Характеристика коммерческой деятельности ОАО "ЦУМ Минск"

Тип работы:
Отчет
Предмет:
Маркетинг


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Отчет

о прохождении преддипломной практики

по дисциплине «Коммерческая деятельность»

учащейся IV курса 594 группы

Деркач Екатерины Владимировны

Руководитель от колледжа Свиридович Е. А.

Руководитель от предприятия Кот С. Е.

Минск, 2009

ВВЕДЕНИЕ

договор ассортимент товар закупка

Подготовка высококвалифицированных специалистов является важным составляющим культуры торговли. Повышение квалификации сопровождается получением дополнительных навыков, знаний и умений, что не могут не заметить потенциальные покупатели. Задачей продавцов является сделать свою работу такой, которая бы помогла покупателю выбрать данное торговое предприятие из числа всех существующих конкурентов. Для этого необходимо не только технологическая оснащенность магазина, удобная планировка, удобные часы работы, достаточно широкий ассортимент товаров (хотя все это играет немаловажную роль), но и достоверная консультация, вежливое отношение и обслуживание на высоком уровне. Привлечение покупателей способствует увеличению товарооборота магазина, а как следствие предприятие становится более устойчивым к различным факторам — стабильным.

В данном отчете представлены основные направления деятельности предприятия, а также его работников, в частности товароведа, продавца. В отчете указаны правила и методы приемки товаров, организация управления коммерческой деятельностью, информационное обеспечение предприятия, организация хозяйственных связей, учет и контроль за закупками, порядок формирования ассортимента товаров и многое другое, что необходимо знать будущему товароведу.

В ходе преддипломной практики я овладела навыками работы товароведа. На товароведа возложены многие нелегкие обязанности, которые он должен исполнять на высшем уровне, т.к. это имеет важное значение в работе магазина. Я ознакомилась с торговым предприятием, его рекламной деятельностью, методами изучения покупательского спроса и многим другим. Это поможет мне в будущем стать квалифицированным специалистом в данной сфере деятельности.

1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ОАО «ЦУМ Минск» — в настоящее время крупнейший торговый центр Республики. Универмаг расположен в центральной части города Минска.

Открыт 5 ноября 1964 года с общей численностью 670 человек. Общая площадь составляла 14,2 тыс. кв. м, в том числе торговая 4,8 тыс. кв. м и складская — 4,6 тыс. кв. м.

В 1990 году начались работы по реконструкции предприятия, которые велись в сложнейших экономических и организационных условиях без остановки торгового процесса. В 1997 году реконструкция завершилась, построено практически новое пятиэтажное здание, которое вписалось в архитектурный ансамбль города. После реконструкции общая площадь предприятия составила 30 307 кв. м, в том числе торговой 8500 кв.м.

Торговый процесс в основном здании универмага осуществляется в шести товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на пяти этажах. Каждый этаж выдержан в определенной цветовой гамме. Кроме того, отдельно расположены два магазина: «Комаровский» и «Товары для женщин».

На этаже универмага первом размещены продовольственные товары, товары бытовой химии, игрушки, канцелярские товары, товары из стекла, электротовары, скобяные товары, хозяйственные товары, парфюмерные товары. На втором этаже размещаются товары для мужчин: парфюмерные товары, электротовары (телевизоры, телефоны, плееры и др.), спортивные товары, трикотажные, швейные товары. На третьем этаже размещены товары для бани. Четвертый этаж посвящен товарам для женщин: парфюмерные товары, часть галантерейных товаров (зонты, сумки, кошельки), трикотажные и швейные изделия для женщин, обувь, чулочно-носочные изделия. На пятом этаже находятся ткани, галантерейные изделия (тесьма, ленты, пуговицы и др.), товары для дома (ковры, столы, стулья, раковины и др.).

Все последние годы коллектив универмага, насчитывающий на 1. 01. 2004 г. 1296 человек, работает стабильно. Достигнуты высокие показатели финансово-экономической деятельности: за 2003 год товарооборот превысил 63,7 млрд руб., валовые доходы увеличились на 9,1%, балансовая прибыль возросла на 18,8%, а производительность труда — на 10%, собственные оборотные средства увеличились в 1,5 раза и обеспеченность ими составляет 0,42% (при норме 0,1%).

Стоимость чистых активов универмага составляет 14,4 млрд руб. Сумма перечисляемых в бюджет налогов составляет 5,7 млрд руб. или 49,2% от валового дохода.

Указанные результаты получены благодаря применению системы современных методов управления и повышению эффективности деятельности каждого структурного подразделения.

Ежедневно универмаг посещают огромное количество покупателей (более 40 тыс.), совершающие около 40 тыс. покупок. Они выбирают «ЦУМ Минск» потому, что чувствуют себя в центре внимания.

Я проходила преддипломную практику в секции «Шитье. Рукоделие».

Магазин работает ежедневно с понедельника по субботу с 9. 00 до 21. 00, в воскресенье — с 10. 00 до 18. 00.

Продажа товаров осуществляется методами самообслуживания, традиционным, по образцам.

Универмаг предоставляет покупателям более 70 как платных, так и бесплатных услуг.

В условиях изобилия и конкуренции ставка делается на товары отечественного производства, удельный вес которых в товарообороте составляет около 80%. В секциях представлена продукция практически всех промышленных предприятий Республики Беларусь.

Продажа товаров осуществляется за наличный, безналичный расчет, в кредит, а также по пластиковым карточкам. Магазин занимается реализацией товаров, а также оказанием различных услуг населению.

Устав ОАО «ЦУМ Минск» утвержден в соответствии с ГК РБ и законодательством об Открытых Акционерных Обществах, решением Общего собрания учредителей-участников Общества, то есть коллектива данного предприятия.

Универмаг является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и изображением государственного герба Республики Беларусь.

Высоких результатов универмаг добился с помощью применения современной системы управления и повышения эффективности деятельности каждого структурного подразделения. Предприятие ОАО «ЦУМ Минск» развивает свою хозяйственную деятельность, расширяя торговую площадь, повышая товарооборот, сокращая издержки, повышая культуру обслуживания и т. д.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Основную роль в коммерческой работе играют коммерческие (торговые) отделы. На крупных предприятиях, таких как ОАО «ЦУМ-Минск», коммерческой работой руководит коммерческий директор.

Кроме коммерческих отделов этой работой занимаются отделы маркетинга, организации торговли, рекламные службы, экономические отделы, юридические отделы. Количественным и качественным подбором кадров занимается кадровая служба.

Основные тенденции развития коммерческой деятельности (работы):

· комплексное изучение рынка, требований потребителей к товарам, методам продажи, услугам;

· умение своевременно и правильно реагировать на изменения, происходящие на рынке;

· освоение методов управления коммерческой деятельностью, ориентируемых на получение прибыли;

· формирование рыночных отношений в торговле;

· использование маркетинговых концепций в коммерческой работе.

Исходя из тенденций развития коммерческой работы, можно определить основные задачи коммерческих отделов:

· формирование отношений между поставщиками и покупателями на взаимовыгодной основе;

· совершенствование закупочных работ, укрепление договорной дисциплины, развитие длительных прямых хозяйственных связей;

· совершенствование рекламной работы, форм и методов продажи товаров;

· компьютеризация всех коммерческих процессов;

· повышение уровня мероприятий по комплексному изучению спроса;

· защита интересов потребителей;

· стимулирование сбыта товаров;

· получение доходов и недопущение убытков, эффективное использование финансовых и кредитных ресурсов и т. д.

Немаловажное значение играет и работа сектора маркетинга. Отдел маркетинга занимается сбором и обработкой информации, заказом товаров, проверкой их качества, контролем за продвижением товаров и т. д. Коммерческий отдел является самостоятельным структурным подразделением, подчиняется директору и его первому заместителю, проводит свою работу во взаимосвязи с другими отделами и службами. Руководствуется действующим законодательством, приказами и инструкциями Министерства торговли РБ, Главного управления потребительскими рынками Мингорисполкома, решениями и распоряжениями Мингорисполкома и администрации района.

Существуют следующие факторы, влияющие на организационную структуру коммерческих служб:

— внешние: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами и др.

— внутренние: организация деятельности иных отделов и их взаимосвязь, уровень квалификации работников коммерческого отдела, спрос, предложение и конъюнктура рынка, ассортимент товаров на предприятии и т. д.

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Информация играет очень важную роль в работе коммерческого отдела.

Коммерческая информация- это сведения о сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В работе коммерческого отдела используются следующие виды информации:

1. первичная информация — данные, полученные специально для решения конкретной исследуемой проблемы и вопроса. Источники:

· письменная информация;

· телефонные запросы и переговоры с поставщиками и покупателями;

· посещение выставок-ярмарок, товарных бирж;

· отчеты о командировках закупщиков и сбытчиков;

· осмотр предприятий поставщиков и покупателей;

· сообщение о тестировании (для закупок и продаж).

2. вторичная информация — данные, собранные для других целей, существующие независимо от исследуемой проблемы. Источники:

· статистика товарооборота и розничных (оптовых) цен;

· адресные книги, отраслевые справочники, путеводители по закупкам;

· каталоги, проспекты;

· специальные журналы, книги;

· рыночные и биржевые бюллетени;

· отчеты о деятельности предприятий;

· каталоги ярмарок;

· торговые, экономические газеты;

· публикации торговых палат;

· зарубежный опыт

Информация бывает также:

1) Внутренняя — материалы и документы торгового предприятия (сведения о товарообороте, затратах на продажу, товарных запасов, прибыли, затраты на рекламу и т. д.)

2) Внешняя — статистические данные, публикуемые в средствах массовой информации, данные о состоянии рынка, законы, постановления и т. д.

На предприятии ОАО «ЦУМ-Минск» также проводится сбор различной информации. При этом используются следующие методы сбора информации:

-опрос

-наблюдение

-эксперимент и др.

При опросе работники коммерческого отдела обращаются к потребителям с вопросами для получения субъективных мнений, предложений, рекомендаций о работе данного торгового предприятия. Исходя из ответов потребителей, делаются выводы о положительных и отрицательных сторонах работы и принимаются соответствующие меры.

Опросы могут проводиться как в устной, так и письменной форме. Чаще всего они проводятся в виде анкетирования с ответом на месте, то есть очные опросы.

При наблюдении происходит анализ за поведением людей, их поступками, разговорами. Основным недостатком при наблюдении в центральном универмаге является то, что не во всех местах установлены камеры наблюдения.

Если говорить о таком методе сбора информации как эксперимент, то в ОАО «ЦУМ-Минск» он используется крайне редко, для введения в продажу новых товаров. Можно сказать, что оценивается реакция покупателей на новые товары.

В целом нельзя сказать, что данное предприятие занимается сбором информации на достаточном уровне. Существует целый ряд маркетинговых исследований, который можно было бы использовать для достижения наилучшего коммерческого результата.

Для успешной коммерческой деятельности торговый отдел изучает покупателей товара, с которыми придется конкурировать, если они тоже продает идентичный товар. Оцениваются методы продажи, которые применяют конкуренты. Рассматриваются объемы продаж товара у каждого из них, формы стимулирования сбыта, цены, предоставляемые услуги, сервисное обслуживание, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, платежеспособность, экономические и финансовые показатели их деятельности, характер и содержание рекламной работы, имидж.

При этом выделяют сильные и слабые стороны конкурентов и объективно оценивают позицию своей фирмы на рынке. Такой анализ необходим для разработки стратегии, обеспечивающей успех в конкурентной борьбе.

Изменяющиеся требования покупателей к товарам требуют предприятия исключительно правильных коммерческих решений, позволяющих наилучшим образом учесть требования покупателей к товару, форме его продажи, оказанию услуг и своевременно на них отреагировать.

Главным экспертом при оценке товара является покупатель, поэтому важно точно выяснить, как товар воспринимается конечным потребителем. При анализе и оценке спроса на конкретный товар выявляют потребность в нем, уровень покупательной способности населения, требования покупателя к товару, иерархию предпочтений и мотивы его покупки, тенденции изменения потребностей в товаре, определяющие его жизненный цикл.

Полная информация о потребителях и их предпочтениях способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене.

Собирая информацию о товарах, покупателях, конкурентах, о своих потенциальных возможностях, о рынке коммерческие структуры должны ее систематизировать, сопоставить и изучить в комплексе.

Своевременное использование полученных данных является хорошей гарантией для предприятия в выборе какого-либо коммерческого решения. Информация имеет свойство постоянно изменяться, а это значит стареть. Только новая информация имеет ценность не только для данного универмага, но и для любого торгового предприятия.

Коммерческая тайна и способы ее защиты на предприятии ОАО «ЦУМ-Минск»:

Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.

Формой коммерческой тайны являются коммерческие секреты- сведения в виде документов, схем, изделий, которые относятся к коммерческой тайне и подлежат защите от хищения, выведывания и утечки.

Задачи защиты коммерческой тайны:

ь защита прав и интересов предприятия и его работников;

ь выявление реальных и потенциальных угроз;

ь выработка и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной информации;

ь обеспечение эффективной защиты коммерческой тайны.

Носителями коммерческой информации в ОАО «ЦУМ Минск» являются непосредственно руководители предприятия, а также служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Документы, которые содержат секретные сведения, имеют гриф «конфиденциально».

При защите коммерческой тайны пользуются некоторыми правилами:

· строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;

· назначение лиц, ответственных за сохранность документов, содержащих секретные сведения;

· утверждение инструкций по работе с секретными документами;

· введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к коммерческой информации;

· личный контроль руководителя за безопасностью.

Способы защиты информации:

1. Подготовку документов, содержащих важные сведения, поручить проверенным работникам;

2. Количество экземпляров документов должно быть строго ограничено;

3. Строгий учет секретной документации. Снабжение копировальных аппаратов счетчиком копий и ключом, запускающим машину в действие.

4. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Средства защиты коммерческой тайны:

· административно-организационные (морально-этические нормы; пропускной режим; внутренний распорядок; инструктаж работников; установление норм, регулирующих взаимоотношения: приказы, инструкции, распоряжения);

· технические средства защиты (замки, решетки, охрана);

· криптографические меры защиты (шифровка, кодирование).

К коммерческой тайне на предприятии ОАО «ЦУМ-Минск» раньше относились:

1. методы и способы управления предприятием;

2. методы управления финансами предприятия;

3. сведения о финансовой деятельности предприятия;

4. новые технологии;

5. прогноз доходов и расходов, прибыли;

6. сведения о дебиторах и кредиторах;

7. информация о сбыте, сведения о конкуренции на рынке;

8. рационализаторские предложения, изобретения, находящиеся на стадии разработки;

9. поставщики товаров, закупочные цены, места закупки;

10. договоры с поставщиками и покупателями.

Можно сказать, что в ОАО «ЦУМ-Минск» система защиты коммерческой тайны была комплексной, гибкой и динамичной. Она соответствовала законодательству страны.

Однако после введения специального закона небольшая часть ранее скрываемой информации стала доступной потребителю, желающему узнать о товаре необходимую информацию, например, поставщики товаров, закупочные цены, места закупки; договоры с поставщиками и покупателями.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Все договоры поставки, купли-продажи, а также хозяйственные договоры с контрагентами (железной дорогой, автокомбинатами, водоканалом и др.), с оптовыми базами, крупными поставщиками тщательно обрабатываются юристами универмага. Они ежегодно со специалистами коммерческого отдела принимают участие в проводимых оптовых ярмарках по закупу товаров народного потребления для поставки их в универмаг, оказывают им действенную помощь при заключении договоров поставки и в соответствии с действующим законодательством вносят конкретные предложения по защите интересов предприятия по вопросам соблюдения качества поставляемой продукции, сроков поставки и оплаты.

Юристами сведена к минимуму возможность возникновения конфликтных дел и правонарушений. Это достигнуто путём проводимой правовой экспертизы всех договоров, заключаемых в универмаге. В течение года правовой экспертизе подвергается более 1500 договоров и оформляется свыше 400 протоколов разногласий.

В результате профессионально поставленной работы в универмаге не было случаев, чтобы предприятию были причинены убытки по претензиям, предъявленным как поставщиками, так и покупателями.

Существует следующая схема работы товароведа с поставщиками:

1. Товаровед поддерживает деловые контакты с поставщиками, посещает предприятия РБ, осуществляет переписку по вопросам сроков поставки, выборки по ассортименту и моделям.

2. Участвует в составлении заказов на поставку, закуп товаров.

3. Оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции.

4. Ведет оперативный учет поступления и реализации товаров.

5. Осуществляет разбраковку товаров на складе, готовит претензионные документы по некачественному товару и передает их в юридический сектор.

6. Определяет соответствие качества товаров требованиям нормативных документов, договорам

7. Организует своевременную отгрузку возвратной тары

8. Обеспечивает наличие сертификатов соответствия качества, других нормативно- технических документов.

9. Осуществляет ежемесячный контроль за состоянием товарных запасов на складах и в секциях и их движением, организует возврат и замену сезонных и слабо реализуемых товаров.

Закупочную деятельность можно разделить на следующие этапы:

1. преддоговорные операции: изучение рынка товаров и услуг, спроса, анализ хозяйственных связей и источников поступления товаров, отбор нужной информации, определение источников финансирования закупок, разработка проектов договоров.

2. закупочные операции: заключение договоров на поставку товаров, согласование ассортимента товаров, своевременные расчеты за купленные товары.

3. заключительные операции: учет и контроль договоров поставки, исковая работа, управление товарными ресурсами.

На предприятии существует и ярмарочная, и внеярмарочная формы закупки товаров. Ярмарки проводятся в среднем 3−4 раза в год.

Все вопросы, касающиеся установления договорных отношений с поставщиками и обеспечения бесперебойного снабжения предприятия необходимыми товарами, рассматривает коммерческий отдел. Именно он регулярно учувствует в ежегодно проводимых оптовых ярмарках, где рассматривает и обсуждает условия по закупке товаров (ассортимент, условия оплаты и другие, не менее важные вопросы). На таких ярмарках, в большинстве случаев, заключают договора на поставку товаров с отечественными предприятиями-изготовителями, которые уже приобрели опыт работы, а также с некоторыми российскими поставщиками. Общая сумма заключенных на оптовых ярмарках сделок составляет около 43,4 млрд руб.

Основные поставщики товаров секции «Шитье. Рукоделие» представлены в Пиложении.

5. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Договор поставки — основной и самый распространенный вид договора, направленный на реализацию товаров.

Договор поставки представляет собой документ, где оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров.

Предметом договора поставки является товар. Сторонами договора являются поставщик и покупатель как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Поставщиком может быть как изготовитель, так и посредник. Покупателем может быть как оптовый посредник, так и розничное торговое предприятие.

Договор поставки товаров заключается в письменном виде.

В зависимости от местонахождения сторон договоры на поставку товаров можно разделить на:

* заключаемые между субъектами хозяйствования Республики Беларусь (внутриреспубликанские);

* договоры, заключаемые с субъектами хозяйствования других государств (межгосударственные).

Договоры могут заключаться на основе:

¦ госзаказа по поставке товаров для государственных нужд;

¦ инициативы сторон и обоюдного их согласия заключить договор (коммерческие договоры).

Договорные отношения на основе госзаказа. В Республике Беларусь одним из инструментов для этого является заказ на поставку товаров для государственных нужд, который широко применяется и в других государствах. К товарам для государственных нужд относят товары, необходимые республике для решения важных социально-экономических, оборонных, природоохранных, научно-технических и других задач.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд используются льготные кредиты, льготы при налогообложении, целевые дотации, субсидии и др.

Договор составляется в двух экземплярах, подписывается двумя сторонами: руководителями предприятий или лицами, имеющими доверенность на подписание договора, указывается дата его подписания, скрепляется печатью.

Заключенные таким образом договоры поставки вступают в силу. После этого возникает взаимная ответственность за исполнение условий договора.

Содержание договора должно быть конкретным, четким, не иметь формулировок неоднозначного толкования.

Каждый договор состоит из трех частей:

1. ПРЕАМБУЛА (ВВОДНАЯ ЧАСТЬ). Она предшествует тексту договора и имеет следующее содержание:

— наименование договора

— место заключения;

— полное фирменное наименование сторон;

— название сторон по договору;

— должность, Ф.И.О. подписывающего лица;

— наименование документа, из которого следуют полномочия на подписание договора (доверенность, устав.) В доверенности указывают подпись руководителя, срок действия доверенности и дату выдачи. Если дата выдачи отсутствует, то доверенность недействительна.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

предмет договора, порядок и сроки поставки, транспорт, требования к таре и упаковке, порядок расчетов и цена товара, страхование, имущественная ответственность сторон, срок действия договора, порядок изменения и расторжения договора, иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия.

В договоре должна быть ссылка на документ, которым нужно руководствоваться по условиям, не предусмотренным договором. Это должно быть законодательство Республики Беларусь, в частности Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, а также может быть ссылка на нормативные акты, регламентирующие специальные вопросы: порядок приемки товаров по количеству и качеству, организацию оборота тары и т. д.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

— реквизиты сторон (почтовые, банковские и отгрузочные адресаты);

— подписи представителей сторон и печати;

— указание на приложения.

Заключение и исполнение договоров поставки сопровождается подготовкой большого количества документов, содержащих сведения о конкретной сделке.

Порядок изменения и расторжения договора поставки регламентируется Гражданским кодексом Республики Беларусь и отражен в Положении о поставках товаров в Республике Беларусь. В соответствии с ними договор может быть изменен или расторгнут по соглашению обеих сторон, за исключением следующих случаев, когда допускается односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично).

Сторона-инициатор должна предупредить партнера о расторжении или изменении договора в установленный в договоре срок.

Сторона, получившая предложение о расторжении или изменении договора, должна ответить в 10-дневный срок. Если она согласна, оформляется дополнительное соглашение и подписывается обеими сторонами или стороны обмениваются письмами, телеграммами.

Проанализировав и изучив договоры между разными предприятиями и ЦУМом, можно сделать вывод о том, что данные договоры практически похожи, то есть, соблюдены все условия заключения договоров. А также обе стороны изложили все свои требования и требования в протоколе разногласий, который обычно прилагается к договору. Помимо этого, чтобы соблюдать правила составления договоров, ЦУМ составил свой бланк договора, которого они и придерживаются.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКУПКАМИ ТОВАРОВ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора стороны несут ответственность, предусмотренную Положением «О поставках товаров в Республике Беларусь», законодательством и соглашением сторон.

За нарушение обязанностей по договору поставки взыскивается неустойка (штраф, пеня) и убытки.

За недоставку или недопоставку товара согласно условиям договора поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 10% стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара, если иное не установлено договором.

В случае поставки товара не в ассортименте поставщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 10% стоимости непоставленного товара в ассортименте.

При поставке некачественного, некомплектного товара поставщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 25% стоимости некачественного либо неукомплектованного товара. Кроме того, с поставщика в данном случае взыскивается и причиненные такой поставкой убытки без учета неустойки (штрафа). Неустойка может не взыскиваться, если поставщик заменит некачественный (некомплектный) товар, либо устранит дефекты, либо доукомплектует товар без промедления с момента поставки некачественного или некомплектного товара или в срок, установленный сторонами.

За просрочку возврата (сдачи) товара, средств упаковки и средств пакетирования стороны несут ответственность в соответствии с договором.

В случае несвоевременной оплаты поставщиком товара стоимости тары за возвращенную покупателем тару с поставщика взыскивается штраф в размере, установленном договором.

В договоре может быть оговорена неустойка за ненадлежащее или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами.

Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что это было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствия.

Освобождение от ответственности распространяется лишь на тот период, в течение которого существует данное препятствие.

Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, за исключением следующих случаев:

— неоднократная (2 раза и более) поставка товара ненадлежащего качества;

— систематическая (свыше 2-ух раз) просрочка поставщиком поставки товара сверх предусмотренных в договоре сроков;

— систематическая (свыше 2-ух раз) или значительная задержка оплаты покупателем поставляемого сверх предусмотренных договором сроков или объявления покупателя неплатежеспособным.

В ОАО «ЦУМ Минск» штрафные санкции применяются не всегда с целью не потерять своих поставщиков и как следствие обеспечить предприятие широким ассортиментом товаров.

Договор поставки регулируется:

— Гражданским кодексом Республики Беларусь (гл. 30);

— Законом Республики Беларусь от 24. 11. 1993 «О поставках товаров для государственных нужд»;

— Указом Президента Республики Беларусь от 07. 03. 2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;

— постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08. 07. 1996 № 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь»;

— постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26. 04. 1996 № 285 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству»;

— постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19. 05. 2003 № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг»;

— постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16. 12. 1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»;

— письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22. 07. 2002 № 03−25/1573 «О вопросах, возникающих при рассмотрении споров по договору поставки».

Стороны, заключившие договор поставки должны контролировать порядок исполнения договора. Этой работой занимается коммерческая служба, юристы и бухгалтерия.

Невыполнение договоров поставки влечет за собой имущественную ответственность. К виновной стороне применяются санкции, которые компенсируют все потери. Учет исполнения договора в настоящее время ведется автоматизированным способом.

Товароведы вносят в компьютер данные о сроках и объемах поставки. Все данные о том, когда был поставлен товар и в каком ассортименте, поступают со склада и заносятся в компьютер. Товаровед постоянно проверяет: соблюдаются ли условия поставки. Сопоставляют фактические данные с данными указанными в договорах.

Если поставщик систематически нарушает условия поставки, договор расторгается.

Автоматизированный учет дает возможность контролировать выполнение договоров не только по общему объему, но и по развернутому ассортименту, качеству, комплектности, соблюдению транспортных условий, выполнению условий отгрузки, соблюдению расчетных операций.

Своевременное определение нарушений в условиях поставки дает возможность предъявить иск поставщику и взыскать с него убытки.

Освободиться от ответственности за нарушение условий договора можно только в случае форс-мажорных обстоятельств, т. е. действий непреодолимой силы и только на тот период в течение которого действовали эти обстоятельства.

В Приложении представлены некоторые виды договоров, спецификаций, протоколов разногласий.

7. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Каждое торговое предприятие занимается закупкой и продажей товаров, развивается и, как любое другое торговое предприятие, имеет своих конкурентов.

Одним из таких предприятий и является ОАО «ЦУМ-Минск».

У магазина высокая конкурентоспособность, так как «ЦУМ-Минск» является одним из самых крупных магазинов-универмагов города Минска. Тем более в универмаге представлено много видов товаров.

Особенно является конкурентоспособным универмаг по таким товарам как обувь, так как поблизости находится много магазинов, реализующих эту группу товаров.

Основными конкурентами центрального универмага являются универмаг «Беларусь» и ОАО «ГУМ».

Оба этих торговых предприятия имеют большую площадь, в том числе и торговую. Ассортимент продаваемых товаров также не уступает ассортименту ОАО «ЦУМ-Минск».

У каждого из вышеперечисленных предприятий хорошие подъездные пути, то есть добраться до универмагов можно практически всеми видами транспорта.

И у «ГУМа» и у «Беларуси» большая торговая площадь. Продажа товаров осуществляется на трех этажах. Преимуществом «Беларуси» над «ГУМом» является то, что у «Беларуси» есть эскалаторы, по которым проще и легче добраться до нужного этажа, тем более, если покупателем является человек пожилого возраста. Помимо этого, универмаг «Беларусь» имеет собственную парковку для транспорта покупателей.

ОАО «ЦУМ-Минск» также имеет сильные и слабые стороны.

«+» торгового предприятия: предприятие имеет 5 этажей; большая торговая площадь; хорошие подъездные пути; больший ассортимент продаваемых товаров; есть 2 своих кафе; на предприятии работает свыше 1300 торгово-оперативных работников; большая площадь складских помещений.

«-» торгового предприятия:

нет парковки для покупателей; отсутствие санузла для посетителей магазина; устаревшие вывески; здание универмага имеет серый неприметный цвет.

Для повышения конкурентоспособности центрального универмага необходимо:

· увеличить количество продаваемых товаров;

· ввести в продажу новые товары как отечественных, так и зарубежных производителей;

· по возможности установить парковку для автомобилей покупателей;

· сменить вывески на вывески более современного типа, по возможности на нескольких языках;

· увеличить время работы эскалатора.

8. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

Ассортимент товаров — это совокупность их групп и подгрупп, видов и разновидностей, объединенных по какому-либо определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Различают ассортимент:

— производственный — номенклатура товаров, выпускаемая сельским хозяйством и промышленными предприятиями. Поэтому их в дальнейшем следует подсортировывать с учет требований торговли, где сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции различных производителей.

— торговый — это номенклатура товаров, находящихся в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, который выпускается различными предприятиями и подразделяется на продовольственный и непродовольственный, который в свою очередь делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого ассортимента и сложного.

Товары простого ассортимента — это набор товаров, состоящий из небольшого количества групп, подгрупп, видов и разновидностей.

Товары сложного ассортимента — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и разновидностей (посуда, одежда, обувь и т. д.).

Показатели, характеризующие состояние ассортимента:

— широта ассортимента — количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина;

— глубина ассортимента — количество видов и разновидностей товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина;

— структура ассортимента — соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины;

— полнота ассортимента — соотношение фактического наличия товаров в торговом предприятии утвержденному ассортиментному перечню;

— устойчивость (стабильность) ассортимента — это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне;

— обновляемость — это пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.

Факторы, влияющие на формирование торгового ассортимента:

— социальные факторы (социальный состав населения, уровень культуры, социальная обеспеченность населения и т. д.);

— экономические факторы (спрос и предложение, развитие производства товаров, уровень доходов населения, цена на товары и т. д.);

— демографические факторы (половозрастной состав, количество и структура семей и т. д.)

— национально — бытовые (национальный состав населения, традиции, нравы и т. д.)

— природно-климатические факторы (климат, географическое расположение района и т. д.)

К специфическим относят факторы, учитываемые при разработке широты ассортимента (роль данного магазина в системе торгового обслуживания, наличие других магазинов в зоне деятельности, тип и мощность предприятия и т. д.) и факторы, учитываемые при определении глубины ассортимента (уровень дохода по сегментам, специфика спроса внутри сегмента, размер торговой площади и характеристика оборудования).

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и др. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Обязательный ассортиментный перечень для секции № 4250 «Шитье. Рукоделие» отдела № 4 «Товары для дома» на 2008 год:

№ п/п

Наименование товаров

Кол-во видов, цветов

1

Лента капроновая

4

2

Лента атласная

4

3

Тесьма отделочная

10

4

Лента брючная

3

5

Лента корсажная

3

6

Лента эластичная

2

7

Тесьма эластичная

2

8

Шнур отделочный

2

9

Плечевые накладки

3

10

Пряжа

2вида. 4 цв.

11

Крючки для вязания

1

12

Коробки для рукоделия

1

13

Иглы для ручного шитья

3

14

Лента сантиметровая

1

15

Молния неразъемная

5

16

Молния разъемная

5

17

Нитки х/б швейные

10

18

Нитки армированные

5

19

Пуговицы отделочные

2

20

Пуговицы костюмные

2

21

Пуговицы жилетные

2

22

Пуговицы сорочечные

2

23

Пуговицы бельевые

1

Рассматривает и подписывает ассортиментные перечни начальник отдела.

9. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА

Различают следующие виды покупательского спроса:

1. реализованный (удовлетворенный)

2. неудовлетворенный

3. формирующийся.

Реализованный спрос подразделяется на:

· конкретизированный,

· альтернативный,

· импульсивный.

Для изучения покупательского спроса используют различные методы.

Методы изучения реализованного спроса:

1) по журналу изучения покупательского спроса;

2) по товарным ярлыкам;

3) по товарным и кассовым чекам;

4) с помощью ежедневной регистрации покупок;

5) балансовый метод;

6) с помощью контрольно-кассовых машин;

7) с помощью карточек количественного учета товаров;

8) по материалам инвентаризации;

9) по товарным запасам.

Методы изучения неудовлетворенного спроса:

1. с помощью журналов неудовлетворенного спроса;

2. с помощью анкет, бесед с покупателем;

3. книг замечаний и предложений

Методы изучения формирующегося спроса:

1) выставки-дегустации;

2) выставки-продажи;

3) выставки-просмотры;

4) устные и письменные опросы;

5) очные и заочные покупательские конференции;

6) контрольные продажи.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. По результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятии.

10. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Характеристика внемагазинных средств рекламы

В современных рыночных условиях внемагазинной рекламе уделяется большое внимание. Она располагает большим разнообразием видов и средств. В ОАО «ЦУМ Минск» используются следующие виды внемагазинной рекламы:

1. печатная реклама — рассчитана на зрительное восприятие. Является наиболее распространенной, действенной и эффективной. Преимущества ее заключаются в массовости, оперативности, полноте информации, длительности воздействия.

а) рекламно-каталожные изделия

· рекламные плакаты и листовки — используют преимущественно для рекламы отдельных товаров. Плакаты делятся на призывные и разъяснительные. Он содержит рисунок, текст, заголовок, иногда календарь; является крупноразмерным и односторонним. Листовки, как правило, двухсторонние. На лицевой стороне размещается рисунок и заголовок, на оборотной — подробные сведения о товаре. Листовки распространяются среди покупателей в универмаге или рассылаются по почте.

· каталоги и альбомы — для заочного озн6акомлен6ия покупателя с товарами. Рассчитаны на длительное чтение, в них дается перечень товаров с кратким их описанием, рисунками или фотографиями.

· проспекты — описание конструкции изделия, его технической характеристики, способов применения, правил ухода, хранения. К проспектам относятся брошюры, инструкции, справочники, календари.

· буклет — сфальцованное издание, может иметь несколько товаров, но в развернутом виде не должно превышать размеры стандартного типографского листа.

При оформлении рекламно-каталожных изделий пресле6дуется символика универмага, указывается адрес, номер телефона.

б) рекламно-подарочные изделия — фирменные календарики, дневники, еженедельники, записные книжки. Календарики дарят покупателям по случаю праздников и торжеств, дневники и записные книжки — в случае выигрыша в какой-либо акции.

2. реклама в прессе — преимуществами являются гибкость, широкий охват местного рынка, большая достоверность.

ОАО «ЦУМ Минск» применяет рекламу в газетах и журналах, но в меньшем объеме, чем печатную, т.к. это более дорогостоящий вид рекламы. Наиболее часто реклама печатается в торговых газетах и журналах (статьи, очерки, интервью, рекламные объявления и приглашения).

3. аудиовизуальная реклама — реклама на радио и телевидении.

Телевизионная реклама представлена репортажами с торгового предприятия, научно-популярными программами, в которых принимают участие специалисты торговли. Иные виды телевизионной рекламы ОАО «ЦУМ Минск» не использует.

Радиореклама данного предприятия осуществляется через городскую радиосеть, через радиотрансляционные установки универмага, радиорекламу в салонах автотранспорта. Таким образом, сообщается о товарах, имеющихся в продаже, товарах-новинках, предоставляется информация о работе предприятия.

С помощью радиорекламы можно воздействовать на широкую массу потребителей, а с помощью телевизионной — представить товар наиболее красочно и доступно, показав все его преимущества. Недостатком является высокая стоимость данного вида внемагазинной рекламы.

4. наружная реклама

· щитовая реклама (билборды — щиты вдоль дороги, юнипол — трехсторонний билборд, призматрон — устройство жалюзи, штендер — небольшой переносной щит в виде шалаша, ситилайт — располагается на газонах, рассчитан для пешеходов)

· транспаранты наружные

· электронные табло, вывески — разновидность световой рекламы, размещают на крышах зданий, а также изготавливают в виде отдельных установок. Такая реклама и информирует покупателей, и в вечернее время украшает улицы города. Вертящиеся, мигающие, чередующиеся световые надписи и рисунки привлекают внимание населения.

· реклама на транспортных средствах — роспись троллейбусов, трамваев, автобусов, грузовых автомобилей, фургонов, такси, а также рекламная информация внутри салонов.

· фирменные вывески-указатели — используются при оформлении интерьера офисов, служебных помещений, наружном оформлении здания.

Преимуществом наружной рекламы является заметность, воздействие в течение 24 часов, простота и эффективность, недостаток — в высокой стоимости.

Некоторые виды внемагазинной рекламы начали использоваться совсем недавно.

Например, прямая почтовая рассылка (direct-mail) — письма рекламно-информационного характера; реклама в интернете; участие в выставках-ярмарках, организованных другими торговыми или независимыми организациями.

2. Характеристика внутримагазинных средств рекламы, используемых предприятием:

Внутримагазинная реклама — это реклама в местах продажи, направленная на привлечение покупателей и достижение предприятием конечной цели в области сбыта товаров.

ОАО «ЦУМ Минск» использует следующие виды внутримагазинной рекламы:

1. панно — используются для оформления торговых залов. На них изображены товары, продаваемые в какой-либо секции, или представляют собой указатели расположения отделов.

2. транспаранты — временные средства рекламы, представленные длинной полосой ткани, на которой помещается информация о месте и времени проведения выставок-продаж, о сезонной распродаже, ярмарках и базарах (сезонные распродажи к новогодним праздникам и началу учебного года, пасхальные ярмарки и т. д.). Размещают транспаранты у входа в универмаг либо внутри него.

3. фирменные вывески-указатели и афиши — применяются в секциях и отделах магазина для рекламы товаров определенного производителя (косметика «Белита» и «Витекс», белье «Милавица» и т. д.).

4. плакаты и стойки на прилавках — могут содержать информацию о товарах различных производителей либо об акциях, скидках на отдельные товары.

5. подвижные конструкции (чаще всего в виде куба), закрепленные на потолке и вращающиеся под действием потоков воздуха, с изображением товаров, товарных знаков предприятий-изготовителей, информации о скидках, акциях, в виде лозунгов и т. д.

6. одним из наиболее важных видов внутримагазинной рекламы является рекламная выкладка товаров. Она помогает ознакомить покупателей с ассортиментом имеющихся товаров, привлечь их внимание к товарам-новинкам. Может осуществляться как выкладка-информация или выкладка-консультация. Оба вида сочетаются с применением изобразительно-словесных средств рекламы: плакатов, художественно оформленных ценников и др. Важную роль играет выкладка при рекламировании новых и малоизвестных товаров. Такие товары выкладывают на специальных стендах и горках, отдельно от других товаров, чтобы привлечь внимание, над ними закрепляют надпись «Новинка». Для рациональной организации выкладки составляются планограммы. Чаще всего используются следующие виды выкладки: горизонтальная, вертикальная, дисплейная (для фирменной продукции и товаров-новинок), блочная (напр.: средства для ухода за кожей). В секциях швейных, трикотажных, галантерейных товаров придерживаются принципа «total look» — создается единый стилистический образ, композиция (напр.: одежда, обувь, украшения, галантерейные товары).

7. витрины универмага — являются непосредственным продолжением и дополнением предыдущего вида рекламы. Бывают уличными и внутримагазинными. Уличные витрины ОАО «ЦУМ Минск» расположены в непосредственной близости к нему, в оконных проемах здания, по фасаду и перед входом в магазин. Это тематические товарно-декоративные витрины (выкладку товаров дополняют декорации, а темы выбираются в зависимости от назначения, особенностей товаров). Товарные и бестоварные витрины используются редко. Внутримагазинные витрины размещены в торговых залах предприятия. В основном это специализированные витрины для демонстрации товаров определенной группы. Рекламный показ товаров в витрине осуществляется с помощью инвентаря и материалов. Например: стойки, подставки, бюсты, манекены. Товары для витрин отбирают в зависимости от текущих задач и поставленных целей: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, рекламирование одного или группы товаров, рекламирование товаров-новинок, стимулирование спроса на сопутствующие товары и формирование комплексного спроса.

8. рекламные сувениры — рекламно-подарочные изделия (чашки, ручки, флажки, брелки), подарочные сувениры, рекламно-подарочная упаковка (папки, сумки, пакеты, упаковочная бумага) с изображением товарных знаков, логотипов, лозунгов, товаров и т. д.).

9. торговая реклама (POS-материалы) — постеры, гирлянды, муляж, тарелки для денег). Сюда можно отнести одежду персонала, которая относится к предметам фирменного стиля.

10. важная роль в рекламной информации принадлежит ценникам, ярлыкам, вкладышам, наклейкам, которые являются неотъемлемой частью товара. Они дают информацию не только о стоимости товара, но и о его производителе, некоторых потребительских свойствах, размере, модели, марке, артикуле и т. д.

Иногда товар рекламируется с помощью агитации его свойств, его словесного описания, выступления промоутера.

Внутримагазинная реклама дает возможность покупателям ознакомиться с представленным ассортиментом товаров, их потребительскими свойствами, производителями, с товарами-новинками, подталкивает к покупке и является средством повышения эффективности деятельности торгового предприятия ОАО «ЦУМ Минск».

Основные задачи рекламы в розничной торговле:

· создание хорошей репутации магазину;

· увеличение потока покупателей;

· увеличение объема товарооборота, прибыли;

· стабилизация товарооборота в магазине.

Мероприятия по стимулированию сбыта товаров

Цель:

· познакомить потребителя с новым товаром

· подтолкнуть его к покупке

· увеличить количество товарных единиц, приобретаемых одним покупателем

· поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей

· сократить временные колебания сбыта

Мероприятиями по стимулированию сбыта в ЦУМе могут выступать:

· распродажи (для стимулирования притока покупателей в магазин и сокращения товарных запасов). Реклама таких распродаж может появляться в печати и на радио, а иногда ограничивается лишь объявлениями на дверях магазина.

· скидки с цены

· всевозможные премии, предоставляемые покупателю с вещественной форме (например, пластмассовый стаканчик внутри упаковки стирального порошка).

· бесплатные образцы товаров на пробу

· некоторые виды потребления товара: предоставление потребительского кредита, бесплатные сопутствующие услуги, различного рода гарантии и др.

· информация в местах продажи (рекламные проспекты, плакаты, оформление витрин и т. д.)

· консультация продавца

Реклама является частью рыночного маркетинга. Она должна точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, способах потребления товаров, об оказываемых услугах. Ее оформление должно отвечать современным эстетическим требованиями быть разумным с точки зрения расходов на нее. С ее помощью покупатели должны затрачивать меньше времени на приобретение товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения практики я ознакомилась с организационной структурой предприятия ОАО «ЦУМ Минск», методами изучения покупательского спроса, рекламной деятельностью, ассортиментной и договорной политикой, принципами ведения хозяйственных связей и многим другим.

В Приложениях представлены некоторые виды документов, должностная инструкция товароведа, схема структуры управления, список поставщиков товаров для секции «шитье. Рукоделие».

Я выяснила, что данное предприятие с каждым годом движется к своему совершенству: улучшаются показатели коммерческой, экономической, маркетинговой, менеджментской деятельности. Но, тем не менее, существует ряд недостатков в хозяйственной деятельности, которые нужно устранить, а в будущем предупредить. Для этого необходимо набирать на работу квалифицированных специалистов, повышать уровень их образования, культуру обслуживания покупателей. Работники универмага делают все возможное для достижения этих целей.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой