Сцепление автомобиля ГАЗ-3307

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

  • Введение
  • 1. Устройство сцепления ГАЗ-3307
  • 2. ТО и ремонт сцепления автомобиля ГАЗ-3307
  • 2.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобилей
  • 2.2 Регулировка привода выключения сцепления ГАЗ-3307
  • 2.3 Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения
  • 3. Ремонт сцепленя
  • 4. Технологический процесс ремонта ведомого диска сцепления ГАЗ-3307
  • 4.1. Разборка и сборка
  • 4.1.1 Снятие и установка ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-3307
  • 4.2 Разборка и сборка нажимного диска (корзины) сцепления ГАЗ-3307
  • 4.3 Замена фрикционных накладок ведомого диска сцепления ГАЗ-3307
  • 5. Безопасность труда, производственная санитария и противопожарные мероприятия
  • 5.1 Безопасность труда
  • 5.2 Организация рабочего места слесаря
  • 5.3 Безопасность труда перед началом работы
  • 5.4 Безопасность труда во время работы
  • 5.5 Безопасность труда об окончании работы
  • 5.6 Производственная санитария и оказание первой помощи
  • 5.7 Противопожарные мероприятия
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.

Современный автомобиль представляет собой сложную машину состоящую из деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем. Все эти элементы системы образуют три основные части, из которых состоит автомобиль: двигатель, кузов и шасси.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, агрегатов и систем, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Шасси включает в себя трансмиссию, несущую систему, переднюю и заднюю подвески, колеса, мосты, рулевое управление и тормозные системы.

Трансмиссия при движении автомобиля передает мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. У автомобиля с задними ведущими колесами трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения.

Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение — после переключения передач и при трогании автомобиля с места.

Таким образом, работоспособность сцепления отражается в полной мере на эксплуатационных свойствах автомобиля. Знания и умения, способствующие поддержанию исправного состояния узла способствуют долговечной и комфортной эксплуатации автомобиля.

сцепление неисправность ведомый диск

1. Устройство сцепления ГАЗ-3307

Сцепление автомобиля ГАЗ-3307 — Однодисковое, сухое, рычажное, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске, с периферийными нажимными пружинами. Привод сцепления — гидравлический

Сцепление установлено в картере 2 (рис. 1).

Рис. 1 — Сцепление ГАЗ-3307: А — 2,5−3 мм; 1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг нажимного диска; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — первичный вал коробки передач; 10 — вилка; 11 — кожух; 12 — нажимная пружина

Основными элементами сцепления ГАЗ-3307 являются ведомый диск 3 в сборе с фрикционными накладками и нажимной диск 4 в сборе с кожухом 11 и рычагами 5. Кожух сцепления закреплен на маховике 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами.

Между кожухом и диском 4 установлено двенадцать нажимных пружин. Усилие сжатия пружин обеспечивает создание необходимой силы трения и передачи крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления. Для выключения сцепления служат три рычага 5. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 7.

Одновременность нажатия подшипником на все рычаги регулируют гайками 7, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги, как правило, не регулируют. Для выключения сцепления служит упорный подшипник, установленный на муфте 8.

Между концами рычагов нажимного диска (корзины) и подшипником выключения сцепления ГАЗ-3307 необходим зазор 2,5−3,0 мм, который обеспечивается при свободном ходе 4−5 мм наружного конца вилки 10 включения сцепления и соответствует свободному ходу педали 40−55 мм при неработающем двигателе.

Смазка подшипника выключения сцепления ГАЗ-3307 осуществляется колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления. Масленка и муфта выключения сцепления соединены гибким шлангом.

При установке нового шланга необходимо заполнить его смазкой. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только после третьей заправки смазка из масленки будет подаваться в подшипник.

Привод выключения сцепления ГАЗ-3307 гидравлический, состоит из подвесной педали 8 (рис. 2), главного цилиндра 3, трубопровода и рабочего цилиндра 13.

Рис. 2 — Привод сцепления ГАЗ-3307:

1 — питающий бачок; 2 — питающий шланг; 3 — главный цилиндр; 4 защитный колпак; 5 — толкатель главного цилиндра; 6 — муфта выключения сцепления; 7 — вилка; 8 педаль; 9 — регулировочная гайка; 10 — контргайка; 11 — толкатель; 12 — оттяжная пружина; 13 цилиндр; 14 — поршень; 15 — клапан прокачки; 16 — поршень главного цилиндра; 17 — манжета; А компенсационное отверстие; В — перепускное отверстие

Педаль сцепления установлена на оси кронштейна педали на двух пластмассовых втулках, не требующих смазки в эксплуатации, и передает усилие на толкатель 5 главного цилиндра 3. В крайнее заднее положение педаль возвращается оттяжной пружиной 12. При этом ограничение хода педали в заднем положении осуществляется упором сферической головки толкателя 5 в шайбу главного цилиндра.

Между толкателем 5 и поршнем 16 главного цилиндра сцепления ГАЗ-3307 предусмотрен постоянный зазор, который при сборке и в процессе эксплуатации не регулируется.

Главный цилиндр управления сцепления ГАЗ-3307 установлен на щитке передка кабины и соединен шлангом 2 с одной из секций трехсекционного питающего бачка 1, снабженного датчиком сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости (две друга секции бачка питают гидравлический привод двухконтурной рабочей тормозной системы)

Рабочий цилиндр сцепления ГАЗ-3307 крепится к картеру сцепления двумя болтами. Для удаления из системы воздуха в рабочий цилиндр вверну: клапан 15, закрытый резиновым колпачком.

2. ТО и ремонт сцепления автомобиля ГАЗ-3307

2.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенный пробег автомобиля. Оно предназначено для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, а также для выявления отказов и неисправностей с целью их своевременного устранения.

Операции ТО или ремонта проводят с предварительным контролем или без него. Основным методом контроля является определение технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов.

Техническое обслуживание подразделяют по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное обслуживание (СО).

Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические. Крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при ТО нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

При техническом обслуживании сцепления периодически проверяют и регулируют привод.

Обслуживание начинают с проверки действия педали. По всему ходу педаль должна двигаться легко, без заеданий, под действием пружины возвращаться в исходное положение. Линейкой необходимо замерить полный ход педали сцепления до упора ее в пол, а также регулировочные параметры привода и сопоставить их с данными. Величина полного хода педали (145−160 мм.) сцепления при гидравлическом приводе регулируется изменением длины толкателя посредством его ввертывания или вывертывания. После этого проверяют величину свободного хода педали сцепления (12−28 мм.), который складывается из ходов, соответствующих зазорам в сочленениях деталей подвески педали, между толкателем и поршнем главного цилиндра, а также между подшипником и пятой сцепления.

Уменьшение величины свободного хода педали сцепления вызывает при работе двигателя постоянное трение выжимного подшипника об опорную пяту и быстрый выход последнего из строя. Если педаль сцепления не имеет свободного хода, уменьшается нажатие нажимного диска сцепления на фрикционную накладку ведомого диска, вследствие чего появляется постоянное пробуксовывание дисков и сцепление быстро приходит в негодность.

Увеличение свободного хода педали сцепления приводит к неполному включению сцепления, ускоренному износу синхронизаторов коробки передач и скрежету муфт о зубчатые венцы шестерен при переключении передач.

Свободный ход педали сцепления при гидравлическом приводе зависит от величины свободного хода штока рабочего цилиндра, которую регулируют с помощью регулировочной гайки и фиксирующей контргайки. Для нормальной работы сцепления необходимо проверить величину полного хода штока: меньший полный ход штока относительно заданной величины не обеспечит полного выключения сцепления и, кроме того, будет указывать на возможное присутствие воздуха в гидравлическом приводе.

Для удаления воздуха из системы гидравлического Привода сцепления необходимо сделать следующее:

• заполнить питающий бачок жидкостью для гидропривода, надеть на головку штуцера рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погрузить в сосуд с жидкостью для гидропривода;

• отвернуть штуцер прокачки на пол-оборота;

• резко нажимать и плавно отпускать педаль сцепления до тех пор, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха;

• нажав на педаль, завернуть штуцер до отказа.

Если в процессе прокачки гидропривода сцепления в течение длительного времени из шланга будут выходить пузырьки, необходимо проверить герметичность соединений в штуцерах и шлангах, а при исправности последних заменить уплотнительные манжеты главного и рабочего цилиндров.

Чтобы при прокачке воздух не засасывался главным цилиндром, необходимо следить, чтобы уровень жидкости в питающем бачке был всегда выше отверстия соединения с главным цилиндром сцепления, а конец шланга, используемого для прокачки, находился постоянно в жидкости.

2.2 Регулировка привода выключения сцепления ГАЗ-3307

Перед регулировкой привода необходимо проверить уровень жидкости в питающем бачке 1 (см. рис. 2) и при наличии воздуха в системе (подтекание на трассе гидропривод провал педали и пр.) прокачать привод.

При регулировке привода сцепления автомобиля ГАЗ-3307 следует обеспечить свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления, равный 4−5 мм, что соответствует необходимому зазору между концами оттяжных рычагов и подшипника выключения сцепления.

Регулировка свободного хода вилки выключения сцепления ГАЗ-3307 проводится в следующем порядке:

Ш отсоединить оттяжную пружину 12;

Ш приложить линейку вдоль толкателя 11 и, покачивая рукой вилку 7, замерить свободный ход вилки. Если он не укладывается в требуемые пределы, то надо ослабить контргайку 10 и, придерживая регулировочную гайку ключом, вращать толкатель 11, добиваясь необходимого свободного хода. Для вращения толкателя использовать ключ перепускного клапана колесного цилиндра;

Ш затянуть контргайку, придерживая толкатель от проворачивания ключом;

Ш проверить свободный ход вилки.

При правильно отрегулированном свободном ходе педали сцепления автомобиля ГАЗ-3307 необходимо замерить ход поршня рабочего цилиндра, который должен быть не менее 23 мм. Если ход поршня меньше, это указывает на то, что система плохо прокачана. В этом случае необходимо убедиться в отсутствии течи и снова тщательно прокачать гидравлическую систему.

2.3 Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения

Таблица 1 — Неисправности сцепления ГАЗ — 3307.

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

1. Увеличенные зазоры в приводе выключения сцепления

1. Отрегулируйте привод выключения сцепления

2. Коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм)

2. Выправьте диск или замените новым

3. Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска

3. Зачистите накладки металлической щеткой или замените новыми

4. Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска

4. Замените накладки, проверьте торцевое биение диска

5. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач

5. Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦB15.

Если причина заедания смятие или износ шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск

6. Поломка пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления

6. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

7. Воздух в системе гидропривода

7. Прокачайте систему

8. Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы

8. Подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода

9. Утечка жидкости из главного цилиндра или цилиндра привода выключения сцепления

9. Замените уплотнительные кольца, прокачайте систему

10. Засорилось отверстие в крышке бачка, что вызвало разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения

10. Прочистите отверстие в крышке бачка, прокачайте систему

11. Нарушение герметичности из-за загрязнения или износа переднего уплотнительного кольца главного цилиндра

11. Очистите уплотнительное кольцо, при износе

замените

12. Ослабление заклепок крепления нажимной пружины

12. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

13. Перекос или коробление нажимного диска

13. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

Неполное включение сцепления (сцепление «буксует»)

1. Отсутствуют зазоры в приводе выключения

сцепления

1. Отрегулируйте привод выключения сцепления

2. Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска

2. Замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе

3. Замасливание фрикционных накладок відомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

3. Тщательно промойтеУайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков

4. Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра

4. Промойте цилиндр и прочистите компенсационное отверстие

5. Повреждение или заедание привода сцепления

5. Устраните неисправности, вызывающие заедание

Рывки при работе сцепления

1. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

1. Очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦB15.

Если причина заедания смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал

или ведомый диск

2. Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

2. Тщательно промойте Уайт-спиритом замасленные поверхности и устраните причину замасливания дисков

3. Заедание в механизме привода выключения

сцепления

3. Замените деформированные детали.

Устраните причины, вызывающие заедание

4. Увеличенный износ фрикционных накладок

ведомого диска

4. Замените накладки новыми, проверьте, нет ли повреждений поверхностей дисков

5. Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска

5. Замените неисправные заклепки, а при необходимости — накладки

6. Повреждение поверхности или коробление

нажимного диска

6. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе.

Повышенный шум при выключении сцепления

1. Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления

1. Замените подшипник

2. Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач

2. Замените подшипник

Повышенный шум при включении сцепления

1. Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска

1. Замените ведомый диск в сборе

2. Поломка, снижение упругости или соскакивание оттяжной пружины вилки выключения сцепления

2. Замените пружину новой или закрепите

3. Поломка пластин, соединяющих нажимной дискс кожухом

3. Замените кожух сцепления с нажимным дискомв сборе

3. Ремонт сцепленя

При текущем ремонте сцепления производим замену отдельных дефектных деталей, для этого его необходимо снять и разобрать. Для снятия сцепления с двигателя необходимо:

· отсоединить коробку передач;

· ввернуть в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта;

· вывернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику;

· снять кожух с нажимным диском в сборке.

После замены отдельных деталей сцепления необходимо перед установкой его на двигатель проверить положение упорного кольца оттяжных рычажков относительно плоскости соприкосновения нажимного диска с фрикционными накладками ведомого диска.

При поступлении сцеплений в капитальный ремонт производят их мойку, разборку на детали, мойку и дефектацию деталей, установление деталей, сборку и испытание собранных сцеплений.

Капитальному ремонту подвергают картер сцепления, ведомые и нажимные (ведущие) диски, вал вилки, саму вилку, рычаги и кожух сцепления.

Картер сцепления может иметь следующие дефекты: обломы, трещины, износ отверстий во втулках под вал вилки выключения сцепления, износ отверстия под крышку подшипника первичного вала и коробление плоскости прилегания к картеру маховика, износ резьб.

Трещины и небольшие обломы заваривают полуавтоматической электродуговой сваркой проволокой ПАНЧ-11. При обломах или трещинах, не подлежащих устранению заваркой, картер бракуется.

При износе отверстий во втулках под вилки выключения сцепления более 25,12 мм втулки заменяют новыми или вновь изготовленными с отверстиями номинального размера.

Износ отверстия под крышку подшипника первичного вала более 200,08 мм устраняют постановкой колец.

Коробление плоскости прилегания картера к маховику выправляется шлифованием до полного устранения дефекта. Неплоскостность допускается не более 0,2 мм. Контроль неплоскостности осуществляется с помощью специального поверочного кольца, устанавливаемого на плоскость прилегания картера сцепления к картеру маховика, и щупов толщиной 0,2 и 0,1 мм. Щуп толщиной 0,1 мм может проходить между специальным поверочным кольцом и плоскостью прилегания картера двигателя к картеру маховика, тогда как щуп толщиной 0,2 мм проходить в этот зазор не должен.

Диск нажимной может иметь следующие дефекты: обломы или трещины на диске; износ отверстия под ось рычага нажимного диска; износ паза под рычаг нажимного диска сцепления по ширине; трещины теплового характера глубиной до 1 мм; риски, задиры или выработку поверхности сопряжения с ведомым диском сцепления; коробление поверхности соприкосновения с ведомым диском сцепления.

Ведомый диск сцепления может иметь следующие дефекты: износ накладок, обломы или трещины диска, ослабление заклепок крепления ступицы и дисков демпфера, износ шлицевых впадин ступицы, коробление диска и уменьшение момента трения в демпфере ведомого диска. Для ремонта с ведомого диска сцепления удаляют накладки и устанавливают новые.

Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления может иметь изгиб, износ рабочей поверхности пяты, износ торцовых поверхностей, износ отверстий под игольчатые подшипники, обломы или трещины. Изогнутый рычаг правят, изношенные рабочие поверхности пяты рычага наплавляют. Рычаги, имеющие другие дефекты, бракуют.

Вилка рычага диска, имеющая износ отверстия под ось рычага более 0,4 мм и износ поверхностей сопряжения с оттяжным рычагом более 0,3 мм, выбраковывается.

Кожух сцепления с балансировочными пластинами может иметь вмятины, коробление поверхностей соприкосновения кожуха с маховиком и износ сферической поверхности под гайку вилки оттяжного рычага.

Вмятины и коробление поверхностей соприкосновения кожуха с маховиком правят. Износ сферической поверхности под гайку вилки оттяжного рычага более 0,4 мм наплавляют газовой сваркой с последующей обработкой и накаткой роликом.

4. Технологический процесс ремонта ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

Рис. 6 — Сборочный чертеж сцепления автомобиля ГАЗ — 3307:

53 — (1 601 090−11) Диск сцепления нажимной с кожухом в сборе;

53 — (1 601 110) Палец игольчатого подшипника оттяжного рычага нажимного диска сцепления

66 — (1 601 010−01) Картер сцепления ГАЗ-3307 в сборе

ВК — (53−1 601 198) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления (комплект)

1 — (52−04−1 601 200) Вилка сцепления с чехлом в сборе

2 — (292 779-П8) Гайка М10×1−4Н5Н

3 — (252 156-П2) Шайба 10Л ОСТ 37. 001. 115−7

4 — (216 257-П8) Шпилька М10×1−4hх22

5 — (201 415-П8) Болт М6−6gх10

6 — (52−1 601 022) Крышка люка картера сцепления

7 — (52−1 601 260-А) Кронштейн масленки муфты выключения сцепления в сборе

8 — (252 154-П2) Шайба 6Л ОСТ 37. 001. 115−75

9 — (66−1 601 015−11) Картер сцепления, верхняя часть

10 — (291 498-П8) Болт М10−6gх45

11 — (250 512-П8) Гайка М10−6Н

12 — (11−7562) Пружина оттяжная муфты подшипника выключения сцепления

13 — (52−04−1 601 250) Масленка подшипника выключения сцепления в сборе

14 — (252 176-П8) Шайба 10 пружинная

15 — (52−1 601 230−10) Шланг смазки подшипника выключения сцепления в сборе

16 — (53−1 601 178) Гайка регулировочная

17 — (53−1 601 125−01) Кожух

18 — (53−1 601 105-А) Пружина вилки оттяжного рычага

19 — (53−1 601 094) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления ГАЗ-3307 в сборе

20 — (53−1 601 093) Диск сцепления нажимной

21 — (53А-1 601 115) Пружина

22 — 5 (3−1 601 130−12) Диск сцепления ведомый в сборе

23 — (293 913-П) Заклепка 4х7

24 — (53−1 601 138−20) Накладка фрикционная ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

25 — (293 907-П) Заклепка 4х6

26 — (53−1 601 110) Палец игольчатого подшипника оттяжного рычага нажимного диска сцепления

27 — (53−1 601 109) Ролик игольчатый подшипника оттяжного рычага 1. 6×11. 8

29 — (53−1 601 112) Палец вилки

30 — (53−1 601 108) Вилка опорная оттяжного рычага нажимного диска сцепления

31 — (53−1 601 095-А) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления

32 — (252 135-П2) Шайба 8 Т ОСТ 37. 001. 115−75

33 — (290 656-П8) Болт М8−4h6hх30

34 — (53−11−1 601 180) Муфта выключения сцепления в сборе

35 — (588 911) Подшипник в сборе (М-7580)

35 — (588 911) Подшипник в сборе (М-7580)

36 — (53−11−1 601 185) Муфта выключения сцепления ГАЗ-3307

37 — (220 101-П8) Винт М6−6gх8

38 — (66−1 601 035−20) Крышка люка установки зажигания

39 — (252 155-П2) Шайба 8Л ОСТ 37. 001. 115−75

40 — (201 454-П8) Болт М8−6gх16

41 — (66−1 601 018) Картер сцепления, нижняя часть

42 — (201 518-П8) Болт М10×1×25

43 — (293 340-П8) Шайба 10,5

44 — (291 506-П8) Болт М10−6gх125

45 — (11−7576) Опора шаровая вилки подшипника выключения сцепления

4.1. Разборка и сборка

4.1.1 Снятие и установка ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-3307

Для снятия дисков ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

Ш снять коробку передач с автомобиля, как при замене подшипника выключения сцепления;

Ш найти заводские метки «0» у одного из болтов крепления кожуха к маховику или самостоятельно нанести метки на кожухе и маховике;

Ш равномерно отвернуть болты крепления кожуха к маховику, чтобы при этом не погнуть лапы кожуха и не повредить точные отверстия под центрирующие болты;

Ш последовательно снять ведомый и нажимной (корзина) диски, так как вторая поперечина рамы мешает одновременному снятию дисков.

Для этого необходимо через посадочное отверстие картера сцепления ГАЗ-3307 для коробки передач поднять до упора в картер нажимной диск, оставляя внизу возможно больший зазор между маховиком и кожухом сцепления, через который и вынуть ведомый диск.

Затем, повернув корзину ГАЗ-3307 вниз одной из регулировочных гаек, снять его, поворачивая таким образом, чтобы остальные регулировочные гайки проходили, не задевая поперечину. Установку ведомого и нажимного дисков в сборе необходимо проводить в последовательности, обратной снятию.

При установке ведомого и нажимного дисков сцепления ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

Ш заложить смазку в отверстие подшипника первичного вала, установленного в коленчатом валу, и тщательно очистить поверхности трения на маховике и нажимном диске ветошью, смоченной бензином;

Ш при установке ведомого диска центральная пружина демпфера должна быть обращена в сторону маховика, а метки «0» на кожухе и маховике должны совпадать;

Ш перед затяжкой болтов ведомый диск установить соосно коленчатому валу, используя оправку или запасной первичный вал;

Ш равномерно затянуть болты крепления кожуха к маховику и вынуть оправку или запасной первичный вал. Оправка или вал должны выниматься свободно.

4.2 Разборка и сборка нажимного диска (корзины) сцепления ГАЗ-3307

Разборку корзины ГАЗ-3307 необходимо проводить с помощью приспособления или пресса с усилием не менее 3000 Н (300 кгс) в следующем порядке:

Ш отметить расположение всех деталей относительно нажимного диска и самого диска относительно кожуха для того, чтобы после сборки сохранить заводскую балансировку всего узла;

Ш положить нажимной диск на подставку и установить на стол пресса. На кожух положить подкладку таким образом, чтобы было удобно отвинчивать регулировочные гайки. Нажимая прессом на подкладку, разгрузить рычаги и регулировочные гайки от усилия нажимных пружин, отвернуть регулировочные гайки, плавно отпустить пресс и снять кожух;

Ш расшплинтовать пальцы, осторожно их вынуть и собрать иглы подшипников.

Сборку нажимного диска сцепления ГАЗ-3307 необходимо проводить в порядке, обратном разборке.

4.3 Замена фрикционных накладок ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

Для замены фрикционных накладок ведомого диска необходимо выполнить следующее:

высверлить и выбить бородком алюминиевые заклепки крепления фрикционных накладок;

осторожно, не допуская появления трещин, приклепать поочередно новые накладки к диску сцепления.

Торец всех головок заклепок должен быть утоплен на 2−2,6 мм относительно рабочей поверхности накладок. Расклепанная головка на диске сцепления ГАЗ-3307 должна быть высотой 0,9−1,2 мм. При необходимости надо отбалансировать ведомый диск статически, обеспечивая с помощью балансировочных грузов остаточный дисбаланс не более 18 г/см.

Собранный с накладками диск проверить на приспособлении на биение накладок. Допустимое биение — 0,7 мм на радиусе 145 мм; если биение больше указанного значения, диск необходимо выправить.

5. Безопасность труда, производственная санитария и противопожарные мероприятия

5.1 Безопасность труда

Каждый рабочий, поступающий на предприятие, проходит вводный инструктаж по всем вопросам, касающимся условий безопасной работы на данном предприятии. Прохождение вводного инструктажа подтверждается контрольным листом, сдаваемым администрации цеха. Без предъявления контрольного листа новый рабочий к работе в цехе не допускается.

Сборка и монтаж промышленного оборудования связаны с поднятием и перемещением деталей и сборочных единиц, зачастую большой массы. Правила безопасности труда запрещают допускать к переноске тяжестей подростков до 16 лет. Юношам от 16 до 18 лет разрешается переносить грузы массой не более 16 кг, а девушкам 16 — 18 лет — не более 10 кг. Взрослые мужчины могут поднимать груз массой до 50 кг.

Основными условиями безопасной работы при выполнении сборочных операций являются правильная организация рабочего места, использование только исправных инструментов, строгое соблюдение производственной дисциплины и правил безопасности труда, изложенных в памятках и специальных инструкциях.

Внутризаводской безрельсовый транспорт представляет опасность. Небезопасно передвижение в узких проходах или на путях, где работают грузоподъемные механизмы. Ниже приведены основные правила подготовки и выполнения сборочных работ.

5.2 Организация рабочего места слесаря

Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве текущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места.

Организация рабочих мест исходит из следующих основных требований:

— на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный;

— рабочие места должны быть специализированы, то есть каждый рабочий должен выполнять определенные виды работ, что позволяет сократить время на подготовку к работе и более полно использовать инструмент и приспособления;

— рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкции оборудования (высота конвейера, стенда), взаимное расположение рабочих мест и т. д. ;

— рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.

Участок разборки должен иметь прочные несгораемые стены. Полы на участке должны быть ровные (без порогов), гладкие, не впитывающие нефтепродукты. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.

Оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Нельзя допускать скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, Проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и к огнетушителям.

Для обеспечения электробезопасности каждое производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Сопротивление шины заземления, в любом месте не должно превышать 4 Ом. Все корцусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены и заземлены.

5.3 Безопасность труда перед началом работы

Надев спецодежду, проверить, нет ли на ней свисающих концов; рукава застегнуть или закатать выше локтя;

Подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, удалить посторонние предметы, при необходимости включить местное освещение, разложить в нужном порядке инструменты, приспособления, материалы и т. п. ;

Убедиться в исправности инструмента: молотки должны быть насажены на рукоятки овального сечения и расклинены металлическими завершенными клиньями, гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размерам болтов и гаек; молотки, оправки, обжимки, керны и т. п. Не должны иметь скошенных бойков и заусенцев;

Убедиться в исправности электроинструмента: изоляция провода должна быть без повреждений, иметь заземление, клеммы подключения должны быть закрыты; на рабочем месте должен быть резиновый коврик.

5.4 Безопасность труда во время работы

Пользоваться только исправными инструментами и оснасткой, указанными в технологической карте;

Не останавливать вращающийся инструмент руками или каким-то предметом;

При опрессовке сборочных единиц, их испытаниях на пневмоприспособлениях снимать и укладывать изделия при полной неподвижности штока, не поправлять деталь при движении штока;

При использовании подвесных конвейеров снимать детали и проталкивать пустые подвески осторожно, следить за исправностью крюков, колец, цепей, за правильным закреплением деталей;

Детали укладывать в тару или на стеллажи; при укладке штабелем его высота не должна превышать 1 м;

При запрессовке детали ставить без перекосов, гидравлические скобы держать только за ручки;

При работе с бензином или растворителем надевать перчатки, при этом строго соблюдать противопожарные правила.

К работе с пневматическим инструментом допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальную подготовку и проверку знаний.

Работу абразивным механизированным инструментом разрешается выполнять только согласно инструкции, действующей на предприятии.

5.5 Безопасность труда об окончании работы

Проверить, не оставлен ли инструмент на рабочем месте; отключить все механизмы;

Привести в порядок рабочее место;

Слить из ванночек бензин через воронку централизованного слива, убрать отработанный обтирочный материал в специальные металлические ящики.

5.6 Производственная санитария и оказание первой помощи

Хорошо организованное рабочее место, нормальная температура и чистота воздуха, хорошее освещение создают у работающего бодрое настроение и способствуют высокой производительности труда.

Температура зимой в цехе должна быть 291−293 к (18 — 20°с). Рабочие помещения должны хорошо проветриваться.

Хорошее освещение не вызывает напряжения зрения и уменьшает случаи травматизма. При плохом освещении рабочего места быстро устают глаза, притупляется внимание и вследствие этого могут произойти несчастные случаи.

Главное условие при оказании первой помощи — быстрые и умелые действия. Это особенно важно, когда оказывается помощь пораженному электрическим током. При поражении электрическим током принимают меры согласно инструкции по электробезопасности, действующей на предприятии. Помощь в случаях травмирования оказывается пострадавшим согласно инструкции по технике безопасности, действующей на предприятии.

5.7 Противопожарные мероприятия

К числу простейших средств тушения пожара относятся огнетушители, бачки с водой, мешки или ящики с песком, ломы, топоры, лопаты, багры, ведра. Противопожарный инвентарь запрещается использовать на какие бы то ни было хозяйственные нужды, его окрашивают в красный цвет.

При пожаре необходимо быть на своем рабочем месте и выполнять распоряжения руководителей производства. Следует помнить, что при пожаре нельзя выбивать стекла в окнах, так как приток свежего воздуха усиливает горение. До прибытия пожарных команд тушить пожар следует согласно инструкции, 'действующей на предприятии.

Заключение

При эксплуатации автомобиля возникает необходимость изменять не только скорость движения и величину подводимого к колесам момента, но также маневрировать, останавливаться, двигаться задним ходом.

Выполнение всех этих действий становится возможным благодаря тому, что развиваемый двигателем крутящий момент подводится к ведущим колесам через механизмы трансмиссии, а без рассоединения двигателя от узлов трансмиссии не было бы возможности варьировать передаваемую к ведущим колесам автомобиля величину момента и угловой скорости вращения.

Вследствие чего сцепление является ключевым узлом в обеспечении комфортабельной работоспособности автомобиля в целом.

Список используемой литературы

Основные источники:

1. Пособие по Устройству Техническому Обслуживанию и Ремонту автомобиля ГАЗ — 3307.

2. Вахламов В. К. Подвижной состав автомобильного транспорта. — М.: ОИЦ «Академия», 2003.

3. Власов В. М., Жанказиев С. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: ОИЦ «Академия», 2010.

4. Карагодин В. И., Митрохин Н. Н. Ремонт автомобилей и двигателей. — М.: ОИЦ «Академия», 2009.

5. Пехальский А. П., Пехальский А. И. Устройство автомобилей. — М.: ОИЦ «Академия», 2008.

6. Пехальский А. П., Пехальский А. И. Устройство автомобилей. Лабораторный практикум. — М.: ОИЦ «Академия», 2010.

7. Покровский Б. С. Общий курс слесарного дела: Учебное пособие. — М.: ОИЦ «Академия», 2010.

8. Покровский Б. С. Основы слесарного дела: Учебник для начального профессионального образования. — М.: ОИЦ «Академия», 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http: //www. avtozapchasty. ru

2. http: //www. autoprospect. ru

3. Электронный ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http: //metalhandling. ru

Каталог образовательных ресурсов www. edu. ru

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой