Учет и анализ основных средств

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Стерлитамакский институт. Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по бухгалтерскому учету и анализу

Учет и анализ основных средств

Пряникова Фания Рашитовна

Научный руководитель: Куликова Л. А.

СТЕРЛИТАМАК 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие, состав, структура основных средств

1.2 Оценка и переоценка основных средств

1.3 Амортизация и воспроизводство основных средств

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «МУССОН»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Учет поступления основных средств

2.3 Учет амортизации и расходов на ремонт основных средств

2.4 Учет выбытия основных средств

2.5 Факторный анализ эффективности использования основных средств

3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении минувшего столетия для российской экономики было характерно сочетание мощного экономического потенциала с относительно низкой его реализацией. Масштабность территории, огромный демографический массив, полная обеспеченность природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми, с одной стороны, а с другой стороны — отставание в области технического прогресса и производительности труда, низкий, по сравнению с мировыми стандартами уровень жизни населения. Таким образом, для достижения высокого уровня жизни необходимо укреплять экономику, а фундаментом экономики является предприятие.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных экономических условиях эффективное функционирование предприятий любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его существования. Деятельность любого предприятия должна быть рентабельна, поскольку целью любого производства является получение прибыли. Достижение этой цели зависит от большого числа факторов и связано с общей организацией производства, применением высоких технологий, финансовыми возможностями, а также с технической оснащенностью предприятия.

Основными фондами предприятия являются материально — вещественные ценности, действующие в неизменной материальной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.

Основные производственные фонды предприятия — это средства труда, которые, несмотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы. Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов. В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного производства они подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов учета и анализа основных средств.

Объектом исследования является ООО «Муссон».

Предметом — финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть экономическую сущность основных средств;

2. Осветить методику бухгалтерского и налогового учета основных средств.

3. Провести анализ эффективности использования основных средств на примере ООО «Муссон».

Практическая значимость предлагаемого исследования определяется тем, что правильно организованный учет и регулярно проводимый анализ основных средств может существенно повысить эффективность производственной деятельности предприятия.

1. ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие, состав, структура основных средств

Основные средства предприятия представляют собой длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации. Согласно действующему на сегодняшний день Положению по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации, для управленческих нужд некоммерческой организации.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Для планирования, учета движения и списания основные средства предприятий материальной и нематериальной сферы в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций в процессе производства и сбыта продукции подразделяются на группы и подгруппы.

Выделяют следующие группы основных средств:

1) земля и объекты природопользования;

2) здания;

3) сооружения;

4) передаточные устройства;

5) незавершенное строительство;

6) машины и оборудование;

7) транспортные средства;

8) инструменты;

9) производственный инвентарь и принадлежности;

10) хозяйственный инвентарь;

11) рабочий и продуктивный скот;

12) многолетние насаждения;

13) прочие основные фонды.

В свою очередь, все группы подразделяются на подгруппы (например, машины и оборудование подразделяются на силовые, рабочие, автоматические машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, лабораторное оборудование, вычислительную технику).

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). С точки зрения участия основных средств в производственном процессе, они подразделяются на две части: активную (рабочие и силовые машины, транспортные средства, инструмент и инвентарь); пассивную (здания, строения).

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные (находящиеся на балансе организации) и привлеченные (взятые во временное пользование у другой организации на условиях аренды).

По признаку использования основные средства подразделяются на действующие (функционирующие в процессе производства) и бездействующие (находящиеся на консервации или в запасе).

Основные средства могут поступать на предприятие:

1) по завершению строительства новых объектов или реконструкции и расширении действующих;

2) при приобретении за плату у физических или юридических лиц;

3) при безвозмездной передаче их физическими или юридическими лицами;

4) при получении от учредителей предприятия в качестве вклада в уставной капитал;

5) при долгосрочной и текущей аренде.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.

К основным средствам с точки зрения как МСФО 16, так и ПБУ 6/01 относят активы, срок полезного использования которых превышает один год. Соответственно, стоимость таких активов списывается через амортизацию.

При этом в международном учете никаких стоимостных ограничений в отношении основных средств не установлено. А в российских правилах, согласно ПБУ 6/01, если стоимость актива не превышает 20 000 рублей, его можно отразить в составе материально-производственных запасов. И большинство компаний используют эту возможность.

Кроме того, в российском учете к основным средствам относят объекты социальной инфраструктуры, даже если они не приносят прибыли. В МСФО объекты, которые не приносят дохода, не могут считаться основными средствами.

1.2 Оценка и переоценка основных средств

Для корректного и правильного учета основных средств на предприятии необходимо четко разделять виды стоимостных оценок основных средств.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

1) изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц — исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов включая расходы по доставке, монтажу, установке;

2) внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договоренности сторон

3) полученных от других организаций, а также неучтенных объектов основных средств — по рыночной стоимости на дату оприходования;

4) приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами — по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

1) сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иными договорами и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

2) регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

3) таможенных пошлин и иных платежей;

4) невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

5) вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

6) иных затрат, непосредственно связанных с приобретением сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций- изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев установленных законодательством РФ. Изменение стоимости объектов основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке соответствующих объектов.

Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике).

Начиная с 1 января 1999 года, организации могут не чаще одного раза в год проводить полную переоценку основных средств или частично частичные объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При применении метода прямого пересчета, для определения восстановительной стоимости, могут быть использованы:

1) данные на аналогичные объекты, полученные от организации изготовителя;

2) сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики;

3) сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

4) оценка бюро технической инвентаризации (БТИ);

5) экспертные заключения по текущей (восстановительной) стоимости основных средств.

Для проведения переоценки в организации должна быть проведена инвентаризация основных средств. Решение организации о проведении переоценки оформляется распорядительным документом, обязательно для всех служб организации и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке. Согласно Положению по бухгалтерскому учеты 6/01 «Учет основных средств» результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации.

Сумма уценки объекта основных средств относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Но если объект ранее переоценивался (была дооценка), то сумма уценки относиться в уменьшение добавочного капитала.

Основные средства по МСФО, так же как и по Российским стандартам бухгалтерского учета, оцениваются по фактической себестоимости на тот момент, когда объекты приобрели или построили. Она складывается из покупной цены, невозмещаемых налогов и пошлин, прочих затрат, связанных с приобретением актива. Однако если у компании существует обязанность демонтировать в будущем данные основные средства, по МСФО в первоначальную стоимость включается резерв под демонтаж. Сумма резерва складывается из затрат на демонтаж, ликвидацию актива и восстановление производственной площадки, на которой он располагается. При создании резерва используется специальный МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». В российской практике стоимость объекта берется из договора. Расходы, связанные с демонтажем оборудования, восстановлением (рекультивацией) земель, в первоначальную стоимость не включаются.

Кроме того, в МСФО существуют нюансы определения первоначальной стоимость основных средств, если они приобретаются на условиях отсрочки платежа. Дело в том, что МСФО 16 указывает: фактическая себестоимость- это эквивалент стоимости основного средства при его немедленной оплате на дату признания. Поэтому первоначальную стоимость объекта, который оплачивается в рассрочку, надо рассчитать с учетом того, что организация получает возможность пользоваться той суммой, которая при условии единовременной оплаты должна была бы быть перечислена продавцу. То есть все предполагаемые выплаты должны быть с помощью специальных коэффициентов приведены по стоимости к текущему моменту. Таким образом, формируется та стоимость объекта, по которой он будет числиться в учете. Полученная разница должна учитываться как процентные расходы.

1.3 Амортизация и воспроизводство основных средств

Амортизация — это отражение стоимости физического и морального износа основных средств. Амортизация дает возможность перенести часть балансовой стоимости основных средств на себестоимость продукции.

Моральный износ представляет собой преждевременное (до окончания срока физической службы) обесценение основных средств, вызванное либо удешевлением их воспроизводства (первая форма морального износа), либо применением более производительных орудий труда (вторая форма). В результате морального износа использование существующих, физически годных основных средств оказывается экономически невыгодным в сравнении с новым поколением аналогичных технических средств.

Влияние морального износа устраняется при уценке основных фондов или ускоренной амортизации. Использование морально устаревших средств труда вплоть до их полного физического износа тормозит рост производительности труда, снижение себестоимости и затрудняет выпуск конкурентоспособной продукции. Сертифицированная продукция предполагает наличие сертифицированной современной технологии ее производства.

Отрицательные последствия морального износа могут быть преодолены путем замены устаревшего оборудования. Однако такая замена означает досрочный вывод из строя еще физически годных машин, не перенесших полностью свою стоимость в амортизационный фонд. Поэтому амортизационный период должен определяться таким образом, чтобы физический и моральный износ равнялись экономическому износу. Экономический износ наступает тогда, когда стоимость устаревшего средства труда полностью перенесена на себестоимость выпускаемой продукции и сформирован амортизационный фонд.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено законодательством РФ.

По основным средствам, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение амортизация не начисляется.

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Амортизационная политика предполагает выбор методов амортизации для различных групп или конкретных инвентарных единиц основных фондов. Линейный способ применяется при стабильном положении предприятия на рынке товаров и услуг. Она рассчитывается равными долями за нормативный срок службы.

Ускоренная амортизация экономически целесообразна, если товар имеет низкую себестоимость и высокую цену в первые годы производства. В таком случае можно ввести повышенные нормы амортизации. Данная процедура позволяет оптимизировать налоговые платежи на первом этапе жизненного цикла продукции и уменьшить цену при снижении амортизации на последующих этапах с целью обеспечения конкурентоспособности изделия по цене.

Замедленная амортизация экономически необходима в том случае, если в первый год продажи нового товара его себестоимость очень высока за счет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а в последующие годы при увеличении объема производства возможно значительное снижение издержек.

Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производиться до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Так же начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производиться независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде, и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относиться. Суммы начисленной амортизации отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

— при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

— при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

— при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости или текущей, восстановительной стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств. Соотношением в числителе, которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

— при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

1) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Для целей налогообложения прибыли основные средства классифицируются как часть амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом для целей налогового учета признается имущество организации, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому имуществу относится имущество со сроком полезного использования более 12-ти месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. При этом указанное имущество должно использоваться для извлечения дохода.

В качестве основного условия отнесения основных средств к амортизируемому имуществу является принадлежность основных средств налогоплательщику на праве собственности, приобретенном в установленном законом порядке.

В налоговом учете под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), или для управления организацией. Таким образом, определение основных средств в налоговом учете в целом соответствует их понятию в бухгалтерском учете.

Вместе с тем, для целей налогообложения не признаются амортизируемым имуществом следующие активы, включаемые в состав основных средств по правилам бухгалтерского учета.

1) земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

2) основные средства бюджетных организаций;

3) основные средства некоммерческих организаций, полученные в качестве целевых поступлений или приобретенные за счет средств целевых поступлений и используемые для осуществления некоммерческой деятельности.

Из состава амортизируемого имущества исключаются следующие основные средства:

1) переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

2) переведенные на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

3) находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12-ти месяцев.

В налоговом учете всего два метода амортизации: линейный и нелинейный. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, можно использовать линейный метод. Однако, выбрав для налогового учета нелинейный метод, организация может в первые годы эксплуатации основного средства уменьшить облагаемую налогом прибыль в большей сумме. Выбранный способ амортизации организация обязана применять весь срок службы основного средства. Кроме того, выбранный метод следует закрепить в учетной политике организации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

В налоговом учете норма амортизации уменьшается в два раза:

1) по легковым автомобилям стоимостью более 300 000 рублей;

2) по пассажирским микроавтобусам стоимостью более 400 000 рублей.

Учет накопленной амортизации по основным средствам ведется на счете 02 «Амортизация основных средств», по кредиту которого записывается сумма ежегодных амортизационных начислений, а по дебету накопленная амортизация реализованных, ликвидированных или иным образом выбывших основных средств.

Таблица 1 — Счет 02 «Амортизация основных средств», пассивный:

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

«…»

1. Сальдо- величина амортизации основных средств на начало периода

3. Амортизация по выбывшим основным средствам

2. Амортизация по поступившим основным средствам: Начисление амортизации по действующим основным средствам

«…»

4. Сальдо- величина амортизации основных средств на конец периода (1+2−3)

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. Поэтому налоговый учет основных средств целесообразно вести на основе тех же первичных документов, которые используются в бухгалтерском учете.

Ниже рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств на примере ООО «Муссон».

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «МУССОН»

2.1 Общая характеристика предприятия

экономический основное средство бухгалтерский

Компания ООО «Муссон» была основана в 1993 г. На сегодняшний день объединяет группу компаний с производственной, технологической и сырьевой базой, обеспечивающей полный производственный цикл от добычи, переработки сырья и его реализации. Компания специализируется на производстве и поставках сыпучих строительных материалов в регионы России, ближнего и дальнего зарубежья.

Общество представляет собой добровольное объединение физических лиц Российской Федерации, созданное по взаимному соглашению путем объединения их вкладов, а также имущества для совместной деятельности.

Общество создано в целях формирования рынка, производства товаров народного потребления, осуществления работ, оказания услуг, а также получения прибыли в интересах участников.

В соответствии с поставленными целями Общество осуществляет следующие виды деятельности:

1) строительство и эксплуатация автомобильных дорог;

2) производство и реализация строительных материалов;

3) благотворительная и спонсорская помощь;

4) автотранспортные услуги;

5) строительство жилых домов и административных зданий;

6) другие виды деятельности, согласно Уставу Общества.

Общество с ограниченной ответственностью «МУССОН» находится по адресу: Республика Башкортостан, 450 057, г. Уфа, ул. Октябрьской революции д. 57 а, дополнительный офис «УРАЛ» ОАО «Социнвестбанк» г. Уфа. Основным видом деятельности ООО «Муссон» является строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, осуществляемым на основании лицензии серии Г № 372 977 от 18. 04. 2006 г., выданной Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

Основные технико-экономические показатели представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности предприятия

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Темп прироста, %

2012 г. к 2010г

2012 г. к 2011г

1. Выручка от реализации без НДС, руб.

25 973 787

420 922 998

812 295 168

16,21

1,9297

2. Полная себестоимость, руб.

185 994 038

293 288 003

473 222 106

1,58

1,6135

3. Прибыль от реализации работ, руб.

73 743 838

127 634 995

339 073 062

1,73

2,66

4. Размер заработной платы, руб.

986 520

1 980 113

2 171 687

2,01

1,1

5. Среднесписочная численность работников, чел.

3625

4781

4740

1,32

0,99

6. Среднегодовая стоимость оборотных активов, руб.

73 988 484

183 677 743

282 424 487

2,48

1,54

7. Среднегодовая стоимость основных средств, руб.

51 598 784

83 616 127

122 867 216

1,62

1,47

8. Материальные затраты, руб.

64 940 906

177 064 994

270 506 283

2,73

1,53

9. Производительность труда, руб. /чел.

339 526

427 336

649 836

1,25

1,52

10. Оборачиваемость оборотных активов

0,3511

2,2916

2,8761

6,5269

1,2551

11. Фондоотдача

0,5034

5,0339

6,6112

9,99

1,31

12. Материалоотдача

0,3999

2,3772

3,0029

5,9445

1,2632

Как видно из таблицы 1, в ООО «Муссон» наблюдается рост валовой прибыли. Темпы прироста за 2012 год по сравнению с 2010 г. и 2011 г. составили соответственно 162% и 192%, что говорит о положительной динамике развития предприятия. Наблюдается также рост заработной платы и среднесписочной численности работников, что говорит о проведении социальной политики на предприятии и предоставлении рабочих мест.

Увеличение среднегодовой стоимости основных средств говорит о проведении предприятием мероприятий в области технической оснащенности, об увеличении производственной мощности и улучшении условий труда.

В целом работу предприятия можно оценить удовлетворительно.

Согласно учетной политике предприятия принятой на 2008- 2009 годы объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету при выполнении следующих условий:

1) Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) Использование в течение длительного периода времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

3) Организацией не предполагается перепродажа данных активов;

4) Способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

Способ начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета — линейный. Установлено, что предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету до 20 000 рублей списываются по мере отпуска их в эксплуатацию без оприходования в состав основных средств. Переоценка основных средств производиться по мере необходимости не реже 1 раза в 5 лет.

Оприходование основных средств сопровождается актом о приеме-передаче основных средств. Синтетический учет основных средств на предприятии ведется на счете 01- основные средства, согласно утвержденному рабочему плану счетов. Все расходы, связанные с приобретением и постановкой основных средств на баланс предприятия собираются на счете 08- вложения во внеоборотные активы. В компании ООО «Муссон» ремонт основных средств осуществляется как хозяйственным, так и подрядным способом. Резерв на ремонт основных средств создается с использованием счета 96 субсчет «Резерв на ремонт основных средств». Для целей бухгалтерского учета в компании ООО «Муссон» расходы на ремонт основных средств не изменяют первоначальную стоимость и включаются в состав расходов по формированию себестоимости готовой продукции. Согласно учетной политике принятой на 2008 — 2009 года резерв на ремонт основных средств создается по совокупности всех объектов основных средств на отчетный год.

2.2 Учет поступления основных средств

Синтетический учет основных средств согласно Плану счетов ведется на счете 01 «Основные средства», который предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга), а также арендованных целостных имущественных комплексов, которые входят в состав основных средств.

Существует следующие способы поступления основных средств в организацию:

1) приобретение за плату;

2) в результате строительства объектов;

3) безвозмездно (по договору дарения);

4) как вклад в уставный (складочный) капитал организации;

5) по договору мены;

6) по договору простого товарищества;

7) в результате аренды отдельных объектов.

Поступление внеоборотных активов в организацию (в том числе основных средств) отражается на счете 08 «вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:

08−1 «приобретение земельных участков»;

08−2 «приобретение объектов природопользования»;

08−3 «строительство объектов основных средств»;

08−4 «приобретение объектов основных средств «;

08−5 «приобретение материальных активов»;

08−6 «перевод молодняка животных в основное стадо»;

08−7 «приобретение взрослых животных».

Приобретение основных средств за плату.

За плату основные средства могут поступать от поставщиков в соответствии с договорами купли-продажи через подотчетных лиц.

Основные средства, не требующие монтажа, полученные от поставщиков за плату (в том числе и бывшие в эксплуатации) при акцепте счета-фактуры поставщика отражаются так:

Дебет 08 «вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками»

По покупной стоимости без НДС.

На сумму НДС, выделенную в расчетных документах поставщика, производиться запись:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При оплате счета-фактуры поставщика:

Дебет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 50 «касса», 51 «расчетные счета», 52 «валютные счета»

Все затраты, связанные с поступлением основных средств, учитываются по дебету счета 08 с кредита различных счетов в зависимости от произведенных затрат. Сюда можно отнести расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, оплате информационных и консультационных услуг по приобретению основных средств, таможенные и иные платежи, суммы процентов по кредитам и займам, полученным для приобретения отдельных объектов основных средств и так далее Таким образом, на счете 08 калькулируется первоначальная стоимость основных средств. При приобретении основных средств через подотчетных лиц, в первоначальную стоимость данных объектов могут быть отнесены расходы по командированию работника (оплаты проезда, проживания, суточные и так далее), если он имеет непосредственное отношение к приобретению основных средств.

В данном случае при направлении работника в командировку цель его поездки должна быть обязательно отражена в командировочном удостоверении. Все первичные документы, подтверждающие расходы по приобретению основных средств, прилагаются к авансовому отчету командированного лица.

При выдаче аванса на командировку в бухгалтерском учете будет произведена запись:

Дебет 71 «расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 50 «касса».

После утверждения авансового отчета на сумму расходов, связанных с приобретением основных средств, делают запись:

Дебет 08 «вложения во внеоборотные активы»

Кредит 71 «расчеты с подотчетными лицами»

На сумму НДС на основании первичных документов:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 71 «расчеты с подотчетными лицами»

При оприходовании объектов основных средств на сумму первоначальной стоимости производиться следующая бухгалтерская запись:

Дебет 01 «основные средства»

Кредит 08 «вложения во внеоборотные активы»

Приобретение основных средств в результате строительства.

Компания ООО «Муссон» очень часто производит строительство и возведение объектов основных средств собственными силами. При этом все расходы, связанные со строительством собираются по дебету счета 08.3 и в аналитике того объекта, строительство которого производится. К таким объектам относится строительство жилых балок на дорожно-строительных участках, возведение лесов, строительство подсобных сооружений и зданий.

В мае 2008 года в связи с наступлением нового строительного сезона было начато строительство жилых балок на дорожно-строительном участке. При этом было затрачено:

1) брус 10*18 — 4000*5м2 = 20 000 руб.

2) половая рейка — 6800 руб.

3) пакля- 687 руб.

4) гвозди 3,0*70- 15 кг*54,24= 813,60 руб.

5) стекло 4 мм- 280 * 9 м2= 2520 руб.

6) рубероид РКП 350 — 138 м2 * 18,50 = 2553 руб.

7) трубы для отопления ДУ 273 * 9,0 — 993,5 * 15 м = 14 902,50 руб.

8) расходный материал для проведения электричества:

9) кабель АВВГ 3 * 2,5 — 87 м * 5,75 руб. = 500,25 руб.

10) выключатели автоматические — 2 шт. * 20,34 = 40,68 руб.

В бухгалтерском и налоговом учете были сделаны следующие бухгалтерские записи:

08 балок амазар / 108 49 801,53 руб. на сумму отпущенных материалов

Н 01. 09 (строительство объектов ОС) / Н 02. 01 (поступление и выбытие материалов) 49 801,53 руб.

На сумму начисленной заработной платы работника занятым в строительстве балков:

08 балок амазар / 70 — 15 875,2 руб. на сумму начисленной заработной платы

Н 01. 09 / Н 04. 10 (расходы на оплату труда) — 15 875,2 руб.

На сумму ЕСН

08 балок амазар/ 69 — 4 127,55 руб. на сумму исчисленного ЕСН

Н 01. 09 / Н 04. 11 (налоги с оплаты труда) — 4 127,55 руб.

28 мая строительство балка было завершено. Приемочной комиссией был подписан акт о вводе его в эксплуатацию. Документы поступили в бухгалтерию 30 мая 2008 года. В это же день были сделаны следующие бухгалтерские записи:

01 балок амазар / 08 балок амазар 69 804,28 руб. на сформированную первоначальную стоимость

Н 01. 01 (формирование стоимости объектов ОС) / Н 01. 09 — 69 804,28 руб.

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете сформировались расходы на строительство и первоначальная стоимость объекта основных средств. В июне 2008 года жилой балок начнет переносить стоимость на себестоимость, и будут сделаны следующие бухгалтерские записи как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета. Срок полезного использования жилого балка в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением правительства РФ от 01 января 2007 года № 1 = 60 мес. :

20 (основное производство Амазар) / 02.1 (амортизация основных средств) 1 163,40 руб. на сумму начисленной амортизации

Н 07. 01 (расходы, связанные с производством)/ Н 05. 02 (амортизация ос) 1 163,40 руб.

В сентябре 2008 года безвозмездно получен станок токарный от ООО «Вента». Согласно данным органов статистики на 25 сентября 2008 года стоимость аналогичных станков составляет 12 850 рублей. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

08 станок токарный / 982 — 12 850 рублей — на рыночную стоимость токарного станка

01 станок токарный / 08 станок токарный — 12 850 рублей — сформирована первоначальная стоимость

При безвозмездном получении оборудования, в соответствии с действующим законодательством, начисляется налог на прибыль

09 / 68 — 3 084 рублей — на сумму начисленного отложенного налогового актива (12 850 рублей * 24% = 3 084 рублей)

Начиная с 1 октября 2008 года, ежемесячно в течение 36 месяцев были сделаны следующие бухгалтерские записи.

23токарный цех / 02 станок токарный — 357 рублей на сумму начисленной амортизации (12 850 рублей / 36 месяцев = 357 руб./ мес.)

982 / 911 — 357 рублей — на сумму дохода, не связанного с основным видом деятельности.

919 / 99 — 357 — определяется финансовый результат от безвозмездного поступления основного средства.

99ур / 68 — 86 рублей — на сумму начисленного налога на прибыль (условный расход) (357 рублей * 24% = 86 рублей)

68 / 09 — 86 — на сумму списания отложенного налогового актива.

31 октября 2008 года ООО «Муссон» заключило с ОАО «Аврора» договор лизинга сроком на 13 месяцев. ООО «Муссон» берет в лизинг компрессорную установку, которую собирается использовать в основном производстве. Общая стоимость договора составляет 566 400 рублей, в том числе НДС 86 400 рублей. Условиями договора предусмотрено:

1) в момент подписания соглашения ООО «Муссон» выплачивает ОАО «Аврора» аванс в размере 25% от суммы договора — 141 600 рублей, в том числе НДС 21 600 рублей. Аванс покрывает платежи за первые три месяца периода, на который заключен лизинговый договор;

2) имущество должно поступить в пользование ООО «Муссон» 1 ноября 2008 года;

3) предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

31 октября бухгалтер ООО «Муссон» сделал в учете такую проводку:

76 авансы, выданные/ 51 141 600 рублей — на сумму перечисленного аванса лизингодателю 1 ноября ООО «Муссон» получило имущество в пользование. Бухгалтер сделал следующую запись:

001 / - 566 400 рублей — на сумму стоимости оборудования

С ноября 2008 года по январь 2009 года включительно бухгалтер ООО «Муссон» делал ежемесячно такие записи:

20 / 76 расчеты по лизинговым платежам — 40 000 рублей (47 200 рублей — 7 200 рублей) — списаны расходы на лизинг оборудования

19 / 76 расчеты по лизинговым платежам — 7 200 рублей — отражена сумма НДС

68 / 19 — 7 200 рублей — принят к вычету НДС

76 расчеты по лизинговым платежам / 76 авансы выданные — 47 200 рублей (141 600 рублей / 3 месяца) — зачтен аванс, выданный лизингодателю.

2.3 Учет амортизации и расходов на ремонт основных средств

В соответствии с учетной политикой принятой в ООО «Муссон» на 2008 — 2009 годы амортизация по объектам, относящимся к основным средствам, начисляется линейным методом. При этом расходная часть определяется в зависимости от места эксплуатации объектов и от принадлежности к процессу производства.

К прямым расходам организации относятся:

1) материальные расходы, предусмотренные пп. 1, п. 1ст. 254 НК РФ;

2) расходы на оплату труда, предусмотренные ст. 255 НК РФ;

3) амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым на производство продукции;

Расходы по амортизации автотранспортных средств (асфальтоукладчики, автогрейдеры, экскаваторы, самосвалы, тягачи, автосамосвалы, погрузчики, бульдозеры) относятся на счет 25 «Общепроизводственные расходы». Так же на 25 счет «Общепроизводственные расходы» относятся расходы по амортизации всех основных средств занятых в процессе производства готовой продукции и строительства. В дальнейшем по окончании каждого квартала данные расходы списываются пропорционально объему произведенной продукции на счет 20 «Основное производство»

Расходы по амортизации автотранспортных средств, используемых в офисе, а также всей офисной техники и всего имущества находящегося в офисе начисляются на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Далее данные расходы распределяются по той же схеме, как с 25 счета. Для боле четкого представления рассмотрим примеры начисления амортизации по отдельным объектам основных средств компании.

В компании имеется несколько вспомогательных цехов:

1) арматурный цех;

2) токарный цех;

3) оконный цех;

4) столярный цех, данные цеха относятся к вспомогательному производству.

Поэтому все расходы, связанные с амортизацией основных средств, эксплуатирующихся в данных цехах, относятся на счет 23.

У компании имеется большое количество тяжелой и строительной техники, геодезическое оборудование, лабораторное оборудование и так далее расходы по амортизации данных объектов относятся на счет 25.

Автогрейдер «Бомаг» относится к тяжелой технике. Первоначальная стоимость его составляет 957 236 рублей. Срок полезного использования 180 месяцев. Дата ввода в эксплуатацию 24 марта 2009 года. Начисление амортизации с 01 апреля 2009 года. Ежемесячная сумма амортизационных начислений равна 957 236 рублей / 180 месяцев = 5 317,98 руб. /мес. Сумма накопленной амортизации составляет 5 317,98 руб./ мес. * 60 мес. = 319 078,80 рублей.

Остаточная стоимость Автогрейдера «Бомаг» на конец первого квартала 2009 года = 957 236 рублей — 319 078,80 рублей = 638 157,20 рублей. В бухгалтерском и налоговом учете сделаны следующие записи, ежемесячно начиная с 01 апреля 2009 года

25 / 02 Автогрейдер Бомаг — 5 317,98 руб.

Н 01. 07 / Н 05. 02 Автогрейдер Бомаг — 5 317,98 руб.

В распоряжении работников офиса имеется несколько легковых автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-2106, Ford Focus, Volkswagen Jetta, и др. расходы по амортизации данных автомобилей, а также офисной техники (компьютеров и оргтехники, офисной мебели) относятся на счет 26.

2.4 Учет выбытия основных средств

Выбытие основных средств в ООО «Муссон» может происходить по следующим причинам:

1) в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;

2) из-за морального износа;

3) в качестве вклада (взноса) в уставный капитал другой организации;

4) в результате продажи;

5) в порядке товарообменных операций;

6) недостачи, по результатам проведенной инвентаризации

7) вследствие сдачи в аренду;

8) под воздействием форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение);

9) в случае обмена на другое имущество, а также другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Осуществление этих операций связано с формированием финансового результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому важно правильное его исчисление. Пунктом 62 МСФО 16 «Учет основных средств» признается, что прибыли и убытки, связанные по таким операциям, «должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках». [№ 7] В отечественном стандарте — ПБУ 6/01 (п. 31) — говорится лишь об отражении в учете доходов и расходов от списания объектов основных средств, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Во всех случаях выбытия основных средств (кроме автотранспортных) в компании создается специальная комиссия, которая составляет акт на списание по форме № ОС-4, а по автотранспортным акт составляется по форме № ОС-4а.

Рассмотрим выбытие основных средств на примере продажи легкового автомобиля «Toyota Corolla». Первоначальная стоимость данного автомобиля согласно данным счета 01 Toyota Corolla 76 584 рублей. Данный автомобиль был введен в эксплуатацию 14 февраля 2011 года. Срок полезного использования, согласно технической документации 60 месяцев. Сумма ежемесячных амортизационных начислений составляет 76 584 рублей / 60 месяцев = 1 276,4 руб. / мес.

По данным карточки счета 02 Toyota Corolla на конец первого квартала 2009 года сумма накопленной амортизации составляет 1 276,4 руб./ мес. * 37 мес. = 47 226,8 рублей. Остаточная стоимость 76 584 рублей — 47 226,8 рублей = 29 357,2 рублей. Согласно договору купли продажи с ИП Андриевский М. П. продажная стоимость данного автомобиля составляет 31 002,8 рублей. В бухгалтерском учете были сделаны следующие бухгалтерские записи:

01 выбытие Toyota Corolla / 01 Toyota Corolla — 76 584 рублей — списана первоначальная стоимость

02 Toyota Corolla / 01 выбытие Toyota Corolla — 47 226,8 рублей — списана сумма накопленной амортизации основного средства

912 / 01 выбытие Toyota Corolla — 29 357,2 рублей — списана остаточная стоимость основного средства

76 ИП Андриевский М. П. / 91 1 — 31 002,8 рублей — продажная стоимость ОС

19 / 68 — восстановлен входной НДС (1 276,4 руб. /мес. * (60мес.- 37мес.))*18% = 5 284,3 рублей

912 / 19 — 5 284, 3 рублей — списан восстановленный входной НДС

99 / 91 9 — 3 638,7рублей — выявлен финансовый результат от продажи ОС

68 / 99уд — 727,74 рублей (3 638,7 рублей * 20%)

99пно / 68 — 1 010,9 (расчет представлен в таблице 2. 3)

Таблица 2 — Регистр налогового учета

Показатель

ФУ (руб.)

НУ (руб.)

Разница (+/-) (руб.)

Сумма налога (руб.)

1

2

3

4

5

Убыток от продажи основного средства

5 284,3

5 284,3/ 23= 229,8

5 054,5

1 010,9

Убыток от продажи основного средства

0

229,8

— 229,8

45,96

В результате продажи автомобиля получен убыток в размере 5 284,3 рублей. На основании действующего законодательства у предприятия автоматически появляется обязательство по уплате налога на прибыль.

По налоговому учету были сделаны следующие записи по поводу выбытия основного средства.

Н 05. 02 / Н 05. 01 — 47 226,8 рублей — списана сумма накопленной амортизации

Н 07. 07 / Н 05. 01 — 29 357,2 рублей — списана остаточная стоимость основного средства

Н 06. 05 /- (убыток от реализации основного средства) — 5 284,3 рублей

По окончании отчетного периода необходимо закрыть счет Н 06. 05 — / Н 06. 05 — 5 284,3 рублей

По результатам проведенной инвентаризации в октябре 2008 года выявлена недостача компьютера на складе. Первоначальная стоимость данного основного средства 30 000 рублей. Срок полезного использования 36 месяцев. Основное средство поставлено на баланс 15 февраля 2008 года. Сумма ежемесячных амортизационных начислений составляет 30 000 рублей / 36 месяцев = 833,4 руб. / мес. Сумма накопленной амортизации 8 мес. * 833,4 руб./ мес. = 6 667,2 рублей. Остаточная стоимость 30 000 — 6 667,2 рублей = 23 332,8 рублей. По результатам проведенного внутреннего расследования выявлено, что виновное лицо кладовщик Борисова Н. Т. Недостача списана на возмещение виновного лица (удержание из заработной платы).

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой