Финансовые механизмы энергосбережения

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Вариант 5

1. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения

2. Задача 1

Список использованных источников1

1. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения

Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:

— формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;

— кредитный механизм энергосбережения;

— режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

— тарифы на энергию;

— энергетические налоги.

Финансово-экономический механизм энергосбережения:

— Республиканский фонд «Энергосбережение»;

— Порядок использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению;

— Порядок образования и использования субъектами хозяйствования фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;

— Порядок выдачи кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;

— Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;

— Положение по применению и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

В 1996 г. была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 г. была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.

Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996—2000 гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в Программе, такими как:

— модернизация и повышение эффективности котельных;

— внедрение парогазовых и газотурбинных установок;

— оптимизация режимов и схем теплоснабжения;

— перевод паровых котлов в водогрейный режим;

— замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;

— внедрение систем учета и регулирования энергии;

— использование вторичных энергоресурсов;

— уменьшение потерь при передаче энергии;

— внедрение частотно-регулируемых приводов;

— установка энергоэкономичных осветительных устройств;

— внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;

— внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

— реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями.

Подверглась корректировке нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие Пособие к СНБ «Строительная теплотехника» по теплотехническим расчетам ограждающих конструкций зданий (СНБ01. 01. -97). В СНИП 2. 04. 05−91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» были внесены изменения в части снижения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2. 04. 07−86 «Тепловые сети» — в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров теплоносителя. В 1998 г. были введены в действие СНБ 2. 04. 05−98 «Естественное и искусственное освещение». Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный стандарт по строительной климатографии и геофизике.

Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996—2000 гг. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы «Энергосбережения», региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13. 06. 96 г. № 391 и от 19. 06. 98 г. № 965 за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда «Энергосбережение» средств фондов «Энерго- и ресурсосбережение», республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка.

На протяжении 1996−2000 гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составляло 42−44% от общего объема.

Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составляли 42−45% от общего объема финансирования.

Использование средств бюджетного фонда «Энергосбережение» осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.

С 1998 года субъектам хозяйствования не зависимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции в течении года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета ТЭР, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8−9% от общего объема финансирования).

В результате выполнения комплекса мер по повышению энергоэффективности отраслей экономики, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) в 1999 г. относительно 1995 г. составило 22,4% (прогноз на 2000 г.- 25,3%). При росте ВВП в 1999 г. относительно 1995 г. на 28,3% (прогноз на 2000 г. — 32,2%) валовое потребление топливно-энергетических ресурсов (без учета сырья) в республике в 1999 г. и 2000 г. практически остается на уровне 1995 г.

Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000 г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т.у.т., в том числе более 4 млн. т.у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн. т.у.т. — за счет дополнительных мер. Доля использования местных видов топлива в топливном балансе республики в 2000 г. (прогноз) относительно 1995 г. возросла с 16,9% до 18,5%.

За период 1996—2000 гг. создана структура и основные элементы непрерывной системы образования в области энергосбережения, открыта новая специальность «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», в ведущих технических вузах республики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена система научно-технической информации и пропаганды.

Начиная с 1998 г. активизировалось международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь и Всемирным Банком о выделении аванса в размере 1 млн долл. США для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий в социальной сфере республики (школы и больницы).

В 1999 г. Госкомэнергосбережением была инициирована подготовка к ратификации Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в 2000 г. подготовлены и поданы в Экспериментальный Углеродный Фонд предложения по нескольким инвестиционным проектам.

На основании изложенного можно отметить, что цели Республиканской программы по энергосбережению 1996−2000 гг. выполнены, что подтверждается указанными выше макроэкономическими показателями.

Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:

Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.

В главе 3 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» отражены экономические и финансовые механизмы энергосбережения.

Статья 18. Источники финансирования.

Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Республиканский фонд «Энергосбережение».

В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создается республиканский фонд «Энергосбережение». Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

Статья 20. Экономическое стимулирование энергосбережения.

Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путем производства и потребления продукции с лучшими показателями против предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), могут предоставляться льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата поставляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов. В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, а также других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

2. Задача 1

Определить тепловой поток через стены здания общей поверхностью F (м2) для трех вариантов:

1. Стена бетонная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лу = 1 [Вт/м·град].

2. Стена кирпичная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лк = 0,7 [Вт/м·град].

3. Стена кирпичная, между двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя д = 150 мм, установлена прокладка пенопласта толщиной дп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности лп = 0,05 [Вт/м·град].

Температуры на внутренней и внешней поверхностях стен соответственно равны tвн и tн [єС]. Рассчитать снижение потерь тепла через стены здания по сравнению с комбинированной стеной и определить экономию условного топлива, если продолжительность отопительного сезона ф = 4600 часов. Данные для решения задачи выбрать из таблицы 1.

Таблица 1

F (м2)

tвн

tн

10 000

12

-16

Решение:

Тепловой поток через плоские поверхности в стационарном режиме определяется по выражению

где — термическое сопротивление плоской стенки (м2·град/Вт);

F — общая поверхность стен здания (м2).

Потери тепла через стены здания уменьшаются за счет увеличения термического сопротивления стен. Расход условного топлива на отопление здания определяется:

где = 29 300 (кДж/кг) — теплота сгорания условного топлива.

Расход условного топлива рассчитывается за весь отопительный сезон.

Экономия условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

,

.

Проведем расчеты для следующих вариантов:

1. Стена бетонная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лу = 1 [Вт/м·град].

Таким образом, тепловой поток составит 933,33 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

1 000 000 Дж? 0,277(7) кВт·ч., следовательно 29 300 (кДж/кг) = 29 300 000 (Дж/кг) = 29 300 000 / 0,277(7) кВт·ч. /кг = 105 776 173,3 кВт·ч. /кг

Расход условного топлива на отопление здания составляет 8,82Ч10-6 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 1-го варианта составляет 40,572Ч10-3 кг/сезон.

2. Стена кирпичная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лк = 0,7 [Вт/м·град].

Рассчитаем тепловой поток.

Таким образом, тепловой поток составит 653,34 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

Расход условного топлива на отопление здания составляет 6,18Ч10-6 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 2-го варианта составляет 28,428Ч10-3 кг/сезон.

3. Стена кирпичная, между двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя д = 150 мм, установлена прокладка пенопласта толщиной дп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности лп = 0,05 [Вт/м·град].

Рассчитаем тепловой поток.

Таким образом, тепловой поток составит 70 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

Расход условного топлива на отопление здания составляет 6,62Ч10-7 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 3-го варианта составляет 30,452Ч10-4 кг/сезон.

Список использованных источников

1. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М. В. Самойлов, В. В. Паневчик, А. Н. Ковалев. 2-е изд., стереотип. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 198 с.

2. Сидорский С. А. Через экономию ресурсов — к росту экономики и благосостояния людей // Экономика Беларуси. — 2007. — № 3. — С. 6−15.

3. Стятюгина А. Е. Экономические механизмы энергосбережения // Материалы XI Международной научной конференции магистрантов и студентов. — Минск, 17 мая 2007 г. — С. 33.

4. Горустович В. В. Система управления энергосбережением предприятия Энергоэффективность. — 2006. — № 8. — С. 15−17.

5. Шимова О. С. Основы экологии и экономика природопользования / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. — Минск: БГЭУ, 2001. — 368 с.

6. Штомпель Б. Н. Экономическая экология / Б. Н. Попков. — Минск: БГАТУ, 2001. — 349 с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой