Сущность государства в современном мире

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков

1.1 Эволюция понятий сущности государства

1.2 Проблемы определения признаков государства

II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства

2.1 Основные концепции сущности государства

2.2 Социальное назначение сущности государства

2.3 Закономерности развития государства

Заключение

Список литературы

Введение

На установленном этапе развития первобытного общества возникает государство.

Государство -- это особая организация публичной власти, суверенно распространяющая её на всю территорию и на населения по средствам юридически обязательных явлений.

Государство стоит во главе общества. Оно реализовывает политическую власть на всей территории страны. Для реализации этой власти используется государственный аппарат. А чтобы содержать этот аппарат, государство применяет налоги, собираемые с населения.

Сущность государства -- историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу центральных и спорных. Это разъясняется тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непринужденно задевают внимание различных слоев общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может соперничать с государством во множестве выполняемых задач и функций. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне двойственное общественно-политическое явление.

Актуальность темы заключается в следующем. Любое общество представляет собой своего рода целую социальную систему, которая различается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Таким образом, что для каждого общества характерна определенная система управления (социальная власть) которая регулирует поведение людей благодаря общим правилам.

Для обеспечения нормальной жизни, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы. Такое объединение достигается лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы приводила в жизнь названные нормы. И эта государственная власть.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика понятия и сущности государства в современном мире.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

— раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

— рассмотреть основные признаки государства, а также концепции

— сущности государства.

— Рассмотреть закономерности развития государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования — сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

государство концепция социальный

I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков

1.1 Эволюция понятий сущности государства

Чтобы познать государство и право надо начинать с вопроса о его происхождении. Всегда ли существовал этот институт или же он появился на определенном этапе развития общества.

В данное время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, о его развитии существенно обогатилось.

В новейшем понимании первобытного общества следует выделить знания, которые характеризуют развитие данного общества. Другими словами, речь идет о том, что общество никогда не было статичным, оно развивалось и проходило различные этапы. Можно выделить несколько этапов такой периодизации — это общеисторическую, археологическую и антропологическую.

Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, правом базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества „неолитическую революцию“».

Эта периодизация позволяет четко отметить, правом о каком первобытном обществе идет речь, правов каких временах оно существовало, правом какова была социальная и духовная организация общества, пр какие конфигурации воспроизводства и существования применяло человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, правом какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, правом, а какие в обществах производящей экономики.

Сущность государства — это главное в государстве, то, что устанавливает его содержание, направление и функционирование.

В юридической литературе часто высказывается мысль, что в государстве нужно выделять несколько сущностей.

Очень долгое время, в течении советского периода государства, существовал только марксистский подход к сущности государства. Исходя из этого подхода государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. «Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал её и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение».

Сущность остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать определение государства, предлагаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводятся к перечислению признаков государства. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. Под государством в широком смысле принято понимать сущноопределенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а сущности под государством в узком смысле — определенная сущности организация, управляющая сущности обществом.

А. С. Пиголкин выделяет два сущности подхода сущности к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения сущности классового подхода сущности сущность государства сущности в том, что оно и есть машина сущности для сущности подавления сущности угнетенных классов. Этот подход охарактеризовал сущность ряда сущности исторических типов государства сущности (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на сущности установленном этапе развития сущности сущностные характеристики государства сущности поменялись; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения сущности общесоциального подхода сущности государство — это средство достижения сущности несогласия, компромисса сущности в обществе. Оно должно принять меры для сущности предотвращения, сглаживания сущности потенциальных конфликтов, вражды между разными слоями и группами населения. Для сущности государства сущности с классовой сущностью присуще наличие классов, интересы которых взаимно исключают друг друга. Для сущности современного общества сущности присуще наличие разнообразных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача сущности современного государства сущности — найти возможности для сущности максимально полного удовлетворения сущности интересов всех социальных групп, не допуская сущности противоречий между ними.

В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном аспекте государство понимается сущности как политическая сущности форма сущности организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения сущности под государством иметься в виду сущности политическая сущности общность, политическое единство людей, созданное под началом государственной власти.

В политологии государство подразумевается сущности как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся сущности на сущности всё общество. В узком смысле государство рассматривается сущности и в юридических науках, где оно трактуется сущности как источник права сущности и закона, упорядочивающих жизнь общества сущности и деятельность самого государства сущности и его структур. Таким образом, термин «государство» является сущности сложным, многозначным понятием. Содержание понятия сущности государства, раскрытие его сущности нельзя сущности сводить к какой-то одной трактовке или выявить одним определением.

1.2 Проблемы определения признаков государства

На протяжении истории развития человечества государство как институт и организации отличалась от догосударственных (существующих до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) своими характерными признаками и чертами.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит считал, например, специфическим признаком государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость «…Хорошо управляемое государство, — писал он, — есть величайший оплот: в нем всё заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает»

Мыслители, политические деятели в своих рассуждениях о государстве, так или иначе, но всегда возвращались к его признакам. Каковы же эти признаки?

1. Деление населения по территориальному признаку.

При существовании родового строя деление населения происходило по кровнородственному признаку. Все члены рода проживали вместе, осуществляли хозяйственную и военную деятельность. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Со временем появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное место жительство, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности.

2. Наличие публичной власти, не совпадающей с населением.

Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Она лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Публичная власть реализовывается через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций. Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями.

3. Государственный суверенитет.

Это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства. Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Самостоятельность означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Независимость означает, что государство самостоятельно вступает в отношения в другими государствами и международными организациями. Верховенство означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов.

4. Государство издает законы и подзаконные акты.

Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. Так же негосударственные органы имеют право издавать акты. Например, органы местного самоуправления, общественные объединения и т. д.

5. Государство имеет свои вооруженные силы.

Только оно обладает развернутой системой обеспечение обороны и безопасности государства. Её основы составляют вооружённые силы — многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, предназначенная для охраны государства.

Таким образом государство — это политическая организация общества, необходимая для выполнение задач и функций, вытекающих из природы общества.

II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства

2.1 Основные концепции сущности государства

Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Определить сущность государства, это значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает. Существует множество концепций в понимании сущности государства. Обратимся к некоторым из них.

Теологическая концепция сущности государства. Её сторонниками являются Фома Аквинский и Августин Блаженный. По их мнению, суть состоит в том, государство создано богом и его деятельность есть проявление божественной воли. Социальное назначение это концепции состоит в защите правовой веры; защите праведников; наказании грешников; направлять людей к добру. В настоящее время данный подход можно встретить в сочинения мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха.

Арифметическая концепция (классическая). Она возникает в античную эпоху. Трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву.

Юридическая концепция. Широкое распространение получило в 19-начале 20 вв. Государство с его позиции трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. Таким образом, сущность государства сводится в кому что это универсальное юридическое лицо, которое приобрело право издавать правила поведения, обязательные для других юридических лиц. Государство — своего рода «союз союзов». При этом союзы создают свои правила поведения, а государство — общие для всех союзов и их членов.

Личностная концепция. Родилась в рамках теории «общественного договора». Существует два подхода в понимании этой концепции: а) В догосударственную эпоху проходила война «всех против всех». Чтобы не погибнуть, люди пошли на объединение в образование, которое мы сейчас называем государством: б) Человек по своей природе желает объединения себе подобным. Следовательно, государство есть результат стремления людей объединиться в союз.

Кибернетическая концепция. Она сформировалась в 60-е годы прошлого столетия. Государства с точки зрения этой концепции является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь)

Социологическая концепция. Она зародился в 17−18 вв. В современной науке относится к числу самых распространенных. Сторонники этой концепции трактуют государство как особое организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое не родственная связь, а территория. Кроме того, для такого общества характерна особая публичная власть — политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

2.2 Социальное назначение сущности государства

С сущностью государства близко соединено такое понятие, признаки как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, признаки для чего предназначено государство, признаки каким целям оно должно служить. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, признаки таковы цели, признаки задачи, признаки которые оно ставит перед собой.

Старания установить социальное назначение государства предпринимались в различные исторические эпохи.

Платон и Аристотель называли социальным назначением каждого государства утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770−1831).

Приверженцы договорной теории возникновения государства считают, признаки что оно возникло также из общих увлечений граждан в обеспечении их безопасности (Т. Гоббс), признаки достижения общего блага (Г. Гроций), признаки ради обеспечения общей свободы (Ж. -Ж. Руссо). Ф. Лассаль (1824−1864) основную задачу государства видел в формировании и реализации свободы человека.

Нынешние взгляды на социальное назначение государства назначаются теми объективными условиями, признаки которые свойственны для данного уровня воспитания общества. В обществе утвердились такие ценности, признаки как демократизм, признаки равенство и справедливость, признаки свобода личности. Это способствует тому, признаки что государство должно реализовывать общесоциальные функции, признаки т. е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, признаки например, признаки кто стоит у власти, признаки как меняется социальная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

Сущность государства — это организация политической власти (социальный институт). Это его смысл, определяет его содержание, признаки назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Л. А. Морозова отмечает, признаки что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1)классовый;

2)общесоциальный.

Первый подход состояние в том, признаки что сущность государства устанавливается как формулирование интересов и воли экономически господствующего класса и всучивание воли этого класса всему обществу. Данный подход свойственен марксистскому осмыслению государства. Государство толкуется как аппарат насилия, признаки принуждения, признаки подавления,! А его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, признаки что родоначальники марксистского учения признавали, признаки что государство, признаки выполняет одновременно некоторые «общие дела», признаки свойственные любому обществу и воспроизводящие интересы всех или большинства его членов.

Второй подход идет из общесоциальной сущности государства, признаки его направления служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности соединять все общество, признаки санкционировать начинающиеся противоречия и конфликты, признаки выступать средством достижения социального мира и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, признаки религиозный, признаки расовый и др. В зависимости от разнообразных условий господствовать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые изрекали по разному. Одни считали, признаки что государство -- это политический феномен, признаки присущий любому классовому обществу.

Л. Гумплович утверждал, признаки что государство -- это господство меньшинства имущих над массой неимущих, признаки основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, признаки что у них есть общего с верховной властью, признаки которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, признаки которое и должно составлять цель государственного устройства».

В современный период распространена точка зрения, признаки что государство -- это общественный организм, признаки политический способ жизни гражданского общества.

Значительным для владения сущности государства является понимание его целей, признаки задач и социального назначения.

Все это укрепляет лишь некоторые стороны социальной сущности государства. Основное в социальной сущности государства, признаки -- оно является организационной формой общества, признаки его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

2.3 Закономерности развития государства

Обнаружение и анализ повторяющихся, признаки т. е. закономерных, признаки связей, признаки назначающих ход развития государства, признаки дают разрешение увидеть настоящее, признаки и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как сравнительно независимому явлению свойственны личные закономерности развития. Тем не менее главные импульсы к ходу вперед получает от взаимодействия с динамично формирующимся обществе.

Одна из основных закономерностей эволюции государства содержится в том, признаки что по мере улучшения цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и формирования демократии оно превращается из простого, признаки «варварского» создания принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, признаки где активно действует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, признаки чтобы его многосторонние объективные надобности были в центре внимания государства. признки. Государство стало распространять свою организующую и концентрирующую деятельность на экономическую, признаки социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, признаки труда, признаки культуры, признаки образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, признаки что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: „уход“ государства от экономики, признаки все большее его отдаление от хозяйственной жизни, признаки от выполнения функций собственника». Практика представила, признаки что именно сегодня в силу многих оснований государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, признаки уберегло ее от экономических потрясений во многих странах мира

Под влиянием научно-технической революции и возникшего процесса мировой интеграции, признаки формирование мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сдвигание различных государств, признаки их взаимообогащение в итоге взаимодействия. Так, признаки в свое время западные государства восприняли от социалистических государств социальную устремленность их деятельности, признаки планирование. Сегодня Россия обучается у западных государств разделению властей, признаки парламентской культуре, признаки строительству правового государства. Под воздействием данной закономерности отходят в прошлое идеологическая война, признаки недоверие и подозрительность.

Правда, признаки названные закономерности представляют собой признаки главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма двойственным.

Заключение

Определение классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, правом и использование только классового подхода существенно ограничивает вероятность научного познания государства и политической власти.

Во-первых, правом власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, правом которая действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах.

Во-вторых, правом во многих странах, правом избавившихся от колониальной зависимости, правом часто формируется такое обстоятельство, правом при которой ни одно из социальных классов не имеет достаточной силой и собранностью, правом чтобы взять власть. Отчего при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, правом развитие национальной экономики и культуры) появляется власть различных классов и неклассовых социальных групп, правом содержащего национальную буржуазию, правом рабочий класс, правом крестьянство, правом интеллигенцию, правом ремесленников, правом мелких торговцев и пр.

В-третьих, правом при установленных условиях может появиться государство, правом в котором власть не на словах, правом, а на деле будет принадлежать всему народу, правом поскольку всенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

Вследствие этого любое государство должно реализовывать (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, правом влиять в интересах всего общества. И любое государство не только является средством сдерживания, правом машиной господства какого-то класса или социальной группы, правом, но и представляет все общество.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, правом которая неразрывно связана с классовой и составляет, правом таким образом, правом вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда совмещают узкоклассовые или групповые интересы властвующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение показанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, правом причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Государство -- явление исключительно многостороннее, правом многогранное, правом обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать разнообразные системы его классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, правом различные по своим основаниям попытки.

На базе исторического подхода выделялись древние, правом средневековые и современные государства, правом, а по своему историческому и культурному развитию -- крестьянские, правом промышленные и научно-технические (либо доиндустриальные, правом индустриальные и постиндустриальные).

По характеру цивилизации государства могут быть разделены на восточные, правом западные и смешанные (промежуточные), правом, а по уровню экономического развития -- на высокоразвитые, правом средне-развитые и «бедные».

Наиболее важными представляются такие варианты классификации, правом которые основаны на характеристике властеотношений, правом т. е. сути этой власти, правом ее классовой (социальной) принадлежности.

Список используемых источников

1. Абчук В. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Бита-Пресс, 2012.  — 335с.

2. Алексеев С. С. Государство и право. — М.: Юрид. Лит., 2012. -192с.

3. А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. — М.: Юристъ, 2012. — 528с

4. Теория государства и права: Учебник/ А. В Малько. -КНОРУС, 2011. — 400с.

5. Вершигора Е. В. Теория государства и права: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2011.1 — 184с.

6. Волков С. А. Теория государства и права. — М.: Инфа, 2011 — 320с.

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. — М.: Юрайт, 2013. — 510с.

8. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М.: Межд. Отношения, 2013. — 356 с.

9. Общая теория государства и права: Учебник. /Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юрист, 2012. — 380с.

9. Самохин И. Т. Лекции по теории государства и права. — Пермь.: Издательство ПГУ, 2012, — 210с.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М.: Изд. гр. ИНФРА, 2011. — 616с.

11. Теория государства и права /Под. Ред. М. Н. Зуева. — М.: Высш. школа, 2011. — 479с.

12. Сабин А. В., Семёнов В. Е. Теория государства и права: Учебное пособие. — Ставрополь: Лекс, 2012 — 45с.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2013. — 720с.

14. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов А. В. Могилёв, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; под ред. Е. К. Хеннера. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 750с.

15. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. — Казань: Изд. КФЭИ, 2013. — 45с.

16. Шикин Е. В. Теория государства и права. — М.: Диалог, 2012. — 250с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой