Сущность и роль контроля в управлении экономикой.
Методы ревизии бюджетных учреждений

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в г. Орехово-Зуево Московской области

Кафедра Общепрофессиональных и специальных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина контроль и ревизия

Тема Сущность и роль контроля в управлении экономикой. Методы ревизии бюджетных учреждений

Выполнила Рулина Н. Т.

Руководитель Фиш Л. П.

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

2. ПОРЯДОК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕВИЗИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Поэтому правильная постановка контроля является обязательным условием перехода субъектов предпринимательской деятельности к рыночным отношениям. Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.

Контроль является широко распространённым объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.

Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

Ревизия же представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов предпринимательской деятельности, отраженные первичных документах и записях бухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей. Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определённого круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта.

Объектом ревизии является также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливаю соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий.

1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Контроль -- это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений. В стране действуют более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности.

Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, -- подготовку рекомендаций для принятия решения.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.

В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах: 1. контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;

2. контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

3. контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия -- как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны государства радикальных мер, соответствую их международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финансировать в должной мере здравоохранение, образование, правоохранительные органы и финансировать в должной мере.

Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью эффективных форм финансового контроля.

Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

В зависимости от субъекта контроля различают следующие его виды.

Государственный финансовый контроль -- неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель -- контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан новый вид контроля -- аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы. Основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков.

К негосударственному контролю относится контроль со стороны коммерческих банков, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

В случае предоставления ссуды контролировать, платежеспособность и ликвидность клиента для большей вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банков -- важный элемент управления кредитным риском.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми отделами и др.). В ходе проведения данного вида контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием, с использованием выделенных бюджетных средств.

Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы. Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета.

Сохранность бюджетных денег, их рациональное и целевое использование -- основная задача, стоящая перед государственными контролирующими органами. Поэтому бюджетный контроль является основной частью финансово-экономического контроля и представляет собой мероприятия, проводимые государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности использования денежных ресурсов РФ.

В задачи бюджетного контроля входит:

· обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

· соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

· контроль за правильностью ведения бухучета и составлением отчетности; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

· улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

· выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; контроль над реализацией механизма межбюджетных отношений, формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

· проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

· пресечение незаконных решений по представлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

· выявление расточительства и финансовых злоупотреблений;

· принятие адекватных мер наказания к виновным лицам, проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Исходя из этих задач формируется и действует система контрольных органов РФ в условиях углубления экономической реформы. Финансовый контроль со стороны представительной власти осуществляют различные парламентские органы, контрольные функции которых рассмотрены ниже.

В последние годы возникло большое количество различных предприятий и организаций негосударственной собственности. В основном предприниматели не имеют необходимых профессиональных знаний, достаточного организационного опыта, моральных качеств, позволяющих оценивать принимаемые решения не только с позиций прибыли, но и с позиций соблюдения закона. Государство не может безразлично относиться к тому, как ведутся дела на предприятиях и организациях негосударственной формы собственности. Во-первых, этот сектор располагает огромным национальным богатством, которое в значительной мере бесплатно или по льготной оценке перешло к нему из государственной собственности. Во-вторых, значительная часть негосударственных предприятий за годы переходного периода еще не наработала собственного капитала, а имеющаяся же финансовая база создана за счет операций в финансово-кредитной сфере и мобилизации государственных финансовых ресурсов различными путями, в том числе недозволенными. В-третьих, в сложившейся финансово-банковской структуре, на крупных предприятиях, финансово-промышленных группах государству и гражданам принадлежит значительная часть акций. Таким образом, необходимо повышать действенность государственного финансового контроля и укреплять органы, его осуществляющие. Причем контролю подлежат не только плохо работающие организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности, чтобы предупредить их банкротство и неплатежеспособность, которые может повлечь за собой волну разорений партнеров, поставщиков, акционеров и клиентов.

Одна из категорий предпринимателей, на которых распространяется финансовый контроль, -- это предприниматели без образования юридического лица, так называемая ПБОЮЛ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.

В сферу непосредственного государственного управления финансами входят и функции контроля.

Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется большая роль контроля в системе управления. Установление действенного, системно организованного контроля всех уровней выступает важным фактором успешного социально-экономического развития страны.

В использовании и управлении государства имеется больше средств, чем мобилизуется в бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля над тем, как это делается. В то же время государство не может безразлично относиться и к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Таким образом, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Таким образом, контроль является важнейшей функцией государственного управления. В переходной экономике роль контроля многократно возрастает. Это связано с принципиальной особенностью рыночной экономики по сравнению с командно-директивным возрастанием роли финансовых отношений, приоритета контроля финансовых потоков. На современном этапе развития экономики России значение контроля растет из года в год, поскольку в связи с перестроечным курсом политики страны финансовый контроль оказался ослаблен. Можно выделить три главных средства воздействия правительства на частную экономическую деятельность:

· налоги, которые уменьшают частный доход, а, следовательно, и частные расходы;

· расходы, побуждающие фирмы производить определенные товары и услуги;

· регулирование или контроль, который побуждает людей либо продолжать, либо прекращать определенную деятельность. Кроме быстрого роста затрат и налогов, увеличивается также и количество законов и постановлений, регулирующих экономическую деятельность.

Действенная система контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом. Одним из важнейших звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах хозяйства и в создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики.

2. ПОРЯДОК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕВИЗИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ревизия — это инструмент финансово-экономического контроля, позволяющий наиболее полно и глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность и целесообразность их осуществления, обеспечивающий сохранность имущества собственников и права участников финансово — экономических взаимоотношений. Основы, порядок и принципы подготовки, планирования и проведения ревизий и проверок являются универсальными для всех видов и форм контрольной деятельности, включая аудиторский контроль. Для обеспечения высокого качества и эффективности при осуществлении финансово — экономического контроля, независимо от того какими органами и в какой форме он проводится, необходимо соблюдать определенные общие требования и последовательность (см. рис. 1).

Рис. 1. Планирование ревизии

До начала проведения мероприятий по осуществлению внешнего финансово-экономического контроля в виде проверки или ревизии проверяющие должны ознакомиться с деятельностью проверяемой организации. Чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на соблюдение правил бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения мероприятий по контролю или на выводы, содержащиеся в итоговом документе, при проведении проверки необходимо понимать деятельность проверяемой организации.

Для понимания деятельности проверяемой организации необходимо собрать и изучить первоначальную информацию об особенностях отрасли, права собственности, управления и операций организации, подлежащей проверке, и оценить их достаточность для проведения проверки.

Ревизии и проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами на год. Внеплановые ревизии проводятся по поручению государственных правоохранительных органов и в связи с возникшей необходимостью. Годовой план проведения ревизий утверждается руководителем контрольного органа и должен содержать сведения: наименование проверяемой организации; должность руководителя подразделения, ответственного за проведение ревизии; период за который проводится ревизия; даты начала и окончания ревизии; отметку о проведении ревизии.

Планирование, является начальным этапом осуществления мероприятий по проведению ревизии (проверки) и состоит в разработке общего плана с указанием: ожидаемого объема, графиков и сроков их проведения, а также в разработке программы; определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективных и обоснованных выводов об объекте ревизии.

В процессе планирования мероприятий по проведению ревизии проверяющие обязаны пополнять и учитывать полученные знания о деятельности проверяемой организации при отборе необходимых аналитических процедур, составлении плана и программы проверки.

Планирование ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций должно осуществляться с соблюдением общих принципов: комплексности непрерывности и оптимальности.

— Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение согласованности всех этапов планирования мероприятий по осуществлению контроля — от предварительного планирования до составления общего плана и программы проверки

— Принцип непрерывности планирования выражается в установлении сопряженных заданий лицам, участвующим в проведении проверки, и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

— Принцип оптимальности планирования проверки заключается в том, что в процессе планирования должна быть обеспечена возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы проверки на основании критериев, определенных самим контролирующим органом.

Планирование мероприятий по осуществлению контроля включает следующие три основных этапа:

а) подготовительный этап;

б) составление общего плана,

в) составление программы.

На подготовительном этапе необходимо:

а) определить цели и задачи проверки;

б) получить представление об особенностях, видах и объемах финансово- хозяйственной деятельности, организационной структуре, документообороте и основных показателях проверяемой организации.

Исходя из поставленных целей проверки, определяются форма, способы и методические приемы осуществления контроля, качественный и профессиональный состав участников проверки.

Программа проверки является развитием общего плана и представляет собой детальный перечень проверяемых вопросов и контрольных процедур, необходимых для практической реализации плана и достижения цели и задач проверки. Одновременно программа служит подробной инструкцией для лиц, осуществляющих проверку и средством контроля качества проведенной проверки.

Программа проверки должна быть оформлена в форме документа, подписана составителями и утверждена соответствующим должностным лицом проверяющей организации. Документально оформленные материалы по каждому разделу программы проверки являются фактическим материалом для составления итогового документа по результатам проверки.

В ходе ревизии (проверки) необходимо разобраться в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые применяются в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых возможно определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых контрольных процедур.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам организации и особенностям его деятельности. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно либо не достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемой организации. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такого убеждения.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверим. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать:

а) специально разработанные тестовые процедуры,

б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

в) специальные бланки и проверочные листы;

г) блок-схемы и графики;

д) перечни замечаний, протоколы или акты. Контролирующие органы разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют контрольные процедуры в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Уровень организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения контрольных процедур.

Существенные недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в итоговом документе.

Проведение мероприятий по финансово-экономическому контролю, в том числе ревизии и проверки представляет собой процесс получения доказательств для оценки и обоснования результатов и выводов на основе выполненных, предусмотренных программой, контрольных процедур. К контрольным процедурам, позволяющим получить такие доказательства относятся:

а) детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

б) аналитические процедуры;

в) оценка системы внутреннего контроля.

Контролирующие органы самостоятельно определяют количество и качество информации, необходимой для составления итогового документа по результатам проверки. При этом следует иметь в виду, что полученная от должностных лиц проверяемой организации финансово-экономическая информация может быть существенно искажена.

Доказательства, подтверждающие итоги мероприятий контроля могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние доказательства включают в себя информацию, полученную от должностных лиц проверяемой организации в письменном или устном виде. Внешние доказательства включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу контролирующего органа). Смешанные доказательства включают в себя информацию, полученную от контролируемой организации в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

В процессе осуществления финансово-экономического контроля может возникнуть необходимость в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств проверяемой организации.

Инвентаризации в ходе осуществления финансово-экономического контроля может быть подвергнуто любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким — либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в ходе проверки (ревизии) финансово — хозяйственной деятельности должна быть создана инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых Обязательств могут быть созданы несколько инвентаризационных комиссий.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (в дальнейшем — описи), которые составляются не менее чем в двух экземплярах по утвержденным формам.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации, а также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

· правильность оформления ценных бумаг;

· реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

· сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

· своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. При этом реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.

Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами;

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и парчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Проведение проверки должно сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации проверяющих. В качестве рабочих документов могут быть использованы:

а) планы и программы проверки;

б) описания контрольных процедур использованных в ходе проверки и их результатов;

в) объяснения, пояснения и заявления должностных лиц проверяемой организации;

г) копии, в том числе фотокопии, документов проверяемой организации;

д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета проверяемой организации;

е) аналитические расчеты и документы;

ж) другие документы.

Рабочие документы могут быть созданы проверяющими лицами либо получены от должностных лиц проверяемой организации или организации, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц и являются доказательством выполнения соответствующих пунктов общего плана, программы и результатов проверки.

Состав, количество и содержание необходимых рабочих документов определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой проверки; характера и сложности деятельности проверяемого объекта; состояния бухгалтерского учета и надежности системы его внутреннего контроля; необходимого уровня руководства и контроля за работой проверяющих лиц.

Формы, порядок создания, получения, проверки, обработки, передачи в архив, хранения рабочей документации устанавливается контролирующей организацией или органом, назначающим проведение проверки, если иное не установлено законодательством.

Рабочие документы, созданные или полученные в ходе проверки, должны содержать все сведения, необходимые и достаточные для:

а) планирования проверки;

б) подтверждения того, что проверка проведена в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность объекта и вопросов проверки;

в) осуществления контроля за организацией и ходом проверки;

г) составления итогового документа по результатам проверки.

Рабочие документы, созданные и полученные входе проверки, должны содержать:

а) информацию о планировании проверки;

б) информацию о характере, времени проведения и объеме выполненных контрольных процедур;

в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе проверки сведений.

Итоговый документ о результатах проведенной проверки или ревизии (акт), должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а также выводы, рекомендации и предложения, проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.

В акте ревизии (проверки), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; финансовое состояние организации; факторы, условия и финансово — хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности либо нанесшие ущерб организации или государству и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).

Подлинник акта ревизии (проверки) должен составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается у контролирующей организации, другой — передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации. Акт ревизии (проверки) должен состоять из трех частей; вводной, описательной и итоговой.

финансовый аудит ревизия бюджетный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональный финансовый контроль — это деятельность системы органов внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, уполномоченных законодательной (представительной) властью и от её лица следить за соблюдением законодательства в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований, а также эффективностью использования регионального имущества.

Данная дефиниция указывает на наличие существенных особенностей в организации и правовом регулировании осуществления внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований по сравнению со Счетной палатой РФ.

При проверке необходимо особое внимание обратить на соблюдение установленной методики отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль. Начисление этого налога как по ежемесячным авансовым платежам, так и по ежеквартальным и годовым пересчетам должно производиться, исходя из фактически полученной с начала года прибыли. В заключительных оборотах декабря перед составлением годового отчета на указанных счетах должна отражаться вся причитающаяся к уплате сумма налога с фактической прибыли за отчетный год.

Таким образом, контроль хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использования прибыли дополняется рекомендациями по устранению выявленных недостатков и внесением соответствующих корректировок в учетные данные и отчетность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правило (стандарт) № 1. Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности: утв. постановлением Правительства Р Ф от 23. 09. 2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства Р Ф от 07. 10. 2011 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства Р Ф от 23. 09. 2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства Р Ф от 25. 08. 2010 г. № 523 // Консультант плюс (текущая версия)

3. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 07. 08. 2001 г. № 119-ФЗ в ред. федер. закона от 03. 11. 2009 г. // Консультант плюс (текущая версия)

4. Правило (стандарт) № 2. Планирование аудита: утв. постановлением Правительства Р Ф от 23. 09. 2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства Р Ф от 07. 10. 2009 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

5. Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности: утв. постановлением Правительства Р Ф от 23. 09. 2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства Р Ф от 07. 10. 2010 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

6. Правило (стандарт) № 23. Заявление и разъяснения руководства аудируемого лица: утв. постановлением Правительства Р Ф от 23. 09. 2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства Р Ф 16. 04. 2010 г. № 228 // Консультант плюс (текущая версия)

8. «Готовимся к аудиторской проверке», Шубцов А. И. ,"Статус-Кво 97″, 2009 г.

9. Подольский В. И., «Аудит», Юнити, 2011 г.

10. Сотникова Л. В. Бухгалтерская отчетность организации / Л. В. Сотникова; ред. А. С. Бакаев. — М.: ИПБР-БИНФА, 2009. — 597 с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой