Финансово-экономический анализ предприятия сельского хозяйства

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

«Совхоз «Первомайский» Дрибинского района Могилевской области образовался в 1957 году на базе 6 колхозов. 1 ноября 2001 года организация получила юридическую форму унитарного коммунального сельскохозяйственного предприятия. 14 июня 2010 года УКСП «Совхоз «Первомайский» был реорганизован в порядке присоединения к нему УКСП «Совхоз «Высокоборский».

Унитарное коммунальное сельскохозяйственное предприятие «Совхоз «Первомайский» создано в результате приведения в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Республики Беларусь, Устава УКСП совхоза «Первомайский», зарегистрированного Могилевским облисполкомом 4 декабря 1996 года и является правопреемником всех его имущественных и неимущественных прав и обязанностей.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, штампы, бланки.

Имущество предприятия находится в коммунальной собственности Дрибинского района и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Государственным органом, уполномоченным управлять организацией и закрепленным за ним имуществом, является управление сельского хозяйства и продовольствия Дрибинского райисполкома.

Предприятие может создавать представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения и участвовать в создании объединений в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Местонахождение УКСП «Совхоз «Первомайский»: 213 982, Могилевская область, Дрибинский район, д. Трилесино.

Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Стратегия развития предприятия направлена на достижение хозяйством наибольших объемов прибыли, сокращение затрат и снижение себестоимости, что в конечном результате будет способствовать повышению рентабельности производства.

Предметом деятельности предприятия является производство и реализация сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, выполнение различного рода работ и услуг другим предприятиям и населению.

Производственная специализация совхоза молочно-мясная с развитым растениеводством. Основным направлением деятельности хозяйства является производство молока и мяса. Дополнительной отраслью является растениеводство, так как производство зерна, кормовых и масличных культур носит сезонный характер.

Работа предприятия направлена на обеспечение прибыльности, удовлетворение материальных и социальных потребностей трудового коллектива, выполнение доведенных показателей.

Основным покупателем реализуемой продукции является государство.

Зерно, молоко и мясо, производимое на предприятии, используются в народном хозяйстве как продукты питания. Спектр переработки этих продуктов весьма разнообразный.

УКСП «Совхоз «Первомайский» реализует свою продукцию, оказывает работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе. Но большая часть производимой продукции реализуется по установленным государствам ценам в пределах определенного сырьевого региона. Ценовая конкуренция на рынке, где работает предприятие отсутствует, так как цены установлены государством для всех производителей.

Стратегия маркетинга может разрабатываться, как правило, только для сферы снабжения и производства, так как покупатели основной продукции в регионе заранее предопределены: молоко — ОАО «Бабушкина крынка», мясо — ОАО «Могилевский мясокомбинат», ОАО «Бобруйский мясокомбинат», зерно — ЧУП «Горецкий элеватор», Шкловский ККЗ, Климовический ККЗ, РУП «Могилевхлебопродукт».

Организация ведет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности собственнику или уполномоченному им органу. За непредставление и искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица несут установленную законодательством ответственность.

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме.

Функции бухгалтерии определены «Должностными функциями работников бухгалтерии» и включают следующее: организация бухгалтерского учета; контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; исчисление и перечисление налогов и сборов, начисление заработной платы работникам, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности в органы управления и другие.

Формой бухгалтерского учета является журнально-ордерная. Кроме этого применяется автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С: Предприятие 7. 7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.

На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета разработан и введен в действие рабочий план счетов, где предусмотрены аналитические счета для ведения учета.

За счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия учетной политикой принято образовывать следующие фонды специального назначения: фонд накопления и фонд потребления. На пополнение собственных оборотных средств принято направлять 30% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В организации принято считать моментом реализации отгрузку товаров и предъявление покупателю расчетных документов. При товарообменных операциях выручкой от реализации принято считать момент отгрузки продукции, если товар от предприятия, в адрес которого отгружается продукция, уже поступил.

Основные экономические показатели деятельности УКСП «Совхоз «Первомайский» за 2009−2010 годы представлены в таблице 1.

Основные экономические показатели приведены на основании данных «Бухгалтерского баланса» формы № 1 за 2009 год; «Отчета о прибылях и убытках» формы № 2 за 2009 год, «Приложения к бухгалтерскому балансу» формы № 5 за 2009 год; «Бухгалтерского баланса» формы № 1 за 2010 год; «Отчета о прибылях и убытках» формы № 2 за 2010 год, «Приложения к бухгалтерскому балансу» формы № 5 за 2010 год;.

Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности УКСП «Совхоз «Первомайский» за 2009−2010 годы

Показатели

2009

2010

Изменение

абсолютное

в%

А

1

2

3

4

1 Объем производства продукции, млн. р.

12 964

12 012

-952

92,66

2 Объем производства продукции растениеводства, млн. р.

7981

6853

-1128

85,87

3 Объем производства продукции животноводства, млн. р.

4983

5159

176

103,53

4 Среднесписочная численность работников, чел.

363

333

-30

91,74

5 Производительность труда

35,71

36,07

0,36

101,01

6 Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. р.

22 025

54 737

32 712

248,52

7 Фондоотдача ОПФ, р. /р.

0,5886

0,2194

-0,3692

37,27

8 Фонд заработной платы, млн. р.

1267

2800

1533

220,99

9 Среднегодовая заработная плата, тыс. р.

533

663

130

124,39

10 Выручка от реализации продукции млн. р.

4559

9829

5270

215,6

11 Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р.

4024

9661

5637

240,08

12 Прибыль от реализации, млн. р.

21

-892

-913

х

13 Рентабельность реализованной продукции, %

0,46

-9,08

-9,54

х

14 Прибыль за отчетный период, млн. р.

1052

1116

64

106,08

15 Чистая прибыль, млн. р.

1013

1116

103

110,17

16 Коэффициент текущей ликвидности

2,02

1,37

-0,65

х

17 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,51

-1,37

0,86

х

На основании таблицы можно сделать следующие выводы по экономическому положению УКСП «Совхоз «Первомайский».

Объем производства продукции в текущих ценах по сравнению с 2009 годом в 2010 году снизился на 952 млн. р. В растениеводстве объем продукции снизился на 14,13%, а в животноводстве объем продукции увеличился на 3,53%. Это произошло за счет приобретения дополнительных голов скота в животноводстве и сокращении посевных площадей в растениеводстве.

Не маловажным показателем в организации является производительность труда, который показывает среднюю выработку рабочего на один час фактической работы. В УКСП «Совхоз «Первомайский» производительность труда увеличилась на 0,36 млн. р. или ее темп прироста составил 1,01%.

Следует также отметить, что произошло увеличение среднегодовой стоимости ОПФ на 32 712 млн. р. или прирост этого показателя составил 148,52%. Данный показатель имеет значительный рост, вследствие присоединения к организации дополнительного хозяйства.

При анализе эффективности использования основных фондов рассчитывается показатель фондоотдачи, который показывает объем товарооборота на каждый рубль учитываемых на балансе основных фондов. В нашем примере фондоотдача имеет тенденцию к снижению на 0,3692 руб. в связи с уменьшением объема производства.

Среднесписочная численность работников в первом периоде 2010 года снизилась на 30 человек и составила 333 человека, что обусловлено сокращением штата. Численность работников также сократилась в связи с введением в эксплуатацию новой техники и оборудования заменяющего труд человека. Среднегодовая заработная плата имеет положительную тенденцию, по сравнению с 2009 годом она возросла на 130 тыс. р. в абсолютном выражении или на 24,39%.

Себестоимость реализованной продукции в динамике лет увеличилась на 5637 млн. р., ее темп прироста составил 140,08%, что произошло за счет увеличения цен на материальные ресурсы, приобретения новой техники и повышения других затрат, включаемых в себестоимость продукции. Соответственно выросла и выручка от реализации на 115,6%.

В организации по сравнению с 2009 годом прибыль от реализации продукции в 2010 году снизилась на 892 млн. р., так как присоединенное хозяйство было убыточным. В то время как в 2009 году этот показатель был положительным, прибыль составляла 21 млн. р. Анализируя чистую прибыль организации можно отметить увеличение на 103 млн. р. по сравнению с 2009 годом.

Рентабельность реализованной продукции является немаловажным показателем деятельности предприятия. Он показывает, какую прибыль приносит организации рубль вложенных средств. В 2010 году показатель составил -9,08%. В то время как в 2009 году данное значение было равно 0,46%.

Следует отметить также ухудшение показателей ликвидности на предприятии. В начале 2009 года коэффициент текущей ликвидности был равен 2,02. А в 2010 года этот показатель составил 1,37, что свидетельствует о том, что УКСП «Совхоз «Первомайский» не достаточно обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств в течение года. Коэффициент текущей ликвидности является основным показателем платежеспособности предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. В рассматриваемой организации этот показатель отрицательный, что значительно ухудшает положение предприятия.

В целом можно сделать вывод, что УКСП «Совхоз «Первомайский» рентабельное предприятие. По сравнению с 2009 годом в 2010 году экономико-финансовое положение организации значительно улучшилось. Возросла среднегодовая заработная плата, что является немаловажным фактором для работников организации, увеличилась прибыль от реализации. Однако произошел спад объема производства продукции. Еще одним усугубляющим показателем в организации является коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Предприятие не достаточно обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности.

1. Бухгалтерский учет

1.1 Учет основных средств

Согласно учетной политике в организации УКСП «Совхоз «Первомайский» к основным средствам относится имущество свыше 10 минимальных заработных плат и сроком эксплуатации более года.

В состав основных средств включаются:

? земельные участки, приобретаемые в собственность;

? многолетние насаждения, достигшие эксплуатационного возраста;

? сельскохозяйственные машины;

? строительный инструмент;

? рабочий скот и животные основного стада;

? жилые дома;

? производственные и непроизводственные здания;

? машины и оборудование и другое.

Для учета основных средств в рабочем плане счетов предусмотрены следующие счета:

01 предназначен для учета основных средств, приобретенных у поставщиков, полученных от учредителей в качестве вклада в уставный фонд, а также полученных безвозмездно, построенных или созданных самой организацией и используемой в деятельности предприятия. На счете 01 отражается наличие и движение собственных основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также полученные в аренду или лизинг.

03 предназначен для учета основных средств, приобретенных для передачи в лизинг.

07 используется для учета стоимости приобретенного или созданного оборудования, требующего монтажа.

08 по дебету которого отражаются и накапливаются суммы фактических затрат, включаемых в первоначальную стоимость объекта основных средств

Приобретение основных средств во всех случаях подлежит отражению на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется их первоначальная стоимость, включая расходы по доставке, установке и монтажу. Оприходование отражается по дебету счета 01 «Основные средства» на основании товарно-транспортных накладных.

Поступление основных средств оформляется товарно-транспортной накладной формы ТТН-1.

22 марта 2011 года на основании товарно-транспортной накладной в организацию поступил автомобиль Вольво 1993 года стоимостью 9 779 678 рублей, а также автошины летние в количестве 5 штук стоимостью 393 505 рублей, автошины зимние в количестве 4 штук стоимостью 395 347 рублей, аккумулятор стоимостью 109 700 рублей.

При получении объекта основных средств на складе поставщика работник должен получить в бухгалтерии доверенность под роспись в журнале регистрации выданных доверенностей. Выдача доверенности производится на основании заявки на получение доверенности, которая выдается руководителем структурного подразделения.

В доверенности указывается фамилия, имя, отчество работника, паспортные данные, а также перечень объектов, которые подлежат к получению.

После получения объектов основных средств работник обязан отчитаться за ранее выданную доверенность, после чего в журнале регистрации делается отметка об использовании доверенности.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств оформляется актом о приемке-передаче основных средств, который составляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Акт составляется отдельно на каждый объект основных средств в двух экземплярах. В нем указывается наименование объекта, инвентарный номер, сведения о состоянии объекта, первоначальная стоимость, срок полезного использования основных средств, способ начисления амортизации и другие характеристики.

При получении автомашины Вольво-440 составлен акт о приемке-передаче объекта основных средств. Инвентарный номер объекта 1 510 013, первоначальная стоимость объекта 9 779 678 рублей.

Если несколько объектов основных средств однотипны, поступили от одного поставщика, по одному сопроводительному документу, имеют одинаковую стоимость и технические характеристики и приходуются под отчет одного материально-ответственного лица, то в организации УКСП «Совхоз «Первомайский» составляется акт о приемке-передаче групп основных средств.

При поступлении оборудования составляется акт о приеме оборудования, где указывается организация-получатель, организация-поставщик, место приема, способ доставки, сведения о времени приема оборудования, сведения о поступившем оборудовании, роспись о получении объекта и другое.

Для обеспечения сохранности каждому объекту присваивается инвентарный номер в серийном порядке. Инвентарный номер проставляется несмываемой краской либо путем прикрепления металлического жетона и сохраняется за объектом в течение всего периода нахождения объекта основных средств в организации.

Бухгалтером по учету основных средств на каждый объект основных средств заводится инвентарная карточка. В ней отражается наименование объекта, инвентарный номер, первоначальная стоимость, срок полезного использования, норма амортизации, а также приводится индивидуальная характеристика объекта. В дальнейшем в карточке отражается изменения, производимые с объектом основных средств.

20 сентября 2010 года на оборудование беспривязного содержания КРС была составлена инвентарная карточка номер 324. Место нахождения объекта основных средств — деревня Головичи, коровник № 2. Инвентарный номер объекта 1 280 014. Первоначальная стоимость — 121 649 190 рублей. После переоценки 01. 01. 2010 года восстановительная стоимость объекта основных средств составила 109 484 271 рублей.

В организации может заводиться инвентарная карточка группового учета объектов основных средств на аналогичные объекты, находящиеся в одном структурном подразделении, у одного материально-ответственного лица. Инвентарные карточки хранятся в картотеке. Картотека ведется по классифицированным группам, а внутри каждой группы по местам нахождения объектов основных средств и по их видам.

Учет движения объектов основных средств ведется в карточке учета движения основных средств. Карточка открывается на всю группу на отчетный год и заполняется на основании инвентарных карточек, используется для учета и составления бухгалтерской и статистической отчетности. А также составляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств.

По арендованным основным средствам карточки не открываются, учет ведется по копиям карточек, прилагаемых арендодателем к акту о приемке-передаче объекта основных средств.

По окончании месяца составляется оборотная ведомость по основным средствам.

Начисление амортизации производится в соответствии с инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов № 180.

Для проведения амортизационной политики в организации создана комиссия, в составе которой бухгалтер по учету основных средств, инженер, экономист. Комиссия выделяет амортизируемое имущество, оценивает техническое состояние, эксплуатационные характеристики и условия функционирования объектов, выбирает и пересматривает нормативные сроки службы и сроки полезного использования исходя из режимов работы, а также пересматривает способы и методы начисления амортизации.

Амортизация основных средств в УКСП «Совхоз «Первомайский» начисляется ежемесячно по каждому инвентарному объекту линейным способом по установленным нормативными документами нормам. Результаты отражаются в ведомости начисления амортизации.

Под воздействием инфляции объекты основных средств обесцениваются и не отражают их реальной стоимости, для чего организация создает источник обновления основных средств.

Переоценка производится по состоянию на 01 января в зависимости от роста стоимости новых основных средств за период, прошедший с момента последней переоценки, если индекс цен, публикуемый национальным статистическим комитетом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки составит 103 и более процентов.

Результаты переоценки основных средств оформляются ведомостью переоценки основных средств, и в конце составляется акт переоценки основных средств.

Ведомость переоценки основных средств составляется по всем объектам основных средств. В ней указывается наименование объекта, инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, коэффициент пересчета, восстановительная стоимость, амортизация, а также остаточная стоимость после переоценки.

В акте результатов переоценки основных средств отражаются сводные данные.

Переоценка объектов производится в соответствии с нормативными актами. Одновременно с переоценкой основных средств переоценивается также сумма начисленного износа.

Пересчет стоимости каждого объекта производится путем умножения первоначальной стоимости на соответствующий коэффициент переоценки. Индексы публикуются после 15 января года соответствующего за отчетным годом. Индексы дифференцированы по классификационным группам и отдельным подгруппам основных средств.

Кроме основных средств переоценке подлежит оборудование, учтенное на счете 07 и незавершенное строительство, учтенное на счете 08.

Переоценку осуществляет комиссия по проведению амортизационной политики.

При внутреннем перемещении объектов основных средств составляется накладная на внутреннее перемещение, где указываются структурные подразделения сдатчика и получателя, наименование объекта основных средств, инвентарный номер, количество, стоимость единицы и всего. Подписывается сдатчиком, получателем и главным бухгалтером.

04 мая 2011 года из деревни Головичи в деревню Яськовщина был передан опрыскиватель стоимостью 37 000 000 рублей. Инвентарный номер объекта 94.

В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные качества, изнашиваются в процессе эксплуатации и требуют работ по восстановлению их свойств.

Текущий ремонт основных средств проводится ежегодно по плану. Однако необходимость его может возникнуть и в случае повреждений, поломок и аварий. Результаты обследования объекта требующего ремонта отражаются в дефектном акте, где приводится обоснование, принятие решения о проведении ремонта. Дефектный акт служит основанием для составления сметы на ремонт.

Ремонт может производиться с привлечением подрядчика, тогда основные средства передаются в ремонт на основании ТТН и собственными силами, в этом случае оформляется накладная на внутреннее перемещение.

Приемка основных средств из ремонта оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. В нем указываются сведения о состоянии объекта основных средств на момент его передачи в ремонт, на реконструкцию или модернизацию, указывается восстановительная стоимость, фактический срок эксплуатации, сведения о затратах на ремонт, а также заключение комиссии о выполнении работ.

По окончании ремонта комбайна Лида 02 февраля 2011 года составлен акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. Стоимость выполненного объема работ составила 3 500 470 рублей. После ремонта стоимость комбайна составила 257 616 018 рублей. По окончании работ объект прошел испытания и сдан в эксплуатацию. Комиссией установлено, что объект готов к использованию.

Выбытие основных средств может происходить по различным причинам:

? в результате полного износа;

? вследствие продажи основных средств юридическим и физическим лицам;

? в результате безвозмездной передачи;

? разрушение объектов основных средств в результате аварии или другого чрезвычайного обстоятельства;

? при выявлении недостачи в результате инвентаризации.

Списание основных фондов оформляется актом о списании объектов основных средств, где отражаются сведения о состоянии объекта на дату списания, а именно фактический срок эксплуатации, дата принятия к бухгалтерскому учету, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации и остаточная стоимость. Во втором разделе акта дается краткая характеристика объекта, приводятся сведения о содержании драгоценных металлов и камней, дается заключение комиссии о результате осмотра основных средств. В третьем разделе указываются сведения о затратах, связанных со списанием и о поступлении материалов от списания основных средств, а также отражается результат от списания.

Для списания автотранспортных средств применяется акт на списание автотранспортных средств. В первом разделе содержатся сведения о техническом состоянии транспортного средства, указываются даты выпуска, ввода в эксплуатацию, капитального ремонта, а также снятие с учета в ГАИ, указывается пробег сначала эксплуатации объекта. Во втором разделе указываются сведения о стоимости транспортного средства: первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость. В третьем разделе приводится краткая характеристика объекта. В четвертом разделе отражаются сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных деталей и узлов. В пятом разделе — сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от списания, а также приводится результат списания.

14 июня 2011 года составлен акт о списании автотранспортных средств комбайна Лида-1300. Причина списания — полная амортизация, выход из строя основных узлов и агрегатов. По окончании разборки принят металлолом в количестве 6000 кг, медь в количестве 5 кг, алюминий в количестве 6 кг.

По выбытии объекта основных средств делается отметка в инвентарной карточке.

Для проверки наличия и состояния объектов основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не ранее 1 ноября отчетного года и не реже 1 раза в год в организации УКСП «Совхоз «Первомайский» проводится инвентаризация. Для проведение инвентаризации в организации назначена постоянно действующая комиссия в составе главного бухгалтера, бухгалтера по учету основных средств, экономиста.

Комиссия проводит осмотр объектов, проверяет соответствие инвентарных номеров на объектах и указанных в документах, а также год выпуска и техническое состояние объектов.

По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись основных средств. Результаты инвентаризации оформляются описью в следующем порядке: указывается номер по порядку, наименование, краткая характеристика объекта, фактическое наличие, а также по данным бухгалтерского учета. Перед началом инвентаризации у материально-ответственного лица берется расписка о том, что он предъявил комиссии все объекты основных средств и все документы на эти объекты. В конце каждого листа описи, указывается общее количество порядковых номеров и общее количество единиц основных средств по листу описи, а также фактическая стоимость. На последнем листе указываются итоги по листу и по описи в целом. Инвентаризационная опись подписывается всеми членами комиссии и передается в бухгалтерию на проверку и бухгалтерскую обработку. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет письменное объяснение у материально-ответственного лица.

В случае выявления отклонений составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, где указывается наименование объекта, его краткая характеристика, год выпуска, номера, а также результаты инвентаризации. Сличительную ведомость подписывает бухгалтер и материально-ответственное лицо, подтверждая, что он согласен с результатом инвентаризации. Окончательное решение принимает руководитель организации либо постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия.

При инвентаризации обязательно проводится проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета.

При инвентаризации незавершенного строительства указывается наименование объекта, объем выполненных работ, проверяется наличие документов.

1.2 Учет производственных запасов

В организации УКСП «Совхоз «Первомайский» для учета оборотных активов используются активные счета 10 «Сырье и материалы» и 11 «Животные на выращивании и откорме».

Для контроля за сохранностью производственных запасов, а также управление ими и составления отчетности анализируемое предприятие осуществляет классификацию сырья и материалов. К счету 10 «Сырье и материалы» в рабочем плане счетов используются следующие субсчета:

10/1 «Сырье и материалы»

10/31 «Топливо на складе»

10/32 «Топливо в баках»

10/4 «Тара и тарные материалы»

10/5 «Запасные части»

10/6 «Прочие материалы»

10/8 «Строительные материалы»

10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

10/10 «Биопрепараты и ветеринарные медикаменты»

10/11 «Удобрения и средства защиты растений».

К сырью и материалам, относятся предметы труда, которые предназначены для переработки.

К топливу относятся все виды жидкого, газообразного и твёрдого топлива. Учёт ведётся по каждому наименованию и марке.

Тара предназначена для транспортировки грузов, тарные материалы — для упаковки готовой продукции.

К запасным частям относятся: комплектующие, приобретённые или изготовленные специально для осуществления ремонта основных средств, специальной оснастки и других средств труда.

К строительным материалам относятся материалы, предназначенные для обработки, переработки или использования при производстве строительных или иных специальных монтажных работ.

К хозяйственному инвентарю и инструментам относятся предметы, которые предназначены для выполнения определённых функций воздействия на предметы труда — инструменты, верстаки, столы.

К биопрепаратам и ветеринарным медикаментам относятся лекарственные ветеринарные препараты для лечения и профилактики скота.

Для хранения материалов и готовой продукции в исследуемой организации на балансе имеется четыре склада, один из которых централизованный. Каждый склад закреплен за материально-ответственным лицом, которое ведет складской учет и сдает документы в бухгалтерию.

УКСП «Совхоз «Первомайский» обеспечивает снабжение материалами от поставщиков на основании заключаемых договоров, где оговариваются условия поставки.

Материалы могут поставляться в организацию самим поставщиком, транспортом перевозчика или организацией покупателя. В любом случае оформляются сопроводительные и расчетные документы.

При получении материалов работником организации ему выдается доверенность, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.

Материалы, поступившие на склад, должны быть зарегистрированы в журнале учета поступающих грузов, где указывается номер и дата сопроводительного документа, наименование поставщика и наименование груза. Материалы принимаются по фактическому количеству и качеству, а также условий договора.

При приемки материалы подлежат проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству указанных в сопроводительных документах.

Оценка материалов производится по покупным ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы на остаток материалов не относятся, а списываются на издержки производства в момент оприходования материалов.

В состав транспортно-заготовительных расходов включаются:

? расходы по погрузке и транспортировке материалов;

? расходы, связанные с оплатой труда работников, занимающихся заготовкой материалов, приемкой, хранением и отпуском в местах заготовки, включая отчисления;

? расходы на командировки по заготовлению материалов;

? комиссионные вознаграждения за услуги снабженческим и посредническим организациям;

? плата за хранение у перевозчика и другие.

Оприходование материалов оформляется в книге прихода товарно-материальных ценностей, где отражается дата поступления материалов, номер сопроводительного документа, наименование поступивших материалов, количество, цена и сумма. На каждый вид материалов заводится номенклатурный номер.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» 14 июня по ТТН № 484 300 от «Технолог-М» поступил гидромотор ГМШ-32-А ценой 500 000 рублей. Кладовщик произвел запись в книгу прихода товарно-материальных ценностей.

Материалы могут поступать на склад от подотчётных лиц. Для этого работнику организации выдаются из кассы наличные деньги по расходно-кассовому ордеру, затем он должен сдать сырьё и материалы на склад, на что выписывается приходный ордер, и одновременно сдать в бухгалтерию авансовый отчёт, к которому должны быть приложены подтверждающие документы, т. е. чек и квитанция. Либо только чек, если он содержит все необходимые реквизиты, характеризующие приобретённые ценности.

На склад сырьё и материалы могут поступать из цехов, участков, других подразделений. В этом случае выписывается накладная на внутреннее перемещение сырья и материалов. Она же выписывается при передаче ценностей. В накладной указывается отправитель и получатель, корреспондирующий счет, наименование материала, номенклатурный номер, количество, цена и сумма. Накладная подписывается сдатчиком и получателем.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» материалы отпускаются по количеству или весу в зависимости от вида материалов в соответствии с нормами их расхода. Отпуск оформляется лимитно-заборной картой. Лимитно-заборная карта позволяет контролировать отпуск сырья и материалов и соблюдение лимита.

11 марта 2011 года Лосеву Анатолию Александровичу выдана лимитно-заборная карта на горюче-смазочные материалы в размере 100 литров на вторую декаду месяца. Водителем было израсходовано 75 литров бензина Н-80 и 10 литров бензина АИ-92.

Отпуск сырья и материалов, потребность в которых возникает периодически, оформляется ведомостью на получение материалов.

02 июня Бабкову Петру Николаевичу согласно ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов выдано: наконечник ручной тяги в количестве 4 штук по цене 10 000 рублей, рукавицы хлопчатобумажные в количестве 2 штук по цене 2249 рублей, сальник в количестве 2 штук по цене 3750 рублей, подшипник в количестве 2 штук по цене 25 000 рублей, гидроусилитель в количестве 1 штуки по цене 1 416 666 рублей. Итого работнику было выдано запасных частей на сумму 1 518 664 рублей.

В большей части в организации УКСП «Совхоз «Первомайский» отпуск материалов осуществляется на сторону, для чего заключается договор с покупателем, выписываются товарно-сопроводительные документы. Для получения материалов представитель покупателя должен иметь при себе доверенность.

В результате негодности, по истечении сроков хранения либо если они морально устарели, производится списание материалов. В данном случае составляется акт на списание материалов, где указывается наименование, стоимость, срок хранения, причины списания, а также информация о взыскании недостачи с виновных лиц.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» 15 июня 2011 года в результате износа были списаны перчатки в количестве 50 штук по цене 3820 рублей и куртки специального назначения в количестве 4 штук по цене 70 000 рублей. В итоге было произведено списание на сумму 471 000 рублей.

В конце месяца составляется сальдовая ведомость в разрезе субсчетов, где указывается остаток на начала месяца, приход материалов, расход материалов, остаток на конец материалов.

В июне 2011 года остаток запасных частей на начало месяца составил 163 303 197 рублей, приход запасных частей от поставщиков в сумме 31 303 773 рублей, от подотчетных лиц 34 100 рублей, расход запасных частей составил 24 056 087 рублей. Таким образом, остаток на конец месяца равен 170 584 983 рублей.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» инвентаризация сырья и материалов производится постоянной комиссией, назначенной приказом руководителя организации в плановом порядке, либо в неплановом.

Инвентаризация сырья и материалов проводится не реже одного раза в год в обязательном порядке. Производится также при смене собственника, реорганизации организации, при смене руководителя или главного бухгалтера, материально ответственных лиц.

В состав комиссии входит заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по учету материалов, материально ответственные лица, с которыми при назначении на должность заключаются договора о полной материальной ответственности.

Председателю комиссии выдается приказ или распоряжение на выполнение инвентаризации, инвентаризационные описи. У материально ответственного лица берется перед началом инвентаризации, после предъявления ему приказа, подписка о том, что он предъявляет все приходные и расходные документы по складу, кладовой.

Материальные ценности проверяются путем их пересчета, взвешивания, другими методами в присутствии МОЛ. Вся информация записывается в инвентарную опись, которая параллельно ведется в 2−3-х экземплярах счетным работником и 1 экземпляр МОЛ, в следующем порядке: номер п. /п., наименование, количество, в конце каждого листа прописью проставляется количество порядковых номеров ценностей и их количество, это же записывается в целом по описи. Инвентарную опись подписывают все члены комиссии и в конце инвентаризации у МОЛ берется подписка о том, что он предъявил все ценности и претензий к комиссии не имеет. После этого инвентаризационная опись передается в бухгалтерию на проверку и обработку, где проставляется цена, рассчитывается сумма, подсчитываются общие итоги, сравниваются с учетными данными, выводят общие итоги инвентаризации сырья и материалов, которыми могут быть тождество данных, излишки, недостатки.

Бухгалтерия составляет сличительные ведомости, в которых указывается номенклатурный номер материала, наименование, сумма фактическая, сумма по данным инвентаризации, выводятся результаты по каждому наименованию: может быть выявлена пересортица, то есть по одному наименованию сырья и материалов, но по разным сортам, категориям, другим параметрам может быть одновременно излишки и недостачи другого. Разрешается зачитывать при пересортице недостачи излишками с разрешения руководителя только в пределах одного МОЛ, по одному и тому же наименованию сырья и материалов.

1.3 Учет денежных средств и расчетных операций

В РБ в организациях учет денежных средств регламентируется законодательно. Безналичные расчеты, которые возникают в процессе деятельности в связи с организацией снабжения, производства, работ, услуг, сбыта продукции, составляют значительную часть деятельности любой организации. Безналичные расчеты ведутся по определенной форме, установленной Национальным банком Республики Беларусь.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» денежные средства как собственные, так и заемные, за исключением лимитированных остатков наличных денег в кассе организации хранятся на счете в банке. Большинство расчетов организация осуществляет через свой банковский счет путем перечисления или перевода денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций.

В организации обслуживающим банком является отделение ОАО «Белагропромбанк» г. Горки РКЦ № 1 в г. п. Дрибин.

С расчетного счета производятся платежи организации, оплата поставщикам, погашение задолженности перед бюджетом и кредиторами, получение денежных средств в кассу и другие. Списание денежных средств с расчетного счета банк осуществляет на основании приказа руководителя организации. Прием и выдача денежных средств производится на основании платежного поручения, платежного требования или платежного требования-поручения.

27 июля 2011 года УКСП «Совхоз «Первомайский» составил платежное поручение банку о перечислении 250 000 000 рублей с расчетного счета в адрес ОАО «Экомол» Оршанского района. Назначением платежа является предоплата за зерно по договору 214/11 от 22. 07. 2011 г.

Ежедневно обслуживающий банк организации при осуществлении очередной банковской операции выдает выписку с расчетного счета. В выписке указывается номер счета, дата выписки, за какой период дана выписка, остаток денежных средств на счете организации на начало периода, поступления по каждой операции по кредиту счета и списание денежных средств по дебету счета, а также остаток денег на конец периода по кредиту счета.

Сохраняя денежные средства организации, банк является должником, поэтому остатки денежных средств и поступления записываются по кредиту, а списание, выдача наличных — по дебету.

24 июня 2011 года отделением ОАО «Белагропромбанк» была предоставлена выписка из расчетного счета. Входящий остаток 23 июня 2011 года составил 89 430 рублей, поступления составили 341 030 988 рублей, расходования денежных средств не было. Итого исходящий остаток составил 341 120 418 рублей.

Бухгалтер проверяет соответствие остатка на начало периода с остатком на конец по предыдущей выписке. Далее подбираются все оправдательные документы, проставляются бухгалтерские проводки, а в выписке возле каждой суммы проставляется корреспондирующий счет.

Для каждой выписки в учетных регистрах отводится отдельная строка, т. е. в журнале-ордере № 2 заполняется столько строк, сколько получено выписок. Суммы по одинаковым корреспондирующим счетам складываются и записываются одной суммой.

Кроме безналичных расчетов в организации осуществляются расчеты с наличными денежными средствами.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций и расчётов наличными денежными средствами и расчётами Республики Беларусь, утверждёнными Национальным банком от 26 марта 2003 г. № 57.

В соответствии с ними касса организации оборудована в отдельном помещении, где находится металлический сейф для хранения наличности.

Кассовые операции производит кассир, являющийся материально-ответственным лицом. Он несет ответственность за сохранность денежных средств и денежных документов. С кассиром заключен договор о полной материальной ответственности.

До 01. 07. 2011 года любая организация, в том числе и УКСП «Совхоз «Первомайский», могла иметь в кассе наличные деньги в пределах лимита. Лимит устанавливался ежегодно по заявке организации. Всю денежную наличность сверх лимита предприятие ежедневно сдавало в учреждение банка. Превышение лимита допускалось в кассе только в дни выдачи заработной платы и выплат, связанных с ней не свыше трех рабочих дней включая день получения денег в банке.

Согласно заявке на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу УКСП «Совхоз «Первомайский» на 2011 год испрашивает лимит в размере 35 000 белорусских рублей. В заявке указываются суммы поступивших денежных средств за предшествующие три месяца, а также рассчитывается среднедневной оборот по кассе. Наличная выручка за последние три месяца составила 25 380 700 белорусских рублей. Среднедневной оборот равен 164 810 белорусских рублей.

Банком предоставлено решение об установлении лимита в размере 35 000 рублей. В решении банка также указываются цели, на которые организация может использовать денежные средства.

01. 07. 2011 года лимитирование кассы отменено законодательно.

В банке регулярно проверяется целевое использование наличных денег.

Приход наличных денег оформляется приходным кассовым ордером формы КО-1, который подписывается главным бухгалтером и кассиром. Приходный кассовый ордер является бланком строгой отчетности. При приеме наличных денег плательщику выдается корешок приходного кассового ордера, скрепленный печатью.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» 03 июня 2011 года за выданное молоко населению в кассу от Сазоновой А. П. принято за 35 литров 46 200 рублей. Поступление денежной наличности оформлено приходным кассовым ордером № 1 408 423 от 03. 06. 2011 года.

Выдача наличных денег производится по расходному кассовому ордеру формы КО-2. В расходном кассовом ордере указывается, кому и на какие цели выдана сумма денежных средств, паспортные данные получателя, расписка о получении денег. Расходный кассовый ордер подписывает руководитель, главный бухгалтер, кассир и лицо, получившее денежные средства. К расходному кассовому ордеру должны быть приложены оправдательные документы.

03 июня 2011 года из кассы организации сдана выручка в банк в размере 430 000 рублей. На данном основании оформлен расходный кассовый ордер № 288. К расходному кассовому ордеру приложена квитанция № 5 от 03. 06. 2011 года о том, что в банк зачислена сумма в размере 430 000 рублей от УКСП «Совхоз «Первомайский».

Учет кассовых операций, все поступления и выдача денежных средств регистрируется в кассовой книге. В кассовой книге все страницы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи в книге ведутся в двух экземплярах под копировальную бумагу. Лист кассовой книги состоит из двух частей. Одна часть отрывная, вторая остается в книге. Отрывная часть служит отчетом кассира, к которому прикрепляются все первичные подтверждающие документы и сдаются в бухгалтерию.

Кассовые отчеты проверяются бухгалтерией, и на их основании составляется журнал-ордер № 1 по кредиту счету 50 «Касса».

В июне 2011 года остаток на начало месяца в кассе составил 15 840 рублей, поступления составили 93 827 080 рублей, в том числе с расчетного счета 91 969 650 рублей, в качестве выручки 821 380 рублей, от разных дебиторов 1 036 050 рублей. Из кассы было израсходовано 93 829 390 рублей. Таким образом, остаток денежных средств в кассе составил 13 530 рублей.

В УКСП «Совхоз «Первомайский» инвентаризация кассы производится комиссией, назначенной приказом руководителя два раза в месяц. В состав комиссии входит главный бухгалтер, бухгалтер и ревизор. Инвентаризация проводится комиссией в присутствии кассира, при этом полностью проверяется наличные деньги, денежные документы. В результате инвентаризации составляется инвентаризационная опись.

До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства включены в отчет и сданы в бухгалтерию; все денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

При проверке кассовых отчетов и приложений к ним, приходных и расходных документов ревизор должен сопоставить номера последних приходных и расходных ордеров с записями в журнале регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются на счете 60 на основании документов, подтверждающих возникновение задолженности перед поставщиком, сопроводительных документов на получение от них товарно-материальных ценностей, выполненных ими работ, оказанных услуг, предъявляемых счетов. Все условия оговариваются в договоре.

Документами, подтверждающие возникновение задолженности являются ТТН-1, акт выполненных услуг, счет-фактура.

На основании счет-фактуры № 1 от 10. 03. 2011 года в организации образовалась задолженность за транспортные услуги транспортом от ОАО «Бабушкина крынка» за февраль 2011 года по ТТН 66 084 от 04. 02. 2011 года в сумме 74 564 рублей с учетом НДС.

На счете 60 обобщается информация о расчетах за:

? товарно-материальные ценности, работы, услуги, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате;

? излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при приемке от поставщика;

? услуги связи и другие услуги;

? выданные авансы под поставку материальных ценностей, оплату работ при полной или частичной готовности.

Аналитический учет по счету 60 в УКСП «Совхоз «Первомайский» ведется по каждому поставщику и подрядчику, при этом такое построение обеспечивает возможность получения данных в разрезе поставщиков по неоплаченным в срок суммам, по выданным векселям, по полученному коммерческому кредиту.

Возникновение задолженности поставщика за полученные материальные ценности оформляются бухгалтерской проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Сырье и материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары»

Кредит 60 «Поставщики и подрядчики» — на стоимость без НДС.

Дебет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Поставщики и подрядчики» — на сумму НДС.

Оплата счета поставщиком производиться по разным формам безналичного расчета, что отражается на основании выписок с банковских счетов:

Дебет 60 «Поставщики и подрядчики»

Кредит 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета».

Либо расходным кассовым ордером, что отражается записью:

Дебет 60 «Поставщики и подрядчики»

Кредит 50 «Касса».

Оплаченный НДС поставщику отражается на основании отраженной в книге покупок товарно-материальных ценностей организации об оплате записью:

Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

Кредит 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Перечисление поставщиком авансов в счет оплаты будущих поставок товарно-материальных ценностей отражается в организации на основании выписки с соответствующего банковского счета:

Дебет 60/расчеты по авансовым платежам

Кредит 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета».

Получение ценностей отражается записью:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Сырье и материалы», 41 «Товары», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 60 «Поставщики и подрядчики»? на стоимость без НДС

Дебет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Поставщики и подрядчики» — на сумму НДС.

Затем зачитывают выданный аванс проводкой:

Дебет 60 «Поставщики и подрядчики»

Кредит 60/расчеты по авансам выданным.

В организации может производиться зачет взаимных требований при товарообменных операциях. В этом случае составляется акт зачета взаимных требований и в учете делается бухгалтерская запись:

Дебет 60 «Поставщики и подрядчики»

Кредит 62 «Покупатели и заказчики».

Бухгалтерия должна контролировать расчеты с поставщиками с целью обеспечения их своевременности и правильности, т. к. за нарушение договорных условий предусматриваются штрафные санкции, приносящие прямые убытки организации. Для этого организация ежемесячно запрашивает акты сверок у своих кредиторов и дебиторов.

По состоянию на 20. 06. 2011 года между ООО «Тениза» и УКСП «Совхоз «Первомайский» сальдо на 01. 01. 2011 года составляет 2 802 993 рублей в пользу ООО «Тениза». Поступление от ООО «Тениза» составило 22 173 081 рублей, выбытие от УКСП «Совхоз «Первомайский» составило 11 500 000 рублей. Сальдо на 20. 06. 2011 года составляет 13 476 074 в пользу ООО «Тениза».

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в журнале-ордере № 6.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками рабочим планом счетов предусмотрен счет 62.

Хозяйственные операции по отгрузке продукции и товаров, по выполнению работ, оказанию услуг, оформляется соответствующими договорами.

Аналитический учет при полной журнально-ордерной форме ведется в типовой ведомости № 16 в следующем порядке:

? номер и дата первичного документа, на основании которого отражаются расчеты с покупателями

? наименование покупателя

? сумма его долга

? отдельно может выделяться стоимость тары

? сумма транспортных расходов, оплаченных покупателем.

В организации учетной политикой предусмотрен метод учета реализации по отгрузке, поэтому на стоимость отгруженной продукции с НДС составляется запись:

Дебет 62 «Покупатели и заказчики»

Кредит 90 «Реализация».

В УКСП «Совхоз «Первомайский» в соответствии с законодательством создан резерв по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв создается на основании результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, что подтверждается актом сверки расчетов.

Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой