Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с концепцией МСФО

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений большую роль играет анализ финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятие, приобретая самостоятельность, несет полную ответственность за результаты своей деятельности. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского учета, пассивы и активы баланса, их взаимосвязь и структура.

Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным баланса. Поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте.

Баланс позволяет дать общую оценку изменения имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) средства и внеоборотные (иммобилизованные) средства, изучить динамику структуры имущества; отвечает на вопрос, что представляет собой предприятие на данный момент согласно используемой учетной политике.

По данным баланса можно проследить, в результате чего сложилось то или иное положение организации. Для понимания содержащейся в нем информации важно иметь представление не только о структуре бухгалтерского баланса, но и знать основные логические и специфические взаимосвязи между отдельными показателями.

Не менее существенное значение в понимании содержания бухгалтерского баланса имеет последовательность его чтения, а также непременное знание отдельных ограничений, присущих только бухгалтерскому балансу. Поэтому чтение бухгалтерского баланса и анализ финансового состояния предприятия является актуальной темой в современных условиях.

Современное содержание актива и пассива ориентировано на предоставление информации ее пользователям, прежде всего внешним пользователям.

Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности, формирование собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли предприятия.

Значение и роль баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форма бухгалтерской отчетности.

Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержаться в балансе. Если в указанных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции.

Баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состояние организации, из баланса они узнают, чем собственник владеет, т. е. в каком количественном и качественном соотношении находиться тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться.

Бухгалтерский баланс является завершающим этапом учетного процесса на предприятии, в учреждении. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия.

Учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). Бухгалтерский баланс является базой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следовательно, он занимает важную роль в анализе финансового состояния организации.

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия дать рекомендации по совершенствованию организации работ при составлении отчетности на предприятии, что позволит в итоге улучшить финансовое состояние предприятия, предложить направления по организации аналитической работы, провести расчет коэффициентов ликвидности, платежеспособности, провести анализ финансовой устойчивости предприятия.

Исходя из указанной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть значимость бухгалтерского баланса как элемента информационной системы управления исследуемого предприятия;

— исследовать содержание, правила составления и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

— рассмотреть особенности содержания и структуры бухгалтерского баланса в международной практике;

— изучить методику составления годовой бухгалтерского баланса на ЧТУП «Бест тойс маркет»;

— провести анализ состава и структуры бухгалтерского баланса, оценить финансовую устойчивость, платежеспособность ЧТУП «Бест тойс маркет».

— провести совершенствование баланса объекта исследования в соответствии с МСФО

В данной дипломной работе объектом исследования является организация учетного и аналитического процесса на ЧТУП «Бест тойс маркет».

Предметом исследования является организация составления и анализ бухгалтерской отчетности.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

1.1 Отчетность предприятия в современных условиях

Предприятия ежедневно совершают множество хозяйственных операций, которые оформляются первичными документами и отражаются в учетных регистрах. Логическим завершением учетного процесса является составление бухгалтерской отчетности, которая необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки ликвидности, эффективности деятельности предприятия, при выборе партнеров [14, с. 126].

Учетные данные двигаются в процессе учета от хозяйственных операций непосредственно к формам бухгалтерской отчетности, проходя при этом несколько ступеней учета, в каждой последующей из которых более высок уровень обобщения информации. В процессе этого движения стоимостные и натуральные показатели приобретают черты наглядности и удобства в использовании.

На нижней ступени учетного процесса информация вносится и группируется в виде различного рода первичных документов. После соответствующей группировки данные попадают в регистры аналитического учета, причем распределение данных здесь может осуществляться по самым разным признакам, в зависимости от вида аналитического регистра. Следующей стадией обобщения информации являются регистры синтетического учета, которые в последствии находят свое отражение в формах отчетности предприятия.

Отчетность представляет собой определенную систему показателей, отражающих результаты экономической и другой деятельности предприятия за отчетный период. Данные отчетности используются для экономического анализа деятельности предприятия, в процессе которого оцениваются итоги хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Вместе с тем отчетность необходима для тактического и стратегического руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования [1, с. 200].

Качество отчетности определяется ее полнотой, своевременностью и правильность данных. Отчетность должна точно отражать на дату ее составления итоги работы производственной, торговой и хозяйственно-финансовой и другой деятельности предприятия.

Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Министерством финансов и Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, областям, по народному хозяйству республики в целом. Следует отметить, что международными и национальными стандартами большинства развитых стран единая и обязательная структура отчетности, как правило, не предусматривается.

Применительно к нашей отечественной отчетности ее структура, по нашему мнению, также не должна быть строго регламентирована. Должен быть определен лишь перечень и экономическое содержание основных показателей с присвоением соответствующих кодов; степень детализации должна определяться самостоятельно предприятием с учетом ее специфических особенностей.

В соответствии с Порядком заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, баланс составляется в денежной единице Республики Беларусь. При этом следует иметь в виду, что стоимость имущества и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в денежную единицу Республики Беларусь. Пересчет стоимости имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в денежную единицу Республики Беларусь производится по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения операции [15, с. 126].

Под пользователем отчетности понимается субъект (физическое или юридическое лицо или соответствующий государственный орган), обращающийся за получением необходимой информации. Отчетность позволяет пользователям получить информацию, с помощью которой они принимают решения. Поэтому к отчетности предъявляются определенные требования — обязательность составления и своевременность представления, достоверность показателей отчетности, единство для всех предприятий конкретной отрасли, сравнимость фактических показателей с плановыми, ясность, доступность, экономичность [16, с. 117].

Пользователями финансовой отчетности вообще и бухгалтерского баланса в частности, являются инвесторы, кредитные учреждения и кредиторы, поставщики и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти. Пользователи отчетности отражены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1? Основные пользователи отчетности организации

Отличие бухгалтерского баланса от других форм отчетности состоит, прежде всего, в его универсальности. Информация, в нем содержащаяся, применяется во всем диапазоне исследований положения предприятия, всеми категориями пользователей. Разумеется, существуют потребители, информации которых один только баланс, ввиду требуемой глубины исследования и необходимых для него данных, удовлетворять не может, поэтому, данные баланса очень часто дополняют данными других форм отчетности и показателями, рассчитанными на их основе. Однако и сам по себе баланс способен предоставить сведения для глубокого и разностороннего рассмотрения деятельности предприятия [18, с. 42].

Известно, что баланс, как и любая другая форма бухгалтерской отчетности основан на принципе соответствия вложенной и востребованной информации. Суть этого принципа заключается в двух утверждениях: во-первых; в форму отчетности данные должны включаться в той форме и в таком объеме, в какой они необходимы и не приносят ничего кроме пользы, во-вторых; пользователь информации должен быть уверен в том, что объем и форма представленных данных не введут его в заблуждение. Другими словами, бухгалтерская отчетность и баланс, как ее типовая форма, не должны способствовать ошибочной интерпретации данных.

С другой стороны, алгоритмы проведения балансового анализа обычно достаточно просты, что делает современный баланс доступным для лиц, не имеющих бухгалтерского образования, поскольку, для получения основных ориентиров в оценке финансового состояния не требуется досконального знания логических и информационных взаимосвязей между статьями.

Современный бухгалтерский баланс имеет и другие преимущества. Показатели, представленные в нем легко поддаются исследованиям по методикам, принятым на Западе. Разумеется, вопрос о гармонизации бухгалтерского учета и унификации отчетности еще очень далек от разрешения и это не является проблемой только нашей страны.

В условиях нашей страны результат деятельности часто зависит от случайных неэкономических факторов, поэтому основой принятия управленческих решений по самым разным аспектам, является бухгалтерский баланс [27, с. 35].

Широкий диапазон исследования, удобство и простота этих исследований, возможность регулировать глубину работ и возможность замены алгоритма оценки какой-либо характеристики финансово-хозяйственной деятельности, замены одних показателей, необходимых для оценки, другими, делают бухгалтерский баланс формой отчетности универсальной, главной и незаменимой.

Все эти свойства баланса делают его важнейшим источником информации для всех категорий пользователей, вне зависимости от того, являются ли они внутренним или внешним, с прямым или косвенным интересом, роль баланса огромна везде.

С помощью этой формы отчетности строится финансовое планирование, на ее основе оцениваются коммерческие риски, определяются способности руководителей предприятия сохранять и приумножать имущество этого предприятия, координировать деятельность хозяйств.

Функции, выполняемые балансом очень разнообразны, а его свойства обусловили отношение к нему пользователей, отношения, которым сегодня не может располагать ни одна другая форма отчетности.

Чтобы по завершении финансового года правильно составить годовой бухгалтерский отчет и исключить потери времени на переделывание ранее выполненной работы, заключительные учетные процедуры, предваряющие заполнение годового бухгалтерского отчета, надлежит выполнять в определенной последовательности [28, с. 22].

После проведения серии подготовительных работ составляется бухгалтерская и финансовая отчетность [24, с. 53].

Заголовочная часть форм должна содержать следующие данные:

— полное наименование организации, по этому коду указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке) и идентификационный код согласно Общегосударственному классификатору «Юридические лица и индивидуальные предприниматели» (ОКЮЛП);

— номер государственной регистрации организации в Едином государственном реестре плательщиков налогов (УНП);

— вид деятельности согласно Общегосударственному классификатору «Виды экономической деятельности» (ОКЭД);

-организационно-правовую форму организации согласно Общегосударственному классификатору «Организационно-правовые формы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ОКОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по ОКОПФ, а в правой — код формы собственности согласно Общегосударственному классификатору «Формы собственности» (ОКФС);

-наименование органа управления, на который возложены координация и регулирование деятельности организации и которому направляется бухгалтерская отчетность согласно Общегосударственному классификатору «Органы государственной власти и управления» (при указании органов государственного управления) или Общегосударственному классификатору «Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов» (при указании организации иного подчинения) (СООУ);

— полный почтовый адрес организации;

— отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности производятся в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой. Реквизит «Контрольная сумма» организацией заполняется в случае передачи бухгалтерской отчетности по телеграфу.

Контрольная сумма определяется как сумма всех показателей по всем формам отчетности [8, с. 212].

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Согласно Правилам составления и представления бухгалтерской отчетности все организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с учредительными документами:

— учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества;

— вышестоящим республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а также органам, имеющим в уставном фонде организации долю государственной собственности;

— другим республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, Правительству Республики Беларусь, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Представляется годовая отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством республики Беларусь, а квартальная — в случаях, предусмотренных законодательством республики Беларусь, — не ранее 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года [9, с. 35].

Таким образом, отчетность предприятия позволяет:

определить общую стоимость имущества предприятия, стоимость оборотных средств, величину собственных и заемных средств;

установить излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, при этом имеется возможность определить обеспеченность предприятия собственными и заемными источниками;

оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способно ли оно своевременно и полностью рассчитаться по обязательствам;

установить ликвидность баланса, т. е. степень покрытия обязательства предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств;

определить наиболее ликвидные активы, быстрореализуемые активы, медленно реализуемые активы и труднореализуемые активы;

установить наиболее срочные обязательства предприятия, краткосрочные кредиты и заемные средства, а также долгосрочные кредиты и заемные средства, что особенно важно для предприятия, работающего в условиях рынка в окружении предприятий-конкурентов.

Следовательно, главная целевая установка бухгалтерской отчетности состоит в оценке финансового состояния и выявления возможностей повышения эффективности функционирования хозяйственной единицы.

1.2 Сущность, значение и классификация отчетности предприятия

Понятие «отчетность» имеет собирательное значение и означает совокупность нескольких отчетов, а также процесс их составления и доведения до пользователей. Отчет — означает сообщение, доклад кому-либо (пользователю) о проделанной работе и определенных действиях и результатах.

Отчетность составляется на основании данных для всех видов текущего учета: бухгалтерского, статистического и оперативно-технического. Именно благодаря этому обеспечивается возможность получения на ее основе разносторонней информации о хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и результатах финансово-хозяйственной деятельности для пользователей отчетности [12, с. 325].

Правильно и вовремя составленная отчетность способствует охране собственности, поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению накопления и укреплению финансового состояния предприятия, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.

Значение финансовой отчетности состоит в том, что содержащаяся в ней информация используется прежде всего самими предприятиями, составившими отчетность, для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, выявления недостатков в работе и определения возможностей повышения эффективности использования ресурсов. Отчетные показатели служат базой для разработки текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности предприятия. Они используются также: учредителями, акционерами, поставщиками, заказчиками, инвесторами и другими юридическими и физическими лицами при решении вопросов установления хозяйственных связей с предприятием, вложения средств в его активы, размещение заказов и т. п.; финансовыми органами и внебюджетными фондами для контроля за правильностью исчисления налогов, сборов, отчислений, предусмотренных действующим законодательством; производственными объединениями, ассоциациями, концернами, министерствами, ведомствами для получения итоговых данных по основным показателям их деятельности, установления степени выполнения планов, составления перспективных и текущих планов, выявления внутренних резервов роста, прибыли и рентабельности производства; статистическими органами для свода и получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом.

В связи с большим значением отчетности к ней предъявляются строгие требования. Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» Республики Беларусь предусмотрены основные принципы составления отчетности, представленные на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Основные принципы составления отчетности предприятия.

Несоблюдение указанных требований рассматривается как неправильное составление отчетности. Все виды отчетности тщательно анализируются. По данным отчетности разрабатываются мероприятия по улучшению технико-экономических показателей производства. Классификация отчетности организации представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 — Классификация отчетности организации

По видам отчетность делится на оперативную, статистическую, бухгалтерскую, налоговую [11, с. 4].

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри субъекта хозяйствования в момент совершения хозяйственной операции или сразу же после ее завершения. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, производства важнейших видов продукции, соблюдения условий договора, финансовом положении субъекта хозяйствования.

Статистическая отчетность представляет собой предназначенную для статистического изучения хозяйственной реальности систему количественных и качественных показателей, измерение и обобщение которых не характерны для бухгалтерского учета. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования. С помощью статистической отчетности контролируются реализация, планы по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнения норм выработки, динамики производительности труда и т. д. Она составляется на основании данных статистического и оперативного учета и бухгалтерской отчетности по единой методике и единым формам при централизованном руководстве и полной регламентации со стороны государственных органов — Министерства статистики и анализа, Министерства экономики, Министерства финансов и соответствующих министерств по подчиненности.

Бухгалтерская отчетность отражает показатели производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Она составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами, используя данные оперативной и статистической отчетности. Существуют единые формы бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и представления для предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, являющихся юридическими лицами, независимо от форм собственности.

В соответствии со статьей два Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату [49, с. 57].

Бухгалтерская отчетность служит источником информации для внешних и внутренних пользователей. Изучение и анализ данных такой отчетности позволяют:

принять решение о целесообразности партнерских отношений с поставщиками, покупателями, подрядчиками, кредиторами, дебиторами и т. п. ;

избежать рискованных инвестирований (заимствований и вложений) в другие субъекты хозяйствования;

выработать и применить механизм расчетов с некоторыми партнерами (векселя, аккредитивы и т. п.);

оценить целесообразность приобретения на определенных условиях активов;

учесть финансовое положение потенциальных партнеров при решении краткосрочных и долгосрочных проектов;

оценить возможные коммерческие и предпринимательские риски и др.

Налоговая отчетность содержит показатели субъекта хозяйствования по исчисленным налогам, сборам и отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также задолженность по ним [51, с. 42].

По периодичности составления отчетности различают годовую и внутригодовую. Внутригодовая — включает отчетность за день, пятидневку, квартал, полугодие. Ее называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — периодической бухгалтерской отчетностью.

По периодичности бухгалтерская отчетность составляется за квартал, полугодие и девяти месяцев. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ периодической отчетности позволяет определить и быстро исправить недостатки в работе, предотвратить их накопление в дальнейшем. Годовая бухгалтерская отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и финансовые результаты работы субъекта хозяйствования.

По значению отчетность подразделяется на общегосударственную и внутрихозяйствующую. Общегосударственная отчетность включает данные производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, которые нужны для анализа развития экономики республики. Внутрихозяйствующая отчетность содержит показатели, необходимые для контроля за работой цехов, участков, смен, бригад, структурных подразделений за определенный период времени, а также краткие сведения о выполнении плана по выпуску и отгрузке продукции, работе оборудования и т. п. [48, с. 28]

В зависимости от объема отчетность бывает первичной и сводной. Первичные отчеты составляются по данным текущего учета. Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями, статистическими органами по территориальному признаку и отраслям производства путем обработки первичной отчетности представивших ее субъектов хозяйствования. Такая отчетность содержит обобщенные показатели деятельности вышестоящей организации. В сводные отчеты включается отчетность подчиненных ей субъектов хозяйствования на конец отчетного периода. Сводная отчетность составляется по тем же формам, что и отчетность субъектов хозяйствования. Большинство показателей определяется суммированием соответствующих показателей отчетных форм субъектов хозяйствования. Отдельные показатели определяются расчетно.

По объему сведений в свою очередь различают частную и общую. Частная отчетность включает информацию о работе субъекта хозяйствования на одном каком-то участке его деятельности. Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования в целом.

В зависимости от назначения отчетности она может быть внешней и внутренней. Внешняя отчетность предназначается для внешних пользователей — заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности, имущественном положении. К внешним пользователям финансовой отчетности с косвенным интересом относятся органы, уполномоченные управлять государственной (республиканской и коммунальной) собственностью, налоговые органы, органы государственной статистики, аудиторы. Внутренняя отчетность предназначается, в основном, для администрации с целью осуществления контроля и принятия соответствующих решений по управлению производством. В зависимости от выполняемых функций и должности пользователями отчетности будут являться собственники, совладельцы, совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты структурных подразделений.

По способу отправления отчетность делится на постовую, телеграфную и доставляемую исполнителем. По срокам хранения отчетность подразделяется на постоянного срока хранения и временного срока хранения.

Состав типовых форм бухгалтерской отчетности, их показатели, а также порядок заполнения отчетности утверждаются Министерством финансов республики. Специализированная форма отчетности, их показатели и порядок заполнения утверждаются министерствами и ведомствами. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, областям, по народному хозяйству республики в целом.

Следует заметить, что международными учетными стандартами и национальными стандартами большинства развитых стран единая обязательная структура отчетности, как правило, не предусматривается. Применительно к нашей отечественной отчетности ее структура, по нашему мнению, также не должна быть строго регламентирована. Должен быть определен лишь перечень и экономическое содержание основных показателей с присвоением соответствующих кодов, степень детализации должна определяться самостоятельно предприятием с учетом специфических особенностей.

В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

— форма № 1"Бухгалтерский баланс";

— форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

— форма № 3 «Отчет об изменении капитала»;

— форма № 4"Отчет о движении денежных средств";

— форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

— форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», которую представляют только некоммерческие организации.

Кроме того, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности входят пояснительная записка и итоговая часть аудиторского заключения (если организация в соответствии с действующим законодательством должна пройти обязательную аудиторскую проверку).

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно [46, с. 52].

Состав типовых форм бухгалтерской отчетности, их показатели, а также порядок заполнения отчетности утверждаются Министерством финансов республики. Специализированные формы отчетности, их показатели и порядок заполнения утверждаются министерствами и ведомствами. Приближение и приведение национального бухгалтерского учета к международным стандартам требует постоянного контроля и обновления нормативно-законодательных актов, внесения изменений в ведении тех или иных аспектов учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном учредительными документами организации. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи адресату. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в отдельной папке в сброшюрованном виде и подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Таким образом, предприятиям для их эффективной работы необходимо четко следить за изменением действующего законодательства во избежание разнообразных экономических санкций. Необходимо отметить, что все аспекты составления годового бухгалтерского баланса подробно регламентируются нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

1.3 Виды бухгалтерских балансов. Порядок составления бухгалтерских балансов

Бухгалтерский баланс является одной из наиболее востребованной пользователями форм бухгалтерской отчетности. Типовой план счетов бухгалтерского учета ведется согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 29. 06. 2011 г. № 50 [28, с. 22].

Статьи баланса обязательно должны располагаться в зависимости от ликвидности (либо в порядке увеличения ликвидности, либо в порядке ее уменьшения).

Статьи баланса могут быть сгруппированы таким образом, что суммарная величина активов будет равна суммарной величине обязательств и собственного капитала (балансовый формат); либо как разница между величинами активов и обязательств будет равна величине собственного капитала (капитальный формат).

Бухгалтерский баланс за отчетный год составляется по данным остатков по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец периода. Для заполнения бухгалтерского баланса на начало года берутся данные из годового бухгалтерского баланса за предыдущий год, при этом номенклатура статей утвержденного за предыдущий год баланса должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой, установленной для бухгалтерского баланса на конец года. Оборотный баланс составляется по данным Главной книги [43, с. 310].

При формировании данных бухгалтерского баланса следует учитывать некоторые аспекты:

1) поскольку бухгалтерский баланс составляется в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой (п. 13 Инструкции № 187), то следует учитывать возможные отклонения, связанные с округлением сумм. В результате округления сумм по общему подходу (цифра больше 0,5 — округляется в сторону 1, а меньше 0,5 в сторону нуля) может сложиться ситуация, в результате которой может не совпасть в целом валюта актива и пассива бухгалтерского баланса;

2) показатели сумм по конкретным статьям бухгалтерского баланса могут увязываться с показателями статей внутри данной формы и других форм бухгалтерской отчетности, что также может привести к несоответствию этих данных;

3) заполнение некоторых строк бухгалтерского баланса предполагает использование аналитических данных в разрезе субсчетов и аналитических счетов отдельно по остаткам по дебету и кредиту [4, с. 7].

Виды бухгалтерских балансов (таблица 1. 1):

Последовательность выполнения заключительных процедур для составления бухгалтерского баланса представлена в приложении 1.

Таблица 1.1 — Виды бухгалтерских балансов

Признак

Вид баланса

Примечание

По времени составления

вступительные

составляют на момент возникновения предприятия. В нем отражают капитал, с которого предприятие начинает свою деятельность

текущие

составляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный — на конец отчетного года. В свою очередь заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года и отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств) с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

ликвидационные

формируют при ликвидации предприятия. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).

разделительные

составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или передачи одной либо нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

объединительны

формируют при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Признак

Вид баланса

Примечание

По источникам составления

инвентарные

составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант и требуются при возникновении нового предприятия на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например превращении его из государственного в акционерное).

книжные

составляют только на основании данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.

генеральные

составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств и финансовых обязательств, и тем самым повышается реальность баланса.

По объему информации

единичные

отражает деятельность только одного предприятия и составляется на основании данных текущего учета.

сводные

получают путем механического сложения сумм по соответствующим статьям единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива.

консолидированные

В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных предприятий, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех предприятий в целом.

По характеру деятельности

основной

Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия, его уставу все прочие виды деятельности предприятий — неосновные

неосновной

Подразделения предприятий, занимающиеся не основной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются в балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся не основной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.

По формам собственности

балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, а также общественных организаций.

По объекту отражения

самостоятельные

Самостоятельный баланс имеют только предприятия, являющиеся юридическими лицами.

отдельные

Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства).

Признак

Вид баланса

Примечание

По способу очистки

баланс-брутто

это баланс, валюта которого включает в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы другой статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сумма регулирующей статьи «Износ основных средств».

баланс-нетто

это баланс, валюта которого не включает регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

1. 4 Особенности содержания и структуры бухгалтерских балансов согласно требованиям Международных стандартов финансовой отчетности

В современных условиях от учетно-статических служб требуется освоение и овладение теми инструментами наблюдения и описания фактов хозяйственной жизни, которые получили признание и распространение в экономически развитых странах.

В настоящее время все более ощутимой становится тенденция к унификации принципов учета [6, с. 22].

Финансовая отчетность зарубежного предприятия, как и отечественного, является важным источником информации для получения достоверных выводов относительно прошлого состояния компании с целью предвидения ее жизнеспособности в будущем, а также в ходе выбора партнера по внешним связям.

Состав годовой отчетности зарубежных предприятий также схож с отчетностью отечественных предприятий. Основными формами отчетности любого зарубежного предприятия являются:

— бухгалтерский баланс;

— отчет о прибылях и убытках;

— отчет о движении денежных средств.

По усмотрению руководства зарубежного предприятия могут также составляться:

— отчет о накопленной прибыли;

— отчет об изменениях в финансовом положении;

— отчет о собственном капитале;

— дополнительная информация.

Как правило, банки просят заемщиков предоставлять годовые отчеты о прибылях и убытках, балансы и отчеты о движении наличности за три года или более, а также промежуточные отчеты с начала текущего года.

Кредитор может запросить прогнозные финансовые расчеты на срок 1−5 лет, бизнес-планы, налоговые отчеты, инвентаризационные ведомости, структуру дебиторской задолженности, разбивку затрат и т. д. Также изучаются материалы аудиторского заключения [2, с. 322].

Исторически сложилось так, что международные стандарты финансовой отчетности стали разрабатываться исходя из нужд транснациональных корпораций, экономические интересы которых распространялись на разные страны.

Эти страны имели неодинаковый уровень экономического развития, а также свои, зачастую складывавшиеся в течение длительного времени, национальные традиции ведения бухгалтерского учета.

В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы в правой; при вертикальной активы и пассивы в балансе располагаются последовательно, т. е. сначала актив, затем пассив c. 10.

Таким образом в мировой практике принято различать варианты отражения информации в бухгалтерском балансе, отличающиеся порядком ликвидности расположения статей, их группировкой и способом представления.

Соблюдение порядка ликвидности обязательное требование к расположению статей баланса, но статьи могут располагаться как по степени убывания, так и по степени возрастания ликвидности [30, с. 212].

Основное бухгалтерское уравнение имеет следующий вид:

А + Р = ФО + КС + Д (1. 1)

где: А активы, млн. руб. ;

Р расходы, млн. руб. ;

ФО финансовые обязательства, млн. руб. ;

СК капитал собственника, млн. руб. ;

Д доходы, млн. руб.

В США статьи должны располагаться в порядке уменьшения ликвидности, т. е. в порядке убывания балансовых статей: от денежных средств в кассе до нематериальных активов. Под ликвидностью статей баланса понимается их способность превращаться в денежные средства без потери стоимости. Хотя право выбора той или иной формы оставлено за самими фирмами и компаниями. Независимо от избирательного варианта применяется следующие уравнение:

А = ФО + КС (1. 2)

В Великобритании также разрешено применение обеих форм бухгалтерского баланса. Однако в большинстве случаев фирмы и компаний при составлении бухгалтерских балансов располагают статьи баланса по степени увеличения ликвидности, и применяют следующие уравнение:

А ФО = КС (1. 3)

В белорусской учетной политике в настоящее время применяется вертикальная форма баланса с применением уравнения:

А = КС + ФО (1. 4)

Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу повышения уровня ликвидности активов.

В нем в начале отражаются менее ликвидные активы (нематериальные активы, основные средства и т. д.), а в конце более ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютных счетах и т. д.).

В зарубежной системе учета актив — это не просто вложение средств, а именно вложение средств, приносящее прибыль.

Главным качеством активов является экономическая выгода, которая может быть получена в будущем.

Для Республики Беларусь главным является стоимость активов независимо от того, приносят ли они прибыль [32, с. 38].

Рассмотрим различия между зарубежным и отечественным содержанием бухгалтерского баланса.

Учет денежных средств в иностранной валюте аналогичен белорусскому учету: их отражают по курсу на дату составления баланса. Согласно американским стандартам все денежные средства учитываются на одном счете бухгалтерского учета. Счет, соответствующий отечественному счету 50 «Касса», выделяется только на предприятиях розничной торговли, которые имеют значительный оборот кассы. Очевидно, что подобная система в Республике Беларусь неприемлема в силу существования ограничений на наличный денежный оборот.

В составе оборотных активов отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность подразделяется на следующие виды: дебиторская задолженность по основной деятельности; дебиторская задолженность по прочим операциям. В балансе Республики Беларусь также существует подобное разделение.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается по следующим счетам: «Счета к получению», «Векселя к получению». Дебиторская задолженность по прочим операциям отражается по счетам «Авансы служащим», «Авансы филиалам», «Депозиты», «Проценты к получению», «Дивиденды к получению».

Для учета безнадежных денежных поступлений при регистрации дебиторской задолженности в пассиве баланса предусмотрена статья «Скидка для безнадежных поступлений».

В отечественном учете такая дебиторская задолженность списывается на финансовые результаты и отдельно не отражается в балансе, информация о ее состоянии обобщается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», где она учитывается в течение пяти лет [38, с. 322].

Статья «Расходы будущих периодов» включает права и требования компании на получение в будущем от своих партнеров, клиентов и контрагентов определенных услуг, оплаченных заранее (рента, страховые услуги, комиссионные).

В бухгалтерском балансе предприятия Республики Беларусь данные расходы отражаются в пассиве со знаком минус. В балансе заграничного предприятия эти расходы включаются в раздел оборотных активов не потому, что они могут быть переведены в денежную форму, а вследствие того, что эти расходы не оплачены в текущем отчетном периоде, а денежные средства для таких выплат потребуются в следующем периоде.

В Республике Беларусь товарно-материальные ценности, цена на которые снизилась или которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, могут быть отражены в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.

Международные стандарты учета дают более точный принцип оценки товарно-материальных ценностей: они должны оцениваться по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации равна предполагаемой продажной цене без учета предполагаемых издержек по продаже [41, с. 222].

Далее следует изучить раздел «Активы долгосрочного пользования (внеоборотные активы)», в котором выделяют три основные статьи: «Реальный основной капитал», «Неосязаемые активы», «Инвестиции». Иногда выделяют четвертую статью — «Отложенные расходы».

Как видно, принципиальных отличий от состава аналогичного раздела в балансе предприятий Республики Беларусь нет.

В зарубежных балансах могут использоваться различные способы отражения стоимости реального основного капитала. Как правило, все статьи этого раздела баланса включаются по первоначальной стоимости, в отечественном балансе — по остаточной стоимости.

Реальный основной капитал может включаться в зарубежный баланс не только по первоначальной, но и по остаточной стоимости, при этом сумма начисленной амортизации должна приводиться в примечании к балансу. Существенно отличаются подходы за рубежом в отношении начисления амортизации основных средств.

Для Республики Беларусь обязательно применение нормативных ставок амортизационных отчислений, рассчитанных на нормативный срок службы основных средств, который в большинстве случаев больше реального.

В международных стандартах учета не существует фиксированных сроков амортизации основных средств, однако существует требование индивидуально устанавливать их на основе предполагаемого срока полезного использования основных средств.

Таким образом, в отечественной бухгалтерской отчетности начисленная амортизация значительно занижена по сравнению с реальной степенью их износа. Это отрицательно влияет на достоверность суммы остаточной стоимости основных средств, отражаемой в финансовой отчетности.

Последняя статья актива баланса — «Отложенные расходы». Это затраты, которые уже имели место, но эффект от их вложения будет достигнут в будущем.

Отложенные расходы классифицируются в составе внеоборотных активов, поскольку их действие проявляется в течение нескольких лет.

Они не имеют осязаемой формы, поэтому часть их иногда включается в группу неосязаемых (нематериальных) активов.

К отложенным расходам относятся: организационные расходы; расходы, необходимые для учреждения предприятия; расходы, обусловленные месторасположением предприятия; выплата авансов за несколько лет вперед.

Эти расходы совпадают с расходами будущих периодов лишь с той разницей, что результат от возникновения расходов будущих периодов проявляется в течение одного отчетного года.

Таким образом, наиболее существенные отличия актива бухгалтерского баланса в Республике Беларусь и в зарубежной практике связаны с оценкой его отдельных статей и отражены в таблице 1.2.

Отличается и состав пассива отечественного и зарубежного балансов. Пассив баланса зарубежной организации имеет три основных раздела: «Краткосрочные обязательства», «Долгосрочные обязательства», «Капитал собственника». Краткосрочные обязательства — это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств (обычно в течение года).

Таблица 1.2 — Сравнительные характеристики актива бухгалтерского баланса в отечественной и зарубежной практике

Счета

База оценки

Зарубежные страны

Республика Беларусь

Касса, расчетный счет

Номинальная или меновая стоимость (текущий денежный эквивалент)

Номинальная или меновая стоимость

Легкореализуемые ценные бумаги

Наименьшая величина из стоимости приобретения или рыночной цены

Стоимость приобретения

Инвестиции

1) по наименьшей величине себестоимости и рыночной цены; 2) по методу участия; 3) по методу консолидации

Стоимость приобретения с доведением до номинальной путем доначисления разницы между покупной и номинальной стоимостью

Запасы (сырья, НЗП, готовая продукция)

Наименьшая из величин себестоимости или рыночной цены (восстановительная стоимость)

Только по фактической себестоимости производства и приобретения

Амортизируемые основные средства

Стоимость приобретения, транспортировки и монтажа (за вычетом накопленной амортизации)

Стоимость приобретения, транспортировки и установки

Дебиторская задолженност

По чистой стоимости реализации: номинальная стоимость за минусом сомнительных долгов

Оцениваются только по денежному эквиваленту

Земля

Стоимость приобретения

По первоначальной стоимости

Краткосрочные обязательства приводятся в балансе либо по их текущей цене, либо по цене на дату погашения долга. В состав краткосрочных обязательств включаются следующие статьи: счета (векселя) к уплате; долговые свидетельства о получении компанией краткосрочных займов; задолженность по заработной плате; сбережения служащих; проценты к оплате; дивиденды к выплате; возвратные депозиты; задолженность по налоговым отчислениям; накопившиеся обязательства. В случае, если может возникнуть неопределенность в осуществлении обязательства, связанного с суммой задолженности, датой платежа или получателя платежа, в балансе отдельной статьей может выделяться статья «Непредвиденные обязательства».

Долгосрочные обязательства — это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. За рубежом долгосрочными обязательствами считаются облигации к оплате, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей.

Задолженность по пенсионным выплатам возникает, если на предприятии существует пенсионный фонд, формируемый за счет периодических (аннуитетных) взносов служащих и работодателя, средства которого направляются на выплату пенсий, пособий по потере трудоспособности и т. п.

Капитал собственника — это вложенный капитал и накопленная прибыль собственника.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой