Учет кассовых операций

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

1. Учёт кассовых операций и денежных средств в пути

1. 1 Документальное оформление кассовых операций

Организации всех форм собственности обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка. В отдельных случаях организации участвуют в процессе налично — денежного обращения, при оплате труда штатных и нештатных сотрудников, закупке материалов, выдаче авансов сотрудникам на командировочные расходы и др. в связи с этим в кассах организации могут находиться наличные денежные средства.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 августа 2007 г. № 166 утверждены Правила наличного денежного обращения в Республике Беларусь и во исполнении этих правил утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 4, а также Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь от 13 февраля 2008 г. № 24 [1, с. 472,481].

Ведение кассовых операций возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей и не может передоверять кому бы то ни было выполнение своих обязанностей.

Сумма наличных денег, хранящих, в кассе организации, должна быть:

* в пределах лимита, установленного учреждением банка, в котором открыт расчетный счет субъекта хозяйствования;

* сверх лимита допускается хранение денег, предназначенных для выдачи заработной платы и социальных выплат в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;

* денежная наличность сверх лимита должна сдаваться в обслуживающее отделение банка для зачисления на расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с банком.

Для установления такого лимита организация представляет в обслуживающее учреждение банка расчет-заявку по установленной форме.

Поступление наличных денег в кассу может происходить: с расчетного (валютного) счета в банке; в виде выручки за реализованные товары (продукцию), работы, услуги; в порядке возврата неиспользованных подотчетных сумм; путем погашения в кассу материального ущерба, ссуд работниками организации и т. п. Оприходование денег оформляется приходным кассовым ордером (форма №КО-1). Приходный кассовый ордер является бланком строгой отчетности, он состоит из корешка приходного кассового ордера и квитанции к нему. Он выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным на это лицом. Вторая часть приходного кассового ордера — квитанция — является его отрывной частью и служит оправдательным документом для лица, внесшего наличные деньги в кассу. Она также подписывается главным бухгалтером или уполномоченным на это лицом, заверяется печатью организации. В приходном кассовом ордере указывается: от кого поступили деньги, на какие цели или за что их вносят, сумма и дата хозяйственной операции, учетный номер налогоплательщика, НДС. При получении денег из банка квитанцию можно не заполнять или заполнить и приложить ее к выписке по расчетному или валютному счетам.

Из кассы денежные средства могут выдаваться на выплату заработной платы; в подотчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы; на выдачу ссуд; на проведение компенсационных выплат и на другие цели. Выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма №КО-2), выписываемом в одном экземпляре за подписью директора, главного бухгалтера или уполномоченного на это лицом, кассира и получателя денег.

Выдача зарплат, премий пособий и других выплат производится по расчетно-платежной или платежной ведомости в течении 3 дней, после чего ведомости закрываются: кассир указывает сумму выданных и не выданных денег, на ведомостях проставляется штамп с реквизитами расходного кассового ордера. На выданную зарплату выписывается один общий расходный кассовый ордер. А на депонирование зарплаты составляется опись депонентов и наличные деньги сдаются на расчетный счет до перового требования их депонентами. Затем выдача идет по расходному кассовому ордеру.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Лица, получившие наличные деньги под отчет на предстоящие командировочные или хозяйственные расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.

При использовании корпоративной карточки работник предъявляет отчет об израсходованных суммах с приложением к нему карт-чеков и иных документов не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки, исключая день прибытия.

Сдача денег в банк на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными. Если же у предприятия поступает много денег, как, например, в торговле и общественном питании, тогда можно заключить с банком договор на право инкассации выручки. Инкассаторы банка выручку забирают в установленное время каждый день и принимают ее от кассира предприятия в инкассаторской опломбированной сумке. Кассир предприятия заполняет препроводительную ведомость в трех экземплярах: первый вкладывается вместе с деньгами в сумку, второй выдается на руки инкассатору, третий с подписью и штампом инкассатора остается на предприятии для учета сданных денег.

Движение иностранной валюты в кассе оформляется приходным кассовым ордером (форма №КО-1В) и расходным кассовым ордером (форма №КО-2В). Они выписываются в рублевом эквиваленте, но с обязательным указанием прописью и цифрами суммы и наименования иностранной валюты по номиналу.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. Все приходные и расходные кассовые ордера и приравненные к ним документы регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров по форме №КО-3. Чтобы дважды не было выдачи (приема) денежных средств по одному и тому же документу, кассовые ордера погашаются штампом «оплачено». Никакие исправления в кассовых документах не допускаются.

Для учета кассовых операций на каждом предприятии ведется одна кассовая книга формы №КО-4 для учета рублей и отдельные книги формы №КО-4 В для учета валюты (если в кассу поступает различная валюта, то учет ведется раздельно по каждому виду валюты). Кассовые книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью или же на концы шпагата наклеивается плотный четырехугольник и по его углам ставится чернильная печать, а на последней странице пишется прописью количество листов и ставятся подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах — первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами.

Исправления в кассовой книге должны быть оговорены («Исправлено») и подписаны кассиром и бухгалтером. Ежедневно в кассовой книге подсчитываются обороты за день и остаток денег на конец дня.

При получении наличных денег в банке на зарплату и другие цели сначала выписывается банковский чек. А затем приходный кассовый ордер. Ордер прилагается к кассовому отчету, а квитанция — к выписке банка по расчетному счету [3, с. 474−478].

По иностранной валюте записи и в документах, и в кассовой книге ведутся в национальной валюте и иностранной валюте. В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнения в ее подлинности и платежеспособности. Поврежденные, ветхие денежные знаки от клиентов не принимаются. Денежные знаки, платежеспособность которых вызывает сомнение, клиенту не возвращаются; их записывают в отдельный реестр и передают в банк с пометкой «Фальшивая» или «Вызывающая сомнение». Клиенту выдают квитанцию, свидетельствующую о том, что принятая валюта является фальшивой или вызывает сомнение, с указанием в квитанции наименования валюты и ее достоинства [3, с. 531].

Кроме денежных средств в подотчете кассира могут находиться денежные документы — путевки в санатории, дома отдыха, почтовые и акцизные марки, талоны, абонементы на питание, посещение культурно-оздоровительных учреждений и т. п. они учитываются по цене приобретения, их движение отражается в журнале регистрации денежных документов [2, с. 122].

1.2 Учет наличных денежных средств

Денежные средства - это наличные деньги (в рублях и иностранной валюте) и денежные документы, находящиеся в кассе организации, номинированные как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте [2, с. 119].

Бухгалтерский учет наличных денег, их движения ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денежных средств и денежных документов в кассу записывается по дебету, а выданные денежные средства и денежные документы — по кредиту счета. На счете 50 сальдо может быть только дебетовое или равное нулю, если в кассе совсем не осталось денег. Аналитическими данными служат кассовая книга, отчеты кассира. К активному счету 50 «Касса» при необходимости могут открываться следующие субсчета:

* 50/1 «Касса организации» — учитывается движение наличных денежных средств в кассе организации в национальной валюте Республики Беларусь

* 50/2 «Операционная касса — отражается движение наличных денежных средств в кассах товарных контор, остановочных пунктов, билетных и багажных касс, кассах отделений связи и т. д. (этот субсчет открывают, в частности, предприятия транспорта и связи);

* 50/3 «Денежные документы» — учитываются денежные документы, хранящиеся в кассе организации (почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные авиабилеты, путевки в санатории и дома отдыха и т. п.). денежные документы учитываются по сумме фактических затрат на их приобретения, аналитический учет денежных документов ведется по их видам;

* 50/4 «Валютная касса» — предназначена для обособленного движения каждой наличной иностранной валюты в отдельности.

* 50/5 «Касса филиала» — учитываются кассовые операции в обособленных филиалах или представительствах, выделенных на отдельном балансе.

При поступление денежных средств и денежных документов в кассу записи по счетам будут следующие [1, с. 479]:

Таблица 1.2. 1

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступление выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг

50

90

Поступление денег в кассу, полученных с расчетного (валютного) счета

50

51, 52

Возврат авансов, ранее перечисленных поставщикам

50

60

Поступление сумм в погашение претензий

50

76

Получение авансов, под поставки продукции, товаров, материалов, услуг

50

62

Возврат излишне выплаченной заработной платы

50

70

Возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм или перерасхода средств по командировкам

50

71

Поступление от работников предприятия (возврат займа за товары, проданные в кредит, погашение материального ущерба и др.)

50

73

Поступление от учредителей в счет вклада в уставный фонд предприятия, от акционеров в оплату за акции

50

75

Погашение дебиторской задолженности

50

60, 76

Поступление наличных денег от дочерних предприятий, филиалов, выделенных на отдельный баланс

50

76, 79

Выявление излишков денег при инвентаризации

50

92

Поступление доходов от аренды

50

90, 91

Поступление денежных средств целевого характера (вступительные и паевые взносы)

50

86

Внесение платы за санаторные путевки

50/1

50/3

Поступление выручки за реализованные основные средства

50

91

Поступление выручки от реализации материалов, нематериальных активов, ценных бумаг

50

91

При выдаче денежных средств и денежных документов из кассы записи по счетам будут следующие [1, с. 480]:

Таблица 1.2. 2

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретение нематериальных активов, ценных бумаг оборудования, материалов, товаров (в том числе покупная цена, доставка и др.)

04, 07, 08, 10, 41, 58, 60,67, 76

60, 76, 50

Оплата наличными деньгами производственных работ и услуг, компенсация за использование личного транспорта

20, 25, 26, 44, 60, 76

60, 76, 50

Сдача денег на расчетный (валютный) счет

51, 52

50

Оплата счетов поставщиков

60

50

Выдача авансов под поставку товаров, материалов

60

50

Выдача заработной платы, премий, пособий

70

50

Выдача депонированной заработной платы

76

50

Выдача сумм под отчет

71

50

Сдача выручки инкассаторам банка

57

50

Выдача ссуд персоналу предприятия (на строительство домов, дач)

73

50

Выплаты по исполнительным листам (алименты, штрафы и др.)

76

50

Оплата услуг сторонних предприятий (транспортных, коммунальных и др.)

76

50

Оплата за аренду основных средств

60, 76

50

Продолжение таблицы № 1.2. 2

Выдача материальной помощи

84

50

Оплата судебных издержек и арбитражных сборов

91

50

Недостача денег в кассе, выявленная при инвентаризации

94

50

Возврат вклада в уставной фонд

75

80

50

75

Выплаты из кассы дивидендов учредителям (акционерам)

75

50

Приобретение санаторных путевок, марок, госпошлин и др.

50/3

50/1

Выдача пособий при рождении ребенка

69

50

Инвентаризация кассы проводится в сроки, установленные руководителем организации, но не реже 1 раза в год. Инвентаризация проводится внезапно, с полным пересчетом денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте. Руководителем назначается инвентаризационная комиссия, в состав которой входят не менее трех человек. Из них назначается председатель инвентаризационной комиссии.

Кассир составляет отчет, представитель комиссии проверяет его и определяет остаток на конец. Свою работу комиссия оформляет актом инвентаризации. В акте указывается фактическое наличие денежных средств (сколько должно быт по данным бухгалтерского учета). В случае выявления недостачи или излишков, кассир должен дать письменное объяснение.

По окончанию работы руководитель утверждает акт инвентаризации, а бухгалтер поставляет в нем проводку. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации, недостача денег в кассе взыскивается с материально ответственного лица (кассира).

При проведении инвентаризации записи по счетам будут следующие:

Таблица 1.2. 3

Содержание операции

Дебет

Кредит

Излишки денег, выявленные при инвентаризации

50

91

Недостача денег в кассе

94

50

Отнесение недостачи на виновное лицо

73

94

Погашение недостачи виновным лицом в кассу организации

50

73

Отнесение недостачи на убытки организации (при отсутствии виновного лица)

91

94

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательство республики Беларусь [3, с. 529].

1.3 Порядок расчётов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования

В финансовой системе Республики Беларусь расчетно — платежные отношения занимают одно из важнейших мест, так как они являются связующим элементом денежно-кредитной политики государства. Устойчивая и быстро действующая система расчетов и платежей является одним из ключевых звеньев, а также необходимой предпосылкой эффективного функционирования как всего народного хозяйства, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Расчеты — гражданско-правовой способ опосредования возмездных сделок, а также осуществления иных платежей. Расчеты используются предпринимателями как сторонами договора при погашении своих долговых обязательств, а также во внедоговорных отношениях для перечисления денежных платежей в безналичном порядке через банки и иные кредитные организации [5, с. 244].

В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений (купли-продажи, строительного подряда, аренды и др.), могут наступать одновременно с получением каких-либо благ, но могут быть во времени отдалены от этого момента. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта — кредитной организации. В последнем случае на основе соответствующего имущественного отношения возникает новое — расчетное. Эти имущественные отношения опосредуются нормами права и приобретают форму расчетного правоотношения. Расчетными правоотношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды [6, с. 343].

Единственным законным платежным средством, применяемым при расчетах, выступает официальная денежная единица (валюта) Республики Беларусь — рубль. Он выражается в банкнотах (банковских билетах), эмитируемых Национальным Банком Республики Беларусь. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь определяются в установленном законом порядке. Иногда расчеты между предпринимателями, другими участниками договорных отношений производятся не только денежными платежами, но и иными способами: зачетом передаваемых друг другу товаров, выполнением должником в пользу кредитора работ, оказанием услуг и т. п. Однако и в этих случаях товары, работы, услуги оцениваются в рублях. Например, в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором [6, с. 344].

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный институт права.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь (гл. 24). Расчетные отношения регламентируются также нормативно-правовыми актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, нормативными актами Национального Банка Республики Беларусь.

Для производства расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение. Необоснованный отказ кредитной организации, уставом которой предусмотрено осуществление банковских операций по производству расчетов, принять денежные средства на хранение и открыть счет, необоснованное уклонение кредитной организации от заключения договора банковского счета могут быть обжалованы, в суд или арбитражный суд. В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета.

Любое предприятие совершает денежные расчеты как покупатель и как продавец, рассчитывается с бюджетом и банком, осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот, являющийся частью денежного оборота. Наличные деньги применяются в платежном обороте, прежде всего населением, а также субъектами хозяйствования при расчетах незначительными суммами [4, c. 50].

Расчеты наличными деньгами могут производиться между гражданами по платежам, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Каких бы то ни было ограничений случаев подобных расчетов, равно как и размеров уплачиваемых при расчетах сумм, не установлено. Как правило, не предусмотрено также особых форм наличных расчетов. Однако во избежание возможных конфликтов целесообразно письменно подтверждать факт произведенных при расчете платежей или платежей в счет будущих расчетов, скажем, путем получения плательщиком соответствующей расписки. Именно на это указывает законодатель. Нередко, например, в расчетах между гражданами используется задаток. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности, вследствие несоблюдения правила о его письменной форме, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное [6, с. 352].

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг организация обязана проводить с применением кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. Кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения организации.

1. 4 Учет денежных средств в пути

Для обобщения информации и отражения операций о движении денежных средств в официальной денежной единицы Республики Беларусь и иностранной валюты, находящихся в пути, предназначен счет 57 «Переводы в пути». Преимущественно это средства, сданные инкассаторам, внесенные в кассы банков, кредитных учреждений или почтовых отделений, для зачисления на счета организации, но еще не зачисленные по назначению, а также денежные средства, направленные на торги при покупке или продаже валюты.

К счету 57 «Переводы в пути» могу открываться следующие субсчета:

* 57/1 «Инкассированные денежные средства», по дебету которого записывается сумма выручки торгового предприятия, сданная инкассатору банка, а по кредиту — зачисление выручки на расчетный или специальный счет в банке;

* 57/2 «Денежные средства для покупки валюты», по дебету которого отражается перечисление средств с расчетного счета для покупки иностранной валюты на торгах Межбанковской валютной биржи, по кредиту — зачисление валюты на валютный счет;

* 57/3 «Валютные средства для продажи», по дебету которого записываются валютные средства для продажи на торгах по обязательной, добровольной продаже и конверсии валюты (перевод одной валюты в другую);

* 57/4 «Переводы в пути по банковским картам» применяется в торговых организациях, реализующих товары по банковским картам.

Сальдо счета 57 показывает сумму денежных средств, еще не зачисленных на расчетный или другой счет организации. Аналитический учет по счету 57 «Переводы в пути» ведется по каждой операции (по каждому документу).

Основанием для принятия на учет денежных средств по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции банков, почтовых отделений, копии препроводительной ведомости на сдачу выручки инкассаторам и др. Движение денежных переводов в иностранной валюте учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно. Счет 57 корреспондирует со счетами учета денежных средств, расчетов, реализации, операционных доходов и расходов.

Записи по счету 57 «Переводы в пути» будут следующие [3, с. 532, 533]:

Таблица 1.4. 1

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сдача выручки инкассатору

57/1

50/1,50/4

Зачисление выручки на расчетный (валютный) счет или для погашения кредитов

51, 52, 66

57/1

Покупка валюты

57/2

76

Зачисление купленной валюты на валютный счет

52

57/2

Списание валюты для продажи

57/3

52, 55

Зачисление денежных средств. полученных от продажи, на расчетный счет

51

91

Списание проданной валюты

91

57/3

Выручка от реализации по банковским карточкам

57/4

90

Зачисление выручки на расчетный счет

51

57/4

Списание денег с банковских пластиковых карт покупателей

57/4

62

Зачисление на расчетный счет организации денежных средств снятых с банковской пластиковой карты покупателя

51

57/4

2. Изучение учёта кассовых операций и денежных средств в пути в организации УЧТПП «СимВер»

2. 1 Организационно-экономическая характеристика УЧТПП «СимВер»

Деятельность организации зарегистрирована в соответствии с Декретом Президента Р Б от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» решением Могилевского облисполкома от 24. 04. 2003 года № 10−9 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 790 189 039.

Основными видами деятельности организации являются:

— производство готовых текстильных изделий (кроме одежды);

— оптовая торговля текстильными изделиями.

Продукция производится в собственном швейном цехе. Реализацию своей продукции УЧТПП «СимВер» осуществляет через магазины независимых хозяйствующих субъектов как по всей Республике Беларусь, так и за ее пределами. Среднесписочная численность работников организации 12 человек.

2. 2 Документальное оформление и организация учета кассовых операций" УЧТПП «СимВер

Порядок проведения, учета и оформления кассовых операций (в белорусских рублях и иностранной валюте), а также организация контроля соблюдением кассовой дисциплины в УЧТПП «СимВер» регламентируется «Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях и иностранной валюте». Поступление денежных средств в кассу УЧТПП «СимВер» (в белорусских рублях и иностранной валюте) оформляется с использованием приходных кассовых ордеров, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Беларусь формы №КО-1 и №КО-1 В.

Согласно вышеназванному нормативному документу бланки приходных кассовых ордеров изготавливаются только типографским способом по заказам Белбланкоиздата. Приказом Минфина Республики Беларусь от 28. 05. 2003 № 1081, внесшим дополнения в приказ от 24. 07. 2002 № 501 «О регистрации бланков строгой отчетности в Государственном реестре бланков строгой отчетности», приходный кассовый ордер формы КО-1и №КО-1 В включен в перечень бланков, которые регистрируются в Государственном реестре бланков строгой отчетности. Он состоит из двух частей: приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В подтверждение факта приема денег квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенные печатью, передаются лицу, уплатившему денежные средства. Прием денег по КО-1и №КО-1 В может производиться только в день его составления, причем после получения денег приходный ордер должен быть немедленно подписан кассиром. Исправления в приходном кассовом ордере не допускаются.

Расход наличных денег из кассы чаще всего связан с выплатой заработной платы, выдачей на командировочные расходы и расходы на хозяйственные нужды. Указанные выплаты производятся в основном по расчетно-платежным или платежным ведомостям с проставлением реквизитов расходного кассового ордера, без составления такого ордера на каждого получателя. Разовые выдачи денег на оплату труда, выдачи денег под отчет на предстоящие расходы производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2 и КО-2 В.

При поступлении в кассу сумы, превышающей установленный лимит остатка денежных средств, денежные средства сдаются в банк и зачисляются на расчетный счет УЧТПП «СимВер». Для этого оформляется расходный кассовый ордер на подотчетное лицо, сдающее денежные средства в банк, а также объявление на взнос наличными в рублях (иностранной валюте). При сдаче денежных средств в банке кассир банка выдает квитанцию и ордер о принятии денежных средств.

Бланк расходного кассового ордера формы КО-2 и КО-2 В обязательно подписывается руководителем и главным бухгалтером. Ордер также заверяется подписью кассира. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу в УЧТПП «СимВер» кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

Оплата труда, расходов на командировочные и хозяйственные нужды, а также другие массовые выплаты производятся по платежным (расчетно-платежным) ведомостям, без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Деньги кассир УЧТПП «СимВер» имеет право выдавать только лицу, указанному в расходном кассовом ордере, платежной ведомости.

До передачи в кассу организации приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров формы №КО-3 и №КО-3 В. Журнал открывается и ведется по расходным и приходным ордерам вместе. Никакие исправления в кассовых документах не допускаются.

Все поступления и выдачи денег в конце рабочего дня кассир УЧТПП «СимВер» записывает в кассовую книгу. В настоящее время УЧТПП «СимВер» применяет кассовую книгу формы КО-4 для учета рублей и отдельная книга формы №КО-4 В для учета валюты. Кассовые книги пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью, на последней странице прописано прописью количество листов и проставлены подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах — первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами. В кассовые книги записываются исходные данные на основе первичных учетных документов (приходных и расходных кассовых ордеров, чеков денежных, объявлений на взнос наличными и так далее).

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления должны быть обязательно заверены подписями кассира, а также главного бухгалтера организации или лица, его замещающего.

При получении наличных денег в банке на зарплату и другие цели сначала выписывается банковский чек. А затем приходный кассовый ордер. Ордер прилагается к кассовому отчету, а квитанция — к выписке банка по расчетному счету.

Контроль правильности ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. В бухгалтерии, поступающие кассовые отчеты с первичными документами подвергаются обработке. Каждая запись проверяется по существу операции, сверяется с первичным документом, проставляется код корреспондирующего со счетом 50 синтетического счета и субсчета. Кроме этого остаток денег на начало дня по отчету кассира сверяется с остатком на конец дня, показанном в предыдущем отчете, проверяется также правильность выведенных оборотов и остатка.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций в возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

В УЧТПП «СимВер» соблюдаются все требования, определяющие порядок оформления и ведения кассовых операций согласно действующим Постановлению и Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях (иностранной валюте) в Республике Беларусь.

2. 3 Документальное оформление и организация учета денежных средств в пути УЧТПП «СимВер»

Предприятие УЧТПП «СимВер» приобретает материалы для производства своей продукции как в Республике Беларусь, так и за ее пределами — в Российской Федерации и Украине. Для расчета с поставщиками иностранной валютой в обслуживающем банке открыты валютные и транзитный счета.

Денежные средства от покупателей за поставленную продукцию в иностранной валюте зачисляются на транзитный счет УЧТПП «СимВер». Затем в банк подаются данные для проведения обязательной продажи валютных средств в размере 30% от поступившей суммы:

— сведения о проводимой внешнеторговой операции;

— расчет суммы, подлежащей обязательной продаже.

В конце месяца бухгалтер запрашивает в банке выписку по транзитному и валютным счетам для обобщения данных по проведенным операциям в ведомости по счету 55,57,52.

2.4 Анализ кассовых операций

Так как денежные средства являются наиболее мобильным активом организации, целесообразно проводить их анализ за короткий промежуток времени (1-е полугодие 2012 г. и 2013 г.). Анализ произведен на основании отчета об обороте кассы за январь-июнь 2012 и январь-июнь 2013 года.

Таблица 2.4.1. Анализ прихода наличных денежных средств

Приход

2012 год

2013 год

Отклонение + -

Сумма руб.

уд. вес%

Сумма руб.

уд. вес%

Торговая выручка наличными в валюте (эквивалент в бел. руб.)

1 334 400

1,8

2 343 600

6,0

+1 009 200

Получено с валютного счета — на выплату командировочных расходов (эквивалент в бел. руб.)

924 048

1,2

-

-

-924 048

Торговая выручка наличными в бел. руб.

66 561 490

87,6

5 944 130

15,1

-60 617 360

Получено с расчетного счета — всего, из них:

4 480 290

5,9

29 736 930

75,9

+25 256 640

1. на выплату зарплаты

261 000

5,8

-

-

-261 000

2. на выплату хозяйственных нужд

203 950

4,6

4 382 920

14,7

+4 178 970

3. на выплату командировочных расходов

4 015 340

89,6

25 354 010

85,3

+21 338 670

Прочий приход наличными

2 686 040

3,5

1 165 400

3,0

-1 520 640

Приход всего:

75 986 268

100

39 190 060

100

-36 796 208

Из проделанных расчетов видно, что в приходе наличных денежных средств в УЧТПП «СимВер»:

— в 2012 г. основное место занимает торговая выручка наличными — 87,6% от всех поступлений, а наименьшее — это полученные с валютного счета на выплату командировочных расходов (эквивалент в бел. руб.) — 1,2% от всех поступлений.

Полученные с расчетного счета учреждения банка суммы составляют 5,9% от всех поступлений, из них:

— на выплату зарплаты — 5,8%

— на выплату хозяйственных нужд -4,6%

— на выплату командировочных расходов -89,6%

Поступление в валюте (эквивалент в бел. руб.) составляет -1,8%, прочий приход — 3,5% от всех поступлений;

— в 2013 г. основное место занимают полученные с расчетного счета учреждения банка суммы — 75,9% от всех поступлений, из них:

— на выплату зарплаты-0%

— на выплату хозяйственных нужд -14,7%

— на выплату командировочных расходов -85,3%, а наименьшее — прочий приход — 3,0% от всех поступлений.

Поступление в валюте (эквивалент в бел. руб.) составляет -6,0%, торговая выручка (бел. руб.) — 15,1% от всех поступлений.

На основании сделанных расчетов делаем вывод: общий приход наличных денежных средств в УЧТПП «СимВер» в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 36 796 208 рублей, это говорит о том, что торговая выручка поступает, в основном, на расчетный счет организации, а поступления в кассу являются не многочисленными и не регулярными. Также в 2013 году снизился прочий приход от дебиторов по сравнению с 2013 годом. Поступления с расчетного счета учреждения банка в 2013 году значительно увеличились на 70%, в том числе на хозяйственные и командировочные расходы. Также увеличилась в 2013 году торговая выручка наличными в валюте на 4,2% по сравнению с 2012 годом.

Таблица 2.4.2. Анализ расхода наличных денежных средств

Расход

2012 год

2013 год

Отклонение + -

Сумма руб.

уд. вес%

Сумма руб.

уд. вес%

Торговая выручка, сданная на валютный счет (эквивалент в бел. руб.)

1 334 400

1,8

2 343 600

6,0

+1 009 200

Торговая выручка, сданная на расчетный счет в бел. руб.

14 546 560

19,1

-

-

-14 546 560

Выплачена зарплата

52 499 790

69,1

6 683 430

17,1

-45 816 360

Выплачено на хозяйственные нужды

203 950

0,3

4 382 920

11,2

+4 178 970

Выплачено на командировочные расходы

6 477 520

8,5

25 780 110

65,7

+19 302 590

Выплачено на командировочные расходы в валюте (эквивалент в бел. руб.)

924 048

1,2

-

-

-924 048

Прочий расход

-

-

-

-

-

Расход всего:

75 986 268

100

39 190 060

100

-36 796 208

Из проделанных расчетов видно, что в расходе наличных денежных средств в УЧТПП «СимВер»:

— в 2012 году наибольшая доля расходов приходится на выплату заработной платы — 69,1% от общего расхода, а наименьшая — выплата на хозяйственные нужды 0,3% от общего расхода.

Доля торговой выручки, сданной на расчетный счет в банк составляет — 19,1%, выплата на командировочные расходы (в бел. руб.) — 8,5%, торговая выручка, сданная на валютный счет (эквивалент в бел. руб.) — 1,8%, выплаты на командировочные расходы в валюте (эквивалент в бел. руб.) 1,2% от общего расхода.

— в 2013 году наибольшая доля расходов приходится на выплату командировочных расходов — 65,7% от общего расхода, а наименьшая — на торговую выручку, сданную на валютный счет (эквивалент в бел. руб.) — 6,0%. Доля выплат заработной платы составляет — 17,1%, на хозяйственные нужды — 11,2% от общего расхода.

На основании сделанных расчетов делаем вывод: общий расход наличных денежных средств в УЧТПП «СимВер» в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 36 796 208 рублей, при этом отсутствует сдача торговой выручки (в бел. руб.) на расчетный счет организации и выплата на командировочные расходы в валюте. Также снизились выплаты на заработную плату на 52% по сравнению с 2012 годом, это связано с тем, что заработная плата, в основном, перечисляется на банковские карточки работников.

Однако, не смотря на снижение общего расхода, в 2013 году произошло увеличение выплат на командировочные расходы — на 57,2%; хозяйственные нужды — на 10,9%; торговой выручки, сданной на валютный — на 4,2% по сравнению с 2012 годом.

3. Предложения по совершенствованию учёта кассовых операций и денежных средств в пути

В начале 90-х годов началось зарождение отечественного рынка экономических программ. Эти программы начали рассматриваться как продукт, товар, стали доступны небольшим фирмам, бухгалтериям. Тогда же в основном формировались юридически самостоятельные коллективы разработчиков.

Некоторые из них стали теперь преуспевающими, известными на всю страну компаниями. Бесспорным лидером на сегодня по известности и тиражу продаж является фирма «1С». Прежде всего, фирма известна благодаря своему продукту под названием «1С: Бухгалтерия». Существует базовая и профессиональная разновидности этой программы, а также их различные модификации, предназначенные для использования в локальном и сетевом варианте.

Программа имеет современный внешний вид, разделы главного меню интуитивно понятны даже неопытному пользователю: в отдельные группы скомпонованы справочники, документы, отчеты и журналы документов, что дает возможность удобно и быстро работать с ними. В программе имеется список корректных проводок, что уменьшает вероятность ошибки при корреспонденции счетов. Каждый бухгалтер может иметь свой «пользовательский интерфейс», свои пункты меню и панели инструментов в зависимости от обслуживаемого им участка бухгалтерского учета, права доступа к данным, хранящимся в системе. Пользователь может оставить свое рабочее место и заблокировать работу с программой. Без его личного пароля никто не сможет получить доступ к программе и учетным данным, хранящимся в информационной базе.

Начать работать с «1С: Бухгалтерией» можно практически сразу после ее установки на компьютер даже без предварительного ознакомления с документацией. Наличие мощных инструментальных средств позволяет гибко приспосабливать программы к автоматическому выполнению массовых расчетов, зависящих как от специфики конкретного раздела учета, так и от особенностей учетной политики предприятия. При этом указанные средства не только дают возможность изменять отдельные параметры, как, например, коды счетов, субсчетов, аналитических счетов, их названия, налоговые ставки и т. п., но и позволяет достаточно описать и модифицировать правила выполнения расчетов.

Автоматизация учета кассовых операций предполагает составление всех форм первичных документов по движению наличных денег, ведение кассовой книги, составление журнала-ордера по счету 50, ведение валютного учета.

Аналитический учет по субконто «Движение денежных средств» ведется на счете 50 «Касса» только по субсчетам, открываемым к нему. В целом по счету 50 он не ведется.

Автоматизированная обработка данных в учете приобретает все большее значение. Она позволяет в пределах функций бухгалтерского учета полностью регламентировать автоматизированное получение данных, необходимых как для ведения оперативного, синтетического и аналитического учета, так и для составления форм бухгалтерской отчетности, данных, необходимых пользователям для выработки и принятия решений, а также системного контроля за ходом производственных процессов.

Автоматизированная обработка данных значительно облегчает работу бухгалтера, позволяет избежать многих ошибок при работе с документами, составлении баланса, отчетности, при выполнении различных расчетов. Так запись на счетах бухгалтерского учета, закрытие бухгалтерских счетов, заполнение главной книги, составление баланса и других форм отчетности выполняется программно. Выявление результатов инвентаризации и составление соответствующих ведомостей и других отчетных регистров бухгалтерского учета (машинограмм) производит компьютер.

При этом программа «1С: Бухгалтерия» не только дает возможность изменять отдельные параметры (коды счетов, субсчетов, аналитических счетов, их названия, налоговые ставки и т. п.), но и позволяет достаточно описать и модифицировать правила выполнения расчетов, что повышает эффективность использования программы на каждом предприятии.

В УЧТПП «СимВер» пока еще не налажен автоматизированный бухгалтерский учет. Это можно объяснить ограниченностью финансовых средств, в силу чего невозможно приобретение современной качественной вычислительной техники и программного обеспечения, а также отсутствием квалифицированных специалистов, владеющих новейшими информационными технологиями.

Заключение

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах, а также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.

Основные задачи контроля денежных средств, кассовых и банковских операций состоит в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования и условий хранения денежных средств.

Кассовые операции являются важнейшей составной частью деятельности любой организации или предприятия.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты банков, ценные бумаги и др.).

Приумножение денежных средств, их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.

В данной курсовой работе рассмотрена целесообразность применения и использования программы «1С: Предприятие».

Были изучены первичные документы по учету денежных средств и порядок их оформления. К первичным документам по кассе, которые используются в УЧТПП «СимВер», относятся приходные и расходные ордера формы КО-1 и КО-2 соответственно, платежная ведомость. На основании этих документов кассир заполняет кассовую книгу формы КО-4 по мере совершения операций, второй экземпляр которой является отчетом кассира и одновременно регистром аналитического учета по счету 50 «Касса».

На основании данных аналитического учета и приложенных первичных документов делаются записи по счету 50 «Касса» и заполняются регистры синтетического учета — журнал-ордер № 1 и ведомость № 1. Данные журнала-ордера и ведомости переносятся затем в главную книгу, на основании которой в конце отчетного года составляют баланс. Таким образом, была изучена схема движения документов в кассе организации.

Также были изучены первичные документы по учету денежных средств в пути. К ним относятся заявки на покупку и продажу валюты, выписки банка. На основании выписки банка заполняются журнал-ордер и ведомость по валютным и транзитному счетам. Данные журнала-ордера и ведомости переносятся затем в главную книгу.

Бухгалтерский учет в УЧТПП «СимВер» ведется в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РБ». Внутрихозяйственный контроль сохранности и использования денежных средств в хозяйстве осуществляет руководитель и главный бухгалтер. Он введется в соответствии с Порядком о ведении кассовых операций в РБ

Денежные средства являются основой благосостояния каждого предприятия, поэтому контроль за их хранением и использованием должен быть хорошо организован. Предлагается для совершенствования контроля за сохранностью и использованием денежных средств в хозяйстве примерную программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование денежных средств.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

кассовый операция денежный организация

Список источников

1. Бухгалтерский учёт: учеб. -метод. пособие / Н. С. Стражева, А. В. Стражев. 14-е изд., перераб. и доп. — Минск: Современная школа, 2011. — 944 с.

2. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит: учеб. пособие /П.Г. Пономаренко [и др. ]; под общ. ред. П. Г. Пономаренко. — 2-е изд., испр. Минск: Выш. шк., 2007. — 527 с.

3. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О. А. Левкович, Н. Н. Тарасевич. — 6-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Амалфея, 2010. — 768 с.

4. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. -Мн: Мисанта, 2003. -512 c.

5. Смагина И. А. Предпринимательское право: Уч. пособие — М.: Библиотека Высшей Школы, 2007.

6. Беляева О. А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Р Ф, профессора Ляндреса В. Б. — М., Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006.

7. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта. — Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29. 06. 2011 г. № 50.

8. Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187 постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 октября 2011 г. № 111: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 14. 05. 2007 г. № 10 (с изм. и доп.) // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

9. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З; с изм. и доп. // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

10. Налоговый кодекс Республики Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-З; с изм. и доп. // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

11. О бухгалтерском учете и отчётности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г. № 57-З // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

12. 17 Об утверждении Правил проведения валютных операций: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 апр. 2004 г., № 72; с изм. и доп. // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

13. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь, 17 июля 2000 г. № 78: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 27 декабря 2007 г. № 199 (с изм. и доп.) // Национальный интернет — портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http //www. pravo. by.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой