ТРИЗ-технология

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ТРИЗ технология

личность стереотип изобретательный проблемный

В поисках технологий, которые могли бы обеспечить «обучение мышлению», педагогика обратилась к методам, применяемым инженерами для решения технических и научных задач и проблем. Методы эти чисто практические, по основному принципу поиска решения их можно разделить на две группы:

· Методы перебора вариантов;

· Алгоритмические методы.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения -- в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Используя на различных уроках элементы технологии ТРИЗ я стала замечать, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ (его просто не бывает), в эту работу включаются даже самые слабые, замкнутые ученики. У ребят увеличивается беглость, гибкость и оригинальность мышления, появляется красочность воображения, фантазия.

Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. показать детям, что их идеи имеют ценность;

4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.

Цели предлагаемых заданий — не только активизировать воображение, но и создать творческую обстановку, при которой происходит совместная работа учителя с учащимися, возникает общее переживание-действо, что также создает эмоциональное отношение к изучаемому предмету.

1 упражнение. Образ буквы (цифры, символа)

Цель: активизировать воображение, создать эмоциональное отношение к символу.

Здесь предлагается просто пофантазировать, на что похожа буква, сделать букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: какого роста буква — высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежду? Добрая или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит кушать? Чем занимается? Какое у нее хобби?

Узнайте букву по ее образу: 1. Домохозяйка, у которой искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Ходит она, немного перекатываясь. Питается супом-рассольником, любит детей, обнимает их. Седая, почти без зубов, говорит шамкая, растягивая слова. Любит готовить, но ее блюда часто пересоленные. (С)

2. это веселая буква. Имеет два больших уха, тонкая талия, головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Она очень гордится собой и считает себя фантастической буквой. На других планетах есть существа похожие на нее. (Ф)

2 упражнение. «Елочка ассоциаций»

Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас, случайные переключения дают возможность увеличивать количество ассоциаций, расширяя зону областей из которых берутся активные слова.

Например, слово «ветка». Может означать часть дерева — сад, цветение, плод, урожай, запах, пчела, и так далее. А ветка железной дороги — это станция, пассажир, поезд, паровоз … Дальше можно предложить ребятам разделить слова на группы по различным признакам, составить предложение с одним или несколькими словами и даже составить небольшой рассказ используя как можно больше слов.

Предлагаю вам построить елочку ассоциаций со словом «лампочка»

3 упражнение. Мысль другими словами.

Для этого упражнения берется фраза, сложность и содержание которой определяется возрастом участников и целью. Нужно предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами.

Например, «наступила осень».

— Закончилось лето.

— ЗА окном сентябрь.

— и так далее

Это упражнение можно рассматривать как составную часть упражнения «придумай рассказ».

Таким образом ТРИЗ-педагогика предлагает как материал, содержащий реальную проблему, так и методы осознанного овладения мыслительными операциями и приемами. Наличие этих компонентов позволяет принять ТРИЗ в качестве методологической базы для создания развивающих программ.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой