Учет и контроль вложений в нефинансовые активы бюджетного учреждения (на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ООБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Учет и контроль вложений в нефинансовые активы бюджетного учреждения

(на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

Работу выполнил:

студент 5 курса ЭФ ДО Эхчиева Б. М.

Научный руководитель: доцент кафедры

«Бухучет, анализ и аудит»

к.э.н. Ахова А. А.

Рецензент: Главный бухгалтер

Министерства строительства и архитектуры КБР

Мерова А.Б.

Нальчик 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы организации учета вложений в нефинансовые активы учреждения

1.1 Экономическая природа государственных капитальных вложений, их роль и значение

1.2 Условия размещения государственного заказа для бюджетных организаций

1.3 Организационно-экономическая характеристика Министерства строительства и архитектуры КБР

Глава 2 Учет вложений в нефинансовые активы (на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

2.1 Особенности организации учёта вложений в нефинансовые активы

2.2 Учёт вложений в основные средства

2.2.1 Учет капитального строительства объектов основных средств

2.2.2 Сооружение объектов основных средств хозяйственным способом

2.3 Учет вложений в нематериальные активы

Глава 3 Контроль и ревизия вложений в нефинансовые активы

3.1 Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами

3.2 Контроль механизмов инвестирования в бюджетной сфере

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы. В действующем законодательстве отсутствует четкое определение государственных инвестиций. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» даны общие понятия инвестиций и капитальных вложений. Разграничение инвестиций, регулируемых этим законом, возможно осуществить исходя из субъектного состава и объектов вложения.

Деление по объектам в соответствии со ст. 213−215 Гражданского кодекса РФ зависит от формы собственности: частной, государственной, муниципальной. Субъектами инвестиций могут выступать физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления. Используя только эти критерии, государственные инвестиции можно определить как инвестиции, осуществляемые непосредственно органами государственной власти только в объекты государственной собственности.

Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г., также не содержит понятий государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Статья 80 Бюджетного кодекса РФ использует более узкий термин «бюджетные инвестиции», значение которого также не дано в общих понятиях, содержащихся в ст. 6.

Цель дипломного исследования — определить категорию государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, исходя из закрепленных в законодательстве определений и терминов экономической теории.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— изучить структуру капитальных вложений; их роль и значение в развитии социальной сферы;

— рассмотреть возможные условия размещения государственных заказов с целью обеспечения эффективного использования государственных средств;

— ознакомиться с организационно-экономической характеристикой бюджетного учреждения, выступающего объектом исследования;

— изучить учет поступления объектов нефинансовых активов как результат капитальных вложений учреждения;

— рассмотреть контрольно-ревизионный аспект в государственном финансировании капитальных вложений;

Предметом исследования является учет и контроль нефинансовых активов бюджетной организации.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Министерства строительства и архитектуры КБР.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы организации учета вложений в нефинансовые активы учреждения.

Во второй главе представлена методика учета основных средств и нематериальных активов как объектов капитальных вложений учреждения.

Третья глава посвящена особенностям контрольно-ревизионной деятельности в бюджетной сфере как инструмента управления государственными ресурсами.

В заключении представлены основные выводы и предложения, полученные в ходе исследования данной темы.

В работе использованы законы, нормативные акты, постановления Правительства Р Ф, периодические издания, также работы следующих авторов: Ивашкевича Л. С., Родионова В. М., Сливы И., Рябухина С. Н., Саунина А. Н., Чернюка А., В. Р. Захарьина и др.

Глава 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА

ВЛОЖЕНИЙ В НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. 1 Экономическая природа государственных капитальных вложений, их роль и значение

Финансово-кредитным энциклопедическим словарем дается два толкования термина «инвестиции»: 1) вложение денег для получения дохода, социального эффекта; 2) денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Вторая трактовка, имеющая легальное значение, используется в Федеральном законе от 25. 02. 1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Под капитальными вложениями закон понимает инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Таким образом, капитальные вложения есть частный случай инвестиций, диверсифицированный по объекту их вложения. Поскольку объект инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, содержится в самом понятии, принадлежность инвестиций к государственным можно определить по субъекту. Исходя из указанных определений, государственные инвестиции в форме капитальных вложений представляют собой затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, производимые государством в лице органов государственной власти, государственных пред-приятий и учреждений.

С точки зрения источника, государственные инвестиции осуществляются за счет средств бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, создаваемых государством, а также собственных средств государственных пред-приятий и учреждений. При этом основным источником являются средства бюджета как главного централизованного фонда государства. Порядок финансирования государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетным кодексом РФ расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные. Статья 67 Бюджетного кодекса РФ под капитальными расходами предполагает часть расходов бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Вместе с тем ст. 80 Бюджетного кодекса РФ требует, чтобы капитальные расходы бюджета в форме бюджетных инвестиций обязательно влекли за собой создание или увеличение имущества, находящегося в собственности соответственно РФ, субъектов РФ. Однако результатом государственных инвестиций согласно п. 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ может быть также создание и увеличение муниципального имущества, которое не относится к государственному.

Кроме того, ежегодная практика выделения бюджетных средств на капитальные вложения показывает, что в составе капитальных расходов федерального бюджета имеются средства, направляемые на увеличение имущества юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями и учреждениями (например, реализация программы «Социальное развитие села до 2010 года»).

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, и последствия этих инвестиций регулируются ст. 80 Бюджетного кодекса РФ. Указанная статья предусматривает возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следует отметить, что положения этой статьи никак не согласуются с гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица делятся на две категории: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками), и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные — права требования к юридическому лицу.

К юридическим лицам, чей уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады) пропорционально внесенному имуществу, относятся хозяйственные товарищества и общества согласно ст. 66 Гражданского кодекса РФ. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Тогда как ст. 80 Бюджетного кодекса РФ подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале юридического лица и на его имущество.

По нашему мнению, государство, осуществляя инвестиции в форме капитальных вложений, может преследовать не только цель увеличения государственного имущества, но и другие социально-экономические цели.

На наш взгляд, ст. 14 Закона РСФСР от 10. 10. 1991 № 1734−1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» более полно и юридически точно разграничивала направления использования государственных инвестиций. Во-первых, расходная часть бюджетов развития могла содержать ассигнования юридическим лицам, что не влекло за собой установление прав собственности государства на соответствующее предприятие или его имущество. Подобная форма явно предполагала осуществление капитальных расходов бюджетов в качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности юридических лиц.

Во-вторых, в расходной части бюджетов развития могли содержаться ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций являлась собственность государства на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества. Несмотря на то что этот закон был принят до введения Гражданского кодекса РФ, его положения более приближены к положениям Гражданского кодекса РФ, чем принятый позднее Бюджетный кодекс РФ.

Специализация бюджетных расходов по экономическому содержанию определена главой 4 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетная классификация Российской Федерации». В соответствии со ст. 66 расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные, при этом их группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Проведем сравнительный анализ таких подгрупп капитальных расходов, как «Капитальные вложения в основные фонды» и «Капитальные трансферты», на основании действующей редакции приказа Минфина Р Ф «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» от 11. 12. 2002 № 127н (ред. от 30. 09. 2004).

К подгруппе «Капитальные вложения в основные фонды» относятся расходы бюджетов на приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования производственного и непроизводственного назначения, жилищное строительство, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, строительство военных объектов.

Выделяя бюджетные средства по данным статьям расходов, государство выступает инвестором. Инвестиции осуществляются в форме размещения государственного заказа.

Положение «О формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд», утвержденное постановлением Правительства Р Ф от 11. 10. 2001 № 714, называет в числе возможных заказчиков-застройщиков бюджетные учреждения и организации.

При этом заказчику-застройщику передается часть функций государственного заказчика в части организации строительства, осуществления контроля и надзора за строительством объекта, а также учета производимых затрат за счет государственного финансирования.

Заказчик-застройщик в течение периода строительства объекта аккумулирует затраты по объекту и ведет учет всех источников финансирования. По окончании строительства объекта при вводе его в эксплуатацию решается вопрос о собственности на объект, причем размер доли государства определяется исходя из вложенных инвестиций.

В конечном итоге может возникать несколько вариантов оформления права собственности на созданный объект. Во-первых, исходя из источника инвестиций (федеральный или региональный бюджет) регистрируется государственная собственность за органом власти соответствующего уровня. Во-вторых, собственник (государство) может решать вопрос о закреплении права собственности за органами власти иного уровня (п. 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ).

Прежде чем рассмотреть расходы, относящиеся к группе «Капитальные трансферты», обратимся к понятию «трансфертный платеж», данному в разделе 4 «Общих положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации». Министерством финансов РФ трансфертные платежи трактуются как безвозмездные и невозвратные платежи, не предполагающие компенсаций в виде специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на производимый платеж. Капитальные трансферты представляют собой единовременные операции, связанные с приобретением или выбытием активов.

Согласно порядку распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов (приложение 13 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации) на данную подгруппу относятся расходы на капитальные трансферты.

На статью «Капитальные трансферты внутри страны» относятся расходы по безвозмездным выплатам государством денежных средств инвестиционного характера экономическим агентам в процессе перераспределения валового национального продукта внутри страны. То есть, с точки зрения бюджетной классификации, расходы, производимые по всем подстатьям данной статьи, не должны влечь за собой права государства на увеличение государственной собственности.

Однако подстатья 270 120 «Трансферты предприятиям и организациям» наряду с расходами, которые передаются на финансирование капитальных вложений предприятиям и организациям на безвозмездной основе, содержит такой вид расходов, как взносы в уставный капитал коммерческих организаций.

При формальном сопоставлении бюджетной классификации в этой части со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ просматривается парадоксальное противоречие: если Бюджетный кодекс РФ требует обязательного возникновения права государственной собственности, то бюджетная классификация, напротив, предполагает безвозмездный характер осуществления данных расходов. То есть отнесение расходов на взносы в уставные капиталы коммерческих организаций к данной подстатье и подгруппе расходов некорректно, поскольку сама по себе передача средств в качестве взноса в уставный капитал не может быть безвозмездной и всегда влечет возникновение права собственности на часть уставного капитала.

Проведенный сравнительный анализ двух подгрупп расходов бюджетной классификации позволяет сделать следующие выводы. Когда государство выделяет средства по подгруппе «Капитальные вложения в основные фонды», оно, таким образом, образует и увеличивает государственные (муниципальные) активы. А в случае предоставления капитальных трансфертов государство тем самым создает источник средств для финансирования сторонними организациями капитальных вложений. Несмотря на то что источником таких вложений являются средства государства, последнее не ставит своей целью пополнение государственных активов.

Вводимая с 2005 г. приказом Минфина Р Ф от 27. 08. 2004 № 72н бюджетная классификация предлагает другую структуру подразделения расходов бюджета по функциональным разделам и экономическим статьям. На функциональном уровне структуры бюджета расходы на капитальные вложения (государственные инвестиции) исключены с отнесением их в состав экономической классификации.

Экономическая классификация построена по принципу влияния на чистую стоимость активов, то есть группы расходов объединены по другому экономическому признаку. Деление расходов на группы капитальные и текущие отсутствует.

В то же время ст. 66. Бюджетного кодекса РФ предусматривает подразделение расходов бюджетов в зависимости от их экономического содержания на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Исходя из сопоставительной таблицы статей экономической классификации расходов бюджетов, доведенной письмом Минфина Р Ф от 13. 09. 2004 № 02−03−09/2802, каждая из новых экономических групп содержит расходы, относимые ранее как к текущим, так и к капитальным расходам бюджетов.

Расходы, ранее относимые к подгруппе «Капитальные вложения в основные фонды», отнесены к статье 300 «Поступление нефинансовых активов», подстатье «Увеличение стоимости основных средств». Расходы, ранее относимые к подгруппе «Капитальные трансферты», сопоставительной таблицей соотносятся со ст. 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям» (государственным и негосударственным — ст. 241 и 242 соответственно).

Таким образом, в новой бюджетной классификации капитальные вложения выделены в отдельную подгруппу, в то время как капитальные расходы рассредоточены внутри групп 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов». Экономический смысл капитальных расходов бюджета как расходов, обеспечивающих расширенное воспроизводство, в структуре новой бюджетной классификации оказался утраченным.

В результате проведенного анализа теоретических подходов и законодательства можно сделать следующий вывод об экономической природе государственных капитальных вложений. Под государственными капитальными вложениями следует понимать вложение средств, направляемых государством на расширенное воспроизводство основных фондов с целью увеличения государственных активов. Передача средств организациям на финансирование капитальных вложений есть форма государственной поддержки инвестиционной деятельности экономических субъектов.

1.2 Условия размещения заказов для государственных

и муниципальных нужд

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального Закона № 94 — ФЗ от 21. 07. 05 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Нарушение предусмотренных Федеральным законом № 94 — ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством Российской Федерации.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом Федерального закона № 94 — ФЗ.

После определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:

1) проведения ликвидации участников размещения заказа — юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников размещения заказа — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений;

4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

Цена государственного или муниципального контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением некоторых случаев, указанных в Федеральном законе № 94 — ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

В случае если в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения такого контракта. Оплата выполнения таких работ, оказания таких услуг осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ, по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, документации об аукционе.

При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

1. 3 Организационно-экономическая характеристика Министерства

строительства и архитектуры КБР

Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (далее — Министерство) является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики Кабардино-Балкарской Республики, государственному регулированию и координации деятельности подведомственных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, договорами Кабардино-Балкарской Республики, законами Кабардино-Балкарской Республики, актами Президента Кабардино-Балкарской Республики и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, а также настоящим Положением.

Министерство осуществляет свою деятельность в пределах своей компетенции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и организациями.

Министерство возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Кабардино-Балкарской Республики (Приложение 1).

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр имеет заместителей. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики по представлению министра и по согласованию с Президентом Кабардино-Балкарской Республики распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей министра. Количество заместителей министра определяет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Министр:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Министерства;

— решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в аппарате Министерства;

— утверждает структуру и штатное расписание аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Кабардино-Балкарской Республики фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики;

— назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства;

— утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности структурных подразделений, а также отчеты об их деятельности;

— издает приказы, имеющие нормативный характер, по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера;

— вносит предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и учреждений Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в ведении Министерства;

— утверждает уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства, по согласованию с Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики;

— согласовывает утверждение уставов и назначение руководителей подведомственных предприятий;

— вносит в исполнительные органы государственной власти предложения о награждении работников организаций строительно-архитектурного комплекса Кабардино-Балкарской Республики государственными наградами, присуждении государственных премий и почетных званий.

Каждому Заместителю министра подконтрольны определённые отделы и подведомственные организации, которые он курирует.

В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, представителей исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, руководящих работников Министерства, предприятий строительного комплекса. Состав коллегии утверждает Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

В Министерстве образуются координационные и консультативные органы по проблемам функционирования строительного комплекса.

Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете КБР.

Внебюджетная деятельность в пополнении предмета исследования, т. е. нефинансовых активов для Министерства не характерна, что подтверждается данными таблицы 1 (см. пример 1).

Пример 1

Таблица 1 — Состав нефинансовых активов Министерства

строительства и архитектуры КБР

Показатели

На начало года

На конец года

Бюджетная

деятельность

Внебюджетная

деятельность

Бюджетная

деятельность

Внебюджетная

деятельность

Нефинансовые активы

Основные средства (балансовая стоимость, 10 100 000)

2 076 268,62

-

723 592,20

-

Амортизация основных средств (10 401 000- 10 407 000)

1 483 270,12

-

569 125,86

-

Основные средства (остаточная стоимость)

592 998,50

-

154 466,34

-

Материальные запасы (10 500 000)

24 764,72

-

707,90

-

Вложения в нефинансовые

активы

(10 600 000)

51 294. 25

-

143 235,25

-

Нефинансовые активы в пути (10 700 000)

-

-

-

-

Итого по разделу

617 763,22

-

155 174,24

-

Министерство строительства и архитектуры КБР при ведении бюджетного учета руководствуется следующими нормативными актами:

· Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 01. 2008 г.);

· Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31. 07. 1998 г. № 145-ФЗ (ред. 23. 12. 2003, с изм. от 17. 06. 2008)

· Инструкцией Минфина Р Ф по бюджетному учету от 10. 02. 2006 г. № 25-н;

· Приказом Министерства финансов РФ от 21. 12. 2005 г. № 152н (ред. от 25. 08. 2006 г.) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

В качестве учетной политики Министерство применяет Инструкцию № 25н. Для отражения совершаемых операций используется план счетов, приведенный в Инструкции, так как собственный план счетов не разработан.

Для ведения бюджетного учета в Министерстве отдел бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Министерства, возглавляемый главным бухгалтером.

В Министерстве используются формы первичных документов класса 03 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации». Также используются формы документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации». Организация документооборота осуществляется в соответствии с разработанным в Министерстве графиком документооборота.

Первичные документы обрабатываются и на их основе заполняются учетные регистры:

Журнал операций по заработной плате, денежному довольствию, стипендиям;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций по банковскому счету;

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в данные регистры заносятся по мере совершения операций, но, согласно Инструкции № 25н, не позднее дня, следующего за днем получения первичного документа. В конце каждого месяца итоги из журналов операций заносятся в Главную книгу.

В связи с переходом органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их структурных подразделений, являющихся участниками бюджетного процесса, и, прежде всего, финансовых органов на казначейское исполнение бюджетов с использованием современных информационных технологий, была разработана Автоматизированная система управления бюджетным процессом. В основе автоматизации бюджетного учета лежит единый взаимосвязанный технологический процесс обработки первичных документов и отражения совершаемых операций.

Глава 2 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ В НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

(на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

2.1 Особенности организации учета вложений в

нефинансовые активы

Для организации учета вложении (инвестиции) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции достройке дооборудовании) изготовлении которые впоследствии будут приняты к бюд жетному учету, а качестве объектов нефинансовых активов предусмотрены счета:

* Капитальные вложения в основные средства (счет 10 601 000);

* Капитальные вложения в нематериальные активы (счет 10 602 000);

* Капитальные вложения в непроизведенные активы (счет 10 603 000);

* Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг) (счет 10 604 000).

Эти счета предусмотрены как для формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов (объектов основных средств, непроизведенных активов и нематериальных активов), так и для учета расходов, которые принято называть текущими.

Поступление в бюджетное учреждение основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов независимо от источника их поступления осуществляется только через соответствующие счета капитальных вложении, на которых формируется первоначальная (балансовая) стоимость поступившего актива, по которой он затем и принимается к бюджетному учету с отражением на адекватном этому активу счете (см. пример 2).

Таким образом, процесс поступления нефинансовых активов в бюджетное учреждение можно представить в виде следующеё схемы:

Пример 2

Схема 1 — Процесс поступления нефинансовых активов в бюджетное

учреждение

Счёт 10 100 000 «Основные средства»

Счёт предназначен для учёта объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты учитываются в составе собственных основных средств арендатора в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Капитальные вложения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учётом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенные пошлины;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учётом указанных изменений.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учёту, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учёту.

Безвозмездная передача объектов основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчёта суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учёту.

Единицей бюджетного учёта основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов -- это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Когда объект является сложным, т. е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте. В тех случаях, когда объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, и учитывающихся как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учёта объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учёту объектам.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учёта с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учёта без нанесения на объект основного средства.

Аналитический учёт основных средств ведется на инвентарных карточках:

Инвентарная карточка учёта основных средств;

Инвентарная карточка группового учёта основных средств.

Инвентарная карточка учёта основных средств открывается на каждый объект основных средств.

Инвентарная карточка группового учёта основных средств открывается на группу объектов основных средств и предназначена для учёта объектов библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря.

Инвентарные карточки регистрируются в Описи инвентарных карточек по учёту основных средств.

Лица, ответственные за хранение основных средств, ведут Инвентарные списки нефинансовых активов, за исключением библиотечных фондов, драгоценностей и ювелирных изделий.

Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими первичными документами:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 306 001), кроме объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 306 030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 306 031);

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 306 032);

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 306 002);

Требование-накладная (ф. 315 006);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 504 210).

Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее -- ОКОФ) на следующих счётах Плана счётов бюджетного учёта:

10 101 000 «Жилые помещения»;

10 102 000 «Нежилые помещения»;

10 103 000 «Сооружения»;

10 104 000 «Машины и оборудование»;

10 105 000 «Транспортные средства»;

10 106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

10 107 000 «Библиотечный фонд»;

10 108 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

10 109 000 «Прочие основные средства».

Для контроля за соответствием учётных данных по объектам основных средств у материально ответственных лиц и данных по соответствующим счётам аналитического учёта счёта 10 100 000 «Основные средства» составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам.

Счёт 10 201 000 «Нематериальные активы»

Счёт предназначен для учёта нематериальных активов, которые удовлетворяют одновременно следующим условиям:

отсутствие материально -- вещественной (физической) структуры;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой