Структура и динамика мировой торговли товарами

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Международные отношения и мировая экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный технологический университет»

(КубГТУ)

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономики и финансового менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

на тему

Структура и динамика мировой торговли товарами

Краснодар

2012

Реферат

Курсовая работа с., рис., табл., источников

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ, ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ РОСТА, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, ТОВАР, ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА, ТАРИФЫ, КВОТА

Объект исследования — мировая экономика. Предмет исследования — мировая торговля товарами.

Цель работы — изучение динамики и структуры мировой торговли товарами на современном этапе. Проанализировать особенности мировой торговли товарами за последние пять лет.

В работе использованы теоретический, ретроспективный, аналитический, сравнительный, статистический и другие методы.

Практическая значимость: обобщены различные данные о мировой торговли товарами за последние годы и даны практические рекомендации.

Содержание

торговля мировая товар

Введение

1. Роль мировой торговли товарами

1.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли

1.2 Отраслевая структура мировой торговли товарами

1.3 Факторы роста мировой торговли

2. Экономический анализ развития мировой торговли товарами

2.1 Анализ динамики развития за последние 5 лет

2.2 Основные направления повышения эффективности мировой

торговли товарами

Заключение

Список используемых источников

Введение

Абсолютно все страны в современном мире так или иначе связаны между собой, а их экономики находятся в непрерывном взаимодействии. Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, развитие которой зависит от множества составляющих. Очень важной частью и, можно сказать, первоосновой мировой экономики была и остается международная торговля, поскольку изначально связи между странами начинались с обмена товарами, а военная и внешнеполитическая деятельность всегда была обусловлена прежде всего экономическими причинами. Позже мировая экономика вступила в новый этап своего развития -- сформировался мировой рынок товаров.

Изменение ситуации на мировом рынке так или иначе сказывается на экономике отдельных стран. В связи с этим мировой рынок и мировая торговля, их структура и динамика развития интересовали и будут интересовать экономистов. Исследование международной торговли начали еще меркантилисты, продолжили классики и неоклассики А. Смит, Д. Риккардо, О. Хекшер, Б. Олин, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, В. Леонтьев, М. Познер, автор теории технологического разрыва; М. Портер, автор теории международной конкурентоспособности наций; Ж. Вернон, автор теории жизненного цикла наукоемкого товара; Ф. Столпер, Т. М. Рыбчинский.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы» [1,119].

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле обеспечивает ей значительные преимущества. Оно позволяет ей более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, развивать специализацию, тем самым повышая производительность общественного труда, приобщаться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществлять структурную перестройку своей экономики, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В связи с этим изучение динамики и структуры мировой торговли товарами особенно актуально.

Целью данной работы является изучение динамики и структуры мировой торговли товарами на современном этапе.

В работе поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать структуру мировой торговли товарами;

— рассмотреть факторы роста мировой торговли на современном этапе;

— провести анализ динамики мировой торговли товарами за последние пять лет;

— охарактеризовать пути повышения эффективности международной торговли.

1. Роль мировой торговли товарами

1.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли

Мировая (международная) торговля -- это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран. Возможно другое определение: мировая торговля -- это сфера обмена продукцией труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран [2,126].

В своем развитии мировая торговля проходит три основных этапа.

Этап I -- от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась в качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII-- XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание машинного производства в Англии, Голландии и других странах, которое было ориентировано не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Этап II -- XIX в. -- первая половина XX в. В конце XIX в. образовался мировой рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны и продлившийся до окончания Второй мировой войны, приведший к длительному нарушению мирового товарооборота. Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений.

Этап III -- вторая половина XX в. -- начало XXI в. Для послевоенного периода характерно заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческой цивилизации. Внушительные темпы роста мировой экономики во второй половине XX в. обусловлены высокими темпами экономического развития в этот период. Оно сопровождалось развитием разделения труда и стимулировало международный товарооборот. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Согласно прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем [3, 49]

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка, который имеет принципиальные отличия от внутренних. Они состоят в следующем: на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; здесь действуют мировые цены, в основе которых лежит не национальная, а интернациональная стоимость; мировой рынок в большей степени подвержен монополизации ТНК; часто решающее значение имеют не экономические, а политические факторы; конкуренция ведется в более жесткой форме в связи с большим числом экспортеров; расчеты всегда осуществляются в свободно конвертируемой валюте.

В современных условиях успешное развитие национальной экономики невозможно без ее участия в международном обмене, даже самая развитая страна не в состоянии эффективно производить и в полной мере обеспечивать свои потребности только отечественной продукцией. Мировая торговля является основной формой внешнеэкономических связей для большинства стран.

1.2 Отраслевая структура мировой торговли товарами

Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в мировой торговле товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа [3,69 ].

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни.

Основная тенденция в изменении товарной структуры -- сокращение удельного веса сырья, топлива, продовольствия и увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности. Если в 50-х гг. соотношение этих двух групп было примерно равным, то сегодня на сырье, топливо и продовольствие приходится около 20% мировой торговли, а на готовые промышленные изделия -- более 80%. Уменьшение доли сырья объясняется тремя причинами: расширением производства и экспорта синтетических материалов, преимущественным использованием отечественного сырья и увеличением его первичной переработки в местах добычи, переходом на ресурсосберегающие технологии. Колебание удельного веса топлива, прежде всего нефти, в значительной степени зависело от конъюнктуры цен на мировом рынке. Интенсификация сельского хозяйства в развитых странах способствовала увеличению производства продовольствия, повышению степени самообеспечения и, как следствие, произошло снижение закупок за рубежом. Индустриализация и урбанизация развивающихся стран привели к сокращению удельного веса сельского хозяйства в структуре ВВП и занятости населения многих государств Азии, Африки и Латинской Америки. Из-за недостатка финансовых ресурсов они не могли закупать продовольствие в значительных объемах на мировом рынке. При общем увеличении производства продовольствия в мире, его удельный вес в мировом экспорте постоянно сокращался. Относительно небольшой удельный вес в мировой торговле в 80 -- 90-е гг. приходился на обмен продукцией черной и цветной металлургии (5 -- 7%) и легкой промышленности (6 -- 8%).

Сегодня в структуре мирового экспорта машины и оборудование составляют более 35%. Постоянно увеличивается экспорт промышленного оборудования, в том числе комплектного для строительства предприятий «под ключ», электротехнического и электронного оборудования, автомобилей, бытовой техники. Быстрорастущий сектор -- торговля наукоемкими товарами: компьютерами, средствами связи, сложными электронными приборами и др. В начале XXI в. на офисное и телекоммуникационное оборудование приходилось 15% мировой торговли.

Обмен химической продукцией сегодня составляет более 10% мирового экспорта. Специфическая черта этого рынка заключается в том, что основные страны -- экспортеры: США, Германия, Франция одновременно являются крупнейшими импортерами. Это свидетельствует о глубоком разделении труда между ведущими странами в области химической промышленности. Основные товары на этом рынке: продукты нефтехимии, искусственные материалы, фармацевтические товары, минеральные удобрения, лаки, краски и др.

Значительные коррективы в товарную и географическую структуру мировой торговли вносит деятельность ТНК. Размещение дочерних предприятий и филиалов в разных странах, с учетом их конкурентных преимуществ (дешевое сырье, недорогая рабочая сила, выгодное географическое положение), позволяет им вести международный обмен не только конечной продукцией, но и отдельными узлами, деталями и полуфабрикатами. По разным оценкам, на их внутрифирменную торговлю приходится от 40 до 60% мирового экспорта.

Деятельность ТНК оказала существенное влияние на изменение структуры товарного экспорта развивающихся стран. Создание дочерних предприятий корпораций способствовало развитию национальной промышленности и увеличению экспорта промышленных изделий. Быстрыми темпами росли товарные потоки из новых индустриальных стран (НИС). В 2000 г. на Гонконг (в составе КНР), Тайвань, Республику Корею, Сингапур, Таиланд, Малайзию и Индонезию в совокупности пришлось более 10% объема мирового экспорта. Доля машин и оборудования в экспорте Тайваня составила 93%, Республики Кореи и Гонконга -- 92%.

Особое положение в группе развивающихся государств занимают страны -- члены ОПЕК. В середине 70-х гг., в связи с ростом цен на нефть, на них приходилось более половины всего экспорта развивающихся стран. Сегодня их удельный вес в мировой торговле снизился, но они обеспечивают 65% экспорта нефти в мире. За исключением НИС и экспортеров нефти, в структуре экспорта развивающихся стран преобладают комплектующие изделия для промышленности, промышленное сырье, продукция легкой промышленности, некоторые виды продовольствия. В целом, в 90-е. гг. — начале XXI в. экспорт развивающихся стран рос неравномерно как по странам, так и по товарным группам.

Для географического распределения мировой торговли в последние десятилетия характерно преобладание ведущих стран США приходилось 15. 6% мирового экспорта, Германию -- 7. 4%, Японию -- 4. 5%, Францию -- 4. 9%, Великобританию -- 4. 7% Одновременно они являются главными мировыми импортерами. Основные товарные потоки протекают в рамках «большой триады»: США -- Западная Европа -- Япония. Как позитивную тенденцию, следует отметить возрастание в мировом экспорте удельного веса развивающихся стран с 26. 4% в 1980 г. до 43. 0% в 2005 г., а также рост между ними взаимного обмена. Наряду с НИС Юго-Восточной Азии, в мировой торговле появились новые лидеры: Китай (5. 7%), Мексика (2. 9%), Индия (2. 7%) [2, 127−129].

1.3 Факторы роста мировой торговли товарами

На развитие международной торговли и возрастание ее роли в мировой экономике оказали влияние многие факторы, в частности: политическая стабилизация, глобализация, интеграция, либерализация, конкуренция, научно-технический прогресс, повышение спроса, благоприятная конъюнктура деятельность ВТО и другие.

Начавшийся в послевоенный период крах мировой колониальной системы в основном завершился к концу 80-х гг. Это способствовало самостоятельному выходу на мировой рынок более 100 государствам. Независимые правительства сами стали определять структуру экспорта и импорта и выбирать внешнеэкономических партнеров. Развитие национальных экономик, экономическая и техническая помощь развитых стран, деятельность ТНК на их территории позволили им значительно увеличить объемы экспорта и импорта. Распад мировой социалистической системы в начале 90-х гг. положил конец противостоянию двух экономических систем. Переход постсоциалистических стран, имеющих большой экономический потенциал, на рыночные отношения позволил им активнее развивать мирохозяйственные связи.

Радикальные изменения на политической карте мира создали необходимые предпосылки для глобализации мировой экономики, ведущей к формированию единого мирового экономического пространства. В рамках глобализации углубился процесс интернационализации производства, создание дочерних компаний и филиалов ТНК за рубежом, рост численности совместных предприятий позволили увеличить масштабы производства и, как следствие этого, возросли объемы экспорта продукции.

Одновременно с ростом мировой торговли проходил процесс либерализации внешнеэкономической деятельности, национальные экономики становились более открытыми для доступа иностранных товаров. Некоторые страны осуществляли либерализацию в одностороннем порядке за счет создания свободных экономических зон разной специализации. Однако более эффективной оказалась практика проведения двухсторонних переговоров и ликвидация таможенных барьеров путем взаимных уступок.

Важный фактор роста торговли -- конкуренция на мировом рынке. Производители стремятся выпускать и поставлять на экспорт товары более качественные и дешевые, чем у конкурентов из других стран. Конкуренты ведут жесткую борьбу на региональных и мировых рынках. Периодически между странами возникают так называемые «торговые войны». В 90-е гг. известны «банановая война» между США и Канадой.

Экономическая интеграция стран в рамках региональных союзов способствовала объединению их потенциалов и росту конкурентных преимуществ. Согласование внешнеэкономических интересов, взаимная помощь и совместная деятельность привели к увеличению экспорта товаров и захвату новых рынков сбыта. Сегодня региональные экономические объединения: ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН -- ведущие экспортеры и импортеры мира.

Важную роль в развитии мировой торговли играли Генеральное соглашение по тарифам и торговле и ее преемница -- Всемирная торговая организация. В рамках этих организаций были разработаны общие принципы ведения мировой торговли, которые стали общемировыми правилами, поскольку членами ВТО сегодня являются 153 государства. Путем многолетних переговоров они значительно снизили таможенные тарифы и ограничили практику применения нетарифных методов регулирования внешней торговли. В рамках ГАТТ/ВТО были урегулированы сотни торговых конфликтов между странами, что не могло не отразиться на конъюнктуре мирового рынка. Консультанты и эксперты этих организаций оказали большую помощь молодым правительствам освободившихся стран в создании государственных внешнеэкономических аппаратов, подготовке кадров и выходе на мировой рынок.

Значительные изменения в мировой торговле произошли под воздействием научно-технического прогресса. Открытие новых научно-исследовательских институтов, центров, лабораторий, увеличение ассигнований на науку, расширение тематики исследований позволило создать принципиально новую базу промышленного производства, повысить его эффективность, значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции. Сегодня номенклатура товаров производственного и потребительского назначения включает более 20 млн. видов, определенная их часть поступает на мировой рынок. Научные исследования сосредоточены в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, поэтому эти страны являются пионерами в производстве новой наукоемкой продукции. Сегодня рынок наукоемких товаров и новейших технологий наиболее значительный и самый быстро развивающийся сектор мировой торговли. Появление наукоемкой продукции способствовало возникновению нового рынка по продаже услуг их обслуживания.

Совершенствование транспортных средств привело к увеличению объема грузовых перевозок и сокращению сроков доставки товаров. Компьютеризация и внедрение новых средств связи позволили создавать емкие банки коммерческой информации, оперативно ей обмениваться, заключать сделки по электронной почте. Одним из факторов роста мировой торговли стало увеличение спроса на мировом рынке, обусловленного потребностям производства и повышением покупательной способности населения [2, 129−131].

2 Экономический анализ развития мировой торговли товарами

2.1 Анализ динамики развития мировой торговли товарами за последние 5 лет

В современной мировой торговой системе ведущее место занимают развитые страны с рыночной экономикой, внешнеторговая политика которых в условиях глобального финансового и экономического кризиса оказывает определяющее воздействие на конъюнктуру мировых товарных рынков.

На развитые страны приходится примерно 2/3 мирового экспорта и импорта, при этом в товарной структуре международной торговли более? мирового экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, около 40% стоимости мирового экспорта составляет высокотехнологичное оборудование. Такая структура международной торговли сформировалась вследствие инновационного характера национальных экономик развитых стран, занимающих лидирующие положение в системе международных экономических отношений [4,425].

За последние годы мировая товарная торговля в полной мере ощутила последствия глобального финансово — экономического кризиса, испытав сильнейшее снижение со времен Второй мировой войны. Динамика представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 -- Динамика мировой торговли товарами 2007 -- 2010гг

Год

Экспорт мира, трлн. долл.

Импорт мира, трлн. долл.

2007

17,4

17

2008

19,8

19,4

2009

15,9

15,5

2010

18,7

18,2

Номинально мировой экспорт товаров в 2008 г. вырос на 15% и составил 19,8 трлн. долларов. Основными экспортерами товаров в 2008 г. были: Германия (1,47 трлн. долларов), Китай (1,43 трлн. долларов), США (1,31 трлн. долларов). Эти же страны являлись и основными импортерами товаров: США (2,17 трлн. долларов), Германия (1,21 трлн. долларов), Китай (1,13 трлн. долларов).

В 2009 г. был зафиксирован худший показатель динамики мировой торговли с 1945 г. -- тогда спад в результате мирового финансового кризиса составил 12%, в стоимостном выражении международная торговля сократилась на 23%. Однако уже в 2010 году мировая торговля показала высокие темпы роста, в определенной степени преодолев последствия глобального финансово-экономического кризиса, и выросла на 22%, что стало самым высоким показателем с начала статистических наблюдений в 1950.

В пятерку лидеров крупнейших стран-экспортеров в 2010 г. вошли Китай -- 1580 млрд долл. (11% мирового экспорта), США -- 1280 млрд. (соответственно 9%), Германия -- 1270 млрд. (9%), Япония -- 770 млрд. (5%) и Франция -- 572 млрд долл. (4%).

Первую пятерку стран-импортеров составили США -- 1970 млрд долл. (13%), Китай -- 1400 млрд. (10%), Германия -- 1070 млрд. (7%), Япония -- 693 млрд. (5%) и Франция -- 606 млрд. (4%). России досталось 12-е место в мире по экспорту (рост в 2010 г. на 32% -- до 400 млрд долл.) и 18-е место -- по импорту (соответственно 30% и 248 млрд долл.) [9].

В 2011 г. мировая товарная торговля развивалась неоднозначно. Вследствие значительного подорожания сырьевых товаров прирост стоимостных объемов торговли, согласно данным ВТО, составил 20%, что лишь немногим меньше, чем в предыдущем году (22%), когда происходил активный восстановительный рост после кризисного снижения 2009 г. В тоже время индекс физического объема торговли в 2011 г. увеличился только на 5 пунктов (в 2010 г. — на 14). Это существенно ниже показателей середины 2000-х гг., когда мировая экономика устойчиво росла: в 2003—2007 гг. ежегодный прирост составлял от 6 до 10 пунктов. Таким образом, последствия глобального финансово-экономического кризиса в полной мере не преодолены.

Развитие торговли у ведущих стран-экспортеров и импортеров сильно различалось. Наибольший прирост стоимостных объемов экспорта отмечен у поставщиков сырьевых товаров: России, Саудовской Аравии, Австралии, Бразилии, Индонезии, а также у не входящей в эту категорию Индии. Лучшей динамикой импорта характеризовались развивающиеся государства, вследствие расширения спроса, в том числе на подорожавшие сырьевые товары, и страны-нефтеэкспортеры, благодаря значительному росту выручки от экспорта топлива [10].

Структура мирового импорта и экспорта 2010 г. представлена в таблицах 2.2 и 2.3 соответственно [9].

Таблица 2.2 — Структура мирового импорта 2010 г (%)

Товарная группа

Структура, %

Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки

15,3

Электрические машины и оборудование, их части

14

Машины и механические устройства; их части

12

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава

7

Пластмассы и изделия из нее

3,2

Прочее

48,4

Таблица 2.3 — Структура мирового экспорта 2010 г (%)

Товарная группа

Структура, %

Электрические машины и оборудование, их части

13,4

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

13,1

Машины и механические устройства; их части

12,5

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава

7,4

Прочее

53,6

В динамике структура мировой торговли за последние пять лет представлена на рис. 2. 1

Рисунок 2.1 — Динамика и структура мировой торговли, (млн. т.)

Сравнивая данные за несколько лет, очевидно, что ситуация в отдельных секторах развивалась по-разному. Разберем ее более подробно. Торговля машинами и оборудованием превзошла уровень 2008 г., при этом наилучшую динамику в 2011 г. показали сегменты, продолжавшие восстанавливать докризисные объемы (оборудование, автомобили), тогда как оказавшиеся более устойчивыми рынки (например, электроника) продемонстрировали слабый рост. Торговля топливом достигла нового рекордного уровня, в первую очередь благодаря значительному повышению цен, тогда как в физическом выражении еще не все сегменты превысили докризисные показатели. Превысила максимум предыдущего года торговля химическими товарами, в связи с повышением цен на нефтехимическую продукцию и, в меньшей степени, расширением спроса, при этом фармацевтический рынок почти не вырос. До сих пор не оправился от кризиса рынок металлопродукции, главной причиной чего является фрагментарное восстановление спроса и цен. Торговля продовольствием, восстановившаяся в 2010 г., увеличилась в основном за счет дальнейшего повышения цен. Рынок лесобумажных товаров приблизился к уровню 2008 г.: несмотря на то, что отдельные сегменты достигли максимумов по всем параметрам, рост сдерживают низкие темпы восстановления спроса развитых стран. Торговля минеральным сырьем, превысившая докризисные показатели еще в 2010 г., продолжила быстро увеличиваться, чему способствуют как расширение физического объема, так и продолжающийся рост цен (прежде всего в ключевом сегменте железной руды).

Мировая торговля топливом существенно превысила рекордный уровень предыдущего года. Вследствие более низких темпов роста по сравнению с остальными товарами, его удельный вес в глобальной торговле вернулся к докризисному уровню. Увеличение торговли по всем главным товарам, кроме нефти.

Торговля минеральным сырьем значительно превысила прошлогодний максимум. Его доля в мировом тоннаже продолжает повышаться, за последние 4 года она выросла на 2,5 процентных пункта. Наиболее значительный рост наблюдался по железной руде, никелевым рудам и алюминиевому сырью, существенно ниже докризисного уровня остается лишь торговля нерудным индустриальным сырьем.

Из-за падения в нескольких тоннажных сегментах лишь немного выросла торговля продовольствием, которое было единственной товарной группой, показывавшей стабильный рост в предыдущие три года. Тем не менее, его доля пока остается выше докризисного уровня. Наиболее значительный рост в 2011 г. здесь наблюдался по пшенице и рису, снижение -- по маслосеменам и кукурузе.

Торговля химической продукцией превзошла максимум 2010 г. Лучшую динамику в абсолютном выражении показали удобрения и неорганические соединения, темпы прироста по крупным товарам были относительно близкими.

Металлопродукция оказалась одной из наиболее сильно пострадавших от кризиса товарных групп. Мировая торговля ею, несмотря на достаточно высокие темпы роста в последние два года, остается существенно ниже докризисных максимумов.

Стройматериалы -- единственная товарная группа, торговля которой уменьшилась в 2010 г. В отчетном году по ней отмечена умеренная положительная динамика. Это является следствием высокой инерционности спроса, обусловленной длительностью реализации строительных проектов, и сохраняющейся низкой активности в строительной сфере в целом.

Торговля лесобумажными товарами, отыгравшая в предыдущем году снижение 2009 г., значительно выросла, но все равно не достигла прежних максимумов, поскольку кризисные тенденции на этом рынке начали развиваться еще в 2007 г. Рост был зафиксирован во всех крупных сегментах, кроме бумаги и картона, где торговля практически не изменилась.

Торговля машинами и оборудованием в 2011 г. второй год подряд показала самые высокие темпы прироста из всех товарных групп, в 2009 г. испытав самое большое падение. В результате торговля превзошла, хоть и немного, рекордный уровень 2008 г., причем восстановились пока еще не все сегменты. В кризис наиболее сильно пострадали рынки автотехники и промышленного оборудования, в 2010 г. все сегменты продемонстрировали близкие темпы роста, а в 2011 г. лучшая динамика была у промышленного оборудования [10].

Товарами с лучшей динамикой в относительном выражении в 2011 г. были:

— алюминиевое сырье (+ 17,5%),

— сортовой прокат (+ 9%),

— круглый лес (+ 8%),

— целлюлоза и макулатура (+ 8%),

— пиломатериалы (+ 7%),

— строительное сырье (+ 7%).

Снижение торговли отмечено по 4 товарам (в 2010 г. — по 2), в том числе:

— первый год -- по 4 (кукуруза, маслосемена, стальные полуфабрикаты, цемент).

Товарами с худшей динамикой в относительном выражении в 2011 г. были:

— цемент (- 9%),

— стальные полуфабрикаты (- 4,5%),

— маслосемена (- 4,5%).

Стабильным уровнем торговли (величина изменений к предыдущему году -- менее 1%) характеризовались 3 товара (в 2010 г. — 2):

— бумага и картон,

— нефть,

— сахар и патока.

Проанализировав все данные можно сделать вывод, что в целом мировая торговля постепенно восстанавливается после финансово- экономического кризиса, однако до полного его преодоления еще очень далеко. Изменение стоимостных объемов происходит в основном за счет подорожания сырья. В связи с этим, очень важно использовать различные методы повышения объемов мировой торговли. И здесь невозможно обойтись без вмешательства государства.

2.2 Основные направления повышения эффективности мировой торговли товарами

Главная задача государства в области внешней торговли состоит в том, чтобы защитить отечественного производителя на внутреннем рынке от экспансии иностранных товаров и одновременно поддерживать своих экспортеров на мировом рынке.

Основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, относящийся по характеру действия к экономическим регуляторам. Таможенный тариф -- это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагают товары при импорте, а иногда при экспорте. Таможенный тариф -- важнейший инструмент государственного регулирования внешней торговли, позволяющий осуществлять защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. Правительства часто используют снижение импортных тарифов для введения переговоров с иностранными торговыми партнерами и тем самым облегчают доступ своих экспортеров на их рынки. Взаимное снижение ставок таможенных тарифов способствует расширению международной торговли.

Когда страны интегрируются и создают таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования по отношению к третьим странам. Примером таких союзов могут быть: Европейский союз, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Раньше много споров и конфликтов между странами возникало по методам оценки стоимости импортных товаров, от применения которых зависело определение цены товара для обложения пошлиной. Сегодня в рамках ВТО действует специальное соглашение об оценке товаров в таможенных целях, его используют все страны -- члены этой организации. Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда (1986 -- 1994 гг.) дало возможность уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле для развитых стран с 6.3 до 3. 9%, для развивающихся государств -- с 15.3 до 12. 3%. Более высокий уровень таможенного обложения импорта в развивающихся странах объясняется необходимостью защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность имеют нетарифные методы регулирования внешней торговли, т.к. установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях более эффективно, чем экономическое регулирование. Система нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

К числу наиболее часто используемых инструментов прямого регулирования относят лицензии и контингенты (квоты). Лицензионная система предполагает выдачу через уполномоченное ведомство (министерство или лицензионную палату) специального разрешения на внешнеторговые операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по экспорту или по импорту. Система выдачи, получения и использования лицензий в каждой стране индивидуальна. Действие национальных лицензионных систем основано на общих принципах и правилах, содержащихся в «Соглашении по процедурам импортного лицензирования», принятом ВТО.

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями -- квотированием экспорта и импорта отдельных товаров. Контингент или квота -- это ограничение в физическом или стоимостном выражении, вводимое на экспорт-импорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят глобальные контингенты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные контингенты и, так называемые, «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регулирование осуществляется через выдачу индивидуальных лицензий.

Количественные ограничения экспорта и импорта -- прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают выход отечественных предприятий на внешний рынок, сужают круг внешнеэкономических партнеров, приводят к сокращению объема экспорта и валютных поступлений. Вместе с тем, они способствуют насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, не допускают бесконтрольного вывоза за рубеж природных ресурсов, защищают национальных производителей от более сильных иностранных конкурентов, содействуют сбалансированному развитию всех секторов национальной экономики. Достаточно широко в мировой торговле распространена практика «добровольных» ограничений экспорта и соглашений об установлении минимальных импортных цен. «Добровольное» ограничение представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по сокращению экспорта товаров в определенную страну. Установление минимальной цены на рынке импортера должно строго соблюдаться при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже установленного минимума, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к закрытию рынка для страны-экспортера.

США, Япония, страны Европейского союза используют по отношению к развивающимся странам антидемпинговые и компенсационные пошлины. Особенность их применения состоит в том, что стране-импортеру необходимо доказать наличие факта использования экспортером государственных субсидий или того, что товар продается по цене ниже издержек производства. Эти дискриминационные меры могут применить только в отношении конкретных поставщиков определенных товаров.

Среди мер нетарифного регулирования следует выделить финансовые средства ограничения ввоза: импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов относят пограничный налог, таможенные сборы, связанные с оформлением документов и досмотром, портовые, статистические и другие сборы. Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в банк перед закупкой иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируется в национальном законодательстве. Это своеобразная страховка государства от недобросовестных импортеров и чрезвычайных экономических ситуаций. Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования занимают валютные ограничения, которые выступают фактором сдерживания не только внешней торговли, но и всей внешнеэкономической деятельности.

Государственное стимулирование экспорта в развитых и развивающихся странах характеризуется большим разнообразием форм. Расходы государств на этот вид деятельности постоянно растут, но они окупаются ростом доходов от внешней торговли, освоением новых рынков, увеличением производства, занятости и доходов населения и др. Один из главных инструментов -- государственное кредитование экспорта. С этой целью во многих развитых странах созданы специальные государственные организации, банки и фонды, представляющие кредиты для экспортеров по пониженным процентным ставкам и на длительные сроки. Многие страны практикуют смешанное кредитование экспорта, с использованием государственных и частных финансовых средств.

К числу наиболее распространенных методов поддержки экспорта относят его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов. Правительственные гарантии дают возможность коммерческим банкам предоставлять импортером льготные кредиты, т.к. государство берет на себя риск неполучения платежа. Перечень страхуемых рисков коммерческого и политического характера насчитывает сотни обязательств и постоянно расширяется: неполучение платежа от импортера, изменение валютного законодательства в стране-импортере, экспроприация собственности экспортера, рост или резкое снижение цен, государственный переворот и т. п.

Для стимулирования экспорта многие страны используют различные виды налоговых льгот для экспортеров. В США экспортерам предоставляют различные скидки с налога на доходы или отсрочку в их уплате. Экспортеры могут создавать необлагаемые налогами фонды развития сбыта за рубеж. В странах Западной Европы основной формой налоговых льгот является освобождение экспортера от уплаты косвенных налогов.

Наиболее агрессивная форма стимулирования экспорта -- его прямое субсидирование. Это позволяет экспортеру снижать цену товара, зачастую ниже себестоимости, получать значительные преимущества в борьбе с иностранными конкурентами. Чаще всего субсидирование применяют для сбыта сельскохозяйственной продукции и экспорта судов, самолетов, дорогостоящего промышленного оборудования. Сегодня в мировой практике субсидирование рассматривается как один из методов недобросовестной конкуренции. Его использование жестко регламентировано заключенным в рамках ВТО «Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам».

В условиях глобализации мировой экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности многие страны сохраняют и даже ужесточают систему экспортного контроля. Применяют внутрифирменные, национальные и международные режимы экспортного контроля. В последние десятилетия развивается тенденции перехода от контроля за экспортом товаров к контролю над экспортом стратегически важных технологий. Наиболее эффективно осуществляют экспортный контроль за стратегическими товарами США, Япония, Германия, Великобритания и Франция [2,156−165].

Чем более правильно и грамотно будет строиться внешнеторговая политика, тем каждая страна будет активнее участвовать в мировой торговле товарами и извлекать наибольшую выгоду для себя.

Заключение

Мировая торговля товарами остается наиболее распространенной формой мирохозяйственного общения. Однако в последние годы происходят существенные изменения в ее структуре. Снижается доля сырьевых и продовольственных товаров и возрастает доля продукции обрабатывающей промышленности, а также машин и оборудования, в первую очередь за счет науко- и технологически емкой продукции. Географическое распределение международной торговли характеризуется господствующим положением ведущих развитых стран, некоторым укреплением позиций развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

На развитие мировой торговли товарами оказывают влияние множество факторов, таких как, глобализация, интеграция, конкуренция, научно-технический прогресс, а в последние годы и финансово — экономический кризис, который еще в полной мере не преодален. Динамика мировой торговли постоянно колеблется. В кризисные годы темпы роста мировой торговли резко падают, а после кризиса довольно долго восстанавливаются. И в связи с этим, мировая торговля не может развиваться в полной мере без вмешательства со стороны государства. В идеале, конечно, рынок должен сам определять, какие продукты будут экспортироваться, а какие импортироваться. Но как показывает практика, без сильного влияния государства нельзя обойтись. Государственное регулирование — воздействие на объем, структуру и условия торговли с помощью тарифных и нетарифных инструментов. И от того, какие методы регулирования выберет государство, будет зависеть участие каждой страны в мировой торговле товарами.

Список использованных источников

1. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. — М.: Экономика, 1994. -286 с.

2. Хлыпалов В. М. Мировая экономика: учебное пособие. — Краснодар: Кубанский издательский дом, 2007. — 251 с.

3. Марыгова Е. А. Макроэкономика: Экспресс-курс. — М: Экономика, 2010.- 158с.

4. Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2008. — 734 с.

5. Фролова Т. А. Мировая экономика: конспект лекций. — Таганрог: ТРТУ, 2005. — 246 с.

6. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 671 с.

7. Костюнина Г. М. Мировая торговля товарами и услугами / Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. А. С. Булатова и Н. Н. Ливенцева. — М.: Магистр, 2008. — 586 с.

8. Экономика: учебник/ под ред. А. С. Булатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 831 с.

9. Институт экономики и права Ивана Кушнира — www. be5. biz

10. Консалтинговая компания Влант — www. vlant-consult. ru

11. Всемирная торговая организация — www. wto. org

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой