США – политика двойных стандартов

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Политология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

США — политика двойных стандартов

Россия, Югославия, Ирак, Косово, Грузия, Молдова, Южная Осетия, Абхазия — везде со стороны США мы встречаем политику двойных стандартов.

Одним из важнейших результатов эволюции на протяжении многих тысячелетий человеческой цивилизации можно считать тот позитивный фактор, что каждый член современного общества, если, конечно, он не боится стать изгоем, подчиняется его законам, следует его обычаям и традициям.

Точно так же и современные цивилизованные государства, являющиеся членами мирового сообщества, кроме нескольких стран-изгоев с тоталитарными режимами, строят свои взаимоотношения друг с другом на внешнеполитической арене на основе общепризнанных норм международного права, закреплённых договорами и соглашениями, подписанными большинством членов Организации Объединённых Наций.

К сожалению, уже не первое столетие мир сталкивается с чрезвычайно опасными попытками США, самозвано берущих на себя роль «миссионеров свободы и демократии», навязывать свою волю и свои представления о наиболее рациональном государственном устройстве и общественном порядке всем остальным странам и народам на планете. При этом они действуют «по праву сильного», не слишком церемонясь в выборе средств и частенько пуская в ход «большую дубинку».

Декорируя свои экспансионистские устремления рассуждениями о «всеобщем благе», о стремлении облагодетельствовать весь остальной мир, переустроив его по своим собственным «демократическим лекалам», США стремятся расширить сферу своего военного, политического, экономического и идеологического влияния на другие страны и, в первую очередь, захватить контроль над их природными ресурсами.

Как писал Уильям Шекспир, «они лишь тех, кто им по нраву, любят, а чуть кто им не люб — мешают с грязью». Эти строки наиболее точно подходят под определение американской политики двойных стандартов, реализуемой по отношению к России и странам СНГ со времени развала СССР.

США приветствовали горбачевскую «перестройку» и обещали, что за ликвидацией Организации Варшавского Договора, демонтажем социалистического лагеря, а затем и СССР, ознаменовшими собой конец «холодной войны», должны последовать если и не роспуск НАТО, то, во всяком случае, отказ от его расширения за счёт новых стран и территорий. Но, как известно, практически ничего из этих ожиданий так и не сбылось.

По сути, США при президенте Буше попытались присвоить себе исключительное право на насилие, на проведение «гуманитарных» бомбардировок, на вторжение на чужие территории. Поведенческая доминанта политического класса США, обеспеченная достигнутым реальным превосходством в экономике, военной силе и информационных возможностях супердержавы, была направлена на упрощение системы взаимоотношений человечества, причем в самых эгоистических целях, то есть на формирование однополярного мира «Pax Americana».

Происходила новая тотальная ценностная реформация, вследствие которой западные «демократические ценности для всех» заменялись западными же «общечеловеческими ценностями» только для наиболее «продвинутых и избранных стран», а эти, в свою очередь, отменялись американскими «ценностями собственной выгоды только для себя и во имя себя».

Эта государственная практика США уже привела к тому, что политическая корректность больше не является обязательным принципом политики и дипломатии. Все большее значение приобретает «право силы», что, например, в ходе вооружённого вмешательства США в события в Югославии под предлогом «защиты прав» албанских сепаратистов в Косово, привело к полному НАТОвскому бандитизму, фактическому разрушению целостности страны, бомбардировкам Белграда и гибели многих тысяч мирных жителей.

«Право силы» США и целиком и полностью контролируемый ими блок НАТО применили под надуманным предлогом также в Ираке и в Афганистане.

Рассматривая воинствующую модель поведения США в мире, можно сказать, что она, к сожалению, связана с присущей именно США социально-культурной традицией. Для того чтобы не взорваться изнутри, США выпускают свой «воинственный пар» во вне, одновременно решая, таким образом, как задачи внутренней стабильности через консолидацию нации путем раздувания внешней опасности «мирового терроризма», так и задачи геополитические, с помощью открытой силовой экспансии.

Тоталитарность «демократической империи» США особенно ярко проявляется в стратегии двойных стандартов, успешно применяемой Вашингтоном на протяжении уже нескольких десятков лет, а также в полном подчинении политики, экономики, культуры, социальной сферы и морали нации, а сегодня и мира требованиям американских транснациональных корпораций «немедленной выгоды любым путем». Двойные стандарты политики США отражают достаточно парадоксальный феномен реального раздвоения бытия США на внутреннюю и внешнюю компоненты.

Внутренняя компонента политики США ориентирована на внутреннее потребление и на «продажу имиджа» во вне. Она основывается на классических принципах демократии и рыночной экономики. Умелое манипулирование демократической терминологией (при наличии безусловных достижений в экономике и внутренней правовой сфере), а также подчеркнуто повышенные стандарты и требования к качеству уровня жизни и потребления внутри страны создали у самих граждан США и у населения практически всех государств Запада устойчивую иллюзию без альтернативности именно такой модели своего национального развития.

Но сегодня становится все более очевидным: всё то, что для Америки хорошо, для других стран — смертельно опасно. Этот вывод становится вполне очевиден при рассмотрении сути внешней компоненты политики США, которая целиком и полностью ориентирована на требования предельной выгодности бизнеса транснациональных корпораций и подчинена исключительно задаче достижения национального благополучия и преуспеяния за счет ограбления и подчинения всего остального мира.

О тех опасностях, которые создаёт политика двойных стандартов США и зависимого от них Запада в лице НАТО для всего остального мира, недавно писал в газете «The Washington Times» американский военный эксперт Дэниэл Дэвис, прошедший службу в Афганистане и участвовавший в операции «Буря в пустыне» в Ираке.

Эксперт считает, что Соединенные Штаты должны изменить свой внешне дипломатический курс, который они проводят в последние два десятилетия, и отрицательные последствия которого испытывают на себе уже сейчас. В противном случае, считает американский офицер, они однажды столкнутся с вероятностью втягивания в крупную войну. Муссируя миф о том, что любой шаг России якобы продиктован жаждой власти и неприязнью к Соединенным Штатам, тогда как действия американцев всегда и везде верны, справедливы и разумны, власти США могут невольно способствовать серьезному кризису в отношениях и даже войне между США и Россией.

За примерами далеко ходить не надо. Утверждая, что России не следует экспортировать оружие, США при этом занимают лидирующее место в мире по его экспорту. «Мы также рекомендуем России не сотрудничать с Ираном, а сами предоставляем Грузии военных советников; мы заявляем, что Россия ни при каких условиях не имеет права держать свой военный контингент на Кубе, но при этом пренебрежительно говорим российской стороне, что она не имеет права голоса в вопросе расширения нашего военного альянса прямо до границ России», — отмечает эксперт.

По мнению Дэвиса, любой здравомыслящий человек — не обязательно россиянин или американец — воспримет эту ситуацию как применение двойных стандартов. И все же подавляющее большинство американских экспертов по внешней политике и сотрудников в администрации нового президента США Барака Обамы и сегодня отстаивают эти позиции, называя их абсолютно логичными.

Двоякие действия США в остальном мире воспринимаются многими как признак империализма. Поскольку такой стиль поведения практикуется уже несколько десятилетий, Америка утрачивает свое влияние за границей даже среди своих друзей и союзников по НАТО, поскольку Штатам больше не верят на слово, считает Дэвис.

По его мнению, ради грядущего благополучия и пользы Соединенных Штатов администрации президента Барака Обамы крайне важно изменить ситуацию, причём немедленно и кардинально. Россия намного охотнее сотрудничала бы с США, если бы в течение многих лет после распада СССР Штаты не принуждали ее к покорности «дипломатической дубинкой». Политики обеих сторон уже обмениваются взаимными обвинениями, отмечает эксперт. Но ухудшение отношений может зайти еще дальше и тогда однажды будет допущен просчет, касающийся грани дозволенного. На протяжении истории подобные оплошности много раз влекли за собой войны, которых никто не намеревался затевать.

Яркой страницей политики двойных стандартов стало отношение США к проблеме Косово, с одной стороны, и Южной Осетии и Абхазии, с другой. Если в первом случае США поспешили во всем обвинить Сербию и быстро признали Косово, то во втором случае Вашингтон не захотел увидеть все те преступления, которые по отношению к Южной Осетии и Абхазии совершал режим Саакашвили.

Более того, США, используя свою информационно-пропагандистскую машину, пытались убедить мир, в том, что «мирная Грузия» якобы столкнулась с «неприкрытой агрессией» со стороны России. Многочисленные доказательства того, что Россия пришла на помощь осетинскому народу только тогда, когда грузинские войска начали убивать миротворцев и народу Южной Осетии угрожал геноцид, полностью игнорировались руководством США.

Более того, даже доклад «Комиссии Тальявини», созданной Европейским Союзом (без участия России), который ясно дал понять, что войну в Южной Осетии развязала всё-таки сама Грузия, также был демонстративно «не замечен» администрацией США.

Комментируя выводы доклада созданной Е С Комиссии европейских экспертов о причинах и обстоятельствах конфликта в Южной Осетии, глава МИД Р Ф Сергей Лавров отметил: «Я боюсь, что эти важные выводы, которые сделала независимая комиссия о том, что Грузия начала войну, и которые должны привести к тому, что государственный деятель, ее начавший, должен отвечать за все ее последствия, ни к чему не приведут… Настолько ангажирована европейская политика, настолько она зависима от США, которые безоговорочно поддерживают Саакашвили, что мне кажется, что особых надежд на это возлагать не приходится».

Двойные стандарты администрации США заметны и по отношению к Молдове. До тех пор, пока коммунистическое руководство Молдовы во всем активно поддерживало внешнюю политику США, участвовало в работе структур ГУАМ и даже, переступив через нейтральный статус страны, посылало молдавских военнослужащих в Ирак, Вашингтон считал, что в Молдове все было хорошо и с демократией, и с правами человека, и со свободой СМИ.

Но стоило только коммунисту Воронину и его команде вновь повернуться лицом к Москве, начать активно развивать отношения с Россией, высказаться о бесплодности дальнейшего членства в ГУАМ, а также вывести своих военных из Ирака, как у Госдепартамента США тут же «открылись глаза» и появилась «серьёзная озабоченность» состоянием дел с демократией и правами человека в Молдове. В очередной раз дала себя знать традиционная для Вашингтона политика двойных стандартов.

С очевидностью проявляется она сегодня и в отношении сменившего коммунистов-воронинцев у власти либерально-демократического Альянса «За европейскую интеграцию», которому США прощают допускаемые им на каждом шагу нарушения принципов демократии и политического плюрализма. Прощают только за то, что входящие в АЕИ политики «присягнули на верность» Вашингтону.

С приходом в Белый дом президента — демократа Барака Обамы и провозглашённым им «новым внешнеполитическим курсом», предусматривающим «перезагрузку» отношений США не только с Россией, но и со всем остальным миром, многие связывают сегодня надежды на то, что администрация США, наконец, начнёт отказываться от дальнейшего применения пагубной политики двойных стандартов.

Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Барак Обама в частности отметил: «Многие в мире стали относиться к Америке со скептицизмом и недоверием». Президент США указал, что это происходило из-за «неприятия мировой общественностью определенных политических решений США и мнения о том, что по некоторым ключевым вопросам Америка действовала в одностороннем порядке, не считаясь с интересами других».
Из сказанного Обама делает правильный вывод: «Ни одна страна не может и не должна пытаться господствовать над другой. Никакой мировой порядок, возвышающий одну страну или группу людей над другой, не увенчается успехом. Демократия не может быть навязана извне ни одному государству. Каждое общество должно искать свой собственный путь, и совершенных путей не бывает. Каждая страна будет идти по пути, который коренится в культуре и традициях ее народа. И я признаю, что Америка слишком часто подходила избирательно к распространению демократии».

Однако, слишком хорошо зная о том, что и как делали США до того, как президентом стал Барак Обама, учитывая, что в его окружении по-прежнему «делают политическую погоду» те же самые старые ястребы времён «холодной войны», мы не очень уверены, что все эти благие пожелания и обещания Обамы всерьез и надолго.

Тревогу вселяет тот факт, что стоит только Бараку Обаме сделать шаг в сторону разрядки и отказа от политики двойных стандартов, как тут же с соответствующими «поправками» и «корректировками», фактически дезавуирующими его слова и намерения, словно чёртики из табакерки, немедленно выскакивает всё та же, знакомая до боли, «старая гвардия» «холодной войны», считающая, как говорил ещё Наполеон, что «в политике только тот прав, у кого большие батальоны».

Так что, сохраняя осторожный оптимизм в отношении «добрых намерений» новой администрации США, будем внимательно наблюдать за конкретными практическими шагами Вашингтона и его союзников по НАТО в этом направлении, в том числе и по отношению к Молдове.

Список литературы

двойной стандарт демократический манипулирование

1. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. — М.: 2000.

2. Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2004.

3. Политологический словарь. Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Хампова. — М.: Высшая школа, 1995.

4. США: Конституция и законодательные акты / Под ред. О. А. Жидкова. — М.: 1993.

5. Известия. 2002. 6 июня.

6. Известия. 2002. 24 сентября.

7. Российская газета. 2002. 19 июля.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой