Счастье: подходы к определению

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Философия


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

http: ///

http: ///

Содержание

Введение

1. Пути к достижению счастья

2. Теория душевного равновесия

2.1 Базовое счастье

2.2 Любовь и сострадание

2.3 Ключевые положения теории Далай-ламы

3. Содержание понятия «счастье»

3.1 На пути к постижению природы счастья

3.2 Морально-этические принципы

3.3 Ключевые положения теории Размика Айдиняна

4. Сравнительный анализ

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема счастья нередко затрагивала умы великих философов, психологов, ученых всех времен и народов. Многие мыслители прошлого считали, что главной целью человека является счастье. Каждый из великих людей пытался найти путь к достижению счастья, причем у каждого был определенно свой путь, лишь немного схожий с другими.

Цели и задачи моего исследования — найти наиболее вероятный способ достижения счастья, исходя из теорий и мыслей двух великих людей.

Я считаю, что эта тема была и будет актуальна всегда, пока живут люди. Ведь люди не могут постоянно быть счастливыми, это просто невозможно. За счастьем всегда следует страдание, а с помощью определенных знаний и умений мы сможем ослабить это страдание и приумножить счастье.

Я выбрала 2 книги для работы:

1) Далай-лама XIV. Искусство быть счастливым. -- 1999., в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером

2) Айдинян Р. М. Трактат о счастье

Книгу «Искусство быть счастливым» я выбрала из интереса к Далай-ламе, мне всегда было интересно, как он рассуждает, его мысли, что он говорит. И благодаря работе, я узнала много нового о счастье и об этом человеке. Вторая книга мне понравилась четкостью и конкретностью изложения темы «счастье».

душевный равновесие счастье моральный

1. Пути к достижению счастья

Как достичь счастья? Таким вопросом задавались авторы, которых я выбрала для написания своей курсовой работы.

Далай-лама считал, что основная цель человеческой жизни -- счастье. Независимо от того, кто мы -- атеисты или верующие, буддисты или христиане, -- все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по мнению Далай-ламы, основное движение в нашей жизни -- это движение к счастью. А движение к счастью начинается с тренировки сознания, т. е. внутренне себя дисциплинировать и направлять на счастье. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни. Внутренняя дисциплина включает в себя много вещей, много методов, но нужно начинать с определения факторов. Так, например, хорошее здоровье считается одним из необходимых условий счастливой жизни. Помимо этого, большинство из нас считает непременным условием счастья материальные блага, или богатство. Дополнительный фактор -- наличие друзей или партнеров. Все мы понимаем, что каждому человеку необходим круг друзей, на которых можно положиться и с которыми можно поделиться своими эмоциями. Итак, все эти факторы -- источники счастья. Однако существует еще один, ключевой фактор, который позволяет индивидууму наиболее полно использовать остальные факторы для достижения счастья и удовлетворения, -- состояние ума. Этот фактор является решающим. Есть факторы, которые ведут к счастью и к страданию. Те факторы, которые ведут к счастью нужно усилить, а те, которые ведут к страданию — исключить. В этом — смысл идеи Далай-ламы.

Размик Месропович, кратко, но очень содержательно систематизировав сказанное до него, выделяет четыре измерения счастья. Во-первых, это возможность обладания такими благами, доступ к которым не зависит от усилий самого человека, это блага, принесенные судьбой фортуной, «слепым» случаем (везение, удача). Во-вторых, это блага, возможность обладания которыми большей частью зависят от биологической или социальной предопределенности, и лишь частично, зависят от усилий самого человека (свобода, здоровье, красота, физическая сила, богатство, власть). В-третьих, это добродетели — блага, возможность обладания которыми уже в значительной степени зависят от усилий самого человека, его воспитания, образования (трудолюбие, ум, мудрость, совесть, справедливость, дружба, любовь, уважение, честь, гордость). Наконец, в-четвертых, это переживание человеком удовлетворенности обладания внешними благами и добродетелями, как благами внутренними (удовольствие, наслаждение, упоение, блаженство, радость, веселье, ликование).

В своей книге, Размик Айдинян, отвечает на ряд вопросов, которые вставали на пути постижения природы счастья, и приводит несколько закономерностей на основании морально-этических принципов.

2. Теория душевного равновесия

Душевное равновесие — это основа краеугольного камня счастливой жизни.

«Ценность душевного равновесия — это уравновешенный и разумный подход, избегание крайностей -- эти вещи очень важны во всех аспектах нашей жизни. Так, посадив деревце, вы должны ухаживать за ним очень умело и аккуратно. Слишком много влаги его убьет, слишком много света его убьет, слишком мало -- тоже. Поэтому деревцу для нормального роста нужна очень уравновешенная среда. Если взять физическое здоровье человека, крайности вредят ему тоже. Много белка -- плохо, мало -- тоже плохо. Осторожный и умелый подход необходим также в духовном и эмоциональном развитии. Так, если мы обнаруживаем, что становимся высокомерными, ощущаем свое превосходство на основе тех или иных истинных или мнимых достижений и качеств, в качестве противоядия можно использовать размышление о проблемах и страданиях, несовершенстве бытия. Это поможет вам опуститься с небес на землю. И напротив -- если вы обнаруживаете, что размышления о несовершенстве бытия, страдании, боли и т. п. вас угнетают, и начинаете испытывать отчаяние и думать: „О, я ничего не могу. Я беспомощен“, то вы должны поднять свой дух размышлениями о своих достижениях и позитивных качествах. Так что здесь очень важно чувствовать равновесие. Равновесие полезно не только в том, что касается физического и эмоционального здоровья, но и в духовном развитии. В буддизме, к примеру, существует огромное множество техник и практик, и очень важно не впадать в крайности. Необходим комплексный подход, сочетающий в себе обучение и практику. В противном случае может возникнуть дисбаланс между знаниями и их практическим применением. Чрезмерная интеллектуализация может убить созерцательные практики. Чрезмерный акцент на практике может убить понимание. Поэтому равновесие обязательно» Далай-Лама XIV, Х. К. Катлер «Искусство быть счастливым», с. 86.

Чем устойчивее наше душевное равновесие, тем сильнее наша способность наслаждаться счастливой и радостной жизнью. Далай-лама также замечает, что, когда мы говорим о душевном равновесии, нам не следует путать его с полностью бесчувственным, апатическим состоянием души. Душевное равновесие, или душевное спокойствие, -- это вовсе не полная отрешенность и не пустота.

Основа душевного равновесия -- любовь и сострадание. Этому состоянию свойственны эмоциональность и чувствительность.

До тех пор, пока отсутствует внутренняя дисциплина, приносящая спокойствие уму, никакие материальные блага и прочие внешние условия не принесут вам ощущение радости и счастья, которые вы ищете. С другой стороны, если у вас есть это внутреннее качество -- душевное равновесие, даже при отсутствии различных внешних условий, которые большинство считает необходимыми для счастья, вы сможете вести жизнь, полную счастья и радости.

2.1 Базовое счастье

«Исследователи из штата Иллинойс, изучив победителей местной лотереи, обнаружили, что практически у всех эйфория от крупного выигрыша, в конце концов, улетучивалась, сменяясь обычным состоянием равновесия. Другие исследования показали, что даже те, кто стал жертвой таких несчастий, как рак, слепота или паралич, рано или поздно возвращаются к своему нормальному, привычному мироощущению. Итак, если для каждого из нас существует некий базовый уровень счастья, который не зависит от внешних обстоятельств, чем же этот уровень определяется? И, что более важно, можно ли его изменить, в частности повысить? Некоторые исследователи утверждают, что индивидуальный уровень счастья задан генетически, по крайней мере, до некоторой степени. Исследования показывают, что у однояйцовых близнецов уровни счастья обычно совпадают независимо от того, как они воспитывались -- вместе или порознь. Это позволяет сделать вывод, что уровень счастья задан биологически, и его значение записывается в мозг при рождении. И все же, хотя наше мироощущение во многом задано на генетическом уровне -- степень этого влияния ученым еще предстоит определить, -- большинство психологов разделяют мнение о том, что независимо от того, сколько счастья отпущено нам природой, каждый из нас может предпринимать некоторые сознательные шаги по его достижению. Очевидно, что счастье или несчастье во многом определяются нашим мироощущением и зависят от того, как мы сами воспринимаем ту или иную ситуацию и насколько мы удовлетворены тем, что имеем» Далай-Лама XIV, Х. К. Катлер «Искусство быть счастливым», с. 12.

Мы рождены для поиска счастья. В основе счастья лежат чувства любви, привязанности, близости и сострадания. Далай-лама считает, что у каждого из нас есть основания для того, чтобы быть счастливым, чтобы проявить теплоту и сострадание, ведущие к счастью. Одно из его основных убеждений заключается в том, что потенциал для сострадания дается нам уже при рождении. Далай-лама также считает, что в основе человеческой природы лежит именно доброта.

Его убеждение основано в соответствии с буддийской доктриной «природы Будды», все человеческие существа изначально благородны и неагрессивны. Однако эту точку зрения можно принять и не исповедуя буддизм. Далай-лама основывает это убеждение на иных идеях. Он считает, что любовь и сострадание -- это не только религиозные принципы, но и неотъемлемые элементы повседневной жизни.

Во-первых, если рассмотреть всю нашу жизнь, от рождения до смерти, можно увидеть, что на всем ее протяжении нас питает любовь других людей. Взять, например, сам факт нашего появления на свет. Наше первое действие после рождения -- сосание молока матери или кормилицы. Это -- акт любви, сострадания. Без этого мы не выжили бы, это очевидно. И для совершения этого действия необходима взаимная любовь. Если бы ребенок не испытывал любви и привязанности к женщине, дающей молоко, он мог бы отказаться его сосать. Если бы, в свою очередь, мать или кормилица не испытывала любви к ребенку, у нее могло бы не появиться молоко. Это жизнь, это реальность. Душевный покой, любовь и сострадание оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние и здоровье человека. И наоборот -- раздражение, страх, возбуждение и злоба действуют на наш организм разрушительно. Любовь оказывает влияние и на наше эмоциональное здоровье. Чтобы понять это, нам достаточно задуматься над тем, что мы чувствуем, когда другие проявляют по отношению к нам любовь и привязанность. Или понаблюдать, как испытываемое нами чувство любви автоматически и естественно изменяет наш внутренний мир, что мы ощущаем при этом. Эти положительные эмоции делают счастливее нас и наши семьи, а также все общество в целом. Исходя из этого, Далай-лама делает вывод, что в основе человеческой природы лежит доброта. И если это действительно так, есть смысл в том, чтобы попытаться привести свою жизнь в соответствие с этим основным элементом человеческой природы.

2.2 Любовь и сострадание

Далай-лама считает, что основа душевного равновесия — это любовь и сострадание. Любви трудно дать определение, так как у нее их множество. Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде -- это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Нет никакого сомнения в том, что в глубине своего сердца каждый из нас хочет быть счастливым. Таким образом, если любовь -- это подлинное желание счастья для кого-либо, каждый из нас, по определению, любит себя, так как каждый из нас в глубине души хочет быть счастливыми, а это -- самая истинная, самая глубокая разновидность любви.

Далай-лама значительно большее внимание в своей книге он уделяет состраданию. Он рассказывает, что сострадание можно приблизительно определить как состояние сознания, в котором отсутствует жестокость и агрессивность. «Это ментальное состояние, основанное на желании избавить других от страданий и связанное с чувствами долга, ответственности и уважения к другим. Развитие сострадания можно начинать с культивации в самом себе желания освободиться от страданий, а затем перенести это естественное желание на остальные существа. Люди часто путают сострадание с привязанностью. Таким образом, говоря о сострадании, мы вначале должны провести различия между двумя типами любви или сострадания. Первый тип сострадания ближе к привязанности -- это чувство контроля над кем-либо или требовательной любви к кому-либо. Этот распространенный тип любви или сострадания не полон и не гармоничен. Соответственно, основанные на нем отношения неустойчивы. Отношения этого типа, основанные на восприятии и идентификации человека в качестве друга, могут порождать определенную эмоциональную привязанность и чувство близости. Однако при малейшем изменении ситуации -- например, недоразумении или ссоре -- ваша ментальная проекция внезапно изменяется и концепция «мой друг» исчезает из вашего сознания. Вся эмоциональная привязанность улетучивается, и на место любви и заботы вполне может прийти ненависть. Таким образом, тип любви, основанный на привязанности, тесно связан с ненавистью.

Но существует и другой тип сострадания, свободный от подобной привязанности. Это истинное сострадание. Оно не имеет ничего общего с собственнической привязанностью. Истинное сострадание основано на постулате, гласящем, что все люди наделены стремлением к счастью и способностью преодолевать страдания. Они имеют естественное право на воплощение в жизнь своих стремлений. На основе понимания этого равенства вы развиваете в себе ощущение общности и близости с другими людьми. Используя это ощущение в качестве основы, вы приходите к состраданию, которое не различает друзей и врагов. Это сострадание основано не на вашей личной ментальной проекции. Следовательно, с его помощью вы можете прийти к любви и сочувствию. В этом смысл истинного сострадания". Далай-Лама XIV, Х. К. Катлер «Искусство быть счастливым», с. 24

2.3 Ключевые положения теории Далай-ламы

1. Тренировка сознания, т. е. нужно себя внутренне дисциплинировать, направлять на позитивное и счастье.

1. Определение факторов, т. е. те факторы, которые ведут к счастью нужно усиливать, а те, которые ведут к страданию — исключать из своей жизни.

2. Избегание крайностей — сознательное расширение взглядов позволяет преодолевать крайности в мышлении, которые чреваты проблемами.

3. Душевное равновесие - чем устойчивее наше душевное равновесие, тем сильнее наша способность наслаждаться счастливой жизнью.

4. Доброта — положительные эмоции, а положительные эмоции ведут к счастью.

5. Любовь — это разновидность счастья.

6. Сострадание — с его помощью можно прийти к любви и сочувствию.

3. Содержание понятия «счастье»

Счастье — это удовлетворение вследствие обладания благами и добродетелями. Понятно, если удовлетворение минутное, то и счастье будет минутным. И это не значит, что минутное счастье — вовсе не счастье, как считаю некоторые. Многие люди готовы променять минуту счастья на годы жизни. Другой вопрос, разумно ли это. Учитывая сказанное, можно конкретизировать определение счастья. Счастье — это удовлетворенность (сиюминутным ли состоянием, или некоторой частью жизни, или всей жизнью в целом) как следствие обладания внешними благами и добродетелями.

По словам Размика Айдиняна, счастье — это оценочная категория, т. е. при помощи этого понятия человек оценивает свое состояние или жизнь в целом. А всякая оценка самого себя своей жизни есть форма рефлексии.

Следует различать счастье действительное от недействительного, мнимого, кажущегося. Счастье обоснованное, истинное есть следствие обладания настоящими, действительными благами. К ним относится все то, что, порождая чувство удовлетворенности, в то же время способствует здоровью человека, его самосовершенствованию, а также способствует интересам и пользе общества в целом, не препятствует его самосохранению и прогрессивному развитию. Такое определение настоящих благ позволяет отличить счастье от иллюзорного счастья наркомана или алкоголика, от эйфории паралитика и стяжательского благополучия людей, наживающихся за чужой счет.

3.1 На пути к постижению природы счастья

В своей книге Размик Месропович рассматривает ряд вопросов, в которых пытается разобраться.

«Вопрос влияния одиночества на счастье. Живя в обществе, человек не может быть свободен от контактов с людьми — деловых, психологических, бытовых и т. д., как приятных, так и неприятных. Стремление человека к одиночеству зависит от двух условий. Во-первых, от возможности уединения: если у человека нет такой возможности, то для него одиночество становится большим благом, обладание которым совершенно необходимо для счастья. Во-вторых, чем духовно богаче человек, тем чаще и дольше он страдает от отсутствия такой возможности.

В то же время одиночество причиняет страдание, если оно вынужденное и длительное. Оно может вести к деградации личности". Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 16 Словом, одиночество доставляет удовольствие тем, кто лишен такой возможности уединения, и превращается в муки для тех, кто на него обречен.

Другой вопрос связан с возникновениями искажений в оценках счастья. «Трудность оценки собственной прошедшей жизни, из-за которой возникают искажения в оценке, обусловлена несколькими особенностями психики человека. Одна из них выражается в том, что прошедшие огорчения видятся как бы через уменьшительное стекло, а прошедшие радости — через увеличительное. Кроме того, память редко меняет знаки чувств с минусов на плюсы — часто негативные прошлые переживания впоследствии при воспоминании приобретают положительную эмоциональную окраску. Это явление психики называется оптимистической тенденцией памяти.

Другая особенность психики выражается в том, что люди часто создают в уме сильно идеализированную реконструкцию прошлого. «Наше счастье зависит не только от действительного прошлого, но и от вымышленного, которого на самом деле никогда и не было» — В. Татаркевич.

Третья особенность психики состоит в «многоцветности», разнокачественности сиюминутно протекающих психических переживаний. Такие негативно «окрашенные» чувства, как печаль, грусть, меланхолия, тоска, могут доставлять удовольствия и наслаждения, т. е. одновременно и быть позитивно «окрашенными».

Наконец, четвертая особенность психики, которая обуславливает искажения в оценках, состоит в закономерной склонности многих людей преуменьшать свои удовольствия и преувеличивать чужие. И, наоборот, преувеличивать свои страдания, а чужие — преуменьшать. Искажения в оценках возникают не только при оценках в удовольствий и страданий, но и их источников. Человек недооценивает блага, которые есть у других: «чужая невеста всегда кажется красивей» и т. п" Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 22.

Следующий вопрос в книге Р. Айдиняна связан с факторами счастья, т. е. всего того, что способствует его достижению.

«Благом является все то, что способствует счастью человека и пользе общества. При помощи понятия «благо» можно описывать полезные человеку природные явления, полезные качества самого человека.

Понятия «добро» и «зло» — это категории для оценки полезности или вредности поведения и деятельности человека.

Добро — это мера полезности поведения и деятельности человека для окружающих и для общества в целом. Соответственно, зло — это мера общественной вредности человека. А доброта — это свойство человека приносить пользу окружающим.

Всякий фактор счастья выступает как та или иная разновидность блага. Блага бывают внешними (по отношении к человеку) и внутренними (добродетели) — находящимися в нем самом.

Перечень всех внешних благ и добродетелей одновременно представляют собой и совокупность всех факторов счастья" Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 24.

3.2 Морально-этические принципы

В своей книге Размик Месропович описывает 12 морально-этических принципов (максим), соблюдение которых способствует достижению счастья.

1. Развивай все свои способности.

2. Овладевай многообразием форм деятельности.

3. Стремись к разнообразию внешних условий.

«Развивая свои способности, человек расширяет свои возможности овладения многими видами активной деятельности. Профессиональное владение любым делом доставляет огромное удовольствие не только от результата, плодов этой деятельности, но и от самого процесса. Кроме того, у человека всегда будет возможность сменить вид деятельности и тем самым приобщиться к новому источнику разнообразных впечатлений и приятных, глубоких переживаний. Этой же цели служит и третья максима.

Все три максимы бьют в одну цель, поэтому их можно обобщить и выразить в виде единого этического принципа: разнообразие глубоких впечатлений и приятных переживаний определяет полноту и насыщенность жизни — вот одно из необходимых и истинных условий достижения счастья". Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 37

4. Живи с людьми солидарно и в труде, и в отдыхе.

5. Помогай людям в меру своих сил.

6. Никогда и ничем не причиняй вреда окружающим.

Если человек не соблюдает эти максимы, то тем самым он будет вредить собственному счастью, ибо такой человек будет вызывать или безразличие к себе со стороны людей, или противодействие с их стороны. И в том, и в другом случае такой человек обречен на одиночество и изоляцию, которые усиливают страдания и уменьшают удовольствия.

«Все три максимы обобщены в единый универсальный этический принцип Кантом. Если удовольствия и страдания, согласно Канту подчиняются закону строго чередования, то исполнения морального предписания никому не прибавит удовольствие и, стало быть, не будет способствовать достижению счастья. Этот обобщенный принцип под названием „золотое правило“ был сформулирован еще древними мудрецами в следующем виде: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе» Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 39.

7. Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках.

Иначе тебя ждет разочарование за переоценку достоинств и раскаяние за недооценку недостатков объекта удовольствия, а также расплата и раскаяние за отрицательную идеализацию объекта неудовольствия. А разочарование, раскаяние и расплата не способствует достижению счастья, поскольку сопряжены с неприятными переживаниями.

8. Не бойся будущего, но и не впадай в беспечность.

9. Можно гордиться своими возможностями лишь тогда, когда они уже реализованы на деле.

«Преувеличенный страх перед будущей опасностью будет впоследствии расценен людьми как трусость. Недооценка же будущей безопасности будет квалифицироваться как преступная беспечность. Переоценка своих возможностей относительно будущего будет квалифицирована как бахвальство. Разумеется, ни один из этих эпитетов не способствует достижению счастья». Р. М. Айдинян «Трактат о счастье», с. 43

10. Не сожалей о проходящей молодости и не страшись старости — ее можно прожить не менее счастливо, чем молодость.

С возрастом уменьшается глубина, интенсивность и спектр переживаний, однако соотношение удовольствий и страданий с возрастом не меняется.

11. Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни.

12. Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения.

Накопление богатств, повышение комфортности жизни после некоторого среднего для данного общества уровня, не способствует достижению счастья, поскольку не повышает удовлетворенности жизнью.

Именно несоразмерность потребностей и возможностей, притязаний и способностей является одним из главных источников несчастья.

3.3 Ключевые положения теории Размика Айдиняна

1. Доброта — это свойство человека приносить пользу окружающим.

2. Разнообразие глубоких впечатлений и приятных переживаний определяет полноту и насыщенность жизни.

3. Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.

4. Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках.

5. Не бойся будущего, но и не впадай в беспечность.

6. Можно гордиться своими возможностями лишь тогда, когда они уже реализованы на деле.

7. Не сожалей о проходящей молодости и не страшись старости — ее можно прожить не менее счастливо, чем молодость.

8. Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни.

9. Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения.

4. Сравнительный анализ

Первое, что мне пришло на ум, сравнивая эти книги — это то, что нам нужно для достижения счастья. В книге Далай-ламы самое главное для достижения счастья — это сострадание, любовь и душевное равновесие. А в книге Размика Айдиняна — это обладания внешними и внутренними благами.

Следующее о чем я хотела рассказать — это доброта. Далай-лама говорит, что в основе человеческой природы лежит именно доброта, т. е. мы изначально все добрые, что не заложено в нас ни злости, ни ненависти, на агрессии. По книги Р. Айдиняна доброта — это свойство человека приносить пользу окружающим.

Книгу Далай-ламы и книгу Р. Айдиняна нелегко сравнивать, хоть оба и пишут в своих книгах о счастье, их подходы к достижению счастья разные. Далай-лама больше говорит о духовном развитии человека, о его качествах. А книга Размика Айдиняна больше схожа на свод правил, там описывается, что конкретно нужно делать для достижения счастья, каким образом можно его достичь.

Выводы

Я очень рада, что выбрала именно эти книги для написания курсовой работы, что мне попались именно эти точки зрения на проблему счастья.

Достоинства первой книги — это, конечно, обращения Далай-ламы на наше духовное состояние. На то, что счастливым человеком может быть только тот, кто не промышляет зло, любит и сочувствует окружающим.

Достоинства второй книги — это четкость и конкретность изложения действий для достижения счастья. Я абсолютно согласна с его закономерностями и теориями.

Недостаток, как мне кажется, один для обеих книг — никто не сказал, что для того чтобы быть счастливым нужно прощать! Ведь без прощения в нас будет таиться обида, а с обидой внутри нельзя быть счастливым. Поэтому, в жизни нужно обязательно уметь прощать себя и окружающих.

Заключение

В своей работе, я изучала проблему счастья. Главный вопрос в этой проблеме — это как достичь счастья.

В первой теории, теории Далай-ламы, я рассматривала достижение счастья с точки зрения любви, сострадания и душевного равновесия. Ключевые положения — это работа над внутренними состояниями, т. е. для того, чтобы быть в душевном равновесии нужно контролировать свои эмоции, стараться не впадать в крайности. Чтобы быть счастливым нужно учиться любить и сочувствовать, обязательно искренне.

Во второй теории, теории Размика Айдиняна, я рассматривала достижение счастья с точки зрения морально-этических закономерностей. Такие закономерности, как «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе», «Будь воздержан, избегай пристрастности в оценках», «Имея необходимые и достаточные условия и средства к жизни, не стремись далее к накопительству и повышению комфортности жизни», «Соизмеряй свои потребности с возможностями их удовлетворения» — такие закономерности очень важны для нашей жизни.

Сравнительный анализ двух изученных теорий

Критерии теорий

Теория книги Далай-лама «Искусство быть счастливым»

Теория книги Р. М. Айдинян «Трактат о счастье»

Определение понятия «Счастье»

Освобождение, избавление от страданий.

Удовлетворение от обладания благами и добродетелями.

Путь к достижению счастья

Сострадание, любовь и душевное равновесие.

Обладание внешними и внутренними благами.

Определение понятия «Доброта»

Положительные эмоции, которые ведут к счастью.

Свойство человека приносить пользу окружающим.

Факторы счастья

Хорошее здоровье, материальные блага, наличие друзей или партнеров, состояние ума.

Внешние блага и добродетели.

Истинное счастье

Истинное счастье связано с душой и сердцем.

Следствие обладания настоящими, действительными благами.

Прочитав книги о счастье, у меня изменилось отношение к людям. Когда меня что-то злит или раздражает, я стараюсь взглянуть на ситуацию с точки зрения Далай-ламы, пытаюсь исключить негативные факторы, которые кроются во мне, а не в человеке, что меня раздражает. И это работает. Я сразу успокаиваюсь и возвращаюсь в свое душевное равновесие, анализируя происходящее. Для меня это стало открытием и достижением. Произошло это благодаря рекомендациям в книге Далай-ламы. Я считаю, что каждый человек, прочитав его книгу, многое вынесет для себя и станет, действительно счастливее.

А книгу Размика Айдиняна также будет полезным прочитать каждому. Те рекомендации, которые он написал, очень точно описывают пути к достижению счастья. Человек, соблюдающий их, скорее всего придет к счастью.

К этим двум книгам я могу добавить только то, что в жизни не следует держать обиды на других людей, нужно уметь прощать окружающих и себя.

Список использованной литературы

1. Далай-лама XIV./ Искусство быть счастливым. -- 1999., в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером

2. Айдинян Р. М./ Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008.- 88 с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой