Судебно-бухгалтерская экспертиза

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Бухгалтерское дело

Вариант № 12

Выполнила: студентка 2-го курса

Шифр ЭБ-ЗС-14−12−015

Максакова Екатерина Валерьевна

Направление: «Экономика»

Чита 2014

1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные документы; внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств механизации и автоматизации учета; построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.

Учетный процесс включает взаимосвязанные этапы системы бухгалтерского учета:

1. текущее наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйственной деятельности;

2. систематизация и группировка учетной информации и обеспечение контроля за движением имущества организации и ее обязательств путем отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

3. обобщение информации об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской отчетности и представления этой отчетности внутренним и внешним пользователям информации с целью принятия решений.

Для построения учетного процесса как единой информационной системы необходимо основываться на следующих организационных принципах:

государственное регулирование общих принципов и правил организации, методики и техники бухгалтерского учета; в учетной политике сочетание государственного регулирования при выборе организационно-технических аспектов реализации методологии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими особенностями организации;

организация вопросов совершенствования бухгалтерского учета, повышения квалификации и НОТ работников бухгалтерского аппарата, и на этой основе постоянное повышение роли бухгалтерского учета в эффективности функционирования информационной системы организации; совершенствование форм и методов представления информации с целью контроля и анализа в управлении эффективностью процессами воспроизводства; применение экономических методов управления и обеспечения оптимизации построения учетного аппарата, динамичности организации и аналитичности получения информации бухгалтерского учета.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г», рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского у чета являются: изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

При изучении специфики функционирования организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации. Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т. д.

При организации учета важным условием является знание работниками бухгалтерской службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции.

При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений (бригад, цехов и т. п.) с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

Для определения объема и характера бухгалтерской информации необходимо установление направлений и характера учетных работ путем определения штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между отдельными работниками бухгалтерии.

Рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата означает составление перечня всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление нормы времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. План организации бухгалтерского учета включает: алан документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; организация бухгалтерского архива.

В плане документации перечисляют документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций и составляют расчет потребности в бланках. Определяют в плане также перечень документов, формы которых разрабатываются самостоятельно. Далее разрабатывается график документооборота.

В плане инвентаризации определяют порядок, сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации.

В плане отчетности определяют калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления.

В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применена в данной организации. Здесь дают подробную характеристику данной формы учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной его формы.

В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия, по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление информации.

В плане (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по предполагаемым хозяйственным операциям.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших организациях.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях.

В бухгалтерии средних и крупных организаций могут создаваться отделы:

— расчетный -- осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др. ;

— материальный -- ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

— учет готовой продукции -- ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

— производства и калькуляции себестоимости -- ведет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

— общий отдел — осуществляет остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

В крупных организациях, кроме перечисленных, могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др.

При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителем подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т. д.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо наложенные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА СУДЕБНО — ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-бухгалтерская экспертиза — это процессуально-правовая форма применения экспертно-бухгалтерских знаний в целях получения источника доказательств по уголовным и гражданским делам.

Эксперт-бухгалтер — это лицо, обладающее необходимыми познаниями в области бухгалтерского учета, прошедшее специальную подготовку по судебно-бухгалтерской экспертизе и получившее квалификацию эксперта-бухгалтера.

Необходимость в проведении бухгалтерской экспертизы возникает, когда при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела обнаруживаются факты несоответствия между данными бухгалтерского учета, отражающими хозяйственную деятельность предприятий, и реальным содержанием этой хозяйственной деятельности. В такой ситуации эксперт-бухгалтер может:

— используя судебно-бухгалтерские знания о закономерностях отражения в учете вымышленных, искаженных или неполных сведений о конкретных хозяйственных операциях, найти документальные данные, подтверждающие (или опровергающие) факты несоответствия данных бухгалтерского учета реальному содержанию хозяйственной деятельности, ставшие объектом расследования или судебного разбирательства;

— дать заключение о реальных характеристиках отдельных, ставших объектом расследования фактах (явлениях, сторонах) хозяйственной деятельности предприятия;

— выявив необоснованные учетные операции, дать заключение об их влиянии на правильность отражения хозяйственной деятельности и ее результатов в системе бухгалтерской информации, указать конкретных исполнителей, ответственных за ненадлежащее выполнение таких операций;

— опираясь на знания о защитных функциях учета и закономерностях их использования в деятельности ревизионных аппаратов, исследовательские материалы ревизий и аудиторских проверок, определить (если они имеются) методические просчеты контролеров, не позволившие им вскрыть несоответствия между учетными данными и реальным содержанием отраженных в них хозяйственных операций.

Перечисленными возможностями определяется круг обстоятельств уголовного (гражданского) дела, по которому эксперт-бухгалтер вправе дать свое заключение.

С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы в судебной и следственной практике решаются следующие основные задачи:

1. Проверка и установление наличия или отсутствия недостачи либо излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств, периода и места их образования, а также размера причиненного материального ущерба. В судебной и следственной практике нередко встречается такая ситуация, когда правильность отражения результатов инвентаризации в данных бухгалтерского учета вызывает обоснованные сомнения. В таких случаях эксперт-бухгалтер может выявить в документах признаки замаскированных недостач или излишков и на основе исследования этих признаков дать свое заключение.

Определяя период и место образования недостач или излишков, эксперт-бухгалтер может определить и материально ответственное лицо за ценности на данном предприятии в соответствующий период времени, что также имеет большое значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела.

Во многих случаях определение размера материального ущерба связано с исследованием отдельных хозяйственных операций. Например, уточнение суммы недостачи нередко связано с выявлением фиктивных операций.

При определении суммы недостачи или излишков часто исследуют также хозяйственные операции, не получившие должного отражения в данных учета. Этим определяется взаимосвязь рассмотренной задачи судебно-бухгалтерской экспертизы с двумя другими основными задачами.

2. Проверка и определение документальной обоснованности расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. При решении этой задачи эксперт-бухгалтер устанавливает, имеются ли в данных учета специфические признаки фиктивности операций, отраженных в первичной документации, достаточно ли этих признаков для утверждения о фиктивности операций, и формулирует соответствующий вывод. В других случаях в результате проведенного исследования эксперт-бухгалтер определяет, что операция, действительность которой подверглась сомнению, отвечает требованиям бухгалтерского учета, т. е. имела место и нашла правильное отражение в учетных документах.

3. Проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета. Так, эксперт-бухгалтер может установить иногда по взаимосвязанным документам, что со склада определенного предприятия отпущено ценностей больше, чем указано в накладной, или что в торгующую организацию поступили какие-либо товары без оприходования их по товарному отчету либо что взамен товаров, указанных в накладной, отпущены другие ценности, и т. п. Разрешение перечисленных задач помогает следствию и суду установить наличие ущерба, причиненного определенными материально ответственными лицами, период образования и его размер. Однако этим не исчерпываются возможности судебно-бухгалтерской экспертизы. Во многих случаях в злоупотреблениях помимо материально ответственных лиц принимают участие работники учета, а иногда и контрольно-ревизионного аппарата. В таких ситуациях объектом расследования становятся различного рода отклонения от правил учета, контроля, факты несоблюдения налоговой, сметной или кассовой дисциплин, допущенные этими должностными лицами. Определенные недостатки в учете и контроле, факты несоблюдения штатно-финансовой дисциплины и другие явления могут стать объектом расследования или выступать в качестве условий, способствовавших совершению злоупотреблений. Вместе с тем наличие этих недостатков в хозяйственной деятельности предприятий нередко представляется спорным, поэтому для их установления требуется применение специальных знаний эксперта-бухгалтера. Этим определяется содержание других задач, разрешаемых с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы.

4. Проверка и выявление фактов отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной или кассовой дисциплины.

5. Определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности (определение правильности или неправильности методики учета, применяемой в данной организации, отклонений от правил ведения учета и отчетности, несоответствия между данными учета и отчетности и др.).

6. Определение правильности (или неправильности) методики проведения документальной ревизии, проверка различного рода недостатков в организации предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

Решение любой из перечисленных задач требует от эксперта-бухгалтера исследования документального оформления и отражения в учете конкретных хозяйственных операций.

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются отраженные в первичных документах и учетных регистрах хозяйственные операции, ставшие объектом расследования или судебного разбирательства, относительно которых эксперт-бухгалтер дает заключение по вопросам, поставленным на его разрешение следователем или судом.

Органы суда и следствия прибегают к помощи судебно-бухгалтерской экспертизы в случае, если другими средствами не могут разрешить возникающие вопросы. Экспертиза состоит в исследовании экспертом предъявленных следователем или судом материалов дела.

Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы — это закрепленные в материалах дела и предусмотренные процессуальным законодательством источники информации.

Исходя из характера материалов, предъявленных эксперту-бухгалтеру для исследования, объекты судебно-бухгалтерской экспертизы делятся на две группы:

1) бухгалтерские документы;

2) другие материалы уголовного или гражданского дела.

К бухгалтерским документам относится вся документация, в которой отражается финансово-хозяйственная деятельность предприятия: первичные, накопительные и сводные бухгалтерские документы; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы, мемориальные ордера и т. п.); отчетность (балансы с приложениями, статистические отчеты); инвентаризационные описи и сличительные ведомости; расчеты естественной убыли.

К другим материалам дела относятся: акты ревизий и обследований, справки, выписки и уведомления различных организаций, неофициальная документация, протоколы следственных и судебных действий, заключения экспертов других специальностей. Правильное использование других материалов дела помогает эксперту выяснить обстоятельства, связанные с процессом оформления учетных документов, их назначением, условиями, при которых они были составлены, с этапами прохождения документов и совершенными на их основе действиями.

Порядок и пределы использования экспертом-бухгалтером материалов первой и второй групп различны. Выводы эксперта должны быть обоснованы бухгалтерскими источниками. Иные материалы дела могут быть использованы экспертом для более точного определения периода исследования, выбора методов экспертизы и решения других вспомогательных и организационных вопросов.

Метод судебно-бухгалтерской экспертизы — это совокупность методических приемов, применяемых при экспертном исследовании хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском учете, результатах ревизий и проверок финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Общенаучные методы исследования в судебно-бухгалтерской экспертизе включают в себя, прежде всего, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, системный анализ и другие методы исследования окружающей действительности.

Конкретные научные методические приемы судебно-бухгалтерской экспертизы — это специфические приемы экспертного исследования, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономической и юридической наук. Их можно объединить в три группы: документальные, расчетно-аналитические, обобщения и реализации результатов экспертизы.

Документальные приемы — это исследование учетных документов, различные экспертизы этих документов, проверка нормативно-правовой базы их составления и т. д. Применяют названные методические приемы при условии возникновения ущерба от хозяйственных операций, которые отражены в первичной документации, регистрах бухгалтерского учета и отчетности, а также стали объектами расследования правоохранительными органами.

К расчетно-аналитическим приемам относятся прежде всего экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы.

Экономический анализ — система научных приемов, используемых в судебно-бухгалтерской экспертизе для выявления причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах, которые стали объектами расследования правоохранительными органами.

Статистические расчеты — приемы, с помощью которых судебно-бухгалтерская экспертиза может определить качественные и количественные характеристики исследуемых хозяйственных операций и процессов, не содержащихся непосредственно в исходной экономической информации. Применяются они при необходимости произвести уточнения приближенных величин, перейти от одних величин к более точным характеристикам количественных связей и отношений.

Экономико-математические методы применяются в судебно-бухгалтерской экспертизе при установлении факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности, с тем, чтобы учесть их на стадии исследования общих результатов работы предприятия, а также в случаях, когда другими способами определить тесноту факторов трудно.

Обобщение и реализация результатов экспертизы включает сводку, группировку, систематизированное изложение результатов в заключении эксперта, изучение заинтересованными лицами этих заключений, оценку и реализацию следствием и судом ее результатов, назначение повторных или дополнительных экспертиз.

бухгалтерия экономический экспертиза учетный

3. ТЕСТ

№ теста

Содержание вопроса теста

Ответ под номером

78

Внешним пользователям информации, формируемой в учете, должна представляться

2

79

Учетную политику организации утверждают

2

80

Основными требованиями, которые должна обеспечивать учетная политика в соответствии с ПБУ 1/98, являются

1

81

В утвержденную учетную политику организации вносить изменения

3

82

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из

3

83

Понятию «принципы бухгалтерского учета» соответствуют

3

84

Элементы финансовой отчетности, которые связаны с изменением финансового положения, подразделяют на

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев, Ю. А., Теория бухгалтерского учёта Текст: учебник Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Проспект, 2007- 240 с.

2. Керимов, В. Э., Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / В. Э. Керимов. -5-е изд., изм. и доп. — М.: Дашков и К, 2012. — 776 с.

3. Поленова, С. Н., Теория бухгалтерского учёта [Текст]: учебник / С. Н. Поленова. — М.: Дашков и К, 2009. — 464 с.

4. Швецкая, В. М., Бухгалтерское дело [Текст]: учебник / В. М. Швецкая, Н. А. Головко. — М.: Дашков и К, 2008. — 304 с.

5. Приказ Минфина Р Ф. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты (ПБУ 7/98) [Электронный ресурс]: приказ от 25. 11. 1998 г. № 56н (с изм. от 20. 12. 2007) // СПС КонсультантПлюс: справочно-правовые системы. --. -- Режим доступа: http: //www. tls-cons. ru.

6. Постановление Правительства Р Ф. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности [Электронный ресурс]: утв. постановлением от 06. 03. 1998 г. № 283 // СПС КонсультантПлюс: справочно-правовые системы. --. -- Режим доступа: http: //www. tls-cons. ru.

. ur

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой