работы:
Курс лекций
Предмет:
Программирование


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

1. Основные понятия.

Данные — зарегистрированные сигналы, хранятся и передаются на носителях различных видов, существуют объективно.

Методы обработки данных — способы восприятия данных. В основе естественных методов лежат биологические свойства человека, в основе искусственных методов — алгоритмы, составленные людьми. Вывод: методы являются субъективными.

Результат взаимодействия данных и методов обработки — информация.

Информация — это сведения, передаваемые людьми устно, сигналами, а также обмен сведениями между человеком и автоматом (некоторым устройством), в животном и растительном мире.

Информирование — процесс обработки данных и снятие некоторой неопределенности.

Юмор (Одесса): «Смотреть и видеть — две большие разницы».

2. Свойства информации:

1) относительная объективность, поскольку методы обработки объективных данных субъективны;

2) полнота — характеристика качества информации, определяет достаточность данных для принятия решений;

3) достоверность — надежное выделение «полезных» сигналов на фоне помех («шума»);

4) адекватность — степень соответствия информации объективному состоянию реального предмета или процесса;

5) доступность — мера возможности получать ту или иную информацию, определяется доступностью данных и доступностью (наличием) адекватных методов;

6) корректность — однозначность восприятия информации всеми потребителями;

7) актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени;

8) ценность — мера способствования информации достижению целей и решению задач потребителя.

3. Сбор информации.

Устройства восприятия — датчики.

Первичная обработка — аналого-цифровые преобразователи.

Современная система сбора информации — совокупность технических средств ввода информации в ЭВМ и программ, управляющих техническими средствами и обеспечивающих ввод (драйверы устройств).

Лекция 2. ИФОРМАТИКА КАК НАУКА. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

7. Информатика как наука

Источники информатики: документалистика (изучение средств и методов повышения эффективности документооборота) и кибернетика (наука об управлении).

Название «Информатика» — от французского Informatique= Informacion + Automatique (информация + автоматика).

Объект информатики — автоматизированные, основанные на ЭВМ и телекоммуникационной технике информационные системы.

Предмет информатики — информационный ресурс (его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс).

Как предмет информатики, информационный ресурс — это исследование информационных систем с двух сторон:

1) с формально-логической (информационной) — это развитие машинных языков, создание моделей представления знаний (фреймов), разработка информационных технологий;

2) с семантической (смысловой) — это развитие понимания процесса осознания чего — либо человеком.

В итоге закладываются основы искусственного интеллекта.

8. Информационная технология.

«Сырьё» — данные (информация).

«Инструмент» — ЭВМ, их аппаратные средства и программное обеспечение.

Элементарные операции: щелчки кнопкой мыши, перетаскивание различных объектов; с помощью этих операций выполняются определённые действия: переключение режимов, активизация требуемых пунктов меню команд и др.

В итоге реализуются укрупнённые операции, например, набор документа, решение вычислительной задачи.

9. Уровни программного обеспечения.

Базовый уровень (низший). Программы этого уровня взаимодействуют с базовыми аппаратными средствами, они хранятся в ПЗУ (это BIOS — Basic Input Output System).

Системный уровень (переходный). Программы этого уровня обеспечивают взаимодействие прочих программ с программами базового уровня. Это программы — драйверы устройств, программы обеспечения пользовательского интерфейса, они образуют ядро операционной системы.

Служебный уровень.

Это программы — утилиты, их назначение: автоматизация работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы.

Прикладной уровень.

Это комплекс прикладных программ, с помощью которых на данном рабочем месте выполняются конкретные задания пользователя.

10. Операционная система (ОС).

В ОС входят программы системного и служебного уровней.

Функция ОС (основная) — посредническая, обеспечение трёх видов интерфейса (связи):

1) между пользователем и программно-аппаратными средствами;

2) между программным и аппаратным обеспечением;

3) между разными видами программного обеспечения.

Виды ОС по способу реализации интерфейса пользователя:

— неграфические, например, MS-DOS;

— графические, например, Windows.

Система MS-DOS реализует интерфейс командной строки, основное устройство управления — клавиатура.

В системе Windows на первом месте устройство управления — мышь. Работа в этой системе — взаимодействие активного элемента — указателя мыши с пассивными элементами — элементами управления приложений (экранные кнопки, значки, ярлыки, переключатели, раскрывающиеся списки, пункты меню и др.)

11. Классификация О С.

— одно- и многопользовательские;

— одно- и многозадачные;

— одно- и многопроцессорные;

— 8-, 16-, 32-, 64-разрядные;

— сетевые и локальные.

Многозадачные ОС подразделяются на:

— системы пакетной обработки;

— системы разделения времени;

— системы реального времени.

Система MS-DOS — однопользовательская, однозадачная.

Системы OS/2, Windows, Windows NT — однопользовательские, многозадачные.

Система UNIX — многопользовательская, многозадачная.

Передача информации.

НКС

ДКC

Рис. 1. Схема канала передачи данных

УПД — устройство подготовки данных;

Модем — модулятор / демодулятор;

УПДс — устройство повышения достоверности (проверка четности — количества единичек в двоичном коде сигнала);

НКС — непрерывный канал связи;

ДКС — дискретный канал связи.

5. Обработка информации.

Виды обработки информации по характеру доступа к ЭВМ:

— централизованная в ИВЦ (недостаток: отрыв пользователя от процесса обработки);

— децентрализованная на ПЭВМ.

Режимы обработки информации:

— пакетный при централизованной обработке информации в ИВЦ. На ЭВМ коллективного пользования — диспетчирование (формирование очередей заявок на обслуживание);

— интерактивный: непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, два вида этого режима — запросный (заказ билетов на транспорте, номеров в гостинице) в режиме разделения времени и диалоговый (выдача задания, получение и анализ отдела допустимом для пользователя темпе работы).

6. Накопление информации.

Выполняется с целью многократного использования.

Хранение — на магнитных носителях (дисках) в файловых системах и базах данных.

Имеются интегрированные информационно-поисковые системы (согласованное управление данными в пределах предприятий, отдельных подразделений или в пределах групп пользователей).

Поиск — вручную (открытием последовательности каталогов (папок)) или автоматически по определенному запросу.

Лекция 3. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

12. Операционные оболочки.

Назначение: облегчение работы пользователя путем высвечивания на экране дисплея меню (кнопок) команд.

Способ подачи команд — щелчок ЛКМ на соответствующей кнопке или нажатие соответствующей по номеру функциональной клавиши.

Примеры известных оболочек: на платформе MS-DOS — Norton Commander, DOS Navigator, Volkov Commander; на платформе Windows — Windows Commander, Total Commander, Free Commander.

13. Интегрированные среды программирования.

IDE — Integrated Development Environment (интегрированная развитая среда).

Состав:

— компилятор (программа переводчик с алгоритмического языка в коды машинных команд);

— редактор текстов программ;

— средства отладки;

— визуальный конструктор форм.

Назначение: ускорение реализации проектов пользователя.

14. Общее представление об ОС Windows.

Основные принципы:

1) WYSIWYG — What you see is what You get — что вы видите (на экране дисплея), то и получите (при печати на принтере);

2) Plug and Play — буквально, «вставь и играй», а по делу — подключи к ЭВМ и используй новые устройства. Система автоматически подбирает необходимый драйвер (программу связи).

Основные технологии:

1) Drag and Drop — буквально, «перетащи и положи», это позволяет легко изменять положение любого окна и его размеры;

2) OLE — Object Linking and Embeding — связывание и внедрение объектов. В Windows можно составлять документы из частей, которые готовятся в различных приложениях (программах).

Достоинством программ — приложений к Windows является их методологическое единство и стандартизация выполняемых операций.

Основные объекты интерфейса ОС Windows

Рабочий стол — графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления.

Панель задач. Она обычно отображается серой полоской внизу экрана (если её не видно, то нужно поместить указатель мыши в низ экрана). Назначение — быстрый доступ к открытым окнам, документам, временно свёрнутым, но открываемым щелчком на кнопках, автоматически создаваемых на панели задач.

Кнопка «Пуск» — предназначена для быстрого запуска программ (например, стандартных приложений к Windows) и поиска файлов, а также обеспечивает доступ к справочной системе. Кнопка «Пуск» носит ещё название главного меню. В этом меню находятся команды выхода из системы.

Значки — отображают различные объекты Windows, в частности папки и документы (файлы).

На рабочем столе обязательно есть значок с названием «Мой компьютер». С помощью этого объекта пользователь имеет доступ ко всем ресурсам своего компьютера, прежде всего к дискам.

Ярлыки — это значки со стрелкой в левом нижнем углу. Они обеспечивают быстрый доступ к наиболее часто используемым программным средствам (их запуск на выполнение). Ярлык может быть создан в любой папке и скопирован на рабочий стол для быстрого открытия папки с соответствующим именем.

Приемы управления в ОС Windows

Большую часть команд можно выполнить с помощью мыши. Чаще используется левая кнопка мыши (ЛКМ), реже — правая (ПКМ).

Основные действия и результаты их выполнения:

— щелчок ЛКМ: выделение объекта (значка диска, папки, документа; элемента документа), выбор и выполнение команды главного меню, выбор (активизация) пункта подменю, установка курсора (визира);

— двойной щелчок ЛКМ (2ЛКМ) на значке объекта: открытие ресурсов компьютера, открытие содержания диска, папки, документа; 2 ЛКМ на ярлыке программы — запуск её на выполнение;

— щелчок ПКМ: появление контекстного меню;

— протягивание указателя мыши при нажатой ЛКМ: выделение фрагмента текста, таблицы, формулы и др.

— зависание (наведение и удержание) указателя мыши на значке объекта или кнопке на панели инструментов: появление на экране всплывающей подсказки назначения объекта.

Лекция 4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

15. Классы систем подготовки текстов.

1. Редакторы текстов программ.

2. Форматеры.

3. Текстовые процессоры.

4. Настольные издательства.

Возможности редакторов текстов программ:

1) набор строк текста программы;

2) исправление ошибочных символов;

3) копирование, перемещение, удаление одной или нескольких строк;

4) вставка блоков строк из других текстов;

5) автоматический поиск строки с ошибкой;

6) распечатка программы или её части на любых типах принтеров стандартными программами печати одним шрифтом.

Возможности форматеров:

1) автоматический перенос слов со вставкой и учётом знака переноса;

2) выравнивание правого края строки заданной длины кроме последней в абзаце за счёт вставки дополнительных пробелов между словами;

3) центрирование заголовков;

4) деление текста на страницы;

5) нумерация страниц;

6) размещение на каждой странице стандартной надписи над текстом (колонтитулы);

7) заключение текста в рамку ЕСКД с нижним штампом (основной надписью);

8) распечатка текста любыми программами печати на любых типах принтеров.

Дополнительные возможности текстовых процессоров (по отношению к форматерам)

9) автоматическое размещение сносок в конце документа или на той же странице, когда изменяется разделение текста на страницы;

10) контроль за списком литературы;

11) использование в одном документе разных шрифтов (разметка текста во внутреннем представлении);

12) распечатка текста с помощью только его специфической программой печати, вид печати — принтеропись: обеспечиваются эффекты, недоступные пишущей машинке; принтеры могут быть любых типов.

Отличительные возможности настольных издательств.

Они обладают расширенными средствами управления взаимодействием текста с параметрами страницы и с графическими объектами.

Шрифты имеют более высокое качество. Пробелы между словами делаются одинаковой ширины.

При печати реализуется режим WYSIWyG — What you see is what get — что вы видите (на экране дисплея), то и получите (при печати на принтере). Принтер должен быть лазерным или струйным. Вид печати — типографский набор.

Классы графических редакторов

1. Растровые редакторы

— изображение состоит из множества точек (растра) различной интенсивности (яркости) и возможно цвета.

2. Векторные редакторы

— изображение состоит из совокупности линий (кривых, описываемых алгебраической функцией третьей степени; задаются коэффициенты этой функции).

3. 3D — редакторы («D» — dimension — размерность) — для создания трёхмерных композиций.

16. Системы управления базами данных (СУБД).

Основные функции:

1) создание пустой (незаполненной) структуры базы данных;

2) предоставление средств её заполнения или импорта данных из таблиц другой базы;

3) обеспечение доступа к данным, предоставление средств поиска и фильтрации (выборки) данных.

17. Системы автоматизированного проектирования (САПР).

Международное название — CAD-системы (Computer Aided Design — компьютерная помощь в проектировании).

Назначение САПР — автоматизация инженерных работ в машино- и приборостроении, в архитектуре и т. п.

Характерные операции и возможности САПР:

— чертёжно-графические работы;

— выбор готовых конструктивных элементов (прототипов);

— автоматическое обеспечение выполнения технических условий, норм и правил.

Сквозные (интегрированные) САПР в машиностроении способны на базе сборочного чертежа изделия автоматически выполнить рабочие чертежи деталей, подготовить необходимую технологическую документацию изготовления, назначить необходимое оборудование и инструменты, контрольные приспособления, а также подготовить управляющие программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ).

18. Экспертные системы.

Назначение — анализ данных, содержащихся в базах знаний.

Характер исходных данных — это факты, между которыми специалистами-экспертами установлена определенная система отношений.

Суть выполняемых операций:

— в юриспруденции по совокупности признаков события даётся правовая оценка и предлагается порядок действий обвиняющей стороне и стороне защиты;

— в медицине по совокупности признаков заболевания устанавливается диагноз, назначаются лекарства, их дозировка и курс лечения.

Лекция 5. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

19. Системы счисления.

Характерные типы:

— непозиционная система (римская): в ней для записи чисел используются в качестве базисных чисел буквы латинского алфавита.

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

В римской системе каждый числовой символ имеет одно и то же значение независимо от его места в записи числа;

— позиционная система: в ней для записи чисел используются обычно арабские цифры. Значение каждой цифры (её вес) зависит от её места в записи числа.

Десятичная система счисления:

Основание системы — число 10.

Базисные числа — 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Они являются коэффициентами при различных степенях основания.

Пример: число 507. 41 — это сокращенная запись арифметического выражения: 5*102+0*101+7*100+4*10-1+1*10-2.

Двоичная система счисления.

Обычно применяется в вычислительной технике и связи. Элементы этой техники (разряды памяти ЭВМ) могут находиться только в двух состояниях: заряда нет или он есть.

Основание системы — число 2.

Базисные числа — 0,1.

Общий вид записи числа х — степенной полином х= an*2n+an-1*2n-1+…+a1*21+a0*20+a-1*2-1+…+a-m*2-m.

Коэффициенты аi могут быть либо 0, либо 1.

Примеры изображения десятичных чисел в двоичной системе:

1=---1

2=--10

3=--11

4=-100

5=-101

6=-110

7=-111

8=1000

9=1001

10=1010

0,5=½=2-1=0. 1

0,25=¼=1/22=2-2=0. 01

В вычислительной технике также используется шестнадцатеричная система счисления.

Основание системы — число 16.

Базисные числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A, B, C, D, E, F.

Буквам соответствуют числа

A-10, B-11, C-12, D-13, E-14, F-15.

Пример.

Число AOB. 816 равно десятичному числу

10*162+0*161+11*160+8*16-1=10*256+0*16+11*1+8/16=2560+11+½=2571,5.

20. Единицы информации.

Бит — (bit-binary digit — двоичный разряд) наименьшая единица информации — количество её, необходимое для различения двух равновероятных событий.

Пример:

бросание монеты, при падении сверху может быть «орел» или «решка». Если загадать что-то одно, то в результате может быть получена информация «ложь» (false) или «истина» (true).

Технически бит — это разряд памяти ЭВМ, где хранится значение 0 или 1.

Байт (byte) — группа из 8-ми бит, обрабатывается как единое целое. Технически байт — это наименьшая адресуемая единица памяти ЭВМ (ячейка).

Информационно байт — это двоичный код, например, символа (буквы, цифры, знака).

Наглядное представление величины байт:

1 байт — 1 символ;

1 Кбайт = 1024 байт — Ѕ страницы неформатированного текста;

1 Мбайт = 1024 Кбайт — 500 страниц неформатированного текста (книга);

1 Гбайт = 1024 Мбайт — 1000 книг (Г — гига);

1 Тбайт = 1024 Гбайт — 1 000 000 книг (Т- тера);

Хранение форматированного текста (документа, подготовленного текстовым процессором Word), как показывает практика, требует в 7 раз больше памяти (байт), чем для неформатированного текста.

Так, если дискета имеет объем памяти 1.4 Мбайт, то есть 1400 Кбайт, то на ней можно хранить не 700, а только 100 страниц текста. Однако, есть возможность плотной записи текста (так называемое «архивирование» или «упаковка»), при этом также в несколько раз сокращается объём требуемой памяти.

Пример записи двоичного кода в байте

1 011 001.

Количество таких кодов 28=256.

Наглядное представление сочетаний из 1,2 и 3 бит:

Кроме бит и байт в вычислительной технике используется ещё одна специфическая структурная единица информации — машинное слово. Это последовательность из двух байтов.

Кодирование числовых данных двоичным кодом

Пример. Одно машинное слово — 16 разрядов (бит).

Вещественные числа состоят из целой части и дробной (мантиссы). При программировании эти части разделяются точкой.

Если положение точки чётко определено, то такое представление вещественного числа называют с фиксированной точкой.

Пример. Разрядность -16.

Недостаток такой формы — малый диапазон представляемых чисел:

1 байт (8 бит) — коды целых чисел от 0 до 255;

2 байта (16 бит) — коды целых чисел от 0 до 65 533.

Обычно вещественные числа в ЭВМ представляются в нормализованной форме

n = m dp,

где m — мантисса числа;

d — основание системы счисления;

p — порядок числа;

dp— характеристика числа.

При программировании или вводе данных принята линейная форма записи чисел: характеристика числа записывается в строку, d — считается равным 10-ти, а степень обозначается заглавной буквой Е или строчной е (от английского exponent — это и функция, и показатель степени).

Пример: 0. 001=1 10-3= 1е-3.

Представление вещественных чисел с характеристикой называется представлением с «плавающей» точкой.

Такой термин объясняется правилом выполнения арифметических операций в ЭВМ: при алгебраическом сложении чисел надо сначала уравнять порядки слагаемых, при этом точка может перемещаться («плыть»), а потом выполняется сложение мантисс одного порядка.

Пример.

Нормализация

573. 124=0. 573 124 103,

0. 001=0.1 10-2.

Уравнивание порядков до наибольшей степени

(0. 001)=0.1 10-2 = (0. 1 10-5) 10-2=0. 1 103.

Сложение мантисс одного порядка

0. 573 124 103

0. 1 103

0. 573 125 103

Вещественные числа в ЭВМ представляются в трёх форматах — одинарном, двойном и расширенном, имеющих одинаковую структуру

Здесь

n — разрядность нормализованного числа;

m — разрядность мантиссы.

Порядок n-разрядного нормализованного числа задаётся смещённым кодом, позволяющим выполнять операции над порядками как над беззнаковыми числами.

При размещении порядка числа в 8-ми разрядах используется двоичный код с избытком 128.

Пример.

Заполнение 8-ми разрядов (1-го байта) десятичными числами по разрядам от 0 до 7

Пример.

Представление реальных десятичных порядков смещёнными двоичными порядками без знаков.

Реальный

Десятичный порядок

Смещённый

Десятичный порядок

Смещённый Двоичный порядок

127

255−128

1

1

1

1

1

1

1

1

7)

6)

5)

4)

3)

2)

1)

0)

3

(128+3)-128

1

0

0

0

0

0

1

1

2

(128+2)-128

1

0

0

0

0

0

1

0

1

(128+1)-128

1

0

0

0

0

0

0

1

0

(128+0)-128

1

0

0

0

0

0

0

0

-1

127−128

0

1

1

1

1

1

1

1

-2

126−128==(127−1)-128

0

1

1

1

1

1

1

0

-3

125−128==(127−2)-128

0

1

1

1

1

1

0

1

-128

0−128

0

0

0

0

0

0

0

0

Пример. Кодирование нормализованных вещественных чисел одинарной точности.

Для этого используются два машинных слова — 32 разряда, из них 8 разрядов — для смещённого порядка числа.

Первое слово

Второе слово

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

-8) — 9) …

16 младших бит мантиссы

Всего в мантиссе здесь 7+16=23 разряда.

Нормализованное вещественное число двойной точности — это 64-разрядное число со знаком (1 разряд), 11-разрядным смещённым порядком и 52-разрядной мантиссой.

Расширенный формат позволяет хранить нормализованные числа в виде 80-разрядного числа со знаком (1 разряд), 15-разрядным смещённым порядком и 64-разрядной мантиссой.

Для мантиссы числа выполняется соотношение

0. 51.

Наглядное представление:

Первое слово, 7 старших бит мантиссы

второе слово, 16 младших бит мантиссы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6)

5)

4)

3)

2)

1)

0)

15)

0)

2-1 + 2-2 + 2-3 + 2-4 + 2-5 + 2-6 + 2-7 + 2-8…=

0. 250 000

0. 125 000

0. 62 500

0. 15 625

0. 7 812

0. 3 806…

0. 996 093

Максимальное вещественное число

Хmax=2Pmax 12Pmax,

где Pmax — максимальный порядок числа,

1

1

1

1

1

1

1

1

7)

6)

5)

4)

3)

2)

1)

0)

Pmax =2 7 + 2 6 + 2 5 + 2 4 + 2 3 + 2 2 + 2 1 + 2 0 =

=(128+64+32+16+8+4+2+1)-128 = 127 (=27-1).

В итоге получаем

Хmax= 2 127= 1. 691038.

Минимальное вещественное число

Хmin=2 -(Pmax+1) = 2-128= 2. 6910 -39.

Лекция 6. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

21. Кодирование текстовых и графических данных

Текстовые данные — это символы: буквы, цифры, знаки. Для их кодирования достаточно одного байта — 256 различных символов.

Имеется система кодирования ASCII-American Standard Code for Information Interchange — стандартный код для информационного обмена США.

В системе ASCII выделены две таблицы кодирования — базовая и расширенная.

Базовая таблица содержит коды с десятичными номерами от 0 до 127, а расширенная — коды с номерами от 128 до 255.

В базовой таблице первые 32 кода являются управляющими (соответствуют управляющим клавишам клавиатуры), остальные — это коды букв английского алфавита, знаков препинания, цифр, знаков арифметических действий и ряда вспомогательных знаков.

В расширенной таблице — коды букв национальных алфавитов и некоторых специфических знаков.

Кодирование графических данных

Графические данные — это двоичные коды характеристик элементов графических изображений.

Имеется два вида представления графических изображений — растровое и векторное. Для обработки таких графических данных служат соответствующие графические редакторы.

Растр — это узор из мельчайших точек. Двоичными кодами выражаются координаты точек и их яркость.

Черно-белые изображения состоят из точек с 256 градациями серого цвета (1 байт памяти).

Цветные изображения получаются единым зрительным восприятием близко расположенных трёх точек, каждая из которых имеет один из трёх основных цветов (красный — Red, зелёный — Green, синий — Blue) разной интенсивности. Эта система кодирования называется RGB.

Для кодирования цветной растровой графики кроме байт памяти для координат точек используется по 3 байт для смешения трёх основных цветов. Возможно задание 256 256 256=282828=22416,6106 различных оттенков. Такое представление называется полноцветным (True Color — истинно цветным).

Векторная графика — это линии, описываемые по участкам функциями третьей степени (кубическими сплайнами)

y=a0+a1x+a2x2+a3x3,

где a0, a1, a2, a3 — задаваемые коэффициенты.

Растровое представление графики требует большего, по сравнению с векторным, объема памяти из-за большого количества точек.

Для векторного представления графики необходимы большие затраты машинного (процессорного) времени для выполнения вычислений координат, а памяти требуется меньше, чем для растрового представления.

22. Файлы и файловая система.

Файл — это именованная последовательность байтов произвольной длины. Под файлом понимается любой набор данных, в частности текстовый документ или программа на языке программирования.

Файлу даётся имя и он регистрируется в файловой системе (это одна из функций операционной системы). Различают короткое и длинное имена файлов.

Короткие имена использовались в операционной системе MS-DOS. В этой системе имя файла состоит из двух частей: собственно имя и расширение имени. На имя отводилось не более 8-ми символов, а на расширение — до 3-х символов. Расширение указывало тип файла. В именах использовались только латинские буквы, а также цифры и некоторые знаки, например, подчерк, минус. Пробел был запрещен.

Стандартные расширения:

txt — text — любой текстовый файл;

doc — document — текстовый файл, подготовленный текстовым процессором Word;

exe — execute — выполняемый файл (коды машинных команд);

mcd — mathcad;

xls — Excel;

lnk — link (связь) — связующий файл, отображаемый ярлыком.

В операционной системе Windows файлы могут иметь длинные имена — до 256 символов, допустимы русские буквы и пробел (его рекомендуется заменять подчерком). В Windows на экране файлы отображены условными значками, указывающими на программное приложение к Windows, в котором создан файл.

Со значками можно познакомиться, выбрав объект «Мой компьютер», далее пункт «Вид» меню окна, подпункт «Параметры» и открыть закладку «Типы файлов».

Для упорядоченного хранения файлов на диске организуется файловая система. В ней файлы объединяются в группы, называемые ныне папками, а в прошлом каталогами или директориями.

Папки могут вкладываться одна в другую, т. е. файловая система имеет многоуровневую структуру.

Файлы возможно разного типа объединяются в группы по признаку на усмотрение пользователя (по принадлежности, по тематическому назначению, по времени создания и т. п.).

Файловую систему можно представить в виде дерева. Группа начальных (по уровню верхних) каталогов называется при этом корневым каталогом.

Правила присвоения имени папке (каталогу) те же, что и для файла. Расширение имени, естественно, не задаётся.

Полное имя файла (его адрес в файловой системе) задаётся маршрутом (путем доступа), например:

С: Мои документыТекущиеЛекции/Лекция4. doc.

Здесь С: — имя диска, разделитель промежуточных объектов (папок) — обратная косая черта.

Лекция 7. СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ MATHCAD

23. Назначение системы MathCAD.

Эта система предназначена для выполнения научно-технических вычислений.

CAD — Computer Aided Design — компьютерная помощь в проектировании.

Особенности интерфейса:

— в окне имеется визир (красный крестик), перемещаемый клавишами управления курсором или устанавливаемый указателем мыши и щелчком ЛКМ;

— в области формул визир превращается в формульный курсор (уголок, охватывающий фрагмент формулы), перемещать его вправо можно, а часто предпочтительней клавишей пробел;

— каждое выражение или график образует блок; блоки выполняются слева направо и сверху вниз.

Входной язык системы — математически ориентированный, приближен к естественному; многие записи вводятся в окно просто выводом шаблонов операторов и функций из палитр математических знаков.

Правила составления и использования имен переменных, отображение выражений, вывод результатов:

— имена переменных могут состоять из латинских и греческих букв, цифр и знака подчерк;

— большие и маленькие (заглавные и строчные) буквы различимы;

— тип переменной определяется её значением;

— присваивание переменным значений выполняется с помощью знака := (двоеточие и знак равенства); для его набора достаточно нажать двоеточие;

— при записи выражений знак умножения заменяется привычной точкой, а дробь отображается горизонтальной чертой; при вложенности круглых скобок наружные автоматически заменяются на квадратные; возведение в степень задается спецзнаком и отображается верхним индексом;

— нажатие и вывод на экран знака равенства после выражения или имени переменной с вычисленным значением приводит к выводу значения (результата);

— возможна работа с размерными переменными, например, расчёт высоты подъема тела:

g — системная константа гравитации (ускорение свободного падения), её задавать не нужно, но можно для наглядности вывести в окно документа

g=9. 807msec-2 h=5. 099m

Единица измерения указывается после знака умножения. Её выбор возможен из окна, открываемого кнопкой «Мерная кружка» на панели инструментов Стандартная или по команде Insert/Unit (вставка / единицы).

Правильная единица измерения результата, автоматически появляющаяся при выводе — признак правильности задания единиц измерения исходных данных и записи расчётной формулы.

24. Ранжированные переменные в MathCAD.

Назначение — задание ряда значений, например, аргумента функции для построения её графика.

Примеры.

i: =0.5 j: =5.0 x: =0,0.5.2 z: =-0. 5,-0. 25. 0,5

i= j= x= z=

0

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

0

0

0,5

1

1,5

2

-0,5

-0,25

0

0,25

0,5

Способы набора указателя диапазона:

— нажатие клавиши «;» (точка с запятой);

— нажатие кнопки «m. n» на арифметической панели, открываемой нажатие кнопки вида «Калькулятор» на общей математической панели.

25. Функции в MathCAD.

Доступ к элементарным (часто встречающимся) функциям — на арифметической панели.

Доступ ко всему множеству функций — нажатие кнопки с надписью f (x) на панели инструментов Стандартная.

Функция условных выражений

Формат

Если условие истинно, то функция if принимает значение выражения1; иначе ей даётся значение выражения2.

Пример. if (i=j, 1,0)

Знак отношения типа «жирное равно» вводится с палитры операторов отношения, открываемой соответствующей кнопкой на математической панели. Возможно задание этого знака комбинацией клавиш «Ctrl» и «=».

Задание и использование функций пользователя

Формат задания

Имя_функция (Список параметров): =Выражение

Имя функции задаётся как любой идентификатор.

Примеры

Параметры функции, используемые при её задании (описании), являются формальными (локальными). Их не нужно определять (задавать) значениями до задания функции.

Перед использованием функции (перед вызовом её для выполнения) необходимо определить (задать) фактические параметры:

а: =0.1 fun (a)=

Рекомендуется для компактной записи выражения функции (расчётной формулы) использовать короткие (из одной буквы) абстрактные имена формальных параметров (x, y, z), а имена фактических параметров задавать содержательными словами (absсissa, ordinata, appliсata), для наглядности можно использовать слова русского языка, записываемые латинскими буквами.

В выражении функции при её задании могут использоваться глобальные параметры — это переменные, определённые ранее. Их не надо включать в список параметров функции.

Пример.

56. Построение в MathCAD графиков функции в Декартовой системе координат.

Пример.

Задание функций

Задание ряда значений аргумента (фактического параметра функций)

Для обеспечения плавности отображения криволинейных графиков шаг изменения аргумента должен быть достаточно малым.

Возможный вывод числовых значений

a= p (a)= g (a)= s (a)=

Подготовка построения графиков:

1) установка визира в место левого верхнего угла блока будущего графика;

2) щелчок ЛКМ на кнопке Graph Palette с изображением графика кубической функции на математической панели;

3) щелчок ЛКМ на кнопке x-y Plot (Plot — буквально «наносить на карту диаграмму»).

Результат: появление незаполненного шаблона с шаблонами данных у осей.

Дальнейшие действия:

1) ввод имени аргумента, а в шаблон у оси абсцисс;

2) переход к шаблону у оси ординат щелчком ЛКМ на нём и набор через запятую обращения к функциям (в нашем примере — это p (a), g (a), s (a));

3) щелчок ЛКМ за пределами блока.

Результат: несколько графиков рисуются разными типами линий и цветами (соответственно подчёркиваются обращения к функциям).

Дополнительное оформление графика

Выполнение команды Format/Graph/X-Y Plot…

В появившемся окне имеются четыре вкладки:

X-Y Axes — установка параметров осей;

Traces — установка параметров линий;

Labels — установка титульной надписи и надписей по осям x и y;

Defaults — возврат к стандартным установкам (по умолчанию);

На вкладке x-y Axes имеются пункты, относящиеся к осям x и y

(Axes x и Axes y):

Log Scale — логарифмический масштаб;

Grid Lines — линии сетки;

Numbered — установка цифровых данных по осям;

Auto scale — автоматическое масштабирование графика;

Show Markers — нанесение рисок (делений) по осям;

Auto Grid — автоматическая установка масштабных линий;

Number of Grids — установка заданного числа масштабных линий.

Возможна установка стилей осей (Axes Style):

Boxed (Рамка) — оси в виде прямоугольника;

Crossed (Репер) — оси в виде креста;

None (Ничего) — отсутствие осей;

Equal Scales (Равные деления) — установка равенства масштабов по осям.

Лекции 8. СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ MATCAD

57,58. Вычисление в MathCAD сумм и произведений ряда чисел, определённых интегралов и производных.

Используются шаблоны, открывающиеся по щелчку на групповой кнопке со значками интеграла и производной.

Для вычисления производной надо задать точку — значение аргумента функции, при котором вычисляется производная

59. Решение в MathCAD нелинейных уравнений.

Для решения этой задачи надо задать начальное приближение корня, причём достаточно близкое к точному значению (в пределах единицы, т. е. порядка десятых).

Практика показала, что в MathCAD заложен метод касательных (метод Ньютона). Абсолютная сходимость к решению по этому методу обеспечивается заданием начального приближения в точке, где знаки значений функции и её второй производной совпадают. Решение может быть получено и без выполнения этого условия, но тогда надо задать близкое к корню начальное приближение.

Из сказанного выше следует, что надо предварительно построить график функции для определения интервала, содержащего все вещественные корни, а потом построить график в интервале, содержащем один искомый корень.

В MathCAD возможно вычисление комплексных корней.

Для решения нелинейных уравнений общего вида служит функция

root (выражение, имя переменной)

Англ. «root» — корень. Эта функция дает один из вещественных корней уравнения.

Для поиска всех корней степенного алгебраического полинома, включая комплексные корни, имеется специальная функция

,

где V — вектор — столбец коэффициентов длиной n+1;

n — степень полинома.

Пример. вычисление корней кубического полинома.

60. Задание в MathCAD векторов и матриц. Решение систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ).

Работа в системе MathCAD с векторами и матрицами

Массив — это группа элементов (числовых или символьных), имеющих общее имя и свои номера (индексы).

Начальное значение номера по умолчанию 0 (системная переменная ORIGIN=0, можно задать ORIGIN: =1).

Одномерный массив — вектор (строка или столбец).

Двумерный массив — матрица (первый индекс элемента — номер строки, второй — номер столбца).

В операциях обычно используются векторы-столбцы.

Ввод элементов векторов и матриц

Матрица задаётся шаблоном, вводимым после нажатия на математической панели кнопки с изображением матрицы с открывающейся палитры. Возможно, задание вектора и матрицы поэлементно, при этом после имени элемента набирается открывающая квадратная скобка. В результате появляется построчный шаблон для ввода номера элемента. Двойные номера у элементов матрицы разделяются запятой.

Пример. Формирование квадратных матриц с помощью двух циклов.

Примечание. В записи условия равенства i и j в MathCAD набирается «жирный» знак равенства (=).

Решение СЛАУ

Развёрнутый вид СЛАУ из трёх уравнений

,

,

,

Вид СЛАУ в свёрнутой форме

Пример. Решение СЛАУ в алгебраической форме записи.

Решение с использованием стандартной функции

Здесь lsolve — встроенная функция. Англ. l — line — линейная, solve — решать.

Лекция 9. СТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ MATCAD

26. Решение систем нелинейных уравнений.

Для решения этой задачи используется специальный вычислительный блок, открываемый директивой Given (англ. «given» — задавать).

Общий вид блока

Начальное приближение

Given

уравнения с жирным знаком равенства

ограничительные условия (желательно)

выражения с функциями find или minerr

Англ. «find» — находить, «minerr» — минимальная ошибка при получении приближённого решения при несуществующем точном.

В конце решения возможна проверка подставкой в уравнения результатов.

Пример 1.

Возможное начальное отображение графиками функций — выражений правых частей уравнений.

х:= -10, -9. 9…10

Given

Пример 2.

Пояснения к набору выражения

Действия

Результат

(z

(z

[

появление шаблона для индекса курсор

0

L-(пробел)

перевод курсора в строку курсор

(знак возведения в степень)

появление круглых скобок вокруг z0

и превращение первой (в [

2

L-

перевод курсора в строку

+

1

)

превращение) в ]

2

L-

перевод курсора в строку

+

Аналогично набирается второе слагаемое. В конце перед набором знака = для вывода результата необходимо нажать клавишу пробел (L-).

Пример.

Примечание. В выше приведенных примерах при наборе в MathCAD уравнений набирается «жирный» знак равенства (=).

Лекция 10. Локальные и глобальные сети ЭВМ

Принципы построения и классификация сетей ЭВМ

Основными принципами построения компьютерных сетей являются:

1) обеспечение совместимости оборудования по электрическим и механическим характеристикам;

2) обеспечение совместимости программ по системе кодирования и данных по формату данных).

Архитектура построения сетей является многоуровневой. Общее число уровней — семь. На самом верхнем прикладном уровне пользователь взаимодействует с вычислительной системой, на самом нижнем физическом уровне происходит обмен сигналами между устройствами.

Обмен данными в системах происходит путем их перемещения с верхнего уровня на нижний, затем путем транспортировки и, наконец, обратным воспроизведением на компьютере клиента в результате перемещения с нижнего уровня на верхний.

Для обеспечения необходимой совместимости на каждом из семи уровней архитектуры сети действуют специальные стандарты, называемые протоколами. Имеется два вида протоколов:

1) аппаратные протоколы — определяют характер взаимодействия аппаратуры сети;

2) программные протоколы — определяют характер взаимодействия программ и данных.

Физически функции поддержки протоколов исполняют аппаратные устройства (интерфейсы) и программные средства (программы поддержки протоколов, их называют протоколами).

Для уяснения понятия «протокол», используемого при рассмотрении сетевых технологий и отличающегося по смыслу от понятия, приводимого в словаре Ожегова («документ, с записью всего происходящего»), рассмотрим пример взаимодействия двух предприятий.

Между ними существуют договоренности и соглашения о регулярных поставках продукции. В соответствии с этим начальник отдела продаж первого предприятия ежемесячно должен посылать начальнику отдела закупок второго предприятия сообщение, сколько и чего они могут поставить. В ответ он получает заявку на поставку.

Порядок взаимодействия начальников соответствует понятию «протокол уровня начальников».

Начальники посылают свои сообщения и заявки через секретарей. Выбор способа передачи (обычным или электронной почтой, факсом или нарочным) — это уровень взаимодействия секретарей. Они отвечают за доставку документов в соответствии с порядком взаимодействия, т. е. «протоколом уровня секретарей».

В соответствии с используемыми протоколами сети принято разделять на локальные (LAN-Local Area Network — рабочая сеть локальной области) и глобальные (WAN-Wide Area Network -рабочая сеть широкой области).

Компьютеры локальной сети преимущественно используют единый комплект протоколов для всех участников. По территориальному признаку локальные сети отличаются компактностью.

Глобальные сети имеют, как правило, увеличенные географические размеры. Они могут объединять как отдельные компьютеры, так и отдельные локальные сети, в том числе и использующие различные протоколы.

Назначение всех видов компьютерных сетей определяется двумя функциями:

1) обеспечение совместного использования аппаратных и программных ресурсов сети;

2) обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.

Например, все участники локальной сети могут совместно использовать общее устройство печати (сетевой принтер) или ресурсы жёсткого диска одного выделенного компьютера (файлового сервера, английское «serve"-"служить», «server» — компьютер, обслуживающий терминал).

У пользователей, работающих в одной локальной сети, могут быть разные права для доступа к общим ресурсам сети. Совокупность приемов разделения и ограничения прав пользователей называется политикой сети, а человек, организующий работу пользователей локальной сети, называется системным администратором.

Для связи между собой нескольких локальных сетей, работающих по разным протоколам, служат специальные средства, называемые шлюзами. Они могут быть как аппаратными (шлюзовой сервер), так и программными.

Для исключения несанкционированного перемещения данных между сетями устанавливают брандмауры (немецкое «Brandmauer» — противопожарная стена — это может быть компьютер или программа.

Локальные сети ЭВМ

Классификация локальных сетей

1. Локальные сети, ориентированные на массового пользователя.

Такие сети объединяют ПЭВМ с помощью систем передачи данных на расстояние 100- 500 м со скоростью до 20 000 бод (1 бод — 1 импульс в секунду, т. е. 1 бит/с).

2. Локальные сети, объединяющие ПЭВМ и микропроцессорную технику, встроенную в технологическое оборудование, а также средства электронной почты.

Такие сети обеспечивают передачу информации на расстояние до 1 км со скоростью от 200 000 бод до 1 Мбод.

3. Локальные сети для организации управления сложными производственными процессами с применением робототехнических комплексов, для создания крупных систем автоматизации проектирования, систем управления научными исследованиями.

Такие сети обеспечивают передачу информации на расстояние нескольких километров со скоростью до 100 Мбод.

4. Локальные сети, объединяющие все классы ЭВМ в системах управления крупным производством. В них могут применяться различные системы передачи данных со скоростью 10−50 Мбод на расстояние до 10 км. Это могут быть региональные сети, обслуживающие города.

Организация обмена информацией

Для обеспечения аппаратной и программной совместимости в сетях на основе технических предложений Международного института стандартов ISO (International Standards Organization) разработана модель взаимодействия открытых систем OSI (Model of Open System Interconnections).

Эта модель включает семь уровней, характеризующих любую систему связи и взаимодействующих по иерархическому принципу.

Обмен информацией между абонентами сети осуществляется с помощью фиксированных блоков информации называемых пакетами. Любой пакет включает в себя адреса получателя и отправителя, собственно данные и контрольную сумму.

Рассмотрим уровни подготовки и передачи информации, начиная с верхнего.

1. На прикладном уровне с помощью специальных программ — приложений к ОС пользователь создаёт документ (сообщение, рисунок и т. п.). Аналогия: письмо написано на бумаге, определено его содержание.

2. На уровне представления операционная система компьютера отправителя информации фиксирует, где находятся созданные данные (в операционной памяти, в файле на жёстком диске и т. п.), и обеспечивает взаимодействие со следующим уровнем. Аналогия: письмо запечатано в конверт, конверт заполнен, наклеена марка, клиентом соблюдены все необходимые требования протокола доставки.

3. На сеансовом уровне компьютер пользователя взаимодействует с сетью. Протоколы этого уровня проверяют права пользователя на выход в эфир и передают документ к протоколам транспортного уровня. Аналогия: письмо опущено в почтовый ящик, выбрана служба доставки.

4. На транспортном уровне документ преобразуется в ту форму, в которой положено передавать данные в используемой сети. Например, документ может нарезаться на небольшие пакеты стандартного размера (не более 1500 байт). Аналогия: письмо доставлено на почтампт, оно отделено от писем местной почты.

5. Сетевой уровень определяет маршрут движения данных в сети. Так, например, если на транспортном уровне данные были «нарезаны» на пакеты, то на сетевом уровне каждый пакет получает адрес, по которому будет доставлен независимо от прочих пакетов. Аналогия: после сортировки письмо уложено в мешок, появилась новая единица доставки — мешок.

6. Уровень соединения — он необходим, чтобы промодулировать сигналы, циркулирующие на физическом уровне, в соответствии с данными, полученными с сетевого уровня. На компьютере это выполняет модем. Аналогия: мешки уложены в вагон, появилась новая единица доставки — вагон.

7. Физический уровень — на нём происходит реальная передача данных. Здесь нет ни документов, ни пакетов, ни даже байтов, здесь есть только биты, т. е. элементарные единицы представления данных. Аналогия: вагон прицеплен к локомотиву, появилась новая единица доставки — состав, за доставку взялось другое ведомство, действующее по своим протоколам.

На компьютере получателя информации происходит обратный процесс преобразования данных от битовых сигналов (аналогия в телефоне: точки и тире, т. е. короткие и длинные сигналы) до документа.

Лекция 11. ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ ЛОКОЛЬНЫХ СЕТЕЙ ЭВМ И МЕТОДЫ ДОСТУПА В СЕТЬ. МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ

1. Шинная структура

Эта структура изображена на рис. 11.1.

Рис. 11. 1

Эта структура характеризуется общей шиной, в качестве которой обычно используется витая пара проводов, многожильный коаксиальный или оптоволоконный кабель.

Витая пара — самый дешёвый проводник, но у него плохая защищённость от электрических помех, ограниченная дальность и скорость передачи данных, к нему возможно несанкционированное подключение.

Многожильные кабели дороже, но имеют больше скорость передачи.

Коаксиальные кабели применяются наиболее часто, так как обладают хорошей электрической изоляцией и высокой скоростью передачи информации.

Оптоволоконные кабели (световоды) всё больше применяются в настоящее время. Они имеют небольшую массу, способны передавать информацию со скоростью свыше 1000 Мбит/с, невосприимчивы к электрическим помехам, полностью пожаро- и взрывобезопасны, сложны для несанкционированного подключения.

В эксплуатации для шинной структуры характерны малая стоимость подключения новых ЭВМ, простота управления, большая гибкость и возможность простого расширения сети.

В шинной структуре используется метод доступа Ethernet («эзернет» — буквально «воздушная сеть»). По этому методу сообщение, отправляемое одной ЭВМ, принимается одновременно всеми остальными, но поскольку сообщение включает в себя адреса ЭВМ отправителя и получателя, то другие ЭВМ, кроме получателя, это сообщение игнорируют.

Перед началом передачи передающая ЭВМ определяет, свободен канал или занят, и начинает передачу, если свободен.

2. Звёздная структура

Эта структура изображена на рис. 11.2.

Рис. 11. 2

Эта структура имеет центральную ЭВМ (сервер), с которой связываются остальные ЭВМ (клиенты).

В звёздной структуре используется метод доступа Arcnet («arc» — «свод», сеть в виде свода звёзд, созвездия).

По этому методу сервер создает специальный маркер (сообщение специального вида), передаваемый последовательно от одной ЭВМ к другой.

Если ЭВМ собирается передать сообщение другой ЭВМ, она должна дождаться маркера и добавить к нему сообщение, дополненное своим адресом и адресом назначения. Когда пакет дойдет до ЭВМ назначения (через сервер), сообщение будет отделено от маркера.

Рис. 11. 3

3. Кольцевая структура

Эта структура изображена на рис. 11.3.

В кольцевой структуре используется метод доступа Token Ring («token» — «маркер», «ring" — «круг»). В этом методе маркер перемещается по кругу (кольцу), давая последовательно расположенным на нем ЭВМ право на передачу.

Если ЭВМ получает пустой маркер, она может запомнить его сообщение кадром (содержанием) любой длины, однако лишь в течение ограниченного промежутка времени, отводимого специальным таймером для нахождения маркера в одной точке сети.

Кадр перемещается по сети и каждая ЭВМ регенерирует его, но только принимающая ЭВМ копирует кадр в свою память и отмечает его как принятый, однако не выводит сам кадр из кольца. Это делает передающая ЭВМ, когда сообщение возвращается к ней обратно. Этим обеспечивается подтверждение факта передачи сообщения.

4. Иерархическая (древовидная) структура

Рис. 11. 4

5. Многосвязная структура

Эта структура изображена на рис. 11.5.

Рис. 11. 5

Модели взаимодействия в сети

В серверных локальных сетях, т. е. в сетях, имеющих выделенный компьютер, обслуживающий другие (сервер), реализованы две модели взаимодействия: модель «файл- сервер» и модель «клиент- сервер».

В модели «файл- сервер» сервер обеспечивает доступ к файлам базы данных для каждого терминала (рабочей станции). На этом работа сервера заканчивается.

Пример. Если используется база данных типа «файл — сервер», то для получения сведений, например, о конкретной организации, расположенной на определённой улице города, по сети будет передана вся таблица данных, относящихся ко всему территориальному округу.

Решать, какие записи в общей базе данных удовлетворяют конкретному запросу, а какие нет, приходится самой рабочей станции. Таким образом, работа в модели файл — сервер приводит к перегрузке сети.

В модели «клиент- сервер» этот недостаток устраняется выделением в информационной системе двух частей: 1) внешней, обращенной к пользователю (клиенту), эта часть так и называется «клиент»; 2) внутренней — обслуживающей и называемой «сервером».

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой