Тренинг уверенного поведения на экзаменах

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Психология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Санкт-петербургский институт психологии и акмеологии

Факультет психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Тренинг уверенного поведения на экзаменах

Работу выполнил студент 4 курса,

группа В-442: Каширин А. В.

Научный руководитель

к. пс.н., доцент Ванновская О. В.

Санкт-Петербург 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы уверенного поведения на экзаменах

1.1 Понятие уверенного поведения в психологической науке

1.2 Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах

Выводы по главе 1

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования и этапы исследования

2.2 Выборки исследования

2.3 Методики исследования

2.3.1 Шкала депрессии Э. Бека (Э. Бэк)

2.3.2 Самооценка психических состояний (Г. Айзенк)

2.3.3 Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

2.4 Методы математико-статистической обработки данных

Выводы по главе 2

Глава 3. Результаты исследования

3.1 Анализ результатов первичной диагностики студентов СПбИПиА

3.2 Оценка эффективности программы тренинга уверенного поведения на экзаменах

Выводы и практические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность: В настоящее время всем преподавателям СПбИПиА хорошо известно, что стресс перед волнительными мероприятиями такими как: Экзамены, зачеты курсовая и дипломная работы, государственные экзамены и т. п. — резко снижают успеваемость даже студентов претендующих на красный диплом, не говоря уже о простых студентах, которые не всегда успевают подготовиться, как следует. Особенно это заметно на компьютерном тестирование, когда к выше перечисленному добавляются: ограниченнее времени и невозможности вернуться предыдущему вопросу и дать другой ответ. В результате этого студенты не могут вспомнить даже то, что хорошо изучили, и как следствие получают оценку ниже, чем могли бы получить.

В результате стресса студенты, написавшие диплом — не могут произнести ни слова на его защите, хотя текст диплома им хорошо известен. Из всего этого видно, что появилась необходимость создать тренинговую программу по снижению самоуспокоению (снижению стресса, тревожности и депрессии) вызванных временными факторами (экзаменами, зачетами и т. д.), а так же повышению уверенности в себе и своих силах студентов СПбИПиА.

Цель: выяснить, способен ли тренинг повысить уверенность в себе студентов СПбИПиА и снизить уровни тревожности, депрессии и фрустрации.

Объектом исследования являются студенты СПбИПиА. 12 человек — экспериментальная группа и 18 человек — контрольная.

Предмет: Уровни тревожности, депрессии и фрустрации — у участников тренинга до начала тренинга и после его окончания.

Гипотеза: «Тренинг уверенного поведения на экзаменах» повышает уверенность в себе и снижает уровни тревожности, депрессии и фрустрации студентов СПбИПиА.

Задачи:

1) Разработать тренинг

2) провести предварительную диагностику

3) провести тренинг, который снизил уровни тревожности, депрессии и фрустрации студентов СПбИПиА и дал техники быстрого успокоения перед экзаменами, зачетами и др. стрессовыми ситуациями

4) провести постдиагностику

5) интерпретация результатов и статистическая проверка гипотезы

Методы:

— Теоретические

— эмпирические

Диагностика: шкала депрессии Э. Бек (тест Бека),

Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин),

«Самооценка психических состояний» Г. Айзенка

— статистические: T-критерий Стьюдента, критерий Колмогорова-Смирнова

База: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии

Научная новизна: результатов исследования впервые создан тренинг для студентов СПбИПиА способный, снизить уровни тревожности, депрессии, фрустрации и повысить уверенность в себе.

Практическая значимость: результате научных исследований получены данные, свидетельствующие о том, что данный тренинг можно рекомендовать в программу обязательных тренингов СПбИПиА и тем самым повысить уверенность в себе у студентов. Так же рекомендовать этот тренинг для других ВУЗов, техникумов, выпускных классов школ и подобного рода учреждений.

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы уверенного поведения на экзаменах

1. 1 Понятие уверенного поведения в психологической науке

Уверенность в себе проявляется в сведущих моментах: чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, права и правоты), уверенное поведение, демонстрирующее силу и характерное для людей с сильной позицией, решительность (уверенное принятие и определенность в решениях).

Сильная уверенность — решимость, отсутствие уверенность — нерешительность. Как известно, все познается в сравнении, и чтобы до конца понять, что же такое уверенность, — нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, «закрытые» позы;

* нарушение ритма дыхания;

* голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией. Уверенности — неуверенность.

Внешние признаки

— Спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд.

— Расслабленное тело, без зажимов.

— Звучный голос, не скованный зажимами голосовых связок, не «писклявый».

— Отсутствие суеты в движениях, эмоциях, фразах.

— Смелое, без страха, формулирование своих желаний и настаивание на них.

— Знание своих законных прав и смелость на них настаивать.

— Внутренние состояния

— Готовность принимать решения.

— Готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Перечисленные признаки неуверенности совпадают с признаками тревожных и депрессивных людей, а так же людей находящихся в состояние фрустрации. Признаки уверенного — «Спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд; расслабленное тело, без зажимов; звучный голос, не скованный зажимами голосовых связок, не «писклявый»; отсутствие суеты в движениях, эмоциях, фразах; смелое, без страха, формулирование своих желаний и настаивание на них; знание своих законных прав и смелость на них настаивать; готовность принимать решения; готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения, — полностью совпадают с состояниями отсутствия: тревожности, фрустрации или депрессии. Из этого следует, что уверенность в себе человека — это отсутствие тревожности фрустрации и депрессии.

Депрессия (депрессивный синдром) болезненное состояние, проявляющееся психическими (подавленное настроение, замедление психических процессов) и физическими (снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушения пищеварения) расстройствами. Эти симптомы могут проявляться по-разному, например: подавленное настроение -- печалью, утратой интересов и глубокой тоской, в тяжелых случаях -- с желанием собственной смерти; замедление психических процессов -- некоторой «леностью» мышления, чувством «остановки мыслей» и неспособностью выполнять умственную работу; замедленность движений -- незначительной, малозаметной вялостью и «застыванием» больного часами в одной позе. В зависимости от выраженности отдельных расстройств различают мягкую, или вялую, Д. и ажюстированную Д., при которой тоска сопровождается «двигательной бурей», взрывами отчаяния. В отличие от временного снижения психофизического тонуса, обусловленного внешними обстоятельствами, что свойственно и здоровым людям, Д. -- устойчивое болезненное состояние, длящееся и после устранения причин, ставших толчком к ее развитию. Такими причинами могут быть хроническое переутомление, затянувшаяся травмирующая психику ситуация (так называемая Д. истощения), перенесенное горе (реактивная Д.). У людей немолодого возраста Д. может развиться после некоторых инфекционных заболеваний (например, гриппа). Неумеренный, без контроля врача прием некоторых лекарств, особенно оказывающих успокаивающее действие на центральную нервную систему, также может вызвать длительные депрессивные состояния. Д. легко возникает по незначительному поводу у психически ослабленных или неустойчивых лиц (больные неврозами, психопатиями, с травматическими, сосудистыми расстройствами центральной нервной системы, страдающие хроническим алкоголизмом, лица в климактерическом периоде и др.). Д. -- частое проявление предстарческого психоза и шизофрении, а также одно из состояний («фаза») при маниакально-депрессивном психозе.

Даже Д. слабой степени, которая, как иногда полагают, «сама пройдет», лишает человека радости жизни, препятствует общению с людьми, ведет к утрате жизненных позиций. Особый характер восприятия и оценки окружающего (так называемое депрессивное мышление) делает больного глубоко ранимым. Все «кажется в черном цвете», незначительные поводы могут вызвать личный конфликт, разрыв связей с близкими людьми и даже привести к самоубийству. С нарастанием глубины Д. вероятность самоубийства снижается (в силу двигательной заторможенности больного), хотя переживания тоски очень тяжелы. Депрессия при предстарческом психозе или шизофрении опасна для близких из-за возможности так называемого альтруистического убийства -- больной убежден, что не только ему, но и его близким незачем жить.

Больных с выраженной Д., как правило, лечат в стационаре. При амбулаторном лечении необходимо неукоснительно выполнять предписания врача в отношении приема лекарств, режима питания. Многие препараты, назначаемые в этих случаях, -- так называемые антидепрессанты -- несовместимы с употреблением некоторых пищевых продуктов (сыра, сливок, кофе). Недопустимо в период приема этих лекарств употреблять спиртные напитки, т.к. это может вызвать тяжелое, опасное для жизни нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы -- коллапс. При приеме некоторых антидепрессантов возможно замедление скорости восприятия и ответной реакции, поэтому при их назначении больным запрещается управление транспортными средствами. [20, c. 53]

Фрустрация [лат. frustratio -- обман, расстройство, разрушение планов] -- психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористких теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы использует понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. Различают: фрустратор, т. е. стимул, вызывающий Ф., фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. переживается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Уровень Ф. зависит от значимости и интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от наличествующих устойчивых форм эмоционального реагирования человека на жизненные трудности. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам) как свойство личности противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации -- с другой. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрационная толерантность, сформированная в процессе воспитания, в какой-то мере определяет и поведение человека в экстремальных ситуациях. Однако такая зависимость не может быть прямой и однозначной, так как, вероятно, в экстремальных ситуациях более полно раскрываются все потенциальные ресурсы человека, что также дает основание выделять понятие Ф. в самостоятельное, несмотря на то, что оно охватывается более широким понятием психологического или эмоционального стресса. [9, с. 1]

Тревожность. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Внутреннее спокойное присутствие, внешне — эмоции по необходимости, но эмоции не «зашкаливают» и не затуманивают разум.

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. [42, с. 2]

Вадим Ротенберг в своей интернет статье «Психология поиска» пишет: «уверенный человек лучше справляется с задачами и более стоек к жизни, т. е. меньше подвергается стресс-факторам и лучше сохраняет работоспособность.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих, быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих". [42, с. 1]

Только «спокойная уверенность» — способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенный в себе человек быстрее других добивается успеха. Он энергичен, менее зависим от обстоятельств, поскольку предпочитает формировать их сам. «Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего». [42, с. 1]

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые люди — редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

«Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа». [42, с. 1]

Что же влияет на уверенности человека в себе? Почему же одни люди уверены в себе, а другие нет?

В чем причина того, что человеку не хватает уверенности в себе?

1) Все мы были малышами и то, как родители вели себя по отношению к нам мы, конечно же, запечатлели на самом глубоком уровне. Если детство человека было наполнено сравнением с другими, если родители постоянно замечали промахи, и совсем не обращали внимание на достижения ребенка — это скажется на уверенности в себе. Человек постоянно может и во взрослой жизни сравнивать себя с другими, очень переживать за свои неудачи.

2) Мы живем в очень активное время и ежедневно испытываем огромное количество стрессов, которые повышают уровень депрессии, фрустрации и тревожности. Если человек не умеет отдыхать, сбрасывать с себя эмоциональный груз, оставлять все неудачи и неприятности за порогом своей квартиры — его уверенность быстро покачнется, поскольку уставший и переутомленный человек является очень уязвимым и склонен придавать огромное значение даже маленьким неурядицам.

3) Считается что, наше ближайшее окружение влияет на нас в очень сильной степени. Поэтому если человека окружают неуверенные в себе люди, люди склонные чувствовать себя жертвой обстоятельств, люди, занимающие пассивную позицию в жизни — то и человек вольно или невольно приобщается к такому типу поведения, и его уверенность будет стремиться к нулю.

4) Очень сильно влияет на нашу уверенность в себе то, насколько эффективно мы живем. Если мы регулярно ставим цели и достигаем их, причем фиксируем свои успехи — то уверенность в себе будет расти. Если человек не ставит перед собой целей, не строит планов, не движется к результатам, если человек просто плывет по волнам жизни и не стремится взять контроль над обстоятельствами в свои руки — он, скорее всего, будет лишь растрачивать свою уверенность.

Так же важную роль на уверенность в себе эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её» [7, с. 56−57]. В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В. К. Вилюнас, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ „аварийного“ разрешения ситуаций: тревогу, фрустрацию, бегство, оцепенение, агрессию и т. д» [7, с. 44]. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма» [2, с. 76]. Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму и другие частные конкретные параметры. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

«Эмоции, — полагает А. О. Прохоров, — могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются». [32, с. 110]

Т.е. человек может волноваться — хотя объективных причин для волнения нет. Человек может сам вызывать у себя депрессию, фрустрацию и начать волноваться, руководствуясь своими внутренними чувствами, хотя причин для них может и не быть.

«Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях». [32, с. 115]

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершённого действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

«Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств — связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью», — полагал В. С. Мерлин [22, с. 43]. Эмоциональная напряжённость накапливается в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечёт за собой ощущение усталости, депрессии, также может привести к повышению тревожности или фрустрации.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. В работах Вилюнаса В. К. [7, с. 35−46]. Израда К. Е. [15, с. 234−255], Ольшанниковой А. Е. [27,с. 34−41] перечислены и проанализированы основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии), и по нейрофизиологическим признакам и проявлениям.

Таким образом, стресс-факторы: депрессия, тревожность и фрустрация — оказывают негативное воздействие и снижают уверенность человека в себе. Следовательно, уверенность в себе — это отсутствие стресс-факторов: депрессии, фрустрации и тревожности.

1.2 Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах

Как мы выяснили в первом параграфе «Эмоции — могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются». [32, с. 110] Т. е. человек может волноваться — хотя объективных причин для волнения нет. Человек может сам вызывать у себя депрессию, фрустрацию и начать волноваться, руководствуясь своими внутренними чувствами, хотя причин для них может и не быть.

Из выше сказанного следует, что задачей тренинга будет — избавить человека от эмоций, которые вызывают тревогу, депрессию и фрустрацию, дав специальные техники. Возможны случаи, когда человек приходит на тренинг в состояние фрустрации, депрессии, с повышенной тревожностью или всем этим. В этом случае его уверенность в себе будет низкой уже на момент начала тренинга, следовательно, нужно в начале тренинга нужно дать техники по выходу из этих состояний. Так же в первом параграфе мы выяснили, что на человека влияет его окружение, — которое само может быть неуверенным и служить для человека образцом. В этом случае человек станет неуверенным. Следовательно, необходимо объяснить участникам тренинга, какое поведение является уверенным, а какое — нет. Надо дать человеку побыть в состояние уверенности и дать техники способные возвращать ему это состояние в нужный момент.

Но при этом подбирать такие техники чтобы не получить обратного эффекта. Т.к. можно из неуверенного, депрессивного человека с повышенной тревожностью получить агрессивного с завышенной самооценкой. Как известно лишняя агрессивности завышенная самооценка ведут к конфликтам, не правильному общению, повышению усталости и в итоге опять приведут этого человека к депрессии, фрустрации и повышению тревожности. По этой причине нам надо выявить «золотую середину» — избавить человека от тревожности, депрессии и фрустрации — повысив его самооценку, но при этом не превратить человека в агрессора с завышенной самооценкой. Эту золотую середину психологи называют — ассертивностью.

Ассертивность (англ. asertiveness) — способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям [31, с. 14]. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. — в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным [7, с. 26].

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Подавляющее большинство психологов, отмечают, что существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком [29, с. 35].

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только «спокойная уверенность» способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию и не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Ассертивность представляет собой своеобразную «золотую середину» между пассивностью и агрессивностью — двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит, сложа руки, и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор «бросается» на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают, грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант «пассивно-агрессивного» поведения. О таком говорят «в тихом омуте черти водятся». Люди, склонные к этому, любят «копить обиды» и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и «проигрывают» ассертивному поведению [37, с. 1].

Выводы по главе 1

1. Уверенность в себе проявляется в следующих моментах: чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, права и правоты), уверенное поведение, демонстрирующее силу и характерное для людей с сильной позицией, решительность (уверенное принятие и определенность в решениях). Сильная уверенность — решимость. Слабая уверенность или отсутствие уверенности — неуверенность. Чем ниже уровень стресс-факторов: депрессии, тревожности и фрустрации — тем выше уверенность в себе.

2. Внешние признаки уверенности:

Спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд; расслабленное тело, без зажимов;

Звучный голос, не скованный зажимами голосовых связок, не «писклявый»;

Отсутствие суеты в движениях, эмоциях, фразах;

Смелое, без страха, формулирование своих желаний и настаивание на них;

Знание своих законных прав и смелость на них настаивать.

Внутренние состояния:

Готовность принимать решения;

Готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения;

Внутреннее спокойное присутствие, внешне — эмоции по необходимости, но эмоции не «зашкаливают» и не затуманивают разум.

3. Тренинг обеспечивает приобретение умений повышения уверенности в себе, создает условия для разрешения личностных проблем и развития способностей личности.

4. Существуют методики и упражнения способные снизить: фрустрацию, депрессию и тревожность и эти методики и упражнения доказали свою эффективность.

5. При разработке тренинга нужно учесть влияние методик на человека чтобы из неуверенного депрессивного и тревожного человека — не сделать агрессора с завышенной самооценкой. Т. е. все методики и упражнения быть направлены на то чтобы сделать человека ассертивным.

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования и этапы исследования

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап — теоретический — анализ и систематизация литературы по теме исследования.

Второй этап — организационный — разработка программы тренинга и подбор психодиагностических методик для эмпирического исследования.

Третий этап — эмпирический — проведение предварительной диагностики, проведение тренинга, проведение постдиагностики.

Четвертый этап — обобщающий — обработка и интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Теоретический этап был подробно рассмотрен нами в первой главе, а эмпирический и обобщающий этапы будут рассмотрены в третьей главе, когда речь пойдет о предварительной диагностике и результатах исследования.

В данной же главе мы подробно рассмотрим организационный этап.

Тренинг рассчитан на 12 часов, следовательно, он носит ознакомительный характер. Т. е. тренинг обучает участников самоуспокоению в обычных стрессовых ситуациях (неэкстремальных).

Количество человек — 12

Аудитория № 7 — Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.

Тренинг рассчитан на 12 часов. Сб., с 10: 00 до 15: 00. Вс. с 10: 00 до 15: 00 и. Пн. с 17: 30 до 21: 30

Будут организованы кофе-брейки для того чтобы ничто не отвлекало участников от тренинга.

В аудитории есть доска для того чтобы будут записать правила тренинга и даны подробные разъяснения.

Так же в аудитории есть проектор — но на этом тренинге мы им пользоваться не будем.

В аудитории есть мягкие кресла с откидными столиками и столы для кофе-брейков

Есть вешалка для одежды.

Т.к. тренинг проходил по Выходным (большей частью) то нам обеспеченная свобода действий, ни кто нас не потревожит и вообще проблем не будет.

1 день Суббота с 10: 00 до 15: 00

10: 00 — Я встречаю всех в аудитории.

10: 05−10:15 — Речь о том, зачем мы здесь собрались еще несколько слов о тренинге и зачем он нужен.

10: 15−10:25 — Вырабатываем правила тренинга.

10: 25−10:45 — Я раздаю все тесты и до начала упражнений участники тренинга их, меня проходят.

10: 45−11:15 Упражнение 1 «Знакомство»

Цель: Упражнение направлено на формирование позитивного настроя на занятия и на сплоченность.

Инструкция: Участники работают в парах, каждый рассказывает своему партнеру о том, что ему в себе нравиться, что не нравиться и о том какое у него увлечение. Затем партнер рассказывает о своем коллеге всей группе. Кроме того, что участник рассказал о себе, он дает оценку состояния своего партнера. [16, с. 10]

11: 15−11:35 Упражнение 2. «Настроение»

Цель: Упражнение направлено на акцентуацию внимания участников тренинга на состояние партнёров по общению.

Инструкция: Все стоят в кругу, и каждый по очереди занимает такую позу, которая выражает его настроение. Все повторяют позу и называют настроение человека.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствуете?

Стали ли вам понятнее другие участники тренинга?

Стали ли вам понятнее их эмоции?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Другого человека можно понять.

Понимание другого человека способствует лучшему взаимодействию. [16, с. 11]

11: 35−11:55 Упражнение 3. «Гомеостат»

Цель: Упражнение направлено на формирование позитивного настроя на занятия и на сплоченность.

Инструкция: Ведущий тренинга просит участников по команде подпрыгивать и поворачиваться на любое количество градусов, кроме 90. Упражнение считается выполненным тогда когда все встанут в одинаковое положение.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствуете?

Сложно ли вам было взаимодействовать с другими людьми?

Как вы старались взаимодействовать: подстраивались, руководили и как вам было легче взаимодействовать?

Хотелось ли вам сотрудничать с другими и если нет, то что мешало?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Взаимодействие может быть полезным.

Вместе проще решать важные задачи. [16, с. 11]

12: 00−12:20 Упражнение. 4 «Выступление без подготовки»

Цель: Упражнение направлено на экспресс диагностику невербального компонента общения, приобретения навыков ориентации во времени, тренировки навыка установления контакта.

Инструкция: Каждому участнику даётся задание — сделать сообщение на заранее подготовленную тему в течение 3 минут. Возможные темы придумываются группой, группируются в 3 списка и обсуждаются в группе. Они записываются на отдельные листочки. В первой группе списка могут быть названия известных предметов и животных, во второй — процессы, которые могут быть отражены с помощью телодвижений (бег, плавание, аплодисменты, полет и т. д.), в третьей — понятия, которые не имеют внешней структуры (праздник, ураган, демократия, откровение).

Участники по очереди выходят перед аудиторией и достают список с названием темы из перемешанной стопки.

Анализ видеозаписи производится после выступлений. Обсуждаются следующие параметры выступления: удалось ли уложиться во времени, удалось ли установить контакт с аудиторией, как были использованы мимика и пантомимика, интонации, справился ли выступающий с волнением.

На следующем этапе ведущий организует дискуссию, в результате которой группа должна составить список основных проблем публичного выступления и необходимых качеств выступающего. В ходе дискуссии ведущий сообщает теоретические данные о проведении публичного выступления.

Вопросы для обсуждения:

Сложно ли вам было выступать перед аудиторией?

Что мешало?

Что было самым трудным в выступление?

Если бы вы выступали еще раз, что бы вы сделали по-другому?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Все выступления, перед которыми волнуешься — можно отрепетировать заранее и внести в них изменения.

Если отрепетировать заранее тревожную ситуацию то тревога уменьшиться или вообще исчезнет. [16, с. 70]

12: 20−13:00 — Перерыв на кофе-брейк

13: 00−13:30 Упражнение «Сигнал»

Цель: Разминка направлена на развитие внимания, чувства ритма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

Инструкция: Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль ведущего. Для начала тренер предлагает группе рассчитаться по порядку.

«Итак, сейчас мы все -- сотрудники секретной службы. Наша задача -- передать сигнал по рации от одного к другому так, чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся. Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер, на второй -- номер того, кому передаем сигнал, например: „Первый -- пятому“. Пятый подхватывает эстафету: „Пятый -- одиннадцатому“ и так далее. Служба теряет того из сотрудников, кто замешкался или ошибся. Этот участник выходит из круга. Номера, выбывшие или несуществующие, называть нельзя».

Тренер задает темп разминки, постепенно ускоряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока участники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствуете?

Что нового дало вам это упражнение? [35, с. 32]

13: 30−13:50 Упражнение. «Типы выступлений»

Цель: Упражнение направлено на практическую отработку приемов и тактик различных видов публичных выступлений, развитие навыков общения с аудиторией.

Инструкция: Предварительно готовятся списки тем выступлений, предварительно сгруппированных по планам выступлений. Каждое сообщение должно длиться не более 3-х минут. Далее ведущий организует групповое обсуждение выступлений по материалам лекции.

Вопросы для обсуждения:

Какую тактику вы выбрали и почему?

Что вызвало трудности?

Как вы теперь себя чувствуете?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Заранее подготовленное выступление позволяет снизить тревогу и лучше изложить материал.

Правильно выбранная стратегия помогает произвести больший эффект на аудиторию. [16, с. 70]

13: 55−14:20 Упражнение. «Плохое и хорошее выступление»

Цель: Упражнение направлено на предоставление участникам тренинга возможности оценивать свои достижения в сравнении и создание позитивного эмоционального фона на занятии.

Инструкция: каждому или группе участников дается задание произнести речь, которая отличалась бы бездарностью. Выступающие должны нарушить в речи как можно больше правил публичного выступления. Оценки выставляет группа, причем наивысший бал должно получить наиболее бездарное выступление. Сравнение проводиться с тем из удачных, которое было в упражнение «типы выступлений».

Вопросы для обсуждения:

Чем отличается это выступление от обычного?

Сложно ли было бездарно выступать?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Кода человек чего-то неоправданно боится — можно просто попробовать это отработать. Когда человек видит, что он делает неправильно и другие участники на это нормально реагируют, то он перестает этого бояться. [16, с. 70]

14: 25−14: 50 «Критика»

Цель: Упражнение позволяет отработать умение строить планы и сценарии общения в сложных ситуациях, умение психологически обеспечивать оптимальное деловое общение.

Инструкция: Группа разбивается на пары. Ведущий назначает в каждой паре начальника. Начальник критикует подчиненного за несвоевременное выполнение задания (отчет, приказ и т. д.). Критика строится по принципу: похвала — критика — похвала. После выполнения упражнения происходит обмен мнениями о чувствах выполняющих упражнение.

Реакция на справедливую критику.

1. Признать, соглашаться.

2. В соответствии с конкретным результатом извиниться.

3. Предложить выход из ситуации — выход в конструктивное действие.

4. Не поддаваться чувству обиды, возмущения, сохраняя спокойствие, помнить о праве на ошибку.

5. Спокойно отнестись к возмущению собеседника, признать право на возмущение, принять его, не реагировать на его выпады.

Реакция на несправедливую критику.

1. Промолчать, не включаться, игнорировать.

2. «Открытая дверь»:

2.1 Выделять позитивную, реальную часть.

2.2 Игнорировать нападки.

2.3 Желательно соглашаться с частью того, что говориться

2.4 Сохранять спокойствие, переждать «бурю»

3. Уточнение негативного, выявление негатива:

3.1 Реакция только на то, что имеет какое-нибудь отношение к ситуации.

3.2 Спокойное, но внимательное отношение к эмоциональному состоянию и т. п.

3.3 Аккуратно, осторожно поделиться своим эмоциональным состоянием (Когда происходит X в ситуации Y, я чувствую и переживаю Z.

Описать то, на что я реагирую, в какой ситуации, что я чувствую и переживаю, если просьба или требование, то добавляется — «и поэтому я хотел бы… «).

3.4 Уточнение смысла критики. Сброс негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

3.5 Сохраняя спокойствие (свое) не допускать фраз, которые могут усилить эмоциональное напряжение, обидеть партнера по общению.

Вопросы для обсуждения: Как вы себя чувствуете?

Как вы себя чувствовали, когда вас критиковали?

Как вы себя чувствовали, когда вас несправедливо критиковали?

Выводы, к которым надо подвести группу: сложные ситуации проходят легче, если заранее составить план. [16, с. 71−72. ]

14: 45−15:00. Обсуждаем, кто чего достиг за этот день и кто что хотел бы достигнуть на следующем занятие (в Воскресенье)

Затем прощаемся!

2 день Воскресенье: с 10: 00 до 15: 00

10: 00 — Приветствие.

10: 05−10:40 Обсуждение того кто как себя чувствует, насколько продвинулся и впечатления от предыдущего дня.

10: 45−11:05 «Здравствуйте, уважаемый»

Цель: Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Инструкция: Участники работают в парах, каждый рассказывает своему партнеру о том, что ему в себе нравиться, что не нравиться и о том какое у него увлечение. Затем партнер рассказывает о своем коллеге всей группе. Кроме того, что участник рассказал о себе, он дает оценку состояния своего партнера.

«Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).

Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны".

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

Ход упражнения: Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

«Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).

Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны".

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

Вопросы для обсуждения: Как вы себе чувствуете?

Повысилось ли ваше внимание? [35, с. 10]

11: 10−11:15 «Отражение»

Цель: Помогает участникам преодолеть возможные психологические барьеры, повысить уверенность в себе, укрепляет сплоченность группы

Инструкция: Тренер делит группу на две команды. Ему отводится роль руководителя, однако сам он может, если есть необходимость, принять участие в этой разминке.

«Постройтесь, пожалуйста, в две шеренги, лицом друг к другу. Между вами расположено зеркало. Те, кто слева от меня, будут отражением, а те, кто справа -- будут смотреться в зеркало. Когда я скажу „новый день“, функции команд меняются. Левая группа будет смотреться, а правая будет отражением. Затем снова „смена дня“ и так далее. Задача смотрящихся -- по моей команде изобразить себя перед зеркалом утром, перед уходом на работу, затем -- вечером, после работы. „Отражения“, естественно, отражают».

Тренер сам задает темп разминки, смену «дней». Можно импровизировать, например, инициировать процесс утреннего подъема или выходной день. По окончании разминки возможно резюме, что подобная процедура тренирует умение смотреть прямо в глаза, важное в бизнесе и вообще в жизни.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствуете?

Повысилась ли ваша уверенность?

Выводы, к которым нужно подвести группу: кода человек понимает, что он управляет ситуацией ему легче перестать волноваться. [25, с. 174]

11: 20−11:40 «Волны гравитации»

Цель: Упражнение дает участникам эффективную технику расслабления. Эта техника не занимает много времени и ее можно использовать при внезапно возникшей тревоге.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, раскрепостить воображение и войти в фантастический мир с переменным полем гравитации. Колебания силы притяжения совпадают с ритмом дыхания человека: на вдохе она падает, делая тело почти невесомым, а на выдохе -- быстро нарастает, сковывая мышцы ленивой неподвижностью.

Упражнение выполняется в течение 3--4 минут, после чего участники делятся своими наблюдениями. Хотя колебания своего веса воспринимают практически все, «амплитуда» его у разных участников может быть различной. Как правило, более выраженное ощущение тяжести на выдохе бывает у людей внушаемых, впечатлительных, наделенных ярким воображением.

Еще один вариант работы с дыханием…

Вопросы для обсуждения:

Как вы себе ощущаете?

Что изменилось?

Как вы думаете, когда можно использовать эту технику?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Состояние человека можно менять даже в условиях ограничения по времени и даже если тревога возникла внезапно. [36, с. 19]

11: 45−12:00. «Проблема»

Цель: Цель выяснить проблемы вызывающие тревогу, депрессию, фрустрацию и другие стрессовые факторы, а так же найти эффективные пути решения этих проблем.

Инструкция: Каждый участник тренинга рассказывает свою проблему, а остальные задают ему неожиданные вопросы, на которые он отвечает. Если участник совсем не знает что ответить — ему помогают члены группы.

Вопросы для обсуждения:

Все ли высказали свои проблемы?

Был ли для вас такой способ решения проблем неожиданным?

Выводы, к которым нужно подвести группу:

Если появляется какая-то не разрешаемая проблема, то нужно отвлечься от привычного представления о ее решение и посмотреть на нее по-другому. [16, с. 77]

12: 05−12:20. «Подкова»

Цель: Упражнение помогает поднять групповую динамику, снять психологическую и физическую усталость.

Инструкция: Ha первый взгляд это детский стишок, но, тем не менее, взрослые на тренинге с интересом его озвучивают и инсценируют.

«Эй, кузнец-молодец (все встают)!

Захромал мой жеребец (участники шагают на месте, припадая то на одну ногу, то на другую).

Ты подкуй его опять (хлопок в ладоши)!

Отчего ж не подковать? (все произносят: «Хм-хм-хм»? Вот гвоздь (правая рука вверх), вот подкова (левая рука вверх),

Раз, два -- и готово (разводят руки в стороны и ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово)".

Вопросы для обсуждения:

Как ваше настроение?

Стало ли легче на душе?

Когда вы будете применять эту разминку?

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой